Автор: Погосян Гаяне Хачатуровна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГКУСО РО "Шахтинский центр помощи детям №3" Населённый пункт: Ростовская область город Шахты Наименование материала: Статья Тема: "Как помочь агрессивному ребёнку" Раздел: полное образование
Слово
"агрессия”
произошло
от
латинского
"agressio”,
что
означает "нападение”, "приступ”. В психологическом словаре
приведено
следующее
определение
данного
термина:
"Агрессия
-
это
мотивированное
деструктивное
поведение,
противоречащее нормам и правилам существования людей в
обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее
физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них
психологический
дискомфорт
(отрицательные
переживания,
состояние
напряженности,
страха,
подавленности
и
т.п.)”.Причины появления агрессии у детей могут быть самыми
разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют
некоторые
соматические
заболевания
или
заболевания
головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет
воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка
резко
отлучают
от
груди
и
общение
с
матерью
сводят
к
минимуму,
у
детей
формируются
такие
качества
как
тревожность,
подозрительность,
жестокость,
агрессивность,
эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют
мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества
не вырабатываются. Исследования показали, что родители,
резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки
своим "ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив,
развивают
в
своем
ребенке
чрезмерную
агрессивность,
которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Критерии агрессивности
Младшие школьники:
часто теряют контроль над собой;
часто спорят и ссорятся с окружающими;
отказываются выполнять просьбы взрослых;
намеренно вызывают у других чувство раздражения;
обвиняют других в своих ошибках;
могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
долго помнят обиду, стремясь отомстить;
мнительны и раздражительны.
Средний школьный возраст и подростки:
угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
выступают инициаторами драк;
не
испытывают
сострадания,
могут
намеренно
делать
больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в
содеянном;
не считаются с мнением родителей, их запретами;
прогуливают
уроки,
конфликтуют
с
учителями,
сверстниками.
Если
Вы
считаете,
что
для
ребенка
характерна
хотя
бы
половина
из
описанных
проявлений
агрессивности
,
причем
проявляются
они не
менее
чем
в
течение
полугода
и
регулярно
,
то ребенок действительно агрессивен
,
ему (и семье)
необходима помощь специалиста.
Шпаргалка
для
взрослых
или
правила
работы
с
а г р е с с и в н ы м и
д е т ь м и .
1. Быть
внимательным
к
нуждам
и
потребностям
ребёнка.
2. Демонстрировать
модель
неагрессивного
поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать
з а
о п р е д е л ё н н ы е
п о с т у п к и .
4. Н а к а з а н и я
н е
д о л ж н ы
у н и ж а т ь
р е б ё н к а .
5. Обучать
приемлемым
способам
выражения
гнева.
6. Д а в а т ь
р е б ё н к у
в о з м о ж н о с т ь
п р о я в л я т ь
г н е в
непосредственно
после
фрустирующего
с о б ы т и я .
7. Обучать
распознаванию
собственного
эмоционального
с о с т о я н и я
и
с о с т о я н и я
о к р у ж а ю щ и х
л ю д е й .
8. Р а з в и в а т ь
с п о с о б н о с т ь
к
э м п а т и и .
9. Расширять
поведенческий
репертуар
р е б ё н к а .
10. Отрабатывать
навык
реагирования
в
конфликтных
ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Правила работы с агрессивными детьми.
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть
последовательным
в
наказаниях
ребёнка,
наказывать заопределённые поступки.
Наказания не должны унижать ребёнка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать
ребёнку
возможность
проявлять
г н е в
непосредственно после фрустирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального
состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
Отрабатывать
навык
реагирования
в
конфликтных
ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
Упражнения,
направленные
на
обучение
ребенка
способам разрядки агрессивности и гнева:
1.
Комкать и рвать бумагу.
2.
Топать ногами
3.
Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать,
затем бумагу скомкать и выбросить.
4.
В
тирать пластилин в бумагу.
5.
Бить подушки или боксерскую грушу.
6.
Громко кричать, используя «стаканчик» для криков