Напоминание

Продуктивные технологии обучения


Автор: Долгих Надежда Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Статья.
Тема: Продуктивные технологии обучения
Раздел: полное образование





Назад




«Продуктивные технологии обучения» Долгих Н.Н. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №20 Продуктивная педагогическая технология нацелена на прочное усвоение базисных знаний, умений. Основы продуктивной педагогической технологии, изложены во многих труда педагогов и понимается как знания, умения, обладая которыми выпускник школы обретает прочную опору для своей будущей жизни. Продуктивные, значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные. Именно такие продукты школы будут востребованы жизнью. Педагогический продукт определим как созданную в учебно-воспитательном процессе целостную систему знаний, умений, навыков. В продуктивной технологии мы можем выбирать, использовать и комбинировать все известные нам виды обучения: проблемный, проектная деятельность.
Проблемное

обучение.
Отличительная особенность организации обучения – самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности обучаемых. Технология проблемного обучения, которая включает учащихся в активную познавательную деятельность опирается на этапы, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для обучаемых. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») обучаемый перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. «Озарение» («Я знаю, как сделать») завершает этот этап. Далее следуют этапы решения проблемы, (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Проектная деятельность -
это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Учебный

проект применяемый

на уроках истории и обществознания в старших

классах.

Одним

из

условий

реализации

этого

метода

в

своей

педагогической

практике можно считать корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную

классно-урочную

систему.

Точками

соприкосновения

нового

метода

и

классно



урочной системы являются:

- проблемный и деятельностный подходы к обучению;

- личностно-ориентированное обучение; педагогика сотрудничества.
Ожидаемый результат при внедрении метода учебного проекта видится следующим: это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс; это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и
применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий: - подготовка (формулирование темы и целей проекта); - планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); - исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); - оформление результатов и выводов; - представление или отчет; - оценка результатов и процесса. В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными: групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 2-3 человек. индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами; коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: • развивает интеллект ученика, умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; • развивает творческие способности и самостоятельность; • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися, например, прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


В раздел образования