Напоминание

Развитие навыка чтения с листа на уроках фортепиано


Автор: Ксенофонтова Кира Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методическая разраотка
Тема: Развитие навыка чтения с листа на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 ИМ. Т. П. НИКОЛАЕВОЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

« РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА УРОКАХ ФОР-

ТЕПИАНО

Выполнил: Преподаватель по классу

«Фортепиано»

Ксенофонтова Кира Александровна

Брянск 2020

Оглавление

1. Ведение

2. Основная часть

2.1 Навык чтения нот с листа

2.2 Процесс чтения с листа

2.3 Освоение нотной графики

2.4 Ноты и знаки альтерации

2.5 Повторяющиеся и соседние звуки. Секунды

2.6 Движение по гамме

2.7 Октавы

2.8 «Альбертиевы басы»

2.9 Аккорды

2.10 Сексты

3. Заключение

4. Список использованной литературы

1. Введение.

Учить чтению нотного текста

– значит, прежде всего,

всесторонне развивать

ученика как музыканта.

М.Э.Фейги

Музыка должна стать для выпускников музыкальных школ

необходимой частью их духовной культуры. Поэтому перед препо-

давателем стоит задача дать каждому учащемуся как можно больше

практических навыков, в том числе в чтении нот с листа, которые

будут необходимы при музицировании, ознакомлении с произведе-

ниями музыкальной литературы.

Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и

характере, задуманном композитором без предварительного проиг-

рывания. Это один из кратчайших, наиболее перспективных путей,

ведущих к обще-музыкальному

развитию учащегося.

Актуальность обусловлена целью современного образования,

которая заключается в воспитании и развитии личности учащегося.

Чтение с листа помогает развить интеллектуальные и творческие

способности, раскрыть индивидуальность учащегося, приобщить

его к лучшим образцам музыкальной культуры.

Цель состоит в том, чтобы научить осмысленно и музыкально

воспроизводить на инструменте незнакомые музыкальные произве-

дения, без предварительного разучивания, развитие музыкальной

грамотности, культуры, устойчивого интереса к музыке на фортепи-

ано.

На протяжении всей истории своего развития фортепианная пе-

дагогика не устаёт говорить о пользе чтения с листа для комплекс-

ного профессионального развития юных музыкантов. От Ф.Э. Баха,

Л. Моцарта, Ф. Листа, А. и Н. Рубинштейнов, а затем у Н.С. Зверева,

В.И. Сафонова и до А.Д. Алексеева и Г.М. Когана (в русской и со-

ветской фортепианной школе) развитию этого навыка уделялось

большое внимание.

Известные педагоги-музыканты (Н. Г. Рубинштейн, Н. С. Зве-

рев, В. И. Сафонов, Ф. М. Блюменфельд, Л. В. Николаев, Г. Г. Ней-

гауз и др.) считали, что чтение с листа должно составлять опреде-

ленную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Это

связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие

возможности для ознакомления с музыкальной литературой – раз-

личными авторами, стилями, целыми эпохами – «…не для запоми-

нания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узна-

вать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В. А. Сухомлин-

ский). «Сколько читаем – столько знаем» – старая истина, сохраня-

ющая свое значение и в музыкальной педагогике.

Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно со-

кращает время работы над произведением, так как буквально за не-

сколько проигрываний достигает ясного представления о сочине-

нии. Техника прочитывания нотного текста, а также теоретические

и методические вопросы с этим связанные, привлекают внимание

педагогов и исследователей (работы Т. Беркман, Р. Верхолаз, З.

Квасницы, М. Фейгина, К. Цатуряна).

Подчеркивая важность единства процессов музыкального

мышления и познания, исследователи единодушны в оценке

значения чтения с листа: «…раздвигая горизонты познанного

учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений,

обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специ-

альных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную

роль в процессах становления и развития музыкального созна-

ния» [Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.].

«Какие пять наиболее распространенных ошибок учащихся

при чтении нот с листа» — с таким вопросом мы на протяже-

нии нескольких лет обращались к опытным педагогам, препо-

дающим фортепиано в ДМШ и ДШИ. Ответы их с удивитель-

ной и где-то даже настораживающей точностью из года в год

повторялись. Наиболее часто они звучали так:

*

элементарное незнание нот и типовых ритмических рисун-

ков;

*

игнорирование на протяжении произведения ключевых зна-

ков;

*

потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непре-

менной остановкой перед следующим;

*

невнимательность к динамическим знакам;

*

пренебрежение знаками агогики.

Практически каждый преподаватель специальных дисци-

плин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен

сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того

— без активного участия педагога процесс разбора пьесы рас-

тягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с ли-

ста зачастую просто не остается времени. В результате выпуск-

ник образовательного учреждения — это нередко практически

беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли

когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по при-

чине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку

год от года рынок нотной литературы пополняется оригиналь-

ными изданиями — популярной классикой, современными

отечественными и зарубежными шлягерами.

Между тем отечественная фортепианная педагогика обла-

дает колоссальной методической базой. Еще 100 лет назад чте-

ние с листа было нормой домашнего музицирования, излюб-

ленным времяпрепровождением людей из разных слоев обще-

ства. Не будучи профессионалами, они обладали высоким

уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные люби-

тели, как известно, составляли основу русской интеллигенции.

В советское время в системе ДМШ чтение с листа находи-

лось в числе обязательных форм работы, и, начиная с 4 класса,

оценивалось отдельной отметкой на ежегодном техническом

зачете. Существовали специальные пособия и даже хрестома-

тии по чтению с листа с детальной и продуманной программой

по усложнению этой формы работы.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на

сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического

воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое,

поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия.

Рушится

выработанная

десятилетиями

образовательная

си-

стема, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность

которых может проверить только время. Адаптируется к новой

ситуации содержание и структура учебного процесса: дети

принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а по-

тому некоторые виды работы упрощаются (например, снижа-

ются требования к техническому зачету) или вовсе исчезают.

Зачастую часы по специальности приходится «делить» с син-

тезатором — инструментом, стремительно входящим в музы-

кальную практику.

Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современ-

ных детей серьезно отличается от физических параметров их

сверстников 60—80-х годов прошлого века

. Добавьте к этому

все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной

школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде

компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный ре-

зультат — современному ребенку очень трудно сосредото-

читься на определенной задаче. А ведь это качество — умение

продолжительно концентрировать внимание — чтением с ли-

ста воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы

необходима способность быстро и синхронно считывать сразу

несколько информационных слоев текста: нотный, ритмиче-

ский, динамический, агогический и другие. Понятно, что при

отсутствии

такого

специфического

зрительно-моторного

навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а по-

рой и страх.

Чтение нот с листа наряду с формированием целого комплекса

различных исполнительских приемов и навыков должно быть важ-

ной составляющей дидактического процесса в фортепианном классе.

2. Основная часть

2.1. Навык чтения нот с листа

Существует два основных вида исполнения по нотам незнако-

мого произведения –разбор и чтение с листа

Разбор - это медленное проигрывание пьесы с остановками, с

замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание

может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста

для повторения той или иной фразы, для подбора удобной апплика-

туры и т.д.

Чтение с листа - это исполнение незнакомой пьесы в темпе и

характере, задуманной композитором без предварительного фраг-

ментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непре-

рывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех автор-

ских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодей-

ствуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания,

воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чте-

ния с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы

преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к

тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в

них музыкальное содержание.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры

без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно,

потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодоле-

вают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует

приучить

ученика

не

исправлять

ошибку,

а

продолжать

играть

дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения.

На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

2.2. Процесс чтения с листа

Чтение с листа является основой формирования инструмен-

тально-исполнительских навыков. Освоение навыков чтения с листа,

является важным импульсом развития у учащегося интереса к само-

стоятельному общению с миром музыки. Под чтением с листа под-

разумевается качественное исполнение музыкального произведения

без предварительной подготовки. Именно в процессе чтения с листа

увеличивается объём используемого в обучении музыкального мате-

риала и ускоряется темп его происхождения. Поскольку эта способ-

ность не является врожденной, развитие навыков чтения с листа ста-

новится одной из центральных проблем музыкального образования.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим раз-

вития комплекса музыкальных способностей:

- навыками фортепианной техники;

- музыкально-слуховых представлений;

- внутреннего слуха.

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на

три этапа:

1. Зрительное восприятие;

2. Звуковое представление;

3. Двигательные импульсы.

Зрительное восприятие – действие, предваряющее игру с листа

— «вижу». Движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В

начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – це-

лые музыкальные фразы.

Звуковое представление – действие, связанное с работой зрения и

слуха — «слышу». Зависит от общего развития уровня музыкальных

способностей,

особенно внутреннего слуха.

Третий этап - двигательные импульсы - действие, реализующее

воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Связан с уста-

новлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слухо-

вых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные

навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.

2.3 Освоение нотной графики

С чего начинается формирование навыков чтения нот с листа?

Конечно же, со знакомства музыкального алфавита. Многие думают,

что музыкальный алфавит - это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ,

ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, т.к. в музыке движение идет не

только вверх, о и вниз.

Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И еще, в музыке каждая из семи

нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нот-

ный последовательностей. Все эти последовательности в комплексе

и составляют музыкальный алфавит.

Первый круг алфавита - «поступенные» последовательности:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До - Ре Ми

Фа Соль Ля Си До Ре - Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре -Ми Фа Соль Ля

Си До Ре Ми - Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми - Фа Соль Ля Си До Ре

Ми Фа - Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа - Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль

- Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль - Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля - Ля

Соль Фа Ми Ре До Си Ля - Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Си Ля Соль

Фа Ми Ре До Си

- главное в музыкальном чтении- умение быстро проговаривать ал-

фавит, что является основой для скоростного чтения нот с листа.

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые рас-

полагаются через ступень - «терцовые» последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До - До Ля Фа Ре Си Соль Ми До - Ми Соль

Си Ре Фа Ля До Ми - Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми - Соль Си Ре Фа

Ля До Ми Соль - Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си- Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си Ре Фа Ля

До Ми Соль Си Ре - Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре Фа Ля До Ми Соль

Си Ре Фа - Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля

- Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный

стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между ли-

нейками. Здесь заложена структура трезвучий и септаккордов, и чи-

тать их намного проще.

Третий круг - «квартовые» последовательности:

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До - До Соль Ре Ля Ми Си Фа До Фа Си

Ми Ля Ре Соль До Фа - Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа Си Ми Ля Ре

Соль До Фа Си - Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си Ми Ля Ре Соль До Фа

Си Ми - Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля -

Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре - Ре Ля Ми

Си Фа До Соль Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль - Соль Ре Ля Ми

Си Фа До Соль

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и

обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто - квинто-

вый»

круг

тональностей,

расположение

бемолей

и

диезов.

Все

остальные сочетания звуков - производные от этих последователь-

ностей, именуемые в музыковедении обращениями.

Как мы видим, разучивание музыкального алфавита, даже без

пропевания - важная опора музыкального развития. Алфавит – ос-

нова для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания тео-

рии музыки. Все три круга, на мой взгляд, нужно заучивать до авто-

матизма

2.4 Ноты и знаки альтерации.

Попробуй прочитать ноты в таком

порядке:

Отметь свой результат в верхней строке таблицы: обведи

цифру, соответствующую числу ошибок, и тогда в нижней

строке ты увидишь свою оценку.

А теперь переверни

книжку «вверх ногами», и

прочти нотную строчку из задания 1 «задом

0

1

2

3

5

5-

4

4-

0

1

2

3

5

5-

4

4-

наперед» и в басовом ключе. Результат занеси в

таблицу. Проработай это задание так же, как и

первое. Как только получишь «5», можно дви-

гаться дальше.

Прочитай ноты (ты их уже легко определяешь) со знаками

альтерации — диезами, бемолями и бекарами. Будь внимате-

лен, постарайся не допустить ошибок.

2.5 Повторяющиеся и соседние звуки. Секунды.

Посмотри на музыкальные примеры. Ты нашел в них повторя-

ющиеся ноты и ноты-«соседки»? Тогда сыграй их, но будь пре-

дельно внимателен к расставленным «ловушкам» (ключам, ключе-

вым и случайным знакам, длительностям). За каждый правильно

сыгранный пример получаешь 1 балл. А когда сыграешь все от-

рывки, сосчитай «заработанную» сумму баллов. Это и будет твоя

оценка.

балл

балл

балл

балл

Если соседние звуки играются одновременно, они записыва-

ются не «в столбик», друг под другом, а рядом, по разные стороны

одного штиля и выглядят как «клякса».

«Кляксы»-секунды звучат всегда резко, поэтому их можно встре-

тить в пьесах, где композитор хочет изобразить, к примеру, квака-

нье лягушек, игру на барабане, сигналы автомобиля и тому подоб-

ное.

Играть секунды — одно удовольствие! Их легко заметить, а

если угадать один из ее звуков, то сразу можно сыграть оба. Давай

попробуем сыграть эти «кляксы»-секунды. Для начала легкая раз-

минка:

2.6 Движение по гамме.

Движение по гамме — это самое простое мелодическое движе-

ние. Оно часто встречается в музыке. Посмотри — все звуки,

словно бусинки, нанизаны на невидимую нитку:

После ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между

линейками, ее сменяет опять нота на линейке и так далее. Видишь?

Зная этот секрет, можно не определять в такой мелодии каждую

ноту! Чтобы сыграть пассаж из нот-бусин, достаточно определить

первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии, чтобы

вовремя остановиться или повернуть обратно. Давай попробуем!

Определи только первую ноту, а во время игры следи глазами за

рисунком и не высчитывай высоту каждого звука (первая оценка).

Вперед!

Переверни ноты «вверх ногами» и сыграй их «задом наперед» в

басовом ключе (вторая оценка).

Оценки:

Взгляни: движение мелодии по гамме может менять направле-

ние.

Ноты могут идти «в гору»:

Или спускаться «с горы»:

Сам мелодия может напоминать «гору»

И, наоборот, быть похожей на «впадину»:

Посмотри на эти небольшие нотные примеры и быстро найди среди

них «гору», «спуск с горы», «впадину», «подъем в гору». Соедини

их стрелочками с рисунками справа.

2.7 Октавы.

Октава — один из самых распространенных интервалов. Ее

можно встретить практически в любом произведении, как в гармо-

ническом, так и в мелодическом виде, и в правой, и в левой руке.

Октавы почти всегда играются крайними пальцами (первым и пя-

тым).

А сейчас выполни «цирковой трюк»: сыграй октавы, написанные

«вразброс», в басовом ключе, с ключевым знаком и массой случай-

ных знаков!

Очень полезное для проверки глазомера! Ты узнал эти интервалы?

Тогда тебе достаточно найти только один из звуков интервала —

тот, который легче определить. Зная эту хитрость, не определяй

ноты на добавочных линейках и сыграй задание правой рукой без

единой ошибки (первая оценка). А потом переверни ноты и сыграй

отрывок в басовом ключе левой рукой (вторая оценка).

2.8 «Альбертиевы басы»

«Альбертиевы басы» устроены очень просто: звуки аккорда в

левой руке мелодически разложены в определенном порядке —

нижний, верхний, средний, верхний. Такой порядок изложения ак-

кордов соблюдается постоянно.

Возьми на клавиатуре левой рукой любое трезвучие. А теперь

нажми его звуки не одновременно, а в указанном порядке: сначала

нижний звук, затем верхний, средний и опять верхний. Поста-

райся играть все звуки ровно, одинаковыми длительностями. По-

втори трезвучие в таком «разобранном» виде пять раз. Не правда

ли, легко?

Видишь, звуки аккорда образуют три «этажа», то есть возни-

кает скрытое трехголосие. Сыграй партию левой руки Этюда Л.

Шитте.

А теперь запиши партию левой руки обыкновенными аккордами,

«в столбик»:

«Альбертиевы басы» — характерная черта старинной музыки, по-

этому современные композиторы часто используют этот прием

для создания музыки «в старинном стиле».

2.9 Аккорды

При исполнении аккордов самое важное — уметь быстро опре-

делять, из каких интервалов они состоят. Легче всего увидеть тре-

звучия и септаккорды, поскольку они сложены из терций и игра-

ются через клавишу. Аккорды с секундами всегда заметны, но их

«узнавание» требует, как правило, несколько большего времени.

Сложнее всего дело обстоит с аккордами смешанного строения —

секстаккордами (терция+кварта) и квартсекстаккордами

(кварта+терция). Главное здесь — быстро определить, что лежит в

основании аккорда (терция или кварта).

Сыграй последовательность аккордов сначала в скрипичном клю-

че, затем «задом наперед» в басовом (за каждый вариант — от-

дельная оценка).

Сыграй последовательность аккордов сначала в скрипичном ключе,

затем «задом наперед» в басовом (за каждый вариант — отдельная

оценка).

Посмотри в ноты и быстро ответь: какими интервалами «ходит» ле-

вая рука? (------------------------------

). Обрати внимание на особен-

ности нотного текста

и сыграй фрагмент (первая оценка).

За точное соблюдение ключевых знаков полагается дополнительная

«5+». За знание музыки — еще одна.

2.10 Сексты

Секста — один из самых мелодически выразительных интерва-

лов. Ни одна песня о любви не обходится без секст!

Взгляни на эти популярные мелодии. В них очень много секст. Сы-

грай и получи за каждую по «5».

Очень часто мелодия излагается параллельными секстами. Ты уже

знаешь, что, заметив параллельное движение интервалов, не

нужно определять каждый из них, достаточно лишь следить за ме-

лодической линией.

Найди параллельное движение секстами и исполни пример без

ошибок.

3. Заключение

Умение читать с листа дает очень многое. Свободное владение

этим навыком существенно расширяет кругозор: хорошо читающий

с листа знает много музыки. Такому музыканту проще будет

набрать репертуар. Потребность быстрой реакции, необходимость

мгновенно находить нужное движение — всё это способствует раз-

витию техники. Наконец, умение читать с листа при знакомстве с

произведением дает более полное о нем представление.

В процессе занятий читкой также развиваются такие характе-

ристики интеллекта, как сообразительность, умение концентриро-

вать внимание, собираться. Затем — быстрая моторная реакция и,

конечно, внутренний слух. Можно также добавить в этот перечень

такие черты личности, как любознательность (желание знакомиться

с новой музыкой), артистизм (увлеченность, приподнятость, кон-

центрация сил) и смелость.

Работа над формированием навыка чтения нот с листа ни в

коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обуче-

ния. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в

музыкальной школе. Способность быстрого и свободного чтения

нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности

ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. Результатом

этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно

музицировать. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произве-

дениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваи-

вать в исполнительском плане. Нет необходимости специально

штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Умение

читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного матери-

ала, а значит высвобождает время на занятии для решения других

музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фор-

тепианной игры. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского

«…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности

мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять.»

Подытожить свою работу я бы хотела словами Моцарта: «В

чем состоит искусство чтения primavista? Вот в чем: играть пьесу в

правильном темпе, как следует передавать все ноты, форшлаги и

так далее; исполнять с экспрессией и вкусом, так, чтобы казалось,

будто пьесу сочинил тот, кто её играет».

4. Список использованной литературы

1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973

2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в

первые годы обучения пианиста. Классика- ХХI. М., 2008.

3. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы

развития. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1971.

4. Вехолаз Р.А. «Вопросы методики Чтения с листа»

5. Крименштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в

классе специального фортепиано. -М.: Классика – ХХI, 2003

6. Пособие по чтению нот с листа для фортепиано (ред. Гитлица В.)

7. Сулейманов Р.Ф. Как научиться читать с листа музыкальные

произведения. ГУП ПОЗИС, 1997.

8. Т. Камаева, А. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Иг-

ровой курс.



В раздел образования