Автор: Елена Викторовна Грамоткова
Должность: ТОГАДОУ
Учебное заведение: ТОГАДОУ
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие физических качеств у дожкольников
Раздел: дошкольное образование
Методы, формы и средства организации деятельности с
одаренными детьми в рамках реализации целей и задач
направления «Физическое развитие».
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская
одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее
диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко объясняется
общественными потребностями.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее
развитие? Что можно сделать для их поддержки?
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых
детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы
образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи
взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных
особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности,
поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и
лучше понимают отношения и связи.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов
конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании
в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок
может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета
способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных
педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-пространственной среды,
стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по
отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство
собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
Спортивная одаренность – это комплекс природных качеств, дающих
возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней
тренировки. - это врожденные особенности человека, обуславливающие
определенный уровень его спортивных достижений. Слайд №5 Условно
различают три уровня развития спортивных способностей: 1. Самые общие
способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное
физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность,
интересы, склонности и т.д. 2. Общие элементы спортивных способностей:
быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к
значительным мышечным напряжениям, 3 высокий уровень
функциональной подготовки, способность преодолевать утомление,
успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д. 3.
Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост
спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств,
высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства
с противником и т.д.
Так, например, для спортивной одаренности выбираются следующие
направления:
Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, хорошей
ориентировки в пространстве, умения проявлять силу, выносливость.
Создание условий для накопления двигательного опыта.
Формирование положительного личностного отношения к здоровому
образу жизни.
Примерные формы и методы работы:
Подбор индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и
формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их
физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
Подготовка детей к соревнованиям, олимпийским играм;
Совместное с одаренными детьми проведение мастер- классов для
родителей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Изготовление памяток, буклетов, папок передвижек для родителей;
Профессиональное общение со специалистами из спортивных секций с
целью определения физически одаренного ребенка в необходимую
спортивную секцию.
План программы «Сопровождение ребенка
с ярко выраженными спортивными способностями».
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных
способностей одаренного ребенка.
Структура программы сопровождения.
Определение целей и задач программы сопровождения.
Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса,
задействованных в программе.
Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы
сопровождения.
Мониторинг программы.
Задачи:
Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество
работы с детьми.
Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими
детьми.
Достижение детьми более высоких результатов.
Инструктор по физическому воспитанию.
Информационный этап:
рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей;
пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую
одаренность.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с
физически одаренным ребенком;
осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для
ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их
физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
мониторинг динамики физического развития ребенка;
профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью
определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную
секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и
групповых занятиях с детьми.
Воспитатель.
Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни
среди родителей;
информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с
учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.
Родители.
Развивающий этап: развитие физических способностей одаренных детей
посредством определения их в специализированные секции и спортивные
кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.
Карта одаренного ребенка.
ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (последний профосмотр).
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты психологической диагностики
Результаты педагогической диагностики
Результаты социометрического исследования
Область одаренности
Признаки одаренности
Диагностика одаренности
Выводы и рекомендации
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами
воспитательно-образовательного процесса).
План работы с одарёнными детьми
№
п/п
Мероприятия
Сроки
1
Составление и уточнение списка детей,
успешных в освоении видов
физкультурно-спортивной деятельности
Сентябрь
2
Создание банка данных одарённых
детей физкультурно-спортивной
направленности
Сентябрь-октябрь
3
Организация системы дополнительного
образования физкультурно-спортивной
направленности
Сентябрь
4
Организация и проведение
соревнований и Олимпиады по
физической культуре в ДОУ
В течение года
согласно годового
плана
5
Организация и проведение
соревнований и Олимпиады по
физической культуре с другими ДОУ
В течение года
согласно годового
плана
6
Организация работы с одарёнными
детьми (набор в дополнительное
образование).
Сентябрь
7
Методическая работа с воспитателями,
родителями дошкольников по
физической культуре (собрания,
круглые столы,консультации, беседы)
В течение года
согласно плана
8
Создание банка данных результатов
работы одарённых детей
В течение года
9
Организация и проведение
дополнительных занятий с одарёнными
детьми
В течение года
10
Взаимодействие с организациями и
объединениями по вопросам работы с
одарёнными детьми
В течение года
11
Проведение открытых просмотров с
активным участием одарённых детей
В течение года
12
Подведение итогов работы с
одарёнными детьми
В течение года
13
Поощрение и стимулирование
одарённых учащихся: «Лучшие из
лучших».
Апрель-май