Автор: Брук Людмила Борисовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКОУ ДОД «Музыкальная школа пос. "Ульяновка"
Населённый пункт: Тосненский район Ленинградская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Анализ фортепианной музыки для детей петербургских композиторов
Раздел: дополнительное образование
Фортепианная музыка для детей петербургских композиторов
XX–XXI веков
Современная детская музыка представляет сложное явление, в котором
традиционные и новаторские
черты
составляют единое
целое.
Роль
начального образования на музыкальных инструментах важна.
Чтобы заинтересовать ребенка музыкой необходимо посмотреть на мир
глазами этого ребенка. Реальность меняется, иными становятся интересы,
потребности детей. Не умоляя достоинства богатого наследия фортепианной
литературы
прошлого,
воспитывая
и
развивая
на
классических
произведениях эстетически, стилевые стороны, нужно включать в репертуар
лучшие образцы современных композиторов. Так мы становимся более
понятными и близкими ученикам.
Характерными
чертами
детского
стиля
композиторов
является
жанровость, образность, изобразительность. Современность музыкального
языка проявляется в «инструментальном» качестве мелодики, в свободном
использовании тональных сопоставлений, переменных размеров, в элементах
полиладовости,
в
звукоизобразительности,
красочности
аккордовых
построений.
Вопрос о том, как заинтересовать, увлечь ребенка музыкой, всегда был
актуален.
Ведь
проблема
интереса,
увлеченности
—
одна
из
фундаментальных
проблем
всей
педагогики.
Педагогической
задачей
является выстроить учебный процесс таким образом, чтобы мышление
ученика развивалось от понимания замысла, которое вкладывает композитор
в то или иное произведение. Помогая формированию детского музыкального
мышления, композиторы именно с помощью музыкальных образов знакомят
детей с собственными музыкальными и общечеловеческими идеалами.
Музыка для детей — особая тема и область. В этой связи вспомним
Детский музыкальный театр под руководством Наталии Сац. Уникальный в
своем роде театр вдохновил немало композиторов (опера «Максимка»
1
Б. Терентьева, «Лопушок из лукоморья» М. Зива, «Волшебная музыка»
М. Минкова и другие). Громадный скачок сделала детская музыка после 1917
г.Это направление музыкальной культуры проявилось в первую очередь в
творчестве
крупнейших
композиторов
—
Прокофьева,
Шостаковича,
Хачатуряна, Кабалевского. «Ни один композитор, художник, литератор не
имеет право забывать о детях, то тем самым он выполнит святой
человеческий долг» [10, с.56].
В современной музыке выделяется и большая группа петербургских
композиторов XX иXXI века: Д. Шостакович, С. Вольфензон, Ю. Фалик,
С. Слонимский, В. Гаврилин, В. Плешак, Г. Белов, В. Биберган, В. Фадеев и
другие.
Композиторы, воспитанные на реалистических традициях отечественной
и
мировой
музыкальной
классики,
они
различны
по
своим
индивидуальностям, но есть и общие черты, тенденции, присущие новому
времени.
Это
—
гражданственность,
стремление
к
правдивости
художественного высказывания.Это — поиски собственного музыкального
языка, способного отразить новое в нашей жизни, в духовном мире человека.
Петербургские композиторы написали много детской музыки. Очень точно
охарактеризовал образную сферу детской музыки композитор С. Баневич:
«Детская музыка — это особый мир, целое царство со своими собственными
законами. Когда я пишу, то не думаю о немедленном педагогическом
эффекте. Просто представляю детей, которым бы мне хотелось сыграть свою
музыку. Это — герои моих любимых книг, мечтатели, фантазеры…» [5, с.27].
Занимаясь с ребенком музыкой, главное не упустить и обратиться к
современным произведениям с самого начала обучения. Современная музыка
должна
изучаться
параллельно
с
классикой,
но
не
обгоняя
ее.При
одновременном изучении музыки прошлого и настоящего ученики не
страдают от постоянных «диссонансов», новые гармонии неизвестные
композиторам-классикам
и
новые
ритмы,
опирающиеся
подчас
на
неравномерное распределение тактовых черт, не только не разрушают, но
2
«наоборот углубляют звуко-ритмическое восприятие» (из педагогического
опыта автора работы).
Жанр музыки для детей имеет давние традиции. Надо ли напоминать
имена
русских
классиков:
М.
Мусоргского
и
П.
Чайковского
и
продолжателей начатого ими Д. Шостаковича и Д. Кабалевского. Большая
часть произведений современных композиторов программна, композиторы
стремятся ближе подойти к миру интересов современного школьника.
Тематика разнообразна: сказка, сценка из жизни, их игры, переживания,
пейзажные
зарисовки.Композиторы
чаще
обращаются
к
популярным
персонажам детской литературы: у С. Слонимского есть «Принцесса на
горошине», у Ю. Фалика — «Веселый Пиф»; «Игра в футбол» — у С.
Вольфензона. В детской музыке через личность композитора, его талант,
культуру, зрелость происходит взаимослияние двух мировосприятий. Тут и
маленькое «я» ребенка, его жадно ищущие новых впечатлений слух и зрение,
но одновременно это и опыт взрослых, их идеалы.
Необходимо более подробно остановиться на творчестве в области
детской фортепианной музыки некоторых петербургских композиторов.
Пытливый мастер, Сергей ЯковлевичВольфензон, виртуозно овладел
самыми разными стилями и техниками композиции. Он предоставлял
каждому ученику полную свободу в выборе творческого направления.
Несколько консервативный в те времена, Вольфензон сам проделал
удивительно гибкую эволюцию и в последние годы жизни был молод душой
и
музыкальными
мыслями.
Им
написаны:
вокальный
цикл
«10
стихотворений» А. Ахматовой, оратория «Марсово поле», фортепианный
концерт. С.Я. Вольфензон связан с детьми в своей работе, многие его
произведения адресованы юным слушателям: пьесы для виолончели,
фортепиано, 2х фортепиано, песни на слова С. Михалкова, А. Барто.Всем им
свойственны ясность стиля, светлое мироощущение, тонкий художественный
вкус. Будучи с 1964 г. председателем секции детской музыки ленинградской
композиторской организации, он стал инициатором недели музыки для детей
3
и юношества, которая с 1967 года регулярно проводится в нашем городе. В
фортепианной
музыке
для
детей
С. Вольфензон
стремится
к
яркой
образности, способной увлечь воображение. Чаще всего большая часть
произведений программна, композитор стремится ближе подойти к миру
интересов современного школьника. В ладово-грамматическом отношении в
произведениях
С.
Вольфензон
заметно
тяготеет
к
классическому
семиступенному ладу с ясно выраженным техническим устоем, но также
использует приемы современной гармонии: сложные созвучия, сложный
интонационный и ладовый строй, основанный на 12-ти ступенном звукоряде.
В пьесах композитора ясная логика развития, выразительность мелодии,
нередко связанный с народным фольклором.
Детские пьесы С. Вольфензона — это музыка от самой простой детской
пьесы до масштабного полотна. Они разнообразны по тематике: детская игра
«Алешкина гармошка», танец старинный «Менуэт», итальянский танец
«Тарантелла»,
картинка
из
современной
жизни
«Игра
в
футбол».
С. Вольфензон использует в своих пьесах акустические эффекты фортепиано,
они развивают звукотембровое воображение ученика. Примером является
пьеса «В Древней Руси», где удары по струнам создают эффект колокольного
звучания.
Пьесы С. Вольфензона — это яркие картинки современной жизни,
написанные современным языком. В пьесах С. Вольфензона ученик
знакомится с новаторским музыкальным языком: гармоническим, ладово-
тональным, ритмическим. Из современных композиторов Вольфензону
ближе других творчество Д. Шостаковича, стиль его художественного
мышления, понимание мира и человека.
В
группе
петербургских
композиторов
старшего
поколения
значительное, самобытное место занимает Д.Д. Шостакович.— величайший
композитор современности. Гений Шостаковича универсален. Он писал
музыку во всех жанрах — и очень сложную, и совсем простую, доступную
любому слушателю. Наряду с оперой-трагедией «Катерина Измайлова»,
4
написана оперетта «Москва, Черемушки», с психологическими сложными
вокальными
циклами
на
слова
Микеланджело,
Марины
Цветаевой
соседствуют
песни
«Родина
слышит»,
«Хороший
день»,
«Песня
о
встречном». На одном полюсе — трагические симфонии, на другом —
«Танцы
кукол»,
«Детская
тетрадь».
Но
среди
всех
произведений
Д. Шостаковича главными являются симфонии. 15 симфоний — это весь наш
современный мир, философское размышление о его сущности, о людях, о
себе.
Д. Шостакович писал музыку в разных жанрах: им созданы 15
симфоний, опера «Катерина Измайлова», «Нос», музыка к пьесе В.
Маяковского «Клоп», балеты «Золотой век», «Светлый ручей», «Барышня и
хулиган».
В жанре фортепианной музыки для юношества написал «Афоризмы» (10
пьес — речитатив, серенада, ноктюрн, элегия, похоронный марш, этюд).
Пьесы контрастны по характеру, отличаются новизной музыкального языка
(ладово-гармонической, интонационной).
Юным музыкантам посвящена «Детская тетрадь», 24 прелюдии и фуги,
3 фантастических танца. В музыкальном языке проявлялась творческая
индивидуальность Д. Шостаковича. Он глубоко перерабатывал фольклорные
мелодические обороты, в темах много «изломов», «острых углов», обилие
скачков (на сексту, септиму, октаву, нону).
Творческие принципы включали в себя развитие и обновление старого.
Шостакович использует народные лады (лидийский, миксолидийский,
фригийский), связанных с обычными мажором и минором. Наиболее
существенным в трактовке лада является частое введение пониженных (реже
повышенных) ступеней звукоряда. Рождаются новые лады, которые не
применялись
до
Шостаковича.
Разрабатываемые
композитором
лады
породили целый мир характерных интонаций — острых, как бы «колючих»,
это дает возможность передать различные чувства, настроения, радость,
печаль, спокойствие. Такие образы невозможно было бы передать при
5
помощи одних лишь традиционных ладовых приемов. Использует и
битональность (одновременное звучание двух тональностей). Шостакович не
оставил без внимания додекафонию, оперируя 12
тью
звуками создает
разнообразные звуковые комбинации.
Особое место в творчестве Шостаковича занимает скерцозная линия, его
влечение к юмору, сатире. Скерцо у Шостаковича двух типов: 1
й
—
традиционная трактовка этого жанра (жизнерадостная, юмористическая
музыка, иногда с оттенком иронии, насмешки).
Другой тип — гротеск, сатира, мрачная фантастика. Примером могут
служить «3 фантастических танца» (1926 г.) — они быстро приобрели
известность.«Танцы» привлекают внимание своей акварельной тонкостью,
прозрачностью звучания, живым юмором.
И в детских пьесах для фортепиано Д. Шостакович использует свои
излюбленные мелодические и гармонические обороты. Примером могут
служить пьесы «Марш», «Вальс».
Особенности
мелоса,
гармонии
и
полифонии
Д.
Шостаковича
неотделимы от так называемых старинных ладов. Они широко применялись
композиторами
русской
классической
школы.
Ладовые
мутации,
альтерированные
ступени,
новые
необычные
лады,
политональные
комбинации эмоционально обостряют музыкальный язык, драматизирует
мелос и гармонию. Это углубляет психологическое содержание музыки
Д. Шостаковича, дает возможность передать различные чувства.
Один из весьма сложных и противоречивых композиторов 2
ой
половины
XX века С.М. Слонимский. Онавтор многочисленных произведений. Это
оперы, симфонии, балет «Икар», инструментальные концерты, хоровые
камерно-вокальные циклы, фортепианные сочинения. Продолжая баховскую
традицию, Слонимский вслед за Шостаковичем и Щедриным написал для
фортепиано «24 прелюдии и фуги» во всех тональностях.
Круг художественных интересов композитора широк. Он обращается к
отечественной прозе (оперы «Виринея» по повести Л. Сейфуллиной, «Мастер
6
и Маргарита» по роману М. Булгакова), к историческим сюжетам (оперы
«Мария Стюарт», «Видения Иоанна Грозного»), к античности (балет «Икар»,
симфоническая поэма «Аполлон и Марсий»). «Божественная комедия» Данте
вдохновила его на создание Десятой симфонии; «Фауст» Гете — на
написание Двадцать первой симфонии. Вокально-симфонический цикл
«Песни вольницы» написан на народные тексты, библейские стихи легли в
основу вокально-хоровых сочинений «Песнь песней», «Псалмы Давида».
Есть у композитора и другого характера: джазово-камерный концерт-буфф,
Праздничная музыка для балалайки, ложек и симфонического оркестра.
С. Слонимский — яркий новатор, идущий в авангарде стилевых поисков
в современной музыке. Он впитывает в себя всю полноту звуковой
реальности. От жемчужины крестьянского фольклора, до примитивной
блатной частушки подворотни. Нетемперированный строй и свободная
ритмика — это лишь два свойства фольклора, новых для современной
профессиональной музыки.Монодийность и полифоничность — среди
первостепенных свойств творчества Слонимского.
Важное свойство гармонии: ладовая точность, красочная, образная.
Ритмика Слонимского — важный элемент его музыкальных образов, своей
остротой приближают его музыку к современности, сообщает ей радостную
живость и привлекательность. Фортепианная инструментовка Слонимского
отличается богатством красок. Он любит разряженную фортепианную
фактуру, используя диапазон рояля от самого низкого до самого высокого
звука. Известную роль играют колориты, имитирующие звуки ударных
инструментов, колокола. Аккорды — сомкнутые комплексы тематических
мелодических интонаций.
В области фортепианной музыкипишет и детскую музыку. Специально
для
начинающих
музыкантов
композитор
написал
для
фортепиано
произведения близкие по духу детям. Это чаще программные произведения,
где ученик знакомится с современным музыкальным языком: например,
«Капельные
пьески»,
посвященные
его
первому
педагогу
7
А.Д. Артоболевской. Сюда входят 5 пьес с программными названиями:
«Лягушки», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Считалка», «Под дождем мы
поем». Названия пьес определяют их образное содержание, вызывают
определенную детскую ассоциацию, развивают образное мышление детей.
Музыка
С.
Слонимского
постоянно
обращается
к
богатому
ассоциативному миру слушателя. Композитор находится в постоянном
творческом
поиске,
впереди
интересные,
разнообразные
замыслы.
С. Слонимский
является
одним
из
выдающихся
представителей
отечественной
культуры.
По
мнению
современников,
он
«входит
в
музыкальную элиту Европы и всей планеты»[32, с.30].
Одним из известных современных композиторов петербургской школы
является Ю.А. Фалик,очень ярко проявивший себя во всех основных жанрах
классической музыки: в опере («Плутни Скапена» по Мольеру, 1982 г.),
балете («Тиль Уленшпигель», 1967 г.), в симфонической музыке (два
концерта для оркестра, 1967 и 1977 г., скрипичный концерт, 1971 г., легкая
симфония, 1971 г.), в вокальных композициях («Звенидень», 1980–1986 г.),
«5 стихотворений Ахматовой», 1972–1978 г., «Посвящение Паганини» для
фортепиано, 1981 г. и многие другие сочинения.
60-ые годы ― период формирования творческой индивидуальности
Фалика. Уже была «открыта» известная додекафония (Шёнберг).Наибольшее
влияние на Ю. Фалика оказали Стравинский и Любославский.
Новая эстетика звука, новые приемы, новая техника звукоизвлечения —
все это есть в творчестве Ю. Фалика. И приемы импровизации в свободном
ритме, особые красочные фоновые звучания. Интонационные истоки
тематизма Фалика весьма широки — это речевая интонация и речитатив,
мелодика, уходящая корнями в слои народной и профессиональной музыки
(сказ, плач), танцевальная стихия через танцевальные жанры, отражение в
музыке жеста и движения.
Внутреннее родство с додекафонией проявляется в том, что опорой
может служить один тон, этот тон заменяет гармоническую тонику. Ритм
8
берет на себя главную роль в организации мелодии — это ритмическое
обыгрывание звукоряда.
Совершенно особое место занимает в творчестве Ю. Фалика музыка для
детей и юношества. Им написаны 2 сборника фортепианных пьес. Дочери
Нади был посвящен сборник фортепианных пьес под названием «Надины
сказки» (1969 г.). это те сказки, которые любила девочка. Сюда входят 5
пьес:
«Балда-мужичок»,
«Кружится
мягкий
снег»,
«Веселый
Пиф»,
«Принцесса на горошине», «Карусель». Три пьесы «Балда-мужичок»,
«Принцесса на горошине», «Веселый Пиф» связаны со сказочным сюжетом.
Две другие — это картина зимнего дня «Кружится мягкий снег», «Карусель»
— картина крутящейся карусели. Эти пьесы предназначены для слушания,
музыка для детей и о детях.
Другой сборник Ю. Фалика «Детский альбом» более доступен для юных
исполнителей. Он состоит из 10 пьес для фортепиано. Тематика пьес
разнообразна. Здесь и пейзажи «Дождик», «Осенний вечер», портреты
сказочных героев «Загорелся кошкин дом» и музыкальные игры «Веселая
игра». В фортепианных пьесах Ю. Фалик как и в музыке большинства
современных композиторов можно встретить различные типы ладовых
систем от классического мажора или минора до 12-ти тонового лада.
Мелодические ладовые структуры часто без ярко выраженного ладового
центра. Сочетание метроритмической акцентной четкости с мажорностью
обычно
служит
у
композитора
средством
воплощения
простого
оптимистического жизневосприятия. Пьесы ясны и понятны детскому
восприятию своей яркой образностью, тематикой.
Образная конкретность, увлекающая детское воображение, облегчает
путь к усвоению сложных средств музыкального языка и овладению
техникой игры, ритмом, артикуляцией, фразировкой.
Музыка Ю.А. Фалика постоянно звучит в России и вошла в постоянный
репертуар
многих
хоровых
коллективов,
симфонических
оркестров,
9
ансамблей, солистов, в педагогический репертуар музыкальных школ и
училищ.
В 60-ые годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение
талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с
традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры.
Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен.
Для
одних
композиторов
радикальное
обновление
всех
музыкально-
выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового
обращаются
к
народно-песенным
истокам.
Представителем
этогонаправления, получившего название «Новая фольклорная волна»,
является Валерий Александрович Гаврилин.
Гаврилин хорошо знал не только народную песню, но и жизнь народа.
Он говорил: «Все они деревенские, рабочие, курсанты, инженеры… — все
помогают мне жить и быть человеком».[41, с. 159].
В музыке В. Гаврилина сочетаются различные интонационные пласты
— крестьянские, городские, частушечные напевы, мотивы плача, причета,
речевые
интонации.
Такая
выразительная
музыкальная
речь
дает
возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер. Это идет
от традиций Даргомыжского и особенно Мусоргского.
Успех и признание к В. Гаврилину пришли в 1965 году, когда прозвучал
вокальный цикл «Русская тетрадь». Песни написаны на современные
народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий, но
музыка песен пронизана народно-песенными истоками. Цикл прозвучал в
исполнении певицы Зары Долухановой. Гаврилин создавал произведения в
разных жанрахэто — оперы «Моряк и рябина», «Семейный альбом»,
«Женитьба Бальзаминова»,балет «Анюта», «Перезвоны» — симфония-
действо для солистов-певцов, большого хора, гобоя и ударных. Для
В. Гаврилина композиционная и ритмическая организация музыкального
фольклора была важна для раскрытия художественного образа. Наиболее
интересны особенности восприятия Гаврилиным частушек. У него свободная
10
трактовка
ритмических
особенностей
частушечного
высказывания,
их
метрическое
своеобразие,
заключающееся
в
использовании
сложных
несимметричных размеров.
В жанре детской музыки В. Гаврилин написал «Детскую сюиту», она
состоит из
7
пьес:
«Заиграй моя гармошка»,
«Тройка»,
«Русская»,
«Посиделки», «Частушка», «Шествие солдатиков» и другие пьесы.
Пьесы, написанные Гаврилиным для детей, ярко образны, красочны по
музыкальному языку, хорошо воспринимаются юными музыкантами, уже
имеющими навыки игры и восприятия современного музыкального языка.
11
Глава II. Практические аспекты темы
2.1. Экспериментальное исследование музыкального мышления
учащихся в классе фортепиано
Педагогический эксперимент направлен на доказательство выдвинутой
гипотезы о том, чтоизучение произведений петербургских композиторов в
классе фортепиано будет способствовать формированию современного
музыкального мышления у учащихся детских школ искусств Санкт-
Петербурга.
Исследование
включило
два
этапа
эксперимента
—
констатирующий и формирующий. Первый был направлен на диагностику
особенностей музыкального мышленияучащихся, второй — на проверку
результативности разработанной методики формирования музыкального
мышления.
С этой целью был отобран определенный музыкальный материал —
фортепианные
пьесы
петербургских
композиторов
XX–XXIвв.,
что
потребовало предварительного изучения творчества этих композиторов.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях
учебного процесса: на индивидуальных занятиях с 12 учащимися младших и
старших классов фортепианного отделения в Ульяновской музыкальной
школе (Тосненский район Ленинградской области).
На констатирующем этапе исследования каждому из его участников
было предложено для прослушивания и исполнения одно произведение, на
формирующем этапе — ученик сначала прослушивал и исполнял одно из
произведений, затем для слухового анализа ему предлагалась другая пьеса.
Таким образом, каждый ученик в ходе эксперимента познакомился с тремя
пьесами.
Для
диагностики
качественного
уровня
музыкального
мышления
учащихся нами были определены три основных параметра:
12
1)
способность
ученика
к
самостоятельному
анализу
средств
музыкальной выразительности произведения;
2)
способность находить взаимосвязь между средствами выразительности
и создаваемым на их основе художественным образом;
3)
эмоциональность исполнения музыки как умение воспроизводить
музыкальную речь в соответствии с художественным замыслом
композитора
и
применяемыми
им
средствами
выразительности
(мелодия, ритм, гармония).
Показатели качества музыкального мышления разделены в свою очередь
на три уровня — высокий, средний и низкий.
Для высокого уровня были приняты следующие показатели:
1)
самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности не
вызывает затруднения,
2)
характеристика средств выразительности соответствует авторскому
тексту, предполагающему определенное художественное содержание,
3)
исполнение произведения учеником отличается эмоциональностью.
Среднему уровню мышления соответствуют:
1)
верный анализ средств выразительности ребенок дает только под
руководством педагога,
2)
характеристика
средств
выразительности
не
в
полной
мере
соответствует авторскому тексту, речевые ассоциации возникают
только при наводящих вопросах педагога;
3)
эмоциональное исполнение проявляется через несколько попыток.
Низкий уровень мышления характеризуется:
1)
неверным анализом средств музыкальной выразительности, несмотря
на несколько попыток;
2)
характеристика средств выразительности неадекватна объективно
существующему авторскому тексту, ассоциативность в определении
образа отсутствует;
13
3)
исполнение
неэмоциональное,
без
учета
выразительных
средств
музыки.
Оценка качества музыкального мышления в соответствии с принятыми
критериями проводилась по девятибалльной системе. Высокий уровень
оценивался в 7–9 баллов, средний — 4–6 баллов, низкий — 1–3 балла.
В качестве эффективного метода развития музыкального мышления
детей для формирующего эксперимента был разработан метод музыкально-
педагогического
анализа,
предполагающий
целенаправленное
изучение
учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств
музыкальной
выразительности
современного
языка
(мелодии,
ритма,
гармонии) во взаимосвязи с образным содержанием произведения.
Для выполнения экспериментальной работы в качестве учебного
материала были избраны сочинения Я. Вольфензона, Д. Шостаковича,
С. Слонимского,
Ю.
Фалика,
В.
Гаврилина.
Композиторы
со
своим
творческим видением в жанре детской фортепианной музыки. Дан анализ их
фортепианных пьес для определения тех особенностей музыкального языка,
которые выявляют его современность.
При выборе пьес для прослушивания и инструментального изучения
учитывался
уровень
музыкальной
подготовки
и
индивидуальные
особенности каждого ученика.
Учащимся второго класса были для изучения предложен пьесы
Д. Шостаковича: «Марш» и «Вальс», С. Слонимского «Под дождем мы
поем», «Кузнечик», «Колыбельная кошки», а старшим ученикам пьесы В.
Гаврилина
«Генерал
идет»,
«Анюта-вальс»,
Д
Шостаковича
«3
фантастических танца».
В
качестве
методов
диагностики
у
учащихся
качественных
характеристик музыкального мышления использовались устный опрос и
наблюдение.
14
Целью
опроса
являлось
определение
способности
учащихся
к
самостоятельной характеристике средств музыкальной выразительности в
соответствии с авторским текстом и художественным содержанием.
Опрос
проводился
после
исполнительского
показа
произведения
педагогом. Ученику предлагалось дать словесное описание образного
содержания
фортепианной
пьесы,
раскрыть
и
проанализировать
выразительные стороны музыкального языка. При этом педагог не обозначал
программу произведения, давая возможность «полета» детской творческой
фантазии.
Главная цель наблюдения — определить уровень эмоциональной
отзывчивости
ученика
в
процессе
собственного
исполнения,
умение
воспроизводить музыкальную речь в соответствии с замыслом композитора.
Педагог, не вмешиваясь в процесс исполнения произведения, наблюдает
за тем, как ученик в процессе исполнения воспринимает музыкальную речь
— развитие мелодической линии, ритмической пульсации, своеобразие
гармонии, темпа и динамики.
Оценивая результаты констатирующего эксперимента, было отмечено,
что высокий
уровень
анализа средств музыкальной
выразительности
показали двое из 12 учащихся. Дети без труда смогли самостоятельно
проанализировать особенности музыкального языка впервые услышанного
произведения, охотно, с интересом выполняли задание.
15