Автор: Алексеенкова Елена Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Зайковская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: пос. Зайково, Ирбитское МО, Свердловская область
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Зайковская детская музыкальная школа»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по фортепиано
Работа над выразительными средствами в музыкальных
произведениях
Преподаватель
первой квалификационной категории
МАУ ДО ЗДМШ
Алексеенкова Елена Викторовна
2018г.
2
Тема урока:
Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях.
Цель
урока:
совершенствование
исполнительских
навыков
для
передачи
образного содержания произведений.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,
динамика);
- работа над звуковыми характеристиками;
- продолжить формирование практических навыков;
- совершенствование артикуляционных приемов;
- совершенствование динамических приемов;
- совершенствование приемов педализации.
Развивающие:
- развитие внутреннего слуха, ритма, памяти;
- координации движений;
-активизировать
образное
музыкальное
мышление
через
различные
виды
деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- привить любовь к музыке.
Оборудование:
- Два фортепиано в классе;
- Нотная литература (нотный текст исполняемого произведения);
3
- Ноутбук, подключенный к сети Интернет;
- Репродукции картин;
- Два стула.
Форма урока: индивидуальное занятие в классе фортепиано.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный (объяснение, просмотр иллюстраций);
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Применение педагогических технологий:
- развивающее обучение;
- художественно-эстетическая;
- информационно-компьютерная;
-рациональная
организация
урока:
физминутка,
упражнение
на
расслабление
мышц, гимнастика для глаз;
-здоровье
сберегающая:
совершенствуется
мелкая
моторика
пальцев,
что
положительно влияет на музыкальную память.
План урока:
1.
Организационный момент:
- приветствие, психологический настрой учащейся;
-сообщение темы и плана урока.
2. Основная часть:
- проверка домашнего задания и качества усвоения знаний, умений и навыков;
4
- работа над пьесами, выразительными средствами.
3. Заключительная часть:
- подведение итогов работы над музыкальными произведениями;
- оценка за работу на уроке.
4. Домашнее задание:
- разъяснить домашнее задание учащейся и записать в дневник.
Ход урока:
Урок с ученицей 2 класса фортепианного отделения Мустафиной Марией.
Маша
обладает
яркими
музыкальными
способностями:
мягкие
руки,
подвижные
пальцы,
хороший
слух,
координация,
музыкальная
память.
Отзывчивая, эмоциональная, хорошо передает характер и образное содержание
произведений. Основной задачей в исполнении данной программы было создание
контрастных
образов,
точная
передача
характера
каждого
произведения
и
достижение баланса различных пластов фактуры.
Урок
начинается
с
подготовки
учащейся
к
исполнению
сложных,
в
техническом
отношении,
произведений.
Для
быстрого
разыгрывания
используются игра гаммы G-dur, аккорды, арпеджио и упражнения Ганона на
мелкую технику.
Проверка домашнего задания.
Пьесы: М. Глинка. Жаворонок; Д. Кабалевский. Клоуны.
Далее учащаяся представляет исполнение каждого произведения целиком
наизусть. По окончании проанализировать исполнение и спросить, что получилось
в создании разных образов, чем отличаются
характеры произведений друг от
друга, а что получилось меньше. Какие были ошибки, и на что нужно обратить
внимание. Отметить сильные стороны и обязательно похвалить.
5
Работа над пьесой: М. Глинка. Жаворонок.
С помощью наводящих вопросов вспомнить к какому жанру относится это
произведение, и музыкальный образ произведения.
Жанр романса. Произведение из цикла «Прощание с Петербургом».
Романс – это небольшое музыкально-поэтическое вокальное произведение с
инструментальным
сопровождением.
Такое
произведение
пишется
на
основе
лирической поэзии. В романсе раскрываются чувства человека, его отношение к
жизни, к природе.
Жаворонок
–
это
кто?
Это
маленькая
птичка,
по
размеру
чуть
больше
воробья.
Ранней
весной,
когда
на
полях
образовываются
первые
проталинки,
начинают петь жаворонки. Голос у них очень красивый и мелодичный.
Мелодия
романса
также
задушевна
и
проникновенна,
окрашена
светлой
лирикой, очень живописно воссоздает образ русской природы.
Далее прослушать как этот романс на слова Нестора Кукольника звучит в
вокальном
исполнении
Галины
Вишневской,
и
просмотреть
репродукции
с
изображением жаворонка.
Мелодия
очень
близко
связана
с
литературным
текстом.
Каждое
слово
подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки.
Затем продолжается работа за инструментом. Слушать выразительную фразу
legato, интонирование звука, используем метод пропевания мелодии на одном
дыхании. С первого раза не получилось. Теперь пробуем играть и петь мелодию со
словами.
Уже
лучше
получается
передать
характер
и
колорит
произведения.
Обратить внимание на соотношение мелодии и аккомпанемента, прикосновение на
свободной плавной руке. Руки к клавиатуре должны прикасаться по-разному. С
одной стороны, сочная и глубокая мелодия (в правой руке), с другой стороны
мягкое и тихое сопровождение (в левой руке). Следим за координацией педали.
Педаль, запаздывающая. Произведение проиграть еще раз, следить за образностью,
интонацией. Исполнение приобрело новую, более эмоциональную окраску. Но не
совсем точная и четкая остается педаль. Работа над точностью смены педали, это
будет домашним заданием.
6
Работа
над
пьесой
постоянно
сопровождается
показом
преподавателя
на
инструменте.
Небольшая физминутка.
Гимнастика для глаз: «Неожиданное известие» - приподнять брови, напрягая
мышцы лба, широко раскрыть глаза, затем расслабить мышцы и опустить веки».
Гимнастика
для
мышц
рук
и
спины:
«Мельница»
-
свободное
круговое
движение рук. Ученица описывает руками большие круги, начиная вперед – вверх.
Движение маховое. Руки и плечи освобождаются от всякого напряжения.
Гимнастика для пальчиков: «Рисуем круги» - руки вытянуть перед собой,
пальцы раздвинуты. Поочередно каждым пальцем совершать круговые движения.
Упражнение повторяется несколько раз, в спокойном темпе и с максимальной
амплитудой движения.
Работа над пьесой: Д. Кабалевский. Клоуны.
Кто такой клоун. Клоун – цирковой, эстрадный или театральный артист.
Работает в
комических сценках между основными номерами и одет всегда в
разноцветный смешной костюм.
В данной пьесе очень уверенный и яркий звук, энергичное и точное staccato в
левой
руке.
Музыка
шутливая,
живая,
задорная
и
очень
забавная.
Все
это
необходимо для изображения веселых и скачущих клоунов, которые развлекают
зрителей.
Прослушать
как
звучит
эта
пьеса
в
исполнении
других
инструментов
с
одновременным просмотром разных иллюстраций с изображением клоунов.
Работа за инструментом над выразительными моментами. В произведении
очень важна фразировка и связанная с ней динамика. Поговорить об изображении
двух разных клоунов. В первой части музыка звучит f – ярко, изображается первый
клоун веселый и озорной, которому все удается легко. В средней части p – тихо,
музыка звучит осторожно и робко, изображается второй клоун не такой удачливый
как первый, и неуверенный
в себе.
В
третьей
части снова
f – ярко, музыка
7
энергичная, веселая, шутливая. После первого проигрывания не сразу удается
показать разный характер в мелодии. Обязательно проработать каждую фразу в
отдельности
для
достижения
динамической
определенности
в
звуке.
Также
одновременно добиваться четкости, цепкости и остроты в аккомпанементе. Работа
каждой рукой отдельно. На последнем прослушивании произведение зазвучало
более открыто весело и четко. Домашним заданием будет: закрепить достигнутый
результат урока.
Работа над пьесой обязательно сопровождается показом преподавателя на
инструменте.
Заключительная часть. Подведение итогов работы на уроке.
Беседа с учащейся, чем занимались сегодня на уроке, что удалось лучше, а что не
очень хорошо.
В пьесе М. Глинка. Жаворонок – работали над мелодичным выразительным
ведением звука штрихом legato; отрабатывали звуковой баланс между мелодией и
аккомпанементом; следили за точностью смены педали; слушали, как звучит этот
романс в вокальном исполнении с просмотром иллюстраций, то есть проводили
аналогию с другими видами искусства.
В пьесе Д. Кабалевского. Клоуны – работали над динамикой и точностью
штриха
staccato;
учились
показывать
разный
характер
по
частям,
а
также
показывать
разный
образ;
слушали,
как
звучит
это
произведение
у
других
инструментов; просматривали иллюстрации.
Все
это
называется
–
работать
над
выразительными
средствами
в
музыкальных произведениях.
Домашнее задание.
В самостоятельных домашних занятиях закрепить достигнутые результаты
во фразировке, динамике, звукоизвлечении, следить за педализацией, балансом
звука. Обязательно проигрывать произведения наизусть для закрепления текста.
8
Учащаяся
очень
хорошо
подготовилась
к
уроку,
качественно
выполнив
домашнее
задание,
внимательно
работала
на
уроке,
активизируя
воображение,
образное
мышление,
использовала
навыки
анализа
собственного
исполнения.
Работа
за
инструментом
чередовалась
с
физминуткой,
слушанием
музыки,
просмотрами иллюстраций. Когда ребенок понимает содержание музыкального
произведения, эмоционально воспринимает его, увлекается поэтическим образом, у
него появляется мотивация к исполнению.
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты и
всесторонне раскрыты.
За этот урок Маша получает оценку «отлично».