Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Автор: Семёнова Надежда Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12" Населённый пункт: г.Чебоксары Наименование материала: разработка урока Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Раздел: начальное образование
урока:
«Грамматическая
основа
предложения.
Подлежащее
и
сказуемое.
Цели и задачи к уроку:
1)
Формировать
умение
находить
подлежащее
и
сказуемое
в
предложении;
2)
Формирование
навыков
постановки
вопросов
к
главным
членам
предложения;
3)
Уметь находить в предложении грамматическую основу- подлежащее и
сказуемое;
4)
Формировать
умения
графически
обозначать
главные
члены
в
предложении;
5)
Развивать речь, воспитывать аккуратность письма.
Планируемые образовательные результаты:
П редметные : Совершенствовать знания о связи слов в предложении;
уметь находить в предложении грамматическую основу;
различать
подлежащее и сказуемое по вопросам; уметь графически обозначать
главные члены в предложении
Личностные: осознавать роль полученных знаний в речи.
Метапредметные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на
вопросы,
делать
выводы
в
результате
совместной
работы,
уметь
слушать и понимать других.
Регулятивные:
высказывать
предположения
на
основе
работы
с
учебником и имеющихся знаний, работать по плану с коллективом.
Коммуникативные: оформлять мысли в устной речи, понимать речь
других, умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийная
презентация, листы
с
заданием,
тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка; учебник «Русский язык»
для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Ход урока:
I.
Организационные момент
Слова учителя: Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости.
Сегодня у нас урок открытия нового знания. Прежде чем приступить к
открытию, вам необходимо собрать в паре девиз нашего урока, который
лежит у вас на парте. (Задание в паре: собрать девиз урока)
Слова
учителя:
-Итак,
что
же
у
вас
получилось?
Как
звучит
девиз
сегодняшнего урока?
Дети: Девиз нашего урока: Корень учения горек, а плод сладок .
Слова учителя: Как понимаете пословицу? А можно ли эти слова отнести к
нашему уроку?
Дети: (Да, учиться сложно, но когда всё узнал, то стало легко и понятно и на
душе сладко)
Слова учителя: А вы хотите чтобы в конце урока вам стало сладко? (Да)
Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!
Чистописание.
Слова учителя: – Откройте тетрадь. Запишите сегодняшнюю дату и
классную работу. Положили ручки, внимание на доску.
Словарная работа.
Слова
учителя: Я написала на доске слова, прочитайте и запишите их в
тетрадь.
Обозначьте
орфограммы.
Составьте
из
слов
одно
предложение,
запишите его в тетрадь.
Солнце, сосульки, ручьи
Скворцы, журавли, грачи
Подснежник, ледоход, капель
II.
Формулирование проблемы урока
Слова учителя: – Прочитайте предложение.
Красивые подснежники рано просыпались и только начали цвести.
– Сколько слов в предложении? Есть ли среди них такие, без которых в
предложении не обойтись?
– Попробуйте прочитать предложение без первого слова (красивые);
без второго; без третьего; без четвёртого.
– Как называются слова, без которых обойтись в предложении нельзя?
Дети: (Главные.)
Учитель: – Что они обозначают?
Дети: (Действующее лицо/предмет и действие.)
Учитель:– Сформулируйте тему, цель урока.
Дети: (Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое – это
тема. Цель – узнать, какими бывают главные члены предложения, какими
частями речи они выражены.)
Учитель: – Составим план урока. Что мы с вами уже знаем по этой теме?
План (примерный,
на развороте доски)
+
_
1.
Что такое предложение?
2.
Из чего состоят предложения?
3.
Какой знак ставится в конце
предложения?
4.
П р е д л о ж е н и е
и м е е т
законченную мысль?
1.
Что такое подлежащее, чем
оно может быть выражено?
2.
Что такое сказуемое, чем оно
может быть выражено?
3.
На какие вопросы отвечают
подлежащее и сказуемое?
4.
Как графически обозначить
подлежащее/сказуемое?
5.
Как можно назвать
подлежащее, сказуемое в
предложении?
Физминутка: Слова учителя: А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
III. Открытие новых знаний.
1. Наблюдение. Работа по учебнику.
Слова учителя: Откройте учебники на . 145, упр. 403(выполняется устно по
вопросам в задании), прочитайте условие задания самостоятельно. – Что
нужно сделать?
Ученики:
Прочитать
предложения.
Определить
являются
ли
они
предложениями. Какие они по цели высказывания и интонации?
Учитель: Назовите признаки предложения
Ученики:
называют
признаки
предложения:
наличие
законченной
мысли,
связь слов, в конце стоит точка; наблюдают, какие вопросы ставятся к
словам в этих предложениях.
Учитель: Прочитайте
еще
раз
предложения.
О
ком
или
о
чем
в
нем
говорится? Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?
Ученики: – Двух слов в каждом предложении достаточно, чтобы понять
смысл предложения.
Учитель: Почему это так? Чем является первое слово в предложении? А
второе? Какой частью речи они выражены? Что они называют?
Ученики:
Одно
из
слов
в
каждом
предложении
–
существительное
или
местоимение,
другое
–
глагол.
Они
называют
предмет
или
лицо
и
их
действия, или указывают на лицо (я, он) и называют его действие.
Учитель: Выполним
упр.
404.
Прочитайте
предложения.
Сравните
их
с
предложениями упр. 403.
Учитель: – Что изменилось?
Дети: Добавили слова.
Учитель: Как изменился смысл предложения?
Ученики: Оно стало более полным, точным.
Учитель: Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после
упражнения.
2. Работа с текстом определения (с. 146).
Учитель: Прочитайте 1-ое определение в слух (чтение 1-го определения в
рамке). Вопросы после чтения:
Учитель: Чем являются слова разных частей речи в предложении?
Дети: Членами предложения.
Учитель: Что такое грамматическая основа предложения?
Дети: подлежащее и сказуемое.
Учитель: Может ли предложение состоять только из грамматической основы?
Приведите примеры.
Дети: Да, может (примеры детей)
Учитель: Прочитайте 2-ое определение влух(самостоятельное чтение 2-го
определения в рамке).
Учитель: – Задайте вопросы к каждому абзацу.
– Ответьте, зачитывая фрагменты из текста определения.
Дети:
1.
Что
называет
подлежащее?
На
какие
вопросы
оно
отвечает?
(Подлежащее называет, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает
на вопросы кто? или что? )
2. Что называет сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?
(Сказуемое называет, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы
что делает?
что сделает? Что о нём говорится? )
Учитель: Как графически обозначается подлежащее?
Дети: Подчёркивается одной чертой.
Учитель: А сказуемое?
Дети: С двумя
3. Ответы на вопросы после определения на с. 146.
Учитель:
Почему
подлежащее
и
сказуемое
главные
члены
предложения?
Дети: Подлежащее и сказуемое главные члены предложения, потому
что являются грамматической основой предложения.
Учитель: Какие члены предложения входят в грамматическую основу
предложения?
Дети: В грамматическую основу предложения входят подлежащее и
сказуемое.
Учитель: Что входит в основу слова?
Дети:
В
основу
слова
входят
приставка,
корень,
суффикс,
кроме
окончания.
Учитель: Чем похожи понятия: основа слова, основа предложения?
Дети: Основа слова это- приставка, корень, суффикс, кроме окончания.
Основа предложения это- подлежащее и сказуемое.
Учитель: Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.
1. Прочитай предложение.
2.Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
3.О ком или о чём говорится в предложении?
4.Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.
5.Подчеркни одной чертой.
6.Какой частью речи выражено?
7.Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.
8.Какой частью речи выражено?
9.Подчеркни двумя чертами.
10.Прочитай грамматическую основу.
IV. Развитие умений.
Работа в учебнике.
1. Учитель:
Упр.
405,
с.
146,
прочитайте
условие
задания
самостоятельно.
(Упр.
405
–
развивается
умение
находить
подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать,
определять способ выражения.) Образец рассуждения :Долгожданный
вечер наступил.
Учитель: В предложении говорится о вечере (что? – вечер). Это подлежащее,
выражено именем существительным. (Ученик подчёркивает слово
вечер одной чертой и надписывает часть речи: сущ.)
Что
говорится
о
вечере? Вечер
(что
сделал?)
наступил,
это
сказуемое,
выражено глаголом. (Ученик подчёркивает слово наступил двумя чертами,
надписывает часть речи: гл.)
2. *** Работа в парах :
К
данным
подлежащим
подберите
сказуемые. Укажите
части
речи.
Солнце
……… . Птицы
……… .
К
данным
сказуемым подберите
подлежащие. Укажите
части
речи.
распускаются .
улыбаются .
4 . ***Творческая работа. Работа в группах. Составить небольшой текст по
картине(4 предложения про весну). Записать и подчеркнуть грамматическую
основу предложения.
V. Итог урока.
Учитель:
–
Назовите
ключевые
слова
темы
«Грамматическая
основа
предложения. Подлежащее и сказуемое.
Дети: Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.
Учитель: Что такое грамматическая основа предложения?
Какие главные
члены предложения вы знаете?
Дети: Грамматическая основа предложения это- подлежащее и сказуемое,
главные члены предложения- подлежащее/сказуемое
Учитель: Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
Дети: Подлежащее называет, о ком или о чём говорится в предложении, и
отвечает на вопросы кто? или что? )
Учитель: Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
Дети: Сказуемое называет, что говорится о подлежащем, и отвечает на
вопросы что делает?
что сделает? Что о нём говорится?
Учитель: Как графически обозначить подлежащее/сказуемое?
Дети: Подлежащее с одной чертой/ сказуемое-с двумя.
Учитель: _Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Самооценка.
Учитель: Оцените свою работу на уроке .
Выберите, сладок или нет плод
вашего учения. (Если всё понял-
если затрудняешься -
если
ничего не понял-
)
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 4, с. 156–157.
2. Выучить определение на с. 146.