Напоминание

Тьюторство в детском саду.


Автор: Степанова Екатерина Алексеевна
Должность: Тьютор
Учебное заведение: ГБДОУ №53 компенсирующего вида Центрального района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Тьюторство в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 компенсирующего вида

Центрального района Санкт-Петербурга

«Консультативно –практический центр по абилитации детей со зрительной патологией»

«ТЬЮТОР В ДЕТСКОМ САДУ»

Степанова Екатерина Алексеевна

Тьютор

1

В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно

существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах —

Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант,

тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению. В России это слово практически не

использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых

семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех

этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где

они трудятся и как ими стать.

ТЬЮТОР…… кто же это ?

Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит

помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть). Тьютор курирует развитие

одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За

это время тьютор устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что

позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка —

физических, интеллектуальных, психологических.

С кем занимаются тьюторы. В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в

обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с

ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле

область их деятельности значительно шире. Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и,

наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес,

что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается

программа, учитывающая его способности. Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или

2

педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика

поведения должны снять проблему. Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение

индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в

том числе тому, который не испытывает проблем с учебой. Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои

способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую

программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты

в его дальнейшей жизни.

Особенности работы тьютора в детском саду.

В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с

помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка. Сопровождение

ребенка

направлено

в

основном

на

помощь

в

выполнении

чисто

технических

моментов

(одевание,

еда,

самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в

том числе родители ребенка, его близкие, студенты. Тьютор обязательно должен иметь профильное образование,

обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями

развития в образовательную среду детского сада. Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом,

становятся: выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;

вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; подбор методических

средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка; адаптация ребенка к коллективу; -контроль

результатов реализации индивидуальной программы. Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями

ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в

поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и

диагностических картах. Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в

коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как

3

пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее

возрасту — то есть готов к школе.

Функции тьютора в сопровождении ребенка с ОВЗ.

В общеобразовательных организациях с каждым годом растет доля учащихся, которым по разным причинам необходим

особый подход.

Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту

категорию попадают одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с

задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями

здоровья и т.д. Задача тьютора – развернуть для них индивидуальное

сопровождение в процессе образования.

Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как

детская активность, работа на основе приятия, вариативный характер труда

педагога, формирование образовательного опыта, формирование

самостоятельности воспитанников, понимание человека как «меры всех

вещей» актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в

инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но

приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует

условия для успешного введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность,

работа на основе приятия, вариативный характер труда педагога, формирование образовательного опыта, формирование

самостоятельности воспитанников, понимание человека как «меры всех вещей» актуальны и для инклюзивной практики.

Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые

составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного

включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

4



В раздел образования