Напоминание

"Как помочь агрессивному ребёнку"


Автор: Погосян Гаяне Хачатуровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО "Шахтинский центр помощи детям №3"
Населённый пункт: Ростовская область город Шахты
Наименование материала: Статья
Тема: "Как помочь агрессивному ребёнку"
Раздел: полное образование





Назад





КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ?

Что такое агрессия?


Слово "агрессия” произошло от латинского "agressio”, что означает "нападение”, "приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим "ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив,
развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Критерии агрессивности

Младшие школьники:
 часто теряют контроль над собой;  часто спорят и ссорятся с окружающими;  отказываются выполнять просьбы взрослых;  намеренно вызывают у других чувство раздражения;  обвиняют других в своих ошибках;  могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;  часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;  долго помнят обиду, стремясь отомстить;  мнительны и раздражительны.
Средний школьный возраст и подростки:
 угрожают другим людям словами, жестами, взглядом; выступают инициаторами драк;  не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;  не считаются с мнением родителей, их запретами;  прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками. Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности
,
причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно , то ребенок действительно агрессивен
,
ему (и семье) необходима помощь специалиста.
Шпаргалка

для

взрослых

или

правила

работы

с

а г р е с с и в н ы м и

д е т ь м и .
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать з а о п р е д е л ё н н ы е п о с т у п к и . 4. Н а к а з а н и я н е д о л ж н ы у н и ж а т ь р е б ё н к а . 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Д а в а т ь р е б ё н к у в о з м о ж н о с т ь п р о я в л я т ь г н е в непосредственно после фрустирующего с о б ы т и я . 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального
с о с т о я н и я и с о с т о я н и я о к р у ж а ю щ и х л ю д е й . 8. Р а з в и в а т ь с п о с о б н о с т ь к э м п а т и и . 9. Расширять поведенческий репертуар р е б ё н к а . 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 11. Учить брать ответственность на себя.
Правила работы с агрессивными детьми.
 Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.  Демонстрировать модель неагрессивного поведения.  Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать заопределённые поступки.  Наказания не должны унижать ребёнка.  Обучать приемлемым способам выражения гнева.  Давать ребёнку возможность проявлять г н е в непосредственно после фрустирующего события.  Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.  Развивать способность к эмпатии.  Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
 Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.  Учить брать ответственность на себя.
Упражнения,

направленные

на

обучение

ребенка

способам разрядки агрессивности и гнева:
1. Комкать и рвать бумагу. 2. Топать ногами 3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем бумагу скомкать и выбросить. 4. В тирать пластилин в бумагу. 5. Бить подушки или боксерскую грушу. 6. Громко кричать, используя «стаканчик» для криков


В раздел образования