Автор: Черепанова Галина Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Зима
Наименование материала: Статья
Тема: КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С
ОВЗ ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Черепанова Галина Викторовна,
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 212», г. Зима
В игре детей есть часто смысл глубокий
Шиллер И.
Игра как форма деятельности ребёнка дошкольного возраста
способствует гармоничному развитию всех сторон речи , личностных черт
и интеллекта. Она не только доставляет ребёнку радость и удовольствие,
но и открывает широкие возможности для речевого развития. Особенно в
игре ребёнок получает впечатления об окружающем мире, усваивает
название предметов, их назначения и учиться общаться со сверстниками и
взрослыми. В играх дети принимают на себя социальные роли, подражают
деятельности взрослых. В игре проявляются индивидуальные особенности
детей.
Игровые технологии – это совокупность методов и приемов
организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в форме различных
видов игр.
Чистая, правильная речь – важнейшее условие полноценного
развития дошкольников. Чем чище и правильнее речь ребёнка, тем шире
его возможности в познании окружающего мира. Игровая деятельность
способствует гармоничному развитию личностных качеств у ребёнка.
Огромное значение игровой технологии заключается в том, что она
является развлечением и отдыхом, но при этом она способна воспитывать
и
обучать
детей.
В
процессе
игр
совершенствуется
зрительно
пространственная ориентировка, мышление, воображение, а самое главное
активизируется речь детей.
Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в
соответствии с основными направлениями коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ:
Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-
логопеда с детьми с ОВЗ:
1. Коррекция дефектов речи детей;
2. Развитие звуковой стороны речи;
3. Развитие моторики, речевого дыхания;
4. Формирование фонематических процессов;
5. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
Формирование связной речи;
При подборе игр для детей дошкольного возраста с ОВЗ, очень
важно учитывать следующие требования:
1.
Обязательно
игра
должна
соответствовать
возрастным
особенностям ребёнка;
2. Содержание игры строится с учётом знаний и умений ребёнка;
3. Необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка;
4. Использование ярких игрушек, атрибутов и разнообразных
театров соответствующих гигиеническим требованиям;
5. Игровой материал обязательно подбирается с постепенным
усложнением.
Практика показывает, что только активное участие ребёнка в
коррекционно-развивающем процессе может создать оптимальные условия
для его речевого развития. Поэтому очень важно и целесообразно
включать в обучение детей с ОВЗ игры и игровые упражнения. Которые
придают
образовательным
задачам
конкретный
смысл,
а
также
мобилизуют
мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей и
ориентируют на решение поставленной задачи. В то же время обучение в
форме игры должны быть не просто развлекательными, но и интересными
для ребёнка. Взрослый предлагает ребёнку игровое задание и вносит
коррекционно-
развивающую
задачу.
Чем
больше
задействовано
анализаторов,
тем
эффективнее
будет
проводиться
работа
над
поставленной
задачей:
я
играю-
слышу-вижу-говорю-действую-и
в
результате хорошо и правильно говорю. Формирование речевого дыхания
заключается в выработке правильной воздушной струи. В коррекционной
работе мы используем следующие игровые упражнения: «Шторм в море»,
«Мыльные пузыри», «Шар в подарок» и т.д., систематическое применение
таких
игровых
упражнений
по
развитию
сильной
направленной
длительной
плавной
воздушной
струи
способствует
формированию
речевого дыхания и укреплению артикуляционного аппарата. Для развития
мелкой
моторики,
тактильно-кинестетической
чувствительности
мы
используем игровые технологии с песком. Эти игры способствует снятию
мышечной напряжённости и стабилизируют эмоциональное состояние
ребёнка с ОВЗ. В процессе таких игр совершенствуется и активизируется
речь, воображение и мышление детей. Тематику и подбор речевого и
игрового материала можно определять в зависимости от лексической темы
недели.
В коррекционной работе над звукопроизношением особое внимание
уделяем следующим видам деятельности: артикуляционная гимнастика,
пальчиковые игры, а также для автоматизации поставленных звуков,
заучивание четверостиший, скороговорок. Детям старшего дошкольного
возраста с ОВЗ особенно нравятся ролевые игры, с помощью которых не
только закрепляются навыки правильного произношения звука, но и
осуществляется дифференциация смешиваемых звуков, схожим по тонким
акустическим признакам.
Также в своей работе используем рифмование, как метод развития
лексико-грамматических
категорий,
что
особенно
хорошо
помогает
формированию
образной
стороны
речи,
а
также
развиваются
фонематический слух, слуховое внимание и словотворчество. Так в игре
«Доскажи словечко», «Продолжи сказку» ребенку гораздо проще понять и
запомнить слова, изложенные в стихотворной форме. Всю эту работу
строим с помощью игровых приемов, разных персонажей и сказочных
героев,
игровые
сюжеты
строим
в
зависимости
от
поставленных
коррекционных задач. Дети с удовольствием выполняют упражнения
играя. На занятиях по обучению грамоте детей с ОВЗ мы тоже используем
различные виды игр: дидактические (словесные, настольно - печатные, с
предметами), игры-драматизации, игры с движениями, сюжетно-ролевые
игры. Для наиболее эффективного использования этих игр, нужно
руководствоваться правилами: обязательно продумать предварительно
подготовку дидактического материала, атрибуты и костюмы. Главным
персонажем, у нас всегда выступает королева Знаний. Весь игровой сюжет
мы начинаем с королевы и в течение занятия раскручиваем сюжет игры в
зависимости от поставленной коррекционной задачи. Данный игровой
сюжет увлекает детей, превращая их на период занятия в жителей
волшебной страны и дети воспринимают занятие как игру, а в дальнейшем
с
нетерпением
ждут
продолжения
сказочного
сюжета.
Благодаря
выбранному
сюжету,
каждое
занятие
по
обучению
грамоте
с
использованием
игровых
технологий
становятся
доступными
и
интересными для детей с ОВЗ. Игры драматизации, театрализации
представляют
возможность
речевой
коррекции
и
обеспечивают
гармоничное развитие личности ребёнка с ОВЗ. Творческий характер
деятельности
театральных
постановок
поддерживает
положительный
эмоциональный настрой ребёнка.
Прежде чем включить детей в
театральную деятельность обязательно мы проводим предварительную
работу по разучиванию небольших сюжетов или стихотворений, которые
сопровождаются движениями. Умения перевоплощаться формируются у
детей в диалоге при использовании различных видов театра (кукол бибабо,
театра
на
перчатках,
теневого
театра,
пальчикового
театра).
При
проведении такой работы осуществляется не только получения новых
знаний, но и расширение, обогащение и активизация словаря, а также
закрепление правильного произношения поставленных звуков в свободной
речи, так как все постановки содержат большое количество песен, танцев
и речи с движениями. Игра занимает особое место в развитии ребёнка с
ОВЗ, в результате применения данных игровых технологий в процессе
обучения у детей возрастает самооценка, происходит коррекция речевых
нарушений и развиваются умения и навыки, которые способствуют в
дальнейшем социальной адаптации.
Таким образом, мы можем сказать следующее: в коррекционной
работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ очень важно использовать
игровые технологии, играм должно быть уделено особое внимание.
Литература
1.
Алыхова К.В., Меркушева О.В., Коста Е.Е., Речевое развитие
детей с ЗПР в игровой деятельности //Сборник научных статей, статей по
обобщению
педагогического
опыта
по
материалам
всероссийского
заочного семинара – 2016 – С.111-114.
2.
Борина С.Б., Карпова И.В., Использование игровых технологий в
обучении детей 5-6 лет грамоте в условиях детского сада // Логопед– 2010.
-№6.-С.54 - 57
3.
Волкова Л.С. Логопедия.// Москва. Владос. 1999-680с.
4.
Лопатина Л.В., Веселовская Л.В. Театрализованная деятельность
в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у
дошкольников // Логопед в детском саду – 2006. - №5. – С.11-13.
5.
Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя.М.,1983