Автор: Бородавка Антонина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№9 Староминского района Населённый пункт: Краснодарский край, Староминский район ст.Староминская Наименование материала: статья Тема: Урок. Современный урок. В чем разница? Раздел: начальное образование
Урок. Современный урок. В чем разница?
Разве для учителя не осталась цель урока все такой же, как и была несколько десятков лет
назад? Разве не осталась профессия учителя самой ответственной при возрастании нового
поколения выпускников. Глядя в общем, да, цель все та же - научить и воспитать человека.
Да, учитель все тот же - " ключик" к знаниям. Все так же, отдавая себя, учитель, готовясь к
урокам, стремится научить новому, и научить как можно более удобным, легкодоступным
способом.
Что означает удобным способом? Это такой прием работы, который легко воспринимают дети
и быстро усвоят новый материал. Так что же тогда изменилось в новом уроке, в его
проведении? Не все и не всегда принимают что-то новое с особым интересом, относятся
скептически. Без основания кажется что все новое не так уж и значимо влияет на тот или иной
процесс. Так как же нам себя переубедить, что нам это очень нужно? Для ребенка урок - это
большая часть его детской жизни, и часть этой жизни не должна омрачаться серым уроком,
который "поется под одну и ту же мелодию" только слова другие изо дня в день. И вот именно
новые стандарты урока подразумевают следующие отличительные особенности ФГОС - это
системно - деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий.
Стоит обратить особенное внимание на основную цель - развитие личности на основе УУД,
освоение и познание мира. Инновационный характер в структуре стандартов - это изменение
программы для каждого предмета, изменение планирования урока, изменение подхода к
изложению материала и способы достижения поставленной цели.
Таким образом, мы с вами, учителя, принимаем роль " стилиста" или " дизайнера" урока. Урок
наш, благодаря новым стандартам " приоделся в модную красивую одежду", чем привлекает
ученика. Обучающийся чувствует себя на уроке не слушателем - исполнителем, а принимает
активное участие в открытии для себя нового, он сам достигает цели, поставленной в начале
урока.
Сейчас много говорят об уроках нового стандарта образования , и многие знают что
процесс ведения урока для самого учителя стал проще, интереснее, а сам ученик на уроке, в
поиске нового, стал нетерпеливым к познанию нового. По сути, мы учим поколение, которое
привыкло к быстрой скорости приема информации. Они не любят ждать. Так что порции
информации должны быть для них постоянными, объемными и в интересной форме.
В светлых головах наших воспитанников мы пробуждаем те импульсы, которые пробуждают
интерес к знаниям, к новому, и понятия, что все не так сложно, как казалось. В конце урока я
сама могу сказать что довольна процессом такого обучения. Открываю для себя много нового
в отношениях с учениками. Это доверие, это взаимовыручка, это самостоятельность. Я вижу,
что такое изменение в образовании действительно готовит человека к взрослой жизни и нам
стоит доверять им самим делать открытия для себя, лишь наблюдая со стороны и
корректируя ошибки. Из опыта работы скажу, что к сожалению с возрастом у школьников
падает интерес к учению. Особенно выражена эта тенденция у пятиклассников. Это
вчерашнее младшее звено. Они еще мыслят конкретно, образами. Им предстоит
адаптированный переход от ярких игрушек - картинок к абстрактной схеме. И вот тут, как
никогда ранее, нам новый стандарт образования, новый подход в помощь.
Дети очень удивляются, что они сами постигают вершины знаний. К примеру, в помощь
учащимся используются схемы - сигналы (это подбор алгоритмизированных дидактических
карточек, таблиц, схем и т. д.). Успех таких схем вижу в том, что они отражают все аспекты
сложной категории способов обучения: логической. источниковой, психологической. И такие
уроки очень результативно влияют на перспективу процесса обучения.
Хотелось бы остановить особое внимание на слабых учениках, которые несомненно есть в
каждом классе. Именно для них учителю стало проще осуществить дифференцированный
подход в интересной форме, доступной для них форме. И яркость, и абстрактность, и
доступность все совмещается в одном целом, благодаря инновационным технологиям.
Итак, современный урок - это объемная работа в школе (поиск) и минимизация и
вариативность домашнего задания. Главное, что должен обеспечить урок - это создание
комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта для учителей. Параллельно с
переходом на ФГОС современному уроку пришло на помощь и использование технических
средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя ИКТ, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать
выводы, умозаключения, то есть развиваются и навыки самостоятельности и саморазвития.
Перечислив все это, мы пришли к тому, что на своих уроках, добившись цели, мы выполняем
важнейшую задачу современной системы образования как формирования совокупности УУД,
обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта, а не
только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в
процессе обучения математики. Обратим внимание на то, что умения и навыки
рассматриваются как производные от видов целенаправленных действий, так они
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, мы
ставим перед собой основную цель - научить детей самостоятельно добывать знания.
Для результативного итога нам нужно:
создать соответствующую атмосферу учащимся на основе системно - деятельностного
подхода;
создать условия для развития познавательной активности обучающихся через
использование в работе инновационных приемов и методов, таких как
информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации
проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек -
информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование
различных форм ИКТ.
В заключении мне хотелось бы еще раз подчеркнуть главное - учить доступно, интересно,
результативно. Нам, учителям, не следует забывать слова В. А. Сухомлинского :" Успех в
труде - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится." Именно урок, его
организация, работа с детьми позволяет управлять их деятельностью, чтобы каждый
(обязательно каждый) ощутил силу успеха. Для школы это особенно важно. Обучение для
учеников должно быть интересным и эффективным, а общение - полезным и радостным.