Напоминание

ДИСГРАФИЯ


Автор: Евдокимова Ольга Анатольевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Уразово
Наименование материала: ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Тема: ДИСГРАФИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Аннотация:

анализируются

теоретические

аспекты

дисграфии.

Отражены профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены

пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции

дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, профилкатика, расстройство

письма, фонематическое недоразвитие.

Дисграфия (греч.) - это частичное расстройства процесса письма,

связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом

психических функций, участвующих при построении письменной речи

человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме.

Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.

Современное представление о письме основывается на исследованиях

таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р.

Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают

его с психическими процессами, происходящими в головном мозге

человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами

психических процессов [1,2].

Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения

письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова,

Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью

фонематического слуха и восприятия.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. В случае

дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного

звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит

на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»), контаминации, ошибки

обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации.

В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный,

основной и заключительный.

Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе:

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие слуховых дифференцировок;

- развитие фонематического внимания;

- уточнение артикуляции звуков при их произношении;

- производится коррекция звуков произношения. Целеполагание на

основном этапе включает:

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие фонематического анализа синтеза;

-

развитие

слуховых

дифференцировок

(разбираются

слова

и

словосочетания по слогам);

Целью заключительного этапа можем считать:

- закрепление полученных знаний, умений и навыков;

- перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.

У большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо.

Например, у китайцев, в связи с особенностью их письменной речи -

иероглифы можно им анонсировать развитие правого полушария головного

мозга.

У

людей

страдающих

дисграфией

наблюдается

способности

к

рисованию. Тут сразу проводится аналогия с древностью, когда древние

люди объяснялись рисунком на камне, глиняных изделиях, скалах.

Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма

пациентов.

Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква

нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очень часто

зеркально переворачивать буквы могут левши.

К мерам профилактики дисграфии можно отнести:

- развитие тех психических функции на раннем этапе, например у

школьников еще до поступления в школу.

- развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения

рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры

головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего

возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику,

массаж

кистей

рук,

игровые

упражнения

«Собери

пирамидку»,

«Шнуровки».

- выполнять различные координированные движения руки: закрась

предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру.

Можем предложить следующие упражнения для профилактики и

лечения дисграфии:

- использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить

грамматические элементы слова, складывание слов;

- разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;

- необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать

читать и писать тексты на время.

- рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика

правится, так как человек запоминает много слов.

- дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и

обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»;

- при написании предложений и слов проговаривать их вслух по

слогам. Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места.

Важно, чтобы пациент проговаривал окончании слов;

- дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту

их дописать;

Очень

часто

по

почерку

определяют

степень

пораженности

дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или

слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек

делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает

буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как

«Диктант», «Зачеркивание букв».

Список литературы

1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение

дисграфии у

детей. М.: Просвещение, 1972.

2. Ивановская, Куликова, Хвостова: Преодоление артикуляторно-

акустической

дисграфии у школьников. Учебное пособие.: Форум, 2016.

70

3. ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.

4. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений

фонемного

распознавания

у

младших

школьников

с

фонетико-

фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы

педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.

5.

Татьяна

Воронина:

Дисграфия,

или

Почему

ребенок

плохо

пишет? :Феникс, 2017.



В раздел образования