Напоминание

Исследования профессиональной идентичности и социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста


Автор: Трапкова Олеся Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: КГБПОУ " Тальменский технологический техникум"
Населённый пункт: Алтайский край р.п Тальменка
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Исследования профессиональной идентичности и социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ТАЛЬМЕНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ТЕМА :
«Исследования профессиональной идентичности и социальной

адаптации детей-сирот подросткового возраста»
Преподаватель спец.дисциплин 1 категории Трапкова Олеся Александровна р.п Тальменка 2016

Исследования профессиональной идентичности и социальной адаптации детей-

сирот подросткового возраста.

Организация и методы исследования

Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.Азбель)
Выделяют четыре так называемых статуса профессиональной идентичности - «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения. 
Неопределенная
профессиональная идентичность, выбор дальнейшего пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему. 
Навязанная
профессиональная идентичность: человек имеет сфор- мированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора. 
Мораторий
(кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен. 
Сформированная
профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения. Методика позволяет также оценить, насколько осознанно и самостоятельно учащимся сделан этот выбор. Выявив учащихся с несформированной профидентичностью, задача учебного заведения помочь им в профессиональном самоопределении. В рамках профессионального учебного заведения формирование профпринадлежности будет заключаться в том, чтобы заинтересовать учащихся в уже выбранном
направлении. В качестве основной предпосылки успешного освоения профессии стоит рассмат рет ь с формированно ст ь профе ссиона льной и д е н т и ч н о с т и .
Профессиональной идентичностью называют систему представлений о

самом себе и своем месте в мире.
Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения.
Профессиональная

принадлежность



одна

из

самых

значимых

характеристик любого человека.
Если взрослого человека просят ответить на вопрос «Кто я?», то, как правило, сначала он называет имя и профессию, а уж потом говорит о возрасте, национальности, религиозных убеждениях и т.п. Представление о себе как о носителе определенной профессии – неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, чем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию. Иногда выбор профессии или будущего места учебы кажется легким, сделанным чуть ли не моментально: просто вдруг понял, что стану тем-то, и всё. Но на самом деле в таких случаях это решение обычно осуществляется по формуле «одно мгновение плюс вся предшествующая жизнь»: даже если само решение принимается незамедлительно, зависит оно от всего предшествующего жизненного опыта. Поэтому можно сказать, что
профессиональное

самоопределение

не

сводится к одномоментному выбору,
оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Кроме того, это не только сам выбор, но одновременно и самоограничение: предпочесть одну профессию — значит отказаться от многих других.

Инструкция.
Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: а, в, с, д. Внимательно прочитай их и выбери тот, который лучше всего выражает твою точку зрения. Возможно, что какие-то варианты ответов покажутся тебе равноценными, тем не менее выбери тот, который в наибольшей степени отвечает твоему мнению. В бланке ответов отметь (обведите) выбранный вариант по каждому вопросу. Старайся быть максимально правдивым! Среди ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайся угадать, какой из них «правильный» или «лучший».
16-Факторный личностный опросник Р.Кеттела
Назначение : выявление личностных свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а так же свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе. Инструкция: предложен ряд вопросов и суждений , которые касаются некоторых особенностей поведения и характера. Каждый вопрос имеет три варианта ответов: «а», «б», «в». Необходимо внимательно прочитать вопрос и варианты ответов на него. Из трёх предложенных вариантов нужно выбрать один ответ, который наиболее подходит, наиболее отражает ваше мнение, отвечать нужно быстро , долго над ответом не задумываться, давать первый ответ пришедший в голову. В случае затруднений в выборе ответа постараться представить типичное поведение для вас в предложенной ситуации. Опросник содержит несколько логических вопросов, в которых вы должны выбрать единственно правильный ответ. Возможно , что некоторые вопросы или суждение могут показаться излишне личными , необходимо ответить на них как можно искреннее. Обработка: при обработке используется специальный «ключ», с помощью которого получают так называемые «сырые» баллы. Подсчитывается количество совпадений ответов обследуемого с «ключом». Полученные по каждому фактору
результаты суммируются. Сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат для основания интерпритации. Регистрируемые показатели: общительность, интеллектуальность, эмоциональная устойчивость, доминантность, беспечность, моральная нормативно сть, смело сть в социальных контактах, эм о ц и о н а л ь н а я чувствительность, подозрительность, мечтательность, дипломатичность, тревожность, восприимчивость к новому, самостоятельность, самодисциплина, напряженность.
Результаты исследования и статусов профессиональной идентичности

и

социальной

адаптации

детей–сирот

подросткового

возраста

в

условиях

начально профессионального образования
В тестировании участвовали 20( юноши 15-17 лет) учащихся второго курса группы 411 обучающихся про специальности «Мастер сельскохозяйственного производства».

Таблица №1 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности (ПИ) детей-сирот подросткового возраста Статусы профессиональн ой идентичности испытуемые Неопределённа я профессиональн ая идентичность Навязанная профессиональн ая идентичность Моратори й (кризис выбора) Сформированна я профессиональн ая идентичность 1 16 1 1 1
2 15 0 2 2 3 17 1 0 5 4 16 2 2 2 5 16 0 3 3 6 3 3 17 4 7 3 20 2 5 8 18 0 3 6 9 18 1 4 1 10 19 2 4 0 11 20 3 4 2 12 16 3 3 5 13 17 2 1 2 14 15 4 0 3 15 19 4 1 3 16 1 21 2 1 17 2 0 2 14 18 18 1 4 4 19 16 1 4 2 20 18 4 3 4 Таким образом в результате исследования получены данные по которым можно сделать следующие выводы : - у 60% испытуемых состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще
всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознавших важность выбора будущей профессии - у 10 % испытуемых это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но сделал это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей и друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает, комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никаких гарантий, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Вполне возможно, что в дальнейшей жизни это приведет к раз- очарованию в сделанном выборе - у 5% испытуемых такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты профессиональною развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего бу- дущего. Эти юноши размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности
-
5% испытуемых эти юноши характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши ,которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они
могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть Таблица №2 Результаты исследования социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста Испытуемые Общительность Интеллектуальность Эмоциональная устойчивость Динамичность Беспечность Моральная нормативность Смелость Жестокость Подозрительность Мечтательность Дипломатичность Тревожность Радикализм Самостоятельность Дисциплинированность Напряженность 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 8 1 1 1 8 2 2 2 2 1 3 2 2 3 3 1 3 1 2 2 3 2 3 1 1 2 1 3 3 1 3 3 1 4 9 1 1 3 2 3 1 2 2 1 1 3 3 2 1 3 5 2 2 3 3 3 8 1 1 1 1 3 2 1 2 1 2 6 8 3 1 8 1 1 3 8 8 9 1 1 2 2 1 3 7 3 1 2 8 2 2 3 8 9 9 1 1 2 2 1 8
8 9 2 1 9 8 3 8 9 10 8 8 8 2 8 8 8 9 2 3 8 2 2 8 8 8 10 9 1 1 2 2 2 9 10 1 8 8 1 9 2 1 1 1 1 2 2 8 2 2 9 11 2 1 2 3 3 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 10 12 3 1 2 8 3 8 2 8 8 8 9 9 9 9 9 9 13 2 2 3 9 1 1 1 2 2 2 2 10 3 1 2 8 14 2 9 1 10 1 2 2 9 8 8 1 8 8 8 8 8 15 1 8 3 9 9 9 8 9 8 8 3 9 8 8 9 9 16 2 8 9 9 1 1 1 2 2 2 1 8 9 2 3 8 17 9 9 8 8 8 8 1 2 8 9 9 9 2 9 9 9 18 10 10 9 3 9 8 2 8 9 9 3 9 9 9 8 8 19 10 9 9 2 9 9 9 8 10 8 8 9 9 8 8 8 20 9 8 10 8 9 8 8 8 8 8 9 9 10 10 8 9

Таким образом в результате исследования получены данные по которым можно сделать следующие выводы : 1.Общительность - 60% - испытуемые отличаются конфликтностью, отчуждённостью, холодноватостью, у них нет эмоциональной живости в общении. Отличаются молчаливостью , некоторой подозрительностью, эгоистичны. Не хватает гибкости при изменении ситуации . они осторожны, могут быть упрямы, безпринципны. Более эффективны , когда работают в одиночку. - 40% - испытуемым присуще доброта, сердечность, эмоциональность , открытость, доверчивость, лёгкость в общении, разговорчивость. Могут проявлять беззаботность, импульсивность, обладают высоким адаптивным потенциалом, предпочитают работать в коллективе, берут на себя роль организатора.
2.Интеллектуальность - 60% - у испытуемых интеллектуальные интересы недостаточно выражены, могут испытывать трудности в обучении. Преимущественно развито конкретное мышление , для решения сложных абстрактных задач требуется дополнительное время. - 40%- у испытуемых высокий интеллектуальный потенциал, способны быстро решать логические задачи, успешно справляются с решением отвлечённых проблем, менее успешны при решении бытовых проблем. Имеют широкие интеллектуальные интересы, упорны, настойчивы, успешно обучаются. 3.Эмоциональная устойчивость - 65% - для испытуемых характерны неустойчивость настроения, боязнь ответственности, слабый само контроль эмоций. Они истеричны, ипохондричны, допускают эмоциональные выбросы на других людей, депрессивны, мрачны и тревожны. Они чувствуют себя беспомощными, неспособными справляться с трудностями, капризны, легко расстраиваются. - 35% - испытуемые отличаются уравновешенностью, спокойствием, реалистичностью, постоянностью в интересах, уверенностью. Препятствия воспринимают как устранимые, адекватно оценивают свои возможности. Настойчивы, обладают высоким самоконтролем. 4.Доминантность - 50% - подчиняющиеся , не уверены в себе, склонны к самообвинению, к желанию избегать препятствия, не видеть их. Робки , не умеют отстаивать свою точку зрения, нуждаются в опоре, способны успешно обучаться, доброжелательны, послушны, тактичны, робки , скромны, «ведомы».
- 50% - лидеры , независимы в суждениях, уверены в себе, склонны обвинять других в возникновении конфликтных ситуаций, не нуждаются в эмоциональной поддержке, смелы, энергичны, склонны к авантюрным ситуациям, «ведущие». 5.Беспечность - 60% - постоянно ощущают груз забот и проблем , озабоченны, склонны к усложнению и драматизации ситуаций, пессимистичны, часто печальны. Беспокойны, необщительны, молчаливы. - 40% - жизнерадостны, беспечны, энергичны, обладают ощущением силы, верят в себя в удачу в везение. Могут быть небрежными , легкомысленными, часто сохраняют спокойствие , доверчивы, открыты. 6.Моральная нормативность - 60% - отличаются неорганизованностью, непостоянством, живут своими переживаниями, могут быть неряшливыми, неточными. Пренебрегают моральными нормами поведения и быта. - 40% - требовательны к себе , стойки, упорны, дисциплинированны. Общественные ценности часто ставят выше своих собственных. 7.Смелость - 75% - осторожны, им свойственен страх перед жизнью, пред социальной и эмоциональной опасностью. Сдержаны в проявлении чувств, часто мучаются комплексом неполноценности. Застенчивы, испытывают трудности в установлении контактов особенно с противоположным полом. - 25% - контактны, общительны, уверены в себе при установлении контактов, оживляются при появлении лиц противоположного пола. Любят быть на виду, склонны к лидерству, смелы, беззаботны, не всегда видят сигналы опасности. 8.Жёсткость
- 50% - обладают реалистичностью , логичны, умеют подчинять эмоции разуму, отличаются некоторой чёрствостью , небрежны по отношению к себе, терпимы к физической боли, независимы. - 50% - фантазёры, романтики, часто имеют художественный склад, тонкий вкус, зависимы от других, испытывают необходимость иметь друга. 9. Подозрительность - 45% - терпеливы к людям , доверчивы, уступчивы, откровенны порой чрезмерно. У них отсутствует чувство зависти и ревности. Бескорыстны, оптимистичны, легко мирятся с трудностями и бытовыми неудобствами, обладают высоким чувством собственной независимости. - 55% - склонны к соперничеству и ревности, завистливы, ощущают недооценённость, напряжены, тревожны, фиксируются на неудачах . подозрительны , закрыты. 10.Мечтательность - 45% - они реалистичны в поступках и в отношениях с людьми, но им не хватает гибкости. Имеют практический склад ума, без фантазий, приземлённые, успешно адаптируются в жёстко заданных правилах, ориентируются на стереотипы поведения, спокойны , добросовестны. - 55% - оторваны от реального мира, поведение регулируется преимущественно собственными побуждениями и ощущениями, имеются сложности адаптации, рассеяны, неуравновешенны. 11.Дипломатичность - 75% - нечувствительны к нюансам общения и изменения ситуации, недисциплинированны, склонны к конфликтам, просты , прямолинейны.
- 25% - понимают людей и скрытые мотивы их поведения, холодны в общении, имеют трудности в установлении контактов, искусственны, дипломатичны, расчётливы. 12. Тревожность - 50% - самоуверенны, довольны собой, нечувствительны к критике и упрёкам, оптимистичны и жизнерадостны. - 50% - внутренне напряжены, склонны к драматизму, ожидают неприятностей, предчувствуют опасность. Они не уверены в себе, склонны к самообвинению, ранимы, чувствительны к обвинениям, особенно в сфере общения. Боятся совершить ошибку, испытывают страх перед наказанием. 13. Радикализм - 60% - испытуемые отличаются ригидностью мышления, боятся нового , ориентированы на авторитет, несамостоятельны в выборе решений, очень чувствительны к любым неудачам, ошибкам. - 40% - умеют обобщать и анализировать, ищут новые пути решения, спокойно относятся к ошибкам и не удачам. 14.Самостоятельность - 60% - социабельны, несамостоятельны, обладают выраженной потребностью в социальном одобрении и принятии. - 40% - самостоятельны в постановке проблемы, в выборе средств и в реализации идеи. Ориентированы на собственное мнение в поведении и во взаимодействии с окружающими людьми. 15.Дисциплинированность
- 60% - склонны легко уступать внешним препятствиям и внутреннему сопротивлению, появляющимся на пути к достижению цели. Не умеют организовать своё время и порядок выполнения дел, низкий самоконтроль. - 40% - настойчивы в достижении цели, преодолении препятствий на пути к достижению цели за счёт волевых усилий, умеют планировать своё время и порядок действий, постоянный самоконтроль. 16.Напряжённость - 30% - внутренне расслаблены, удовлетворенность потребностей. Склонны воспринимать препятствия на пути как преодолимые. - 70% - ощущают неудовлетворённость потребностей, Невозможность преодолевать препятствия на пути к достижению цели, часто совершают ошибки в работе, которая требует высокой концентрации внимания, сосредоточенности. В результате исследования целью которого , было изучение особенностей социальной адаптации детей сирот подросткового возраста, мы достигли цели. Выдвинутая нами гипотеза о том у детей-сирот подросткового возраста доминируют низкие показатели социальной адаптации и удовлетворенности избираемой профессиональной деятельностью подтвердилась, с помощью методик изучения статусов профессиональной идентичн о с т и ( А . А . А з б е л ь ) и 16-Факторного личностного опросника Р.Кеттела.


В раздел образования