Напоминание

"Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"


Автор: Алексеенкова Елена Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Зайковская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: пос. Зайково, Ирбитское МО, Свердловская область
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Зайковская детская музыкальная школа»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по фортепиано

Работа над выразительными средствами в музыкальных

произведениях

Преподаватель

первой квалификационной категории

МАУ ДО ЗДМШ

Алексеенкова Елена Викторовна

2018г.

2

Тема урока:

Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях.

Цель

урока:

совершенствование

исполнительских

навыков

для

передачи

образного содержания произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,

динамика);

- работа над звуковыми характеристиками;

- продолжить формирование практических навыков;

- совершенствование артикуляционных приемов;

- совершенствование динамических приемов;

- совершенствование приемов педализации.

Развивающие:

- развитие внутреннего слуха, ритма, памяти;

- координации движений;

-активизировать

образное

музыкальное

мышление

через

различные

виды

деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус;

- привить любовь к музыке.

Оборудование:

- Два фортепиано в классе;

- Нотная литература (нотный текст исполняемого произведения);

3

- Ноутбук, подключенный к сети Интернет;

- Репродукции картин;

- Два стула.

Форма урока: индивидуальное занятие в классе фортепиано.

Методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный (объяснение, просмотр иллюстраций);

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Применение педагогических технологий:

- развивающее обучение;

- художественно-эстетическая;

- информационно-компьютерная;

-рациональная

организация

урока:

физминутка,

упражнение

на

расслабление

мышц, гимнастика для глаз;

-здоровье

сберегающая:

совершенствуется

мелкая

моторика

пальцев,

что

положительно влияет на музыкальную память.

План урока:

1.

Организационный момент:

- приветствие, психологический настрой учащейся;

-сообщение темы и плана урока.

2. Основная часть:

- проверка домашнего задания и качества усвоения знаний, умений и навыков;

4

- работа над пьесами, выразительными средствами.

3. Заключительная часть:

- подведение итогов работы над музыкальными произведениями;

- оценка за работу на уроке.

4. Домашнее задание:

- разъяснить домашнее задание учащейся и записать в дневник.

Ход урока:

Урок с ученицей 2 класса фортепианного отделения Мустафиной Марией.

Маша

обладает

яркими

музыкальными

способностями:

мягкие

руки,

подвижные

пальцы,

хороший

слух,

координация,

музыкальная

память.

Отзывчивая, эмоциональная, хорошо передает характер и образное содержание

произведений. Основной задачей в исполнении данной программы было создание

контрастных

образов,

точная

передача

характера

каждого

произведения

и

достижение баланса различных пластов фактуры.

Урок

начинается

с

подготовки

учащейся

к

исполнению

сложных,

в

техническом

отношении,

произведений.

Для

быстрого

разыгрывания

используются игра гаммы G-dur, аккорды, арпеджио и упражнения Ганона на

мелкую технику.

Проверка домашнего задания.

Пьесы: М. Глинка. Жаворонок; Д. Кабалевский. Клоуны.

Далее учащаяся представляет исполнение каждого произведения целиком

наизусть. По окончании проанализировать исполнение и спросить, что получилось

в создании разных образов, чем отличаются

характеры произведений друг от

друга, а что получилось меньше. Какие были ошибки, и на что нужно обратить

внимание. Отметить сильные стороны и обязательно похвалить.

5

Работа над пьесой: М. Глинка. Жаворонок.

С помощью наводящих вопросов вспомнить к какому жанру относится это

произведение, и музыкальный образ произведения.

Жанр романса. Произведение из цикла «Прощание с Петербургом».

Романс – это небольшое музыкально-поэтическое вокальное произведение с

инструментальным

сопровождением.

Такое

произведение

пишется

на

основе

лирической поэзии. В романсе раскрываются чувства человека, его отношение к

жизни, к природе.

Жаворонок

это

кто?

Это

маленькая

птичка,

по

размеру

чуть

больше

воробья.

Ранней

весной,

когда

на

полях

образовываются

первые

проталинки,

начинают петь жаворонки. Голос у них очень красивый и мелодичный.

Мелодия

романса

также

задушевна

и

проникновенна,

окрашена

светлой

лирикой, очень живописно воссоздает образ русской природы.

Далее прослушать как этот романс на слова Нестора Кукольника звучит в

вокальном

исполнении

Галины

Вишневской,

и

просмотреть

репродукции

с

изображением жаворонка.

Мелодия

очень

близко

связана

с

литературным

текстом.

Каждое

слово

подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки.

Затем продолжается работа за инструментом. Слушать выразительную фразу

legato, интонирование звука, используем метод пропевания мелодии на одном

дыхании. С первого раза не получилось. Теперь пробуем играть и петь мелодию со

словами.

Уже

лучше

получается

передать

характер

и

колорит

произведения.

Обратить внимание на соотношение мелодии и аккомпанемента, прикосновение на

свободной плавной руке. Руки к клавиатуре должны прикасаться по-разному. С

одной стороны, сочная и глубокая мелодия (в правой руке), с другой стороны

мягкое и тихое сопровождение (в левой руке). Следим за координацией педали.

Педаль, запаздывающая. Произведение проиграть еще раз, следить за образностью,

интонацией. Исполнение приобрело новую, более эмоциональную окраску. Но не

совсем точная и четкая остается педаль. Работа над точностью смены педали, это

будет домашним заданием.

6

Работа

над

пьесой

постоянно

сопровождается

показом

преподавателя

на

инструменте.

Небольшая физминутка.

Гимнастика для глаз: «Неожиданное известие» - приподнять брови, напрягая

мышцы лба, широко раскрыть глаза, затем расслабить мышцы и опустить веки».

Гимнастика

для

мышц

рук

и

спины:

«Мельница»

-

свободное

круговое

движение рук. Ученица описывает руками большие круги, начиная вперед – вверх.

Движение маховое. Руки и плечи освобождаются от всякого напряжения.

Гимнастика для пальчиков: «Рисуем круги» - руки вытянуть перед собой,

пальцы раздвинуты. Поочередно каждым пальцем совершать круговые движения.

Упражнение повторяется несколько раз, в спокойном темпе и с максимальной

амплитудой движения.

Работа над пьесой: Д. Кабалевский. Клоуны.

Кто такой клоун. Клоун – цирковой, эстрадный или театральный артист.

Работает в

комических сценках между основными номерами и одет всегда в

разноцветный смешной костюм.

В данной пьесе очень уверенный и яркий звук, энергичное и точное staccato в

левой

руке.

Музыка

шутливая,

живая,

задорная

и

очень

забавная.

Все

это

необходимо для изображения веселых и скачущих клоунов, которые развлекают

зрителей.

Прослушать

как

звучит

эта

пьеса

в

исполнении

других

инструментов

с

одновременным просмотром разных иллюстраций с изображением клоунов.

Работа за инструментом над выразительными моментами. В произведении

очень важна фразировка и связанная с ней динамика. Поговорить об изображении

двух разных клоунов. В первой части музыка звучит f – ярко, изображается первый

клоун веселый и озорной, которому все удается легко. В средней части p – тихо,

музыка звучит осторожно и робко, изображается второй клоун не такой удачливый

как первый, и неуверенный

в себе.

В

третьей

части снова

f – ярко, музыка

7

энергичная, веселая, шутливая. После первого проигрывания не сразу удается

показать разный характер в мелодии. Обязательно проработать каждую фразу в

отдельности

для

достижения

динамической

определенности

в

звуке.

Также

одновременно добиваться четкости, цепкости и остроты в аккомпанементе. Работа

каждой рукой отдельно. На последнем прослушивании произведение зазвучало

более открыто весело и четко. Домашним заданием будет: закрепить достигнутый

результат урока.

Работа над пьесой обязательно сопровождается показом преподавателя на

инструменте.

Заключительная часть. Подведение итогов работы на уроке.

Беседа с учащейся, чем занимались сегодня на уроке, что удалось лучше, а что не

очень хорошо.

В пьесе М. Глинка. Жаворонок – работали над мелодичным выразительным

ведением звука штрихом legato; отрабатывали звуковой баланс между мелодией и

аккомпанементом; следили за точностью смены педали; слушали, как звучит этот

романс в вокальном исполнении с просмотром иллюстраций, то есть проводили

аналогию с другими видами искусства.

В пьесе Д. Кабалевского. Клоуны – работали над динамикой и точностью

штриха

staccato;

учились

показывать

разный

характер

по

частям,

а

также

показывать

разный

образ;

слушали,

как

звучит

это

произведение

у

других

инструментов; просматривали иллюстрации.

Все

это

называется

работать

над

выразительными

средствами

в

музыкальных произведениях.

Домашнее задание.

В самостоятельных домашних занятиях закрепить достигнутые результаты

во фразировке, динамике, звукоизвлечении, следить за педализацией, балансом

звука. Обязательно проигрывать произведения наизусть для закрепления текста.

8

Учащаяся

очень

хорошо

подготовилась

к

уроку,

качественно

выполнив

домашнее

задание,

внимательно

работала

на

уроке,

активизируя

воображение,

образное

мышление,

использовала

навыки

анализа

собственного

исполнения.

Работа

за

инструментом

чередовалась

с

физминуткой,

слушанием

музыки,

просмотрами иллюстраций. Когда ребенок понимает содержание музыкального

произведения, эмоционально воспринимает его, увлекается поэтическим образом, у

него появляется мотивация к исполнению.

Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты и

всесторонне раскрыты.

За этот урок Маша получает оценку «отлично».



В раздел образования