Автор: Панков Тимур Леонидович
Должность: тренер- преподаватель
Учебное заведение: МАОУ ДО г.Иркутска Дворец спорта
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: «Восстановление пловцов после соревнований и физических нагрузок»
Раздел: дополнительное образование
Статья: «Восстановление пловцов после соревнований и
физических нагрузок»
Автор: Панков Тимур Леонидович, тренер- преподаватель
Современный
спорт
как
общественный
феномен,
предполагает
систематическое
проведение
соревнований
национального
и
международного уровней, в том числе - в спорте для людей с инвалидностью.
Это актуализирует внимание ученых и практиков к изучению новых научных
вопросов, связанных с различными аспектами коррекционной работы со
спортсменами с нарушениями психофизического развития в системе их
подготовки к соревнованиям самого высокого уровня (Г. Бойко, И. Волков, Г.
Чемерное, P. Darst, J. Martin и др.). Проведение соответствующих научных
исследований является актуальным для коррекционной педагогики и
психологии, а также адаптивной физической культуры и спорта инвалидов.
Учитывая все многогранный спектр вопросов, связанных с подготовкой
спортсменов
с
инвалидностью
разных
нозологий,
обеспечением
(сопровождением) их участия в соревнованиях различных уровней, а также
учитывая высокую напряженность современной подготовки атлетов в
паралимпийском
спорте,
значительные
объемы
тренировочных
и
соревновательных нагрузок, ученые отмечают необходимость сосредоточить
внимание
на
создании
оптимальных
педагогических
условий
для
эффективного
функционирования
спортсменов
с
инвалидностью
как
основных субъектов спортивной деятельности .Необходимость проведения
научных исследований определяется, прежде всего, характером и глубиной
психофункциональных ограничений, которые присущи для спортсменов с
нарушениями
психофизического
развития,
а
также
прогнозируемой
необходимостью
нивелирования
действия
факторов,
которые
могут
спровоцировать
нарушения
психологического
здоровья,
ухудшение
соматического состояния, риск травмирования и вторичной инвалидизации
Современные научно-методические подходы определяют процесс
восстановления
спортсменов
после
тренировочных
нагрузок
как
эффективный, если в основе его лежит интеграция возобновляемых
(реабилитационных) и мобилизационных функций организма. Вместе с тем,
существующие подходы не в полной мере соответствуют таким требованиям,
прежде
всего
из-за
недостаточной
целевой
направленности
и
сбалансированности
применения
в
тренировочном
процессе
средств
восстановления, с одной стороны, и стимуляции работоспособности, с
другой. По мнению исследователей, есть все основания предполагать, что
именно интеграция дополнительных к тренировочным средствам стимуляции
и
восстановления
в
тренировочный
процесс
спортсменов
высокой
квалификации
может
повысить
степень
управления
тренировочными
эффектами.
На
этой
основе
могут
быть
также
повышены
возможности
формирования близких к оптимальным условиям достижения и реализации
потенциала специальной работоспособности. Применение неадекватных
текущему состоянию организма спортсмена средств, может приводить к
снижению или изменения направленности тренировочного эффекта данного
занятия или к образованию неблагоприятных побочных эффектов. Это
особенно важно учитывать в процессе восстановления спортсменов с
нарушениями психофизического развития после занятий с большими
тренировочными нагрузками в каждом микроцикле подготовки. В связи с
этим
возникает
необходимость
выделения
фаз
восстановления
и
формирования специализированной направленности средств восстановления
и стимуляции работоспособности пловцов с нарушениями зрения с учетом
специфических
нозологических
особенностей
атлетов
и
характера
тренировочного работы.
Разработка
методики
предполагает
учет
всей
совокупности
специфических факторов и условий, связанных с особенностями структуры и
содержания тренировочной и соревновательной деятельности пловцов.
Создание методики предполагает соблюдение принципов:
2
•
научности,
что
предопределяет
использование
достижений
коррекционной педагогики и психологии, современной теории и практики
подготовки спортсменов, применение валидных диагностических методик,
прошедших соответствующую апробацию;
•
гуманизации
процесса
подготовки,
рассматривает
интересы
спортсмена в качестве приоритетных;
• коррекционно-развивающей направленности учебно-тренировочного
процесса и мер по восстановлению работоспособности;
• индивидуализации, что приводит учета психологических, личностных
и телесных (соматических) особенностей спортсмена;
•
деятельностного
подхода,
предусматривающего
изучение
особенностей
субъектов
в
процессе
деятельности
и
предопределяет
рассмотрение показателей динамики работоспособности как ключевых
признаков достижения оптимального уровня готовности к эффективной
соревновательной деятельности.
Задачами методики комплексного восстановления работоспособности
пловцов высокой квалификации определены следующие:
- учета промежуточных задач подготовки пловцов с нарушениями
психофизического развития, определение направленности их тренировочной
работы
в
конкретном
периоде
подготовки
и
разработка
комплекса
мероприятий по восстановлению работоспособности пловцов в конкретном
мезоцикле
для
противодействия
перенапряжение
и
переутомлении
спортсменов, обеспечение оптимальной эффективности их тренировочной
деятельности;
- учета
характера и
объема
выполненной
тренировочной
(или
соревновательной)
работы
в
трехдневном
микроцикле,
а
также
индивидуальных реакций организма спортсменов на предложенные нагрузки
и применения соответствующих средств восстановления работоспособности
пловцов;
3
- учет специфики тренировочной работы, которая запланирована на
следующее тренировочное занятие (серию занятий), выбор и применение
средств восстановления для управления работоспособностью пловцов;
- с помощью комплексного (одновременного или последовательного)
применение методов и средств физической реабилитации обеспечить
управления
процессом
формирования
готовности
пловцов
высокой
квалификации (психологической, функциональной, технико-тактической) к
эффективной соревновательной деятельности.
Разработка и теоретическое обоснование методики комплексного
применения
методов
физической
реабилитации
для
восстановления
работоспособности пловцов высокой квалификации анализа содержания
соответствующих понятий.
Так,
к
средствам
управления
работоспособностью
относится
выборочное
восстановление
тех
компонентов
работоспособности,
не
подвергавшихся основном влияния в тренировочном занятии или в его
отдельной части, однако будут максимально мобилизованы в следующей
работе (тренировочном задачи или следующей тренировке). Например, если
первые
тренировки
дня
направлено
на
повышение
скоростных
возможностей,
а
второе
-
выносливости
при
работе
анаэробного
(гликолитического) характера, то после первого занятия уместно применить
комплекс восстановительных средств, способствующих восстановлению
возможностей для проявления указанного вида выносливости. Это позволяет
повысить качество и увеличить объем работы во втором тренировочном
занятии.
Предыдущая
стимуляция
работоспособности
спортсменов
перед
началом тренировочной нагрузки также является средством управления
работоспособностью.
При
этом
активизируется
деятельность
функциональных систем, которые принимают основное участие в работе,
позволяют повысить ее объем и интенсивность. Такое использование
возобновляемых средств целесообразно перед выполнением программ
4
тренировочных занятий, направленных на повышение скоростно-силовых
возможностей,
совершенствование
координационных
способностей,
наиболее сложных элементов технико-тактического мастерства пловцов. По
мнению исследователей, особенно эффективно использование возможностей
такого подхода к управлению работоспособностью в предсоревновательный
период подготовки пловцов и накануне ответственного старта.
Согласно задачами методики, планирование восстановительных и
стимулирующих работоспособность процедур необходимо связывать с
конкретными задачами подготовки пловцов. Указанные требования должны
применяться на трех уровнях: этапном, текущем и оперативном.
Этапный уровень связан с нормализацией функционального состояния
пловцов, их быстрым физическим и психическим восстановлением после
выполнение
программ
тренировочных
макроциклов,
завершающиеся
ответственными соревнованиями, особенно напряженных этапов и периодов
подготовки.
Восстановительные
мероприятия
в
этом
случае
носят
комплексный характер, включают разнообразные средства педагогического,
психологического и медико-биологического характера, органично ввоза в
программах специально планируемых восстановительных микроциклов.
Мероприятия
текущего
уровня
направленные
на
оптимизацию
состояния
организма
пловцов
при
выполнении
программ
мезо
и
микроциклов, отдельных соревнований.
Восстановительные и стимулирующие работоспособность процедуры в
этом случае носят по локальный характер, органически увязываются с
величиной и характером тренировочных нагрузок. Основные трудности здесь
связаны с необходимостью постоянного анализа факторов, определяющих
работоспособность
спортсменов,
особенностей
развития
усталости
и
протекания
восстановительных
мероприятий.
В
качестве
примера
рационального решения этого вопроса исследователи предлагают модель
ударного
микроцикла,
в
котором
тренировочные
воздействия,
восстановительные процедуры и стимулирующие действия представлены в
5
виде единого
процесса.
Очень
важно
систему
восстановительных
и
стимулирующих процедур связывать со спецификой вида спорта.
Задачей
оперативного
применения
стимулирующих
и
восстановительных
средств
является
срочное
стимулирование
работоспособности
или
ускорения
восстановительных
процессов
для
успешного
выполнения
программы
одного
занятия,
комплекса
тренировочных упражнений, проявления высокой работоспособности в
отдельном соревновательном старте. Так, направленное использование
восстановительных средств, органически связано с величиной и характером
нагрузок в тренировочных занятиях, позволяет пловцам увеличить объем
тренировочной
работы
в
ударные
микроциклы
на
10-15%
при
одновременном
улучшении
качественных
показателей
тренировочной
работы. Систематическое применение этих средств способствует не только
прироста суммарного объема тренировочной работы, но и повышению
функциональных
возможностей
систем
энергообеспечения,
прироста
специальных физических качеств и спортивного результата.
Ускорять процессы восстановления после нагрузок тренировочных
упражнений и отдельных занятий нужно дифференцированно, с учетом
направленности их влияния и особенностей дальнейшей адаптации. Так,
нецелесообразно интенсифицировать период восстановления после занятий,
направленных на повышение энергетических возможностей организма
спортсмена, так как глубина утомление и продолжительность восстановления
в
значительной
степени
обусловливают
величину
и
характер
приспособительных изменений, происходящих в соответствующих органах и
системах.
Применение
средств
ускорения
восстановительных
процессов
оправдано после комплексов упражнений и нагрузок отдельных занятий,
направленных на развитие тех функциональных возможностей организма,
которые
совершенствуются
непосредственно
в
ходе
выполнения
тренировочной работы и не требуют длительного последействия. Примером
6
являются занятия, направленные на совершенствование техники сложных, в
координационном
отношении,
движений,
разучивания
тактических
элементов, повышение спринтерских качеств. В этом случае эффективность
тренировки обусловливается не глубиной утомление вследствие выполнения
программ, а суммарным объемом работы, выполненной в оптимальных
условиях для решения соответствующей тренировочной задачи.
В соответствии с сформулированных принципов, определенной цели,
задач,
условий,
специфических
субъектов
влияния
нами
предложено
экспериментальную
методику
комплексного
применения
физической
реабилитации для восстановления работоспособности пловцов высокой
квалификации с нарушениями зрения в спорте инвалидов, согласно которой в
течение трех месяцев формирующего эксперимента контрольная и основная
группы тренировались одновременно с одинаковой нагрузкой и выполняли
одинаковые рекомендации тренеров по восстановлению работоспособности.
На предсоревновательном этапе (3 недели) спортсмены были разделены на
две группы (основную и контрольную). На предсоревновательном этапе
подготовки
спортсмены
каждой
из
групп
получили
определенные
рекомендации по восстановлению работоспособности.
За ходом приближения к основным стартам происходило снижение
общего объема плавания и времени выполнения тренировочной работы в
воде (соответственно с 55 до 25 км, с 25 до 9,45 часов). Интенсивность
занятий носила скачкообразный характер с пиками, приходились на первый и
пятый трехдневный микроцикл. Количество тренировок в течение трех
недель в воде не менялось; тренировки на суше постепенно сокращались на
75% от объемов предыдущего трехнедельного мезоцикла. В работе на суше с
приближением главных стартов больше внимания уделялось развития
гибкости, упражнения, выполняемые на силовых тренажерах, исключались за
2 недели до соревнований.
7
Исходя из распределения нагрузки в предсоревновательный мезоцикле,
в основной и контрольной группах спортсменов был применен комплекс
восстановительных процедур:
• Vitrum ® Superstress и углеводные смеси;
• сауны (основная и контрольная группы);
• гипокситерапия (основная и контрольная группы);
• массаж (основная и контрольная группы);
• самовнушения (основная и контрольная группы);
Список источников
1.
Бакшеев М. Д. Построение учебно-тренировочных занятий в
спортивном плавании / М. Д. Бакшеев. − Сибирский гос. ун-т физ. культуры
и спорта. − Омск, 2009. − 44 с.
2.
Горбачов В. В. Витамины, микро- и макроелементы: cправочник /
Горбачов
В.
В.,
Горбачова
В.
Н.
–
Минск:
Книжковий
будинок;
Интерпрессервис, 2012. – 554 с.
3.
Пальчикова
Н.
Ю.
Методика
использования
комплекса
нетрадиционных
средств
восстановления
в
тренировочном
процессе
пловцов-инвалидов: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. пед.
наук:
спец.
13.00.04
„Теория
и
методика
физического
воспитания,
спортивной
тренировки,
оздоровительной
и
адаптивной
физической
культуры” / Н. Ю. Пальчикова. – Хабаровск, 2017. – 20 с.
8