Автор: Низамутдинова Диляра Фаритовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО " Детская музыкальная школа №11 Ново-Савиновского района" г. Казани
Населённый пункт: Республик Татарстан, город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы с детьми, имеющие средние или слабые музыкальные данные.
Раздел: дополнительное образование
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что
преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - написал русский
историк В.О.Ключевский
.
Работа педагога - это всегда очень трудный процесс. А в наше время,
когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. Очень
жаль, что изменилось отношение к обучению в школах дополнительного
образования.
Мы
не
имеем
большого
выбора
среди
поступающих:
принимаем и одаренных детей и детей с менее развитыми способностями.
Они все разные. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к
работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Задача и
призвание преподавателя – выявить и развить лучшие задатки каждого
ученика. Научить слушать музыку, открыть её эстетическую ценность. Из
опыта работы с малоспособными учениками пришла к выводу, что мы
вместе, ученик и учитель, учимся новым отношениям, познавая новые
методы обучения, а я обогащаю опыт своей работы.
Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для
этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в
усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать
профессионально грамотного педагога ДМШ. Чтобы научить обучающегося
творчески
подходить
к
занятиям,
педагог
должен
стремиться
не
преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления
в домашней работе.
В настоящее время процесс обучения игре на фортепиано сочетает в
себе традиции и инновации.
«Какие произведения давать детям, чтобы заинтересовать их? Как
построить короткий урок так, чтобы было ученику интересно и успеть как
можно больше? Как не потерять классическое фортепианное воспитание
ребенка и идти в одну ногу со временем, следуя интересам ученика?»
Традиции в обучении игре на фортепиано – сохранение академического
репертуарного
комплекса.
Согласно
сложившейся
педагогической
терминологии,
под
академическим
репертуарным
комплексом
подразумевается обязательное присутствие в программе ученика следующих
видов репертуара: «полифония», «крупная форма», «пьесы», «этюды». «В
центре фортепианного и вообще всякого музыкального – инструментального
или вокального обучения стоит работа над музыкальным произведением…»,
отмечает Н.Корыхалова.
В
наш
век
компьютерных
и
информационных
технологий
преподавателю музыки, в том числе фортепиано, важно сформировать
способ сочетания традиционных и новаторских методов проведения урока.
Детей пугает все однообразное, монотонное. Для ребенка большое значение
имеет
занимательный
характер
урока,
введение
в
урок
игровых,
нестандартных ситуаций. Я стала искать фонограммы к пьескам. Находила
даже к классическим произведениям. Ученикам стало интереснее заниматься.
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове
неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых
можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно
найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно
любознателен, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все
его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой
природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на
музыкальных занятиях в частности. Выдумка, творческая фантазия и
изобретательность преподавателя ничем не ограничены. В любом случае,
если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и
поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для
успеха будут созданы.
Я работаю преподавателем фортепиано хорового отделения и в моем
классе дети абсолютно с разными музыкальными данными. Отсутствие
одаренности проявляется у детей по-разному: у кого-то не развит слух, кто-
то не ритмичен, у некоторых слабая память, рассеянное внимание, плохая
координация движений.
Для начала я изучаю условия его жизни в семье: кто родители, их
семейные традиции, отношения в семье, есть ли условия для учебы, тип
воспитания. Важно определить тип мышления и памяти: как усваивает
учебный материал, внимателен ли, любит ли фантазировать, остроумен, чем
занимает свой досуг. Это дает возможность прогнозировать развитие
учащегося, предвидеть трудности в учении, создать для его развития
наиболее благоприятные условия. Нельзя допускать насмешек и упреков к
менее способным ученикам, к их недостаточной подготовке. В классе должна
быть обстановка здорового соперничества и бережного отношения к
личности учащегося. Надо предотвратить его внутреннюю зажатость, чтобы
ученик был на уроке раскрепощенным, активным, уверенным в своих силах.
Важно создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доброжелательности,
творчества.
Из опыта моей работы с малоспособными могу сказать, что такая работа
не только дает пользу обучающемуся, но и обогащает методы работы самого
преподавателя.
От
преподавателя,
у
которого
есть
малоспособные
обучающиеся, требуется большая выдержка, терпение и большое желание
развить, пусть скромные, задатки своего ученика.
Если способный ученик сам может выучить произведение наизусть,
то с малоспособным учеником часто приходится заниматься этим на уроке.
Научить его ориентироваться в тональности, может быть, поучить наизусть
каждой рукой отдельно, внимательно вслушаться в мелодию, пропеть ее,
изучить. Важным этапом для малоспособных детей является чтение с листа,
подбор знакомых песен по слуху. В полугодии мы проходим не так много
произведений,
как хотелось бы я стараюсь подобрать
интересный,
популярный репертуар.
Хочу отметить, что очень велико положительное воздействие ансамблевого
исполнительства. Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие
ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм;
помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Играя в паре с педагогом, они чувствуют поддержку, обретают уверенность.
Мастерство музыканта - педагога проявляется в том, насколько точно он
может
выявить
и
развить
лучшие
задатки
каждого
обучающегося,
способствовать
формированию
его
индивидуальности.
Этому
может
способствовать
атмосфера
творчества,
взаимопонимания,
доброжелательности, которую необходимо создать у себя в классе.
Преподавателю приходится быть более зорким, более чутким, стараться
выбрать более короткий путь в достижении своей цели, искать самому такой
путь, вырабатывать свои методы работы. Причем для каждого обучающегося
приходится искать путь отдельно. То, что для одного ученика подходит
очень хорошо, для другого является неприемлемым.
Главное требование в работе с малоспособными детьми – это наличие
четкой цели на уроке и в домашнем задании. Научить ребенка
самостоятельно справляться с поставленной задачей. Домашнее задание
должно быть тесно связано с работой в классе. Уходя с урока, ученик должен
знать, над чем ему нужно в настоящий момент работать в каждом
произведении. Полезно задавать вопросы в конце урока: все ли он понял, и
еще раз подчеркнуть те задачи, которые необходимо дома выполнить.Нельзя
перегружать также учащихся информацией, стараться сделать для них
задания понятными, конкретными и доступными для их понимания.
Всячески поощрять хорошую работу.
Выступления малоспособных обучающихся надо обязательно включать в
общие классные концерты. Это придает им уверенность в свои силы и
побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким
обучающимся надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки.
Достоинства всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую
удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от
них избавиться.
Современный преподаватель должен быть направлен на детей, пусть не
всегда талантливых от природы. Обладать коммуникативными качествами,
умением использовать в своей работе разнообразные педагогические
средства и приемы, инновационные технологии.
Главная задача педагога - заложить любовь к музыке. Суметь
заинтересовать ребенка. Насколько творчески интересен будет для ребенка
урок, настолько и эффективным будет его обучение. И очень часто, дети
менее способные , попадая в руки к хорошему педагогу, очень успешно
заканчивают музыкальную школу. Порой даже лучше более способных
детей.
Список литературы:
1 - Михеева Л.В.
Музыкальный словарь в рассказах. – М.: «Советский
композитор», 1984.
2 - Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной
литературы «РОН», 2002. - 48 с.
3 - Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978 – 4
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
М.-Л., 1965
5 - Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №11 Ново-Савиновского района»
г. Казани
Методическая разработка на тему: «Некоторые особенности работы с детьми,
имеющие средние или слабые музыкальные данные»
Выполнила: Преподаватель
по фортепиано
Низамутдинова Д. Ф.
Казань 2019