Напоминание

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор: Черепанова Галина Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Зима
Наименование материала: Статья
Тема: КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С

ОВЗ ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Черепанова Галина Викторовна,

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 212», г. Зима

В игре детей есть часто смысл глубокий

Шиллер И.

Игра как форма деятельности ребёнка дошкольного возраста

способствует гармоничному развитию всех сторон речи , личностных черт

и интеллекта. Она не только доставляет ребёнку радость и удовольствие,

но и открывает широкие возможности для речевого развития. Особенно в

игре ребёнок получает впечатления об окружающем мире, усваивает

название предметов, их назначения и учиться общаться со сверстниками и

взрослыми. В играх дети принимают на себя социальные роли, подражают

деятельности взрослых. В игре проявляются индивидуальные особенности

детей.

Игровые технологии – это совокупность методов и приемов

организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в форме различных

видов игр.

Чистая, правильная речь – важнейшее условие полноценного

развития дошкольников. Чем чище и правильнее речь ребёнка, тем шире

его возможности в познании окружающего мира. Игровая деятельность

способствует гармоничному развитию личностных качеств у ребёнка.

Огромное значение игровой технологии заключается в том, что она

является развлечением и отдыхом, но при этом она способна воспитывать

и

обучать

детей.

В

процессе

игр

совершенствуется

зрительно

пространственная ориентировка, мышление, воображение, а самое главное

активизируется речь детей.

Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в

соответствии с основными направлениями коррекционно-развивающей

работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ:

Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-

логопеда с детьми с ОВЗ:

1. Коррекция дефектов речи детей;

2. Развитие звуковой стороны речи;

3. Развитие моторики, речевого дыхания;

4. Формирование фонематических процессов;

5. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

Формирование связной речи;

При подборе игр для детей дошкольного возраста с ОВЗ, очень

важно учитывать следующие требования:

1.

Обязательно

игра

должна

соответствовать

возрастным

особенностям ребёнка;

2. Содержание игры строится с учётом знаний и умений ребёнка;

3. Необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка;

4. Использование ярких игрушек, атрибутов и разнообразных

театров соответствующих гигиеническим требованиям;

5. Игровой материал обязательно подбирается с постепенным

усложнением.

Практика показывает, что только активное участие ребёнка в

коррекционно-развивающем процессе может создать оптимальные условия

для его речевого развития. Поэтому очень важно и целесообразно

включать в обучение детей с ОВЗ игры и игровые упражнения. Которые

придают

образовательным

задачам

конкретный

смысл,

а

также

мобилизуют

мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей и

ориентируют на решение поставленной задачи. В то же время обучение в

форме игры должны быть не просто развлекательными, но и интересными

для ребёнка. Взрослый предлагает ребёнку игровое задание и вносит

коррекционно-

развивающую

задачу.

Чем

больше

задействовано

анализаторов,

тем

эффективнее

будет

проводиться

работа

над

поставленной

задачей:

я

играю-

слышу-вижу-говорю-действую-и

в

результате хорошо и правильно говорю. Формирование речевого дыхания

заключается в выработке правильной воздушной струи. В коррекционной

работе мы используем следующие игровые упражнения: «Шторм в море»,

«Мыльные пузыри», «Шар в подарок» и т.д., систематическое применение

таких

игровых

упражнений

по

развитию

сильной

направленной

длительной

плавной

воздушной

струи

способствует

формированию

речевого дыхания и укреплению артикуляционного аппарата. Для развития

мелкой

моторики,

тактильно-кинестетической

чувствительности

мы

используем игровые технологии с песком. Эти игры способствует снятию

мышечной напряжённости и стабилизируют эмоциональное состояние

ребёнка с ОВЗ. В процессе таких игр совершенствуется и активизируется

речь, воображение и мышление детей. Тематику и подбор речевого и

игрового материала можно определять в зависимости от лексической темы

недели.

В коррекционной работе над звукопроизношением особое внимание

уделяем следующим видам деятельности: артикуляционная гимнастика,

пальчиковые игры, а также для автоматизации поставленных звуков,

заучивание четверостиший, скороговорок. Детям старшего дошкольного

возраста с ОВЗ особенно нравятся ролевые игры, с помощью которых не

только закрепляются навыки правильного произношения звука, но и

осуществляется дифференциация смешиваемых звуков, схожим по тонким

акустическим признакам.

Также в своей работе используем рифмование, как метод развития

лексико-грамматических

категорий,

что

особенно

хорошо

помогает

формированию

образной

стороны

речи,

а

также

развиваются

фонематический слух, слуховое внимание и словотворчество. Так в игре

«Доскажи словечко», «Продолжи сказку» ребенку гораздо проще понять и

запомнить слова, изложенные в стихотворной форме. Всю эту работу

строим с помощью игровых приемов, разных персонажей и сказочных

героев,

игровые

сюжеты

строим

в

зависимости

от

поставленных

коррекционных задач. Дети с удовольствием выполняют упражнения

играя. На занятиях по обучению грамоте детей с ОВЗ мы тоже используем

различные виды игр: дидактические (словесные, настольно - печатные, с

предметами), игры-драматизации, игры с движениями, сюжетно-ролевые

игры. Для наиболее эффективного использования этих игр, нужно

руководствоваться правилами: обязательно продумать предварительно

подготовку дидактического материала, атрибуты и костюмы. Главным

персонажем, у нас всегда выступает королева Знаний. Весь игровой сюжет

мы начинаем с королевы и в течение занятия раскручиваем сюжет игры в

зависимости от поставленной коррекционной задачи. Данный игровой

сюжет увлекает детей, превращая их на период занятия в жителей

волшебной страны и дети воспринимают занятие как игру, а в дальнейшем

с

нетерпением

ждут

продолжения

сказочного

сюжета.

Благодаря

выбранному

сюжету,

каждое

занятие

по

обучению

грамоте

с

использованием

игровых

технологий

становятся

доступными

и

интересными для детей с ОВЗ. Игры драматизации, театрализации

представляют

возможность

речевой

коррекции

и

обеспечивают

гармоничное развитие личности ребёнка с ОВЗ. Творческий характер

деятельности

театральных

постановок

поддерживает

положительный

эмоциональный настрой ребёнка.

Прежде чем включить детей в

театральную деятельность обязательно мы проводим предварительную

работу по разучиванию небольших сюжетов или стихотворений, которые

сопровождаются движениями. Умения перевоплощаться формируются у

детей в диалоге при использовании различных видов театра (кукол бибабо,

театра

на

перчатках,

теневого

театра,

пальчикового

театра).

При

проведении такой работы осуществляется не только получения новых

знаний, но и расширение, обогащение и активизация словаря, а также

закрепление правильного произношения поставленных звуков в свободной

речи, так как все постановки содержат большое количество песен, танцев

и речи с движениями. Игра занимает особое место в развитии ребёнка с

ОВЗ, в результате применения данных игровых технологий в процессе

обучения у детей возрастает самооценка, происходит коррекция речевых

нарушений и развиваются умения и навыки, которые способствуют в

дальнейшем социальной адаптации.

Таким образом, мы можем сказать следующее: в коррекционной

работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ очень важно использовать

игровые технологии, играм должно быть уделено особое внимание.

Литература

1.

Алыхова К.В., Меркушева О.В., Коста Е.Е., Речевое развитие

детей с ЗПР в игровой деятельности //Сборник научных статей, статей по

обобщению

педагогического

опыта

по

материалам

всероссийского

заочного семинара – 2016 – С.111-114.

2.

Борина С.Б., Карпова И.В., Использование игровых технологий в

обучении детей 5-6 лет грамоте в условиях детского сада // Логопед– 2010.

-№6.-С.54 - 57

3.

Волкова Л.С. Логопедия.// Москва. Владос. 1999-680с.

4.

Лопатина Л.В., Веселовская Л.В. Театрализованная деятельность

в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у

дошкольников // Логопед в детском саду – 2006. - №5. – С.11-13.

5.

Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя.М.,1983



В раздел образования