Напоминание

Рабочая программа по литературе 9 класс


Автор: Карлинская Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Житнянская СОШ"
Населённый пункт: п. Житня, Почепский район, Брянская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по литературе 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Му

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Житнянская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО

Заместитель по УВР

Директор школы

_______/ Мишина И.П./ ________/Охрименко Е.А./ ______/Будина О.Н./

Протокол №_____ от

«____»_________2020г. Приказ №_____ от

«____»__________2020г. «____»____________2020г.

Рабочая программа

по литературе

для 9 класса

Программу разработала

Карлинская Светлана

Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Житнянская СОШ»,

на 2020-2021 учебный год

1

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе требований к результатам

освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Житнянская

СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует

учебному

плану,

календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020-2021

учебный год.

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе

1. Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО.

3. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования».

4. Авторской программы. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под

редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций.

– М.: Просвещение, 2016.

5. Основной образовательной программы МБОУ « Житнянская СОШ».

6. Учебника Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М: Просвещение, 2019.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными

(цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и

учебных пособий на 2020-2021 учебный год для реализации основной образовательной программы

основного общего образования МБОУ «Житнянская СОШ».

В учебном плане учреждения на изучение литературы в 9 классе выделяется 102 часа

(3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

в 9 классе

В результате освоения учащимися учебного предмета «Литература» в 9 классе

будут достигнуты следующие результаты:

Личностные:

Ученик научится:

1) формировать чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, гуманистические

и демократические ценностные ориентации многонационального российского общества;

2) формировать средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства

на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

понимание и сопереживание чувствам других людей;

5) формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре

других народов, выработке умения терпимо относиться к людям иной национальной

принадлежности;

6) развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

7) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умение избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, умение сравнивать поступки

героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки

героев

Ученик получит возможность научиться:

1) принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности

и формировать личностный смысл учения;

2) творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формировать

установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

1) овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск

средств её осуществления;

2) формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы

достижения результата;

3) формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использовать

различные

способы

поиска учебной ин формации в справочниках, словарях,

энциклопедиях

и

интерпретировать

информацию

в

соответствии

с

коммуникативными

и

познавательными задачами;

6) овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного

построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в

устной и письменной формах;

7) слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное

поведение и поведение окружающих.

Ученик получит возможность научиться:

1) осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

2) овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

3) конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Ученик научится:

1) понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и

передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представление о Родине и её

людях, окружающем мире, культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле,

дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,

общего речевого развития, т. е. овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приёмами

анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий;

4) использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); осознанно

воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные

связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять

простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

6) работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных,

учебных и художественных произведений; на практическом уровне овладеть некоторыми видами

письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на

вопрос, описание —характеристика героев).

Ученик получит возможность научиться:

1) самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для

понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

2) писать отзыв на прочитанное произведение;

3) развивать художественно-творческие способности, умение создавать собственный текст на основе

художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе

личного опыта.

В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и

диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов

Вид работ

Количество

Контрольная работа

4

Сочинения/изложения

10

Уроков развития речи

11

Уроков внеклассного чтения

3

Проектов

5

Содержание учебного предмета «Литература» в 9 классе

(102 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование

потребности

общения

с

искусством,

возникновение

и

развитие

творческой

читательской

самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси.

История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.

Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли.

Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения.

Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…».

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 ч) + 1 ч зар.лит.

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Жизнь и творчество

(обзор).

Ученый, поэт, реформатор

русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях

Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и

ораторские, декламационные интонации.

«Памятник».

Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»

Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема

поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть

«Бедная

Лиза»,

стихотворение

«Осень».

Сентиментализм.

Утверждение

общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к

внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (55 ч) + 1 ч зар.лит.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое».

Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,

встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное

начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы,

утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» —

пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средо-

точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки,

сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие

представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Комедия «Горе от ума».

История создания, публикации и первых постановок комедии.

Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги.

Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник

«странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской

Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка.

Мастерство

драматурга

в

создании

речевых

характеристик

действующих

лиц.

Конкретно-

историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии.

Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит

ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам…»

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза

друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских

мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной

лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая

история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —

нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор

как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при-

жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев;

«почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».

Проблема «гения и злодейства».

Трагедийное начало «Моцарта и

Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их

нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).

Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой

нашего

времени».

Обзор

содержания.

«Герой

нашего

времени»

первый

психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и

второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г.

Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и

Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть

«Фаталист»

и ее философско-

композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой

нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики.

«Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,

«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я

другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание»,

«Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического

одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные

святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя

лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и

живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с

«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое

своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи-

чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и

проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о

комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в

соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,

ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного,

доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы.

Повесть (развитие понятия).

Психологизм литературы (развитие

представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска».

Тема

одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX

века, о ведущих

прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».

Печальная история любви людей из разных социальных слоев.

«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория

литературы.

Психологизм

литературы

(развитие

представлений).

Роль

художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система

образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести

«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.

Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного

подвига,

непобедимости

человека.

Автор

и

рассказчик

в

произведении.

Сказовая

манера

повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы.

Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация

(углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа

притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные

явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»,

цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».

Глубокое, проникновенное чувство Родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный...», «Гой

ты, Русь моя родная...»,

«Нивы сжаты, рощи голы…»,

«Разбуди меня завтра рано...»,

«Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в

лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие

метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта.

Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,

«Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о

поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках

поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый

куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник»,

«АNNO

DOMINI», «Тростник»,

«Ветер войны».

Трагические интонации в любовной лирике

Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...»,«Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти… »,

«Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная

предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и

любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе.

Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление

представлений).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор) (1 ч) или 2 ч

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В.А. Сологуб «Серенада» («Закинув

плащ, с гитарой под рукою…»); Н.А. Некрасов «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»);

Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…); А.К.

Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.А. Сурков

«Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н.А. Заболоцкий

«Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли,

настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о

поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в

творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия»

(фрагменты). Множественность

смыслов поэмы: буквальный

(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий

к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание

мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное

постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и

сотворенного земным человеком).

Уильям Шекспир.

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика

гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета

из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на

все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи

Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ

мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте.

Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика

особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах»,

«У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма»,

последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба

добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой

личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и

разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.

Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви

Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день

идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов

условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма (углубление понятия).

ИТОГОВЫЙ УРОК (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС

Составлено на основе авторской программы Литература. Рабочие программы.

Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: учебное

пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.

По учебнику Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных

организаций. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М:

Просвещение, 2019.

(3 часа в неделю, итого 102 часа)

контрольных работ – 4

уроков развития речи – 11

сочинений – 10

уроков внеклассного чтения – 3

проектов – 5

п/п

Тема урока

К-во

час

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

3

Центральные образы «Слова…»

1

4

Основная идея и поэтика «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 ч) + 1 ч зар.лит.

5

Из русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

6

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве

при случае великого северного сияния».

1

7

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества

государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

8

Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».

1

9

Г.Р.Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.

1

10

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»» («Я воздвиг памятник…»).

1

11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1

12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые

черты русской литературы.

1

13

Внеклассное чтение. Н.М.Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя.

1

14

Р.р. Контрольное сочинение по русской литературе XVIII века.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (55 ч) + 1 ч зар.лит

15

Внеклассное чтение. Из русской литературы XIX века. Русские поэты первой половины XIX

века: К.Н. Батюшков, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, П. А.

Вяземский, Е.А. Баратынский.

1

16

В.А.Жуковский – поэт-романтик. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический

образ моря.

1

17

В.А.Жуковский«Невыразимое».

1

18

В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады.

1

19

В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини.

1

20

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор).

1

21

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

Анализ 1 действия комедии.

1

22

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Анализ 2-3 действия комедии.

1

23

Р.р. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Язык комедии. Анализ 4 действия

комедии.

1

24

Р.р. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

1

25

Р.р. Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

26

27

Контрольная работа № 1 за I четверть.

2

II четверть

28

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

Мотив дружбы, прочного союза друзей. Пушкин и декабристы

1

29

А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов. Проблема

свободы, служения Родине: «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К

морю», «Анчар».

1

30

А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит

ночная мгла…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

31

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейски

параллели в интерпретации темы творчества.

1

32

А.С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…»

1

33

А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в

стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии.

1

34

Р.р. Классное сочинение по лирике А.С. Пушкина.

1

35

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

36

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. История создания.

1

37

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа.

1

38

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа.

1

39

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ

двух писем.

1

40

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора.

1

41

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

42

Р.р. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1

43

Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

44

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов

лирики поэта.

1

45

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1

46

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий»,

«Расстались мы, но твой портрет…»,«Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1

47

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1

48

Р.р. Классное сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова.

1

49

50

Контрольная работа № 2 за II четверть.

2

III четверть

51

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1

52

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадка

образа Печорина.

Смысл смены рассказчиков.

1

53

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал

Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

54

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное

значение повести.

1

55

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

1

56

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина.

1

57

Р.р. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков.

1

58

Р.р. Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

59

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

1

60

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история

создания поэмы».

1

61

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков.

1

62

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города.

1

63

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова.

1

64

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

1

65

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. Поэма в оценке В.Г. Белинского.

1

66

Р.р. Классное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1

67

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

1

68

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки.

1

69

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

1

70

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч)

71

Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений.

1

72

И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Мастерство писателя в рассказе

1

73

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс

издалёка...», «О, весна, без конца и без краю...».

1

74

А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить...», стихотворения из цикла «Родина».

1

75

С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии.

«Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди

меня завтра рано…».

1

76

С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща

золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…».

1

77

С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

1

78

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Послушайте!» Новаторство

Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.

Маяковский о труде поэта.

1

79

В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотвеженность любовного чувства.

Патриотизм поэта

1

80-

81

Контрольная работа № 3 за III четверть.

2

IV четверть

82

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.

1

83

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести.

1

84

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня

похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку»,

«Откуда такая нежность?»

1

85

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

1

86

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»),

«Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI»

(«Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь

неприкаянный…»).

1

87

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник»(«Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер

войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное

слово…»).

1

88

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в

природе…», «Завещание». Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия.

1

89

Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…»,

«Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц».

1

90

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»: проблематика и образы.

1

91

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

1

92

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…»,

«Перемена», «Весна в лесу».

1

93

Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне

хочется дойти до самой сути …».

1

94

А.Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки»,

«О сущем» и другие стихотворения.

1

95

А.Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей

вины...». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

96

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика.

1

97

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи.

1

98

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX веков (1ч)

99

Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX веков.

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч) + 2 ч в пред.темах

100

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен).Тема любви в

трагедии.

1

101

И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии.

1

102

+1

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

104

105

Резервные уроки.

2



В раздел образования