Напоминание

«Восстановление пловцов после соревнований и физических нагрузок»


Автор: Панков Тимур Леонидович
Должность: тренер- преподаватель
Учебное заведение: МАОУ ДО г.Иркутска Дворец спорта
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: «Восстановление пловцов после соревнований и физических нагрузок»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья: «Восстановление пловцов после соревнований и

физических нагрузок»

Автор: Панков Тимур Леонидович, тренер- преподаватель

Современный

спорт

как

общественный

феномен,

предполагает

систематическое

проведение

соревнований

национального

и

международного уровней, в том числе - в спорте для людей с инвалидностью.

Это актуализирует внимание ученых и практиков к изучению новых научных

вопросов, связанных с различными аспектами коррекционной работы со

спортсменами с нарушениями психофизического развития в системе их

подготовки к соревнованиям самого высокого уровня (Г. Бойко, И. Волков, Г.

Чемерное, P. Darst, J. Martin и др.). Проведение соответствующих научных

исследований является актуальным для коррекционной педагогики и

психологии, а также адаптивной физической культуры и спорта инвалидов.

Учитывая все многогранный спектр вопросов, связанных с подготовкой

спортсменов

с

инвалидностью

разных

нозологий,

обеспечением

(сопровождением) их участия в соревнованиях различных уровней, а также

учитывая высокую напряженность современной подготовки атлетов в

паралимпийском

спорте,

значительные

объемы

тренировочных

и

соревновательных нагрузок, ученые отмечают необходимость сосредоточить

внимание

на

создании

оптимальных

педагогических

условий

для

эффективного

функционирования

спортсменов

с

инвалидностью

как

основных субъектов спортивной деятельности .Необходимость проведения

научных исследований определяется, прежде всего, характером и глубиной

психофункциональных ограничений, которые присущи для спортсменов с

нарушениями

психофизического

развития,

а

также

прогнозируемой

необходимостью

нивелирования

действия

факторов,

которые

могут

спровоцировать

нарушения

психологического

здоровья,

ухудшение

соматического состояния, риск травмирования и вторичной инвалидизации

Современные научно-методические подходы определяют процесс

восстановления

спортсменов

после

тренировочных

нагрузок

как

эффективный, если в основе его лежит интеграция возобновляемых

(реабилитационных) и мобилизационных функций организма. Вместе с тем,

существующие подходы не в полной мере соответствуют таким требованиям,

прежде

всего

из-за

недостаточной

целевой

направленности

и

сбалансированности

применения

в

тренировочном

процессе

средств

восстановления, с одной стороны, и стимуляции работоспособности, с

другой. По мнению исследователей, есть все основания предполагать, что

именно интеграция дополнительных к тренировочным средствам стимуляции

и

восстановления

в

тренировочный

процесс

спортсменов

высокой

квалификации

может

повысить

степень

управления

тренировочными

эффектами.

На

этой

основе

могут

быть

также

повышены

возможности

формирования близких к оптимальным условиям достижения и реализации

потенциала специальной работоспособности. Применение неадекватных

текущему состоянию организма спортсмена средств, может приводить к

снижению или изменения направленности тренировочного эффекта данного

занятия или к образованию неблагоприятных побочных эффектов. Это

особенно важно учитывать в процессе восстановления спортсменов с

нарушениями психофизического развития после занятий с большими

тренировочными нагрузками в каждом микроцикле подготовки. В связи с

этим

возникает

необходимость

выделения

фаз

восстановления

и

формирования специализированной направленности средств восстановления

и стимуляции работоспособности пловцов с нарушениями зрения с учетом

специфических

нозологических

особенностей

атлетов

и

характера

тренировочного работы.

Разработка

методики

предполагает

учет

всей

совокупности

специфических факторов и условий, связанных с особенностями структуры и

содержания тренировочной и соревновательной деятельности пловцов.

Создание методики предполагает соблюдение принципов:

2

научности,

что

предопределяет

использование

достижений

коррекционной педагогики и психологии, современной теории и практики

подготовки спортсменов, применение валидных диагностических методик,

прошедших соответствующую апробацию;

гуманизации

процесса

подготовки,

рассматривает

интересы

спортсмена в качестве приоритетных;

• коррекционно-развивающей направленности учебно-тренировочного

процесса и мер по восстановлению работоспособности;

• индивидуализации, что приводит учета психологических, личностных

и телесных (соматических) особенностей спортсмена;

деятельностного

подхода,

предусматривающего

изучение

особенностей

субъектов

в

процессе

деятельности

и

предопределяет

рассмотрение показателей динамики работоспособности как ключевых

признаков достижения оптимального уровня готовности к эффективной

соревновательной деятельности.

Задачами методики комплексного восстановления работоспособности

пловцов высокой квалификации определены следующие:

- учета промежуточных задач подготовки пловцов с нарушениями

психофизического развития, определение направленности их тренировочной

работы

в

конкретном

периоде

подготовки

и

разработка

комплекса

мероприятий по восстановлению работоспособности пловцов в конкретном

мезоцикле

для

противодействия

перенапряжение

и

переутомлении

спортсменов, обеспечение оптимальной эффективности их тренировочной

деятельности;

- учета

характера и

объема

выполненной

тренировочной

(или

соревновательной)

работы

в

трехдневном

микроцикле,

а

также

индивидуальных реакций организма спортсменов на предложенные нагрузки

и применения соответствующих средств восстановления работоспособности

пловцов;

3

- учет специфики тренировочной работы, которая запланирована на

следующее тренировочное занятие (серию занятий), выбор и применение

средств восстановления для управления работоспособностью пловцов;

- с помощью комплексного (одновременного или последовательного)

применение методов и средств физической реабилитации обеспечить

управления

процессом

формирования

готовности

пловцов

высокой

квалификации (психологической, функциональной, технико-тактической) к

эффективной соревновательной деятельности.

Разработка и теоретическое обоснование методики комплексного

применения

методов

физической

реабилитации

для

восстановления

работоспособности пловцов высокой квалификации анализа содержания

соответствующих понятий.

Так,

к

средствам

управления

работоспособностью

относится

выборочное

восстановление

тех

компонентов

работоспособности,

не

подвергавшихся основном влияния в тренировочном занятии или в его

отдельной части, однако будут максимально мобилизованы в следующей

работе (тренировочном задачи или следующей тренировке). Например, если

первые

тренировки

дня

направлено

на

повышение

скоростных

возможностей,

а

второе

-

выносливости

при

работе

анаэробного

(гликолитического) характера, то после первого занятия уместно применить

комплекс восстановительных средств, способствующих восстановлению

возможностей для проявления указанного вида выносливости. Это позволяет

повысить качество и увеличить объем работы во втором тренировочном

занятии.

Предыдущая

стимуляция

работоспособности

спортсменов

перед

началом тренировочной нагрузки также является средством управления

работоспособностью.

При

этом

активизируется

деятельность

функциональных систем, которые принимают основное участие в работе,

позволяют повысить ее объем и интенсивность. Такое использование

возобновляемых средств целесообразно перед выполнением программ

4

тренировочных занятий, направленных на повышение скоростно-силовых

возможностей,

совершенствование

координационных

способностей,

наиболее сложных элементов технико-тактического мастерства пловцов. По

мнению исследователей, особенно эффективно использование возможностей

такого подхода к управлению работоспособностью в предсоревновательный

период подготовки пловцов и накануне ответственного старта.

Согласно задачами методики, планирование восстановительных и

стимулирующих работоспособность процедур необходимо связывать с

конкретными задачами подготовки пловцов. Указанные требования должны

применяться на трех уровнях: этапном, текущем и оперативном.

Этапный уровень связан с нормализацией функционального состояния

пловцов, их быстрым физическим и психическим восстановлением после

выполнение

программ

тренировочных

макроциклов,

завершающиеся

ответственными соревнованиями, особенно напряженных этапов и периодов

подготовки.

Восстановительные

мероприятия

в

этом

случае

носят

комплексный характер, включают разнообразные средства педагогического,

психологического и медико-биологического характера, органично ввоза в

программах специально планируемых восстановительных микроциклов.

Мероприятия

текущего

уровня

направленные

на

оптимизацию

состояния

организма

пловцов

при

выполнении

программ

мезо

и

микроциклов, отдельных соревнований.

Восстановительные и стимулирующие работоспособность процедуры в

этом случае носят по локальный характер, органически увязываются с

величиной и характером тренировочных нагрузок. Основные трудности здесь

связаны с необходимостью постоянного анализа факторов, определяющих

работоспособность

спортсменов,

особенностей

развития

усталости

и

протекания

восстановительных

мероприятий.

В

качестве

примера

рационального решения этого вопроса исследователи предлагают модель

ударного

микроцикла,

в

котором

тренировочные

воздействия,

восстановительные процедуры и стимулирующие действия представлены в

5

виде единого

процесса.

Очень

важно

систему

восстановительных

и

стимулирующих процедур связывать со спецификой вида спорта.

Задачей

оперативного

применения

стимулирующих

и

восстановительных

средств

является

срочное

стимулирование

работоспособности

или

ускорения

восстановительных

процессов

для

успешного

выполнения

программы

одного

занятия,

комплекса

тренировочных упражнений, проявления высокой работоспособности в

отдельном соревновательном старте. Так, направленное использование

восстановительных средств, органически связано с величиной и характером

нагрузок в тренировочных занятиях, позволяет пловцам увеличить объем

тренировочной

работы

в

ударные

микроциклы

на

10-15%

при

одновременном

улучшении

качественных

показателей

тренировочной

работы. Систематическое применение этих средств способствует не только

прироста суммарного объема тренировочной работы, но и повышению

функциональных

возможностей

систем

энергообеспечения,

прироста

специальных физических качеств и спортивного результата.

Ускорять процессы восстановления после нагрузок тренировочных

упражнений и отдельных занятий нужно дифференцированно, с учетом

направленности их влияния и особенностей дальнейшей адаптации. Так,

нецелесообразно интенсифицировать период восстановления после занятий,

направленных на повышение энергетических возможностей организма

спортсмена, так как глубина утомление и продолжительность восстановления

в

значительной

степени

обусловливают

величину

и

характер

приспособительных изменений, происходящих в соответствующих органах и

системах.

Применение

средств

ускорения

восстановительных

процессов

оправдано после комплексов упражнений и нагрузок отдельных занятий,

направленных на развитие тех функциональных возможностей организма,

которые

совершенствуются

непосредственно

в

ходе

выполнения

тренировочной работы и не требуют длительного последействия. Примером

6

являются занятия, направленные на совершенствование техники сложных, в

координационном

отношении,

движений,

разучивания

тактических

элементов, повышение спринтерских качеств. В этом случае эффективность

тренировки обусловливается не глубиной утомление вследствие выполнения

программ, а суммарным объемом работы, выполненной в оптимальных

условиях для решения соответствующей тренировочной задачи.

В соответствии с сформулированных принципов, определенной цели,

задач,

условий,

специфических

субъектов

влияния

нами

предложено

экспериментальную

методику

комплексного

применения

физической

реабилитации для восстановления работоспособности пловцов высокой

квалификации с нарушениями зрения в спорте инвалидов, согласно которой в

течение трех месяцев формирующего эксперимента контрольная и основная

группы тренировались одновременно с одинаковой нагрузкой и выполняли

одинаковые рекомендации тренеров по восстановлению работоспособности.

На предсоревновательном этапе (3 недели) спортсмены были разделены на

две группы (основную и контрольную). На предсоревновательном этапе

подготовки

спортсмены

каждой

из

групп

получили

определенные

рекомендации по восстановлению работоспособности.

За ходом приближения к основным стартам происходило снижение

общего объема плавания и времени выполнения тренировочной работы в

воде (соответственно с 55 до 25 км, с 25 до 9,45 часов). Интенсивность

занятий носила скачкообразный характер с пиками, приходились на первый и

пятый трехдневный микроцикл. Количество тренировок в течение трех

недель в воде не менялось; тренировки на суше постепенно сокращались на

75% от объемов предыдущего трехнедельного мезоцикла. В работе на суше с

приближением главных стартов больше внимания уделялось развития

гибкости, упражнения, выполняемые на силовых тренажерах, исключались за

2 недели до соревнований.

7

Исходя из распределения нагрузки в предсоревновательный мезоцикле,

в основной и контрольной группах спортсменов был применен комплекс

восстановительных процедур:

• Vitrum ® Superstress и углеводные смеси;

• сауны (основная и контрольная группы);

• гипокситерапия (основная и контрольная группы);

• массаж (основная и контрольная группы);

• самовнушения (основная и контрольная группы);

Список источников

1.

Бакшеев М. Д. Построение учебно-тренировочных занятий в

спортивном плавании / М. Д. Бакшеев. − Сибирский гос. ун-т физ. культуры

и спорта. − Омск, 2009. − 44 с.

2.

Горбачов В. В. Витамины, микро- и макроелементы: cправочник /

Горбачов

В.

В.,

Горбачова

В.

Н.

Минск:

Книжковий

будинок;

Интерпрессервис, 2012. – 554 с.

3.

Пальчикова

Н.

Ю.

Методика

использования

комплекса

нетрадиционных

средств

восстановления

в

тренировочном

процессе

пловцов-инвалидов: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. пед.

наук:

спец.

13.00.04

„Теория

и

методика

физического

воспитания,

спортивной

тренировки,

оздоровительной

и

адаптивной

физической

культуры” / Н. Ю. Пальчикова. – Хабаровск, 2017. – 20 с.

8



В раздел образования