Автор: Романова Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара "ДМШ им. Г.В.Беляева"
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Школьные конкурсы - одна из форм развития и поддержания интереса детей к музыке.
Раздел: дополнительное образование
Школьные
конкурсы
-
одна
из
форм
развития
и
поддержания интереса детей к музыке.
Романова Елена Александровна - преподаватель МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ им.
Г.В.Беляева»
Социальная структура нашего современного общества сильно изменилась. С
появлением новых форм производства и потребления музыки престиж классического
музыкального образования значительно упал. А если обратиться к истории, то можно
увидеть, что раньше в дворянских семьях обязательно учили детей музыке. И, пусть
далеко не все из них умели хорошо играть на инструментах, зато разбирались в музыке
и умели её понимать и ценить.
В представлении многих людей музыкальная образованность уже не является
одним из атрибутов успеха, необходимых для становления гармонично развитой
личности. Огромное число детей, изначально пришедших в музыкальную школу с
большим желанием учиться, бросают через некоторое время учебу вследствие утраты
интереса к музыкальным занятиям. К сожалению, сейчас
многие родители не
понимают важности музыкального воспитания, не стремятся обучать своих детей в
различных музыкальных студиях,
школах,
не посещают
с
детьми
концерты,
музыкальные спектакли и т. д.
А ведь отсутствие полноценных музыкальных
впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
Современные условия жизни таковы, что наша творческая образовательная
деятельность ориентирована на запросы потребителя (родителя и ученика), который в
большом процентном соотношении хочет учиться «для себя» и тяжело воспринимает
монотонный,
строго
регламентируемый,
построенный
на
многочисленных
повторениях, процесс обучения музыке.
Сохранение интереса и любви к музыкальному искусству в настоящее время
является, пожалуй, одним из самых сложных и трудно решаемых вопросов детской
музыкальной педагогики.
Сложность решения этой проблемы заключается в том,
чтобы
умело
сочетать
высокопрофессиональные
методики
прошлых
лет,
не
потерявших своей практической значимости,
с инновационными разработками
музыкантов-педагогов,
стремящимися
модернизировать
изжившую
себя
модель
обучения.
Вопрос возрождения интереса к широкому музыкальному обучению и
наиболее эффективной реализации потенциала каждого ребенка – сейчас стоит очень
остро.
И, пожалуй, сложнее всего правильно организовать работу с детьми, не
обладающими яркими природными данными, которые к средним классам сознают, что
музыка не будет их профессией, с теми, кто желает получить начальное музыкальное
образование «для себя». Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано,
при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным
процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском
возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную
школу
.
Как обеспечить таким ребятам поддержку и помочь справиться с
трудностями, чтобы они не чувствовали себя «за бортом»? Конечно же, каждый
педагогический коллектив ищет свои пути и методы решения этой задачи.
Преподаватели нашей музыкальной школы не остаются в стороне от решения
этой проблемы. На протяжении уже нескольких лет мы проводим школьные конкурсы
для детей со средними музыкальными данными, для тех детей, которые в силу своих
возможностей не могут участвовать в городских, региональных и областных
мероприятиях. Цель этих конкурсов - развитие и поддержание подлинного интереса
детей к музыке.
На фортепианном отделении
школы стало доброй традицией
проводить такие конкурсы, как «Давай потанцуем» и «Юный виртуоз». Конкурс с
тематическим названием «Давай потанцуем» проводится в первом полугодии учебного
года, а «Юный виртуоз» – во втором. Таким образом, мы стараемся задействовать как
можно больше ребят со средними музыкальными данными в течение всего учебного
года. Учащиеся пробуют свои силы в исполнительстве, проявляют себя в более
близкой и доступной для них сфере. Планирование таких конкурсов проходит на
методических совещаниях в конце учебного года на будущий учебный год.
Конкурс «Давай потанцуем» преследует несколько целей – это ознакомление
ребят с репертуаром танцевальной музыки, и развитие осознанного понимания этого
прекрасного
музыкального жанра, а так же, несомненно, развитие
творческих
способностей ребенка. Далеко не последнюю роль в решении этих задач играет подбор
репертуара. Преподаватели фортепианного объединения очень серьезно и кропотливо
подходят к данному
вопросу. Репертуар заранее обсуждается на методических
совещаниях,
все
преподаватели
принимают активное участие
в
обсуждениях,
советуются с куратором школы.
Еще один, не менее важный и нужный, на наш взгляд конкурс - это конкурс
этюдов «Юный виртуоз». Несколько иная направленность и другие задачи у этого
конкурса.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
современные
дети
очень
заняты
в
общеобразовательной школе и не имеют возможности много заниматься музыкой дома,
в частности «зубрить» гаммы и упражнения, чтобы развить в себе технические навыки,
а зачастую, еще и нет желания этим заниматься. А в свою очередь, аккуратное и
грамотное исполнение этюда требует определенной технической подготовки. Как
помочь ребенку справиться с этой задачей? Конкурс этюдов – одна из форм развития
технических
навыков
исполнительства.
Желание
выступить
на
конкурсе
и
посоревноваться
с
другими
ребятами
подстегивает
ребят
к
занятиям
дома.
Преподаватели в свою очередь очень грамотно и внимательно подходят к подбору
этюдов, стараются выбрать материал, который не только будет по силам ученику, но и
покажет
ребенка
с
лучшей
стороны.
Немаловажной
стороной
является
художественный образ этюда, его «концертность». Ребята даже сами придумывают
образные названия этюдам, которые исполняют. Они с большим удовольствием
соревнуются в беглости, стараясь исполнять этюды в подвижных темпах.
Хотелось бы отметить, что преподаватели стараются привлекать к такому роду
деятельности ребят с самого раннего возраста. Наши учащиеся принимают участие в
этих конкурсах уже с подготовительной группы. Преподаватели стараются как можно
чаще хвалить!!!! ребят. Именно так появляется желание выступать перед публикой, а
этот навык в свою очередь, пригодится им в любой сфере деятельности, умение
показать свои способности придаст им уверенности. Ведь каждый ребенок хочет быть
услышанным, увиденным и признанным.
Зрительская
аудитория
на
таких
конкурсах
-
это
ребята,
родители,
преподаватели и руководство школы, для которых важны не только профессиональные
тонкости, но и неподдельное счастье, интерес, искорки в глазах выступающих - очень
отзывчивая, благодарная публика. Дипломы, грамоты, благодарности и сувениры - это
все знаки признания, на которые школа не скупится.
Необходимо отметить, что
удовольствие от происходящего получают обе стороны: и выступающая, и слушающая.
Нельзя не отметить роль родителей в организации таких конкурсов. Умение
вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении
трудностей -
каждодневная забота родителей. Будучи педагогами, мы беседуем об этом с папами и
мамами наших учеников, просим их почаще хвалить сына или дочку, интересоваться
их достижениями и жить интересами и увлечениями своих детей. Ведь ребёнку так
важно понять, что его самым близким людям интересно то, что интересно ему.
Только работая в одной связке (педагог - ученик - родитель), поддерживая
заинтересованность в музыкально-образовательной деятельности ребенка можно
решить проблему по формированию и развитию положительной мотивации к занятиям
музыкой. Обсуждая впоследствии выступления с учащимися, преподаватели ставят
перед ними определенные задачи и пути их решения на перспективу. Дети сами охотно
оценивают свое выступление, что удалось, а что не очень, над чем стоит поработать.
Этот поистине ничем незаменимый опыт публичных выступлений - путь к повышению
самооценки ребят. Такие формы и методы обучения решают еще одну немаловажную
задачу - помогают сохранить контингент школы и являются одним из слагаемых
результативности и успешности педагогической работы.
Мы глубоко убеждены, что являясь преподавателями, непосредственно
связанными с музыкой, просто обязаны сохранять и передавать будущим поколениям
духовные ценности, в том числе, музыкальную культуру, ведь музыка является одним
из активных средств воздействия на современного ребёнка. Таким образом, у детей
совершенствуется мышление, развивается память, речь, обогащается эмоциональная
сфера, словом, формируется гармонично развитая личность.
И не важно, что после окончания музыкальной школы не каждый ребенок станет
музыкантом, главное, что он поднимется на новый культурный уровень, разовьет свой
вкус и эстетическое восприятие, научится различать хорошую и плохую музыку,
ценить красоту в искусстве и жизни. Занятия музыкой не пройдут даром. Знание
музыки, натренированный интеллект - это, согласитесь, неплохой ресурс для
обеспечения успеха в любой профессиональной области и в социуме, в целом.
Список используемой литературы
1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Спб. КАРО,
2004г.
2.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.., 1993г.
3. Грохотов С. Обучение игре на фортепиано по Леймеру – Гизекингу.–
М.: «Классика – XXI», 2009
4.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004г.
5. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика.
Челябинск: МРI, 2006
6. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?, 1998.
7.Цыпин Г.М. Обучение игры на фортепиано. М., 1984г.
8.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог.
Спб.: Союз художников, 2002г.