Автор: Козлова Наталия Владимировна
Должность: Педагог дополнительного обоазования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Тульская область Богородицкий район, поселок Товарковский .
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного
возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального
фольклора
1.1 Понятие музыкального фольклора
1.2 Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников
Вывод
Введение
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в
последнее время в нашей стране ещё более возросли. Истинно
художественной и естественной почвой для музыкального воспитания
ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как
среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением
людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними
мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным
языком.
Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков -
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным
истокам.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия,
в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре
воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая
фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих
способностей подрастающего поколения.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников
открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому
поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и
речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет
неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания
дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к
народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются
основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются
способности, умения и навыки.
В работах многих исследователей (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г.
Арушанова, Л.В. Кокуева, Л.Е. Стрельцова, Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина,
Е.Г. Речицкая, О.Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка
в устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства
дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и
приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.
Целенаправленное и систематическое использование музыкального
фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в
дошкольный период детства.
В соответствии со сказанным была выбрана тема исследования:
"Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного
возраста".
Объект данного исследования - воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс воспитания дошкольника средствами
музыкального фольклора.
Цель данного исследования - изучение особенностей воспитания
дошкольника средствами музыкального фольклора.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
на основе теоретических исследований изучить понятие музыкального
фольклора и его роль в воспитании дошкольников;
исследовать особенности воспитания дошкольников средствами
музыкального фольклора в ДОУ;
выявить методы и приемы воспитания дошкольников средствами
музыкального фольклора и дать анализ полученных результатов.
дошкольный возраст музыкальный фольклор воспитание
Гипотеза исследования: успешное воспитание дошкольников посредством
музыкального фольклора будет эффективным если:
педагог знает и понимает роль музыкального фольклора в воспитании
дошкольника;
будет осуществляться приобщение дошкольников к истокам родного,
истинного русского народного творчества посредством произведений
музыкального фольклора различных жанров;
будут включаться произведения музыкального фольклора в различные виды
музыкальной деятельности детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение, эксперимент.
База исследования: ДОУ № 324 г. Волгограда.
Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального
фольклора
1.1 Понятие музыкального фольклора
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая
деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в
народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное
и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном
творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Фольклор -
творчество, создаваемое народом и для народа [13,9].
Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа,
выработанная вековыми традициями.
В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики,
воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая
фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против
эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя
многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной
художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой
творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном
диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного)
творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив
веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными
мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных
традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество)
сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в
отдельных произведениях [20,34].
Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются
одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть
созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший
контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами
могут выступать как участники творческого процесса.
Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное
творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм - есть
фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе
формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно
связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его
знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе
социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы
устного словесного творчества, - выражавшего интересы разных обществ,
групп и слоев.
От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы,
праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что
хотелось передать в дар следующему поколению.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено
разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами
исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,
интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание,
разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали
существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период
у большинства народов бытовали трудовые и обрядовые песни, заговоры. В
период формирования государственности сложился классический
героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже
сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие
малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные
песни и т.д.) [25,18].
Народная музыка - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно
песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное
творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся
благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа,
музыкальный фольклор существует главным образом благодаря
исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных
народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз,
олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной
музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое.
Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно
устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или
менее древние и трансформированные произведения, а также заново
создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый
традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка
крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно
самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более
молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального
фольклора - песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские
олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские
частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое
произведение музыкального фольклора представлено целой системой
стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих
изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её
жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь
крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга
(колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы
(покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные
песни), смерть (похоронные плачи-причитания).
Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления
профессиональных сочинителей музыки - композиторов. Песни и наигрыши
украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили
важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В
течение веков одни из песен забывались, другие возрождались [1,34].
У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И
она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит
особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше
песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Издавна народ
придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение.
Народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на
многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и
увеселений.
Песня является одним из основных традиционных жанров национального
музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый
музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.
Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества.
Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость
молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле
человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта,
особенности национальной эстетики, психологии и нравственности [5,74].
В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты
народа. В музыке издавна народ видел источник здоровья, радости и счастья,
поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания
человека.
Колыбельные песни - спутник детства. В младенчестве матери и бабушки
убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их
пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками,
подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона,
кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки…”.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького
ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие
колыбельные песни ("Баю, баюшки, баю"), пестушки и потешки ("Ладушки")
- это своеобразный вклад народной педагогики, нашедший доступные для
младенцев слова и поэтические образы [12,34].
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов
фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других
жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время
слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного
жанра.
Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного
творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-
поэтических жанров фольклора.
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых,
сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и
песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки,
веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими
детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки,
скороговорки, загадки, сказки [17,76].
Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные
движения ребенка. Например:
Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.
Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Например:
“Потягунючки, поростунюшки!
Роток - говорунюшки,
Руки - хватунюшки,
Ноги - ходунюшки. ”
Заклички - детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
Весна красна! На чём пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки - словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:
С гоголя - вода,
С младенца - худоба!
Укатись вся.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на
природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и
выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста,
эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.
Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают
их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в
своей речи [13,42].
Лирические, обрядовые, хороводные, скоморошьи песни - это золотой фонд,
любовно сохраненный предшествующими поколениями.
Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от
“водички”, умывающей “личико”, до весны - “весны красной, весны ясной"
или птиц, несущих из-за моря “ключи весенние”); богатством стихотворных
форм, размеров (от четких, точных рифм - “Наша Маша.", “Ладушки.",
“Огуречик." - до белого стиха - “Солнышко катилось ко западу.", “Ты трава ли
моя, травушка. ”); интонацией (от ласковой лирической - “Потя-гунушки,
потягунушки. ” - до юмористической - “Ты умница, разумница. ”).
Фольклор является действенным средством воспитания национального
характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического
самосознания.
1.2 Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов
и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С.,
Саккулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее сензитивным к восприятию
народного искусства.
Воспитательный потенциал музыкального фольклора не просто значителен,
но и перспективен. Музыка своего народа является верным средством
познания жизни для детей.
Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие
произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем
ступеням эмоционального и нравственного развития.
Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни
ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия
на детей с учетом их возрастных возможностей [12,43].
Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный
заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко
устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное
общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается
с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок,
приговорок, скороговорок, песенок - небылиц, которые веками создавались
народом в процессе труда на природе, в быту - это пение колыбельных, игр с
пестованием. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по
содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые
богатства.
Колыбельная - первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А
так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память
наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы.
Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет
большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого
мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных
колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень
важно для общения с ним, например:
Котик серый, хвостик белый
Приди, котик ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я к тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями,
назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает
понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими
стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные,
бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с
пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и
стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем
сказок [26,24].
Народ - мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок,
приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в
приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные
песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к
режимным моментам. Умывая малыша напивают ему ласково:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Так же воспитывается чувство
доброты, заботы, например: “Кисонька-Мурсонька, где была? … Не ешь одна
(оставь ребяткам) ”. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт,
недоразумение:
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны.
С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят
школу художественной фонетики [13,91].
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии
человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце,
питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не
доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в
раннем детстве зарождается любовь к ней.
Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры
речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему
восприятию поэтической речи и формируем интонационную
выразительность его речи.
Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие
шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и
мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к
образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых
поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное
влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему
живому, интерес и уважение к труду [15,37].
Целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную
направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-
игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое
прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические
черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры - это как бы
шуточное подражание трудовому процессу взрослых ("А мы просто сеяли").
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей
дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе
кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не
плачь, не плачь, куплю калач". В потешках, в которых имеется
звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки,
малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются
их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они
активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют
ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их
восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к
миру [32,31].
Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и
уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона,
мелодичность вызывают у детей желание говорить складно, красиво,
развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни
становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на
эмоции и сознание детей, для формирования у них четких нравственных
понятий и эстетического отношения к миру.
Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное
песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое
воздействие на эмоциональный мир детей.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по
тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру
исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4
лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более
стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут
исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом,
полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов
[28,27].
С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки:
правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать
различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных
песнях.
Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают
им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру,
сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому
и обогащают таким образом духовный лик детей.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение,
включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают
их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,
начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства
диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных
форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца,
фольклорного театра.
Вывод по главе 1
Итак, в процессе теоретического исследования были изучены понятие
музыкального фольклора, определена его роль в воспитании дошкольников.
Фольклор - это художественное народное искусство, художественная
творческая деятельность трудового народа.
В произведениях фольклора заключена вся народная мудрость, воплощены
воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,
богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, понятия о справедливости,
доброте и зле, счастье.
Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества,
отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с
колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре,
в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и
праздники.
Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период
начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже
связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере
определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего
народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке.
Приобщение детей к музыкальному фольклору является одним из средств
формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие
народу черты характера, мышления. Через родную песню овладевая языком
своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста
получает первые представления о культуре своего народа. Богатство красок,
звуков, образов несет в себе народная музыка.
Народная музыка подготавливают детей к пониманию традиций и культуры
своего народа, а впоследствии и других народов мира.