Автор: Земляницына Любовь Владимировна
Должность: преподаватель отделения
Учебное заведение: МУДО ВДШИ
Населённый пункт: Тульская область, г.Венёв
Наименование материала: статья
Тема: Методы работы с детьми в современных условиях
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель МУДО ВДШИ Земляницына Л.В.
Методы работы с детьми в современных условиях
Китайская мудрость гласит, «не дай Вам Бог жить во времена перемен»
Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не
согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших
возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит
быть современным.
Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной
основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.
Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему:
«Методы работы с детьми в современных условиях»
Введение
Федеральные Государственные Требования дополнительного образования позволяют
говорить сегодня о становлении новой системы образования, где одним из ключевых
моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для
эффективного развития ребенка.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса учреждений
дополнительного образования должен стать индивидуальный подход к ребенку ….
Это дает современному педагогу свободу в выборе форм и методов работы с детьми,
главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не
сумма знаний, умений, навыков.
Как же я, современный педагог должна построить свою деятельность и организовать
деятельность своих учеников так, чтобы она соответствовала требованиям времени,
какие методы работы с детьми использовать.
В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно –
педагогическая информация» под редакцией В. М. Полонского где метод как
неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности
науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие
явления могут быть познаны в настоящее время, а какие
остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет
ход и результативность исследования, формы организации работы,
общую методологическую ориентацию автора, путь к достижению конечной цели.
В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные
практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в
роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко
рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического
осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как
комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых
наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее.
Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области,
как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для
достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при
организации научной работы и ее отдельных этапов.
Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая
научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом
следующих принципов:
- принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающий
психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального
комфорта, создания условий для активности. Самореализация дошкольника.
-принцип выбора (поиск наиболее эффективных методов работы)
-принцип доверия и поддержки (решая ту или иную задачу, в рамках выбранного
способа и метода работы педагог помощник ребенку, а не просто старший
наблюдатель)
Основываясь на этих принципах, я планирую каждый день своей работы с решением
таких задач как:
1) какие современные методы, формы и принципы работы помогут мне вовлечь
каждого ребенка.
2) эффективность и разумность подбора тех или иных методов работы с детьми.
Руководствуясь, современными разработками, я хотела бы предложить следующую
классификацию методов:
Методы по источнику знаний:
1. Словесные. Этот метод подразделяется на виды: рассказ, объяснение и беседа.
Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать информацию детям.
2. Наглядные. Под наглядными методами образования понимаются такие методы,
при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и
технических средств. Наглядные методы образования условно можно подразделить
на две большие группы: метод иллюстраций (показ детям
иллюстрированных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске) и метод
демонстраций (показ мультфильмов, слайдов и т. д.) В современных
условиях уделяется внимание такому средству наглядности, как компьютер.
Компьютеры дают возможность педагогу моделировать определенные процессы и
ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным
критериям.
3. Практические. Практические методы основаны на практической деятельности детей
и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий
проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят
обобщающий характер.
Методы по характеру образовательной деятельности детей:
1. Информационно – рецептивный. Один из наиболее экономных способов передачи
информации. Преподаватель сообщает детям готовую информацию, а они ее
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Однако при использовании
этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.
2. Репродуктивный. Суть метода состоит в многократном повторении способа
деятельности по заданию Преподавателя. Деятельность преподавателя заключается
в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий
по образцу.
3. Проблемное изложение. Преподаватель ставит перед детьми проблему – сложный
теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам
показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение
этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.
4. Частично – поисковый. Суть его состоит в том, что преподаватель расчленяет
проблемную задачу на под проблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее
решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение
проблемы пока отсутствует.
5. Исследовательский. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.
В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так
формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности.
6. Активные методы. Предоставляют дошкольникам возможность обучаться на
собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.
Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе
определенной последовательности выполнения заданий. Активные методы должны
применяться по мере их усложнения.
Консультируясь с опытными педагогами, я поняла, что все новое это забытое старое,
не лучше, а представленное по-другому, плюс те маленькие изобретательские мелочи.
В заключении своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что
образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со
строительством дома. Фундаментом, которого является сам преподаватель. Стены
дома – это созданная им образовательная среда из блоков: развивающая предметно –
пространственная среда, характер взаимодействия ребенка с миром, система
взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество,
созидание самого ребенка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна,
в которых отражаются инновационные формы организации деятельности школьников.
Именно окна помогают увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность
дополнительного образования.