Напоминание

Инновационная деятельность учреждения Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Чаплыгинского муниципального района Липецкой области


Автор: Шалумова Тамара Михайловна
Должность: Зав.отделом
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Чаплыгин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационная деятельность учреждения Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Региональный этап Всероссийского открытого

конкурса учреждений дополнительного образования

«Звезды зажигают профессионалы»

Из опыта работы

Инновационная деятельность учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Автор работы: Шалумова Тамар Михайловна

Заведующая техническим отделом,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Чаплыгин-2020 г.

1

Развитие науки, техники, происходящее в мире определяют характер

изменений в образовании и воспитании молодого поколения. Ведь особое

внимание

должно

быть

уделено

воспитанию

личности,

способной

адаптироваться к современным условиям, востребованной в обществе.

В рамках данной проблемы акцентируется внимание на вопросах

научно – технического творчества учащихся в дополнительном образовании.

Все блага цивилизации – это результат технического творчества.

Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего

дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую

технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с

оживлением

экономики,

требуется

все

больше

и

больше

грамотных

инженеров,

особенно

в

области

высоких

технологий.

Творческие

объединения

технического

творчества

это

именно

та

среда,

где

раскрывается талант и дарования учащихся, именно здесь происходит его

становление, как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством,

учащиеся осваивают азы инженерной науки, приобретают необходимые

умения и навыки практической деятельности, учатся самостоятельно решать

поставленные перед ними конструкторские задачи.

Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ стать 20. Экспериментальная и

инновационная деятельность в сфере образования.

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы

образования с учётом основных направлений социально-экономического

развития Российской Федерации приоритетных направлений государственной

политики Российской Федерации в сфере образования.

Направления

инновационной

деятельности

дополнительного

образования детей:

совершенствование содержания образования;

изучение

и

внедрение

в

практику

современных

педагогических

технологий;

2

создание системы работы с одаренными детьми;

совершенствование системы управления;

информатизация образовательного процесса.

Центр дополнительного образования Чаплыгинского муниципального

района

реализует

общеобразовательные

общеразвивающие

программы

технической

направленности:

«Космическое

моделирование»,

«Авиамоделирование»,

«Робототехника»,

«Юный

мастер»,

«Твори,

выдумывай, пробуй», «Творчество», «Цифровая фотография».

Общеобразовательные программы направлены на формирование у

учащихся начальных научно-технических знаний, мировоззрения, освоение

методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных,

конструкторских способностей учащихся. Содержание общеобразовательных

программ разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности

каждого ребёнка в реализации своих творческих желаний и возможностей.

Педагоги

дополнительного

образования

нашего

учреждения

проводят

занятия на высоком уровне, в процессе которых у учащихся выявляются и

развиваются способности к техническому творчеству.

В системе дополнительного образования детей одно из ведущих мест

занимает спортивно-техническое моделирование, позволяющее развивать

творческие

способности

учащихся

в

области

технической,

научно-

технической,

спортивно-технической

и

военно-патриотической

образовательной деятельности.

За четыре с небольшим десятилетия космической эры, которую открыл

первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР 4 октября 1957

года в космическое пространство с нашей планеты, были отправлены сотни

спутников, кораблей и орбитальных станций.

Появилась новая область

человеческой

деятельности

космонавтика

совокупность

самых

современных

отраслей

науки

и

техники.

Стремительное

развитие

космонавтики

пробудило

большой

интерес

школьников,

молодёжи

к

3

ракетно-космическому моделизму – новому виду технического творчества.

Ракетомодельный спорт — технический вид спорта, в котором участники

соревнуются в конструировании, изготовлении, организации запуска и

пилотировании (для радиоуправляемых) моделей ракет.

Для Чаплыгинских ребят объединение «Космическое моделирование»

является одним из самых популярных и увлекательных видов спортивно-

технического

творчества.

Занимаясь

в

ракетомодельном

объединении,

учащиеся знакомятся с основами аэродинамики и баллистикой полёта ракет,

методами

проектирования

и

конструирования

летающих

моделей,

с

термодинамикой

и

материаловедением,

с

вопросами

прочности

и

эксплуатации ракетных моделей, с технологией изготовления и историей

реактивной техники. Всё это создаёт предпосылки для осознанного глубокого

восприятия школьниками физики, химии, математики и других учебных

предметов.

Начиная работу с самой простой ракеты, ребята в лаборатории

«Космическое моделирование» строят модели-копии космических кораблей

«Союз», «Восток», «Энергия», «Буран», «Метеор» приобретая при этом

практические

навыки

работы

с

различным

инструментом.

Учащиеся

овладевают приёмами работы на станках столярной и слесарной обработки,

учатся читать чертежи, логически и конструктивно мыслить, знакомятся с

новинками литературы на космические темы. В системе дополнительного

образования модельные виды спорта играют очень важную роль. Они

способствуют профориентации школьников на дальнейшее техническое

образование. Многие наши выпускники связывают свою дальнейшую жизнь

с теми профессиями, где находят применение приобретённых навыков,

полученных в творческих объединениях.

На протяжении 40 лет учащиеся ракетомодельного объединения

являются чемпионами Липецкой области по ракетомодельному спорту. Они

постоянные

участники

и

призёры

Всероссийских

и

Международных

соревнований по ракетомодельному спорту в г. Москве, г. Калуге, г.

4

Армавире, г. Казани, г. Туле, г. Орле, Липецке, Байконуре, Польши, Румынии.

С 22 по 29 апреля 2019 года в Нальчике проводились три ракетомодельных

Чемпионата: Первенство России, Кубок России и Этап Кубка Мира FAI.

Команду Липецкой области представлял Чаплыгинский Центр

дополнительного образования: Валерий Пятых, Пётр Комахин и Дмитрий

Плюхин. В классе моделей S-7 на реализм полёта первое место уверенно

занял Пётр Комахин, Дмитрий Плюхин второе место - первенство России.

Валерий Пятых в классе моделей S кубок России- второе место. В классе

моделей ракет S 6 А в этапе кубка мира наша команда заняла третье место.

Ребята были награждены дипломами Министерства спорта Российской

Федерации и кубком.

Содержание

образовательного

процесса

включает

самостоятельное

проектирование, изготовление технических объектов, исследовательскую,

проектно-конструкторскую работу, направленную на решение конкретных

технических задач.

На

занятиях

особое

внимание

уделяется

творческой

проектной

деятельности учащихся. Совместно с педагогом учащийся выбирает модель

по душе и интересу, которая соответствует его умениям и навыкам, и

обучается в соответствующем модуле – средней сложности или повышенной

сложности. Работа над проектом – это слияние теории и практики, которая

заключает

в

себе

постановку

умственной

творческой

задачи

и

ее

практическое выполнение. Учащиеся, склонные к исследовательской работе,

делают теоретические разработки по использованию ракетно-космической

техники

в

интересах

экологии,

экономики

и

других

прикладных

и

фундаментальных наук, истории космонавтики. Со своими исследованиями

они принимают участие в конкурсах, выставках, конференциях. В январе

2019

году

в

Региональном

этапе

Всероссийского

конкурса

юных

изобретателей

и

рационализаторов

учащийся

объединения

«Ракетомоделирование» в номинации «Юные изобретатели» Мироненко

5

Савелий занял 3 место. В региональном этапе Всероссийской олимпиады

учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодежи

«Созвездие-2019» Виктория Пирогова стала победителем в номинации

«Человек и космос», а Анна Щербакова заняла третье место в номинации

«Презентация».

Победители

и

призёры

были

награждены

дипломами

Управления образования и науки Липецкой области.

В

целях

повышения

мотивации

детей

к

изобретательской

и

рационализаторской деятельности в нашем Центре проводятся выставки

стендового моделирования.

Для ведения образовательного процесса на высоком уровне, педагоги

дополнительного образования целенаправленно работают, повышая свой

научно-методический

потенциал.

Коллектив

педагогов

работает

над

инновационной

проблемой

«Применение

современных

педагогических

технологий в дополнительном образовании».

В течение учебного года

педагогами дополнительного образования проводятся открытые занятия, с

целью обеспечения саморазвития педагогов, стремлению к собственному

повышению квалификации, где, показывают формы, методы и новые

технологии в практическом их применении.

В ходе работы выявлена

основная положительная тенденция - готовность педагогов к переоценке

своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для перехода

на новый уровень, обеспечивающий современное качество, заинтересованных

в освоении и внедрении проектной, исследовательской и конструкторской

технологий.

Педагог Викулин Павел Николаевич награждён памятным знаком, педагог

Пятых Валерий Алексеевич награждён благодарственным письмом во

Всероссийском

открытом

конкурсе

«100

лучших

практик

в

системе

дополнительного образования детей России».

Во

Всероссийском

открытом

конкурсе

дополнительных

общеразвивающих программ «Образовательный Олимп», педагог д.о. Пятых

6

Валерий занял первое место. В областном конкурсе «Лучшее учреждение

дополнительного образования, посвящённого 100-летию дополнительного

образования,

в

номинации

«Видеофильм»

педагог

Шалумова

Тамара

Михайловна награждена дипломом 2 степени. Молодой педагог Пятых Ольга

Анатольевна приняла участие в областном открытом конкурсе педагогов

дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».

Ежегодно, в январе месяце, в нашем учреждении проходит «Неделя науки и

техники». В эти дни во всех творческих объединениях проходят открытые

уроки, «мастер-классы», выставки. Цель этих мероприятий направлена на

развитие творческого интереса, расширение кругозора у обучающихся,

приобретение умений и навыков, воспитание чувства патриотизма.

В нашем Центре большое внимание уделяется проблемам:

–инновационной деятельности;

– проектной и исследовательской деятельности;

– программно-методическому обеспечению учебно-воспитательного

процесса;

– мониторингу качества и результативности образовательного процесса.

– по организации деятельности педагогов, направленную на публикацию

материалов в СМИ.

В

процессе

обучения

на

занятиях

педагоги

используют

различные

технологии:

-личностно-ориентированные;

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-коллективную систему обучения;

-исследовательские методы обучения;

-здоровьесберегающие технологии.

Все технологии, используемые в дополнительном образовании, направлены

на то, чтобы:

- разбудить активность учащихся;

7

- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

- подвести эту деятельность к процессу творчества;

- опирались на самостоятельность, активность и общение детей.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы

дополнительного

образования,

поскольку

одаренные

дети

являются

творческим

и

интеллектуальным

потенциалом

для

развития

страны.

Образовательные программы наших объединений рассчитаны на 3- 4 года.

При работе с одарёнными детьми для каждого из них разрабатывается свой

индивидуальный

образовательный

маршрут,

который

определяется

образовательными

потребностями,

индивидуальными

способностями

и

возможностями ребёнка. С каждым обучающимся этой категории ведётся

индивидуальная работа, которая основывается, прежде всего, на раскрытии

его уникальных способностей. Работа по выявлению одарённых детей в

объединении основывается на диагностике данных (тесты, анкетирование),

позволяющих судить о наличии одаренности, достигнутых практических

результатах в освоении образовательной программы, итогах конкурсов и

выставок, целенаправленном педагогическом наблюдении и выявлении

мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге

интересов, об особенностях личностного развития их ребенка. Стимулируем

участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, где такие дети могут

показать свои неординарные способности. Это является хорошей мотивацией

для их творческого роста. Такие мероприятия очень важны для одарённых

детей ещё и потому, что, общаясь с близкими по духу людьми, они находят

новые идеи, приобретают опыт, получают необходимое для них вдохновение.

В течение года педагог формирует портфолио достижений одаренного

учащегося.

Международные соревнования по ракетомодельному спорту в городе

Байконуре. Наши спортсмены отлично выступили. Пётр Комахин в

классе моделей S -12-А занял первое место. А самый юный участник

8

соревнований Дмитрий Плюхин в классе моделей S – 7 занял третье

место.

В период с 24 по 30 августа 2019 года в румынском городе Бузэу

состоялся Чемпионат и Первенство Европы по моделям ракет S среди

взрослых и юношей. В командном зачете в классе S-7 на Первенстве

Европы Петр Комахин стал серебряным призером, Валерий Пятых –

бронзовым призером в командном зачете в классе S-7.

В

современных

условиях

техническое

творчество

-

это

основа

инновационной деятельности, поэтому процесс его развития является

важнейшей составляющей современной системы образования.

Специфика

дополнительного образования технической направленности подразумевает не

только привитие учащимся необходимых умений и навыков, но и развитие

всесторонне развитой личности ребенка. Это и духовно-нравственное и

патриотическое

воспитание

путем

участия

в

социально

значимых

мероприятиях организованных в нашем Центре и связанных с историей

нашей страны.

Информатизация сферы образования в условиях меняющегося мира,

постоянного развития и усложнения технологий имеет фундаментальное

значение. Информационные технологии становятся удобным инструментом

для освоения других дисциплин. В нашем Центре постепенно создаются

«условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе

информационных технологий». Педагоги дополнительного образования в

своей работе активно используют доступные информационные технологии,

которые выполняют ряд функций:

-информационную

-

поскольку

обеспечивается

доступ

к

различной

информации,

в

том

числе

нормативно-правовой,

справочной,

образовательной;

- мотивационную – появление комфортности в обучении, возможности

планирования

и

управления

собственной

учебной

(для

учащихся)

и

профессиональной (для педагогов) деятельностью;

9

- образовательную (т.е. повышение квалификации) педагогов.

Информационные технологии применяются в организации образовательного

процесса. При обучении педагоги используют smart-доски, компьютеры и т.п.

Создание

учебно-методического

обеспечения

-

все

эти

разработки

способствуют образовательной деятельности учащихся.

Осуществление контроля и самоконтроля позволяет осуществлять контроль,

как за знаниями учащихся, так и образовательным уровнем педагогов. Такой

вид контроля позволяет быстро и радикально обновлять арсенал средств и

дополнять его интерактивным взаимодействием, возможностями выбора

разноуровнего задания. Организация работы с одаренными детьми

осуществляется

через

организацию

проектной

и

исследовательской

деятельности с использованием Интернет-ресурсов. И конечно же работа с

большим количеством компьютерных программ.

Использование систематизированных баз данных:

- обучающихся;

- детей «группы риска»;

- личных результатов обучающихся и педагогов;

- кадровый состав;

- образовательных программ;

- учебно-методического обеспечения по реализуемым программам;

- воспитательных мероприятий;

- медиатеки.

Создание сайтов. В нашем Центре существует и активно работает сайт,

кроме того, созданы страницы педагогов дополнительного образования на

сайте, на которых можно получить подробную информацию о деятельности

творческих объединений.

10

11



В раздел образования