Автор: Панкратова Светлана Борисовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДШИ
Населённый пункт: г.Нижнекамск, респ. Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Практическое использование элементов сольфеджио на уроках фортепиано в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района РТ
МБОУ ДО ДШИ «Созвездие» НМР РТ
Практическое
использование
элементов
сольфеджио на уроках фортепиано в ДШИ
Открытый урок
Панкратова Светлана
Борисовна
преподаватель фортепиано
2019 г.
1
Преподаватель: Панкратова Светлана Борисовна, I квалификационная
категория.
Место работы: МБОУ ДО ДШИ «Созвездие» НМР РТ
Предмет: Фортепиано
Класс (год обучения): учащиеся Седунов С.2(8), Наумова К.6(7)
Дата проведения урока: 8 апреля 2019 года
Тема урока: Практическое использование элементов сольфеджио на уроках
фортепиано в ДШИ.
Тип урока: Изучение нового материала (урок-иллюстрация)
Цель урока: Показать на практике использование некоторых элементов
теоретического сольфеджио на уроках фортепиано.
Задачи урока:
•
Мотивировать ученика к углубленному изучению предмета фортепиано.
•
Формировать умение учащегося применять элементы теории сольфеджио
на практике.
•
Способствовать проявлению интереса к изучению фортепианного
искусства.
•
Воспитать любовь к искусству и потребность в самосовершенствовании.
•
Показать способы практического использования сольфеджио на уроках
фортепиано.
Методы и приемы: рассказ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, показ.
Методические материалы
Литература:
1.Л.Баренбойм «Путь к музицированию» Л.: Советский композитор, 1979
2.Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или Я - детский педагог»
Методическое пособие для преподавателей. — СПб.: Союз художников, 2002
3. Собственные методические разработки.
Оборудование урока:
Рояль (пианино), ноутбук, экран (ТV), наглядный материал.
2
Ход урока:
Сегодня, в течение открытого урока, мы покажем, как можно использовать
некоторые элементы теории музыки на уроках фортепиано в ДШИ. Мне
помогут в этом мои юные ассистенты:
Наумова Кристина 6(7) и Седунов Степан 2(8).
1.Самое первое, с чем знакомится маленький пианист – это понятие ЛАДА. Я
играю отрывок из произведения (Д.Штейбельт Адажио, Р. Шуман Марш), а
ребенок, глядя на картинку, определяет характер исполненной музыки – звучит
она светло, радостно или задумчиво, грустно.
( СЛАЙДЫ.)
Таким образом, учащийся учится оперировать терминами (Мажор-Минор) и
усваивает первые понятия.
Используем также специальные смайлики-наклейки, которые ребенок
самостоятельно подбирает к каждой картинке.
(СЛАЙДЫ.)
2.Знакомство с ИНТЕРВАЛАМИ мы начинаем с КВИНТЫ.
А) Квинта берется вначале двумя руками. А преподаватель подыгрывает
мелодию, как бы заполняя квинту.
(Татарская народная песня);
Б) Затем можно уже попросить ученика аккомпанировать чередующимися
Квинтами в правой и левой руке. Преподаватель ведет голосом мелодию.
Вот летят пушинки –
Белые снежинки!
Становитесь в хоровод - скоро праздник Новый Год! (По Л.Баренбойму «Топи-
топи-тошки»)
В) Приводятся примеры произведений, где встречается квинта:
А.Филипп Колыбельная,
В.Игнатьев «Квинты поют».
Учащийся вслушивается в звучание Квинты. У нее прозрачный красивый
звук. А вот СЕКУНДА, напротив, может звучать остро и напряженно.
А) Секундой можно изобразить звучание военного барабана.
Д.Кабалевский «Труба и Барабан»;
Б) Привести примеры произведений, где секунда может звучать не только
резко, а также таинственно, расплывчато:
А.Стоянов «Снежинки».
3
Обычно для самых маленьких пианистов и детей-инвалидов, которые не
посещают сольфеджио, я устраиваю небольшие Угадайки. Играю
произведения с яркими, запоминающимися образами -
Кот и Мышь
Медведь
Ежик
Клоуны
Менуэт
Баба Яга
Дудочка и Балалайка
- и показываю соответствующие изображения. На контрольном уроке дети
легко вспоминают и называют эти произведения.
Потом мы уже знакомимся с остальными ИНТЕРВАЛАМИ по порядку,
используя для их закрепления зрительные образы.
(СЛАЙДЫ)
ПРИМА – одинокий Цветок,
СЕКУНДЫ – Мышка и Крыса,
ТЕРЦИИ – грустная и веселая Кукушки,
КВАРТА – Петушок ( «Вставай, вставай!»),
КВИНТА – прозрачная МЕДУЗА,
СЕКСТЫ – грустная и веселая Елочки («В лесу родилась елочка…»),
СЕПТИМЫ - Носороги (Носорог малый рог и большой рог),
ОКТАВА – Жираф.
Учимся строить и называть интервалы от всех клавиш, сначала от белых, а
потом и от черных.
Когда дети становятся постарше и начинают играть гаммы, появляется
необходимость закрепления КВИНТОВОГО КРУГА. А чтобы ученикам было
интересно его изучать, мы используем сюжет сказки «Золушка».
(СЛАЙДЫ).
«Сначала Золушка живет дома – ДО мажор. Она бедна, но мечтает поехать на
бал. Звучит Волшебный Колокольчик (строим Квинту) и Фея начинает дарить
Золушке подарки (диезов становится все больше и больше) – карету, лошадей,
платье, туфельки и т. д.
Золушка прибывает на Бал. Но ровно в полночь все подарки исчезают –
карета снова становится тыквой, лошади – мышами – а все диезы
превращаются в бемоли! Золушка возвращается домой по пути теряя подарки
(бемоли) и, наконец, снова оказывается дома ( До мажор).»
Сказка, рассказанная в такой интерпретации, является хорошим
упражнением на закрепление Квинтового Круга, где зрительные образы
сочетаются с тактильными ощущениями.
Таким образом, на уроках фортепиано можно с успехом применять и
закреплять элементы теории музыки, что в конечном результате приведет к
расширению теоретических и практических знаний учащихся и приобретению
4
новых навыков. Использование на уроках образов, созвучных внутреннему
миру ребенка приведет его к уверенности, что Фортепиано, это маленькое
Сказочное Королевство, где нет ничего невозможного!
5