Напоминание

Полифонический словарь для музыкальной школы


Автор: Гриневич Виолетта Васильевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКОУ ДОД «Музыкальная школа пос. "Ульяновка"
Населённый пункт: Тосненский район Ленинградская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Полифонический словарь для музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Санкт-Петербург

2016г

Краткий словарь

Полифонических терминов

Для детских музыкальных школ

Составитель В.В.Гриневич

Работа над полифонией начинается с первого класса и до

вершин мастерства. Происходит длительный процесс

освоения терминов, связанных с полифоническим

мышлением, так же как и освоение культуры

голосоведения и слышания многоголосия в разных его

вариантах. Этот небольшой словарик поможет ученикам

запомнить и понять термины, применяемые при работе

над полифоническими произведениями. Указанные

композиторы в данном словарике являются самыми

известными в эпохах, в которых они работали. Если дети

запомнят их - это будет шаг к познанию музыки и других

композиторов. В словарике приведены название

старинных танцев и дана их характеристика.

Словарь полифонических терминов для

музыкальных школ.

Полифония -

(

греческое poly - много, phone - голос, звук

)

многоголосный склад, основанный на совместном

звучании равноправных голосов. Отличие от гомофонии

одноголосия.

Термин появился у Аристотеля 4 век до н.э. и означал

всякое многоголосие.

Полифонию разделяют на типы:

Подголосочная полифония, при которой вместе с

основной мелодией звучат её подголоски, то есть

несколько отличающиеся варианты . Характерна для

русской народной песни.

Имитационная полифония, при которой основная тема

звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с

изменениями, появляется в других голосах (при этом

основных тем может быть несколько). Форма, в которой

тема повторяется без изменений, называется каноном.

Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от

голоса к голосу, является фуга.

Контрастно-тематическая полифония при которой

одновременно звучат разные мелодии.

Скрытая полифония — скрытие тематических

интонаций в фактуре произведения.

Развитие многоголосья от зарождения в средневековье до

расцвета классических форм:

11-12век. Первичная форма многоголосья – органум –

ведущий жанр средневековой музыки.

13-15век. Развитие трёхголосья. Известные творцы –

Г.де. Машо, Ф. Ландини.

15-17век. Кульминация развития хоровой полифонии.

Век эпоха строгого стиля. Мастера хоровой музыки -

Г.Дюфаи, Д.Палнстрина, О.Лассо , Й.Окегем.

17 век . Инструментальная полифония, освобождение от

ограничений строгого стиля. Мастера - Д.Букстехуде,

А.Корелли, К. Монтеверди, А. Скарлатти, И.

Пахнльбель, Д.Фрескобальди, Г.Шютц.

18 век . Вторая кульминация полифонического

искусства. Развитие жанров: мотет, оратория, кантата,

месса, чакона, пассакалия, фантазия , прелюдия и фуга,

чакона, пассакалия, соната , вариации. Композиторы:

И.Бах, Г.Гендель, И,Кунау, Г. Телеман, Ж.Рамо,

Д.Скарлатти.

19-20век. Возрождение старинных полифонических

форм и жанров, взаимодействие и

взаимопроникновение строгостильных и современных

принципов развития. Композиторы – Б.Бриттен, И.

Стравмнский, П.Хиндемит, А.Шёнберг, Д.Шоставович,

А Шнитке, Р.Щедрин, С.Слонимский, Б.Тищенко.

Расшифровка терминов:

Органум (лат.орудие, инструмент).Первый тип

многоголосья. Родился в эпоху средневековья.

Разновидности –параллельный, свободный,

мелизматический, метризованный.

За четыре века его

существования определилось несколько его видов:

параллельный, свободный, мелизматический,

метризованный. В параллельном органуме голоса

движутся параллельными квинтами или квартами.

Разновидности органума – гимель, фобурдон, дискант,

кондукт

Мотет (франц. motet - от mot - слово) жанр

многоголосной вокальной музыки. Основной жанр

многоголосной светской и духовной музыки.

Возник в 12

в. во Франции. Первоначально представлял собой

двухголосное музыкальное произведение, в котором к

голосу, основанному на напевах католической службы

присоединялся новый голос. Этот голос получил

название - мотет, которое перешло и на всѐ

произведение. Деятели ars nova реформировали жанр

мотета, создав изоритмический мотет. Позднее

появились 3-голосные и 4-голосные мотеты.

В 13-15 веках представлял небольшое произведение на

основе хорала или народного напева. Основа

музыкального материала – григорианские песнопения и

народные песни.

Рондо, баллада, виреле

родственные между собой,

чаще лирические песни танцевального характера.

Первоначально были одноголосными, затем

превратились в многоголосные

и стали

инструментальными

.

Качча – (итал. – охота) – вокальная пьеса на текст про

охоту, иногда с любовными сюжетами – это канон с

большим расстоянием вступления. Затем стала

инструментальной пьесой.

Григорианский хорал – одноголосное католическое

песнопение, получил своё название в 604 году после

смерти папы Григория 1. Основа – библейские тексты.

Строгий канон исполнения. Базируется на диатонических

ладах. После распространения многоголосия в церкви

хорал расслаивается на два голоса и становится основой

крупных хоровых произведений в виде cantus firmus.

cantus firmus –остинатная мелодия в многоголосии в

нижнем голосе –бассо остинато, в верхнем –сопрано

остинато

Гимель – двухголосный полифонический жанр близкий

органуму; в нем голоса движутся параллельными

терциями.

Фобурдон – трехголосный жанр, голоса в нем движутся

параллельными секстаккордами

Кондукт – двух и трех голосное произведение светского

или духовного содержания.

Месса -

(лат. mitto - посылаю, отпускаю

)

основной жанр

многоголосной светской и духовной музыки.

Литургическая служба в латинском обряде Католической

Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова,

Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.

Части мессы:

1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),

2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу),

3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),

4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь

бог Саваоф) и

Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini -

Благословен грядущий во имя бога),

Мадригал

(

от лат. matricale — сочинение на родном

языке) - основной жанр многоголосной светской и

духовной музыки. Небольшое музыкально-поэтическое

произведение, обычно любовно-лирического

содержания.

Истоки мадригала восходят к народной

поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне (от

итальянского mandra - стадо, или mandre – пастух). В 14

веке мадригал появился в итальянской

профессиональной поэзии как вид песенной лирики

идиллического содержания и сразу же привлек внимание

композиторов. Ранние музыкально-поэтические

мадригалы — 2 и 3-х голосные вокально-

инструментальные произведения в куплетной форме с

рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые,

мифологические и другие темы. После долгого перерыва

мадригал возродился в 16 веке в виде 3 4—5-голосного

сочинения без инструментального сопровождения,

преимущественно лирического характера (композиторы

– Дж. Палестрина, О. Лассо, тексты Петрарки, Боккаччо)

Песня – chanson – французская песня. Этот жанр

профессиональной полифонической музыки был

распространен очень сильно – известны немецкие песни,

итальянские – фротолла и виланелла и французские -

шансоны.

Контрапункт – (лат. в переводе точка против точки) –

главное понятие в полифонии.

Сочетание двух и более голосов. Бывает простой и

сложный.Существуют и более сложные разновидности

Малые имитационные формы – имитация, канон.

Канон – (лат. образец).Разновидности канона: простой,

сложный, строгий, свободный, конечный, бесконечный,

точный , неточный, мензурный, ракоходный, в

увеличении, в уменьшении и др. Непрерывная имитация

–образует бесконечный канон. Канон-секвенция образует

имитацию с изменением тона.

Имитация – (лат подделка, подражание). Начинающий

голос – пропоста , вторящий –риспоста. Контрапункт к

риспосте – называется противосложение

Тема – краткая музыкальная мысль – формула, которая

подвергается полифоническому развитию,

закреплённому рациональным мышлением опрделённых

сложившихся правил.

Проведение темы – развитее в процессе изложения с

изменениями (в тональностях, регистрах вариантах

обращения её)

Интермедия (от лат.-находящийся

посреди, промежуточный

)

музыкальный отрывок

между проведениями темы

Прелюдии - (от лат. prae… — перед и лат. ludus —

игра) — короткое музыкальное произведение, не

имеющее строгой формы. В период зарождения

прелюдии имела полифонический склад, всегда

предшествовали более длинному, сложному и строго

оформленному произведению (отсюда название), но

впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как

самостоятельные произведения. В прелюдиях часто

встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи

с импровизацией. Прелюдия-вступление к какому-либо

музыкальному сочинению или небольшая

самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина,

фортепиано, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а

также одних прелюдий. Первыми прелюдиями были

произведения для лютни эпохи Возрождения. Первым

композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи

Куперен В прелюдиях северо немецких композиторов,

таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс,

сочетались свободная импровизация и части, написанные

по строгим канонам контрапункта (обычно это были

миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель

прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один

из наиболее известных голландских композиторов той

эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не

следовали такому способу построения прелюдий, и их

произведения оставались импровизационными, включая

лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе

обходясь без него.

Ария – первоначально старинная вокальная, затем

инструментальная полифоническая пьеса, основанная на

мелодиях хоралов или известных песен.

Ричеркар – (итал. — искать, разыскивать) - в

западноевропейской музыке 16—17 вв. род

полифонической пьесы имитационного склада,

родственной фантазии. Ричеркар является

предшественником фуги. Название связано с тем, что

имитация воспринималась как нахождение различными

голосами той же темы

.

песня, близкая фроттоле и вилланелле жаркая кровь» из

оперы В. А. Моцарта В дальнейшем канцона стала

жанром инструментальной музыки, схожей с фугой

.

Канцона (итал. Cançó) буквально песня, близкая

фроттоле и вилланелле. В дальнейшем канцона стала

жанром инструментальной музыки, схожей с фугой

.

Так же лирическое любовное стихотворение,

первоначально куртуазная песня, наиболее

распространённый и универсальный жанр в поэзии

трубадуров, перенятый позднее галисийско -

португальскими и итальянскими поэтами и достигший

наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке

— песня для сольного (первоначально) или ансамблевого

исполнения (с аккомпанементом или без). В XVI—XVII

вв. в Италии словом «канцона» называлась

форма инструментальной

музыки. Изначально канцонами назывались переложения

(главным образом, для органа) французской

многоголосной песни - chanson, затем — оригинальные

сочинения, выдержанные в стилистике ранних

переложений шансон, отсюда распространённое

обозначение «канцона на французский манер».

Произведения в этом жанре были широко

распространены в Италии второй половины XVI и

первой половины XVII веков (А. Габриели, К.

Меруло, А. Банкьери, А. Майоне, Дж. Фрескобальди,

возможно К. Джезуальдо), позже — у немецких

композиторов (И.Я.Фробергер, И.К.Керль, Д.

Букстехуде, И. С. Бах). К последней четверти XVI века

канцона по стилю мало чем отличалась от ричеркара и

фантазии. Основной идеей композиции такой канцоны

было тематическое единство произведения (для

однотемной) или согласованность разделов (для

многотемной).

Фантазия

– жанр инструментальной музыки в котором

имитационное изложение и развитие сочеталось со

свободными, виртуозными пассажами.

Токката – (итал. – трогать, касаться, играть на

инструменте) вступительная пьеса для органа, клавира,

позднее самостоятельный инструментальный жанр.

Инвенция

-

небольшие двух- и трёхголосные пьесы

полифонического склада, написанные в различных видах

полифонической техники: в виде имитации, канона,

простого и сложного контрапункта

.

Фу

́

га

(

лат. fuga бег от лат. fugere бежать, убегать)

— композиционная техника и форма полифонической

музыки. В классической однотемной фуге несколько

голосов, каждый из которых повторяет (имитирует)

заданную тему.

Фугато

-

(итал. fugato, букв. наподобие фуги) - эпизод в

музыкальном произведении, построенный по принципу

экспозиции фуги.

Сюиты

-

(

с фр. Suite — «ряд», «последовательность»,

«чередование») —циклическая форма в музыке,

состоящая из нескольких больших частей.

(Другое значение термина «сюита» — музыкально-

хореографическая композиция, состоящая из нескольких

танцев).

Различаются камерная бытовая и оркестровая

концертная сюиты. Для сюиты характерны картинная

изобразительность, тесная связь с песней и танцем. В

XVII веке камерная сюита ничем не отличалась от

камерной светской сонаты, представляла собой

свободную последовательность танцевальных

номеров: аллеманда, куранта, сарабанда, жига или гавот

Оркестровые концертные сюиты, появившиеся в конце

XVII века, могли иметь совершенно иную структуру:

состоять из большего количества частей, включать в

себя марши, менуэты, гавоты, ригодоны, чаконы, «арии»

и другие номера балетно-танцевального склад.

Во второй половине XVIII века и камерную, и

оркестровую сюиты вытеснили, соответственно,

классическая соната, утратившая свой первоначальный

танцевальный характер, и оформившаяся в

самостоятельный жанр предклассическая, а затем и

классическая симфония. В конце XIX появились

программные сюиты.

Cтаринные танцы -

в которых используются двух-трёхголосное изложение

музыкального материала полифонического склада.

Средневековье

Полифония средневековья – исторически важнейший

период, длившийся более 400 лет. В нем различаются:

Раннеполифоническая эпоха IX – начало X века;

Ars

antique (старое искусство) - конец X – XIII века;

Ars

nova (новое искусство) XIV – начало XV века.

Раннеполифоническая эпоха характеризуется развитием

первичных форм многоголосия, в основном двухголосия,

основанном на параллельном и отчасти косвенном

движении совместно звучащих голосов, иногда

сливающихся в унисон. Это по существу простейшие

образцы гетерофонии, из которой в последствии

разовьется полифония. Первые образцы многоголосия

зародились в монастырях – Англии, Франции, в папской

капелле в Риме. Первыми известными нам

композиторами эпохи Ars antique стали Леонин (вторая

половина XII в.) и Перотин (

XII – начало XIII вв.).

Основные жанры: григориагский хорал, органум, гимель,

фобурдон, кондукт, мотет, рондо, баллада, вирелле, кача

Так же появляются новые более сложные формы

инструментальной музыки на основе перечисленных

раннее.

Аллеманда — означает немецкий, — плавный танец в

умеренном движении. Известен с XVI века. Получил

распространение на придворных балах.

Один из

наиболее популярных инструментальных танцев эпохи

Барокко, стандартная составляющая сюиты (обычно 1

часть). Аллеманда возникла в XVI век. Тактовый размер:

2/4. Темп средний. Этот танец, скорее всего, произошёл

от танцев, популярных в то время в Германии. С формой

аллеманды экспериментировали французские

композиторы, сделав её четырёхдольной и более

свободной в отношении темпа. Характерными чертами

танца являются отсутствие синкоп, тональная и

мелодическая контрастность. Немецкие композиторы,

такие как Фробергер или И. С. Бах, иногда вольно

обращались с формой аллеманды для клавира, хотя

аллеманды для нескольких инструментов выглядят у них

более традиционно. Итальянские и английские

композиторы обходились

с аллемандой свободнее,

используя контрапункт и большее разнообразие в темпах

(Корелли писал аллеманды от largo до presto).

Английская аллеманда известна из рукописей, где

описывается около десяти, временами очень похожих,

вариантов исполнения этого танца. В конце XVIII века

слово «аллеманда» стали использовать для обозначения

нового трёхдольного танца; «Douze allemande» Вебера

предвосхищает появление вальса.

Бергамаска - старинный итальянский танец,

распространённый в обиходе крестьян Северной Италии

XVI-XVII веков. Название танца естественным образом

произошло от названия местности – провинции и

города Бергамо.

Бурре – французский хороводный танец оживленного

четырехдольного движения. Название говорит о том, как

утаптывают ногами вязанку хвороста. Подвижный

придворный танец, который был народным.

В середине

XVII

века Буррэ вошёл в устойчивую форму

инструментальной сюиты — в качестве предпоследней

части, после сарабанды или паспье — и перед

заключительной жигой. Георг Фридрих Гендель в

Англии и Жан Батист Люлли во Франции одними из

первых начали включать бурре в свои Большие оперы и

балеты.

Тье

́

нто (исп. tiento, порт. Tento -нащупывать,

испытывать, пробовать) — полифонический жанр

инструментальной музыки в эпоху Ренессанса в Испании

и Португалии. В универсальной школе тьенто толкуется

как синоним фантазии. Эта книга — важное

свидетельство о перемене значения «тьенто», которое

стали понимать как полифоническую пьесу

«импровизационного» характера типа ричеркара.

Органные тьенто иберийские композиторы продолжали

писать примерно до начала XVIII века, после чего

интерес к этому жанру угас.

Бассданс

-

так называемые «низкие» придворные

танцы,в которых не было прыжков и ноги почти не

поднимались над полом: павана, куранта, аллеманда. В

«высоких» же танцах танцующие вертелись (вольта) и

прыгали (гальярда).Басседансы часто называют

«прогулочными» танцами; они составляли как бы

небольшую хореографическуюкомпозицию, в которой

танцующие показывали себя собравшемуся обществу и

демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и

благородство манер. Колонна придворных плавно

двигалась по бальному залу, приседая в глубоких

поклонах.

Бранль

— в переводе с французского означает качание,

хоровод. Танец народного происхождения. В XV – XVI

веках стал аристократическим, придворным.. Наиболее

распространенным среди басседансов был бальный

бранль: массовый танец, часто связанный с игровыми

моментами. Старо-французский народный круговой

танец (хоровод) с быстрыми движениями. Иногда

сопровождался пением, куплетами с припевом,

повторяющимся после каждой строфы. Размер бранлей

чётный, в некоторых разновидностях - трёхдольный.

Первые упоминания о бранле относятся к XIII веку.

Особенное распространение бранль получил в XV - XVI

Джи

́

га

или жи

́

га (англ. jig, итал. giga, фр. gigue) —

быстрый старинный британский танец кельтского

происхождения. Музыкальный размер 3/8, 6/8, 9/8

или 12/8 (в зависимости от разновидности). В

настоящее время джига является одной из основных

мелодий исполнения ирландских и шотландских

танцев.

Ригодо

́

н (фр. rigaudon, rigodon ; также варианты

написания rigadon, rigadoon) — старинный парный

танец провансальских крестьян, весьма

распространённый в XVII — XVIII веках как

бальный и сценический танец, а впоследствии

занявший своё место в академической музыке, как

исторический артефакт.

Сальтаре

́

лло

также сальтаре

́

лла (итал. saltarello, от

saltare — прыгать) — жанр итальянской танцевальной и

инструментальной музыки, распространённый в XIV и

XVI веках; начиная с конца XVIII века возродился как

народный танец (существует и поныне). Первые

нотированные образцы сальтареллы датированы концом

XIV века. В XVI—XVII веках сальтареллы стали жанром

многоголосной инструментальной музыки и нередко

входили в сюиты танцевальной развлекательной музыки;

сохранились многие сальтареллы, написанные для лютни

и клавишных инструментов (напр., Винченцо

Галилея).

Сальтарелла с XVIII века и поныне (на римском

карнавале; также популярен в провинциях центральной

Италии) — парный народный танец, который пишется в

размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую

четверть, в двухколенном складе, с повторениями. Ф.

Мендельсон использовал мелодии двух сальтарелл в

финале своей «Итальянской симфонии». Г. Берлиоз

использовал сальтареллу в увертюре «Римский

карнавал» и в сцене карнавала в своей опере «Бенвенуто

Челлини».

Эстампи

́

или эстампи

́

да (франц. estampie, лат. stantipes)

— жанр средневековой (одноголосной) вокальной, а

также инструментальной музыки преимущественно

танцевального характера. Французские эстампи XIII в. —

древнейший дошедший до нас нотированный образец

инструментальной музыки Европы

.

Чакона - первоначально чакона была народным

танцем, известным в Испании с конца XVI века.

Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на

кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4.

Имеются данные о его американском (мексиканском,

индейском, мулатском) происхождении. Перейдя в

XVII веке в придворный балет Франции, чакона

приобрела медленный темп, церемонный характер. С

XVIII века слово «чакона» стало применяться к

нетанцевальным пьесам в форме полифонических

вариаций с неизменным басом, близким с

пассакалией.

Мореска (мориско)

танец и песня эпохи

Возрождения (преимущественно в Италии, реже в

других европейских странах), гротескно

представляющие «мавров». Танец мореска входил в

комедию дель арте, также был обязательным

атрибутом шествий и карнавалов.

Эпоха Возрождения

Полифония Возрождения – так именуется эпоха расцвета

полифонического искусства с середины XV до конца

XVI века. В это время были практически найдены и

теоретически осмыслены важнейшие средства

полифонии: контрапункт, имитация, канон и др. Это был

период строгого полифонического письма, так

называемого строгого стиля (правила строгого письма

ограничивают композитора в выборе музыкальных

средств в области образного строя, ладовой основы,

мелодии, ритма и т.д.). Эпоха строгого стиля была

первым периодом расцвета полифонии в жанрах хоровой

музыки вершиной этого периода времени является

тфворчество композитора Дж Палестрины. В эпоху

Возрождения в разных странах Европы складываются

композиторские школы, среди которых – франко-

фламандская (нидерландская) – еѐ представители –

Жоскен Депре, Орландо Лассо и итальянская –

композиторы - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина,

Клаудио Монтеверди. Франко-фламандская школа: Жиль

Беншуа (ок. 1400-1460),Гийом Дюфаи (ок. 1400- 1474),

Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497), Якоб Обрехт (ок. 1450-

1505), Жоскен Депре (ок. 1450- 1521), Орландо Лассо

(1532-1594). Итальянская школа: Джованни Пьерлуиджи

да Палестрина (1525-1594), Адриан Вилларт (1480-1562),

Джузеппе Царлино (1517

-1590), Андреа Габриели (ок. 1532-

1585),

Джованни Габриели (ок. 1555-1612).

Испания:Томазо Луиджи да Витториа (1548-1611)

Основные жанры: месса, мотет, мадригал, песня-шансон.

Так же появляются новые жанры.

Павана — торжественный бальный танец,

распространенный в Европе в XVI в. Музыкальный

размер 4/4, 4/2, темп медленный. По одной версии павана

или падована, появилась в итальянском городе Падуя , по

которому и получила своё название. По другой версии,

это танец испанского происхождения (лат. pavo -

"павлин" ), и название связано с торжественным

характером танца.

Медленный торжественный танец,

название которого произошло от слова Павлин. Танцоры

изображают плавные движения, гордо поворачивают

головы и кланяются, такие движения напоминают

павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у

мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага

.

Если придерживаться второй версии, то падована

существовала вместе с паваной, но это был совершенно

другой танец: быстрый, в размерах 6/8 или 12/8, схожий

с гальярдой или сальтарелло . Возможно также, что

термин «падована» объединял павану и её более

позднюю разновидность пассамеццо .

Гальярда (буквально «веселая», «бодрая») — старинный

танец итальянского происхождения, распространённый в

Европе в конце XV—XVII вв. Первые дошедшие

до нас

ноты гальярды относятся к 1529 г.

Для гальярды XVI

века были характерны умеренно быстрый темп,

трёхдольный метр (размер 3/2, 3/8 или 6/8), аккордовый

склад, ритмический рисунок. Гальярда часто

исполнялась после паваны , варьируя её мелодический

рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались

в сборниках танцев для различных инструментальных

составов. Они подготовили появление многочастных

сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах

павану и гальярду заменили аллеманда и куранта .

Куранта (франц. courante) — в переводе с

французского текущий, бегущий. Французский

придворный плавный танец-шествие.

Распространился в Европе. Вначале музыкальный

размер 2/4, затем — трехдольный. Он был сходен с

гальярдой. Тактовый размер в основном 3/4. В эпоху

около 1600 года куранта стала распространяться, как

более современная (т. е. выдержанная в простом

танцевальном стиле) форма. В этом отношении

куранта имела одинаковое значение с аллемандой,

обе они в начале XVIII века стали считаться

старомодными и выходят из практического

употребления. Место их заняли гавот (или ригодон) и

(бурре и жига); куранта же и аллеманда около 1725

сделались стилизированными танцами (куранта имела

затакт в 3 восьмых и движение преимущественно

ровными восьмыми). Уже в середине 17-го века

композиторы различали "быстрые" куранты; в этих

курантах, соответствующих позднейшим жиге и

канари, ясно выражен был первоначальный тип

"плясовых" танцев (сальтарелло).

Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький) —

старинный народный французский танец, с середины

XVII в. бальный. Распространился в Европе.

Музыкальный размер 3/4. До появления вальса считался

королем бальных танцев. Танцевался с галантными

поклонами и реверансами

.

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский

народный танец. В XVII - XVIII вв. распространился в

Западной Европе как бальный танец. Музыкальный

размер 3/4, 3/2.

Экосез — в переводе с французского значит

«шотландский». Появился на балах в конце XVII века.

Сопровождался волынкой. В

континентальную Европу проник в конце XVII века.

Сперва во Франции, а позднее по всей Европе

распространился под общим названием «англез».

В России при Петре I назывался «английским танцем».

Со временем стал весёлым парно-групповым танцем

быстрого темпа, в двудольном размере.

Под названием «экосез» известен с 1726 года. Особую

популярность, как разновидность контрданса, имел в

первой трети XIX века. Музыкальный размер —

2

/

4

.

Использован в творчестве Людвига ван

Бетховена, Франца Шуберта,Фредерика Шопена и Петра

Ильича Чайковского

.

Контрданс (фр. contredanse, англ. Countrydance)-

возник в Англии в конце XVII — начале XVIII,

английский деревенский танец, одна из форм

первоначально английского и, впоследствии,

французского народного танца и музыки к нему.

Считается, что название танца объясняется тем, что

пары танцуют друг против друга. Однако если

внимательно взглянуть на обложки всех сборников, то

становится очевидным, что уже в 1651 году контрдансы

назывались англичанами не иначе как «Country Dances».

Также не совсем корректно понимать эту фразу как

«деревенские танцы», в виду тех же самых иллюстраций

с первоисточников: на них изображен достаточно

большой зал с высоким потолком, заполненный нарядно

одетыми людьми в праздничной, а не повседневной

одежде. Поэтому адекватнее (с учётом понятия

«деревня» в русской истории) называть эти танцы

«народными» (в противовес танцам при дворе).

Полифония эпохи Барокко

(

итал. – странный,

причудливый) – новый период в историческом развитии

полифонического искусства. Это время характеризуется

развитием свободного стиля. Свободный стиль дает

совершенно новые возможности полифонического

письма по сравнению со строгим стилем: найдена

возможность воплощать средствами полифонии

внутренний (духовный, душевный) мир человека.

Музыка становится искусством самостоятельным,

существующим не как атрибут богослужения;

появляются произведения

инструментальной музыки,

предназначенные только для слушания. Конечно это не

значит, что полифония не находит места в вокальных

жанрах XVII века. Напротив, по давней традиции она

используется в мессах, ораториях, пассионах, кантатах.

Избегали полифонии лишь авторы опер, полагая, что она

устарела. Крупнейшими полифонистами этого времени

являются немецкие композиторы - Г.-Ф. Гендель, И.-С.

Бах. Творчество И.-С. Баха является вершиной

полифонического искусства.

В эту эпоху основные жанры: ричеркар , канцона,

фантазия, фуга.

Канцона (итал. cançó, буквально — песня), лирическое

любовное стихотворение, первоначально

куртуазная песня, наиболее распространённый и

универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый

позднее галисийско - португальскими и итальянскими

поэтами и достигший наивысшего расцвета в

творчестве Петрарки. В музыке — песня для сольного

(первоначально) или ансамблевого исполнения (с

аккомпанементом или без). В XVI—XVII вв. в Италии

словом «канцона» называлась форма инструментальной

музыки. Изначально канцонами назывались переложения

(главным образом, для органа) французской

многоголосной песни - chanson, затем — оригинальные

сочинения, выдержанные в стилистике ранних

переложений шансон, отсюда распространённое

обозначение «канцона на французский манер».

Произведения в этом жанре были широко

распространены в Италии второй половины XVI и

первой половины XVII веков (А. Габриели, К.

Меруло, А. Банкьери, А. Майоне, Дж. Фрескобальди,

возможно К. Джезуальдо), позже — у немецких

композиторов (И.Я.Фробергер, И.К.Керль, Д.

Букстехуде, И. С. Бах). К последней четверти XVI века

канцона по стилю мало чем отличалась от ричеркара и

фантазии. Основной идеей композиции такой канцоны

было тематическое единство произведения (для

однотемной) или согласованность разделов (для

многотемной).

Полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII

века). Классицизм (от лат – об

бразцовый). Музыка этого периода называлась «эпохой

венского классицизма». Великие композиторы –

Й. Гайдн, В. –А. Моцарт, Л. Бетховен создавали свои

произведения под знаком ведущей идеи – идеи развития.

Развитие пронизывает все формы и жанры музыки.

Некоторые распространенные в эпоху барокко жанры

исчезают, уступив место новым (соната, концерт,

симфония). Новизна полифонии венских классиков

обусловлена в первую очередь новизной ее применения.

Широко используются полифонические приемы для

развития тематического материала в развивающих частях

гомофонных форм (фугато в разработке); нередко

происходит полифонизация экспозиционных или

заключительных разделов за счет контрапунктирования

или имитаций; наконец полифонические формы

являются частью крупных циклических произведений

(Бетховен, финал 31 сонаты – фуга). Одним из главных

достижений венских классиков была симфонизация фуги

(развивающая часть фуги сближается с сонатной

разработкой) 4 фугато - (итал. fugato, букв. наподобие

фуги) - эпизод в музыкальном произведении,

построенный по принципу экспозиции фуги.

Полифоническое искусства эпохи Романтизма

(XIX –

начало XX века). На начальном этапе развития в музыке

композиторов-романтиков полифония не имела

большого значения. Постепенно ее роль повышается: у Р.

Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса – полифония

существенный выразительный фактор, полифонические

средства используются для программно-изобразительных

решений. Особое место «полифонизация» занимает в

творчестве Р. Вагнера. Полифоническая техника часто

применяется в произведениях народно-жанрового

характера (каноны в мазурках Ф. Шопена). В 19 веке

происходит полифонизация гармонии и фактуры.

Имитационное или каноническое оформление

представляет собой лишь великолепную внешнюю

облицовку за которой строит прочная гармоническая

основа. Жанр фуги, так же как и у венских классиков,

является самостоятельным произведением достаточно

редко, в основном композиторы предпочитали видеть

фугу частью вариационного или сонатно-

симфонического цикла. Полифония в русской музыке 19

- начала 20 века богата и своеобразна. Русские

композиторы: М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин,

М. Мусоргский черпали полифонию из народной

музыки. «Русское начало» обнаруживается при

использовании подголосочной полифонии. Другим

источником создания неповторимого полифонического

облика русской музыки стало использование старинных

мелодико-ритмических оборотв и особенностей

старинного многогоглосия. (М, Глинка, хор «Славься» -

параллельное движение). Контрастная (разнотемная)

полифония получила применение в творчестве Н.

Римского–Корсакова, М. Мусоргского. Западные

композиторы эпохи Романтизма: Ф. Шуберта, Р.

Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, И. Брамса, Э.

Грига. Русские композиторы XIX века: М. Глинка, М.

Балакирев, М. Мусоргский, А. и Н. Рубинштейны, П.

Чайковский, С. Танеев.

Полифония XX века. Музыка XX века отличается

сложнейшим многоголосием, в котором полифония

занимает одно из ведущих мест. Значение полифонии

резко возрастает. Возрождается форма прелюдии и фуги

в творчестве П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р.

Щедрина. Происходит значительное обновление

полифонических форм и средств полифонического языка

(двухтемные и трехтемные фуги, использование

политональности в разнотемной полифонии и т.д.). В

некоторых случаях полифонические формы свободно

обобщают в себе разные виды полифонии, например

подголосочное изложение в соединении с басовым

контрапунктом (контрастно-подголосочное трехголосие).

В современной музыке полифония активно

взаимодействует с гомофонно- гармоническим

изложением, это взаимодействие выражается в

полифоническом обогащении гомофонных форм.

Наиболее наглядно это проявляется, когда общий

композиционный план определяется закономерностями

гомофонной формы, а развитие внутри отдельных частей

основано на приемах полифонии. Западные композиторы

XX века: К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, А. Веберн,

Б. Барток, А. Онеггер, П. Хиндемит, Ж. Мессиан.

Русские композиторы: А. Скрябин, И. Стравинский, А.

Глазунов, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович,

Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин. Вопросы для

повторения: 1. В каком веке возни

Литература

Г.В. Абдуллина «Строгий стиль». Пособие для

студентов.

Ройтерштейн М.И.: Полифония. - М.: Академия, 2002

Сост.: Г. Головинский, М. Ройтерштейн: Книга о музыке.

- М.: Советский композитор, 1988

Нестьев И.В.: Учитесь слушать музыку. - М.: Музыка,

1987

Булучевский Ю.С. Краткий муз словарь Л. Музыка. 1986

Интернет ресурсы - музыкальные энциклопедии.

Учебнки по полифонии –М.1986г

Лекции А.Милки –профессор Спб консерватории



В раздел образования