Напоминание

"Барыня с подныром", "Барыня - цепочка". Танцы Иркутской области


Автор: Игумнова Ирина Иннокентьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусства №1"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Барыня с подныром", "Барыня - цепочка". Танцы Иркутской области
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Школа искусств № 1

Методический доклад

Тема:

«Барыня с подныром», «Барыня – цепочка».

Танцы Иркутской области.

Выполнила: Игумнова И.И.

г. Усть – Илимск

2019г.

Позиции рук.

Подготовительная позиция:

руки свободно опущены вдоль корпуса ладонями к себе или развернуты

вперед.

Первая позиция:

руки вынесены перед собой на уровне диафрагмы, локти свободы, кисти

округлены ладонями вверх.

Вторая позиция:

руки широко раскрыты в стороны на уровне плеч, локти свободны, не

напряжены, направлены ладонями вверх и в перед .

Третья позиция:

руки подняты над головой, кисти направлены ладонями к себе. В женском

танце, если девушка обыгрывает платок, держа его обеими руками за концы,

проводить руки перед собой по кругу или поочерёдно раскрывать то одну, то

другую руку из третьей позиции во вторую и обратно

Положение рук и корпуса в парных танцах

1 положение - руки согнуты в локтях, ладонями на талии, иногда кисти

согнуты в кулачки, локти отведены в стороны и направлены несколько

вперед.

2 положение - руки скрещены перед грудью и отведены от корпуса, кисти

лежат ниже локтя.

3 положение - руки невысоко разведены в стороны ниже второй позиции.

4 положение - правая рука согнута в локте и направлена вверх на уровне

плеча, левая свободно опущена вниз и отведена от корпуса.

5 положение-одна рука на талии, другая отведена в сторону ниже второй

позиции или находится в подготовительной.

6 положение - правая рука в третьей позиции, левая положена кулачком на

талии.

7 положение - юноша и девушка стоят по одной прямой, правая рука юноши

и левая рука девушки соединены и левая рука юноши находится на талии,

правая рука девушки находится во второй позиции.

8 положение Воротца. Левая рука юноши и правая рука девушки соединены

и приподняты вверх, свободные руки открыты в стороны или находятся на

талии.

9 положение - правая рука юноши и левая рука девушки сведены и опущены

вниз, свободные руки закрыты на талии, кисти собраны в кулачки.

10 положение - правая рука юноши и левая рука девушки соединены,

согнуты в локтях и приподняты до уровня плеч, свободные руки опущены

вниз.

11 положение-девушка и юноша стоят лицом друг к другу, противоположные

руки соединены, находятся на уровне диафрагмы.

12 положение-девушка и юноша стоят лицом друг к другу, руки соединены

и приподняты выше плеч Воротца.

13 положение - девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Левая рука

юноши отведена в сторону, ладонь развернута наверх, правая рука девушки

кладется поверх ладони юноши. Правая рука юноши лежит на талии

девушки. В свою очередь, левая рука девушки кладется на правое плечо

юноши.

14 положение - девушка и юноша стоят правыми плечами друг к другу,

взявшись под руки.

15 положение - правая рука юноши и правая рука девушки согнуты в локтях

и соединены. А их левые руки соединены и находятся на уровне талии.

16 положение - юноша находится лицом к зрителю между двумя девушками,

его руки на талии девушек со стороны спины. Девушка, стоящая справа от

партнера, кладет левую руку на ладонь юноши, правая рука отведена в

сторону. Девушка, стоящая слева от партнера, кладет правую руку на левую

ладонь, левая рука отведена в сторону.

СИБИРСКИЕ ТАНЦЫ

Русский народный танец Иркутской области может внести немалую долю

в сокровищницу русского танцевального творчества. Являясь родным

детищем общего русского, народного танца, развиваясь в дальнейшем

самостоятельно, он приобрел свои черты, свой характер и свою манеру

исполнения. Чтобы все это понять и увидеть, необходимо знать исторические

корни и пути развития народного сибирского танца и те исторические

сдвиги, которые произошли и происходят в жизни сибирского населения,

особенности его хозяйственного и бытового уклада, так как художественное

творчество является отображением деятельности народа. Только

действительно глубокое изучение этих условий приведет к полному

пониманию танца и даст возможность при сценической обработке сохранить

и еще ярче выявить его характерные особенности, предохранить его от

искажений. Поэтому, говоря о характерных особенностях русского

народного танца Иркутской области, необходимо сказать и о самом народе и

тех моментах в его жизни, которые оказывали влияние на его танцевальное

творчество. Как известно, первоначальное русское население сибирских

земель, особенно таких отдаленных областей, какой является Иркутская,

составляли переселенцы из Европейской России. Переселенцы приносили с

собой в новые места привычные им нравы и обычаи, которые сохранялись

средних долгое время. Вот почему истоки народного творчества сибиряков

надо искать в общем художественном творчестве русского народа, и не

только одной какойлибо области, но многих областей России. Кому,

например, неизвестны гуляния с березкой и вождение вокруг нее хороводов.

Веселые игры и хороводы проводов масленицы, ряжение и пляски в

святочные дни, зажигание костров, прыгание через них в ивановские летние

дни, катание с ледяных гор зимой – все эти чисто русские народные обычаи

долгое время бытовали в Сибири. Игрыхороводы и хороводные пляски также

имеют тесную связь с российскими, а порой и просто повторяют их.

Фигурные хороводы водились по улицам или полянам то в форме круга, то

змейкой. Известен хоровод “Метелица” под песню “Вдоль по улице метелица

метет”.

Или такие хороводы, когда “стенка” юношей идет к девушкам и отходит

назад. Среди хороводов особенный интерес представляют хороводы - игры

“Венчик” и “Стелю, стелю подушечку.” Некоторые хороводные движения

стали основой сольных плясок в хороводах. Например, легко представить,

как простое хождение по кругу с платком заменилось танцевальными

движениями. Момент избрания того или иного участника хоровода в

дальнейшем мог развиться в момент вызова на пляску, так часто

присутствующий в современных плясках. По хороводу-игре “Венчик” можно

проследить, как хоровод - игра может постепенно перейти в хороводную

пляску. По записям этого хоровода, исполняемого в Западной Сибири, все

участники сидят, и ходит по кругу лишь тот, кто находится в середине круга,

а в таком же хороводе, исполняемом в Прибайкалье, то есть в Восточной

Сибири, участники держатся за руки и ходят по кругу то в одну, то в другую

сторону, иными словами, уже появляются хороводные плясовые элементы, и

это уже называется “хождение венчиком”. Особенный же интерес

представляет хороводная пляска, исполняемая под песню “По листу, по

листочку”, о чем будет сказано более подробно. Новые условия жизни

переселившегося из России населения в Сибири привели к изменению

хозяйственного и бытового уклада, что отразилось и на художественном

народном творчестве, в частности на плясках. Тяжелая борьба за

существование на необжитых еще местах в условиях сурового климата

заставляла население изменять прежние хозяйственные навыки. В Сибири не

было крепостного права, и это значительно отличало сибирского

крестьянина от крестьянина европейских областей России. Обо всем этом

необходимо помнить, говоря о народном танце, так как без этого невозможно

понять манеры исполнения сибирского танца, а именно она определяет

художественный образ народа. Сибирские танцы имеют оригинальную

композицию и манеру исполнения движений. В ряду танцев Иркутской

области поражает количество танцев с небольшим числом исполняющих их:

“тройки”, “пятерки”, “четверки”, “шестерки”, “восьмерки”. Откуда же они

появились? Ответ на этот вопрос надо опятьтаки искать в самой жизни

коренного сибирского населения. Характерными поселениями для Сибири

были не большие города, села или деревни, с которыми мы встречаемся в

России, а заимки, состоящие иногда из двух-трех домов, и прошло

значительное время, прежде чем эти заимки выросли до размера деревень.

Расстояние, отделяющее одну заимку от другой, доходило до десятков верст.

Это одна из причин возникновения танцев с небольшим числом участников.

Нельзя также забывать о климатических условиях Сибири. Большие морозы,

иногда доходящие до пятидесяти градусов продолжительность холодного

времени, хотя и жаркое, но короткое лето, во время которого донимает

мошка, так же мало способствуют проведению досуга на открытом воздухе.

Специальных же помещений не существовало, и, как бы велика ни была

комната в избе, все же она не давала возможности к вождению хороводов с

большим числом участвующих. Вот причина создания “маленьких

хороводов”. А что это хороводы, нет никакого сомнения. Достаточно только

присмотреться к их композиции. Например, композиция танцев “тройка”,

“пятерка” села Верхнее Суворово напоминает композицию старинного

хоровода “По листу, по листочку”. А в “тройке” и “шестерке” села Укар есть

фигура подхода шеренги к шеренге. Да и кроме того, во всех этих танцах, как

правило, сохраняется одна и та же мелодия, и они, имея определенную

композицию, в тоже время могут исполняться сколько угодно времени и

количества, причем ничем не нарушается основная композиция. А один из

танцев села Верхнее Суворово даже носит название “елань”, что по

сибирски означает полянка. Это также указывает на хороводное начало

танца, и в то же время это “восьмерка”. Пение частушек, особенно при

исполнении “шестерки”, также говорит о хороводной черте названных

танцев. Среди хороводных танцев имеются такие, которые исполняются

только девушками и никак не предполагают в своей композиции участия

юношей. Таковы, например, “тройка”, “барыня с подныром” села Укар,

“шестерка” села Падун. Это также объясняется особенностями быта

сибиряков. В зимнее время мужское население уходило на охоту далеко в

тайгу и оставалось там продолжительное время. И, наконец, бытуют танцы,

предполагающие исполнение в парах с девушками и юношами, –“шестерка,

“Елань” села Верхнее Суворово, “четверка” и “восьмерка” села Укар,

“восьмерка” села Онгурены. Танцы эти в своей композиции часто повторяют

фигуры упомянутых выше хороводных танцев, но и имеют свои

оригинальные фигуры. Некоторые фигуры по своей форме напоминают

кадриль, но в то же время они самобытны и оригинальны. Предполагать

какое-либо влияние кадрили нет никаких оснований, так как эта форма танца

в большинстве мест Иркутской области до сих пор неизвестна. Но

совершенно неправильно думать, что сибирское танцевальное творчество

пошло только путем развития малых форм хороводного танца. Такие танцы,

как “звездочка” села Орлинга, “звездочка”, “барыня цепочка”, “барыня с

подныром” села Укар, одинаково предполагают, как малое число участников,

так и большое. Лишь в “барыне с подныром” число исполнителей

обязательно должно делиться на три. Эти танцы даже выигрывают в своей

композиции от большого числа участников. Я остановился так долго на

разборе хороводных танцев потому, что они особенно распространены в

Иркутской области. Они, и главным образом они, бытуют вселениях по

течению рек Ангары и Илима, а именно здесь живет коренное население

Иркутской области, то есть большинство из первых переселенцев в

Иркутскую область, и именно эти места в более позднее время подвергались

меньше всего влиянию со стороны. Вот почему здесь все самобытно и

оригинально, и здесь легче всего проследить за развитием сибирского

народного танца. Какие фигуры наиболее характерны для сибирского танца?

Прежде всего, кружения со своими партнерами, потом переход к чужим, с

обязательным возвратом каждый раз к своим. “Звездочка” также встречается

почти в каждом танце; распространены подходы линии к линии шеренгами;

по кругу парами; “цепочка”, в которой после круга со своим партнером

переходят к партнеру другой пары – юноша к девушке слева, а девушка к

юноше справа, затем опять к своему партнеру, после чего юноша идет к

девушке справа, а девушка к юноше слева, и снова к своему партнеру.

Собственно, в этом заключается весь танец “барыня цепочка”, повторяющий

основную композицию хоровода “По листу, по листочку”. Встречи и

переходы как по одному, так и парами. Но почти совсем не встречается такая

распространенная фигура, как “воротики”. Особенно часты кружения

парами. Движения сибирских танцев не нашли своего развития в количестве:

их немного, но среди них большинство оригинальных, и снова они

подчеркивают особенность бытовых условий сибиряков. Все движения

делаются, как мы говорим, “тяжело”, то есть по земле, прыжки отсутствуют,

присядка встречается редко. Зато очень развиты “дроби”. Это объясняется

тем, что тяжелая одежда и обувь не способствуют развитию движений,

требующих в исполнении прыжка или скачками особенно глубоких

приседаний. Можно указать на манеру исполнения русского переменного

шага. На ритм 2/4, на последнюю четверть такта вместо легкого скользящего

движения проноса ноги через 1ю позицию нога проводится вперед с ударом

каблука об пол и ставится впереди на всю ступню с каблука на носок, отчего

движение утяжеляется. Или “простые шаги” – они делаются при быстром

темпе, с чуть присогнутыми коленями и также на всю ступню, причем опять

с каблука на носок. В тяжелой валяной обуви значительно труднее сделать

шаг с носка на каблук, чем наоборот. Развитию широких движений в танце,

требующих использования пространства, также не способствовала теснота

помещения, о которой говорилось раньше. Удар каблука об пол украшал

движение, придавал ему задор, подчеркивал четкость ритма, хотелось так же

четко в одном ритме гордо вскинуть голову. Это вносило определенную

художественность в исполнение, и этого не могли не оценить и не заметить

исполнители. Желание при возможности использовать удар каблуком об пол

могло послужить развитию дробных движений в сибирском танце. Так, при

простой дроби каждая восьмая такта акцентируется ударом каблука об пол, с

особенно сильным акцентом на последнюю восьмую. А если снять с этого

движения удары каблуком и сделать его мягко, то получится обыкновенный

“переменный шаг”. Развитию дробных движений в сибирском танце ничто не

мешало, и, надо сказать, что больше разнообразия именно в дробных

движениях. Бытовали сольные пляски “дробки”, “дробушки”. Мне

приходилось видеть подлинных виртуозов исполнения этих танцев, таких,

как Клавдия Московских в селе Падун Братского района, и Георгий Марков

из города Киренска. Большинство движений парных танцев переплясов,

которые здесь часто называют “петушки”, также составляют дроби.

Особенно же интересны, оригинальны и характерны в сибирских танцах

положения рук. Если при исполнении сольных танцев руки опущены вниз

или приподняты в стороны на уровень плеч, присогнутыми в локтях, которые

опущены вниз, то в парных кружениях руки порой принимают причудливое

положение. Интересно проследить, как иногда общее по характеру

положение рук из одного положения, через медленное кружение, переходит в

другое, которое дает возможность сделать движение по кругу более

динамичным, стремительным. Первый пример: 1-е положение (село Верхнее

Суворово) –руки крестнакрест. Правыми руками держат за локоть друг

друга. Левые руки сомкнуты и лежат поверх правых. 2-е положение (село

Укар) – держатся под правые руки, которые сильно согнуты в локтях. Левые

руки соединены поверх правых. 3-е положение (село Падун) держатся под

правые руки, ладони которых прижаты к груди. Левые руки сомкнуты и

держатся под правыми руками.4-е положение (село Укар) держатся под

правые руки. Левыми руками крепко держат свои правые руки. Второй

пример (село Оёк): 1-е положение– правые руки кладут на предплечье друг

другу. Левые руки опущены. 2-еположение (село Оёк и село Онгурены)

правые руки над предплечьями друг друга. Левые сомкнуты под правыми

руками. При каждом положении рук исполнители стоят в пол оборота друг к

другу с откинутым корпусом. Головы повернуты друг к другу. Такое

положение рук, корпуса, головы является одной из основных черт

сибирского танца. Так, при внимательном рассмотрении сибирского

танцевального народного творчества даже в оригинальных и самобытных

проявлениях всегда видна его коренная связь с общерусским танцевальным

народным творчеством, а его особенности и своеобразие явились

результатом особенностей и своеобразия быта. Вот почему нельзя понять

характера танца, не зная народа, его характера, его хозяйственного и

бытового уклада. Для полной характеристики сибирского танцевального

творчества Иркутской области необходимо еще упомянуть о танцах кадриль

или как их здесь называют “кадриль”, и лансье, который здесь называется

“ленце”. Эти танцы – бытуют в селениях, расположенных в радиусе сто

двести километров по течению реки Лены. Особенного интереса они не

представляют. Оригинальных фигур немного, основным движением танца

является простой шаг. Новое, идущее опять таки отбыта, в этих танцах то,

что на исполнение их юноши приглашаю двух, а то и трех девушек, с

которыми поочередно исполняют каждую фигуру танца. Но пришло новое

время. В жизни народов произошли колоссальные сдвиги. С изменением

хозяйственной жизни изменились и условия быта сельского населения

Сибири. Постепенно стирается грань между городом и деревней. Все больше

строится домов культуры и сельских клубов, развивается сеть школ,

библиотек, что поднимает культуру сельского населения. Значительное

улучшение транспортных условий также приблизило сельскую местность к

городам. Многие учащиеся вузов и техникумов города Иркутска являются

жителями сельской местности. Развитие художественной самодеятельности,

радио, кино – все это новое проникло в художественное творчество народа.

Ярким примером может быть “восьмерка села Оёк”. Танец этот, по существу

оставаясь фольклорным и сохраняя в себе все черты сибирского

танцевального творчества, может быть с успехом показан со сценической

площадки. Второе рождение танцу дал коллектив художественной

самодеятельности клуба села Оёк. Уже одно это говорит о том, что танец

мог появиться в новых условиях быта сельского населения. Движения его

стали более динамичны и явно усилены с расчетом на сценический эффект.

Фигуры танца приобрели большее разнообразие и законченность. Но манера

исполнения, образ сибирского танца в нем полностью сохранены. Те танцы,

которые перешли от дореволюционного времени и еще бытуют сейчас, также

обогатились новым содержанием, отображающим современный облик

сибиряка колхозника. Убыстренный темп; более острый ритм, усложненные

движения, темпераментность в исполнении – вот отличительные черты

новых танцев. Фольклорный народный танец приобретает сейчас черты

сценических танцев, а также преобразуется в бальный танец. По записанным

танцам –“полька бабочка” (село Тарнополь), “подгорка” (село

Батама),“шестерка” (село Романове),“Горы” и “Светит месяц” (село

Анучинск)– можно проследить, как фольклорный народный танец от

хоровода вырастает в фольклорный народный бытовой бальный танец и как

культура городского бального танца осваивается и вплетается в бытовой

народный танец. “Полька звездочка” целиком сохраняет старинный

народный хоровод “звездочку”, бытующий в Иркутской области, а вторая

часть танца включает в себя бальный парный танец польку, таким образом

создан новый оригинальный танец. То же произошло и с танцем “шестерка”,

только в нем народный хоровод переплетается с вальсом. “Подгорка” это

типичная сибирская “четверка”, состоящая из двух фигур, каждый раз после

которых танец заключается вальсом. Во время исполнения танца таких

четверок, то есть двух пар, объединяющихся на танец, становится по кругу

друг за другом любое количество танцующих, и если первые две фигуры

делают каждые две пары отдельно, то вальс делают все пары по одному

общему кругу, а то, что трехдольный танец вальс исполняется музыкальным

размером 2/4, придает ему оригинальность и своеобразие. Танцы же “Горы”

и “Светит месяц” – уже совершенно законченная форма парного танца, они

могут быть смело названы бальными танцами. “Светит месяц” интересен еще

и тем, что в нем впервые в сибирском танце появились хлопки.

Таким образом, мы снова видим, как происшедшие изменения в жизни

народа видоизменяют и его художественное творчество. Бальные, а иногда и

сценические танцы, попадая в сельскую местность, подвергаются, если

можно так сказать, своеобразной ассимиляции. В краковяке, например,

движение “падебаск” почти повсеместно заменено дробным ходом. То же

можно сказать и о польке. Мне удалось видеть уральскую “шестерку” в

исполнении танцевального коллектива села Сорты. В ней в основном

сохранены фигуры танца, число участников, но характер исполнения и

движения были чисто сибирскими, а присядочные движения почти совсем

исчезли из танца. Итак, хороводный танец является основным в творчестве

Иркутской области, и именно он определяет сибирское танцевальное

народное искусство, которое обогатит общерусское танцевальное творчество

своеобразием и оригинальной характерностью манеры исполнения.

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В СИБИРСКИХ

ТАНЦАХ

Движение 1- сибирский ход.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Руки опущены или на

бедрах. Корпус держится прямо. Голова гордо поднята. На каждый такт

делается 4 шага. В коленках ноги слегка присогнуты. Ноги ставить с каблука

на носок плавным движением.

Движение 2 тройной русский ход.

Муз. размер 2/4. исходное положение 6-я позиция. Из-за такта слегка

присесть на левой ноге, вытянутую вперед правую ногу приподнять; на счет

раз шаг правой ногой вперед; и шаг левой ногой вперед; два шаг правой

ногой вперед и на ней немного присесть; и провести левую ногу вперед,

немного приподняв ее над полом. На следующий такт движение начинается с

левой ноги.

Движение 3 - шаркающий тройной русский ход.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Делается так же, как

тройной русский ход, но каждый раз, шагая, шаркнуть подошвой по полу.

Движение 4- тройной русский ход с ударом каблуком.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Делается так же, как

тройной русский ход, на счет два шаг правой ногой вперед и одновременно

левую ногу приподнять согнутою в колене позади правой; и на правой

сделать легкое приседание, одновременно левая нога с сильным стуком

каблуком об пол проносится вперед.

Движение 5 - оёкский ход.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Руки опущены или на

бедрах. Из-за такта небольшое приседание на левой ноге. Правая нога

приподнимается вперед; на счет раз перепрыгнуть на правую ногу. Левую

приподнять вперед; и перепрыгнуть на левую ногу. Правую приподнять

вперед; два перепрыгнуть на правую ногу и на ней сделать небольшое

приседание. Левую ногу приподнять вперед. На следующий такт движение

делается с левой ноги. В начале движения руки или опущены, или на бедрах.

На счет два 1-го такта руки раскрываются в стороны на уровне талии. На

счет два 2-го такта руки в исходном положении.

Движение 6 - простая дробь.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Из-за такта ударить об пол

каблуком правой ноги; на счет раз шаг вперед правой ногой; и ударить об

пол каблуком левой ноги; два шаг вперед левой ногой; и ударить об пол

каблуком правой ноги. На следующий такт движение продолжается.

Движение можно делать вдвое быстрее.

Движение 7- двойной дробный ход.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. На счет раз небольшой

шаг вперед с правой ноги, сразу же после которого ударить каблуком девой

ноги об пол, пронося ее вперед; и небольшой шаг вперед с левой ноги, сразу

же после которого ударить каблуком правой ноги об пол, пронося ее вперед;

два небольшой шаг вперед с правой ноги, сразу же после которого ударить

каблуком левой ноги об пол, пронося ее вперед; и с ударом об пол всей

ступней поставить левую ногу рядом с правой в 6-ю позицию. На следующий

такт движение делается с левой ноги.

Движение 8- боковой шаг.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Из-за такта немного

присесть на обеих ногах: на счет раз отставить правую ногу вправо, и левую

ногу подставить к правой ноге и немного присесть на обеих ногах; на счёт

два снова отставить правую ногу вправо и левую ногу подставить к правой

ноге и немного присесть на обеих ногах. В левую сторону движение

начинать с левой ноги.

Движение 9 - боковой ход.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Левая нога впереди. Из-за

такта шаг в сторону левой ногой, одновременно правая нога выносится

вперед; на счет раз правая нога ставится на каблук впереди левой, а левая

отрывается от пола; и шаг в сторону левой ногой, одновременно правая нога

выносится назад; два правая нога ставится позади левой ноги на носок, а

левая нога отрывается от пола; и шаг в сторону левой ногой, и одновременно

правая нога выносится вперед. На следующий такт движение повторяется.

Движение 10 - боковой дробный ход.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Левая нога впереди. Из-за

такта приподнимается левая нога, два удара носком левой ноги об пол; на

счет раз левая нога становится на всю ступню с акцентом влево.

Одновременно приподнимается правая нога; и правой ногой два удара

носком об пол; два правая нога ставится позади левой ноги с акцентом на

всю ступню. Одновременно левая нога приподнимается; и левой ногой два

удара носком об пол. На следующий такт движение повторяется. При

движении вправо правая нога ставится впереди и движение из-за такта

начинается с правой ноги.

Движение 11- притоп.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Из-за такта приподнять

правую ногу; на счет раз правую ногу поставить на пол, одновременно

приподнять левую ногу; и левую ногу поставить на пол, одновременно

приподнять правую ногу; два с акцентом поставить на пол правую ногу. и

пауза.

Движение 12 - припляс.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Правая нога впереди. Из-

за такта сделать небольшое приседание. Проскользнуть вперед на левой ноге

и одновременно приподнять вперед правую ногу; на счет раз правую ногу

поставить вперед и немного в правую сторону; и левую ногу поставить

впереди правой; два приставить правую ногу к левой позади нее в 3-ю

позицию; и сделать небольшое приседание и проскользнуть на правой ноге.

Левую ногу приподнять вперед. На. следующий такт движение делается с

левой ноги.

Движение 13 - поворот с переступанием.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Делается на 2 такта

музыки. Из-за такта левая нога заносится наперекрест впереди правой, с

поворотом корпуса вправо. 1-й такт. На счет раз, продолжая поворот,

переступить на левую ногу; и продолжая поворот, переступить на правую

ногу; два заканчивая поворот, переступить на левую ногу. Таким образом

сделать полный поворот вправо; и правая нога заносится наперекрест

впереди левой, с поворотом влево 2-й такт. На счет раз, продолжая поворот,

переступить на правую ногу; и продолжая поворот, переступить на левую

ногу; два заканчивая поворот, переступить на правую ногу. Таким образом

сделать полный поворот влево; и пауза. Девушки делают это движение,

начиная поворот влево с правой ноги. Заканчивается движение на следующие

2 такта движением 17 сибирским ключом.

Движение 14 - скачок с мазком.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Из-за такта проскользнуть

вперед на правой ноге, одновременно левая нога отрывается от пола; на счет

раз левая нога с мазком об пол носком выносится вперед; и снова

проскользнуть вперед на правой ноге; два левая нога с мазком об пол носком

выносится назад; и проскользнуть вперед на правой ноге. На следующий такт

движение повторяется.

Движение 15 - простая веревочка.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Правая нога впереди. Из-

за такта подскочить на левой ноге. Правая нога приподнимается

полусогнутой в колене; на счет раз правая нога переносится назад и

становится позади левой; и подскок на правой ноге, левая нога

приподнимается полусогнутой в колене; два левая нога переносится назад и

ставится позади правой; и подскок на левой ноге Правая нога

приподнимается полусогнутой в колене.

Движение 16 - Двойная веревочка.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Правая нога впереди. Из-

за такта сделать небольшое приседание и проскользнуть вперед на левой

ноге, одновременно правою ногу согнуть в колене и перенести назад; раз

опустить правую ногу в 3-ю позицию позади левой; и переступить на левую

ногу; два переступить на правую ногу; и проскользнуть вперед на правой

ноге, одновременно левую ногу согнуть в колене и перенести назад. На

следующий такт движение делается с левой ноги.

Движение 17 - сибирский ключ (отбой).

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Движение делается на 2

такта. 1-й такт. На счет раз пристукнуть о пол носком правой ноги впереди

левой ноги (4-я позиция.), два отведя правую ногу в сторону вправо (2-я

позиция), поставить -ее с акцентом на всю ступню и присесть на обе ноги. 2-

й такт. Раз сделать небольшой прыжок, во время которого пристукнуть

каблуками обеих ног и опуститься на правую ногу; и топнуть левой ногой;

два топнуть правой ногой; и пауза.

Движение 18 - припадание на месте.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Правая нога впереди. Из-

за такта правая нога приподнимается слегка согнутой в колене; на счет раз

правая нога ставится на пол и на ней слегка присесть. Левая нога

приподнимается, и левая нога ставится на пол на полупальцы. Правая нога

приподнимается; два правая нога ставится на пол и на ней слегка присесть.

Левая нога приподнимается; и левая нога ставится на пол на полупальцы.

Правая нога приподнимается.

Движение 19 - простая присядка.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Из-за такта опуститься в

полное приседание на обеих ногах; на счет раз приподняться и одновременно

вытянуть вперед правую ногу, оторвав ее от пола; и снова опуститься в

полное приседание на обеих ногах. два приподняться и одновременно

вытянуть вперед левую ногу, оторвав ее от пола; и снова опуститься в полное

приседание на обеих ногах.

Движение 20 - присядка-качалка.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. На счет раз опуститься Б

полное приседание на левой ноге. Правую ногу опустить согнутою в колене,

касаясь коленом подъема левой ноги. Ступня правой ноги развернута вправо.

Корпус повернут влево. Руки раскрыты в стороны; два небольшой подскок на

левой ноге. Корпус поворачивается вправо, и его тяжесть переносится на

правую ногу, которая ставится на пол в полном приседании. Левая нога

принимает то же положение, как правая нога в предыдущем положении, но

ее ступня развернута влево.

Движение 21- голубец с притопом.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Из-за такта правая нога

отставляется вправо (2-я позиция) и присесть на обеих ногах; на счет раз в

небольшом прыжке ударить каблуками и опуститься на левую ногу, потом

на правую, отставив ее в сторону вправо; и подставить левую ногу к правой;

два правую ногу отставить в сторону вправо и присесть на обеих ногах. и

пауза. На следующий такт движение повторяется.

Движение 22 - три голубца с притопом.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Делается на 2 такта

музыки. Из-за такта ударить носком правой ноги об пол в сторону вправо и

сделать на левой ноге небольшое приседание. 1-й такт. На счет раз

небольшой прыжок, во время которого сделать удар каблуками обеих ног и

опуститься сначала на левую, потом на правую ногу во 2- ю позицию; и

небольшое приседание; два снова небольшой прыжок и удар каблуками. И

снова опуститься на левую, потом на правую ногу во 2-ю позицию; и

небольшое приседание. 2-й такт. Раз небольшой прыжок, во время которого

сделать удар каблуками обеих ног и опуститься сначала на левую, потом на

правую ногу в небольшое приседание; и топнуть левой ногой; два топнуть

правой ногой; и пауза. Движение делается с продвижением вправо. Если

движение повторяется на следующие 2 такта, то на счет два 2-го такта

топнуть правой ногой в сторону вправо (2-я позиция) и сделать на обеих

ногах небольшое приседание; на и пауза.

Движение 23 - полька.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Правая нога впереди. Из-

за такта приподняться на полупальцы; на счет раз сделать шаг вперед на

низкие полупальцы правой ногой. Левую ногу чуть приподнять от пола; два

сделать шаг вперед ка низкие полупальцы правой ногой. Левую ногу

приподнять от пола; и легко подскочить на низких полупальцах правой ноги.

Левую ногу через 2-ю позицию вынести вперед. На следующий такт

движение делается с левой ноги.

Движение 24 - галоп.

Муз. размер 2/4, исходное положение 3-я позиция. Правая нога впереди. Из-

за такта правую ногу приподнять вытянутую вперед; на счет раз правую ногу

поставить на пол в 4-ю позицию; и левую ногу скользящим движением

подтянуть к правой ноге в 3-ю позицию и ею как бы подбить правую ногу,

которая снова приподнимается вытянутой вперед; два снова правую ногу

поставить на пол в 4-ю позицию. и левую ногу скользящим движением

подтянуть к правой ноге в 3-ю позицию и ею подбить правую ногу, которая

снова приподнимается вытянутой вперед. Движение делается с

продвижением вперед с небольшим скачком.

Движение 25 - боковой шаг с приставкой.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. Исполняется на 2 такта

музыки. 1-й такт. На счет раз сделать шаг вправо правой ногой; два

подставить левую ногу с легким ударом об пол к правой ноге. 2-й такт. Раз

сделать шаг влево левой ногой; два подставить правую ногу с легким ударом

об пол к левой ноге.

Движение 26 - боковой скользящий шаг.

Муз. размер 2/4, исходное положение 6-я позиция. На счет раз скользящий

шаг вправо правой ногой; и скользящим движением подтянуть левую ногу к

правой; два скользящий шаг вправо правой ногой; и скользящим движением

подтянуть левую ногу к правой. Влево движение делается с левой ноги.

Движение 27 в переплясе в Сибирском хороводе для юношей. Делается на 2

такта музыки. Исходное положение 6-я позиция. Из-за такта на счет и левая

нога заносится наперекрест впереди правой с поворотом корпуса вправо. 1-й

такт. Раз продолжая поворот, переступить на левую ногу; и продолжая

поворот, переступить на правую ногу; два заканчивая поворот, переступить

на левую ногу. Таким образом сделать полный поворот вправо; и пра1вая

нога заносится наперекрест впереди левой с поворотом корпуса влево. 2-й

такт. На счет раз, продолжая поворот, переступить на правую ногу; и

продолжая поворот, переступить на левую ногу; два заканчивая поворот,

переступить на правую ногу; и пауза. Таким образом сделать полный

поворот влево. Девушки выполняют это движение, делая первый поворот

влево, заканчивается движение на следующие 2 такта сибирским ключом

(выбивка).

ОПИСАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В СИБИРСКИХ ТАНЦАХ

1. Крест-накрест правыми руками держатся за локоть правых рук друг друга,

левые руки поверх правых в пожатии. Корпус откинут назад (село Верхнее

Суворове).

2. Правые руки сильно согнуты в локтях. Держатся под правые руки, ладони

прижаты к груди. Левые руки под правыми руками в пожатии. Корпус

отклонен (село Падун).

3. В звездочке руки приподняты вверх (село Оёк).

4.Правые руки сильно согнуты в локтях. Держатся под правые руки, левыми

руками берутся за свои правые руки. Корпус сильно отклонен (село Укар),

5. Правые руки сильно согнуты в локтях. Держатся под правые руки, левые

руки поверх правых соединены согнутыми пальцами (село Укар).

6. Правые руки лежат на предплечье друг друга. Левые руки сомкнуты в

пожатии под правыми руками (село Оёк).

7. Правые руки переплетены и сильно согнуты в локтях. Кисти рук сжаты в

кулак и приподняты (село Укар).

8. Юноша держит девушку правой рукой за талию. Левой рукой берет

правую руку девушки, руки приподняты вперед. Левая рука девушки лежит

на правом плече юноши (в кадрилях).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- Методическое пособие для руководителей хореографических коллективов

«Рисунки, разводки, переходы. Танцы Иркутской области». Иркутск,

2004г.Э.К. Филиппов.

- Окунева В.В. Русские народные хороводы и танцы. М5етодический сборник

для работы с детьми. Институт художественного воспитания Академия

педагогических наук РСФСР, 1948г.

- Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951г.



В раздел образования