Напоминание

Обучение школьников с ограниченными возможностями


Автор: Наталья Владимировна Белова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Чегдомын
Наименование материала: Инклюзивное образование в общеобразовательной школе
Тема: Обучение школьников с ограниченными возможностями
Раздел: полное образование





Назад




«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Автор: Белова Наталья Владимировна

рп Чегдомын

2020 г

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРИ

РЕАЛИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ 6

1.1ИНКЛЮЗИВНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ:

ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ,

ОСОБЕННОСТИ 6

1.2НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ 11

ГЛАВА

2

АНАЛИЗ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

БАЗЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ 27

2.1

ОСОБЕННОСТИ

ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ УРОВНЕ 27

2.2

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к

увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с

учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в

начальной

школе

выросло

в

2-2,5

раза

(30%

и

более).

Наиболее

многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой

задержкой психического развития (ЗПР).

В настоящее время сложилось единое образовательное пространство, и

интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с

ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении

массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день

институт инклюзивного образования является единственным международно

признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными

физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире

давно

принято

удалять

особое

внимание

детям

с

ограниченными

возможностями, их возможности получать достойное образование и их

потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

В настоящее время у родителей, чьи дети имеют ограниченные

физические возможности, есть два варианта выбора учебного заведения

общего среднего образования:

▪ специализированная школа;

▪ общая образовательная школа с возможностями обучения ребенка с

ограниченными физическими возможностями.

Интегрированное

обучение

выступает

как

одна

из

форм

альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя

коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку,

3

обоснованный

психолого-медико-педагогический

отбор

детей

для

интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений

со

стороны

социума

и

др.

Интеграция

детей

с

ограниченными

возможностями в учреждение для нормально развивающихся сверстников

происходит с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения

реального выбора модели интеграции.

Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического

смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в

образовательной практике. Особое значение приобретает организация не

только и не столько совместной ведущей для определенного возраста

деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей.

На современном этапе произошли значительные изменения в области

государственной

образовательной

политики.

В

отечественной

системе

образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в

учебно-воспитательном

процессе

(психолого-педагогическое

сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на

базе

медико-социальных

центров,

школьных

служб

сопровождения,

профориентационных центров, психолого-медико-педагогических комиссий,

центров психолого-педагогического консультирования, кабинетов доверия и

других. Признание государством ценности социальной и образовательной

интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от

представлений

об

организации

отдельного

обучения

определили

происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление

обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья,

потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового

обеспечения, что и послужило основой для выбора темы выпускной

аттестационной работы.

Степень разработанности проблемы. Проблемы

развития, обучения, социализации детей с задержкой психического развития

исследовали И. М. Бгажнокова, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Е. Б.

4

Аксенова, Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, М.А. Егорова, Е. С. Слепович,

В. А. Степанова, Е. А. Стребелева, Н.Д. Соколова, В. И. Лубовский, М. С.

Певзнер, Б. П. Пузанов, С. Я. Рубинштейн, Р. Д. Тригер, Л. М. Шипицина и

др.

Предмет исследования – деятельность образовательных организаций

при реализации инклюзивной практики. Объект исследования – нормативно-

правовая база образовательных организаций, реализующих инклюзивную

практику. Цель исследования – выявление и анализ теоретических и

практических аспектов нормативно-правового регулирования деятельности

образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику

и

выработка рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-

правового

и

методического

регулирования

инклюзивной

практики

в

образовательных организациях.

Цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:

1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности инклюзивного

образования

2.

Исследовать

нормативно-правовые

акты,

регулирующие

деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную

практику.

3.

Проанализировать

особенности

правового

регулирования

инклюзивного образования на региональной уровне.

4. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование

нормативно-правового

и

методического

регулирования

инклюзивной

практики в образовательных организациях.

Структура выпускной аттестационной работы соответствует целям и

задачам исследования. Во введении рассматривается актуальность выбранной

темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные

задачи исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы

инклюзивного

образования.

Вторая

глава

содержит

анализ

процесса

5

правового регулирования инклюзивного образования на региональной уровне

и рекомендации, направленные на совершенствование нормативно-правового

и методического регулирования инклюзивной практики в образовательных

организациях.

В заключении сделаны выводы по итогам проведенного исследования.

ГЛАВА

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРИ

РЕАЛИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

1.1 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ,

ОСОБЕННОСТИ

Определение инклюзивного образования сформулировано в ст. 2 п. 27

ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года: «Инклюзивное

образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех

обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей

и индивидуальных возможностей».

Образовательный

процесс

при

инклюзивном

подходе

позволяет

обучающимся

приобрести

необходимые

компетенции,

согласно

образовательным стандартам. Основным субъектом, на которого направлены

инклюзивные

технологии,

является

обучающийся

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Понятие обучающегося с ОВЗ дается в ст. 2 п. 16 ФЗ №273 «Об

образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года: «обучающийся с ограниченными

возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в

физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-

медико-педагогической

комиссией

и

препятствующие

получению

образования без создания специальных условий».

Под «специальными условиями» понимают (ст. 79 п. 3 ФЗ №273 «Об

6

образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года) понимаются условия обучения,

воспитания и развития обучающимися с ограниченными возможностями

здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных

программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,

учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических

средств

обучения

коллективного

и

индивидуального

пользования,

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся

необходимую

техническую

помощь,

проведение

групповых

и

индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие

условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных

программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Объем и создание специальных условий для организации обучения и

воспитания

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей-

инвалидов всецело зависит от присвоения им соответствующего статуса

«ребенок-инвалид»

и/или

«ребенок

с

ограниченными

возможностями

здоровья».

Создание специальных условий при получении образования детьми с

инвалидностью во многом зависит от межведомственного взаимодействия

органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Инвалидом

«является

лицо,

которое

имеет

нарушение

здоровья

со

стойким

расстройством

функций

организма,

обусловленное

заболеваниями,

последствиями

травм

или

дефектами,

приводящее

к

ограничению

жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»

(ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995).

Инвалидность устанавливается в нормативном порядке в бюро медико-

социальной экспертизы. Для ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид»

определяется перечень реабилитационных мероприятий, направленных на

восстановление способностей к бытовой, общественной, в последующем

7

профессиональной

деятельности

в

соответствии

со

структурой

его

потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний. Это отражается в

индивидуальной программе реабилитации (ИПР), которая обязательна для

исполнения соответствующими органами государственной власти, органами

местного

самоуправления,

а

также

организациями

независимо

от

организационно-правовых форм и форм собственности.

В

соответствии

с

приказом

Министерства

здравоохранения

и

социального развития РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении

порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации

или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или

абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными

учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» в содержание

программы

помимо

обязательных

медицинских,

реабилитационных

мероприятий вносится запись о создании специальных условия обучения в

учреждениях

образования,

применении

специального

оборудования,

проведении коррекционно-развивающих мероприятий.

Несколько иначе обстоит вопрос создания специальных условий для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Обучающимся

с

ограниченными возможностями здоровья может быть физическое лицо,

имеющее недостатки и физическом и/или психическом развитии, которые

подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют

получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст.3

п.8).

Психолого-медико-педагогическая

комиссия

(ПМПК)

создается

органом

исполнительной

власти

субъекта

Российской

Федерации,

осуществляющим государственное управление в сфере образования на

основании приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об

утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». В

Положении говорится, что комиссия создается в целях своевременного

8

выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом

развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного

психолого-медико-педагогического

обследования

и

подготовки

по

результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-

педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также

подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

В соответствии приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30

августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования» для

получения

качественного

образования

лицами

с

ограниченными

возможностями здоровья без дискриминации в образовательной организации

создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и

социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе

специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц

языков, методов и способов общения, а также условия, в максимальной

степени способствующие получению образования определенного уровня и

определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в

том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с

ограниченными возможностями здоровья (п.24).

В

приказах

Минобрнауки

России

«Об

утверждении

Порядка

проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам среднего общего образования», «Об утверждении Порядка

проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам основного общего образования» (от 26 декабря 2013 г. № 1339,

1400) помимо общих положений организации государственной итоговой

аттестации (ГИА) рассмотрены вопросы создания условий в процессе

проведения процедуры сдачи экзамена лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами.

9

Органам

исполнительной

власти

субъектов

Российской

Федерации,

осуществляющих

государственное

управление

в

сфере

образования

рекомендовано организовать проведение ГИА в условиях, учитывающих

состояние их здоровья, особенности психофизического развития (п.37).

Определены необходимые материально-технические условия проведения

экзамена и предложен перечень необходимых условий и технических средств

для различных групп нарушений. Предусмотрена возможность сдачи

экзамена обучающимися с ОВЗ по всем предметам в устной форме.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в

отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих

образовательную деятельность.

Отдельные

организации,

осуществляющие

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам,

создаются

органами

государственной

власти

субъектов

Российской Федерации для глухих,

слабослышащих,

позднооглохших,

слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями

опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с

умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со

сложными

дефектами

и

других

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Особенности

организации

образовательной

деятельности

для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке

государственной

политики

и

нормативно-правовому

регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом

исполнительной

власти,

осуществляющим

функции

по

выработке

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

социальной защиты населения.

10

1.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

АКТЫ,

РЕГУЛИРУЮЩИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ

ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в

области внедрения и развития инклюзивного обучения является качественное

управление «включением» ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, что

невозможно

без

законодательных

основ,

обозначающих

границы

возможностей участников.

Признание государством ценности социальной и образовательной

интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от

представлений

об

организации

отдельного

обучения

определили

происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление

обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья,

потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового

обеспечения.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ,

детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы

нескольких

уровней:

Нормативно-правовую

основу

для

организации

образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации

составляют документы нескольких уровней:

· международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

·

федеральные

(Конституция,

законы,

кодексы

семейный,

гражданский и др.);

· правительственные (постановления, распоряжения);

· ведомственные (Министерства образования СССР и Российской

Федерации и др.);

· региональные (правительственные и ведомственные).

11

Международное законодательство в области закрепления права детей с

ОВЗ и инвалидностью на получение образования имеет более чем

полувековую историю развития.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года стала

основой для создания международно-правовой регуляции в области защиты

прав

личности

человека.

Декларация

провозгласила

как

социальные,

экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.

В статье 1 содержится историческое положение о свободе и равенстве

достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются

свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Декларация, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи

Организации

объединенных

наций

(ООН)

резолюцией

217

А

(III)

(«Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года, была

рекомендована для всех стран-членов ООН.

В дальнейшем, в Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386

(ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью

обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы

соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер

поддержки образования. Так, принцип 5, уточняет – «ребенку, который

является неполноценным в физическом, психическом или социальном

отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и

забота, необходимые ввиду его особого состояния».

В Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования»,

принятой 14.12.1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам

образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были

рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и

необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения

всех детей. В Конвенции признается, что ООН по вопросам образования,

науки и культуры, исходя из многообразия систем образования, принятых в

12

отдельных странах, должна не только устранять всякую дискриминацию в

области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и

равное ко всем отношение.

В 70-хх годах, двадцатого столетия, Международными организациями

принимается целый ряд рекомендаций, разъясняющих позиции сообщества

по вопросам оказания содействия в развитии способностей и интеграции

инвалидов, умственно отсталых лиц в общественную жизнь общества. Так, в

Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (Резолюция 2856

(XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года) уточняется позиция

международного сообщества о необходимости оказания умственно отсталым

лицам

помощи

в

развитии

их

способностей

в

различных

областях

деятельности и всемерного общественного содействия интеграции их в

обычную жизнь общества.

Через четыре года, в Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята

резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года)

отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в

Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без

каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации. 16

декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год

Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992-й год –

Десятилетием инвалидов ООН. Наиболее важным результатом проведения

Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей

ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении

инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению

всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы

во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята

резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В

программе

перечислены

основные

мероприятия,

которые

необходимо

провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что

13

образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей

школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения

должна возлагаться на органы образования. Интересен тот факт, что

разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся

обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми

видами инвалидности, в том числе с самыми тяжелыми формами нарушений.

Впервые обращается внимание на обязательные критерии, предъявляемые к

государственной системе образования, которая должна быть гибкой и

соответствовать:

- индивидуализированности – учет предполагаемых и согласованных

потребностей каждого учащегося и направленность на достижение четко

определенных целей обучения и краткосрочных задач, которые регулярно

рассматриваются и при необходимости пересматриваются;

- доступности – образовательная организация должна находиться на

небольшом расстоянии от дома или места жительства учащегося, за

исключением особых случаев, когда потребности учащегося невозможно

обеспечить в таких заведениях;

- система должна быть всеобъемлющей – то есть, должна обслуживать

всех лиц с особыми потребностями независимо от возраста и степени

инвалидности, чтобы ни один ребенок школьного возраста не был лишен

возможностей

для

получения

образования

вследствие

его

степени

инвалидности или получал образование значительно хуже того, которое

получают другие учащиеся.

Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько

педагогических в обычных школах для лиц с особыми образовательными

потребностями,

в

частности,

инклюзивного

образования,

настойчиво

предложен

в

Декларации

«О

принципах,

политике

и

практической

деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так

называемой

Саламанской

декларации

«О

принципах,

политике

и

14

практической

деятельности

в

сфере

образования

лиц

с

особыми

потребностями»

(Саламанка,

Испания,

7-10

июня1994

г.).

В

данной

Декларации отмечено, что обычные школы с инклюзивной ориентацией

являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными

воззрениями и создания благоприятной атмосферы в общинах, построения

инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они

обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают

эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

В обращении конференции были сформированы положения для

правительств:

-

уделять

первоочередное

внимание

необходимости

придать

«включающий» (инклюзивный) характер системе образования;

- включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как

компонент правовой или политической системы;

- разрабатывать показательные проекты;

- содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в

сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности;

-

разрабатывать

способы

планирования,

контроля

и

оценки

образовательного обеспечения детей и взрослых;

- способствовать и облегчать участие родителей и организаций

инвалидов;

-

финансировать

стратегию

ранней

диагностики

и

раннего

вмешательства;

- финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего»

(инклюзивного) образования;

- обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.

Вместе с тем усилия международного сообщества не были в

достаточной мере эффективными: проведенный ООН дважды (1987, 1992)

мониторинг показал, что, несмотря на все изменения, инвалиды так и не

15

получили

равных

возможностей,

а

во

многих

странах

остались

изолированными от общества. В связи с этим в 1994 году Генеральная

Ассамблея

ООН

одобрила

долгосрочную

стратегию

дальнейшего

осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов,

основной целью которой было провозглашено создание «общества для всех»,

охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего

каждому человеку максимально развить его потенциал.

Самым

значимым

решением

в

области

защиты

прав

лиц

с

ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов

(принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006

года).

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно

быть направлено на:

развитие умственных и физических способностей в самом

полном объеме;

обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в

жизни свободного общества;

доступ

инвалидов

к

образованию

в

местах

своего

непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное

удовлетворение потребностей лица

предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в

общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

создание условий для освоения социальных навыков

обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г.

№ 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия

ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя

обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые

нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе

16

определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Гарантия

прав

всех

детей,

в

том

числе

и

с

ограниченными

возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного

образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня:

Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012

г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №181-ФЗ «О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г.

120-ФЗ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября

1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья

43

Конституции

РФ

провозглашает

право

каждого

на

образование.

Принцип

равноправия

включает

также

запрещение

дискриминации по состоянию здоровья. В свою очередь, родителям

предоставляется

право

выбирать

формы

обучения,

образовательные

учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать

участие в управлении образовательным учреждением.

Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями

здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В

соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О

внесении

изменений

в

отдельные

законодательные

акты

Российской

Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями

здоровья»

употребляемые

в

нормативных

правовых

актах

слова

«с

отклонениями

в

развитии»

заменены

словами

«с

ограниченными

возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и

(или) психическом развитии.

17

Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года,

Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного

образования:

Новая

школа

это

школа

для

всех.

В

любой

школе

будет

обеспечиваться

успешная

социализация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения

родителей,

находящихся

в

трудной

жизненной

ситуации.

В

каждом

образовательном

учреждении

должна

быть

создана

универсальная

безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию

детей-инвалидов.

Важным федеральным документом в области образования детей-

инвалидов является Государственная программа Российской Федерации

«Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением

Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов

программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана

универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное

обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем

количестве общеобразовательных учреждений.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от

01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную

исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся

без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально

опасном положении) и ставит задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации

права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на

включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного,

18

общего

и

профессионального

образования

(права

на

инклюзивное

образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и

коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

-

нормативно-правового

регулирования

порядка

финансирования

расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и

социального

обеспечения детей-инвалидов и

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья.

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в

сфере

образования

для

детей-инвалидов

и

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное

образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в

виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для

разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка,

создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-

социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.

- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-

инвалидов.

В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим

принципы государственной политики в области образования, является

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-

ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Закон

регулирует

вопросы

образования

лиц

с

ограниченными

возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право

детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на

19

получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них

потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и

понятия в части образования детей с ОВЗ:

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -

физическое

лицо,

имеющее

недостатки

в

физическом

и

(или)

психологическом

развитии,

подтвержденные

психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий.

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий

освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее

содержания

с

учетом

особенностей

и

образовательных

потребностей

конкретного обучающегося;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к

образованию

для

всех

обучающихся

с

учетом

разнообразия

особых

образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная

программа,

адаптированная

для

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

указанных лиц;

специальные условия для получения образования обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и

развития

таких

обучающихся,

включающие

в

себя

использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

специальных

технических

средств

обучения

коллективного

и

индивидуального

пользования,

предоставление

услуг

ассистента

(помощника),

оказывающего

обучающимся

необходимую

техническую

20

помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

обеспечение

доступа

в

здания

организаций,

осуществляющих

образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно

или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья.

В Законе установлены основные права обучающихся и меры их

социальной поддержки и стимулирования - обучающимся предоставляются

академические права на условия для обучения с учетом особенностей их

психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение

социально-педагогической

и

психологической

помощи,

бесплатной

психолого-медико-педагогической

коррекции

(ст.

34);

обучение

по

индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной

программы в порядке, установленном локальными нормативными актами

образовательной организации; предлагаются различные формы получения

образования

надомная,

семейная,

смешанная,

с

применением

дистанционных, электронных средств.

Также, Закон определяет круг основных образовательных программ на

каждой

ступени

обучения,

дополнительные,

профессиональные

образовательные программы. Для обучения ребенка с ограниченными

возможностями

здоровья

в

общеобразовательных

организациях,

реализующих

основные

образовательные

программы,

создается

адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

развития

и

социальную адаптацию. Кроме того обучение ребенка с ОВЗ может

организовываться по адаптированной основной образовательной программе,

реализуемой в образовательной организации или классе для детей с

нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата,

тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами

21

аутистического спектра и др. Дети с ограниченными возможностями

здоровья приниматься на обучение по адаптированной общеобразовательной

программе и по адаптированной основной образовательной программе только

с

согласия

родителей

(законных

представителей)

и

на

основании

рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ст.52).

Подчеркивается,

что

повторное

обучение,

обучение

по

индивидуальному

учебному

плану

или

перевод

на

обучение

по

адаптированным

программам

возможен

при

не

ликвидированной

в

установленные

сроки

академической

задолженности

с

момента

ее

образования

и

в

соответствии

с

рекомендациями

психолого-медико-

педагогической комиссии (ст.58).

В статье 42 обозначено, что обучающимся, испытывающим трудности в

освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной

адаптации, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной

помощи

(ЦППМСП),

а

также

психологами,

педагогами-психологами

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых

такие дети обучаются.

В Законе впервые представлены направления деятельности психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи, такие как: психолого-

педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных

представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и

компенсирующие

занятия

с

обучающимися,

логопедическую

помощь

обучающимся;

комплекс

реабилитационных

и

других

медицинских

мероприятий;

помощь

обучающимся

в

профориентации,

получении

профессии и социальной адаптации. Психолого-педагогическая помощь в

центре

ППМС

оказывается

педагогами-психологами,

социальными

педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными

специалистами.

22

Необходимо

отметить,

что

Закон

Российской

Федерации

«Об

образовании в РФ» рассматривает организационные вопросы деятельности

образовательной

организации.

Так,

отмечается,

что

образовательная

организация действует на основании устава, утвержденного в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации (ст.25).

Устав организации - правовой акт, определяющий порядок образования,

компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок работы.

В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с

информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации,

следующая информация о: типе образовательной организации; учредителе

или

учредителях

образовательной

организации;

видах

реализуемых

образовательных программ с указанием уровня образования и (или)

направленности;

структуре

и

компетенции

органов

управления

образовательной

организацией,

порядок

их

формирования

и

сроки

полномочий.

В

соответствии

со

статьей

27

«Структура

образовательной

организации» образовательная организация самостоятельна в формировании

своей структуры и может иметь в своей структуре различные структурные

подразделения,

обеспечивающие

осуществление

образовательной

деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых

образовательных

программ,

формы

обучения

и

режима

пребывания

обучающихся (филиалы, представительства, отделения, учебные и учебно-

производственные мастерские, учебно-опытные хозяйства, художественно-

творческие

мастерские,

интернаты,

психологические

и

социально-

педагогические

службы,

обеспечивающие

социальную

адаптацию

и

реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные

локальными

нормативными

актами

образовательной

организации

структурные подразделения).

Федеральный документ «Наша новая школа» (от 04 февраля 2010 года,

23

Пр-271) определяет необходимость создания в каждом образовательном

учреждении универсальной безбарьерной среды с целью обеспечения

интеграции в образовательный процесс детей-инвалидов.

Среди ведомственных документов, регламентирующих деятельность

образовательных организаций в области инклюзивной практики, действуют:

Письмо Минобразования РФ ОТ 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции

интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

(со специальными образовательными потребностями)». В данном документе

отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится

на

трех

принципах:

интеграция

через

раннюю

диагностику,

через

обязательную

коррекционную

помощь

каждому

ребенку

и

через

разноуровневые

модели

интеграции.

Реализация

идеи

интеграции

рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в

развитии отечественной системы специального образования (коррекционной

помощи, реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости

свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий

детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного

совершенствования систем массового и специального образования.

Письмо от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 Министерства образования

Российской

Федерации

«О

единых

требованиях

к

наименованию

и

организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для

детей с задержкой психического развития».

Типовым

положением

об

общеобразовательном

учреждении,

утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19

марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных

учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и

специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в

развитии.

При организации работы специальных (коррекционных) классов

24

общеобразовательное

учреждение

должно

руководствоваться

Типовым

положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях

Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288,

10.03.2000 № 212.

Письмо Минобрнауки РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании

условий

для

получения

образования

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детьми-инвалидами».

Формы

и

степень

образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями

здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности

недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети,

уровень

психофизического

развития

которых

в

целом

соответствует

возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной

образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими

нарушений развития, при наличии необходимых технических средств

обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья,

обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4

человек.

Письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-

медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»,

действующих

в

целях

обеспечения

комплексной

специализированной

помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями

декомпенсации в условиях образовательного учреждения. ПМПк может

формироваться независимо от организационно-правовой формы приказом

руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих

специалистов.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями

здоровья

на

образование

является

одной

из

важнейших

задач

государственной политики не только в области образования, но и в области

25

демографического

и

социально-экономического

развития

Российской

Федерации, активно развивается, опираясь на нормы российского и мирового

права.

региональный инклюзивный образование акт

26

ГЛАВА

2

АНАЛИЗ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

БАЗЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

2.1

ОСОБЕННОСТИ

ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ УРОВНЕ

На региональном уровне (в Рязанской области) нормативно-правовой

базой

деятельности

образовательных

организаций,

реализующих

инклюзивную практику, является Закон Рязанской области от 29.08.2013 №

42-ОЗ (ред. от 22.04.2014) «Об образовании в Рязанской области» (принят

Постановлением Рязанской областной Думы от 28.08.2013 N 314-V РОД),

который

устанавливает

правовые,

организационные

и

экономические

особенности функционирования системы образования в Рязанской области,

определяет полномочия органов государственной власти Рязанской области в

сфере

образования,

меры

социальной

поддержки

обучающихся

образовательных организаций, педагогических и иных работников системы

образования Рязанской области. Ст. 18 данного закона «Организация

обучения отдельных категорий детей с ограниченными возможностями

здоровья» в основном определяет порядок обучения детей-инвалидов и лиц с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

дому,

в

том

числе

с

использованием дистанционных образовательных технологий, по основным

общеобразовательным программам с предоставлением средств компьютерной

техники, связи и специального комплекса программно-технических средств.

Государственная Программа Рязанской области «Развитие образования

на 2014-2018 годы» (далее Программа), утвержденная Постановлением

Правительства Рязанской области 30 октября 2013 г. № 344, является

основным

стратегическим

документом,

определяющим

региональную

политику в области образования в регионе на ближайшие годы. В Программе

27

отмечается, что одним из условий успешности социально-экономического

развития Рязанской области и повышения благосостояния населения является

модернизация

образования

и

реализация

его

современной

модели,

обеспечивающей повышение доступности качественного образования в

соответствии

с

требованиями

инновационного

развития

экономики,

современными потребностями общества и каждого гражданина. Среди целей,

которые определены в Программе, особенно следует отметить:

создание в системе общего образования равных возможностей

для современного качественного образования и позитивной социализации

детей;

обеспечение

государственной

поддержки

и

создание

благоприятных условий для успешной социализации детей-сирот, детей,

оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, в том числе, с ограниченными возможностями

здоровья.

В

качестве

основных

ожидаемых

результатов

реализации

Программы,

непосредственно

относящихся

к

реализации

инклюзивной практики в образовательных организациях Рязани и Рязанской

области, следует отметить:

увеличение доли государственных образовательных организаций,

в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оказавшиеся в

трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными возможностями

здоровья, оснащенных современным оборудованием, до 90%;

увеличение доли государственных образовательных организаций,

в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оказавшиеся в

трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными возможностями

здоровья,

активно

использующих

информационно-коммуникационные

технологии, до 100%;

уменьшение

доли

государственных

образовательных

28

организаций, в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети,

оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными

возможностями здоровья, требующих проведения капитального ремонта, до

0.

Деятельность

образовательной

организации

регулируется

федеральными нормативными актами, нормативными актами органов власти

субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, которые находятся

в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы

субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри

каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления

образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему

сферу образования).

Локальные акты образовательной организации образуют низший

уровень

правового

регулирования

деятельности

образовательной

организации. При этом изменение правового регулирования вопросов

образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную

реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне

образовательной организации. Локальные акты образовательной организации

действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут

регулировать отношения, складывающиеся вне ее.

С

учетом

компетенций,

прав,

обязанностей

и

ответственности

образовательной

организации,

примерный

(минимальный)

Перечень

локальных

актов,

регламентирующий

деятельность

образовательной

организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе детей-

инвалидов, должен включать в себя:

1. Положение о реализации инклюзивной практики в образовательной

организации (об особенностях организации обучения и воспитания детей с

ОВЗ);

2. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)

29

с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало

нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.)

3.

Положение

об

организации

психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном

процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с центром психолого-медико-

социального сопровождения детей (договор о сотрудничестве) и/или со

специальными

(коррекционными)

образовательными

учреждениями,

лечебно-профилактическими

учреждениями,

учреждениями

здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

4. договор с родителями детей с ОВЗ;

5. Положение о разработке и реализации индивидуального учебного

плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на

основе

индивидуализации

ее

содержания

с

учетом

особенностей

и

образовательных потребностей конкретного учащегося;

6.

Положение

о

разработке

и

реализации

адаптированной

образовательной программы.

Все локальные нормативные акты образовательной организации в части

обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так

как

они

имеют

прямое

или

косвенное

отношение

к

участникам

образовательного процесса, и требует обязательного ознакомления с ним.

Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено,

поэтому руководитель образовательной организации вправе определить ее

самостоятельно. В приказе об утверждении локального акта необходимо

отразить:

1. дату введения локального нормативного акта в действие;

2.указание об ознакомлении работников с локальным нормативным

актом и сроки для этого;

3. фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального

нормативного акта.

30

Локальные нормативные акты образовательной организации не могут

противоречить Уставу и действующему законодательству. Закон требует

указать в Уставе перечень локальных актов, регламентирующих деятельность

образовательной организации. Необходимо помнить, что действующий закон

«Об образовании в РФ» не требует обязательной регистрации локальных

нормативных актов в качестве дополнений к Уставу в соответствующих

органах, что предусматривалось нормами старого закона.

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовая база

организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и

инвалидов в практически сформирована на федеральном и региональном

уровнях, выработаны основные направления государственной политики в

данной сфере, однако на практике остается актуальной проблема правового и

социально-экономического

обеспечения

реализации

инклюзивной

совершенствованию практики «на местах», локальное регламентирование

деятельности

всех

участников

образовательного

процесса,

создание

образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

2.2

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Исходя из выводов, сделанных в п.2.1, при организации инклюзивного

образования образовательной организации рекомендуется:

1.

внести

изменения

в

Устав

в

части

совместного

обучения

(воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга,

различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными

возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;

2. разработать локальные акты, регламентирующие деятельность

организации по обучению лиц с ОВЗ;

31

3.

обеспечить

специальные

условия

для

обучающихся

с

ОВЗ,

включенных в учебно-воспитательный процесс;

4. принять индивидуальные учебные программы, учебно-тематические

планы для обучения каждого ребенка с ОВЗ;

5.

иметь

документацию,

позволяющую

отследить

прохождение

образовательной программы, динамику обучения ребенка, коррекционную

работу с ним;

6. иметь ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-

логопеда,

социального

педагога

либо

заключить

договоры

с

образовательными организациями для детей, нуждающихся в психолого-

педагогической

и

медико-социальной

помощи

со

специальными

(коррекционными)

образовательными

организациями,

учреждениями

здравоохранения, учреждения социального обслуживания населения и др.;

7. осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для

работы с детьми с ОВЗ;

8. выполнять рекомендации, содержащиеся в заключениях окружной

психолого-медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов), лечебно-

профилактических учреждений здравоохранения;

9. иметь договор с родителями (законными представителями) детей с

ОВЗ (детей с инвалидностью), в котором указывается программа обучения

ребенка

и

другие

особенности

организации

учебно-воспитательного

процесса;

10.

иметь Положение об оплате труда с установкой размера доплат и

надбавок

учителям,

осуществляющим

работу

с

детьми

с

ОВЗ

и

инвалидностью.

Таким

образом,

с

учетом

компетенций,

права,

обязанности

и

ответственности образовательной организации, примерный (минимальный)

Перечень

локальных

актов,

регламентирующий

деятельность

образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в

32

том числе детей-инвалидов, должен включать в себя:

1. Положение о реализации инклюзивной практики в образовательной

организации (об особенностях организации обучения и воспитания детей с

ОВЗ);

2. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)

с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало

нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.)

3.

Положение

об

организации

психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном

процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с центром психолого-медико-

социального сопровождения детей (договор о сотрудничестве) и/или со

специальными

(коррекционными)

образовательными

учреждениями,

лечебно-профилактическими

учреждениями,

учреждениями

здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

5. Положение о разработке и реализации индивидуального учебного

плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на

основе

индивидуализации

ее

содержания

с

учетом

особенностей

и

образовательных потребностей конкретного учащегося;

6.

Положение

о

разработке

и

реализации

адаптированной

образовательной программы.

Разработка адаптированных рабочих программ для обучающихся с ОВЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об

образовании в Российской Федерации») установлено: « … содержание

образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются

адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это

33

образовательная

программа,

адаптированная

для

обучения

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха,

зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта,

расстройствами

аутистического

спектра),

детей-инвалидов

с

учетом

особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей

и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и

социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с

учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования по уровням образования и (или) федеральных государственных

образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании

основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми

образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Необходимым

этапом

является

адаптация

общеобразовательной

программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-

медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации

инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор

содержания; изменение структуры и временных рамок; использование

разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Анализируются требования государственного образовательного стандарта,

содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Учитываются особенности психофизического

развития

лиц

с

ОВЗ

(по

представленным

родителями

документам).Проектируются

необходимые

структурные

составляющие

адаптированной образовательной программы и определяются временные

границ освоения АОП.

При проектировании АОП указывается отрезок

времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом

необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП

и

определение

круга

задач,

конкретизирующих

цель

адаптированной

34

образовательной программы.

Определение содержания АОП.

Проектирование содержания АОП

должно включать в себя содержательное наполнение образовательного,

коррекционного и воспитательного компонентов.

Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его

целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания

АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством

которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.

Планирование форм реализации АОП.

Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных

форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и

электронного обучения.

Планирование участия в реализации АОП

различных специалистов

(воспитателей,

психолога,

социального

педагога,

педагога

дополнительного образования и др.). Особое внимание следует

обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей

(законных

представителей)

обучающегося

с

ОВЗ,

или

группы

обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.

Определение форм и критериев мониторинга

результатов освоения

адаптированной образовательной программы.

Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки

результативности освоения АОП.

При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не

прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:

пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от

30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного

общего и среднего общего образования;

35

пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в

Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на

основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при

согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).

Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно

утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с

ОВЗ. Структура адаптированной образовательной программы

Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:

Титульный лист;

Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-

педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их

психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической

диагностики формулируется цель и задачи

обучения по предмету или

предметам на текущий период.

В пояснительной записке обязательно следует указать примерные

программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать

варьирование, если имеет место перераспределение количества часов,

отводимых

на

изучение

определенных

разделов

и

тем,

изменение

последовательности изучения тем и др.

Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее

содержание

по

трем

блокам:

образовательный,

коррекционный

и

воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с

учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов

освоения обучающимися АОП

образовательный

компонент

АОП

раскрывается

содержание

образования

по

годам

обучения,

ожидаемые

результаты

предметных

достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с

ОВЗ;

36

коррекционный

компонент,

излагает

направления

коррекционной

работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В

коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-

дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

воспитательный компонент

содержит описание приемов, методов и

форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с

ее

планируемыми

результатами,

а

также

конкретно

сформулировать

результаты

реализации

программы

на

уровне

динамики

показателей

психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и

уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются

основой

для

осуществления

промежуточной

и

итоговой

оценки

результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы

можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с

описанием

содержания

Программы

в

рамках

обозначенных

выше

компонентов.

Система контрольно-измерительных материалов

включает в себя

тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной

и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

Условия реализации адаптированной образовательной программы

Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной

организации специальных условий, которые должны быть применимы к

конкретной категории лиц с ОВЗ.

При реализация АОП необходимо создавать условия:

- учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход,

проявляющийся

в

особой

организации

коррекционно-педагогического

процесса,

в

применении

специальных

методов

и

средств

обучения,

компенсации

и

коррекции

нарушений

развития

(информационно-

37

методических, технических);

- реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и

педагогами-психологами

соответствующей

квалификации,

его

психологическое сопровождение специальными психологами;

- предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-

педагогической и социальной помощи;

- привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

К реализации АОП в образовательной организации должны быть

привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-

психологи.

Таблица 1. Компонентный состав структуры АОП

Структурные единицы АОП

Их характеристика

1.

Титульный лист АОП

Наименование образовательной организации

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения

и номера протокола заседания методического объединения)

Гриф утверждения программы директором образовательной

организации (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной образовательной программы без

указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их)

программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Эксперт (по решению педагога или руководства ОО)

Год составления программы

2.

Пояснительная записка АОП

Название, автор и год издания программы (примерной,

авторской), на основе которой составлена Адаптированная

образовательная программа.

Цель и задачи АОП.

1

Особенности класса, в котором будет реализован данная

АОП.

Если

педагогу

известно

об

индивидуальных

особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также

указывается.

Перечень

учебно-методического

и

программного

1

Только для классов, реализующих инклюзивное образование.

38

обеспечения, используемого для достижения планируемых

результатов освоения цели и задач АОП.

Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Характерные для АОП формы организации деятельности

обучающихся с ОВЗ

Специфические

для

АОП

формы

контроля

освоения

обучающимися

с

ОВЗ

содержания

(текущего,

промежуточного, итогового)

3.

Содержание АОП

Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный,

коррекционный и воспитательный.

Содержание

каждого

блока

ориентировано

на

ФГОС

основного общего образования, проектируется с учетом

развития предметных, метапредметных и личностных умений

обучающихся с ОВЗ.

4.

Основные

требования

к

результатам

реализации

АОП

Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный

минимум

содержания)

«Ученик

получит

возможность»

(максимальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

5.

Система

контрольно-

измерительных

материалов

АОП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для

зачетных работ.

Количество контролирующих материалов

Критерии оценки проверочных работ

Таким образом, представленные рекомендации по совершенствованию

нормативно-правового

и

методического

регулирования

инклюзивной

практики в образовательных организациях позволят обеспечить доступность

качественного образования всем категориям учащихся за счет системного

становления инклюзивного образования в регионе.

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое

направление образовательной политики и практики, в значительной степени

затрагивающее современное образование. Поэтому на этапе проектирования

инклюзивного

процесса

в

образовательном

учреждении

необходимо

рассмотреть

и

оценить

сущностные

и

ситуативные

противоречия

и

ограничения этого процесса, риски и ресурсы, чтобы заложить основы по-

настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и

срывов в его реализации.

Осознавая значимость инклюзивного образования на современном

этапе

развития

общества,

необходимо

правильно

построить

процесс

становления и развития инклюзивного образования в нашей стране, учитывая

опыт других стран. В то же время нельзя снижать значимость специальных

коррекционных

образовательных

учреждений,

обучающих

детей

с

выраженными

отклонениями

в

развитии

и

нуждающихся

в

специализированных условиях. Эти учреждения являются ресурсными

центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования,

их

необходимо

обязательно

сохранить

и

сделать

координационными

центрами инклюзивного образования.

Сегодня

инклюзивный

процесс

в

образовании

понимается

как

специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий

включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение

по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с

учетом его особых образовательных потребностей.

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в

области внедрения и развития инклюзивного обучения является качественное

40

управление «включением» ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, что

невозможно

без

законодательных

основ,

обозначающих

границы

возможностей участников.

Представленные рекомендации по совершенствованию нормативно-

правового

и

методического

регулирования

инклюзивной

практики

в

образовательных

организациях

позволят

обеспечить

доступность

качественного образования всем категориям учащихся за счет системного

становления инклюзивного образования в регионе.

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными

возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в

работе

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности

здоровья:

монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В.

Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и

др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.

2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в

контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» //

Психолого-педагогическое

обеспечение

национальной

образовательной

инициативы «Наша новая школа». М., 2010.

3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные

стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М. : Прометей,

2011.

4. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы

интеграции и социализации. М., 2010.

5. Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.-

2011.

6. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с

особыми

образовательными

потребностями

//

Теория

и

практика

общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.

7. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской»

2010.

8. Назарова Н.

Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и

проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.

9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.

10.

Олешкевич

В.И.

Сопровождение

и

социализация

школьников

с

42

особенностями психофизического развития в условиях интегрированного

обучения // Дефектология. – 2012. – № 5., – С 16-25.

11.

Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-

социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского

образования».

12. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А.

Сластенина. - М.: Академия, 2012.

14.

Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного)

образовательного

учреждения

как

условие

социализации

детей

с

ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2012.

Размещено на Allbest.ur

43



В раздел образования