Напоминание

Танец из детства


Автор: Константинова Софья Юрьевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ им. А. С. Розанова»
Населённый пункт: г. Кировска, Мурманской области
Наименование материала: Статья
Тема: Танец из детства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Танец из детства

Константинова С.Ю.

Константинова Софья Юрьевна - преподаватель хореографических

дисциплин высшей категории, руководитель хореографического ансамбля

«Элегия». Место работы - отделение хореографии ДШИ имени А.С.

Розанова.

«Когда-то великие китайские художники специально изучали движение

гусиной шеи

или схватку двух змей, чтобы уподобиться в своем

каллиграфическом письме грациозности птицы и пластике рептилий».

1

Искусство создания Танца имеет много общего с восточной каллиграфией.

Танец - это ускользающее мгновение и то, как филигранно выписан

рисунок линий и поз, насколько правдивы чувства исполнителей,

продиктованные звуками музыки, зависит, останется ли в памяти это

творение или станет мимолетным явлением.

Известный танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев когда-то

размышлял на эту тему. «Как раскрыть загадку

феномена танца,

живописи, музыки, поэзии, архитектуры, скульптуры? Иначе говоря, как

раскрыть

тайну

искусства?

Ах,

если

бы

нашлась

формула

ее

объясняющая, наверное, было бы проще достичь взлетов. Одно я понял, в

любом творческом проявлении должна прослеживаться линия, мысль,

стремящаяся к изящной непрерывности и создающей динамическое

напряжение, будь то танец, поэма, или скульптурное извояние».

2

Всё это - лирические размышления о том, как найти свой стиль, как

создать новую лексику в танце, как услышать в музыке и воспроизвести на

1 Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учеб. пособие / Пер. с нем. В.

Штакенберга. – 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; 2019 . – 3 с.

2 Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учеб. пособие / Пер. с нем. В.

Штакенберга. – 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; 2019 . – 123с.

1

сцене именно то,

что в ней заложено звуком, нотой

и мелодией.

Думающий постановщик задается этими вопросами каждый раз, когда

начинает работу над новым танцевальным произведением. Важно понять

как это сделать с детьми и подростками. Работая в школе Искусств уже

более 25 лет, я приобрела опыт общения с

быстро меняющимся

поколением учеников, таких разных по способностям и особенных по

восприятию мира. Но главное, что приходит с годами и опытом - это

понимание, что танец начинает получаться в соавторстве постановщика и

исполнителя, думаю, что я не открыла ничего нового.

Я работаю с детским коллективом, в котором есть дети, начинающие

обучение, более опытные танцоры и учащиеся старших классов. В

преподавании

хореографии существуют такие методы, как словесное

повествование и наглядная иллюстрация. Еще в процессе сочинительства я

рассказываю ученикам о композиторе и о музыке, под которую мы будем

танцевать. Потом мы садимся в круг в нашем хореографическом зале и

говорим о том, какие образы живут в этой музыке, какую историю можно

придумать, рассказав её на языке танца. Этот увлекательный процесс

творчества ученики любят больше всего, но есть одно но! Даже этот

процесс иногда дается детям непросто, ведь развитое воображение это

тоже дар, поэтому я даю им задание читать больше сказок и детских

стихов. Именно детские стихи помогают развить творческое мышление,

чувство пульса в мелодии, систематизировать движение тела в ритме

музыки и танца. На этом этапе работы необходимо импровизировать, а

также использовать прием игры и концентрации внимания на образах и

характерных движениях. На тему самых известных детских стихов и песен

дети с удовольствием импровизируют и придумывают танцевальные

этюды. В классе мы создаем сценическую площадку, и учащиеся активно

показывают свои маленькие танцы, участвуя в постановках друг у друга.

2

Технология коллективного взаимообучения ускоряет процесс и помогает

преподавателю создать в классе творческую, вдохновляющую атмосферу.

Настроение и дух в танцевальном зале - это залог успешной и интересной

работы над постановками, а значит насыщенная конкурсная и концертная

деятельность.

В атмосфере свободы и творчества ученики начинают чувствовать себя

соавторами происходящего на сцене, восторженно воспринимают весь

трудоемкий процесс постановки и «разведения» рисунков в танце.

Хореограф

должен

заранее

продумать

замысел

постановки,

композиционное развитие и драматургию номера. Но именно живое

участие

детей,

их

заинтересованное

отношение

к

происходящему

добавляют яркие акценты и новые эмоции. Такой подход частично

компенсирует

отсутствие

предмета

«Сценическое

мастерство»

в

программах хореографических отделений.

Но бывают и сложные

моменты, когда в постановке что-то не связывается и идет не по плану, я

иду на хитрость, предлагая учащимся придумать связующий элемент или

переход в рисунок самостоятельно, лучший вариант мы действительно

вставляем в номер.

Поговорим о преемственности в танцевальных ансамблях - это,

пожалуй, один из самых

действенных и мотивирующих факторов

обучения в танцевальных коллективах. В репертуаре нашего ансамбля

есть такие постановки, как «Яблонька цветет» и «Во поле березка», в

которых задействованы смешанные составы учащихся самых младших и

старших

возрастных

групп.

Маленькие

участники

всегда

мечтают

танцевать как взрослые, именно это мотивирует их на плодотворную

работу и творческий рост, поэтому спустя годы им предоставляется

возможность исполнить взрослые партии, о которых они мечтали с

детства. Так дети наглядно видят, как они растут и совершенствуются в

3

мастерстве, чувствуют смысл своего труда, и наблюдают, как их

танцевальные мечты становятся реальностью.

Методология и синтез приемов постановки танца для детей очень

разнообразны и чем большими методами мы пользуемся, тем интереснее

процесс создания танца. С годами каждый из творческих людей все чаще

задумывается над тем, что уже сделано им ранее, и как продолжать

развиваться и расти в профессии. Творческие люди постоянно находятся в

поиске

своего

подчерка,

подобного

восточной

каллиграфии.

Они

продолжают работать, стараются ответственно подойти к тому, какую же

мысль несет в себе их творческий труд.

Танец ребенка - это мимолетное мгновение свободы его тела и

душевного состояния, фрагмент детства, который, возможно, останется в

его памяти на всю жизнь. И то, каким цветом он будет раскрашен, зависит

от нас хореографов, его первых учителей и проводников в мир искусства

танца!

4



В раздел образования