Напоминание

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса


Автор: Закирова Лиля Наилевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ___»

.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

протокол от _________ г . № __

Введено приказом от

___________ г. № ___

Директор школы

_______________

____

Рабочая программа

по предмету обществознание

профильный уровень

для 11 класса (3 часа в неделю, 136 часа в год)

Составитель:

учитель истории и обществознания

__________________________

первая квалификационная категория

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

________________________

от ____________________г.

«Рассмотрено и принято»

На заседании МО, протокол от ___________г. № __

Руководитель МО _______________

Набережные Челны 20__г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

основные социальные институты и процессы;

различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как

целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

осуществлятькомплексный поиск,

систематизацию

и интерпретацию социальной

информации

по

определенной теме

из

оригинальных

неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравниватьсоциальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками

социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты

и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и

общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссияхпо актуальным социальным проблемам;

формулироватьна основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оцениватьразличные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные

проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в

межличностном общении и массовой коммуникации;

нравственной оценки социального поведения людей;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС.

УМКОбществознание: учеб. для учащихся 11кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под

ред. Л.Н. Боголюбова. – Рос.акад.наук,рос.акад.образования, изд-во "Просвещение".-7-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

пп

Тема

Содержание программы учебного предмета

Кол-во

часов

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

I

Политика и

власть.

Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии.

Политическое прогнозирование.

Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных

отношений. Легитимация власти.

Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического

регулирования общественных отношений.

Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах,

коммуникации, процессах. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Типология

политических систем.

Государство

в

политической

системе-

Политическая система, ее структура и функции Государство в политической системе. Его признаки,

функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-

территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные направления политики государства.

Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная

служба, ее задачи.

Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные

черты и признаки.

Основные направления политики государства

Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование

властных полномочий. Парламентаризм.

Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

12ч.

Гражданское

общество

и

его

институты -

Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества.

Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции.

13ч.

Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные

системы.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Типы избирательных систем:

мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп

давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ

на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической

культуры.

.

.

Личность

в

политической

жизни

Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли

человека. Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения.

Политическая социализация личности.

Политическая психология и политическое поведение.

Психология толпы.

Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность

политического

экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.

Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической

элиты в современной России.

Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж

политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.

Политический

процесс

Политический процесс, его формы.

Развитие политических систем, его пути. Особенности

политического процесса в современной России. Политический конфликт, понятие, структура. Причины

политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.

Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического

правового государства, гражданского общества, многопартийности.

Понятие политической культуры.

Политическая психология и политическое поведение.

Сетевые структуры в политике.

Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в

современных условиях.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования

7ч.

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Социальная

психология

личности

Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной

психологии, ее практическое значение

Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость

и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная

принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности.

Периодизация развития личности.

Становление личности. Принятие человеком самого себя.

Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний.

Направленность личности. Интересы. Склонности. Способности и профессиональное самоопределение.

Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Агрессия. Самообладание. Человек в критической

ситуации.

Социальные статусы и роли. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Социальные роли в

юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества.

Правовая культура. Социализация индивида. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы.

Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных

отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения в группах. Манипулирование

18ч.

Социальное

развитие

современного

общества.

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные

группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.

Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную

структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и

брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в

современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. Культура

бытовых

отношений.

Социально-бытовые

интересы.

Материально-вещественная

среда

обитания

человека.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в

современной России. Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы

современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

13 ч.

Мир общения

Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и

невербальные средства общения. Позиции в общении.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение.

21

ч.

Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение

как коммуникация. Общение как взаимодействие.

Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное

пребывание

и

совместная

деятельность.

Кооперация

и

конкуренция.

Диалог

как

основа

взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности.

Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного

восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как

информация о восприятии человека партнерами по общению.

Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение

личности. Стили общения. Самопрезентация.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта.

Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Социальный конфликт и

пути его разрешения. Компромисс. Сотрудничество.

Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и

стиля молодежного общения. Мода в общении.

Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость.

Дружеские отношения.

Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления.

Экзамен: психологические аспекты.

Психология

социальных групп

Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные.

Референтная группа.

Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность.

Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства.

Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и

ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество.

Кооперация и конкуренция.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание

в семье.

Антисоциальные группы.

«Дедовщина» и другие формы группового насилия. Особая опасность

криминальных групп

12

ч.

Этнические

и

конфессиональные

отношения

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности.

Ментальные

особенности

этноса.

Межнациональное

сотрудничество

и

конфликты.

Проблемы

регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие

духовные ценности.

Патриотизм.

Гражданственность.

Мораль и нравственность.

Нравственные

17ч.

ориентиры личности. Нравственная культура.

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном

мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Наука. Функции

современной науки. Этика науки. Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры.

Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные

отношения. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая

культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Современный этап

мирового

развития.

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия

западной цивилизации.

Кризис индустриальной цивилизации.

Целостность и противоречивость

современного

мира.

Глобальные

проблемы

современности.

Взаимосвязь

глобальных

проблем.

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Взгляд в

будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

5ч.

Календарно- тематическое планирование. 11 класс.

Изучаемый раздел, тема урока

Количество

часов

Календарные сроки

Планируемые

сроки

Фактические

сроки

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ- 50

Политика и власть.

9час

1

Политология как наука

Основные вехи развития политологии

1

2

Власть и политика

1

3

Типология властных отношений

1

4

Политика как общественное явление

1

5

Особенности политического регулирования общественных отношений. Истоки и опасность

политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных

условиях.

1

6

Политическая система, ее структура и функции. Сетевые структуры в политике.

1

7

Понятие политической культуры.

1

8

Типология политических систем. Политическая психология и политическое поведение.

1

9

Повторительно-обобщающий урок по теме " Политика и власть"

1

Государство в политической системе

12ч.

10

Политическая система, ее структура и функции

1

10

Государство в политической системе

1

11

Формы правления

1

12

Формы государственно-территориального устройства.

1

13

Понятие бюрократии

1

14

Современная государственная служба, ее задачи

1

15

Политический режим. Типы полит.режимов

1

16

Демократия и ее основные ценности и признаки

1

17

Делегирование властных полномочий

1

18

Современный российский парламентаризм

1

19

Развитие традиций парламентской демократии в России

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме"Государство в политической системе"

1

Гражданское общество и его институты

13ч.

21

Гражданское общество, его отличительные признаки

1

22

Основы гражданского общества.

Общественный контроль

за деятельностью институтов

публичной власти

1

23

Политическая идеология, ее роль в обществе

1

24

Основные идейно-политические системы

1

25

Политические партии и движения Типология политических партий. Их признаки и функции

1

26

Становление

многопартийности

в

России,

особенности

российских

политических

партий.

Партийные системы.

1

27

Выборы в демократическом обществе.

1

28

Избирательная система Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная

Избирательная кампания Избирательные технологии.

1

29

Понятие о политическом давлении. Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом

давлении.

1

30

Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России

1

31

Место и роль СМИ в политической жизни Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние

СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.

1

32

СМИ и их роль в формировании политической культуры.

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме "Гражданское общество и его институты"

1

Личность в политической жизни.

34

Человек в политической жизни

1

35

Политические роли человека

1

36

Политическая социализация личности.

1

37

Политический экстремизм как общественное явление

1

38

Политическая элита

1

39

Особенности формирования политической элиты в современной России

1

40

Понятие политического лидерства

1

41

Традиции лидерства в России

1

42

Повторительно-обобщающий урок по теме " Личность в политической жизни "

1

Политический процесс

7ч.

43

Политический процесс, его формы

1

44

Особенности политического процесса в современной России

1

45

Политический конфликт, его понятие, структура Причины политических конфликтов, пути их

урегулирования

1

46

Виды и механизм урегулирования конфликтов

1

47

Современный этап политического развития России

1

48

Проблемы строительства демократического правового государства

1

49

Повторительно-обобщающий урок по теме " Политический процесс"

1

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ-86

Социальная психология личности

18ч.

50

Социальная психология как наука

1

51

Задачи и методы социальной психологии

1

52

Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Социализация индивида.

1

53

Структура личности

1

54

Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения

1

55

Социальная принадлежность и социальная позиция

1

56

Периодизация развития личности

1

57

Самооценка и уровень притязаний

1

58

Направленность личности

1

59

Способности и профессиональное самоопределение

1

60

Эмоциональный мир личности

1

61

Человек в критической ситуации

1

62

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося

поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

1

63

Социальные статусы и роли. Ролевой набор личности Социальные роли в юношеском возрасте

1

64

Личность в сфере общественных и межличностных отношений

1

65

Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура

1

66

Межличностные отношения в группах. Социальное сотрудничество. Социальные интересы.

1

67

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная психология личности"

1

Социальное развитие современного общества.

13 ч.

68

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация.

Маргинальные группы.

1

69

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов.

1

70

Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

1

71

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную

структуру. Качество и уровень жизни.

1

72

Экономика и политика. Экономика и культура.

1

73

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

1

74

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития

семьи в современном мире.

1

75

Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

1

76

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда

обитания человека.

1

77

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в

современной России.

1

78

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России.

1

79

Конституционные основы социальной политики РФ.

1

80

Повторительно-обобщающий урок по теме

Социальное развитие современного

общества

1

Мир общения

21 ч.

81

Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения

1

82

Речевые и невербальные средства общения

1

83

Общение как обмен информацией

1

84

Особенности общения в информационном обществе

1

85

Общение как межличностное взаимодействие

1

86

Кооперация и конкуренция

1

87

Эффективность групповой и индивидуальной деятельности

1

88

Общение как взаимопонимание

1

89

Динамика межличностного восприятия

1

90

Повторительно-обобщающий урок по теме" Общение"

1

91

Идентификация в межличностном общении

1

92

Стили общения

1

93

Конфликт. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного решения конфликта

1

94

Общение в юношеском возрасте

1

95

Специфика средств и стиля молодежного общения

1

96

Формальное и неформальное общение

1

97

Межличностная совместимость

1

98

Деловое общение.

1

99

Психологические особенности публичного выступления

1

100

Экзамен: психологические аспекты

1

101

Повторительно-обобщающий урок по теме "Мир общения"

1

Психология социальных групп

12ч.

102

Проблема группы в социальной психологии

1

103

Многообразие социальных групп

1

104

Интеграция в группах разного уровня развития

1

105

Групповая сплоченность

1

106

Лидерство, стили лидерства.

1

107

Взаимоотношения в ученических группах

1

108

Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах

1

109

Партнерские отношения и соперничество

1

110

Семья как малая группа. Воспитание в семье

1

111

Антисоциальные группы

1

112

Особая опасность криминальных групп

1

113

Повторительно-обобщающий урок по теме "Психология социальных групп "

1

Этнические и конфессиональные отношения

17ч.

115

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация.

1

116

Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

1

117

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов

1

118

Проблемы регулирования межнациональных отношений

1

119

Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

1

120

Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства.

1

121

Мировые религии. Религиозные конфессии.

1

122

Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет.

1

123

Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

1

124

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура

1

125

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном

мире.

1

126

Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Наука. Функции

современной науки. Этика науки.

1

127

Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

1

128

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

1

129

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

1

130

Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип

свободы совести. Социальные проблемы современной России.

1

131

Повторительно-обобщающий урок по теме «Этнические и конфессиональные отношения»

1

Современный этап мирового развития

5ч.

132

Многообразие

современного

мира.

Особенности

традиционного

общества.

Достижения

и

противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

1

133

Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности.

Взаимосвязь глобальных проблем. Глобализация и ее последствия.

1

134

Процессы глобализации и становление единого человечества. Взгляд в будущее. Социально-

гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

1

135

Повторительно- обобщающий урок по теме «Современный этап мирового развития»

1

136

Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовное развитие общества. Духовный мир

личности» «Мораль. Нравственность. Моральные категории", « Наука. Образование. Религия.».

1



В раздел образования