Автор: Гриневич Виолетта Васильевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКОУ ДОД «Музыкальная школа пос. "Ульяновка"
Населённый пункт: Тосненский район Ленинградская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Полифонический словарь для музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербург
2016г
Краткий словарь
Полифонических терминов
Для детских музыкальных школ
Составитель В.В.Гриневич
Работа над полифонией начинается с первого класса и до
вершин мастерства. Происходит длительный процесс
освоения терминов, связанных с полифоническим
мышлением, так же как и освоение культуры
голосоведения и слышания многоголосия в разных его
вариантах. Этот небольшой словарик поможет ученикам
запомнить и понять термины, применяемые при работе
над полифоническими произведениями. Указанные
композиторы в данном словарике являются самыми
известными в эпохах, в которых они работали. Если дети
запомнят их - это будет шаг к познанию музыки и других
композиторов. В словарике приведены название
старинных танцев и дана их характеристика.
Словарь полифонических терминов для
музыкальных школ.
Полифония -
(
греческое poly - много, phone - голос, звук
)
многоголосный склад, основанный на совместном
звучании равноправных голосов. Отличие от гомофонии
–одноголосия.
Термин появился у Аристотеля 4 век до н.э. и означал
всякое многоголосие.
Полифонию разделяют на типы:
Подголосочная полифония, при которой вместе с
основной мелодией звучат её подголоски, то есть
несколько отличающиеся варианты . Характерна для
русской народной песни.
Имитационная полифония, при которой основная тема
звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с
изменениями, появляется в других голосах (при этом
основных тем может быть несколько). Форма, в которой
тема повторяется без изменений, называется каноном.
Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от
голоса к голосу, является фуга.
Контрастно-тематическая полифония при которой
одновременно звучат разные мелодии.
Скрытая полифония — скрытие тематических
интонаций в фактуре произведения.
Развитие многоголосья от зарождения в средневековье до
расцвета классических форм:
11-12век. Первичная форма многоголосья – органум –
ведущий жанр средневековой музыки.
13-15век. Развитие трёхголосья. Известные творцы –
Г.де. Машо, Ф. Ландини.
15-17век. Кульминация развития хоровой полифонии.
Век эпоха строгого стиля. Мастера хоровой музыки -
Г.Дюфаи, Д.Палнстрина, О.Лассо , Й.Окегем.
17 век . Инструментальная полифония, освобождение от
ограничений строгого стиля. Мастера - Д.Букстехуде,
А.Корелли, К. Монтеверди, А. Скарлатти, И.
Пахнльбель, Д.Фрескобальди, Г.Шютц.
18 век . Вторая кульминация полифонического
искусства. Развитие жанров: мотет, оратория, кантата,
месса, чакона, пассакалия, фантазия , прелюдия и фуга,
чакона, пассакалия, соната , вариации. Композиторы:
И.Бах, Г.Гендель, И,Кунау, Г. Телеман, Ж.Рамо,
Д.Скарлатти.
19-20век. Возрождение старинных полифонических
форм и жанров, взаимодействие и
взаимопроникновение строгостильных и современных
принципов развития. Композиторы – Б.Бриттен, И.
Стравмнский, П.Хиндемит, А.Шёнберг, Д.Шоставович,
А Шнитке, Р.Щедрин, С.Слонимский, Б.Тищенко.
Расшифровка терминов:
Органум (лат.орудие, инструмент).Первый тип
многоголосья. Родился в эпоху средневековья.
Разновидности –параллельный, свободный,
мелизматический, метризованный.
За четыре века его
существования определилось несколько его видов:
параллельный, свободный, мелизматический,
метризованный. В параллельном органуме голоса
движутся параллельными квинтами или квартами.
Разновидности органума – гимель, фобурдон, дискант,
кондукт
Мотет (франц. motet - от mot - слово) жанр
многоголосной вокальной музыки. Основной жанр
многоголосной светской и духовной музыки.
Возник в 12
в. во Франции. Первоначально представлял собой
двухголосное музыкальное произведение, в котором к
голосу, основанному на напевах католической службы
присоединялся новый голос. Этот голос получил
название - мотет, которое перешло и на всѐ
произведение. Деятели ars nova реформировали жанр
мотета, создав изоритмический мотет. Позднее
появились 3-голосные и 4-голосные мотеты.
В 13-15 веках представлял небольшое произведение на
основе хорала или народного напева. Основа
музыкального материала – григорианские песнопения и
народные песни.
Рондо, баллада, виреле
–
родственные между собой,
чаще лирические песни танцевального характера.
Первоначально были одноголосными, затем
превратились в многоголосные
и стали
инструментальными
.
Качча – (итал. – охота) – вокальная пьеса на текст про
охоту, иногда с любовными сюжетами – это канон с
большим расстоянием вступления. Затем стала
инструментальной пьесой.
Григорианский хорал – одноголосное католическое
песнопение, получил своё название в 604 году после
смерти папы Григория 1. Основа – библейские тексты.
Строгий канон исполнения. Базируется на диатонических
ладах. После распространения многоголосия в церкви
хорал расслаивается на два голоса и становится основой
крупных хоровых произведений в виде cantus firmus.
cantus firmus –остинатная мелодия в многоголосии в
нижнем голосе –бассо остинато, в верхнем –сопрано
остинато
Гимель – двухголосный полифонический жанр близкий
органуму; в нем голоса движутся параллельными
терциями.
Фобурдон – трехголосный жанр, голоса в нем движутся
параллельными секстаккордами
Кондукт – двух и трех голосное произведение светского
или духовного содержания.
Месса -
(лат. mitto - посылаю, отпускаю
)
основной жанр
многоголосной светской и духовной музыки.
Литургическая служба в латинском обряде Католической
Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова,
Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.
Части мессы:
1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь
бог Саваоф) и
Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini -
Благословен грядущий во имя бога),
Мадригал
(
от лат. matricale — сочинение на родном
языке) - основной жанр многоголосной светской и
духовной музыки. Небольшое музыкально-поэтическое
произведение, обычно любовно-лирического
содержания.
Истоки мадригала восходят к народной
поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне (от
итальянского mandra - стадо, или mandre – пастух). В 14
веке мадригал появился в итальянской
профессиональной поэзии как вид песенной лирики
идиллического содержания и сразу же привлек внимание
композиторов. Ранние музыкально-поэтические
мадригалы — 2 и 3-х голосные вокально-
инструментальные произведения в куплетной форме с
рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые,
мифологические и другие темы. После долгого перерыва
мадригал возродился в 16 веке в виде 3 4—5-голосного
сочинения без инструментального сопровождения,
преимущественно лирического характера (композиторы
– Дж. Палестрина, О. Лассо, тексты Петрарки, Боккаччо)
Песня – chanson – французская песня. Этот жанр
профессиональной полифонической музыки был
распространен очень сильно – известны немецкие песни,
итальянские – фротолла и виланелла и французские -
шансоны.
Контрапункт – (лат. в переводе точка против точки) –
главное понятие в полифонии.
Сочетание двух и более голосов. Бывает простой и
сложный.Существуют и более сложные разновидности
Малые имитационные формы – имитация, канон.
Канон – (лат. образец).Разновидности канона: простой,
сложный, строгий, свободный, конечный, бесконечный,
точный , неточный, мензурный, ракоходный, в
увеличении, в уменьшении и др. Непрерывная имитация
–образует бесконечный канон. Канон-секвенция образует
имитацию с изменением тона.
Имитация – (лат подделка, подражание). Начинающий
голос – пропоста , вторящий –риспоста. Контрапункт к
риспосте – называется противосложение
Тема – краткая музыкальная мысль – формула, которая
подвергается полифоническому развитию,
закреплённому рациональным мышлением опрделённых
сложившихся правил.
Проведение темы – развитее в процессе изложения с
изменениями (в тональностях, регистрах вариантах
обращения её)
Интермедия (от лат.-находящийся
посреди, промежуточный
)
– музыкальный отрывок
между проведениями темы
Прелюдии - (от лат. prae… — перед и лат. ludus —
игра) — короткое музыкальное произведение, не
имеющее строгой формы. В период зарождения
прелюдии имела полифонический склад, всегда
предшествовали более длинному, сложному и строго
оформленному произведению (отсюда название), но
впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как
самостоятельные произведения. В прелюдиях часто
встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи
с импровизацией. Прелюдия-вступление к какому-либо
музыкальному сочинению или небольшая
самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина,
фортепиано, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а
также одних прелюдий. Первыми прелюдиями были
произведения для лютни эпохи Возрождения. Первым
композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи
Куперен В прелюдиях северо немецких композиторов,
таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс,
сочетались свободная импровизация и части, написанные
по строгим канонам контрапункта (обычно это были
миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель
прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один
из наиболее известных голландских композиторов той
эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не
следовали такому способу построения прелюдий, и их
произведения оставались импровизационными, включая
лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе
обходясь без него.
Ария – первоначально старинная вокальная, затем
инструментальная полифоническая пьеса, основанная на
мелодиях хоралов или известных песен.
Ричеркар – (итал. — искать, разыскивать) - в
западноевропейской музыке 16—17 вв. род
полифонической пьесы имитационного склада,
родственной фантазии. Ричеркар является
предшественником фуги. Название связано с тем, что
имитация воспринималась как нахождение различными
голосами той же темы
.
песня, близкая фроттоле и вилланелле жаркая кровь» из
оперы В. А. Моцарта В дальнейшем канцона стала
жанром инструментальной музыки, схожей с фугой
.
Канцона (итал. Cançó) буквально песня, близкая
фроттоле и вилланелле. В дальнейшем канцона стала
жанром инструментальной музыки, схожей с фугой
.
Так же лирическое любовное стихотворение,
первоначально куртуазная песня, наиболее
распространённый и универсальный жанр в поэзии
трубадуров, перенятый позднее галисийско -
португальскими и итальянскими поэтами и достигший
наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке
— песня для сольного (первоначально) или ансамблевого
исполнения (с аккомпанементом или без). В XVI—XVII
вв. в Италии словом «канцона» называлась
форма инструментальной
музыки. Изначально канцонами назывались переложения
(главным образом, для органа) французской
многоголосной песни - chanson, затем — оригинальные
сочинения, выдержанные в стилистике ранних
переложений шансон, отсюда распространённое
обозначение «канцона на французский манер».
Произведения в этом жанре были широко
распространены в Италии второй половины XVI и
первой половины XVII веков (А. Габриели, К.
Меруло, А. Банкьери, А. Майоне, Дж. Фрескобальди,
возможно К. Джезуальдо), позже — у немецких
композиторов (И.Я.Фробергер, И.К.Керль, Д.
Букстехуде, И. С. Бах). К последней четверти XVI века
канцона по стилю мало чем отличалась от ричеркара и
фантазии. Основной идеей композиции такой канцоны
было тематическое единство произведения (для
однотемной) или согласованность разделов (для
многотемной).
Фантазия
– жанр инструментальной музыки в котором
имитационное изложение и развитие сочеталось со
свободными, виртуозными пассажами.
Токката – (итал. – трогать, касаться, играть на
инструменте) вступительная пьеса для органа, клавира,
позднее самостоятельный инструментальный жанр.
Инвенция
-
небольшие двух- и трёхголосные пьесы
полифонического склада, написанные в различных видах
полифонической техники: в виде имитации, канона,
простого и сложного контрапункта
.
Фу
́
га
(
лат. fuga бег от лат. fugere бежать, убегать)
— композиционная техника и форма полифонической
музыки. В классической однотемной фуге несколько
голосов, каждый из которых повторяет (имитирует)
заданную тему.
Фугато
-
(итал. fugato, букв. наподобие фуги) - эпизод в
музыкальном произведении, построенный по принципу
экспозиции фуги.
Сюиты
-
(
с фр. Suite — «ряд», «последовательность»,
«чередование») —циклическая форма в музыке,
состоящая из нескольких больших частей.
(Другое значение термина «сюита» — музыкально-
хореографическая композиция, состоящая из нескольких
танцев).
Различаются камерная бытовая и оркестровая
концертная сюиты. Для сюиты характерны картинная
изобразительность, тесная связь с песней и танцем. В
XVII веке камерная сюита ничем не отличалась от
камерной светской сонаты, представляла собой
свободную последовательность танцевальных
номеров: аллеманда, куранта, сарабанда, жига или гавот
Оркестровые концертные сюиты, появившиеся в конце
XVII века, могли иметь совершенно иную структуру:
состоять из большего количества частей, включать в
себя марши, менуэты, гавоты, ригодоны, чаконы, «арии»
и другие номера балетно-танцевального склад.
Во второй половине XVIII века и камерную, и
оркестровую сюиты вытеснили, соответственно,
классическая соната, утратившая свой первоначальный
танцевальный характер, и оформившаяся в
самостоятельный жанр предклассическая, а затем и
классическая симфония. В конце XIX появились
программные сюиты.
Cтаринные танцы -
в которых используются двух-трёхголосное изложение
музыкального материала полифонического склада.
Средневековье
Полифония средневековья – исторически важнейший
период, длившийся более 400 лет. В нем различаются:
Раннеполифоническая эпоха IX – начало X века;
Ars
antique (старое искусство) - конец X – XIII века;
Ars
nova (новое искусство) XIV – начало XV века.
Раннеполифоническая эпоха характеризуется развитием
первичных форм многоголосия, в основном двухголосия,
основанном на параллельном и отчасти косвенном
движении совместно звучащих голосов, иногда
сливающихся в унисон. Это по существу простейшие
образцы гетерофонии, из которой в последствии
разовьется полифония. Первые образцы многоголосия
зародились в монастырях – Англии, Франции, в папской
капелле в Риме. Первыми известными нам
композиторами эпохи Ars antique стали Леонин (вторая
половина XII в.) и Перотин (
XII – начало XIII вв.).
Основные жанры: григориагский хорал, органум, гимель,
фобурдон, кондукт, мотет, рондо, баллада, вирелле, кача
Так же появляются новые более сложные формы
инструментальной музыки на основе перечисленных
раннее.
Аллеманда — означает немецкий, — плавный танец в
умеренном движении. Известен с XVI века. Получил
распространение на придворных балах.
Один из
наиболее популярных инструментальных танцев эпохи
Барокко, стандартная составляющая сюиты (обычно 1
часть). Аллеманда возникла в XVI век. Тактовый размер:
2/4. Темп средний. Этот танец, скорее всего, произошёл
от танцев, популярных в то время в Германии. С формой
аллеманды экспериментировали французские
композиторы, сделав её четырёхдольной и более
свободной в отношении темпа. Характерными чертами
танца являются отсутствие синкоп, тональная и
мелодическая контрастность. Немецкие композиторы,
такие как Фробергер или И. С. Бах, иногда вольно
обращались с формой аллеманды для клавира, хотя
аллеманды для нескольких инструментов выглядят у них
более традиционно. Итальянские и английские
композиторы обходились
с аллемандой свободнее,
используя контрапункт и большее разнообразие в темпах
(Корелли писал аллеманды от largo до presto).
Английская аллеманда известна из рукописей, где
описывается около десяти, временами очень похожих,
вариантов исполнения этого танца. В конце XVIII века
слово «аллеманда» стали использовать для обозначения
нового трёхдольного танца; «Douze allemande» Вебера
предвосхищает появление вальса.
Бергамаска - старинный итальянский танец,
распространённый в обиходе крестьян Северной Италии
XVI-XVII веков. Название танца естественным образом
произошло от названия местности – провинции и
города Бергамо.
Бурре – французский хороводный танец оживленного
четырехдольного движения. Название говорит о том, как
утаптывают ногами вязанку хвороста. Подвижный
придворный танец, который был народным.
В середине
XVII
века Буррэ вошёл в устойчивую форму
инструментальной сюиты — в качестве предпоследней
части, после сарабанды или паспье — и перед
заключительной жигой. Георг Фридрих Гендель в
Англии и Жан Батист Люлли во Франции одними из
первых начали включать бурре в свои Большие оперы и
балеты.
Тье
́
нто (исп. tiento, порт. Tento -нащупывать,
испытывать, пробовать) — полифонический жанр
инструментальной музыки в эпоху Ренессанса в Испании
и Португалии. В универсальной школе тьенто толкуется
как синоним фантазии. Эта книга — важное
свидетельство о перемене значения «тьенто», которое
стали понимать как полифоническую пьесу
«импровизационного» характера типа ричеркара.
Органные тьенто иберийские композиторы продолжали
писать примерно до начала XVIII века, после чего
интерес к этому жанру угас.
Бассданс
-
так называемые «низкие» придворные
танцы,в которых не было прыжков и ноги почти не
поднимались над полом: павана, куранта, аллеманда. В
«высоких» же танцах танцующие вертелись (вольта) и
прыгали (гальярда).Басседансы часто называют
«прогулочными» танцами; они составляли как бы
небольшую хореографическуюкомпозицию, в которой
танцующие показывали себя собравшемуся обществу и
демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и
благородство манер. Колонна придворных плавно
двигалась по бальному залу, приседая в глубоких
поклонах.
Бранль
— в переводе с французского означает качание,
хоровод. Танец народного происхождения. В XV – XVI
веках стал аристократическим, придворным.. Наиболее
распространенным среди басседансов был бальный
бранль: массовый танец, часто связанный с игровыми
моментами. Старо-французский народный круговой
танец (хоровод) с быстрыми движениями. Иногда
сопровождался пением, куплетами с припевом,
повторяющимся после каждой строфы. Размер бранлей
чётный, в некоторых разновидностях - трёхдольный.
Первые упоминания о бранле относятся к XIII веку.
Особенное распространение бранль получил в XV - XVI
Джи
́
га
или жи
́
га (англ. jig, итал. giga, фр. gigue) —
быстрый старинный британский танец кельтского
происхождения. Музыкальный размер 3/8, 6/8, 9/8
или 12/8 (в зависимости от разновидности). В
настоящее время джига является одной из основных
мелодий исполнения ирландских и шотландских
танцев.
Ригодо
́
н (фр. rigaudon, rigodon ; также варианты
написания rigadon, rigadoon) — старинный парный
танец провансальских крестьян, весьма
распространённый в XVII — XVIII веках как
бальный и сценический танец, а впоследствии
занявший своё место в академической музыке, как
исторический артефакт.
Сальтаре
́
лло
также сальтаре
́
лла (итал. saltarello, от
saltare — прыгать) — жанр итальянской танцевальной и
инструментальной музыки, распространённый в XIV и
XVI веках; начиная с конца XVIII века возродился как
народный танец (существует и поныне). Первые
нотированные образцы сальтареллы датированы концом
XIV века. В XVI—XVII веках сальтареллы стали жанром
многоголосной инструментальной музыки и нередко
входили в сюиты танцевальной развлекательной музыки;
сохранились многие сальтареллы, написанные для лютни
и клавишных инструментов (напр., Винченцо
Галилея).
Сальтарелла с XVIII века и поныне (на римском
карнавале; также популярен в провинциях центральной
Италии) — парный народный танец, который пишется в
размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую
четверть, в двухколенном складе, с повторениями. Ф.
Мендельсон использовал мелодии двух сальтарелл в
финале своей «Итальянской симфонии». Г. Берлиоз
использовал сальтареллу в увертюре «Римский
карнавал» и в сцене карнавала в своей опере «Бенвенуто
Челлини».
Эстампи
́
или эстампи
́
да (франц. estampie, лат. stantipes)
— жанр средневековой (одноголосной) вокальной, а
также инструментальной музыки преимущественно
танцевального характера. Французские эстампи XIII в. —
древнейший дошедший до нас нотированный образец
инструментальной музыки Европы
.
Чакона - первоначально чакона была народным
танцем, известным в Испании с конца XVI века.
Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на
кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4.
Имеются данные о его американском (мексиканском,
индейском, мулатском) происхождении. Перейдя в
XVII веке в придворный балет Франции, чакона
приобрела медленный темп, церемонный характер. С
XVIII века слово «чакона» стало применяться к
нетанцевальным пьесам в форме полифонических
вариаций с неизменным басом, близким с
пассакалией.
Мореска (мориско)
—
танец и песня эпохи
Возрождения (преимущественно в Италии, реже в
других европейских странах), гротескно
представляющие «мавров». Танец мореска входил в
комедию дель арте, также был обязательным
атрибутом шествий и карнавалов.
Эпоха Возрождения
Полифония Возрождения – так именуется эпоха расцвета
полифонического искусства с середины XV до конца
XVI века. В это время были практически найдены и
теоретически осмыслены важнейшие средства
полифонии: контрапункт, имитация, канон и др. Это был
период строгого полифонического письма, так
называемого строгого стиля (правила строгого письма
ограничивают композитора в выборе музыкальных
средств в области образного строя, ладовой основы,
мелодии, ритма и т.д.). Эпоха строгого стиля была
первым периодом расцвета полифонии в жанрах хоровой
музыки вершиной этого периода времени является
тфворчество композитора Дж Палестрины. В эпоху
Возрождения в разных странах Европы складываются
композиторские школы, среди которых – франко-
фламандская (нидерландская) – еѐ представители –
Жоскен Депре, Орландо Лассо и итальянская –
композиторы - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина,
Клаудио Монтеверди. Франко-фламандская школа: Жиль
Беншуа (ок. 1400-1460),Гийом Дюфаи (ок. 1400- 1474),
Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497), Якоб Обрехт (ок. 1450-
1505), Жоскен Депре (ок. 1450- 1521), Орландо Лассо
(1532-1594). Итальянская школа: Джованни Пьерлуиджи
да Палестрина (1525-1594), Адриан Вилларт (1480-1562),
Джузеппе Царлино (1517
-1590), Андреа Габриели (ок. 1532-
1585),
Джованни Габриели (ок. 1555-1612).
Испания:Томазо Луиджи да Витториа (1548-1611)
Основные жанры: месса, мотет, мадригал, песня-шансон.
Так же появляются новые жанры.
Павана — торжественный бальный танец,
распространенный в Европе в XVI в. Музыкальный
размер 4/4, 4/2, темп медленный. По одной версии павана
или падована, появилась в итальянском городе Падуя , по
которому и получила своё название. По другой версии,
это танец испанского происхождения (лат. pavo -
"павлин" ), и название связано с торжественным
характером танца.
Медленный торжественный танец,
название которого произошло от слова Павлин. Танцоры
изображают плавные движения, гордо поворачивают
головы и кланяются, такие движения напоминают
павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у
мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага
.
Если придерживаться второй версии, то падована
существовала вместе с паваной, но это был совершенно
другой танец: быстрый, в размерах 6/8 или 12/8, схожий
с гальярдой или сальтарелло . Возможно также, что
термин «падована» объединял павану и её более
позднюю разновидность пассамеццо .
Гальярда (буквально «веселая», «бодрая») — старинный
танец итальянского происхождения, распространённый в
Европе в конце XV—XVII вв. Первые дошедшие
до нас
ноты гальярды относятся к 1529 г.
Для гальярды XVI
века были характерны умеренно быстрый темп,
трёхдольный метр (размер 3/2, 3/8 или 6/8), аккордовый
склад, ритмический рисунок. Гальярда часто
исполнялась после паваны , варьируя её мелодический
рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались
в сборниках танцев для различных инструментальных
составов. Они подготовили появление многочастных
сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах
павану и гальярду заменили аллеманда и куранта .
Куранта (франц. courante) — в переводе с
французского текущий, бегущий. Французский
придворный плавный танец-шествие.
Распространился в Европе. Вначале музыкальный
размер 2/4, затем — трехдольный. Он был сходен с
гальярдой. Тактовый размер в основном 3/4. В эпоху
около 1600 года куранта стала распространяться, как
более современная (т. е. выдержанная в простом
танцевальном стиле) форма. В этом отношении
куранта имела одинаковое значение с аллемандой,
обе они в начале XVIII века стали считаться
старомодными и выходят из практического
употребления. Место их заняли гавот (или ригодон) и
(бурре и жига); куранта же и аллеманда около 1725
сделались стилизированными танцами (куранта имела
затакт в 3 восьмых и движение преимущественно
ровными восьмыми). Уже в середине 17-го века
композиторы различали "быстрые" куранты; в этих
курантах, соответствующих позднейшим жиге и
канари, ясно выражен был первоначальный тип
"плясовых" танцев (сальтарелло).
Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький) —
старинный народный французский танец, с середины
XVII в. бальный. Распространился в Европе.
Музыкальный размер 3/4. До появления вальса считался
королем бальных танцев. Танцевался с галантными
поклонами и реверансами
.
Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский
народный танец. В XVII - XVIII вв. распространился в
Западной Европе как бальный танец. Музыкальный
размер 3/4, 3/2.
Экосез — в переводе с французского значит
«шотландский». Появился на балах в конце XVII века.
Сопровождался волынкой. В
континентальную Европу проник в конце XVII века.
Сперва во Франции, а позднее по всей Европе
распространился под общим названием «англез».
В России при Петре I назывался «английским танцем».
Со временем стал весёлым парно-групповым танцем
быстрого темпа, в двудольном размере.
Под названием «экосез» известен с 1726 года. Особую
популярность, как разновидность контрданса, имел в
первой трети XIX века. Музыкальный размер —
2
/
4
.
Использован в творчестве Людвига ван
Бетховена, Франца Шуберта,Фредерика Шопена и Петра
Ильича Чайковского
.
Контрданс (фр. contredanse, англ. Countrydance)-
возник в Англии в конце XVII — начале XVIII,
английский деревенский танец, одна из форм
первоначально английского и, впоследствии,
французского народного танца и музыки к нему.
Считается, что название танца объясняется тем, что
пары танцуют друг против друга. Однако если
внимательно взглянуть на обложки всех сборников, то
становится очевидным, что уже в 1651 году контрдансы
назывались англичанами не иначе как «Country Dances».
Также не совсем корректно понимать эту фразу как
«деревенские танцы», в виду тех же самых иллюстраций
с первоисточников: на них изображен достаточно
большой зал с высоким потолком, заполненный нарядно
одетыми людьми в праздничной, а не повседневной
одежде. Поэтому адекватнее (с учётом понятия
«деревня» в русской истории) называть эти танцы
«народными» (в противовес танцам при дворе).
Полифония эпохи Барокко
(
итал. – странный,
причудливый) – новый период в историческом развитии
полифонического искусства. Это время характеризуется
развитием свободного стиля. Свободный стиль дает
совершенно новые возможности полифонического
письма по сравнению со строгим стилем: найдена
возможность воплощать средствами полифонии
внутренний (духовный, душевный) мир человека.
Музыка становится искусством самостоятельным,
существующим не как атрибут богослужения;
появляются произведения
инструментальной музыки,
предназначенные только для слушания. Конечно это не
значит, что полифония не находит места в вокальных
жанрах XVII века. Напротив, по давней традиции она
используется в мессах, ораториях, пассионах, кантатах.
Избегали полифонии лишь авторы опер, полагая, что она
устарела. Крупнейшими полифонистами этого времени
являются немецкие композиторы - Г.-Ф. Гендель, И.-С.
Бах. Творчество И.-С. Баха является вершиной
полифонического искусства.
В эту эпоху основные жанры: ричеркар , канцона,
фантазия, фуга.
Канцона (итал. cançó, буквально — песня), лирическое
любовное стихотворение, первоначально
куртуазная песня, наиболее распространённый и
универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый
позднее галисийско - португальскими и итальянскими
поэтами и достигший наивысшего расцвета в
творчестве Петрарки. В музыке — песня для сольного
(первоначально) или ансамблевого исполнения (с
аккомпанементом или без). В XVI—XVII вв. в Италии
словом «канцона» называлась форма инструментальной
музыки. Изначально канцонами назывались переложения
(главным образом, для органа) французской
многоголосной песни - chanson, затем — оригинальные
сочинения, выдержанные в стилистике ранних
переложений шансон, отсюда распространённое
обозначение «канцона на французский манер».
Произведения в этом жанре были широко
распространены в Италии второй половины XVI и
первой половины XVII веков (А. Габриели, К.
Меруло, А. Банкьери, А. Майоне, Дж. Фрескобальди,
возможно К. Джезуальдо), позже — у немецких
композиторов (И.Я.Фробергер, И.К.Керль, Д.
Букстехуде, И. С. Бах). К последней четверти XVI века
канцона по стилю мало чем отличалась от ричеркара и
фантазии. Основной идеей композиции такой канцоны
было тематическое единство произведения (для
однотемной) или согласованность разделов (для
многотемной).
Полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII
века). Классицизм (от лат – об
бразцовый). Музыка этого периода называлась «эпохой
венского классицизма». Великие композиторы –
Й. Гайдн, В. –А. Моцарт, Л. Бетховен создавали свои
произведения под знаком ведущей идеи – идеи развития.
Развитие пронизывает все формы и жанры музыки.
Некоторые распространенные в эпоху барокко жанры
исчезают, уступив место новым (соната, концерт,
симфония). Новизна полифонии венских классиков
обусловлена в первую очередь новизной ее применения.
Широко используются полифонические приемы для
развития тематического материала в развивающих частях
гомофонных форм (фугато в разработке); нередко
происходит полифонизация экспозиционных или
заключительных разделов за счет контрапунктирования
или имитаций; наконец полифонические формы
являются частью крупных циклических произведений
(Бетховен, финал 31 сонаты – фуга). Одним из главных
достижений венских классиков была симфонизация фуги
(развивающая часть фуги сближается с сонатной
разработкой) 4 фугато - (итал. fugato, букв. наподобие
фуги) - эпизод в музыкальном произведении,
построенный по принципу экспозиции фуги.
Полифоническое искусства эпохи Романтизма
(XIX –
начало XX века). На начальном этапе развития в музыке
композиторов-романтиков полифония не имела
большого значения. Постепенно ее роль повышается: у Р.
Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса – полифония
существенный выразительный фактор, полифонические
средства используются для программно-изобразительных
решений. Особое место «полифонизация» занимает в
творчестве Р. Вагнера. Полифоническая техника часто
применяется в произведениях народно-жанрового
характера (каноны в мазурках Ф. Шопена). В 19 веке
происходит полифонизация гармонии и фактуры.
Имитационное или каноническое оформление
представляет собой лишь великолепную внешнюю
облицовку за которой строит прочная гармоническая
основа. Жанр фуги, так же как и у венских классиков,
является самостоятельным произведением достаточно
редко, в основном композиторы предпочитали видеть
фугу частью вариационного или сонатно-
симфонического цикла. Полифония в русской музыке 19
- начала 20 века богата и своеобразна. Русские
композиторы: М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин,
М. Мусоргский черпали полифонию из народной
музыки. «Русское начало» обнаруживается при
использовании подголосочной полифонии. Другим
источником создания неповторимого полифонического
облика русской музыки стало использование старинных
мелодико-ритмических оборотв и особенностей
старинного многогоглосия. (М, Глинка, хор «Славься» -
параллельное движение). Контрастная (разнотемная)
полифония получила применение в творчестве Н.
Римского–Корсакова, М. Мусоргского. Западные
композиторы эпохи Романтизма: Ф. Шуберта, Р.
Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, И. Брамса, Э.
Грига. Русские композиторы XIX века: М. Глинка, М.
Балакирев, М. Мусоргский, А. и Н. Рубинштейны, П.
Чайковский, С. Танеев.
Полифония XX века. Музыка XX века отличается
сложнейшим многоголосием, в котором полифония
занимает одно из ведущих мест. Значение полифонии
резко возрастает. Возрождается форма прелюдии и фуги
в творчестве П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р.
Щедрина. Происходит значительное обновление
полифонических форм и средств полифонического языка
(двухтемные и трехтемные фуги, использование
политональности в разнотемной полифонии и т.д.). В
некоторых случаях полифонические формы свободно
обобщают в себе разные виды полифонии, например
подголосочное изложение в соединении с басовым
контрапунктом (контрастно-подголосочное трехголосие).
В современной музыке полифония активно
взаимодействует с гомофонно- гармоническим
изложением, это взаимодействие выражается в
полифоническом обогащении гомофонных форм.
Наиболее наглядно это проявляется, когда общий
композиционный план определяется закономерностями
гомофонной формы, а развитие внутри отдельных частей
основано на приемах полифонии. Западные композиторы
XX века: К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, А. Веберн,
Б. Барток, А. Онеггер, П. Хиндемит, Ж. Мессиан.
Русские композиторы: А. Скрябин, И. Стравинский, А.
Глазунов, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович,
Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин. Вопросы для
повторения: 1. В каком веке возни
Литература
Г.В. Абдуллина «Строгий стиль». Пособие для
студентов.
Ройтерштейн М.И.: Полифония. - М.: Академия, 2002
Сост.: Г. Головинский, М. Ройтерштейн: Книга о музыке.
- М.: Советский композитор, 1988
Нестьев И.В.: Учитесь слушать музыку. - М.: Музыка,
1987
Булучевский Ю.С. Краткий муз словарь Л. Музыка. 1986
Интернет ресурсы - музыкальные энциклопедии.
Учебнки по полифонии –М.1986г
Лекции А.Милки –профессор Спб консерватории