Автор: Татьяна Станиславовна Горбань
Должность: Концертмейстер и педагог фортепиано
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР Калининского района "Академический"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние классической музыки на развитие ребенка
Раздел: дополнительное образование
ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
Музыка всегда играла большую роль в жизни человека. ее разностороннее влияние давно было
замечено и постоянно изучается до сих пор, постепенно раскрывая свои секреты. Удивительно, но
факт, что пирамиды Египта генерируют звуки, которые удалось зафиксировать с помощью
аппаратуры в XX веке.
Инфразвук не дано услышать людям, но он вызывает необъяснимую панику. А гармоничное
звучание мелодии способно пробудить определенные эмоции, создать настроение, подействовать
расслабляюще и обострить восприятие. Особенно чутко реагируют на музыку маленькие дети. По
результатам исследований, наибольший отклик вызывает классические произведения раннего
периода.
Гармоничная и выверенная по структуре и звучанию, они благотворно действуют на мозговую
активность, улучшают память и образное мышление, учат линейному восприятию в нескольких
плоскостях одновременно, что усиливает развитие математических способностей.
В Древней Греции обучение музыке было обязательным для отпрысков знатных семейств наряду с
воинским искусством, физической подготовкой и риторикой. Причем, каждому ладу
приписывалось определенное влияние на черты характера, велось своеобразное воспитание
музыкой. До 7 лет ребенок максимально открыт для постижения нового, он познает мир через
активное освоение пространства, в том числе, через звуки. А начинает их слышать и различать еще
не родившись.
Интересно, что малыш воспринимает звучание на интуитивном уровне, и произведения И. С. Баха,
наполненные глубоким философским смыслом или симфонии Бетховена, пронизанные
бунтарским духом, дети раннего возраста слушают без интереса и видимого эффекта.
Зато прозрачная музыка Вольфганга Амадея Моцарта может для них звучать часами. Ее секрет
прост и сложен одновременно. Прежде всего, накладывает отпечаток сама личность композитора.
У него была трудная судьба, с малых лет наполненная постоянной работой. Но он до конца своих
дней сохранил непосредственность и свет души, искренне восхищаясь миром, передавая свое
восхищение через музыкальные образы. Поэтому большинство сборников классической музыки
для детей включают его “Колыбельную”, “Рондо в турецком стиле”, “Маленькую ночную
серенаду”, увертюры к операм “Фигаро” и “Волшебная флейта”, менуэты, сарабанды,
фортепианные миниатюры.
Потомки назвали Моцарта “солнечным композитором” за ту светлую энергию, которой он щедро
делился со слушателями.
ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ И ВЛИЯНИЕ ИХ МУЗЫКИ
К ним причисляют 3 композиторов, живших во второй половине XVIII — первой четверти XIX вв.
Это Й.Гайдн, В – А Моцарт, Л. Бетховен. Они были крупнейшими реформаторами музыкального
искусства, благодаря им сформировались новые направления. Кроме этого, их музыка обладает
уникальным действием на организм человека.
Современные исследования показали, что она нормализует давление, снимает эмоциональное
напряжение, настраивает на созерцательный, чуть отстраненный лад и активизирует
мыслительные процессы. Дело в том, что гармонические последовательности, характерные для
этой музыки, входят в резонанс с естественными колебаниями организма.
Состав оркестра того времени не включал большого количества басовых и ударных инструментов.
Это прерогатива рока, когда при длительном прослушивании низкие частоты и агрессивная партия
ударных буквально расшатывает психику, провоцируя агрессию.оторой он щедро делился со
слушателями.Соразмерность звучания классики и созвучность природным ритмам дает толчок к
развитию творческих способностей ребенка, расширяет кругозор, пробуждает любознательность,
развивает аналитическое мышление.Замечено что там, где звучит классика, дети болеют меньше.
Все что ребенку надо для познания мира – заинтересованность в процессе. Когда он не состоянии
справиться со своими эмоциями, происходит перенапряжение нервной системы, порой
доходящее до неврозов. Этого можно избежать, просто включив негромкую классическую музыку.
Четкое разделение звучания на мелодию и аккомпанемент, прозрачная фактура, выверенная
структура фраз и частей исподволь дисциплинирует, дыхание ребенка подстраивается под ритм
мелодий, на этом фоне активизируется внимание, просыпается интерес к созиданию, тяга к
новому. Музыка Моцарта упорядочивает мыслительный процесс, возникают новые логические
связи, малыш может легко переключаться с одного объекта на другой, начинает осмысливать
увиденное.
Постепенно развиваются новые уровни мышления, ребенок быстрее запоминает, включаются
другие виды памяти: логическая, образная, ассоциативная. Начинает развиваться творческое
мышление, с помощью которого ребенок находит нестандартные подходы к решению
поставленных задач. Классикой называется не только направление и исторический период,
основное значение – проверенное временем и признанное эталоном. Музыка Моцарта полностью
соответствует определению.
Даже через 4 века после создания она не утратила своего волшебного воздействия на человека,
помогая ему подняться еще выше в стремлении к познанию, воспитывая сострадание и душевную
отзывчивость.
Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.
Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии
хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции
ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека,
превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние,
причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику,
наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое,
ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как
воздух и вода.
Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и
родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать
эмоции и настроение, распознавать интонации.
Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте может улучшить
отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к
звукам и речи.
Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие,
может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно
из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме:
визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они
должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда
человек сможет хорошо играть.
Заниматься музыкой не только полезно,но и необходимо.Цель этих занятий состоит вовсе не в
том,чтобы воспитать музыканта.Она- в воспитании гармоничной человеческой личности.