Напоминание

"Организация экскурсионной деятельности- курсы гидов- экскурсоводов"


Автор: Балагина Марина Владимировна
Должность: преподаватель специальных дисциплин по туризму и гостиничному делу
Учебное заведение: ГБПОУ "Колледж сферы услуг №32"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Авторская учебная программа дополнительного образования
Тема: "Организация экскурсионной деятельности- курсы гидов- экскурсоводов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 32» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«

Организация экскурсионной деятельности- курсы гидов- экскурсоводов»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ : ТУРИЗМ, ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО
МОСКВА

2015
1

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией №_____ ГБПОУ КСУ №32 Протокол № ____ от «____»_____ 20___ г.
Разработана на основе федерального

государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования

по специальности 100401 Туризм

Председатель цикловой

комиссии

_________/
___________ Подпись, ФИО
Заместитель директора ГБПОУ КСУ №32

по учебно-методической работе

_________/
Васильева Л.А. Подпись, ФИО Составители (авторы): Балагина М.В., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ КСУ №32
СОДЕРЖАНИЕ
2

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

3.СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

.

«Организация экскурсионной деятельности- курсы гидов- экскурсоводов.»

1.1.Область применения программы
Программа
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О

О Б РА З О В А Н И Я

«

Организация

экскурсионной деятельности- курсы гидов- экскурсоводов

» .
Соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на экскурсионный маршрут. ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов на экскурсионных объектах. ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о экскурсионной поездке. ПК 2.7 Составлять, организовывать и проводить экскурсионные маршруты различной направленности. Программа «
«

Организация экскурсионной деятельности- курсы гидов-

экскурсоводов

» .
дополнительного образования может быть использована в профессиональном образовании, в рамках реализации программ переподготовки кадров и повышения квалификации в области индустрии туризма.
1.2. Цели и задачи– требования к результатам освоения программы ДО
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы дополнительного образования должен:
иметь практический опыт:
 оценки готовности группы к экскурсионной поездке;  составления и проведения экскурсионного маршрута.  проведение инструктажа туристов;  сопровождения туристов на экскурсионном маршруте; 4
 организации досуга туристов;  контроля качества предоставляемых туристу услуг;  составления отчета по итогам экскурсионной поездки;
уметь:
 проверять документы, необходимые для выхода группы на экскурсионный маршрут;  проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;  использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;  организовывать движение группы по экскурсионному маршруту;  эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;  организовывать досуг туристов;  контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг на экскурсионных объектах;  проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия;  проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных экскурсионных, религиозных и исторических достопримечательностей;  контролировать наличие туристов;  обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;  оформлять отчет об экскурсионной поездке;
знать:
 основы организации экскурсионной деятельности;  правила организации экскурсионных поездок,  требования к организации и специфику  приемы эффективного общения и грамотной речи гида- сопровождающего;  правила проведения инструктажа экскурсионной группы; 5
 правила техники безопасности при организации экскурсии;  эффективные методы принятия решений в сложных и экстремальных ситуациях;  основы анимационной деятельности;  приемы эффективного контроля качества предоставляемых туристу услуг на объектах экскурсионного показа;  правила поведения туристов на конкретном виде транспорта;  правила оказания первой медицинской помощи;  контактные телефоны соответствующих служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации;  основы организации туристско-экскурсионной деятельности;  правила составления отчетов по итогам экскурсионной поездки.
1.3.

Рекомендуемое

количество

часов

на

освоение

программы

профессионального модуля:
всего
74
часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося
72
часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
52
часов, самостоятельной работы обучающегося
20
часов; . 6

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Ре зульт атом о сво ения п р о г р а м м ы
«

Организация

экскурсионной

деятельности- курсы гидов- экскурсоводов

» .
Дополнительного образования, является овладение обучающимися видом п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и ( В П Д ) :
«ЭКСКУРСИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ курсы гидов-экскурсоводов»
, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения
ПК 2.1 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выезду на экскурсионный маршрут. ПК 2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3 Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 2.5 Контролировать качество обслуживания туристов на объектах экскурсионного обслуживания. ПК 2.6 Оформлять отчетную документацию о туристско-экскурсионной поездке. ПК 2.7 Составлять, организовывать и проводить экскурсионные маршруты различной направленности. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную экскурсионную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 7

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52
в том числе: практические занятия 16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20
Итоговая аттестация в форме зачета 8

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся.

1

2

Раздел 1. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННЫХ ПОЕЗДОК
Тема 1.1. Технология и организация Экскурсионной деятельности. 1.Основные понятия, особенности и функционирование экскурсионной деятельности. Цели, задачи, виды туристской деятельности. 2.Виды, типы и назначение экскурсионных мероприятий, классификация экскурсионных туров. Тема 1.2. Индустрия экскурсионной деятельности Содержание учебного материала 1. Основные правила организации туристских поездок, экскурсионных маршрутов, туристических походов. Специфика требований к организации различных категорий сложности экскурсионных поездок, спортивно-туристских походов с сопровождением.
Практические занятия
№1.
Оценка наличия и состояния объектов экскурсионной

направленности в Подмосковье
Тема 1.3. Необходимые формальности при организации экскурсионных поездок 1 Формы обслуживания клиентов в рамках экскурсионной деятельности. Основные услуги при организации и сопровождении туристов: (размещение, питание, разработка и организация экскурсионного маршрута, транспортное обслуживание туристов к месту проведения экскурсии и обратно, описание экскурсионной программы и других условий отдыха). Основные методические приемы организации и сопровождения групп с разной возрастной категорией. Тема 1.4. Правила организации экскурсионных поездок. Содержание учебного материала 1. Обязанности гида – сопровождающего , в соответствии со статьями ФЗ 132 « Об основах туристской деятельности в РФ» Контроль готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. Маршрутная документация: технологические документы маршрута, похода, экскурсии, документы о реализации туристского маршрута, документы об обслуживании группы туристов на маршруте, отчетные документы. После маршрутное оформление документов. Правила составления отчетов по итогам экскурсионной поездки. Тема 1.5. Правила безопасности при организации экскурсионных поездок. 1. Общие вопросы безопасности в туризме. Правила проведения инструктажа экскурсионной группы. Правила и инструкции по технике безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода. Специфические правила поведения при посещении различных достопримечательностей. Правила и инструкции по технике безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций при организации экскурсионной поездки, экскурсии и туристского похода. Сотрудничество туристской- экскурсионной фирмы с региональным управлением МЧС, ГАИ, органами общественного порядка, местными органами спасения на водах, учреждениями здравоохранения, гидрометеорологической службой. 2.Правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта. Правила оказания первой медицинской помощи, в том числе при организации экскурсионных поездок, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья туриста. Страховое и медицинское обеспечение путешествий.
Практические занятия №2. Подготовка пакета документов при организации экскурсионной

поездки для взрослой группы и группы школьников.
Самостоятельная работа обучающегося №1. Подготовка презентации на тему « экскурсионной деятельности. Отечественный и зарубежный опыт». Самостоятельная работа обучающегося №2 Мини реферат «Основные требования к сопровождению организованных групп»
Раздел 2. Экскурсионные маршруты, направления и методика проведения экскурсий
9
Тема 2.1 Этнографические и краеведческие экскурсионные маршруты. Содержание учебного материала 1.Определение и понятие : этнографическая экскурсионная поездка, краеведческая экскурсионная поездка организация экскурсий и составление маршрутов в основе которых лежит познание истории родной местности. Основные правила организации экскурсионных краеведческих и этнографических маршрутов, 2.Изучение :Обзорные краеведческие экскурсии по городам России - Москва, Санкт- Петербург, Коломна, Дмитров, Александров, Серпухов. Золотое кольцо России (Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома, Переславль Залесский). Города России-Углич, Мышки, Нижний Новгород, Казань, Смоленск, Брянск, Рязань, Тула. Тема 2.2 Тематические экскурсионные поездки. Содержание учебного материала 1.Определение и понятие : тематическая экскурсионная поездка. Правила составления маршрута и проведения экскурсионной поездки. 2.Изучения цикла тематических поездок: тематические экскурсии: «Литературное наследие России»: проведение экскурсии по литературным местам и усадьбам русских писателей: Переделкино - Б. Окуджава, К. Чуковский, Мелихово - А. Чехов, Ясная Поляна – Л. Толстой. Мураново - Ф. Тютчев, Таруса – М. Цветаева, К. Паустовский, Константиново-С. Есенин. 3. Познавательные тематические экскурсии « Русские промыслы»: Проведение экскурсий с организованными мастер – классами по музеям и предприятиям, занимающимися выпуском традиционных русских изделий: Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, Жостовская фабрика художественной росписи подносов, Фабрика « Гжель», Фабрика по производству Матрешек, Палех, Мстера, Хохлома, Дымковская игрушка, Ростовская финифть. Тема 2.3 Научно- познавательные экскурсионные маршруты для школьников. Содержание учебного материала 1.Определение и понятие :научно- познавательные экскурсионные маршруты. Правила составления маршрута и проведения экскурсионной поездки. Методические приёмы рассказа и показа. Особенности экскурсионного обслуживания организованных детских групп. Правила перевозки и безопасности детей на маршруте. 2. Изучение: Познавательных экскурсии для школьников: Музей-фабрика елочных игрушек (Клин), Фабрика мороженого (Ногинск), Ассамблея Петра Первого (Переславль), Дворец Царя Алексея Михайловича (Коломенское), Фабрика Пастилы (Коломна) ферма и заповедник зубров (Серпухов), Палаты Бояр Романовых, Старый Английский торг ( Москва) Тема 2.4 Религиозные и паломнические экскурсионные маршруты Содержание учебного материала 1.Определение и понятие :религиозные и паломнические экскурсионные поездки.. Правила составления маршрута и проведения экскурсионного маршрута. Методические приёмы рассказа и показа. Особенности экскурсионного обслуживания религиозный и паломнических поездок. 2. Основные мировые религии. Паломничество и его история. Значение и результаты паломничества. Правила и особенностей посещения исторических мест религиозного культа. Мировые религиозные центры .Мировая художественная религиозная культура и архитектура. 3. Изучение: религиозных экскурсионных программ: Сергиев – Посад: Троицко - Сергиева Лавра, Звенигород - Саввино – Сторожевский Монастырь, Муром–Монастырь Петра и Февронии, Суздаль – Покровский монастырь, Кострома- Ипатьевский монастырь.
Практические занятия №3Создание презентации на тему «Православные святыни России».
Тема 2.5. Авторские экскурсионные маршруты Содержание учебного материала Понятие «Авторская экскурсионная программа» , правила проведения авторских программ. Методические приёмы рассказа и показа.- Трасса, остановки, методика работы с группой. навыки гида-экскурсовода. Тема 2.5. Организация и проведение корпоративных экскурсионных Содержание учебного материала Особенности работы с корпоративными группами.- Организация и правила проведения экскурсий для корпоративных групп. Основы анимационной деятельности.
Практические занятия №4 Составление документации для проведения экскурсионного

обслуживания.
10
мероприятий для организованных групп. Самостоятельная работа обучающегося №3. Тематическое задание « Презентация экскурсионного продукта :Сравнительная характеристика экскурсионных объектов : г. Суздаль и г. Владимир». Самостоятельная работа обучающегося №4 «Подготовка необходимых документов для экскурсионной поездки, составление пост маршрутной документации

Самостоятельная работа обучающегося № 5 « Основные требования и правила работы гида- экскурсовода на маршруте».
Раздел 3. Организация культурно – досуговой деятельности для экскурсантов.
Тема 3.1. Основы культурно- досуговой и анимационной деятельности Содержание учебного материала 1. Особенности индустрии досуга и развлекательного сервиса в России. Основные понятия анимации в туризме и направления анимационно-театрализованной деятельности. 2. Функции и типология анимации. Виды и формы анимационных мероприятий. Особенности организации анимационных программ. Тема 3.2. Проведение культурно- досуговой экскурсионных групп Содержание учебного материала 1. Функции и типология культурно-досуговой деятельности. Виды и формы анимационных мероприятий для различных экскурсионный групп. Особенности организации анимационных программ для корпоративных клиентов. Самостоятельная работа обучающегося №6 « Организация культурно – досуговой деятельности для корпоративных экскурсионных групп.
»
Самостоятельная работа обучающегося №7.Презентация « Досуговая деятельность туристов после проведения экскурсионной программы » Раздел 4. Проведение экскурсионных поездок Тема 4.1 Проведение тематической экскурсии Содержание учебного материала 1.
Практическое занятие № 5 Технология организации экскурсионных поездок различной

тематической направленности по различным городам и экскурсионным объектам России.
2. Самостоятельная работа обучающегося № 8 «Составление маршрута, расчет стоимости экскурсионной поездки». 3. Самостоятельная работа обучающегося № 9 Классификация экскурсий (по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения). Тема 4.2 Проведение краеведческой – религиозной экскурсии Содержание учебного материала 1.
Практическое занятие №6 экскурсионная программа: Тематика « Русские промыслы»

Музей – фабрика Жостово, Музей фабрика миниатюрной живописи « Федоскино».

2. Практическое занятие №7 Работа на маршруте. Методы и приемы показа и рассказа
Самостоятельная работа обучающегося №10. Подготовка презентации на тему «Составление и проведение экскурсионной поездки. Профессиональные навыки гида- экскурсовода». ЗАЧЕТ-Аттестация Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1

Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета
«

Организация экскурсионной деятельности- курсы гидов- экскурсоводов

» .

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
 рабочее место для преподавателя;  рабочие места по количеству обучающихся;  наглядные пособия (географические карты, учебные и дидактические материалы)  учебные стенды, шкаф для хранения учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
 интерактивная доска,  компьютер,  средства аудиовизуализации,  DVD фильмы,  мультимедийные пособия
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых

учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Матюхина Ю.А. Организация туристской индустрии. Учебное пособие .- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013 2. Яблоков И.Н Религиоведение М.: Юрайт,2013 3. Александрова А.Ю. Международный туризм Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2011 4. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Издание 9-е, переработанное и дополненное. – СПб.: Издательский дом Герда, 2012. 5. Дурович А.П. Организация туризма учеб.пособие. Мн.: Новое знание,2012 6. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2013. 7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. 8. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. От 5.02.20078.«О техническом регулировании»: федер. закон: [от 15 декабря 2002 г. №183]//Гарант: правовая система. 12
9. 8.ИСО 90004-2-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам » // Гарант: правовая система. 10.Биржаков М. Б. - Безопасность в туризме [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Биржаков, Н. П. Казаков. - СПб. : Изд. дом «Герда», 2006 11.Бутко, И.И. Транспортное обслуживание туризма [Текст] : учеб. пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников. - М., Ростов-н/Д: МарТ, 2014 Кусков, А.С. Транспортное обеспечение в туризме [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - М.: КНОРУС, 2008 12.Сюткин, Г. Сертификация безопасности и качества услуг : учеб. пособие / Г. Сюткин, Н. Семенов. - Н.: Дело и Сервис, 2014 13.Емельянов Б.В. Экскурсовединие
Дополнительные источники:
1. Баукер Дж Религии мира Лондон.: Дорлинг Киндерсли, 2011. 2. Зорин И.В., Каверина Т.П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности М.:, 2010. 3. Котлер Ф. и другие Маркетинг гостеприимство туризм М.: ЮНИТИ, 2011. 4. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники Бр.:Московский лицей, 2013. 5. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2013.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых

профессиональных

и общих

компетенций

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения
13
 умение профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности;  умение осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка религиозного туризма;  умение пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию организации религиозного туризма;  умение использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов; умение предоставлять информацию о ресурсах региона, относящихся к религиозному туризму.
ОК 1-10

ДПК 1-9
Экспертная оценка деятельности обучающихся по результатам выполнения и защите практических занятий, тестирования, внеаудиторной самостоятельной работы, компьютерных работ и других видов текущего контроля.  знание основных терминов и понятий, принятых в туристской деятельности на русском и иностранном языке;  знание экскурсионно – информационной деятельности.  знание понятий « тематические экскурсии»;  знание законодательных актов и нормативных документов по правовому регулированию туристской деятельности, страхованию в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей;  знание определения, основных факторов, условий формирования и развития туристского региона.
ОК 1-10

ДПК 1-9
14
15


В раздел образования