Автор: Евдокимова Ольга Анатольевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Уразово
Наименование материала: ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Тема: ДИСГРАФИЯ
Раздел: начальное образование
ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Аннотация:
анализируются
теоретические
аспекты
дисграфии.
Отражены профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены
пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции
дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, профилкатика, расстройство
письма, фонематическое недоразвитие.
Дисграфия (греч.) - это частичное расстройства процесса письма,
связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом
психических функций, участвующих при построении письменной речи
человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме.
Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.
Современное представление о письме основывается на исследованиях
таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р.
Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают
его с психическими процессами, происходящими в головном мозге
человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами
психических процессов [1,2].
Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения
письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова,
Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью
фонематического слуха и восприятия.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. В случае
дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного
звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит
на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»), контаминации, ошибки
обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации.
В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный,
основной и заключительный.
Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слуховых дифференцировок;
- развитие фонематического внимания;
- уточнение артикуляции звуков при их произношении;
- производится коррекция звуков произношения. Целеполагание на
основном этапе включает:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического анализа синтеза;
-
развитие
слуховых
дифференцировок
(разбираются
слова
и
словосочетания по слогам);
Целью заключительного этапа можем считать:
- закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.
У большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо.
Например, у китайцев, в связи с особенностью их письменной речи -
иероглифы можно им анонсировать развитие правого полушария головного
мозга.
У
людей
страдающих
дисграфией
наблюдается
способности
к
рисованию. Тут сразу проводится аналогия с древностью, когда древние
люди объяснялись рисунком на камне, глиняных изделиях, скалах.
Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма
пациентов.
Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква
нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очень часто
зеркально переворачивать буквы могут левши.
К мерам профилактики дисграфии можно отнести:
- развитие тех психических функции на раннем этапе, например у
школьников еще до поступления в школу.
- развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения
рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры
головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего
возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику,
массаж
кистей
рук,
игровые
упражнения
«Собери
пирамидку»,
«Шнуровки».
- выполнять различные координированные движения руки: закрась
предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру.
Можем предложить следующие упражнения для профилактики и
лечения дисграфии:
- использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить
грамматические элементы слова, складывание слов;
- разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;
- необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать
читать и писать тексты на время.
- рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика
правится, так как человек запоминает много слов.
- дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и
обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»;
- при написании предложений и слов проговаривать их вслух по
слогам. Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места.
Важно, чтобы пациент проговаривал окончании слов;
- дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту
их дописать;
Очень
часто
по
почерку
определяют
степень
пораженности
дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или
слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек
делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает
буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как
«Диктант», «Зачеркивание букв».
Список литературы
1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение
дисграфии у
детей. М.: Просвещение, 1972.
2. Ивановская, Куликова, Хвостова: Преодоление артикуляторно-
акустической
дисграфии у школьников. Учебное пособие.: Форум, 2016.
70
3. ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.
4. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений
фонемного
распознавания
у
младших
школьников
с
фонетико-
фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы
педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.
5.
Татьяна
Воронина:
Дисграфия,
или
Почему
ребенок
плохо
пишет? :Феникс, 2017.