"Влияние массовой культуры на формирование и развитие духовно-нравственного облика современной молодежи"
Автор: Газибагандова Фаузия Габдулкадыровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №8" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Влияние массовой культуры на формирование и развитие духовно-нравственного облика современной молодежи" Раздел: начальное образование
V Епархиальные Рождественские образовательные чтения
«Традиции и новации: культура, общество, личность»
Православие и образование, воспитание
Влияние массовой культуры на формирование и развитие духовно-
нравственного облика современной молодежи
Газибагандова Фаузия Габдулкадыровна
МБОУ «СШ №8»
г. Новый Уренгой
Аннотация. В
докладе
анализируются
различные
исторические
условия, этапы становления массовой культуры, выявляются ее основные
социальные функции, а также художественные и эстетические особенности.
Автор выделяет опасные последствия массовой культуры, которые оказывают
влияние на формирование и духовно-нравственное развитие молодежи.
Ключевые
слова:
массовая
культура;
средства
ма с с о во й
коммуникации;
молодежь;
художественные
особенности;
эстетические
особенности; духовно-нравственное развитие; Православие.
Abstract. The report analyzes the diverse historical conditions, the stages of
mass culture, identifies its basic social functions, as well as artistic and aesthetic
features. The author emphasizes dangerous consequences of mass culture that
affect the formation and spiritual and moral development of young people.
Keywords: mass
culture;
mass
communication;
young
people;
artistic
features; aesthetic features; spiritual and moral development; Orthodoxy.
Введение
Специфической
чертой
ХХ
в.
было
распространение
массовой
культуры,
в
основном
благодаря
развивающимся
средствам
массовой
коммуникации.
В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три
компонента:
1)
средства
массовой
информации
(газеты,
журналы,
радио,
телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, регулярно
воздействуют
на
аудиторию
и
ориентированы
на
определенные
группы
людей;
2)
средства
массового
воздействия
(реклама,
мода,
кино,
массовая
литература) — не всегда оказывают регулярное воздействие на аудиторию,
ориентированы на усредненного потребителя;
3)
технические
средства
коммуникации
(Интернет,
телефон)
—
определяют возможность непосредственного общения человека с человеком
и могут служить для передачи информации личного характера.
Можно сделать вывод, что средства массовой информации и массовая
культура неразрывно связаны между собой. Культура становится «массовой»,
когда
ее
продукты
стандартизируют
и
распространяют
среди
широкой
публики.
Что такое массовая культура?
Массовая культура (англ. «mass culture») – это понятие, служащее для
обозначения особенностей производства культурных ценностей в «массовом
обществе», ориентированном на массовое потребление.
Массовая культура охватывает различные явления культуры XX века,
получивших распространение благодаря научно-технической революции и
постоянному обновлению средств массовой коммуникации. Производство,
распространение
и
потребление
продуктов
массовой
культуры
носит
индустриально-коммерческий
характер.
Смысловой
диапазон
массовой
культуры
очень
широк
–
начиная
примитивным
китчем
(ранний
комикс,
мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») и заканчивая сложными,
содержательно
насыщенными
формами
(некоторые
виды
рок-музыки,
«интеллектуальный» детектив, поп-арт).
Как же появилась массовая культура?
Итак,
возникновение
и
формирование
массовой
культуры
можно
разделить на два периода:
–
пассивное
распространение
массовой
культуры
(доисторический
период – XIX–ХХ века, т. е. период развития техники);
– активное распространение (XIX–ХХ века – настоящее время). Но этот
период
активности,
преследуя
отрицательную
цель
(антиморальные
качества), привел к потере полной формы массовой культуры и превратил в
массовую культуру с маской отрицательных свойств.
Издавна народы разделились на страны с общей культурой и обычаями.
Это, несомненно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции
развивались
по
массовой
структуре
культуры.
Но
это
развитие
шло
пассивным образом.
Затем,
с XIX–ХХ
веков,
благодаря
развитию
техники,
появлению
многочисленных детективных романов и бестселлеров, массовая культура из
периода
образования
перешла
в
период
развития.
Вследствие
этого
культурные
проце ссы
превратились
в
культуру
в
к а в ы ч к а х .
Воспользовавшись данной ситуацией, некоторые корыстные политические
силы
поставили
главной
целью
внедрение
такой
«культуры»
в
сознание
людей
и
обращение
мира
в
нечто
стандартное.
Теоретики
культуры
и
историки расходятся во мнениях о периоде, когда массовая культура возникла
как независимый социальный феномен. По мнению российского оппонента,
доцента Е. Смольской, не может быть речи о долголетней истории массовой
культуры.
Американский
социолог
Д.
Уайт,
напротив,
полагает,
что
бои
гладиаторов
Рима,
которые
собирали
огромное
количество
зрителей,
являются первыми элементами массовой культуры. А. Адорно пишет, что
прототип современной массовой культуры – это капиталистическое развитие
Англии на рубеже XVII–XVIII веков. Он считает, что романы, написанные в
то
время
(Даниел
Дефо
(1660–1731),
Самуэль
Ричардсон
(1689–1761),
преследовали
торговую
цель.
Конечно,
эти
романы
основывались
не
на
культуре аристократов, а на потребностях масс. Но Е. Смольская считает, что
этим
произведениям
не
свойственно
однообразие,
которое
характерно
массовой культуре.
Также нужно рассмотреть и отрицательные мнения ученых о процессе
возникновения и развития массовой культуры. Согласно мнению известного
испанского
философа
Хосе
Ортега-и-Гассета,
общество
является
меньшинством
и
сообществом
массы.
Возникает
вопрос,
кто
тут
в
меньшинстве? Масса – это кто? Как утверждает Ортега, меньшинство – это
личности,
которые
имеют
особые
приметы,
масса
–
сбор
ничем
не
отличающихся индивидов. Масса, то есть средние люди, содействовали росту
количества людей в городе и узкому профессиональному кругу, а также
возникновению
«массовой
культуры».
Это
обстоятельство
повредило
культурный
уровень
и
современное
развитие.
По
мнению
философа,
большинство – это не всегда «много». Качественно «выделенные личности»
именуются «большинством». Следовательно, большинство людей не имеют
мнения,
потому
что
они
не
могут
теоретически
оценить
сущность.
Это
мешает им принимать верные решения. Значит, мысль в голову людей надо
втискивать, как масло в машину. Учёный осознает, что социальную мысль
нельзя
внедрять
насильно.
«Но,
–
говорит
он,
–
если
нет
духовного
господства, если нет вождей, если людьми не манипулировать, в обществе
появится анархия».
Массовая культура и Православие
Во все времена в России уделялось большое значение проблемам
воспитания гармонично развитой личности, формированию чувства
национального самосознания и духовно-нравственного содержания жизни
молодежи. Это достигалось путем расширения и углубления знаний о
православной вере, религиозных традициях своего народа, особенностях
исторического развития своего Отечества, его культуре. Из уроков истории
молодежь познает, что государственность России создавалась и укреплялась в
лоне Православия. При знакомстве с духовно-нравственной культурой России
у молодежи формируется тот нравственный идеал, который складывался
веками и к которому должен стремиться каждый человек. Духовность
русского народа всегда была основана на православной культурной традиции.
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им;
ибо таковых есть Царствие Божие»
(МК. 10,14)
«Один
пустынник,
великий
по
святости
жизни
и
знанию
души
человеческой,
повелел
однажды
своему
ученику:
«вырви
это
дерево
из
земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие
корни,
пальмовое
дерево.
Беспрекословно
исполняя
послушание
старцу,
ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его.
«Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда
старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник
без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать
ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий
совладал с молодым.
Если
эту
повесть
применить
к
воспитанию,
то
смысл
будет такой:
бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их
с юных лет».
(«Поучения
Иринея,
Епископа
Екатеринбургского
и
Ирбитского
о
религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)
В полной мере это относится к духовно-нравственному воспитанию
детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее
время, они продолжают оставаться особенно актуальными.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит
от
нас
взрослых:
родителей,
педагогов,
общественности.
Необходимо
создавать
такие
условия,
в
которых
формировалось
бы
и
закреплялось
изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так
как
привычки
и
ценности,
заложенные
в
детстве,
станут
нравственным
фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное
направление
в
духовно-нравственном
воспитании.
Разнообразие
форм
позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам
православной культуры:
Праздники
(традиционные
«Рождество»
и
«Пасха»,
«День
рождения книжки»);
чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о
добрых качествах»);
образовательные проекты («Письмо другу»);
слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);
просмотр видеофильмов («Радость моя» телевизионного канала
Союз);
рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
продуктивная деятельность.
Духовно-нравственная культура России и сегодня оказывает
значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное,
эстетическое развитие молодежи, говоря словами святителя Иоанна
Златоуста:
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый
воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».
Список литературы:
1.
Каримов
И.А.
Высокая
духовность –
непобедимая
сила.
–
Т.:
Маънавият, 2008. – С. 118.
2.
Кравченко
А.И.
Культурология:
словарь.
–
2-е
изд.–
М.:
Академический проект, 2001. – С. 335.
3.
Морина Л.П. Танец в системе массовой культуры // Российская
массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001
г. Санкт-Петербург. – Спб.: Санкт-Петербургское философское общество. –
2001. – С. 43.
4.
Орлова Э.А. Социокультурное пространство массовой культуры //
Обсерватория культуры. – 2004. – №3. – С. 4 – 10.
5.
Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? –
М., 1986. – С. 20.
6.
Учебное пособие по введению в специальность "Культурология" /
разработано Л.В. Гернего. - Чита: ЧитГУ, 2004. – С. 84.
Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России //
Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 3.