Автор: Дамницкая Марианна Владимировна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: Краснодарский край Абинский район ст. Мингрельская
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 4 классе по ФГОС "Увлекательный немецкий".
Тема: Проектная деятельность в ФГОС
Раздел: начальное образование
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 4 классе по
ФГОС.
«Увлекательный немецкий»
Пояснительная записка
1.Введение.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса согласно требованиям ФГОС ООО и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей
учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно
полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты
второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального,
культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
мировой и отечественной культур. Дети знакомятся со сказочными героями немецких
сказок, с авторами сказок. Занятия носят творческий характер, способствует лучшему
запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического
запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывают широкие
возможности для индивидуальной работы обучаемого.
2. Актуальность и особенность программы
Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он
утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе.
Внеурочная
деятельность курса «Увлекательный немецкий» своим содержанием предназначена
привлечь внимание учащихся четвертого класса, создать мотивацию в изучении
немецкого языка.
Данный курс направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету.
Наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку, курс этот
предусматривает формирование устойчивого интереса к данному предмету на начальном
этапе его изучения. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает
учебную мотивацию, следовательно, и результативность обучения. Материал данного
курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности
учащихся, театрализованных представлений, различных кроссвордов, игр, конкурсов,
загадок, стишков, песенок, рифмовок и так далее… Все перечисленные задания
составлены на базе учебников И.Л. Бим «Немецкий язык 4 класс», дополнительных
источников с учётом возрастных особенностей учащихся.
3.Основные формы организации учебных занятий:
творческие задания, проектная деятельность, творческая мастерская, практическая
работа,. Программа организации внеурочной деятельности школьников «Увлекательный
немецкий» включает в себя занятия по направлению «проектная деятельность»,
предназначенные для работы с детьми 4 класса и является механизмом интеграции,
обеспечения полноты и цельности содержания программы по немецкому языку, расширяя
и обогащая её. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие
в ней всех учащихся класса. Проекты рассчитаны на учеников разного уровня
подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на
развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных
проблемных
ситуаций,
имеющих
коммуникативную
направленность.
Реализация
творческого потенциала четвероклассников находит своё воплощение в проектах на
иностранном языке.
4.Тип программы: Экспериментальный
Возраст учащихся: 9-10 лет. По содержательной и тематической направленности
программа является языковой, по функциональному предназначению —досуговой,
учебно-познавательной, по форме организации —кружковой, по времени реализации —
годичной.
5.Цели программы:
• Развитие основ:
— иноязычной коммуникативной компетенции на начальном уровне изучения
языка;
— речевой компетенции — за счёт обеспечения вводного фонетического курса;
—
языковой
компетенции
—
овладение
новыми
языковыми
средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для учащихся 4 класса;
— социокультурной компетенции — приобщение учащихся к культуре, традициям
и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций
общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
• Формирование у детей представлений о важности изучения иностранного языка
как средства интеграции в систему мировой и отечественной культур.
•
Развитие
творческих
способностей
детей,
их
стремления
к
познанию
окружающего мира посредством немецкого языка.
6.Задачи программы:
— Вовлечь учащихся в процесс познания языка.
— Расширить страноведческие знания о стране изучаемого языка. Способствовать
осознанию ими языка как инструмента познания мира и средства общения.
— Расширить языковые знания учащихся по предмету «Немецкий язык». Обучать
детей основным видам речевой деятельности: слуховому восприятию речи, устной речи,
чтению и письму в порядке их перечисления, формировать чувство языка (в пределах их
возрастных особенностей).
- Развивать творческие способности учащихся. Дать представление о культуре,
истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в
сравнении с культурой других народов.
—
Привить
доброжелательное отношение
к
окружающим,
способствовать
воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и
интернационализма.
— Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
7. Содержание программы:
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует
образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям
пятиклассников и включает следующее: Я. Моя визитная карточка. Рассказ о себе. Это
моя семья. Рассказ о своей семье. Что я люблю делать. Рассказывать, чем тебе нравится
заниматься, какие действия выполнять. Я и мой друг. Рассказ о друге, какой он, откуда,
сколько ему лет, чем вы любите заниматься вместе. Зоопарк. Рассказ о животных в
зоопарке: какие они, какого цвета. Любимое домашнее животное, рассказывать о своём
питомце, спрашивать, есть ли у тебя питомец, кто он, какого цвета. Мой дом. Названия
комнат, предметов мебели. Времена года. Характеристика природы в разные времена
года. Называние месяцев, дней недели, характерных особенностей разных времён года.
Любимые праздники немецких детей: Рождество, Новый год, Пасха. Страна изучаемого
языка. Получение дополнительной информации страноведческого характера.
7. Ожидаемые результаты:
Личностные
результаты
второклассников,
формируемые
при
изучении
иностранного языка:
формирование
мотивации
изучения
иностранных
языков
и
стремление
к
самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
Метапредметные результаты:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам,
выделять основную мысль,
главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
осуществление
регулятивных
действий
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные
результаты
освоения
пятиклассниками
программы
по
иностранному языку:
Аудирование:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые
языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых
слов;
основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;
воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера;
Говорение:
Диалогическая речь
- участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление,
благодарность, приветствие);
- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто?что?где?когда?) и отвечать на
вопросы собеседника;
Монологическая речь:
- рассказывать о старом немецком городе;
- составлять небольшие описания по образцу;
Чтение:
- читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая
правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более
0,5с.),
доступных по содержанию и языковому материалу,
пользуясь в
случае
необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с
опорой на словообразовательные элементы; -читать с полным пониманием,
- читать по ролям;
Письмо:
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него
слова;
- письменно фиксировать элементарные сообщения (о городе);
- использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической
деятельности при устном общении с носителями языка в доступных школьникам этого
возраста пределах.
8. Проекты и творческие работы.
Книга о себе.
Пасха в Германии.
Поздравительная открытка к Рождеству и Новому году.
Коллаж «Времена года».
9. Учебно - методическое обеспечение.
Презентации:
Рождество в Германии.
Праздники в Германии.
Рифмовки.
Пасха в Германии.
Лексические игры.
Фонетические карточки.
Диски к учебнику 3 и 4 классов.
Учебник для 3 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л. М. Фомичёва
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва,«Просвещение», 2011
Учебник для 4 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва, «Просвещение», 2011
Дидактический материал для младших школьников О.В. Камбурова
Волгоград «Учитель», 2007
Немецкий язык для детей В.К. Гречко
Санкт-Петербург, 1995
Подборка занимательных заданий по немецкому языку из разных источников.
(Раздаточный материал)
Подборка текстов разного уровня сложности из дополнительных источников
(Раздаточный материал)
№ Дата Тема мероприятия Содержание работы
1 Организационное занятие.
Что такое проект. Сообщение о плане работы дополнительного объединения.
Знакомство с проектом и проектной деятельностью. Демонстрация проектных
работ. «Книга о себе»
2 Моя визитная карточка Повторение сведений о себе, озвучивание номеров
телефонов, мой минипроект- визитная карточка. Конкурс на лучшую визитку, выставка
сделанных визитных карточек и оценка работ на немецком языке. (Повторение
притяжательных местоимений, прилагательных для оценочного суждения, применение
опор. )3 Весёлая фонетика. Повторение звуков, артикуляционные особенности немецких
звуков. Подборка весёлых стихов о звуках, игры с буквами и словами, презентация
«АВС»,мини диктанты со словами, различающимися долготой и краткостью звуков.
4 Звуковые сказки о буквах и звуках. Знакомство со звуковыми сказками, песенка
на имена, весёлые стихи из подборки, игры с буквами, чтение мини текстов из учебника
для 3-4 класса И.Л.Бим5 Наша школьная страна. Повторение названия школьных
принадлежностей, характеристика их (цвет, размер, качество) игра «На выставке
школьных товаров».
6-7 Времена года. Осень. Знакомство с лексикой для составления рассказа об
осени. Лексические игры. Описание картинок с осенней природой. Чтение текстов с
полным пониманием из учебника 3 кл.
Чтение стихов на немецком языке. Работа над страницей проекта «Осень».
8-9 В гостях у немецких сказочников братьев Гримм. Рассказ о братьях Гримм. Выставка
книг –сказок братьев Гримм. Чтение сказки о храбром портняжке. Выполнение заданий на выбор
учащихся. Мы рисуем персонажей сказки. Выставка рисунков. Мини рассказы о нарисованных
персонажах.
10-11 Занятия на каждый день Название дней недели. Чтение стихов о неделе.
Чтение диалогов по ролям о любимых занятиях. Знакомство с новой лексикой. Ведение
диалогов в парах, группах. Мой ежедневник. Заполнение «Книги о себе»
12-13 Зоопарк. Узнаём названия диких и домашних животных. Чтение текстов и
сказок о животных. Игра «Поле чудес». Презентация «Зоопарк». «Tiere»- прослушивание
и чтение стихотворений. Конкурс на лучшего переводчика.
14 Мой питомец лучше всех. Мини проект «Мой верный друг».
Защита проектов.
15-16 Рождество идёт по свету. Знакомство с нравами и обычаями немцев,
любимыми зимними праздниками- Рождеством и Новым годом. Просмотр презентации о
Рождестве. Проект- «Моя рождественская открытка». Рождественский венок детских
песен и стихов. Рождественский кроссворд.
17-18
Времена
года.ЗимаЗнакомство
с
новой
лексикой
по
теме»Зима».Прослушивание песни “Winterlied,”беседа о зимних забавах детей, просмотр
презентации
о
зиме.
Составление
картинного
рассказа
о
зиме.
Лексические
и
грамматические игры. Загадки о зиме. Я рисую зиму.
19-20 Моя семья. Родственники. Называние членов семьи по-немецки. Рассказ по
картинке. Рассказ о своей семье. Заполнение Книги о себе.
21 Мой день рождения. Игра «Почта пришла- новые слова нам принесла».Подарки.
Поздравления. Праздничный стол. Ролевая игра.
22-23 Инсценирование сказки
«Заяц и ёж» Чтение сказки-3 кл., выбор роли. Репетиция. Показ сказки для
учеников 2-3 классов.
24 Школьные будни. Расписание уроков. Знакомство с названиями предметов.
Составление расписания. Мой любимый урок. Игра в учителя. Рапорт дежурного. Кто
отсутствует и почему.
25. Я и мой друг. Рассказ о друге. Возраст, место жительства, характеристика,
любимые занятия. Портрет друга. Работа над проектом «Книга о себе»
26-
27 Мой дом. Адрес. Характеристика моего дома. Стихотворение «Наш дом»-4 кл.
Чтение текста с полным пониманием. Кукольный дом- описание. Прослушивание песни
«Ich wohne hier”. Просмотр презентаций «Старый немецкий город.», «Города
Германии»
Творческая мастерская «Проектирование нового дома-мечты». Коллаж или
рисунок.
28 Любимые рифмовки. Стихи. Песни. Повторение любимых песен, рифмовок,
стихов на выбор учащихся. Чтение новых рифмовок.
29-30 Времена года. Весна Весенние месяцы. Погода весной. Весна в Германии.
Карнавал. Изготовление масок для карнавала. Ведение беседы по теме.
31 Пасха в Германии. Лекция учителя о пасхальных традициях немцев с
просмотром презентации и пасхальных атрибутов. Детские песенки, рифмовки, стишки.
Конкурс на лучшего чтеца. Проект «Пасхальное поздравление на открытке».
32 Чтение сказок на немецком языке по ролям.ИнсценировкаСказки на выбор и по
интересам учащихся
33-34 Коллаж «Времена года» Работа над проектом. Мозговой штурм. Песня
«Год»-4кл. прослушивание, подпевание. Изготовление коллажа.
35 Заключительное занятие. Выставка проектных работ. Подведение итогов
работы. Анкетирование учеников. Выставка проектов «Книга о себе»- оценочное мнение.