" Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе. "
Автор: Авдеева Ольга Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33" Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: " Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе. " Раздел: полное образование
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и
во внеклассной работе.
Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми
государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования
гражданского общества и воспитание личности как гражданина. В современных условиях
развития российского общества, когда глубокие перемены, происходящие в жизни нашего
государства,
повлияли
на
ослабление
внимания
к
патриотическому
воспитанию
подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение
такие явления, как равнодушие, неуважительное отношение к государству и социальным
институтам, эгоизм, цинизм. Современное поколение проявляет интерес к иностранным
фильмам, в которых культивируется насилие, презрительное отношение к человеческим
ценностям.
Оно выбирает зарубежных киногероев, представителей
шоу бизнеса в
качестве примеров для подражания. Слушает зарубежную музыку, не понимая смысла и
текста исполнения, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на
постоянное место жительства .
В
наши
дни
особенно
остро
встает
вопрос
о
новой
системе
подготовки
подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных
возможностей
школьников,
прежде
всего,
их
способности
к
самообразованию,
творческому подходу в решении задач, самостоятельному добыванию новых знаний, к
быстрой ориентировке в новой ситуации.
Задача
общеобразовательной
школы
на
современном
этапе
–
подготовить
гармонически
развитую личность, наделенную ответственностью как за собственное
благополучие, так и за благополучие общества, чтобы окончив школу, выпускники
оказались
подготовленными
к
жизни,
к
практической
работе
и
дальнейшему
самообразованию.
Для выявления уровня развития творческих способностей школьников на уроках
истории и обществознания и во внеклассной работе мною используется тест педагога –
психолога Т.А. Шишковец.[5, с.80]
Меня
заинтересовала проблема формирования гражданственности и патриотизма
учащихся. В связи с этим встал вопрос о необходимости создания еще на уровне 6-7
классов условий для развития творческого потенциала школьников на уроках истории,
обществознания и во внеклассной деятельности.
Мои многолетние наблюдения
как
педагога, руководителя школьного краеведческого музея (с 2003 года) и клуба будущих
избирателей (с 2008 года)
за творческими способностями учащихся,
показали, что
занятия школьников в клубах по интересам, школьном краеведческом музее, организация
экскурсий по историческим местам, местам сражений, участие в творческих конкурсах
разных
направлений
повышают
уровень
знаний,
способствует
решению
задач
патриотического и гражданского воспитания, формируют практические навыки анализа
информации,
самообучения,
умения
организовать
поиск
решений
в
различных
жизненных ситуациях.
Задача учителя истории и обществознания заключается в создании оптимальных
условий
для
успешной
организации
учебного
процесса,
развития
системы
патриотического
воспитания
учащихся,
обеспечивающей
формирование
активной,
гражданской личности, позволяющей
проявить каждому ученику
на уроках и во
внеклассной
работе
свои
творческие
возможности,
навыки
исследовательской
деятельности,
любящей
своих
близких,
уважающей
окружающих,
дорожащей
честью
своей школы, преданной своему Отечеству.
Я
преподаю
историю и обществознание
в 5-9 классах. Мои методические
обобщения
были
представлены
на
педагогических
чтениях,
научно-практических
конференциях,
проведенных
мастер-классах
для
слушателей-учителей
обществоведческих
дисциплин
курсов
повышения
квалификации
Старооскольского
городского института усовершенствования учителей. В 2009 году я стала победителем
конкурса
лучших
учителей
Российской
Федерации
в
рамках
Приоритетного
национального проекта «Образование».
Используемые мною методы, приемы, формы, средства организации учебного
процесса
и внеклассных мероприятий прослеживаются в
единой системе «урок –
внеклассная работа». В образовательном процессе, оказавшем положительное влияние на
результаты обучения,
внеклассную работу я
использую
следующие инновационные
педагогические технологии:
- технология исторического образования (Ю.Л.Троицкий), позволяющая каждому
школьнику на уроке приблизиться к исторической действительности определенной
эпохи, высказывать собственную точку зрения;
-
игровые
технологии
обучения
(А.А.Вербицкий,
Н.В.Борисова),
которые
характеризуются
наличием
игровой
модели,
ролевых
позиций,
возможностями
принятия альтернативных решений;
- проблемно – развивающая технология (Н.Г.Мошкина);
- технология личностно- ориентированного обучения (И.С.Якиманская);
- информационно- коммуникационные технологии;
Ю. Л. Троицкий отмечает: «… технологии традиционного обучения не предполагают
развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных
системах
господствует
безусловное
применение
репродуктивного
способа
усвоения
авторского учебникового знания.Чаще всего перед школьниками лежит учебник, в котором
собраны
некоторые
факты
и
предлагается
определенная
их
трактовка,
объяснения.
Деятельность учащихся на уроке чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных
моментов текста. Такой подход не предполагает никакой предметной деятельности» [3,
с.46].
По убеждению А.А. Вербицкого «ученик, выполняя игровую роль, вступая в условно-
реальные отношения с другими играющими,
приобретает опыт как познавательной и
профессиональной деятельности, так и соци-альных отношений. В игровой деятельности
наиболее развернуто реализуется один из важнейших принципов воспитания – принцип
единства знаний и опыта в формировании и развитии личности» [1, с.26].
. И. С. Якиманская
в работе «Личностно-ориентированное обучение в современной
школе» выделяет следующие «основные позиции личностно-ориентированного обучения:
личностно-ориентированное
обучение
должно
обеспечивать
развитие
и
саморазвитие
личности
ученика,
исходя
из
выявления
его
индивидуальных
особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
образовательный
процесс
личностно-ориентированного
обучения
предоставляет
каждому
ученику,
опираясь
на
его
способности,
интересы,
возможность
реализовать себя в познании, учебной деятельности.
Значимыми становятся те
составляющие,
которые
развивают
индивидуальность
ученика,
создают
все
необходимые условия для его саморазвития, самовыражения» [7, с. 34].
В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным
программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам
познавательной
деятельно сти,
при
этом основным
принципом
я в л я ет с я
вариативность, позволяющая
проявить
ребенку
свою
индивидуальность,
а
педагогу
создать условия для ее поддержки» [7, с.36].
В современных условиях одной из задач образования и воспитания является
использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют
позитивной динамике учебных достижений школьников.
Опыт работы
в школе
показывает, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более
высокий
уровень
самообразовательных
навыков,
умений
быстро
ориентироваться
в
бурном потоке информации, создавать учебные презентации, умение выделять главное,
обобщать материал, делать выводы.
Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа
(англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать на уроках истории и
обществознания текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем
самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Целью моей педагогической деятельности является выбор оптимальных методов,
средств,
форм
организации
учебного
процесса
и
внеклассной
работы
для
развития
творческих
возможностей
учащихся,
формирования
активной,
гражданской
личности,
преданной
своему
Отечеству. Школьные
курсы
истории
и
обществознания
обладают
значительным социализирующим потенциалом. Однако, как показывает практика, уроки в
традиционной форме не всегда адекватны задачам данных курсов и не обеспечивают
эффективную социализацию личности обучающихся.
В условиях, когда ученик
ставится в позицию исследователя, осуществляет самостоятельный поиск, вырабатывает
свое суждение, появляется возможность формирования человека свободного, способного
с а м о о п р е д е л я т ь с я
в
о к р у ж а ю щ е й
д е й с т в и т е л ь н о с т и .
С 5 класса
и продолжая далее,
я начинаю работу с историческими
источниками,
мифами,
которая
способствует
углублению
и
конкретизации знаний, созданию ярких
образов и картин прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. Изучение
темы по истории древнего мира (5 класс) «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дает
возможность ученикам, работая с источниками, познакомиться с личностью Гомера,
Генриха
Шлимана,
с
историей
Троянской
войны,
выяснить
ее
причины,
основные
события,
оценить
поступки
героев
поэм,
выяснить,
что
греки
ценили
в
человеке.
Ученикам предлагается ответить на вопросы:
1. Чему посвящена поэма «Илиада»?
Почему
она
так
называется?
С
рассказа
о
каких
событиях
начинается?
Чем
заканчивается? 2. Знаменитая греческая поэма «Одиссея» написана по преданию, как и
«Илиада», Гомером. 3. В поэме «Одиссея» рассказывается о десятилетних странствиях
Одиссея, возвращавшегося из-под Трои на Итаку. Вспомните, что вам известно о главном
герое поэмы. 4. Как погибла Троя? Какую роль в ее гибели сыграл Одиссей? 5. Покажите
на карте путь, который предстояло преодолеть Одиссею и его спутникам. 6. Мифы о
странствиях Одиссея и др.
Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой,
а за компьютером, причем зачастую в позиции активного интерактивного игрока. Важной
задачей
учителя
становится
развитие
умений
самостоятельной
оценки
и
отбора
получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая
служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во
внеурочное время.
Л.С. Выготский видит в игре «способ реализации сознательного
потенциала
ребенка,
средство
его
интенсивного
развития.
Актуальность
применения
игровых
технологий
с
годами
не
становится
менее
значимой,
напротив,
из-за
перенасыщенности современного школьника информацией, расширения информационной
среды
за
счет
телевидения,
радио,
интернета
актуальность
игры
в
настоящее
время
повышается» [2, с.26]. Дидактическая игра обладает существенным признаком – четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом
с
учебно-познавательной направленностью.
Кроме того, игра создает
атмосферу
здорового
соревнования,
заставляет
школьника
не
просто
механически
вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее,
отбрасывать ненужное, сопоставлять, оценивать. Большое внимание на уроках истории и
обществознания и во внеклассной работе я уделяю групповой самостоятельной работе,
которая предполагает выполнение с участниками разных ролей.
Эффективным средством в работе учителя считается исследовательский метод,
применяемый
на
уроках
истории
и
обществознания,
а
также
во
внеклассной
деятельности. Цель исследовательского метода – научить школьников самостоятельно
осуществлять процесс познания .
По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать
революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и
независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому
широкому кругу информации.
Анализ исследований показал, что чем старше становятся ученики, тем выше у них
качество
знаний
по
предмету,
тем активнее их участие в
предметных конкурсах,
дистанционных
олимпмиадах
по
истории,
обществознанию,
краеведению,
смотрах,
внеклассной деятельности по предметам обществоведческого цикла.
Используемые инновационные методики, педагогические технологии, средства,
формы, приемы обучения способствуют формированию у детей критического мышления,
навыков активного речевого общения, создают условия для
возможности учащимся
реализовать себя в проектах различной направленности.
В последнее время они
становятся
активными
участниками
муниципальных
социально
ориентированных
проектов «Я – Россиянин», «Наше время», «Выбор», конкурсов агитбригад, деловых игр,
дебатов,
брейн-рингов,
турниров
знатоков,
предметных
недель
по
истории,
акций
«Ветеран живет рядом», «Собери посылку солдату», «Белый цветок», которые помогают
развивать их индивидуальные и творческие способности, обеспечивают разумный отдых .
С 2003 года я руковожу школьным краеведческим музеем, в Совет которого входят
ученики 7 – 9-х классов. Под руководством педагога дети готовят выставки, организуют
лектории, проводят экскурсии, развивают навыки работы с документацией, фондом музея.
В муниципальных этапах недели «Музей и дети» ежегодно школьный краеведческий
музей
занимает
призовые
места.
Я
имею
благодарности
Старооскольского
краеведческого
музея
«за
активную
деятельность
в
области
сохранения
историко-
культурного наследия края и большой личный вклад в развитие краеведческой, музейной и
поисковой работы со школьниками».
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что
комплексное использование
традиционных и
современных образовательных технологий в процессе обучения и
воспитания
школьников,
является
важным
педагогическим
условием
для
интеллектуального, творческого, нравственного развития личности.
Библиографический список:
1.
Вербицкий
А.А.
Педагогические
технологии
контекстного
обучения
/А.А.
Вербицкий. – М.: РИЦ МГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – С.14.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. –
М.: 1997. – С. 26.
3.
Троицкий
Ю.Л.
Технология
исторического
образования
/
Л.Ю.
Троицкий
//
Преподавание истории и обществознания в школе. -2004.- №4. – С.46-48.
4.
Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках
обществознания / Н.И. Шевченко. – М.: Русское слово, 2008. - С.127.
5.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. - М.: ВАКО,
2005. – С. 79-81.
6.
Юдовская
А.Я.
Критически
осмыслить
прочитанное
/
А.Я.
Юдовская
//
Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №10. С.46-50.
7.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /
И.С. Якиманская. - М.: 2000. – С.34-37.