Автор: Шевцова Наталья Ивановна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ЕДМШ
Населённый пункт: г. Елизово Камчасткого края
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Опыт творческого подхода к иллюстраторской работе по предмету "Аккомпанемент""
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Елизовская детская музыкальная школа»
(МБУ ДО ЕДМШ)
Методическое сообщение
на тему:
«Опыт творческого подхода
к иллюстраторской работе
по предмету «Аккомпанемент»
Автор:
Шевцова Наталья Ивановна,
концертмейстер МБУ ДО ЕДМШ
Дата
В практике иллюстраторской
работы по предмету «Аккомпанемент» в
старших классах ЕДМШ используется не случайный подбор произведений
для аккомпанемента, а творческий (инновационный) подход.
Это подготовка музыкальных сказок, авторских циклов песен для показа в
детских садах, общеобразовательных школах и для учащихся и родителей
ЕДМШ.
Для того, чтобы вызвать у детской аудитории слушателей интерес к
исполняемым песням, пишутся небольшие увлекательные сценарии. Перед
исполнением каждой песни в тексте сценария поясняется смысл содержния
каждого музыкального номера.
Для показа музыкального материала, на наших выступлениях подбираются
очень интересные циклы песен, написанные талантливо, ярко с учетом
детского восприятия.
Приведем примеры с описанием трех циклов:
1.
Цикл песен В. Сапожникова на стихи И. Пивоваровой «Однажды
жирафа свалилась со шкафа».
2.
Цикл песен В. Цытовича по сказке английского писателя Алана Милна
«Винни-Пух и все-все-все».
3.
Цикл песен Наталья Ивановой «Давай соберемся» на слова русских
поэтов.
Цикл песен В. Сапожникова на стихи И. Пивоваровой «Однажды жирафа
свалилась со шкафа» состоит из 14 коротких веселых песенок – сценок
(броде басен), изображающих смешные ситуации из жизни животных (на
самом деле – детей).
Исполнителями могут быть как солисты-дети (или хор), так и взрослые
певцы или просто актеры.
Названия песен цикла:
1.
Венок у колокольчиков.
2.
Однажды.
3.
Крошка Пони.
4.
Что случилось утром.
5.
Здравствуй, трава.
6.
Кривляка.
7.
Воробей и кошки.
8.
Тайна.
9.
Тихое и звонкое.
10.Вежливый ослик.
11.Посылка.
12.Жила-была собака.
13.Среди леса-великана.
14.Баран.
Располагать эти песенки – сценки возможно в иной последовательности (в
зависимости от сценария).
В нашем сценарии есть дополнительные песенки, когда дети гуляли по
зоопарку: «Пингвин», «Львы», «Тигренок», «Петушок», «Обезьянка Маша».
Все эти пронизаны духовно-нравственным началом, пробуждающим любовь
к братьям нашим меньшим, призывающим к ответственности человека за их
судьбы.
Цикл песен В. Цытовича по сказке английского писателя Алана Милна
«Винни-Пух и все-все-все» состоит из 10 песенок.
Это увлекательное путешествие в очень известную всем сказку.
Музыкальная подача раскрывает характеры персонажей с большой яркостью
и убедительностью. Герои сказки оживают. И в данном случае многое
зависит от артистичности исполнителя в подаче образов. Здесь уместно
иллюстратору проявить актерские данные.
Многие песенки проникнуты настоящим и добрым юмором, что вызывает
улыбки и смех у слушателей.
Названия песен цикла:
1.
Пушистая песенка.
2.
Песенка про тигру.
3.
Бормоталка.
4.
Песенка про Северный полюс.
5.
Ворчалка.
6.
Загадочная песенка.
7.
Пыхтелка.
8.
Шумелка (тирлим-бом-бом!).
9.
Загадочный шум.
10.Кричалка.
(Сценарий прилагается).
Цикл песен Наталья Ивановой «Давай соберемся…»
Наталья Иванова – автор более 300 песен. Сама она знает и любит поэзию,
ею написаны песни на стихи замечательных русских поэтов – А.
Пушкина, Ф. Тютчева, С. Надсона, И. Северянина, М. Цветаевой, Р.
Рождественского, Р. Казаковой. Есть в ее творчестве песни и на собственные
стихи.
Из песен сборника «Давай соберемся…» был составлен свой цикл, который
использовался для работы в классе аккомпанемента.
Выбор песен был обусловлен простотой и доступностью аккомпанемента для
учащихся, искренностью и эмоциональной открытостью поэтического
текста. Многие моменты в исполнении этих песен вызывали душевный
отклик у учащихся, не оставляли их равнодушными.
Названия песен цикла:
1.
Старая яблоня – сл. Т. Орловой.
2.
Февраль – апрель – сл. И. Северянина.
3.
Малиновка – сл. А. Великоречина.
4.
Саския – сл. А. Великоречина.
5.
Три снега – сл. В. Максимова.
6.
Облака – сл. Ю. Гарина.
7.
Добрые люди – сл. Р. Казаковой.
Показ циклов песен с аккомпанементом учащихся в различных аудиториях
(детские сады, школы, детская библиотека, ДМШ) всегда проходил с
успехом у слушателей.
Положительным фактором является то, что свои успехи в аккомпанементе
учащиеся демонстрируют не только в стенах своего класса, но и выступают
на разных концертных площадках.
Участие учащихся в одном проекте (например, показ музыкальной сказки вне
стен школы) приводит их к осознанию своей значимости в музыкально-
просветительской
деятельности
и
приносит
чувство
радости
и
удовлетворения от проделанной работы.
Такой подход перспективен и актуален для дальнейшей деятельности в
данном направлении.