Автор: Закирова Лиля Наилевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ___»
.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол от _________ г . № __
Введено приказом от
___________ г. № ___
Директор школы
_______________
____
Рабочая программа
по предмету обществознание
профильный уровень
для 11 класса (3 часа в неделю, 136 часа в год)
Составитель:
учитель истории и обществознания
__________________________
первая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
________________________
от ____________________г.
«Рассмотрено и принято»
На заседании МО, протокол от ___________г. № __
Руководитель МО _______________
Набережные Челны 20__г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлятькомплексный поиск,
систематизацию
и интерпретацию социальной
информации
по
определенной теме
из
оригинальных
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравниватьсоциальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты
и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссияхпо актуальным социальным проблемам;
формулироватьна основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оцениватьразличные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС.
УМКОбществознание: учеб. для учащихся 11кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под
ред. Л.Н. Боголюбова. – Рос.акад.наук,рос.акад.образования, изд-во "Просвещение".-7-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
№
пп
Тема
Содержание программы учебного предмета
Кол-во
часов
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ
I
Политика и
власть.
Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии.
Политическое прогнозирование.
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных
отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического
регулирования общественных отношений.
Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах,
коммуникации, процессах. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Типология
политических систем.
9ч
Государство
в
политической
системе-
Политическая система, ее структура и функции Государство в политической системе. Его признаки,
функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-
территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные направления политики государства.
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная
служба, ее задачи.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные
черты и признаки.
Основные направления политики государства
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование
властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
12ч.
Гражданское
общество
и
его
институты -
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции.
13ч.
Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные
системы.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Типы избирательных систем:
мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп
давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ
на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической
культуры.
.
.
Личность
в
политической
жизни
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли
человека. Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения.
Политическая социализация личности.
Политическая психология и политическое поведение.
Психология толпы.
Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность
политического
экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.
Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической
элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж
политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.
9ч
Политический
процесс
Политический процесс, его формы.
Развитие политических систем, его пути. Особенности
политического процесса в современной России. Политический конфликт, понятие, структура. Причины
политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.
Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического
правового государства, гражданского общества, многопартийности.
Понятие политической культуры.
Политическая психология и политическое поведение.
Сетевые структуры в политике.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в
современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования
7ч.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Социальная
психология
личности
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной
психологии, ее практическое значение
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость
и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная
принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности.
Периодизация развития личности.
Становление личности. Принятие человеком самого себя.
Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний.
Направленность личности. Интересы. Склонности. Способности и профессиональное самоопределение.
Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Агрессия. Самообладание. Человек в критической
ситуации.
Социальные статусы и роли. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Социальные роли в
юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества.
Правовая культура. Социализация индивида. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы.
Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных
отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения.
Межличностные отношения в группах. Манипулирование
18ч.
Социальное
развитие
современного
общества.
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные
группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную
структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и
брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. Культура
бытовых
отношений.
Социально-бытовые
интересы.
Материально-вещественная
среда
обитания
человека.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в
современной России. Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы
современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
13 ч.
Мир общения
Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и
невербальные средства общения. Позиции в общении.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение.
21
ч.
Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение
как коммуникация. Общение как взаимодействие.
Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное
пребывание
и
совместная
деятельность.
Кооперация
и
конкуренция.
Диалог
как
основа
взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности.
Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного
восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как
информация о восприятии человека партнерами по общению.
Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение
личности. Стили общения. Самопрезентация.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта.
Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Социальный конфликт и
пути его разрешения. Компромисс. Сотрудничество.
Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и
стиля молодежного общения. Мода в общении.
Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость.
Дружеские отношения.
Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления.
Экзамен: психологические аспекты.
Психология
социальных групп
Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные.
Референтная группа.
Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность.
Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства.
Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и
ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество.
Кооперация и конкуренция.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание
в семье.
Антисоциальные группы.
«Дедовщина» и другие формы группового насилия. Особая опасность
криминальных групп
12
ч.
Этнические
и
конфессиональные
отношения
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности.
Ментальные
особенности
этноса.
Межнациональное
сотрудничество
и
конфликты.
Проблемы
регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие
духовные ценности.
Патриотизм.
Гражданственность.
Мораль и нравственность.
Нравственные
17ч.
ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном
мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции
современной науки. Этика науки. Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры.
Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные
отношения. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая
культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Современный этап
мирового
развития.
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия
западной цивилизации.
Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость
современного
мира.
Глобальные
проблемы
современности.
Взаимосвязь
глобальных
проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Взгляд в
будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
5ч.
Календарно- тематическое планирование. 11 класс.
№
Изучаемый раздел, тема урока
Количество
часов
Календарные сроки
Планируемые
сроки
Фактические
сроки
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ- 50
Политика и власть.
9час
1
Политология как наука
Основные вехи развития политологии
1
2
Власть и политика
1
3
Типология властных отношений
1
4
Политика как общественное явление
1
5
Особенности политического регулирования общественных отношений. Истоки и опасность
политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных
условиях.
1
6
Политическая система, ее структура и функции. Сетевые структуры в политике.
1
7
Понятие политической культуры.
1
8
Типология политических систем. Политическая психология и политическое поведение.
1
9
Повторительно-обобщающий урок по теме " Политика и власть"
1
Государство в политической системе
12ч.
10
Политическая система, ее структура и функции
1
10
Государство в политической системе
1
11
Формы правления
1
12
Формы государственно-территориального устройства.
1
13
Понятие бюрократии
1
14
Современная государственная служба, ее задачи
1
15
Политический режим. Типы полит.режимов
1
16
Демократия и ее основные ценности и признаки
1
17
Делегирование властных полномочий
1
18
Современный российский парламентаризм
1
19
Развитие традиций парламентской демократии в России
1
20
Повторительно-обобщающий урок по теме"Государство в политической системе"
1
Гражданское общество и его институты
13ч.
21
Гражданское общество, его отличительные признаки
1
22
Основы гражданского общества.
Общественный контроль
за деятельностью институтов
публичной власти
1
23
Политическая идеология, ее роль в обществе
1
24
Основные идейно-политические системы
1
25
Политические партии и движения Типология политических партий. Их признаки и функции
1
26
Становление
многопартийности
в
России,
особенности
российских
политических
партий.
Партийные системы.
1
27
Выборы в демократическом обществе.
1
28
Избирательная система Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная
Избирательная кампания Избирательные технологии.
1
29
Понятие о политическом давлении. Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом
давлении.
1
30
Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России
1
31
Место и роль СМИ в политической жизни Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние
СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.
1
32
СМИ и их роль в формировании политической культуры.
1
33
Повторительно-обобщающий урок по теме "Гражданское общество и его институты"
1
Личность в политической жизни.
9ч
34
Человек в политической жизни
1
35
Политические роли человека
1
36
Политическая социализация личности.
1
37
Политический экстремизм как общественное явление
1
38
Политическая элита
1
39
Особенности формирования политической элиты в современной России
1
40
Понятие политического лидерства
1
41
Традиции лидерства в России
1
42
Повторительно-обобщающий урок по теме " Личность в политической жизни "
1
Политический процесс
7ч.
43
Политический процесс, его формы
1
44
Особенности политического процесса в современной России
1
45
Политический конфликт, его понятие, структура Причины политических конфликтов, пути их
урегулирования
1
46
Виды и механизм урегулирования конфликтов
1
47
Современный этап политического развития России
1
48
Проблемы строительства демократического правового государства
1
49
Повторительно-обобщающий урок по теме " Политический процесс"
1
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ-86
Социальная психология личности
18ч.
50
Социальная психология как наука
1
51
Задачи и методы социальной психологии
1
52
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Социализация индивида.
1
53
Структура личности
1
54
Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения
1
55
Социальная принадлежность и социальная позиция
1
56
Периодизация развития личности
1
57
Самооценка и уровень притязаний
1
58
Направленность личности
1
59
Способности и профессиональное самоопределение
1
60
Эмоциональный мир личности
1
61
Человек в критической ситуации
1
62
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося
поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
1
63
Социальные статусы и роли. Ролевой набор личности Социальные роли в юношеском возрасте
1
64
Личность в сфере общественных и межличностных отношений
1
65
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура
1
66
Межличностные отношения в группах. Социальное сотрудничество. Социальные интересы.
1
67
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная психология личности"
1
Социальное развитие современного общества.
13 ч.
68
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация.
Маргинальные группы.
1
69
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов.
1
70
Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
1
71
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную
структуру. Качество и уровень жизни.
1
72
Экономика и политика. Экономика и культура.
1
73
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
1
74
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития
семьи в современном мире.
1
75
Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
1
76
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда
обитания человека.
1
77
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в
современной России.
1
78
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России.
1
79
Конституционные основы социальной политики РФ.
1
80
Повторительно-обобщающий урок по теме
Социальное развитие современного
общества
1
Мир общения
21 ч.
81
Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения
1
82
Речевые и невербальные средства общения
1
83
Общение как обмен информацией
1
84
Особенности общения в информационном обществе
1
85
Общение как межличностное взаимодействие
1
86
Кооперация и конкуренция
1
87
Эффективность групповой и индивидуальной деятельности
1
88
Общение как взаимопонимание
1
89
Динамика межличностного восприятия
1
90
Повторительно-обобщающий урок по теме" Общение"
1
91
Идентификация в межличностном общении
1
92
Стили общения
1
93
Конфликт. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного решения конфликта
1
94
Общение в юношеском возрасте
1
95
Специфика средств и стиля молодежного общения
1
96
Формальное и неформальное общение
1
97
Межличностная совместимость
1
98
Деловое общение.
1
99
Психологические особенности публичного выступления
1
100
Экзамен: психологические аспекты
1
101
Повторительно-обобщающий урок по теме "Мир общения"
1
Психология социальных групп
12ч.
102
Проблема группы в социальной психологии
1
103
Многообразие социальных групп
1
104
Интеграция в группах разного уровня развития
1
105
Групповая сплоченность
1
106
Лидерство, стили лидерства.
1
107
Взаимоотношения в ученических группах
1
108
Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах
1
109
Партнерские отношения и соперничество
1
110
Семья как малая группа. Воспитание в семье
1
111
Антисоциальные группы
1
112
Особая опасность криминальных групп
1
113
Повторительно-обобщающий урок по теме "Психология социальных групп "
1
Этнические и конфессиональные отношения
17ч.
115
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация.
1
116
Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
1
117
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов
1
118
Проблемы регулирования межнациональных отношений
1
119
Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
1
120
Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства.
1
121
Мировые религии. Религиозные конфессии.
1
122
Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет.
1
123
Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
1
124
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура
1
125
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном
мире.
1
126
Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции
современной науки. Этика науки.
1
127
Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
1
128
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
1
129
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
1
130
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип
свободы совести. Социальные проблемы современной России.
1
131
Повторительно-обобщающий урок по теме «Этнические и конфессиональные отношения»
1
Современный этап мирового развития
5ч.
132
Многообразие
современного
мира.
Особенности
традиционного
общества.
Достижения
и
противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
1
133
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности.
Взаимосвязь глобальных проблем. Глобализация и ее последствия.
1
134
Процессы глобализации и становление единого человечества. Взгляд в будущее. Социально-
гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
1
135
Повторительно- обобщающий урок по теме «Современный этап мирового развития»
1
136
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовное развитие общества. Духовный мир
личности» «Мораль. Нравственность. Моральные категории", « Наука. Образование. Религия.».
1