Напоминание

"Контрольная работа по теме "Экономическая жизнь общества", обществознание,11 класс"


Автор: Куликова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.о. Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Контрольная работа по теме "Экономическая жизнь общества", обществознание,11 класс"
Раздел: полное образование





Назад





Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества», 11 класс

ВАРИАНТ 1

Задание 1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ Фискальная Регулирование государственного бюджета ... Контроль за денежной массой
Задание 2 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных по-

нятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
совершенная конкуренция совокупный спрос рыночная экономика равновесная цена экономическая свобода
Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

характеризуют операции коммерческих банков. Найдите два термина,

«выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они

указаны.
1) эмиссия ценных бумаг 2) лицензирование банков 3) предоставление потребительских кредитов 4) открытие депозитных вкладов физических лиц 5) эмиссия денег 6) выдача ипотечных кредитов
Задание 4 . Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться

при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оплата труда домохозяйки 2) покупка нового компьютера 3) подарок внуку от бабушки 4) пенсия шахтера 5) оплата коммунальных платежей
Задание 5. Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат

фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, под-

берите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТЬИ ЗАТРАТ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК А) арендная плата за здание Б) транспортные расходы В) сдельная зарплата рабочих Г) плата за электроэнергию 1) постоянные издержки 2) переменные издержки Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г
Задание 6. Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расхо-

ды потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чи-

стый экспорт (разность между экспортом и импортом). Установите соответствие

между видами расходов и приведенными ниже ситуациями: к каждой позиции, дан-

ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ ВИДЫ РАСХОДОВ А) Семья получает пособие на рождение ребенка Б) Жильцы платят коммунальные платежи В) Муниципалитет строит новый стадион Г) Семья покупает бытовую технику Д) Завод покупает новые станки 1) расходы потребителей 2) инвестиции 3) расходы государства 4) не учитывается при подсчете ВВП Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д
Задание 7. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осу-

ществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характе-

ристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства 2) чистая конкуренция 3) местный рынок 4) рыночный дефицит 5) монополия 6) рынок услуг
Задание 8. Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического

роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рациональная организация производства 2) повышение процентной ставки по кредиту 3) внедрение более производительной технологической линии 4) разведка новых месторождений цветных металлов
5) обучение персонала новым приемам обработки информации
Задание 9. Из приведенного ниже списка выберите ситуации, которые могут быть

отражены следующим графиком.
1) удорожание аренды производственных зданий 2) рынок картофеля после аномально засушливого лета 3) внедрение на предприятии новых более эффективных технологий 4) ожидание продавцами скорого роста цен 5) снижение налогов на предпринимателей
Задание 10. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обо-

значено определенной буквой.
(А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высо- кокачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низ- шего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения на- селение отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его ха- рактер. A Б В Г Д
Задание 11. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выбе-

рите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить

на место пропусков.
«Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть
трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современ- ной безработицы существенное влияние оказывают уровень ___________ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции. ___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безрабо тицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям, ___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоян- ной величиной. Она зависит от уровня развития экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано толькоодин раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) сезонный 2) социально-экономический 3) общество 4) научно-технический прогресс 5) спрос 6) предложение 7) естественный уровень 8) полная занятость 9) производственный В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. A Б В Г Д Е
Задание 12. Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в

стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три

фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических пока-

зателей.

Задание 13. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла

масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с

доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу

ее введения для общества.


Задание 14. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства

в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту

тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более дета-

лизированы в подпунктах.

Итоговая работа по теме «Экономическая жизнь общества», 11 класс

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Какое слово пропущено в таблице?
ФУНКЦИИ РЫНКА ХАРАКТЕРИСТИКА Информационная Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара Регулирующая С помощью рыночного механизма экономика перераспре- деляет свои ресурсы в пользу того или иного товара ... Рынок связывает воедино производителей и потребителей
Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных по-

нятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
таможенные пошлины налоги акцизы прогрессивная шкала декларация
Задание 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются ха-

рактеристикой затрат фирмы. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда,

и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) бухгалтерские 2) внешние 3) переменные 4) постоянные 5) технические 6) социальные 7) внутренние
Задание 4. Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые

включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они ука-

заны.

1) домохозяйки 2) частично занятые на производстве 3) не имеющие работы, но активно ее ищущие 4) отбывающие срок заключения в тюрьмах 5) работающие по гибкому графику
Задание 5. Установите соответствие между необходимыми условиями функциониро-

вания экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕ- СКОЙ СИСТЕМЫ A) преобладание (господство) государственной собственности Б) свободное ценообразование B)контроль государства за производством и распределением Г) экономическая самостоятельность производителей Д) конкуренция производителей Е) централизованное планирование производства 1) командно-администра- тивная 2) рыночная Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е
Задание 6. Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их

признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую-

щую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯ- ТИЙ A) получают доходы в виде дивидендов Б) отвечают за долги своим имуществом B) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов Д) имущество предприятия неделимо 1) полное товарищество 2) унитарное предприя- тие 3) акционерное обще- ство 4) общество с ограни- ченной ответственно- стью Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д

Задание 7. Найдите в приведенном списке проявления экстенсивного экономического

роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование достижений технического прогресса 2) расширение площадей пахотных земель 3) увеличение количества занятых на производстве 4) строительство новых предприятий на прежней технической базе 5) повышение квалификации работников предприятий
Задание 8. Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не со-

глашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает раз-

личные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услу-

га мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безра-

ботицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная 2) скрытая 3) фрикционная 4) добровольная 5) циклическая 6) открытая
Задание 9. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на

потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой

предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали — цена то-

вара, по горизонтали — количество товара
.) 1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки 2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков 3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков 4) рост тарифов на электроэнергию 5) снижение налогов на комплектующие изделия для роликовых коньков
Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обо-

значено определённой буквой.
(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд
ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителя- ми реального капитала и в определённой мере отражают его величину. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д
Задание 11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вы-

берите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про-

пусков.
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно расту- щих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения. Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и ме- няется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удо- влетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяй- ство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сель- ском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.» Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) капитал 2) производство 3) возможности 4) ресурсы 5) прогресс 6) нехватка
7) информация 8) земля 9) труд В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа. A Б В Г Д Е Ж
Задание 12. Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и

проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.

Задание 13. Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая соб-

ственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное

достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность от-

дельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законода-

тельством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

Задание 14. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Фирма в эконо-

мике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализиро-

ваны в подпунктах.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1
Задание 1: монетарная Задание 2: рыночная экономика Задание 3: 2, 5 Задание 4: 2, 5 Задание 5: 1, 2, 2, 2 Задание 6: 4, 1, 3, 1, 2 Задание 7: 3, 5, 6 Задание 8: 1, 3, 5 Задание 9: 3, 5 Задание 10: 3, 2, 3, 1, 1 Задание 11: 2, 6, 4, 8, 7, 1 Задание 12. Экономический цикл - попеременное чередование подъемов и спадов в движе- нии реального ВВП. Существует четыре стадии или фазы цикла. 1) Экономический подъем. Показатели: рост ВВП, рост производства, рост инфляции, на определенный момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.
2) Экономический спад (рецессия). Показатели: рост безработицы, сокращение производ- ства, сокращение совокупного спроса. 3) Депрессия (дно). Показатели: безработица достигает максимума, а производство дости- гает максимального низкого значения. 4) Оживление. Показатели: повышение инвестиционной активности, рост доходов населе- ния. Задание 13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Дан ответ, например: – прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предпо- лагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, по- нижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) Приведены объяснения, например: – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохра- нения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социаль- ного недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д. Могут быть приведены иные объяснения. Задание 14. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Экономические функции государства: а) законодательное регулирование экономики; б) предоставление общественных благ; в) проведение социальной политики; г) обеспечение экономического роста; д) стабилизация экономики. 2. Финансирование экономической деятельности государства: а) источники доходов госбюджета; б) основные расходы госбюджета; в) источники финансирования дефицита госбюджета. 3. Бюджетно-налоговая политика государства: а) цели бюджетно-налоговой политики; б) инструменты бюджетно-налоговой политики; в) стимулирующая фискальная политика; г) сдерживающая фискальная политика.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунк- тов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
ВАРИАНТ 2
Задание 1: посредническая Задание 2: налоги Задание 3: 5, 6 Задание 4: 2, 3, 5 Задание 5: 1, 2, 1, 2, 2, 1 Задание 6: 3, 1, 2, 4, 2 Задание 7: 2, 3, 4 Задание 8: 3, 4, 6 Задание 9: 2, 5 Задание 10: 1, 1, 2, 2, 3 Задание 11: 3, 6, 5, 4, 8, 9, 1 Задание 12. В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены соответ- ствующие примеры, допустим: 1) сезонность (например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок); 2) уровень доходов потребителей (например, в странах со стабильно высокими доходами населения велик спрос на дорогие экологически чистые продукты питания, специальные линии диетических продуктов, недоступные людям с низкими доходами); 3) религия и культурные традиции (например, в странах со значительным процентом му- сульманского населения свинина не пользуется спросом, высок спрос на мясо птицы, об- работанное по специальной технологии). Могут быть названы иные факторы, приведены другие примеры. Задание 13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы собственности: — частная; — государственная; — муниципальная; 2) причина произошедших изменений — переход к рыночной экономике. Задание 14. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Цели деятельности фирмы. 2) Организационно-правовые формы предприятий: а) хозяйственные товарищества; б) хо- зяйственные общества и др. 3) Внутренние и внешние ресурсы фирмы. 4) Фирма в условиях рыночной конкуренции. 5) Затраты фирмы: а) постоянные, переменные; б) внутренние, внешние. 6) Виды прибыли фирмы: а) бухгалтерская; б) экономическая.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунк- тов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.


В раздел образования