Напоминание

учитель-дефектолог с детьми с аутизмом


Автор: Поникарова Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ТФ ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда»
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Боремся с истериками у детей с аутизмом
Тема: учитель-дефектолог с детьми с аутизмом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Боремся с истериками у детей с аутизмом

Детки с Аутизмом особенные. И истерики их другие. По другим причинам, другой

интенсивности и длительности. Методы борьбы другие. На ваших детках не работает то

что советуют психологи и мамы во дворе. Аутята часто не понимают речь. Им

невозможно объяснить! Не умение владеть собой, сенсорные проблемы, слабая

эмоционально-волевая сфера, физическое недомогание или проблемы с кишечником все

это приводит к истерикам, хаосу поведения, настроения и капризам. Слезы без видимой

причины, слишком сильные и долгие крики и истерики, увы, очень часто сопровождают

Аутизм.

У родителей сдают нервы и желание утешить ребенка превращается в желание накричать,

попытка объяснить натыкается на стену не понимания и превращается в череду

переживания «за что, почему и что делать». Публичные истерики заканчивается

отсиживанием дома и страхом пойти в магазин. Ведь дома крики ребенка хотя бы никто

не видит. Общение с подружками не доставляет радость: ребенок тянет, требует, плачет,

крушит, ломает, уходит в никуда и слишком часто плачет… Аутичные капризы, мешают

жить, посещать людные места, общаться с другими семьями и детьми. Детки не

перерастают этот «трудный» возраст их надо учить и учиться самим!

Бороться с капризами Аутят можно и нужно. Надо просто помнить, что детки наши

особенные и истерики их не простые и неспроста. Зная техники и методики борьбы с

истерикой, понимая и принимая своего Аутенка, нужно самим стать гибкими. Научиться

бороться с капризами и предотвращать истерики можно!

Истерика

это

интенсивная

эмоциональная

и

поведенческая

реакция

на

чрезмерную стимуляцию или «показное выступление» ребенка с целью получить

желаемое.

Детские капризы — нормальное явление, дети, таким образом, сообщают нам о своем

состоянии и «хотении». Пусть даже это состояние нам совсем не по душе. У всех бывает

плохое настроение или самочувствие. Иногда капризы это просто капризы. Все дети

плачут,

не

стоит

воспринимать

любые слезы

как

проявление

аутичности.

Истерики — поведение ребенка, который не может поступать так, как ему комфортно.

Знайте, пределы терпения вашего ребенка и старайтесь не заставлять делать то, на что он

неспособен. Старайтесь максимально предотвращать ситуации, которые провоцируют

истерики.

Причины истерик при Аутизме:

1.

Ребенок не может выразить словами свои чувства и желания.

2.

Ребенок не понимает причину неожиданных перемен.

3.

Ребенок не получает от окружающих желаемого.

4.

Ребенок уверен в своем неуспехе и не хочет даже попробовать.

5.

Ребенок играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают

его не успешным в игре.

6.

У ребенка что то болит или он устал, переутомился, голоден.

7.

Ребенка отрывали от интересного занятия.

8.

У ребенка сенсорная перегрузка, с которой он не может справиться

9.

Аутенка принуждают к общению, которого он не хочет.

10.

Ребенок пытается привлечь внимание взрослых.

11.

Ребенок привык, что все его требования выполняются, если поваляться и

поплакать…

Почему

ребенок

капризничает

и

что

можно

предпринять:

1. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием. Они часто не

понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного).

Непонимание речи становится причиной нежелательного поведения. В этом случае вам

помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки,

фотографии, видео ребенок легче поймет, что его ждет и чего от него требуют.

Систематичные

занятия

позволят

научиться

и

стать

успешным.

2. Проблемы с поведением могут быть вызваны недоразвитием речи. Отсутствие

возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у

аутичных

детей.

В

таких

случаях

можно

использовать

систему

PECS,

чаще

прислушиваться к тому, что хочет и куда хочет ваш ребенок, дать возможность объяснить.

И

выбрать.

3. Часто пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Самыми

распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной

муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются

головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе,

суставах, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде

и

часто

срывается.

Часто

ребенок

не

может

сказать,

что

же

его

беспокоит.

4. Во многих случаях проблемное поведение – это реакция на просьбу или требование,

предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением,

можно избежать обучения, занятий, уклониться от выполнения работы по дому и от

любого общения. Решение такой проблемы может стать только согласованность: все без

исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться

выполнения просьб, предъявляемых ребенку всегда. В противном случае, истерики будут

повторяться.

5. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может

произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного

нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить

причину

перевозбуждения

ребенка.

Наиболее

популярными

техниками

является

выполнение интенсивных упражнений, медленное раскачивание или глубокие объятия.

7. Отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать,

портить предметы вокруг себя. Необходимо постоянно подпитывать интерес ребенка к

происходящему вокруг и к целенаправленной деятельности. Иметь при себе то, что

ребенка

увлечет

и

развлечет.

8. Иногда истерики случаются только в садике, а дома их не бывает, или наоборот.

Возможно,

это

происходит,

потому

что

родители

уже

выработали

стратегию

предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом

случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном общении и

выработали

единый подход

к нежелательному

поведению.

Причин

непослушания

много.

И

в

каждом

случае

нужна

своя

стратегия.

Необходимо подстраиваться под ребенка и применять разные техники. В большинстве

случаев вспышка негативного поведения у аутиста — результат плохого самочувствия

(начало заболевания, голод, утомление, недомогание), страх или нежелание выходить из

зоны комфорта, а не намеренное демонстративное действие. Постарайтесь распознать

причину и реагировать соответственно. Если же истерика показная, проявите тверность. И

если сказали нет ни под каким соусом не сдавайтесь! Через не хочу сделайте вместе с

ребенком или руками ребенка, доведите то чего хотели или не хотели до конца. Иначе не

стоит и начинать. Будьте твердыми только там где это действительно важно. Но будьте

принципиальными

всегда

если

сказали

нет

или

что

то

требуете.

Помните: первоначальная реакция ребенка на ваш отказ или новую стратегию –

ухудшение поведения и сопротивление! Еще больше паданий на пол и еще громче

крики. Родители должны проявлять настойчивость. Чаще всего три-четыре дня нужно на

то что бы привыкнуть к новому. Необходимо запастись терпением. Если ребенок уже

привык устраивать истерики, не думайте, что перевоспитать его получится с первого раза:

в течение длительного времени он будет проверять вас на прочность!

Как

бороться

с

истерикой:

1.

Сохраняйте

спокойствие. Оцените

ситуацию.

Подышите.

Настройтесь.

2. Не разговаривайте. Прекратите какое-либо общение, если истерика показная. Говорите,

односложно

комментируя

чувства

ребенка,

упал,

устал.

3. Не оставляйте ребенка плакать одного. Ребенок истерит не потому, что он

избалованный, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не

умеет. Он должен чувствовать, что вы на его стороне. Будьте рядом, в поле зрения

ребенка.

Игнорируйте,

но

не

злитесь.

4. Не кричите и не раздавайте подзатыльники. Ваша злость и раздражение непонятные

ребенку. Наказание усугубляет истерику, ведь теперь ребенка действительно обидели.

5.

Может помочь физическая активность. Если причина слез переутомление или

перевозбуждение

может

сработать

попрыгать,

полетать,

поскакать,

покружить,

пощекотать

и

тем

отвлечь,

дать

разрядится

ребенку!

6. Не обращать внимание. Способ эффективный, но в некоторых случаях не работает,

например на людях. Дома же можно тренировать свою выдержку сколько угодно! В

общественном же месте постарайтесь вывести ребенка из людного помещения как можно

быстрее.

Минимум

слов.

7. За истерику ребенка можно и наказать. Но наказание должно быть моральным и

НЕМЕДЛЕННЫМ: можно поставить ребенка в угол или забрать игрушку, которую он

ломает.

Четко

объявив

нельзя,

некрасиво,

успокойся.

8. При сильном раздражение, главное, избежать импульсивной негативной реакции. Для

этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно расправьте спину или

поройтесь в сумочке, проверьте телефон, посмотрите время. Несколько секунд помогут не

наломать

дров!

9.Смените место действия. Иногда лучше всего срабатывает выйти вместе или унести

ребенка с места истерики. Из магазина, от мультиков или холодильника. Подальше от

того

что

расстроило

ребенка.

10. Нет зрителей — нет спектакля! Часто помогает просто сделать вид, что ничего особого

не произошло. Мама должна, как ни в чем не бывало, продолжать заниматься своими

делами

или

отвернуться.

11. Будьте категоричны. Скажите твердое нет! Тогда когда это важно. Тогда когда вы

готовы и настроились морально на бурю. Никогда не прогибайтесь именно во время

такого демонстративного обучения. Периодически повторяя нет и причину отказа.

Занимайтесь

своими

делами.

12. Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено в момент

истерики, вы закрепите такое поведение. Не сомневайтесь, истерики станут и чаще и

громче, а ребенок в разы изобретательнее. Если ребенок требует, что то криками и

слезами никогда не сдавайтесь.

Проще один раз переждать бурю, чем постоянно

ждать шторм.

13. Не пытайтесь ничего объяснять во время истерики, лучше уединитесь или выйдите с

ребенком на улицу. Ведь ребенок НЕ может себя контролировать и вникнуть в ваше

красноречие. Объяснения бесполезны. Пение, молчание или шепот может сработать

намного

лучше

слов.

14. Попробуйте крепко обнять ребенка или взять на руки, лицом к себе. Крепкое объятие

может помочь не только успокоить ребенка, но и сблизиться. Почитайте о Холдинг-

терапии

больше.

15. Не позволяйте управлять собой и ситуацией. Если ребенок остается в садике не в

первый раз, максимально быстро покиньте комнату. Если уходите по делам, а ребенок не

опускает. Не затягивайте с расставанием. Это только удлинит и усилит истерику.

16. Истерика в публичном месте. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие

взгляды посторонних. Главное безопасность ребенка, а не мнение окружающих. Выведите

или отнесите ребенка на руках туда, где людей меньше. Лучше на свежий воздух. Не

привлекайте

посторонних

к

воспитанию,

не

давайте

лезть

с

советами.

17.

Скажите

свидетелям

истерики,

что

происходит. «У

моего

сына

аутизм».

Сделайте специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм.

Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку

или листовку в случае необходимости. В общественные места можно одевать футболку:

«Я

не

веду

себя

плохо.

У

меня

Аутизм»

Воспитывать ребенка с аутизмом трудно. Склонность к истериками делает жизнь мамы

еще сложнее. Родители не всегда могут полностью предотвратить истерики, но они могут

научиться быстрее справляться с ними. Если вы будете знать, почему ребенок плачет, что

он хочет. Предугадывать и предотвращать плохое поведение станет легче. Все родители

проходят

через

этап

детских

истерик. Действовать

в

таком

случае

необходимо

бескомпромиссно – если мама сказала, нет, то истерика уже не может исправить это «нет»

на «да». Позволять ребенку добиваться своего криком и истериками – ошибка! Наши

детки

особенные,

но

они

тоже

должны

знать

слово

НЕЛЬЗЯ.

Перестаньте винить себя или ребенка в капризах. Аутистам тяжелее себя контролировать.

Мамам тяжелее не избаловать. И вы, и ребенок способны научиться!

ИНСТРУКЦИЯ: Если истерика показная, и вы сказали, НЕТ, (подходящее место и

время), будьте твердыми и не уступайте! Переждите бурю в самом подходящем месте.

Если истерика связана с сенсорной перегрузкой, усталостью, аутизмом, травмой утешьте

ребенка

ЛЮБЫМ уместным

и

удобным

способом.

Попрыгайте,

пообнимайтесь.

Отвлеките,

накормите,

дайте

игрушку,

вкусность

или поиграть

в

телефон.

Если слезами ребенок пытается отказаться от общения, занятий, просьб и требований.

Научитесь настаивать! Не забывая четко просить, помогать и хвалить. Ваши слова не

шум.

Добивайтесь

исполнения.

Школа выживания с аутичным ребенком это трудная школа. Обычные дети так много

понимают и так активно учатся. Ваши детки другие, особенные. Но и они растут и

меняются и обучаются пусть и медленнее. Не всегда плохое поведение равно плохое

воспитание. Но и ваши детки должны иметь рамки дозволенного, знать как вести себя

хорошо, а когда нехорошо. Ваша задача быть рядом, помогать, показывать, напоминать,

подбадривать, сглаживать, предугадывать, настаивать и контролировать…



В раздел образования