Исследования профессиональной идентичности и социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста
Автор: Трапкова Олеся Александровна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: КГБПОУ " Тальменский технологический техникум" Населённый пункт: Алтайский край р.п Тальменка Наименование материала: Исследовательская работа Тема: Исследования профессиональной идентичности и социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста Раздел: среднее профессиональное
Исследования профессиональной идентичности и социальной адаптации детей-
сирот подросткового возраста.
Организация и методы исследования
Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.Азбель)
Выделяют четыре так называемых статуса профессиональной идентичности -
«ступеньки»,
на
которых
человек
находится
в
процессе
профессионального
самоопределения.
Неопределенная профессиональная идентичность, выбор дальнейшего
пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не
ставит перед собой такую проблему.
Навязанная профессиональная
идентичность:
человек
имеет
сфор-
мированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны
извне
(например,
родителями)
и
не
являются
результатом
самостоятельного
выбора.
Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек
осознает
проблему
выбора
профессии
и
находится
в
процессе
ее
решения,
но
наиболее подходящий вариант еще не определен.
Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные
планы
определены,
что
стало
результатом
осмысленного
самостоятельного
решения.
Методика позволяет также оценить, насколько осознанно и самостоятельно
учащимся сделан этот выбор.
Выявив
учащихся
с
несформированной
профидентичностью,
задача
учебного заведения помочь им в профессиональном самоопределении. В рамках
профессионального
учебного
заведения
формирование
профпринадлежности
будет
заключаться
в
том,
чтобы
заинтересовать
учащихся
в
уже
выбранном
направлении.
В качестве основной предпосылки успешного освоения профессии стоит
рассмат рет ь
с формированно ст ь
профе ссиона льной
и д е н т и ч н о с т и .
Профессиональной идентичностью называют систему представлений о
самом себе и своем месте в мире.
Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не
просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой
дальнейший образ жизни, круг общения.
Профессиональная
принадлежность
—
одна
из
самых
значимых
характеристик любого человека. Если взрослого человека просят ответить на
вопрос «Кто я?», то, как правило, сначала он называет имя и профессию, а уж потом
говорит о возрасте, национальности, религиозных убеждениях и т.п. Представление
о
себе
как
о
носителе
определенной
профессии
–
неотъемлемый
компонент
представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима
работа, чем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит
себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может
продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на
пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.
Иногда
выбор
профессии
или
будущего
места
учебы
кажется
легким,
сделанным чуть ли не моментально: просто вдруг понял, что стану тем-то, и всё. Но
на самом деле в таких случаях это решение обычно осуществляется по формуле
«одно мгновение плюс вся предшествующая жизнь»: даже если само решение
принимается незамедлительно, зависит оно от всего предшествующего жизненного
опыта.
Поэтому
можно
сказать,
что профессиональное
самоопределение
не
сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события,
продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии.
Кроме
того,
это
не
только
сам
выбор,
но
одновременно
и
самоограничение:
предпочесть одну профессию — значит отказаться от многих других.
Инструкция. Опросник
состоит
из
20
пунктов,
по
каждому
из
которых
возможны четыре варианта ответов: а, в, с, д. Внимательно прочитай их и выбери
тот, который лучше всего выражает твою точку зрения. Возможно, что какие-то
варианты ответов покажутся тебе равноценными, тем не менее выбери тот, который
в наибольшей степени отвечает твоему мнению. В бланке ответов отметь
(обведите) выбранный вариант по каждому вопросу.
Старайся быть максимально
правдивым!
Среди
ответов
нет
«хороших»
или
«плохих»,
поэтому
не
старайся
угадать, какой из них «правильный» или «лучший».
16-Факторный личностный опросник Р.Кеттела
Назначение
:
выявление
личностных
свойств,
отражающих
относительно
устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой.
Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а так
же свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Инструкция:
предложен
ряд
вопросов
и
суждений
,
которые
касаются
некоторых особенностей поведения и характера. Каждый вопрос имеет три варианта
ответов:
«а»,
«б»,
«в».
Необходимо
внимательно
прочитать
вопрос
и
варианты
ответов на него. Из трёх предложенных вариантов нужно выбрать один ответ,
который
наиболее
подходит,
наиболее
отражает
ваше
мнение,
отвечать
нужно
быстро , долго над ответом не задумываться, давать первый ответ пришедший в
голову. В случае затруднений в выборе ответа постараться представить типичное
поведение
для
вас
в
предложенной
ситуации.
Опросник
содержит
несколько
логических вопросов, в которых вы должны выбрать единственно правильный ответ.
Возможно , что некоторые вопросы
или суждение могут показаться излишне
личными , необходимо ответить на них как можно искреннее.
Обработка: при обработке используется специальный «ключ», с помощью
которого получают так
называемые «сырые» баллы. Подсчитывается количество
совпадений ответов обследуемого с «ключом». Полученные по каждому фактору
результаты суммируются. Сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью
специальной
таблицы
переводится
в
стены.
Стены
служат
для
основания
интерпритации.
Регистрируемые
показатели:
общительность,
интеллектуальность,
эмоциональная
устойчивость,
доминантность,
беспечность,
моральная
нормативно сть,
смело сть
в
социальных
контактах,
эм о ц и о н а л ь н а я
чувствительность,
подозрительность,
мечтательность,
дипломатичность,
тревожность,
восприимчивость к новому, самостоятельность, самодисциплина,
напряженность.
Результаты исследования и статусов профессиональной идентичности
и
социальной
адаптации
детей–сирот
подросткового
возраста
в
условиях
начально профессионального образования
В тестировании участвовали 20( юноши 15-17 лет) учащихся второго курса
группы
411
обучающихся
про
специальности
«Мастер
сельскохозяйственного
производства».
Таблица №1
Результаты исследования статусов профессиональной идентичности (ПИ)
детей-сирот подросткового возраста
Статусы
профессиональн
ой идентичности
испытуемые
Неопределённа
я
профессиональн
ая идентичность
Навязанная
профессиональн
ая идентичность
Моратори
й
(кризис
выбора)
Сформированна
я
профессиональн
ая идентичность
1
16
1
1
1
2
15
0
2
2
3
17
1
0
5
4
16
2
2
2
5
16
0
3
3
6
3
3
17
4
7
3
20
2
5
8
18
0
3
6
9
18
1
4
1
10
19
2
4
0
11
20
3
4
2
12
16
3
3
5
13
17
2
1
2
14
15
4
0
3
15
19
4
1
3
16
1
21
2
1
17
2
0
2
14
18
18
1
4
4
19
16
1
4
2
20
18
4
3
4
Таким образом в результате исследования получены данные по которым
можно сделать следующие выводы :
- у 60% испытуемых состояние характерно для учащихся, которые не
имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их
сформировать,
выстроить
варианты
своего
профессионального
развития.
Чаще
всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют
времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей.
Такой
статус
бывает
и
у
подростков,
привыкших
жить
текущими
желаниями,
недостаточно осознавших важность выбора будущей профессии
- у 10 % испытуемых это состояние характерно для человека, который выбрал
свой
профессиональный
путь,
но
сделал
это
не
путем
самостоятельных
размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей и друзей. На
какое-то время это, как правило, обеспечивает, комфортное состояние, позволяя
избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никаких гарантий,
что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям
самого человека. Вполне возможно, что в дальнейшей жизни это приведет к раз-
очарованию в сделанном выборе
- у 5% испытуемых такое состояние характерно для человека, исследующего
альтернативные
варианты
профессиональною
развития
и
активно
пытающегося
выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего бу-
дущего.
Эти
юноши
размышляют
о
возможных
вариантах
профессионального
развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как
можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии
нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное
взаимопонимание
может
быстро
сменяться
непониманием,
и
наоборот.
Как
правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию
сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности
-
5% испытуемых эти юноши характеризуются тем, что они готовы совершить
осознанный
выбор
дальнейшего
профессионального
развития
или
уже
его
совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об
их
профессиональном
будущем.
Этим
статусом
обладают
те
юноши
,которые
прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о
себе и своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они
могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят
достигнуть
Таблица №2
Результаты исследования социальной адаптации детей-сирот подросткового
возраста
Испытуемые
Общительность
Интеллектуальность
Эмоциональная
устойчивость
Динамичность
Беспечность
Моральная
нормативность
Смелость
Жестокость
Подозрительность
Мечтательность
Дипломатичность
Тревожность
Радикализм
Самостоятельность
Дисциплинированность
Напряженность
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
2
1
2
8
1
1
1
8
2
2
2
2
1
3
2
2
3
3
1
3
1
2
2
3
2
3
1
1
2
1
3
3
1
3
3
1
4
9
1
1
3
2
3
1
2
2
1
1
3
3
2
1
3
5
2
2
3
3
3
8
1
1
1
1
3
2
1
2
1
2
6
8
3
1
8
1
1
3
8
8
9
1
1
2
2
1
3
7
3
1
2
8
2
2
3
8
9
9
1
1
2
2
1
8
8
9
2
1
9
8
3
8
9
10
8
8
8
2
8
8
8
9
2
3
8
2
2
8
8
8
10
9
1
1
2
2
2
9
10
1
8
8
1
9
2
1
1
1
1
2
2
8
2
2
9
11
2
1
2
3
3
2
1
1
2
1
2
1
2
2
1
10
12
3
1
2
8
3
8
2
8
8
8
9
9
9
9
9
9
13
2
2
3
9
1
1
1
2
2
2
2
10
3
1
2
8
14
2
9
1
10
1
2
2
9
8
8
1
8
8
8
8
8
15
1
8
3
9
9
9
8
9
8
8
3
9
8
8
9
9
16
2
8
9
9
1
1
1
2
2
2
1
8
9
2
3
8
17
9
9
8
8
8
8
1
2
8
9
9
9
2
9
9
9
18
10
10
9
3
9
8
2
8
9
9
3
9
9
9
8
8
19
10
9
9
2
9
9
9
8
10
8
8
9
9
8
8
8
20
9
8
10
8
9
8
8
8
8
8
9
9
10
10
8
9
Таким образом в результате исследования получены данные по которым
можно сделать следующие выводы :
1.Общительность
-
60%
-
испытуемые
отличаются
конфликтностью,
отчуждённостью,
холодноватостью,
у
них
нет
эмоциональной
живости
в
общении.
Отличаются
молчаливостью , некоторой подозрительностью, эгоистичны. Не хватает гибкости
при изменении ситуации . они осторожны, могут быть упрямы, безпринципны.
Более эффективны , когда работают в одиночку.
-
40%
-
испытуемым
присуще
доброта,
сердечность,
эмоциональность
,
открытость, доверчивость, лёгкость в общении, разговорчивость. Могут проявлять
беззаботность,
импульсивность,
обладают
высоким
адаптивным
потенциалом,
предпочитают работать в коллективе, берут на себя роль организатора.
2.Интеллектуальность
- 60% - у испытуемых интеллектуальные интересы недостаточно выражены,
могут
испытывать
трудности
в
обучении.
Преимущественно
развито
конкретное
мышление , для решения сложных абстрактных задач требуется дополнительное
время.
-
40%-
у
испытуемых
высокий
интеллектуальный
потенциал,
способны
быстро решать логические задачи, успешно справляются с решением отвлечённых
проблем,
менее
успешны
при
решении
бытовых
проблем.
Имеют
широкие
интеллектуальные интересы, упорны, настойчивы, успешно обучаются.
3.Эмоциональная устойчивость
- 65% -
для испытуемых характерны неустойчивость настроения, боязнь
ответственности, слабый само контроль эмоций. Они истеричны, ипохондричны,
допускают
эмоциональные
выбросы
на
других
людей,
депрессивны,
мрачны
и
тревожны.
Они
чувствуют
себя
беспомощными,
неспособными
справляться
с
трудностями, капризны, легко расстраиваются.
-
35%
-
испытуемые
отличаются
уравновешенностью,
спокойствием,
реалистичностью,
постоянностью
в
интересах,
уверенностью.
Препятствия
воспринимают
как
устранимые,
адекватно
оценивают
свои
возможности.
Настойчивы, обладают высоким самоконтролем.
4.Доминантность
- 50% - подчиняющиеся , не уверены в себе, склонны к самообвинению, к
желанию избегать препятствия, не видеть их. Робки , не умеют отстаивать свою
точку зрения, нуждаются в опоре, способны успешно обучаться, доброжелательны,
послушны, тактичны, робки , скромны, «ведомы».
- 50% - лидеры , независимы в суждениях, уверены в себе, склонны обвинять
других в возникновении конфликтных ситуаций, не нуждаются в эмоциональной
поддержке, смелы, энергичны, склонны к авантюрным ситуациям, «ведущие».
5.Беспечность
- 60% - постоянно ощущают груз забот и проблем , озабоченны, склонны к
усложнению
и
драматизации
ситуаций,
пессимистичны,
часто
печальны.
Беспокойны, необщительны, молчаливы.
- 40% - жизнерадостны, беспечны, энергичны, обладают ощущением силы,
верят в себя в удачу в везение. Могут быть небрежными , легкомысленными, часто
сохраняют спокойствие , доверчивы, открыты.
6.Моральная нормативность
- 60% - отличаются неорганизованностью, непостоянством, живут своими
переживаниями, могут быть неряшливыми, неточными. Пренебрегают моральными
нормами поведения и быта.
-
40%
-
требовательны
к
себе
,
стойки,
упорны,
дисциплинированны.
Общественные ценности часто ставят выше своих собственных.
7.Смелость
- 75% - осторожны, им свойственен страх перед жизнью, пред социальной и
эмоциональной
опасностью.
Сдержаны
в
проявлении
чувств,
часто
мучаются
комплексом неполноценности. Застенчивы, испытывают трудности в установлении
контактов особенно с противоположным полом.
- 25% - контактны, общительны, уверены в себе при установлении контактов,
оживляются
при
появлении
лиц
противоположного
пола.
Любят
быть
на
виду,
склонны к лидерству, смелы, беззаботны, не всегда видят сигналы опасности.
8.Жёсткость
-
50%
-
обладают
реалистичностью
,
логичны,
умеют
подчинять
эмоции
разуму,
отличаются
некоторой
чёрствостью
,
небрежны
по
отношению
к
себе,
терпимы к физической боли, независимы.
- 50% - фантазёры, романтики, часто имеют художественный склад, тонкий
вкус, зависимы от других, испытывают необходимость иметь друга.
9. Подозрительность
-
45%
-
терпеливы
к
людям
,
доверчивы,
уступчивы,
откровенны
порой
чрезмерно.
У
них
отсутствует
чувство
зависти
и
ревности.
Бескорыстны,
оптимистичны, легко мирятся с трудностями и бытовыми неудобствами, обладают
высоким чувством собственной независимости.
-
55%
-
склонны
к
соперничеству
и
ревности,
завистливы,
ощущают
недооценённость, напряжены, тревожны, фиксируются на неудачах . подозрительны
, закрыты.
10.Мечтательность
- 45% - они реалистичны в поступках и в отношениях с людьми, но им не
хватает гибкости. Имеют практический склад ума, без фантазий, приземлённые,
успешно адаптируются в жёстко заданных правилах, ориентируются на стереотипы
поведения, спокойны , добросовестны.
-
55%
-
оторваны
от
реального
мира,
поведение
регулируется
преимущественно
собственными
побуждениями
и
ощущениями,
имеются
сложности адаптации, рассеяны, неуравновешенны.
11.Дипломатичность
-
75%
-
нечувствительны
к
нюансам
общения
и
изменения
ситуации,
недисциплинированны, склонны к конфликтам, просты , прямолинейны.
-
25%
-
понимают
людей
и
скрытые
мотивы
их
поведения,
холодны
в
общении, имеют трудности в установлении контактов, искусственны, дипломатичны,
расчётливы.
12. Тревожность
-
50%
-
самоуверенны,
довольны
собой,
нечувствительны
к
критике
и
упрёкам, оптимистичны и жизнерадостны.
-
50%
-
внутренне
напряжены,
склонны
к
драматизму,
ожидают
неприятностей,
предчувствуют
опасность.
Они
не
уверены
в
себе,
склонны
к
самообвинению, ранимы, чувствительны к обвинениям, особенно в сфере общения.
Боятся совершить ошибку, испытывают страх перед наказанием.
13. Радикализм
- 60%
- испытуемые отличаются ригидностью мышления, боятся нового ,
ориентированы
на
авторитет,
несамостоятельны
в
выборе
решений,
очень
чувствительны к любым неудачам, ошибкам.
-
40%
-
умеют
обобщать
и
анализировать,
ищут
новые
пути
решения,
спокойно относятся к ошибкам и не удачам.
14.Самостоятельность
-
60%
-
социабельны,
несамостоятельны,
обладают
выраженной
потребностью в социальном одобрении и принятии.
-
40%
-
самостоятельны
в
постановке
проблемы,
в
выборе
средств
и
в
реализации
идеи.
Ориентированы
на
собственное
мнение
в
поведении
и
во
взаимодействии с окружающими людьми.
15.Дисциплинированность
-
60%
-
склонны
легко
уступать
внешним
препятствиям
и
внутреннему
сопротивлению, появляющимся на пути к достижению цели. Не умеют организовать
своё время и порядок выполнения дел, низкий самоконтроль.
- 40% - настойчивы в достижении цели, преодолении препятствий на пути к
достижению цели за счёт волевых усилий, умеют планировать своё время и порядок
действий, постоянный самоконтроль.
16.Напряжённость
- 30% - внутренне расслаблены, удовлетворенность потребностей. Склонны
воспринимать препятствия на пути как преодолимые.
-
70%
-
ощущают
неудовлетворённость
потребностей,
Невозможность
преодолевать препятствия на пути к достижению цели, часто совершают ошибки в
работе, которая требует высокой концентрации внимания, сосредоточенности.
В результате исследования целью которого , было изучение особенностей
социальной
адаптации
детей
сирот
подросткового
возраста,
мы
достигли
цели.
Выдвинутая нами гипотеза о том у детей-сирот подросткового возраста доминируют
низкие
показатели
социальной
адаптации
и
удовлетворенности
избираемой
профессиональной деятельностью
подтвердилась, с помощью методик изучения
статусов
профессиональной
идентичн о с т и
( А . А . А з б е л ь )
и 16-Факторного
личностного опросника Р.Кеттела.