Напоминание

"Личность Льва Николаевича Толстого"


Автор: Тиво Виолетта Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Устьянский индустриальный техникум"
Населённый пункт: поселок Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Личность Льва Николаевича Толстого"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Личность Льва Николаевича Толстого
Тема урока Личность Льва Николаевича Толстого Тип урока Урок систематизации и обобщения знаний Цель урока Повторение основных этапов жизни и творчества писателя, знакомство с личностью писателя Задачи урока Образовательные:  Обобщить и дополнить имеющиеся знания по творчеству Л.Н. Толстого  Составить карту-схему «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого» Воспитательные:  Воспитывать чувство патриотизма;  Содействовать нравственному воспитанию обучающихся Оборудование Оформление доски
Личность Льва Николаевича Толстого

(1828-1910гг)
«Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всем прекрасного» М.Горький Схема Ход урока Организационный момент Добрый день! Я очень рада вас видеть! Надеюсь, сегодня на уроке вы поработаете плодотворно, и каждый из вас получит отметку за урок! Прошу на парте оставить только письменные принадлежности, тетради. Мотивация Мы сегодня поговорим о личности Л.Н. Толстого. Прочитайте внимательно слова, которые послужат эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку: «Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всем прекрасного» М.Горький Вдумчиво прочитайте про себя слова М.Горького, о чем говорит этот эпиграф? Как вы понимаете эти слова? Эти слова посвящены великому писателю Л.Н. Толстому, с этим писателем вы уже знакомы. Актуализация знаний, работа с портретом Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого: что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет? Проблемный вопрос Каким предстал Л.Н. Толстой перед вами как человек? На этот вопрос вам предстоит ответить в конце нашего урока. Целеполагание Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель урока: (в этом вам помогут слова подсказки)  Вспомнить ______________________________________
 Раскрыть ________________________________________  Понять __________________________________________ Оформление тетрадей Запишите в тетрадь тему урока: Личность Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 гг) Слово учителя Окунемся в 1909 год. С одной стороны могло показаться, что Лев Николаевич Т о л с т о й с а м ы й с ч а с т л и в ы й и благополучный человек на свете. Д о г л у б о к о й старости он жил в с в о е м р о д о в о м поместье, окруженный детьми, внуками, согреваемый почтительным в н и м а н и е м и любовью учеников, последователей, поклонников. Его считали солнцем, в о к р у г к о т о р о г о вращался весь этот огромный, шумный, п е с т р ы й м и р . Несмотря на свой возраст, он был бодр и крепок. Каждый день ездил верхом, занимался гимнастикой. Он любил этот дом, где жили его отец и дед, этот парк, каждая тропинка которого была ему памятна с детства.
С л а в а е г о гре ме ла по в с е й земле. Давно он был признан не только гениальным художником, но и великим мыслителем, мудрым учителем жизни. Все ч е л о в е ч е с т в о с жадным вниманием прислушивалось к каждому его слову. Ежедневно почтальоны п р и н о с и л и е м у д е с я т к и , с о т н и писем. И все письма заканчивались одной и той же мольбой: «Научите меня, как жить дальше?» Он терпеливо и подробно отвечал каждому. А потом п о з д н о в е ч е р о м оставшись совсем о д и н , д о с т а в а л толстую т е т р а д ь : «Дневник для самого с е б я » . Р а с к р ы в дневник, он ставил дату и торопливо записывал: «Го споди! Н ау ч и меня – как жить!? Н ы н ч е ш е л в Бурбино и встретил восьмидесятилетнег о старика Акима, пашущим, Яремичеву бабу, у которой муж замерз
и некому рожь жать, и морит ребенка…» «… я молился, чтобы ты избавил меня от этой жизни. И опять сам молюсь, к р и ч у о т б о л и . Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу с е б я и с в о ю жизнь…» ? Отчего, по- вашему, мучился и страдал Толстой ? Толстой мучился и страдал оттого, что в сочинениях своих, в статьях, в письмах к у ч е н и к а м о н призывал их жить « п о п р а вд е » , н е пользоваться чужим трудом, кормиться т о л ь ко п л о д а м и с в о и х р у к . Н о призывая к этому д р у г и х , с а м продолжал жить в своей помещичьей усадьбе, в то время как рядом, бок о бок с ним, прозябали в чудовищной грязи и нищете такие же люди, как он. И Толстой н е в ы д е р ж а л . 2 8 октября 1910 года Т о л с т о й т а й н о покинул р од о в о е поместье. В дороге о н п р о с т уд и л с я , заболел воспалением
легких и умер. ? К а к в ы думаете, п оч ем у Т о л с т о й т а к поступил? Ч т о б ы л у ч ш е п о з н а ком и т ь с я с личностью Толстого, вспомним историю его жизни. Сообщения обучающихся Внимательно слушайте сообщения девушек, следите по предложенной карте- схеме, вместе будем заполнять пробелы. 1 выступающий: «Радостный период детства» (1828 - 1840 гг.) Родился в имении Ясная Поляна, Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно - насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (Послужил прототипом Николая Ростова), тоже рано умер (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «Она научила меня духовному наслаждению». Детские воспоминания всегда оставались для Льва самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство». Казанский университет Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 году будущий писатель поступил в Казанский университет т отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и достигнуть «высшей степени совершенства в музыке и живописи».
2 выступающий «Бурная жизнь юношеского периода» После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 года Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей своей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, появились первые незавершенные художественные наброски. «Война и свобода» В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-1853). Кавказские впечатления отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912г.). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 г. Под инициалами Л.Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество» 1852-1854 и «Юность» 1855-1857 составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Крымская кампания В 1854 году Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл
«Севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души». В кругу литераторов В 1855 году Л.Н.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника», где его встретили как «великую надежду русской литературы». Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а вначале 1857 года - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, а затем - в Ясную Поляну. 3 выступающий: Народная школа В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 году писатель вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должны быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 году издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». «Война и мир»(1863-1869) В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Лишь в начале 1865 года напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов. «Анна Каренина» (1873-1877) В 1870-е гг, живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества. Перелом (1880е гг). ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев. Эти герои занимают центральное место в повести «Смерть
Ивана Ильича», драме «Живой труп», в рассказе «После бала». Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представлении о его душевной драме. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» и в многочисленных статьях. «Воскресение» ( 1889-1899) Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в те годы. Слово учителя Роман «Воскресение» практически сразу за публикацией был переведён на основные европейские языки. Подобный успех во многом объяснялся остротой выбранной темы (судьба соблазнённой и брошенной офицером девушки, чувство вины перед которой впоследствии становится поводом изменения жизней их обоих) и колоссальным интересом к творчеству Толстого. Последние годы круто изменили жизнь писателя, обернулись разрывом с социальной средой и семейным разладом. Поздней осенью 1910 года, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом, окинул Ясную поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел. ? Посмотрите внимательно на ту схему, которая у нас получилась, в чем ее особенность? (правильно, Толстой в течение всей своей жизни возвращается в имение Ясная поляна, проводит там последние годы своей жизни) С имением Ясная поляна связано главное детище Толстого – школа для детей, окунемся в атмосферу яснополянской школы. Сообщение Группа экскурсоводов:
Добро пожаловать в Ясную Поляну!

Ученик 1
: 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Ученик 2:
Сначала крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую - ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.
Ученик 3:
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное - школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.
Ученик 4:
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки
превращались в общую беседу, а часто в игру.
Ученик 5:
На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
Ученик 1
: В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Первая книга «Азбуки» содержит «изображение букв», вторая - «упражнение в соединении складов», третья - книга для чтения: в неё входят басни, былины, поговорки, пословицы.
Ученик 2:
Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука», которая учитывала возрастные особенности детей. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, толковала значение многих загадочных слов. Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.
Ученик
3: Лев Николаевич Толстой сочинял и
загадки.
Маленький Ерофейка Подпоясан коротенько, По полу скок По лавкам скок-скок И все в уголок. (Веник) На дворе горой, А в избе водой. (Снег) Один льёт, Другой пьёт, Третий растёт. (Дождь, земля, трава) Слово учителя Вот такой была школа для яснополянских детей. Хотели бы вы учиться в такой школе? Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»
для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен.
8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. Какой урок для вас важен? Почему? Л.Н. Толстой составил
правила
, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко. Проблемный вопрос Возвращаемся к вопросу, который был поставлен в начале урока: Каким предстал Толстой перед вами как человек? Рефлексия Толстой в течение все своей жизни занимался самоанализом, поэтому сейчас на листочках обведите ту отметку, которую вы поставили бы себе за работу на уроке, ответьте на вопрос.
Фамилия, имя ______________________________

1.
Отметка за урок: «Отлично» Активно участвовал(а) в беседе, отвечал(а) на вопросы, был(а) внимателен(на) и сосредоточен(а), материал усвоил(а) «Хорошо» Материал усвоил(а), не принимал(а) активного участия в беседе, отвечал(а) на вопросы «Удовлет- ворительно» Материал усвоен, был(а) не внимателен(на), в беседе участия не принимал(а) «Плохо» Не работал(а) на уроке, не отвечал(а) на вопросы
2.

Охарактеризуйте личность Льва Николаевича Толстого пятью

прилагательными:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________
Подведение итогов урока Закончить наш урок хочу словами самого Льва Николаевича Толстого, с которыми он обращался своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро». Этим добром пронизаны все произведения Л.Н. Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
«Чтобы верить в добро, надо начать делать его…» - говорил Л.Н. Толстой.
Д/з Письменно ответить на вопрос: Что нужно для счастья по мнению Толстого?


Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Казань

(1841-1847)
Казанский университет: философский факультет юридический факультет
Москва

Петербург
(появились первые наброски)
Кавказ

(1851-1854)
1852-1853 гг. – повесть «____________________» 1853 г. – рассказ «__________________________» 1852 г. – повесть «__________________________» 1852-1854 гг. – повесть «____________________» Литературный дебют ПРИЗНАНИЕ
Детство

(1828-1840)

Имение Ясная Поляна

(Тульская губерния)

Бухарест

(1854)

Севастополь

(1854)
Цикл «_____________________________________»
1859

Педагогическая деятельность

Петербург

(1855)
Вошел в кружок «__________________» 1855-1857гг. – повесть «______________» 1862 г. – издает журнал «______________________________» Нач. 1870-х – «___________» и «________________________»
Франция,

Италия,

Швейцария,

Германия

1863-1869
Работа над созданием романа «____________ ____________»
1873-1877
Работа над созданием романом «_____________ _____________»
1880-1889
Повесть «______________________» Драма «________________________» Рассказ «_______________________»
1889-1899

Работа над созданием романа «____________________________»
Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»
Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»
Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»

для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен. 8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен. 8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен. 8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»
для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен. 8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»
для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен. 8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. Л.Н. Толстой создал
«10 уроков жизни»
для детей: 1. Делай все по возможности сам, не будь барином. 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимателен. 4. Не надо жадничать. 5. Не нервничай, держи себя в руках. 6. Будь тверд и спокоен. 7. В игре, спорте, труде – будь разумен. 8. Будь организованным. 9. Глубоко вникай в то, что тебе преподается. 10. Имей свое мнение. Л.Н. Толстой составил
правила
, в Л.Н. Толстой составил
правила
, в Л.Н. Толстой составил
правила
, в
которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко. которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко. которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко. Л.Н. Толстой составил
правила
, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко. Л.Н. Толстой составил
правила
, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко. Л.Н. Толстой составил
правила
, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник: 1. что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 2. что исполняешь, исполняй хорошо; 3. никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4. заставь ум твой действовать со всею ему возможною силой; 5. читай и думай всегда громко.
Фамилия, имя ______________________________

3.
Отметка за урок:
Фамилия, имя ______________________________
1. Отметка за урок:
«Отлично» Активно участвовал(а) в беседе, отвечал(а) на вопросы, был(а) внимателен(на) и сосредоточен(а), материал усвоил(а) «Хорошо» Материал усвоил(а), не принимал(а) активного участия в беседе, отвечал(а) на вопросы «Удовлет- ворительно» Материал усвоен, был(а) не внимателен(на), в беседе участия не принимал(а) «Плохо» Не работал(а) на уроке, не отвечал(а) на вопросы
4.

Охарактеризуйте личность Льва Николаевича

Толстого пятью прилагательными:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________
«Отлично» Активно участвовал(а) в беседе, отвечал(а) на вопросы, был(а) внимателен(на) и сосредоточен(а), материал усвоил(а) «Хорошо» Материал усвоил(а), не принимал(а) активного участия в беседе, отвечал(а) на вопросы «Удовлет- ворительно» Материал усвоен, был(а) не внимателен(на), в беседе участия не принимал(а) «Плохо» Не работал(а) на уроке, не отвечал(а) на вопросы
2.

Охарактеризуйте личность Льва Николаевича

Толстого пятью прилагательными:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Фамилия, имя ______________________________
1. Отметка за урок: «Отлично» Активно участвовал(а) в беседе, отвечал(а) на вопросы, был(а) внимателен(на) и сосредоточен(а), материал усвоил(а) «Хорошо» Материал усвоил(а), не принимал(а) активного участия в беседе, отвечал(а) на вопросы «Удовлет- ворительно» Материал усвоен, был(а) не внимателен(на), в беседе участия не принимал(а) «Плохо» Не работал(а) на уроке, не отвечал(а) на вопросы
2.

Охарактеризуйте личность Льва Николаевича

Толстого пятью прилагательными:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Фамилия, имя ______________________________
1. Отметка за урок: «Отлично» Активно участвовал(а) в беседе, отвечал(а) на вопросы, был(а) внимателен(на) и сосредоточен(а), материал усвоил(а) «Хорошо» Материал усвоил(а), не принимал(а) активного участия в беседе, отвечал(а) на вопросы «Удовлет- ворительно» Материал усвоен, был(а) не внимателен(на), в беседе участия не принимал(а) «Плохо» Не работал(а) на уроке, не отвечал(а) на вопросы
2.

Охарактеризуйте личность Льва Николаевича

Толстого пятью прилагательными:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


В раздел образования