"Развитие профессиональной компетентности педагогов,реализующих программы ФГОС"
Автор: Пищулева Надежда Владимировна Должность: преподаватель иностранного языка Учебное заведение: ГБПОУ "Зюкайский аграрный техникум" Карагайский филиал Населённый пункт: Пермский край,с.Карагай Наименование материала: презентация к семинару Тема: "Развитие профессиональной компетентности педагогов,реализующих программы ФГОС" Раздел: полное образование
Развитие профессиональной
компетентности педагогов,
реализующих программы ФГОС
Выполнила: Пищулева Н.В.
Преподаватель Карагайского филиала ГБПОУ «Зюкайский аграрный
техникум»
•
Презентация подготовлена к семинару
«Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих программы
ФГОС» для преподавателей общеобразовательных дисциплин, реализующих
программы среднего профессионального образования подготовки
квалифицированных рабочих, служащих.
Для подготовки к семинару использованы материалы:
Н.Л.Галеева Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих
требования ФГОС. Москва. Педагогический университет «Первое сентября»2013.
С.Г. Воровщикова Развитие универсальных учебных действий. М.: Перспектива,2013
ФГОС ООО, Министерство образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя.»
К.Д. Ушинский
Три главных вопроса:
Каждый
российский
учитель,
готовящийся
реализовать
требования
д о к у м е н т а
с
н а з в а н и е м
« Ф Г О С
о с н о в н о г о
о б щ е г о
образования»,знакомясь
с
его
положениями,
сопоставляя
их
с
собственной
профессиональной
практикой,
задает
много
вопросов.
Однако все эти вопросы, в сущности, сводятся к трем основным:
какие
положения
в этом
законе
касаются
непосредств
енно
учителя?
какие
конкретные
изменения
в моей
профессион
альной
деятельност
и должны
произойти?
и зачем,
собственно,
нужны
образовате
льные
стандарты?
Меньше и хуже- нельзя, больше и
лучше- сколько угодно!
Стандарт
–
это
договор
со
специалистом,
производящим товар, услугу, не о том, что он должен
сделать, а о том, чего он НЕ МОЖЕТ НЕ ДЕЛАТЬ. При
этом человеку предоставляется свобода творчества… но,
только после того, как он выполнит требования стандарта.
ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ!
Требования
к
результатам
Требования
к условиям
реализации
ООП
Требования
к структуре
основ-
ной
образованой
программы
Совокупность компетенций
предметно - методологическая
психолого-педагогическая,
коммуникативная
валеологическая и организационно-
деятельностная (управленческая)
компетенция
организационно-деятельностная
(управленческая)
Практика показала, что ведущую роль играет организационно-деятельностная
(управленческая) компетенция, определяющая уровень реализаций каждой из
остальных компетенций:
•
базовый
уровень
управленческой
компетентности
позволяет
реализовать
ситуативное управление, при котором учитель работает только по алгоритму –
привычному или описанному в методическом пособии;
•
продуктивный уровень управленческой компетентности позволяет реализовать
тактическое
управление,
характерное
для
учителей
с
большим
объемом
накопленного опыта;
•
оптимальный
уровень
управленческой
компетентности
позволяет
учителю
осуществлять
стратегическое,
опережающее
управление,
когда
педагог
осознанно реализует в своей деятельности управленческий цикл: от анализа
исходного
состояния
системы
(учебной
ситуации,
урока,
кабинета,
дидактического ресурса, мероприятия и других объектов управления), через
прогнозирование
и
планирование
к
организации
с
коррекцией
по
ходу
деятельности, и опять к анализу, но уже полученных результатов
Три группы образовательных
результатов
Личностные – (благородство чувств)
Метапредметные – (Общеучебные
умения)
Предметные – (обширные знания)
В процессе обучения каждый реальный акт
педагогического
взаимодействия
будет
одновременно
и
лично стным,
и
предметным, и метапредметным.
Выполняя любое задание,ученик получает
реальные приращения:
- в усвоении предметных знаний (знаю);
- в формировании метапредметных умений
(могу, умею);
- в развитии личностных качеств ученика
(хочу).
Познавательные УУД
Познавательные
УУД
обеспечивают
формирование
таких
метапредметных результатов:
•
умение определять понятия, создавать обобщения;
•
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно;
•
выбирать основания и критерии для классификации;
•
устанавливать причинно-следственные связи,
•
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
смысловое чтение;
•
формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентаци
и.
Коммуникативные УУД
Коммуникативные
УУД
обеспечивают
формирование
следующих метапредметных результатов:
•
работа в группе, паре, умение согласовывать свои действия;
•
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной
и письменной речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ– компетенции)
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД обеспечивают формирование таких
метапредметных результатов:
•
самостоятельная постановка целей, самоанализ
мотивов;
•
выбор путей достижения целей;
•
самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели;
•
оценка результатов собственной деятельности, в том
числе собственного роста;
•
владение основами самоконтроля, самооценки,
•
принятия решений и осуществления осознанного
выбора.
Таким образом, учение – это активная деятельность человека в
которой пересекаются, накладываются, взаимодействуют
процессы научения и обучения.
В таком случае, главными ресурсами повышения качества учения
являются умения учителя:
•
≪
видеть
≫
ученика как субъекта учения;
•
осознавать его проблемы;
•
управлять процессами, чтобы поддержать каждый успех ребенка;
•
целенаправленно создавать развивающее образовательное
пространство.
И управление образовательной деятельностью учитель должен
осуществлять по принципу субъект-субъектного взаимодействия,
учитывая особенности детей в классном коллективе:
«Если у тебя такие ученики, такие цели и такие
ресурсы, то имеет смысл делать так…»
Учитель проектирует свою деятельность как
управление наличием и качеством ресурсов
деятельности ученика
Требования ФГОС к рабочей
программе учителя -предметника
•
пояснительная записка, в которой конкретизируются
общие цели основного общего образования с учетом
специфики учебного предмета;
•
общая характеристика учебного предмета, курса;
•
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
•
личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса;
•
содержание учебного предмета, курса;
•
тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности;
•
описание учебно-методического и материально-
техническогообеспечения образовательного процесса;
•
планируемые результаты изучения учебного предмета,
курса