Автор: Поникарова Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ТФ ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда»
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Боремся с истериками у детей с аутизмом
Тема: учитель-дефектолог с детьми с аутизмом
Раздел: дополнительное образование
Боремся с истериками у детей с аутизмом
Детки с Аутизмом особенные. И истерики их другие. По другим причинам, другой
интенсивности и длительности. Методы борьбы другие. На ваших детках не работает то
что советуют психологи и мамы во дворе. Аутята часто не понимают речь. Им
невозможно объяснить! Не умение владеть собой, сенсорные проблемы, слабая
эмоционально-волевая сфера, физическое недомогание или проблемы с кишечником все
это приводит к истерикам, хаосу поведения, настроения и капризам. Слезы без видимой
причины, слишком сильные и долгие крики и истерики, увы, очень часто сопровождают
Аутизм.
У родителей сдают нервы и желание утешить ребенка превращается в желание накричать,
попытка объяснить натыкается на стену не понимания и превращается в череду
переживания «за что, почему и что делать». Публичные истерики заканчивается
отсиживанием дома и страхом пойти в магазин. Ведь дома крики ребенка хотя бы никто
не видит. Общение с подружками не доставляет радость: ребенок тянет, требует, плачет,
крушит, ломает, уходит в никуда и слишком часто плачет… Аутичные капризы, мешают
жить, посещать людные места, общаться с другими семьями и детьми. Детки не
перерастают этот «трудный» возраст их надо учить и учиться самим!
Бороться с капризами Аутят можно и нужно. Надо просто помнить, что детки наши
особенные и истерики их не простые и неспроста. Зная техники и методики борьбы с
истерикой, понимая и принимая своего Аутенка, нужно самим стать гибкими. Научиться
бороться с капризами и предотвращать истерики можно!
Истерика –
это
интенсивная
эмоциональная
и
поведенческая
реакция
на
чрезмерную стимуляцию или «показное выступление» ребенка с целью получить
желаемое.
Детские капризы — нормальное явление, дети, таким образом, сообщают нам о своем
состоянии и «хотении». Пусть даже это состояние нам совсем не по душе. У всех бывает
плохое настроение или самочувствие. Иногда капризы это просто капризы. Все дети
плачут,
не
стоит
воспринимать
любые слезы
как
проявление
аутичности.
Истерики — поведение ребенка, который не может поступать так, как ему комфортно.
Знайте, пределы терпения вашего ребенка и старайтесь не заставлять делать то, на что он
неспособен. Старайтесь максимально предотвращать ситуации, которые провоцируют
истерики.
Причины истерик при Аутизме:
1.
Ребенок не может выразить словами свои чувства и желания.
2.
Ребенок не понимает причину неожиданных перемен.
3.
Ребенок не получает от окружающих желаемого.
4.
Ребенок уверен в своем неуспехе и не хочет даже попробовать.
5.
Ребенок играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают
его не успешным в игре.
6.
У ребенка что то болит или он устал, переутомился, голоден.
7.
Ребенка отрывали от интересного занятия.
8.
У ребенка сенсорная перегрузка, с которой он не может справиться
9.
Аутенка принуждают к общению, которого он не хочет.
10.
Ребенок пытается привлечь внимание взрослых.
11.
Ребенок привык, что все его требования выполняются, если поваляться и
поплакать…
Почему
ребенок
капризничает
и
что
можно
предпринять:
1. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием. Они часто не
понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного).
Непонимание речи становится причиной нежелательного поведения. В этом случае вам
помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки,
фотографии, видео ребенок легче поймет, что его ждет и чего от него требуют.
Систематичные
занятия
позволят
научиться
и
стать
успешным.
2. Проблемы с поведением могут быть вызваны недоразвитием речи. Отсутствие
возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у
аутичных
детей.
В
таких
случаях
можно
использовать
систему
PECS,
чаще
прислушиваться к тому, что хочет и куда хочет ваш ребенок, дать возможность объяснить.
И
выбрать.
3. Часто пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Самыми
распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной
муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются
головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе,
суставах, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде
и
часто
срывается.
Часто
ребенок
не
может
сказать,
что
же
его
беспокоит.
4. Во многих случаях проблемное поведение – это реакция на просьбу или требование,
предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением,
можно избежать обучения, занятий, уклониться от выполнения работы по дому и от
любого общения. Решение такой проблемы может стать только согласованность: все без
исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться
выполнения просьб, предъявляемых ребенку всегда. В противном случае, истерики будут
повторяться.
5. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может
произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного
нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить
причину
перевозбуждения
ребенка.
Наиболее
популярными
техниками
является
выполнение интенсивных упражнений, медленное раскачивание или глубокие объятия.
7. Отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать,
портить предметы вокруг себя. Необходимо постоянно подпитывать интерес ребенка к
происходящему вокруг и к целенаправленной деятельности. Иметь при себе то, что
ребенка
увлечет
и
развлечет.
8. Иногда истерики случаются только в садике, а дома их не бывает, или наоборот.
Возможно,
это
происходит,
потому
что
родители
уже
выработали
стратегию
предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом
случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном общении и
выработали
единый подход
к нежелательному
поведению.
Причин
непослушания
много.
И
в
каждом
случае
нужна
своя
стратегия.
Необходимо подстраиваться под ребенка и применять разные техники. В большинстве
случаев вспышка негативного поведения у аутиста — результат плохого самочувствия
(начало заболевания, голод, утомление, недомогание), страх или нежелание выходить из
зоны комфорта, а не намеренное демонстративное действие. Постарайтесь распознать
причину и реагировать соответственно. Если же истерика показная, проявите тверность. И
если сказали нет ни под каким соусом не сдавайтесь! Через не хочу сделайте вместе с
ребенком или руками ребенка, доведите то чего хотели или не хотели до конца. Иначе не
стоит и начинать. Будьте твердыми только там где это действительно важно. Но будьте
принципиальными
всегда
если
сказали
нет
или
что
то
требуете.
Помните: первоначальная реакция ребенка на ваш отказ или новую стратегию –
ухудшение поведения и сопротивление! Еще больше паданий на пол и еще громче
крики. Родители должны проявлять настойчивость. Чаще всего три-четыре дня нужно на
то что бы привыкнуть к новому. Необходимо запастись терпением. Если ребенок уже
привык устраивать истерики, не думайте, что перевоспитать его получится с первого раза:
в течение длительного времени он будет проверять вас на прочность!
Как
бороться
с
истерикой:
1.
Сохраняйте
спокойствие. Оцените
ситуацию.
Подышите.
Настройтесь.
2. Не разговаривайте. Прекратите какое-либо общение, если истерика показная. Говорите,
односложно
комментируя
чувства
ребенка,
упал,
устал.
3. Не оставляйте ребенка плакать одного. Ребенок истерит не потому, что он
избалованный, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не
умеет. Он должен чувствовать, что вы на его стороне. Будьте рядом, в поле зрения
ребенка.
Игнорируйте,
но
не
злитесь.
4. Не кричите и не раздавайте подзатыльники. Ваша злость и раздражение непонятные
ребенку. Наказание усугубляет истерику, ведь теперь ребенка действительно обидели.
5.
Может помочь физическая активность. Если причина слез переутомление или
перевозбуждение
может
сработать
попрыгать,
полетать,
поскакать,
покружить,
пощекотать
и
тем
отвлечь,
дать
разрядится
ребенку!
6. Не обращать внимание. Способ эффективный, но в некоторых случаях не работает,
например на людях. Дома же можно тренировать свою выдержку сколько угодно! В
общественном же месте постарайтесь вывести ребенка из людного помещения как можно
быстрее.
Минимум
слов.
7. За истерику ребенка можно и наказать. Но наказание должно быть моральным и
НЕМЕДЛЕННЫМ: можно поставить ребенка в угол или забрать игрушку, которую он
ломает.
Четко
объявив
нельзя,
некрасиво,
успокойся.
8. При сильном раздражение, главное, избежать импульсивной негативной реакции. Для
этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно расправьте спину или
поройтесь в сумочке, проверьте телефон, посмотрите время. Несколько секунд помогут не
наломать
дров!
9.Смените место действия. Иногда лучше всего срабатывает выйти вместе или унести
ребенка с места истерики. Из магазина, от мультиков или холодильника. Подальше от
того
что
расстроило
ребенка.
10. Нет зрителей — нет спектакля! Часто помогает просто сделать вид, что ничего особого
не произошло. Мама должна, как ни в чем не бывало, продолжать заниматься своими
делами
или
отвернуться.
11. Будьте категоричны. Скажите твердое нет! Тогда когда это важно. Тогда когда вы
готовы и настроились морально на бурю. Никогда не прогибайтесь именно во время
такого демонстративного обучения. Периодически повторяя нет и причину отказа.
Занимайтесь
своими
делами.
12. Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено в момент
истерики, вы закрепите такое поведение. Не сомневайтесь, истерики станут и чаще и
громче, а ребенок в разы изобретательнее. Если ребенок требует, что то криками и
слезами никогда не сдавайтесь.
Проще один раз переждать бурю, чем постоянно
ждать шторм.
13. Не пытайтесь ничего объяснять во время истерики, лучше уединитесь или выйдите с
ребенком на улицу. Ведь ребенок НЕ может себя контролировать и вникнуть в ваше
красноречие. Объяснения бесполезны. Пение, молчание или шепот может сработать
намного
лучше
слов.
14. Попробуйте крепко обнять ребенка или взять на руки, лицом к себе. Крепкое объятие
может помочь не только успокоить ребенка, но и сблизиться. Почитайте о Холдинг-
терапии
больше.
15. Не позволяйте управлять собой и ситуацией. Если ребенок остается в садике не в
первый раз, максимально быстро покиньте комнату. Если уходите по делам, а ребенок не
опускает. Не затягивайте с расставанием. Это только удлинит и усилит истерику.
16. Истерика в публичном месте. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие
взгляды посторонних. Главное безопасность ребенка, а не мнение окружающих. Выведите
или отнесите ребенка на руках туда, где людей меньше. Лучше на свежий воздух. Не
привлекайте
посторонних
к
воспитанию,
не
давайте
лезть
с
советами.
17.
Скажите
свидетелям
истерики,
что
происходит. «У
моего
сына
аутизм».
Сделайте специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм.
Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку
или листовку в случае необходимости. В общественные места можно одевать футболку:
«Я
не
веду
себя
плохо.
У
меня
Аутизм»
Воспитывать ребенка с аутизмом трудно. Склонность к истериками делает жизнь мамы
еще сложнее. Родители не всегда могут полностью предотвратить истерики, но они могут
научиться быстрее справляться с ними. Если вы будете знать, почему ребенок плачет, что
он хочет. Предугадывать и предотвращать плохое поведение станет легче. Все родители
проходят
через
этап
детских
истерик. Действовать
в
таком
случае
необходимо
бескомпромиссно – если мама сказала, нет, то истерика уже не может исправить это «нет»
на «да». Позволять ребенку добиваться своего криком и истериками – ошибка! Наши
детки
особенные,
но
они
тоже
должны
знать
слово
НЕЛЬЗЯ.
Перестаньте винить себя или ребенка в капризах. Аутистам тяжелее себя контролировать.
Мамам тяжелее не избаловать. И вы, и ребенок способны научиться!
ИНСТРУКЦИЯ: Если истерика показная, и вы сказали, НЕТ, (подходящее место и
время), будьте твердыми и не уступайте! Переждите бурю в самом подходящем месте.
Если истерика связана с сенсорной перегрузкой, усталостью, аутизмом, травмой утешьте
ребенка
ЛЮБЫМ уместным
и
удобным
способом.
Попрыгайте,
пообнимайтесь.
Отвлеките,
накормите,
дайте
игрушку,
вкусность
или поиграть
в
телефон.
Если слезами ребенок пытается отказаться от общения, занятий, просьб и требований.
Научитесь настаивать! Не забывая четко просить, помогать и хвалить. Ваши слова не
шум.
Добивайтесь
исполнения.
Школа выживания с аутичным ребенком это трудная школа. Обычные дети так много
понимают и так активно учатся. Ваши детки другие, особенные. Но и они растут и
меняются и обучаются пусть и медленнее. Не всегда плохое поведение равно плохое
воспитание. Но и ваши детки должны иметь рамки дозволенного, знать как вести себя
хорошо, а когда нехорошо. Ваша задача быть рядом, помогать, показывать, напоминать,
подбадривать, сглаживать, предугадывать, настаивать и контролировать…