Напоминание

Школьные конкурсы - одна из форм развития и поддержания интереса детей к музыке.


Автор: Романова Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара "ДМШ им. Г.В.Беляева"
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Школьные конкурсы - одна из форм развития и поддержания интереса детей к музыке.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Школьные

конкурсы

-

одна

из

форм

развития

и

поддержания интереса детей к музыке.

Романова Елена Александровна - преподаватель МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ им.

Г.В.Беляева»

Социальная структура нашего современного общества сильно изменилась. С

появлением новых форм производства и потребления музыки престиж классического

музыкального образования значительно упал. А если обратиться к истории, то можно

увидеть, что раньше в дворянских семьях обязательно учили детей музыке. И, пусть

далеко не все из них умели хорошо играть на инструментах, зато разбирались в музыке

и умели её понимать и ценить.

В представлении многих людей музыкальная образованность уже не является

одним из атрибутов успеха, необходимых для становления гармонично развитой

личности. Огромное число детей, изначально пришедших в музыкальную школу с

большим желанием учиться, бросают через некоторое время учебу вследствие утраты

интереса к музыкальным занятиям. К сожалению, сейчас

многие родители не

понимают важности музыкального воспитания, не стремятся обучать своих детей в

различных музыкальных студиях,

школах,

не посещают

с

детьми

концерты,

музыкальные спектакли и т. д.

А ведь отсутствие полноценных музыкальных

впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.

Современные условия жизни таковы, что наша творческая образовательная

деятельность ориентирована на запросы потребителя (родителя и ученика), который в

большом процентном соотношении хочет учиться «для себя» и тяжело воспринимает

монотонный,

строго

регламентируемый,

построенный

на

многочисленных

повторениях, процесс обучения музыке.

Сохранение интереса и любви к музыкальному искусству в настоящее время

является, пожалуй, одним из самых сложных и трудно решаемых вопросов детской

музыкальной педагогики.

Сложность решения этой проблемы заключается в том,

чтобы

умело

сочетать

высокопрофессиональные

методики

прошлых

лет,

не

потерявших своей практической значимости,

с инновационными разработками

музыкантов-педагогов,

стремящимися

модернизировать

изжившую

себя

модель

обучения.

Вопрос возрождения интереса к широкому музыкальному обучению и

наиболее эффективной реализации потенциала каждого ребенка – сейчас стоит очень

остро.

И, пожалуй, сложнее всего правильно организовать работу с детьми, не

обладающими яркими природными данными, которые к средним классам сознают, что

музыка не будет их профессией, с теми, кто желает получить начальное музыкальное

образование «для себя». Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано,

при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным

процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском

возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную

школу

.

Как обеспечить таким ребятам поддержку и помочь справиться с

трудностями, чтобы они не чувствовали себя «за бортом»? Конечно же, каждый

педагогический коллектив ищет свои пути и методы решения этой задачи.

Преподаватели нашей музыкальной школы не остаются в стороне от решения

этой проблемы. На протяжении уже нескольких лет мы проводим школьные конкурсы

для детей со средними музыкальными данными, для тех детей, которые в силу своих

возможностей не могут участвовать в городских, региональных и областных

мероприятиях. Цель этих конкурсов - развитие и поддержание подлинного интереса

детей к музыке.

На фортепианном отделении

школы стало доброй традицией

проводить такие конкурсы, как «Давай потанцуем» и «Юный виртуоз». Конкурс с

тематическим названием «Давай потанцуем» проводится в первом полугодии учебного

года, а «Юный виртуоз» – во втором. Таким образом, мы стараемся задействовать как

можно больше ребят со средними музыкальными данными в течение всего учебного

года. Учащиеся пробуют свои силы в исполнительстве, проявляют себя в более

близкой и доступной для них сфере. Планирование таких конкурсов проходит на

методических совещаниях в конце учебного года на будущий учебный год.

Конкурс «Давай потанцуем» преследует несколько целей – это ознакомление

ребят с репертуаром танцевальной музыки, и развитие осознанного понимания этого

прекрасного

музыкального жанра, а так же, несомненно, развитие

творческих

способностей ребенка. Далеко не последнюю роль в решении этих задач играет подбор

репертуара. Преподаватели фортепианного объединения очень серьезно и кропотливо

подходят к данному

вопросу. Репертуар заранее обсуждается на методических

совещаниях,

все

преподаватели

принимают активное участие

в

обсуждениях,

советуются с куратором школы.

Еще один, не менее важный и нужный, на наш взгляд конкурс - это конкурс

этюдов «Юный виртуоз». Несколько иная направленность и другие задачи у этого

конкурса.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

современные

дети

очень

заняты

в

общеобразовательной школе и не имеют возможности много заниматься музыкой дома,

в частности «зубрить» гаммы и упражнения, чтобы развить в себе технические навыки,

а зачастую, еще и нет желания этим заниматься. А в свою очередь, аккуратное и

грамотное исполнение этюда требует определенной технической подготовки. Как

помочь ребенку справиться с этой задачей? Конкурс этюдов – одна из форм развития

технических

навыков

исполнительства.

Желание

выступить

на

конкурсе

и

посоревноваться

с

другими

ребятами

подстегивает

ребят

к

занятиям

дома.

Преподаватели в свою очередь очень грамотно и внимательно подходят к подбору

этюдов, стараются выбрать материал, который не только будет по силам ученику, но и

покажет

ребенка

с

лучшей

стороны.

Немаловажной

стороной

является

художественный образ этюда, его «концертность». Ребята даже сами придумывают

образные названия этюдам, которые исполняют. Они с большим удовольствием

соревнуются в беглости, стараясь исполнять этюды в подвижных темпах.

Хотелось бы отметить, что преподаватели стараются привлекать к такому роду

деятельности ребят с самого раннего возраста. Наши учащиеся принимают участие в

этих конкурсах уже с подготовительной группы. Преподаватели стараются как можно

чаще хвалить!!!! ребят. Именно так появляется желание выступать перед публикой, а

этот навык в свою очередь, пригодится им в любой сфере деятельности, умение

показать свои способности придаст им уверенности. Ведь каждый ребенок хочет быть

услышанным, увиденным и признанным.

Зрительская

аудитория

на

таких

конкурсах

-

это

ребята,

родители,

преподаватели и руководство школы, для которых важны не только профессиональные

тонкости, но и неподдельное счастье, интерес, искорки в глазах выступающих - очень

отзывчивая, благодарная публика. Дипломы, грамоты, благодарности и сувениры - это

все знаки признания, на которые школа не скупится.

Необходимо отметить, что

удовольствие от происходящего получают обе стороны: и выступающая, и слушающая.

Нельзя не отметить роль родителей в организации таких конкурсов. Умение

вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении

трудностей -

каждодневная забота родителей. Будучи педагогами, мы беседуем об этом с папами и

мамами наших учеников, просим их почаще хвалить сына или дочку, интересоваться

их достижениями и жить интересами и увлечениями своих детей. Ведь ребёнку так

важно понять, что его самым близким людям интересно то, что интересно ему.

Только работая в одной связке (педагог - ученик - родитель), поддерживая

заинтересованность в музыкально-образовательной деятельности ребенка можно

решить проблему по формированию и развитию положительной мотивации к занятиям

музыкой. Обсуждая впоследствии выступления с учащимися, преподаватели ставят

перед ними определенные задачи и пути их решения на перспективу. Дети сами охотно

оценивают свое выступление, что удалось, а что не очень, над чем стоит поработать.

Этот поистине ничем незаменимый опыт публичных выступлений - путь к повышению

самооценки ребят. Такие формы и методы обучения решают еще одну немаловажную

задачу - помогают сохранить контингент школы и являются одним из слагаемых

результативности и успешности педагогической работы.

Мы глубоко убеждены, что являясь преподавателями, непосредственно

связанными с музыкой, просто обязаны сохранять и передавать будущим поколениям

духовные ценности, в том числе, музыкальную культуру, ведь музыка является одним

из активных средств воздействия на современного ребёнка. Таким образом, у детей

совершенствуется мышление, развивается память, речь, обогащается эмоциональная

сфера, словом, формируется гармонично развитая личность.

И не важно, что после окончания музыкальной школы не каждый ребенок станет

музыкантом, главное, что он поднимется на новый культурный уровень, разовьет свой

вкус и эстетическое восприятие, научится различать хорошую и плохую музыку,

ценить красоту в искусстве и жизни. Занятия музыкой не пройдут даром. Знание

музыки, натренированный интеллект - это, согласитесь, неплохой ресурс для

обеспечения успеха в любой профессиональной области и в социуме, в целом.

Список используемой литературы

1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Спб. КАРО,

2004г.

2.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.., 1993г.

3. Грохотов С. Обучение игре на фортепиано по Леймеру – Гизекингу.–

М.: «Классика – XXI», 2009

4.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004г.

5. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика.

Челябинск: МРI, 2006

6. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?, 1998.

7.Цыпин Г.М. Обучение игры на фортепиано. М., 1984г.

8.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог.

Спб.: Союз художников, 2002г.



В раздел образования