Автор: Ксенофонтова Кира Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разраотка
Тема: Развитие навыка чтения с листа на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 ИМ. Т. П. НИКОЛАЕВОЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
« РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА УРОКАХ ФОР-
ТЕПИАНО
Выполнил: Преподаватель по классу
«Фортепиано»
Ксенофонтова Кира Александровна
Брянск 2020
Оглавление
1. Ведение
2. Основная часть
2.1 Навык чтения нот с листа
2.2 Процесс чтения с листа
2.3 Освоение нотной графики
2.4 Ноты и знаки альтерации
2.5 Повторяющиеся и соседние звуки. Секунды
2.6 Движение по гамме
2.7 Октавы
2.8 «Альбертиевы басы»
2.9 Аккорды
2.10 Сексты
3. Заключение
4. Список использованной литературы
1. Введение.
Учить чтению нотного текста
– значит, прежде всего,
всесторонне развивать
ученика как музыканта.
М.Э.Фейги
Музыка должна стать для выпускников музыкальных школ
необходимой частью их духовной культуры. Поэтому перед препо-
давателем стоит задача дать каждому учащемуся как можно больше
практических навыков, в том числе в чтении нот с листа, которые
будут необходимы при музицировании, ознакомлении с произведе-
ниями музыкальной литературы.
Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и
характере, задуманном композитором без предварительного проиг-
рывания. Это один из кратчайших, наиболее перспективных путей,
ведущих к обще-музыкальному
развитию учащегося.
Актуальность обусловлена целью современного образования,
которая заключается в воспитании и развитии личности учащегося.
Чтение с листа помогает развить интеллектуальные и творческие
способности, раскрыть индивидуальность учащегося, приобщить
его к лучшим образцам музыкальной культуры.
Цель состоит в том, чтобы научить осмысленно и музыкально
воспроизводить на инструменте незнакомые музыкальные произве-
дения, без предварительного разучивания, развитие музыкальной
грамотности, культуры, устойчивого интереса к музыке на фортепи-
ано.
На протяжении всей истории своего развития фортепианная пе-
дагогика не устаёт говорить о пользе чтения с листа для комплекс-
ного профессионального развития юных музыкантов. От Ф.Э. Баха,
Л. Моцарта, Ф. Листа, А. и Н. Рубинштейнов, а затем у Н.С. Зверева,
В.И. Сафонова и до А.Д. Алексеева и Г.М. Когана (в русской и со-
ветской фортепианной школе) развитию этого навыка уделялось
большое внимание.
Известные педагоги-музыканты (Н. Г. Рубинштейн, Н. С. Зве-
рев, В. И. Сафонов, Ф. М. Блюменфельд, Л. В. Николаев, Г. Г. Ней-
гауз и др.) считали, что чтение с листа должно составлять опреде-
ленную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Это
связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие
возможности для ознакомления с музыкальной литературой – раз-
личными авторами, стилями, целыми эпохами – «…не для запоми-
нания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узна-
вать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В. А. Сухомлин-
ский). «Сколько читаем – столько знаем» – старая истина, сохраня-
ющая свое значение и в музыкальной педагогике.
Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно со-
кращает время работы над произведением, так как буквально за не-
сколько проигрываний достигает ясного представления о сочине-
нии. Техника прочитывания нотного текста, а также теоретические
и методические вопросы с этим связанные, привлекают внимание
педагогов и исследователей (работы Т. Беркман, Р. Верхолаз, З.
Квасницы, М. Фейгина, К. Цатуряна).
Подчеркивая важность единства процессов музыкального
мышления и познания, исследователи единодушны в оценке
значения чтения с листа: «…раздвигая горизонты познанного
учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений,
обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специ-
альных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную
роль в процессах становления и развития музыкального созна-
ния» [Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.].
«Какие пять наиболее распространенных ошибок учащихся
при чтении нот с листа» — с таким вопросом мы на протяже-
нии нескольких лет обращались к опытным педагогам, препо-
дающим фортепиано в ДМШ и ДШИ. Ответы их с удивитель-
ной и где-то даже настораживающей точностью из года в год
повторялись. Наиболее часто они звучали так:
*
элементарное незнание нот и типовых ритмических рисун-
ков;
*
игнорирование на протяжении произведения ключевых зна-
ков;
*
потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непре-
менной остановкой перед следующим;
*
невнимательность к динамическим знакам;
*
пренебрежение знаками агогики.
Практически каждый преподаватель специальных дисци-
плин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен
сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того
— без активного участия педагога процесс разбора пьесы рас-
тягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с ли-
ста зачастую просто не остается времени. В результате выпуск-
ник образовательного учреждения — это нередко практически
беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли
когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по при-
чине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку
год от года рынок нотной литературы пополняется оригиналь-
ными изданиями — популярной классикой, современными
отечественными и зарубежными шлягерами.
Между тем отечественная фортепианная педагогика обла-
дает колоссальной методической базой. Еще 100 лет назад чте-
ние с листа было нормой домашнего музицирования, излюб-
ленным времяпрепровождением людей из разных слоев обще-
ства. Не будучи профессионалами, они обладали высоким
уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные люби-
тели, как известно, составляли основу русской интеллигенции.
В советское время в системе ДМШ чтение с листа находи-
лось в числе обязательных форм работы, и, начиная с 4 класса,
оценивалось отдельной отметкой на ежегодном техническом
зачете. Существовали специальные пособия и даже хрестома-
тии по чтению с листа с детальной и продуманной программой
по усложнению этой формы работы.
Безусловно, есть объективные причины сложившейся на
сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического
воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое,
поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия.
Рушится
выработанная
десятилетиями
образовательная
си-
стема, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность
которых может проверить только время. Адаптируется к новой
ситуации содержание и структура учебного процесса: дети
принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а по-
тому некоторые виды работы упрощаются (например, снижа-
ются требования к техническому зачету) или вовсе исчезают.
Зачастую часы по специальности приходится «делить» с син-
тезатором — инструментом, стремительно входящим в музы-
кальную практику.
Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современ-
ных детей серьезно отличается от физических параметров их
сверстников 60—80-х годов прошлого века
. Добавьте к этому
все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной
школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде
компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный ре-
зультат — современному ребенку очень трудно сосредото-
читься на определенной задаче. А ведь это качество — умение
продолжительно концентрировать внимание — чтением с ли-
ста воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы
необходима способность быстро и синхронно считывать сразу
несколько информационных слоев текста: нотный, ритмиче-
ский, динамический, агогический и другие. Понятно, что при
отсутствии
такого
специфического
зрительно-моторного
навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а по-
рой и страх.
Чтение нот с листа наряду с формированием целого комплекса
различных исполнительских приемов и навыков должно быть важ-
ной составляющей дидактического процесса в фортепианном классе.
2. Основная часть
2.1. Навык чтения нот с листа
Существует два основных вида исполнения по нотам незнако-
мого произведения –разбор и чтение с листа
Разбор - это медленное проигрывание пьесы с остановками, с
замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание
может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста
для повторения той или иной фразы, для подбора удобной апплика-
туры и т.д.
Чтение с листа - это исполнение незнакомой пьесы в темпе и
характере, задуманной композитором без предварительного фраг-
ментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непре-
рывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех автор-
ских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодей-
ствуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания,
воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чте-
ния с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы
преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к
тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в
них музыкальное содержание.
Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры
без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно,
потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодоле-
вают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует
приучить
ученика
не
исправлять
ошибку,
а
продолжать
играть
дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения.
На неточности можно указать в конце исполнения произведения.
2.2. Процесс чтения с листа
Чтение с листа является основой формирования инструмен-
тально-исполнительских навыков. Освоение навыков чтения с листа,
является важным импульсом развития у учащегося интереса к само-
стоятельному общению с миром музыки. Под чтением с листа под-
разумевается качественное исполнение музыкального произведения
без предварительной подготовки. Именно в процессе чтения с листа
увеличивается объём используемого в обучении музыкального мате-
риала и ускоряется темп его происхождения. Поскольку эта способ-
ность не является врожденной, развитие навыков чтения с листа ста-
новится одной из центральных проблем музыкального образования.
Чтение с листа является сложным процессом, требующим раз-
вития комплекса музыкальных способностей:
- навыками фортепианной техники;
- музыкально-слуховых представлений;
- внутреннего слуха.
В целом этот процесс можно представить условно разделенным на
три этапа:
1. Зрительное восприятие;
2. Звуковое представление;
3. Двигательные импульсы.
Зрительное восприятие – действие, предваряющее игру с листа
— «вижу». Движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В
начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – це-
лые музыкальные фразы.
Звуковое представление – действие, связанное с работой зрения и
слуха — «слышу». Зависит от общего развития уровня музыкальных
способностей,
особенно внутреннего слуха.
Третий этап - двигательные импульсы - действие, реализующее
воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Связан с уста-
новлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слухо-
вых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные
навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.
2.3 Освоение нотной графики
С чего начинается формирование навыков чтения нот с листа?
Конечно же, со знакомства музыкального алфавита. Многие думают,
что музыкальный алфавит - это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ,
ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, т.к. в музыке движение идет не
только вверх, о и вниз.
Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И еще, в музыке каждая из семи
нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нот-
ный последовательностей. Все эти последовательности в комплексе
и составляют музыкальный алфавит.
Первый круг алфавита - «поступенные» последовательности:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До - Ре Ми
Фа Соль Ля Си До Ре - Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре -Ми Фа Соль Ля
Си До Ре Ми - Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми - Фа Соль Ля Си До Ре
Ми Фа - Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа - Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль
- Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль - Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля - Ля
Соль Фа Ми Ре До Си Ля - Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Си Ля Соль
Фа Ми Ре До Си
- главное в музыкальном чтении- умение быстро проговаривать ал-
фавит, что является основой для скоростного чтения нот с листа.
Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые рас-
полагаются через ступень - «терцовые» последовательности:
До Ми Соль Си Ре Фа Ля До - До Ля Фа Ре Си Соль Ми До - Ми Соль
Си Ре Фа Ля До Ми - Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми - Соль Си Ре Фа
Ля До Ми Соль - Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль
Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си- Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си Ре Фа Ля
До Ми Соль Си Ре - Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре Фа Ля До Ми Соль
Си Ре Фа - Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля
- Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный
стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между ли-
нейками. Здесь заложена структура трезвучий и септаккордов, и чи-
тать их намного проще.
Третий круг - «квартовые» последовательности:
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До - До Соль Ре Ля Ми Си Фа До Фа Си
Ми Ля Ре Соль До Фа - Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа Си Ми Ля Ре
Соль До Фа Си - Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си Ми Ля Ре Соль До Фа
Си Ми - Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля -
Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре - Ре Ля Ми
Си Фа До Соль Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль - Соль Ре Ля Ми
Си Фа До Соль
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и
обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто - квинто-
вый»
круг
тональностей,
расположение
бемолей
и
диезов.
Все
остальные сочетания звуков - производные от этих последователь-
ностей, именуемые в музыковедении обращениями.
Как мы видим, разучивание музыкального алфавита, даже без
пропевания - важная опора музыкального развития. Алфавит – ос-
нова для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания тео-
рии музыки. Все три круга, на мой взгляд, нужно заучивать до авто-
матизма
2.4 Ноты и знаки альтерации.
Попробуй прочитать ноты в таком
порядке:
Отметь свой результат в верхней строке таблицы: обведи
цифру, соответствующую числу ошибок, и тогда в нижней
строке ты увидишь свою оценку.
А теперь переверни
книжку «вверх ногами», и
прочти нотную строчку из задания 1 «задом
0
1
2
3
5
5-
4
4-
0
1
2
3
5
5-
4
4-
наперед» и в басовом ключе. Результат занеси в
таблицу. Проработай это задание так же, как и
первое. Как только получишь «5», можно дви-
гаться дальше.
Прочитай ноты (ты их уже легко определяешь) со знаками
альтерации — диезами, бемолями и бекарами. Будь внимате-
лен, постарайся не допустить ошибок.
2.5 Повторяющиеся и соседние звуки. Секунды.
Посмотри на музыкальные примеры. Ты нашел в них повторя-
ющиеся ноты и ноты-«соседки»? Тогда сыграй их, но будь пре-
дельно внимателен к расставленным «ловушкам» (ключам, ключе-
вым и случайным знакам, длительностям). За каждый правильно
сыгранный пример получаешь 1 балл. А когда сыграешь все от-
рывки, сосчитай «заработанную» сумму баллов. Это и будет твоя
оценка.
балл
балл
балл
балл
Если соседние звуки играются одновременно, они записыва-
ются не «в столбик», друг под другом, а рядом, по разные стороны
одного штиля и выглядят как «клякса».
«Кляксы»-секунды звучат всегда резко, поэтому их можно встре-
тить в пьесах, где композитор хочет изобразить, к примеру, квака-
нье лягушек, игру на барабане, сигналы автомобиля и тому подоб-
ное.
Играть секунды — одно удовольствие! Их легко заметить, а
если угадать один из ее звуков, то сразу можно сыграть оба. Давай
попробуем сыграть эти «кляксы»-секунды. Для начала легкая раз-
минка:
2.6 Движение по гамме.
Движение по гамме — это самое простое мелодическое движе-
ние. Оно часто встречается в музыке. Посмотри — все звуки,
словно бусинки, нанизаны на невидимую нитку:
После ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между
линейками, ее сменяет опять нота на линейке и так далее. Видишь?
Зная этот секрет, можно не определять в такой мелодии каждую
ноту! Чтобы сыграть пассаж из нот-бусин, достаточно определить
первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии, чтобы
вовремя остановиться или повернуть обратно. Давай попробуем!
Определи только первую ноту, а во время игры следи глазами за
рисунком и не высчитывай высоту каждого звука (первая оценка).
Вперед!
Переверни ноты «вверх ногами» и сыграй их «задом наперед» в
басовом ключе (вторая оценка).
Оценки:
Взгляни: движение мелодии по гамме может менять направле-
ние.
Ноты могут идти «в гору»:
Или спускаться «с горы»:
Сам мелодия может напоминать «гору»
И, наоборот, быть похожей на «впадину»:
Посмотри на эти небольшие нотные примеры и быстро найди среди
них «гору», «спуск с горы», «впадину», «подъем в гору». Соедини
их стрелочками с рисунками справа.
2.7 Октавы.
Октава — один из самых распространенных интервалов. Ее
можно встретить практически в любом произведении, как в гармо-
ническом, так и в мелодическом виде, и в правой, и в левой руке.
Октавы почти всегда играются крайними пальцами (первым и пя-
тым).
А сейчас выполни «цирковой трюк»: сыграй октавы, написанные
«вразброс», в басовом ключе, с ключевым знаком и массой случай-
ных знаков!
Очень полезное для проверки глазомера! Ты узнал эти интервалы?
Тогда тебе достаточно найти только один из звуков интервала —
тот, который легче определить. Зная эту хитрость, не определяй
ноты на добавочных линейках и сыграй задание правой рукой без
единой ошибки (первая оценка). А потом переверни ноты и сыграй
отрывок в басовом ключе левой рукой (вторая оценка).
2.8 «Альбертиевы басы»
«Альбертиевы басы» устроены очень просто: звуки аккорда в
левой руке мелодически разложены в определенном порядке —
нижний, верхний, средний, верхний. Такой порядок изложения ак-
кордов соблюдается постоянно.
Возьми на клавиатуре левой рукой любое трезвучие. А теперь
нажми его звуки не одновременно, а в указанном порядке: сначала
нижний звук, затем верхний, средний и опять верхний. Поста-
райся играть все звуки ровно, одинаковыми длительностями. По-
втори трезвучие в таком «разобранном» виде пять раз. Не правда
ли, легко?
Видишь, звуки аккорда образуют три «этажа», то есть возни-
кает скрытое трехголосие. Сыграй партию левой руки Этюда Л.
Шитте.
А теперь запиши партию левой руки обыкновенными аккордами,
«в столбик»:
«Альбертиевы басы» — характерная черта старинной музыки, по-
этому современные композиторы часто используют этот прием
для создания музыки «в старинном стиле».
2.9 Аккорды
При исполнении аккордов самое важное — уметь быстро опре-
делять, из каких интервалов они состоят. Легче всего увидеть тре-
звучия и септаккорды, поскольку они сложены из терций и игра-
ются через клавишу. Аккорды с секундами всегда заметны, но их
«узнавание» требует, как правило, несколько большего времени.
Сложнее всего дело обстоит с аккордами смешанного строения —
секстаккордами (терция+кварта) и квартсекстаккордами
(кварта+терция). Главное здесь — быстро определить, что лежит в
основании аккорда (терция или кварта).
Сыграй последовательность аккордов сначала в скрипичном клю-
че, затем «задом наперед» в басовом (за каждый вариант — от-
дельная оценка).
Сыграй последовательность аккордов сначала в скрипичном ключе,
затем «задом наперед» в басовом (за каждый вариант — отдельная
оценка).
Посмотри в ноты и быстро ответь: какими интервалами «ходит» ле-
вая рука? (------------------------------
). Обрати внимание на особен-
ности нотного текста
и сыграй фрагмент (первая оценка).
За точное соблюдение ключевых знаков полагается дополнительная
«5+». За знание музыки — еще одна.
2.10 Сексты
Секста — один из самых мелодически выразительных интерва-
лов. Ни одна песня о любви не обходится без секст!
Взгляни на эти популярные мелодии. В них очень много секст. Сы-
грай и получи за каждую по «5».
Очень часто мелодия излагается параллельными секстами. Ты уже
знаешь, что, заметив параллельное движение интервалов, не
нужно определять каждый из них, достаточно лишь следить за ме-
лодической линией.
Найди параллельное движение секстами и исполни пример без
ошибок.
3. Заключение
Умение читать с листа дает очень многое. Свободное владение
этим навыком существенно расширяет кругозор: хорошо читающий
с листа знает много музыки. Такому музыканту проще будет
набрать репертуар. Потребность быстрой реакции, необходимость
мгновенно находить нужное движение — всё это способствует раз-
витию техники. Наконец, умение читать с листа при знакомстве с
произведением дает более полное о нем представление.
В процессе занятий читкой также развиваются такие характе-
ристики интеллекта, как сообразительность, умение концентриро-
вать внимание, собираться. Затем — быстрая моторная реакция и,
конечно, внутренний слух. Можно также добавить в этот перечень
такие черты личности, как любознательность (желание знакомиться
с новой музыкой), артистизм (увлеченность, приподнятость, кон-
центрация сил) и смелость.
Работа над формированием навыка чтения нот с листа ни в
коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обуче-
ния. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в
музыкальной школе. Способность быстрого и свободного чтения
нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности
ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. Результатом
этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно
музицировать. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произве-
дениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваи-
вать в исполнительском плане. Нет необходимости специально
штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Умение
читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного матери-
ала, а значит высвобождает время на занятии для решения других
музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фор-
тепианной игры. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского
«…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности
мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять.»
Подытожить свою работу я бы хотела словами Моцарта: «В
чем состоит искусство чтения primavista? Вот в чем: играть пьесу в
правильном темпе, как следует передавать все ноты, форшлаги и
так далее; исполнять с экспрессией и вкусом, так, чтобы казалось,
будто пьесу сочинил тот, кто её играет».
4. Список использованной литературы
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973
2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в
первые годы обучения пианиста. Классика- ХХI. М., 2008.
3. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы
развития. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1971.
4. Вехолаз Р.А. «Вопросы методики Чтения с листа»
5. Крименштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в
классе специального фортепиано. -М.: Классика – ХХI, 2003
6. Пособие по чтению нот с листа для фортепиано (ред. Гитлица В.)
7. Сулейманов Р.Ф. Как научиться читать с листа музыкальные
произведения. ГУП ПОЗИС, 1997.
8. Т. Камаева, А. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Иг-
ровой курс.