Автор: Степанова Екатерина Алексеевна
Должность: Тьютор
Учебное заведение: ГБДОУ №53 компенсирующего вида Центрального района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Тьюторство в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 компенсирующего вида
Центрального района Санкт-Петербурга
«Консультативно –практический центр по абилитации детей со зрительной патологией»
«ТЬЮТОР В ДЕТСКОМ САДУ»
Степанова Екатерина Алексеевна
Тьютор
1
В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно
существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах —
Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант,
тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению. В России это слово практически не
использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых
семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех
этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где
они трудятся и как ими стать.
ТЬЮТОР…… кто же это ?
Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит
помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть). Тьютор курирует развитие
одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За
это время тьютор устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что
позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка —
физических, интеллектуальных, психологических.
С кем занимаются тьюторы. В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в
обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с
ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле
область их деятельности значительно шире. Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и,
наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес,
что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается
программа, учитывающая его способности. Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или
2
педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика
поведения должны снять проблему. Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение
индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в
том числе тому, который не испытывает проблем с учебой. Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои
способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую
программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты
в его дальнейшей жизни.
Особенности работы тьютора в детском саду.
В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с
помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка. Сопровождение
ребенка
направлено
в
основном
на
помощь
в
выполнении
чисто
технических
моментов
(одевание,
еда,
самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в
том числе родители ребенка, его близкие, студенты. Тьютор обязательно должен иметь профильное образование,
обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями
развития в образовательную среду детского сада. Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом,
становятся: выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; подбор методических
средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка; адаптация ребенка к коллективу; -контроль
результатов реализации индивидуальной программы. Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями
ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в
поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.
Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и
диагностических картах. Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в
коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как
3
пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее
возрасту — то есть готов к школе.
Функции тьютора в сопровождении ребенка с ОВЗ.
В общеобразовательных организациях с каждым годом растет доля учащихся, которым по разным причинам необходим
особый подход.
Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту
категорию попадают одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с
задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями
здоровья и т.д. Задача тьютора – развернуть для них индивидуальное
сопровождение в процессе образования.
Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как
детская активность, работа на основе приятия, вариативный характер труда
педагога, формирование образовательного опыта, формирование
самостоятельности воспитанников, понимание человека как «меры всех
вещей» актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в
инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но
приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует
условия для успешного введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность,
работа на основе приятия, вариативный характер труда педагога, формирование образовательного опыта, формирование
самостоятельности воспитанников, понимание человека как «меры всех вещей» актуальны и для инклюзивной практики.
Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые
составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного
включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
4