Напоминание

Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Козлова Наталия Владимировна
Должность: Педагог дополнительного обоазования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Тульская область Богородицкий район, поселок Товарковский .
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного

возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального

фольклора

1.1 Понятие музыкального фольклора

1.2 Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников

Вывод

Введение

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в

последнее время в нашей стране ещё более возросли. Истинно

художественной и естественной почвой для музыкального воспитания

ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как

среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением

людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними

мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным

языком.

Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков -

осознается современным обществом как значительный фактор духовности,

преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным

истокам.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия,

в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и

бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре

воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая

фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач

нравственного и эстетического воспитания, развития творческих

способностей подрастающего поколения.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников

открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому

поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и

речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет

неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания

дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к

народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются

основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются

способности, умения и навыки.

В работах многих исследователей (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г.

Арушанова, Л.В. Кокуева, Л.Е. Стрельцова, Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина,

Е.Г. Речицкая, О.Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка

в устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства

дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и

приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.

Целенаправленное и систематическое использование музыкального

фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического

благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в

дошкольный период детства.

В соответствии со сказанным была выбрана тема исследования:

"Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного

возраста".

Объект данного исследования - воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс воспитания дошкольника средствами

музыкального фольклора.

Цель данного исследования - изучение особенностей воспитания

дошкольника средствами музыкального фольклора.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

на основе теоретических исследований изучить понятие музыкального

фольклора и его роль в воспитании дошкольников;

исследовать особенности воспитания дошкольников средствами

музыкального фольклора в ДОУ;

выявить методы и приемы воспитания дошкольников средствами

музыкального фольклора и дать анализ полученных результатов.

дошкольный возраст музыкальный фольклор воспитание

Гипотеза исследования: успешное воспитание дошкольников посредством

музыкального фольклора будет эффективным если:

педагог знает и понимает роль музыкального фольклора в воспитании

дошкольника;

будет осуществляться приобщение дошкольников к истокам родного,

истинного русского народного творчества посредством произведений

музыкального фольклора различных жанров;

будут включаться произведения музыкального фольклора в различные виды

музыкальной деятельности детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

наблюдение, эксперимент.

База исследования: ДОУ № 324 г. Волгограда.

Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального

фольклора

1.1 Понятие музыкального фольклора

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая

деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в

народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное

и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном

творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и

бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Фольклор -

творчество, создаваемое народом и для народа [13,9].

Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа,

выработанная вековыми традициями.

В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики,

воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая

фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против

эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя

многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной

художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой

творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном

диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного)

творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив

веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными

мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных

традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество)

сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в

отдельных произведениях [20,34].

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются

одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть

созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший

контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами

могут выступать как участники творческого процесса.

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное

творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм - есть

фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе

формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно

связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его

знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе

социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы

устного словесного творчества, - выражавшего интересы разных обществ,

групп и слоев.

От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы,

праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что

хотелось передать в дар следующему поколению.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено

разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами

исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,

интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание,

разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали

существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период

у большинства народов бытовали трудовые и обрядовые песни, заговоры. В

период формирования государственности сложился классический

героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже

сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие

малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные

песни и т.д.) [25,18].

Народная музыка - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно

песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное

творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся

благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа,

музыкальный фольклор существует главным образом благодаря

исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных

народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз,

олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной

музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое.

Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно

устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или

менее древние и трансформированные произведения, а также заново

создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый

традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка

крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно

самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более

молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального

фольклора - песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские

олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские

частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое

произведение музыкального фольклора представлено целой системой

стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих

изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её

жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь

крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга

(колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы

(покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные

песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления

профессиональных сочинителей музыки - композиторов. Песни и наигрыши

украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили

важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В

течение веков одни из песен забывались, другие возрождались [1,34].

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И

она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит

особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше

песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Издавна народ

придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение.

Народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на

многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и

увеселений.

Песня является одним из основных традиционных жанров национального

музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый

музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.

Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества.

Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость

молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле

человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта,

особенности национальной эстетики, психологии и нравственности [5,74].

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты

народа. В музыке издавна народ видел источник здоровья, радости и счастья,

поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания

человека.

Колыбельные песни - спутник детства. В младенчестве матери и бабушки

убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их

пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками,

подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона,

кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки…”.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького

ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие

колыбельные песни ("Баю, баюшки, баю"), пестушки и потешки ("Ладушки")

- это своеобразный вклад народной педагогики, нашедший доступные для

младенцев слова и поэтические образы [12,34].

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов

фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других

жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время

слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного

жанра.

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного

творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-

поэтических жанров фольклора.

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых,

сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и

песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки,

веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими

детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки,

скороговорки, загадки, сказки [17,76].

Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные

движения ребенка. Например:

Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.

Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,

ножками. Например:

“Потягунючки, поростунюшки!

Роток - говорунюшки,

Руки - хватунюшки,

Ноги - ходунюшки. ”

Заклички - детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

Весна красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки - словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя - вода,

С младенца - худоба!

Укатись вся.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на

природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и

выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста,

эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают

их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в

своей речи [13,42].

Лирические, обрядовые, хороводные, скоморошьи песни - это золотой фонд,

любовно сохраненный предшествующими поколениями.

Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от

“водички”, умывающей “личико”, до весны - “весны красной, весны ясной"

или птиц, несущих из-за моря “ключи весенние”); богатством стихотворных

форм, размеров (от четких, точных рифм - “Наша Маша.", “Ладушки.",

“Огуречик." - до белого стиха - “Солнышко катилось ко западу.", “Ты трава ли

моя, травушка. ”); интонацией (от ласковой лирической - “Потя-гунушки,

потягунушки. ” - до юмористической - “Ты умница, разумница. ”).

Фольклор является действенным средством воспитания национального

характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического

самосознания.

1.2 Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов

и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С.,

Саккулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее сензитивным к восприятию

народного искусства.

Воспитательный потенциал музыкального фольклора не просто значителен,

но и перспективен. Музыка своего народа является верным средством

познания жизни для детей.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие

произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем

ступеням эмоционального и нравственного развития.

Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни

ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия

на детей с учетом их возрастных возможностей [12,43].

Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный

заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко

устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное

общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается

с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок,

приговорок, скороговорок, песенок - небылиц, которые веками создавались

народом в процессе труда на природе, в быту - это пение колыбельных, игр с

пестованием. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по

содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые

богатства.

Колыбельная - первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А

так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память

наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы.

Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет

большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого

мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных

колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень

важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый

Приди, котик ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я к тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока да кусок пирога.

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями,

назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает

понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими

стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные,

бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с

пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и

стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем

сказок [26,24].

Народ - мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок,

приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в

приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные

песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к

режимным моментам. Умывая малыша напивают ему ласково:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Так же воспитывается чувство

доброты, заботы, например: “Кисонька-Мурсонька, где была? … Не ешь одна

(оставь ребяткам) ”. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт,

недоразумение:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны.

С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят

школу художественной фонетики [13,91].

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии

человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце,

питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не

доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в

раннем детстве зарождается любовь к ней.

Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры

речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему

восприятию поэтической речи и формируем интонационную

выразительность его речи.

Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие

шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и

мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к

образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых

поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное

влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему

живому, интерес и уважение к труду [15,37].

Целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную

направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-

игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое

прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические

черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры - это как бы

шуточное подражание трудовому процессу взрослых ("А мы просто сеяли").

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей

дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе

кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не

плачь, не плачь, куплю калач". В потешках, в которых имеется

звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки,

малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются

их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они

активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют

ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их

восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к

миру [32,31].

Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и

уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона,

мелодичность вызывают у детей желание говорить складно, красиво,

развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни

становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на

эмоции и сознание детей, для формирования у них четких нравственных

понятий и эстетического отношения к миру.

Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное

песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое

воздействие на эмоциональный мир детей.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по

тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру

исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4

лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более

стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут

исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом,

полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов

[28,27].

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки:

правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать

различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных

песнях.

Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают

им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру,

сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому

и обогащают таким образом духовный лик детей.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение,

включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают

их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,

начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства

диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных

форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца,

фольклорного театра.

Вывод по главе 1

Итак, в процессе теоретического исследования были изучены понятие

музыкального фольклора, определена его роль в воспитании дошкольников.

Фольклор - это художественное народное искусство, художественная

творческая деятельность трудового народа.

В произведениях фольклора заключена вся народная мудрость, воплощены

воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,

богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, понятия о справедливости,

доброте и зле, счастье.

Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества,

отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с

колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре,

в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и

праздники.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период

начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже

связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере

определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего

народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке.

Приобщение детей к музыкальному фольклору является одним из средств

формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие

народу черты характера, мышления. Через родную песню овладевая языком

своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста

получает первые представления о культуре своего народа. Богатство красок,

звуков, образов несет в себе народная музыка.

Народная музыка подготавливают детей к пониманию традиций и культуры

своего народа, а впоследствии и других народов мира.



В раздел образования