Напоминание

Вычисления площади поверхности и объёма цилиндра при решении профессионально-ориентированных задач.


Автор: Инютина Марина Николаевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ БТПИТ
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: учебное занятие
Тема: Вычисления площади поверхности и объёма цилиндра при решении профессионально-ориентированных задач.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Брянский техникум питания и торговли»

Тема: «Кейс технология на математике»

Разработала: преподаватель математики Инютина Марина Николаевна

2019 года

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема учебного занятия: Вычисления площади поверхности и объема

цилиндра при решении профессионально-ориентированных задач.

Цель учебного занятия (для обучающихся):

-научиться применять,

полученные

знания

вычисления площади

поверхности

и

объема

цилиндра

при

решении

профессионально-

ориентированных задач.

Задачи учебного занятия (для обучающихся):

- обобщить и систематизировать учебную информацию по теме

«Площадь поверхности и объем цилиндра»;

-

выявить

ключевые

математические

проблемы

предложенной

профессиональной ситуации;

- использовать учебную информацию для оптимального решения

профессионально-ориентированной задачи.

Тип учебного занятия. Урок применения знаний, умений, навыков.

Вид учебного занятия: Урок-практикум.

Регламент 90 минут.

Методы

обучения:

Объяснительно

-

иллюстративные,

репродуктивные, коллективный диалог, проблемное изложение, частично-

поисковый, исследовательский, проектная деятельность.

Материально

-

техническое оснащение: проектор, экран, доска,

презентация, модели цилиндра.

Структура учебного занятия:

1.

Организационный момент.

2.

Организация введения в учебное занятие.

3.

Актуализация знаний.

4.

Упражнения в применении

знаний и умений под руководством

преподавателя в профессиональной ситуации.

5.

Практическая

работа

над

профессионально-ориентированными

задачами.

2

6.

Презентация результатов работы.

7.

Домашнее задание.

8.

Рефлексия.

9.

Подведение итогов учебного занятия.

Методическая характеристика и особенности проведения учебного

занятия:

Учебное занятие является один из этапов работы по методу кейс-стади

(учебные конкретные ситуации) над кейсом «Тела и поверхности вращения»,

при котором обучающиеся и преподаватель участвуют в непосредственном

обсуждении

и

решении

задач,

составленных

исходя

из

реальных

профессиональных фактов. В ходе занятия обучающимся предлагается

разрабатывать алгоритм принятия решения, применять навыки исследования

ситуации,

разрабатывать

план

действий,

применять

полученные

теоретические знания на практике.

Деятельность обучающихся на данном занятии опирается на знаниях,

навыках и умениях обучающихся, полученных на предыдущих учебных

занятиях кейса.

Основные задачи учебного занятия с точки зрения концепции

математического образования:

- осуществить профильность обучения математике через реализацию

межпредметных связей с профессиональными модулями;

- формировать умения строить математические модели при решении

профессионально-ориентированных задач;

- развить пространственные представления;

- развить логическое мышление и память, расширить кругозор

обучающихся;

- формировать познавательный интерес к математике и выбранной

профессии;

- развивать творческую активность обучающихся;

3

- воспитывать у обучающихся стремление к самосовершенствованию,

удовлетворению познавательных потребностей, чувства взаимопомощи при

работе в группах.

Применяемые педагогические технологии:

- информационно-коммуникативная технология;

- кейс – технология (кейс – стади)

- элементы моделирующих технологий в форме деловой игры;

-

элементы

личностно-ориентированных

технологий,

создание

ситуации успеха, самоконтроль, взаимоконтроль обучающихся.

4

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Прогнозируемый

результат

1.

Орг. момент.

Психологический

настрой

обучающихся

Приветствие, проверка присутствующих.

Слушают

Спокойная

деловая

обстановка,

готовность к учебной

деятельности

2.Организация

введения в учебное

занятие.

Создать мотивацию,

основанную

на

познавательном

интересе.

Проводит беседу: Каждый из Вас не раз задавал себе

вопрос: «Как полученные те или иные математические

знания

могут

пригодиться

в практической или

профессиональной

деятельности?»

Сегодня

нам

предстоит

ответить на этот вопрос, применить

накопленные знания в реальных жизненных ситуациях.

Для этого рассмотрим цилиндр с другой стороны – как

геометрическое тело, которое очень часто встречается

в

технологических

кулинарных

и

кондитерских

процессах. Убедимся в справедливости утверждения

великого

русского

ученого

математика

П.Л.

Чебышева : « Сближение теории с практикой дает

самые благотворные результаты, и не одна только

практика от этого выигрывает».

Сообщает цель учебного занятия, ставит задачи.

Слушают,

записывают

дату

и

тему

урока.

Участвуют в беседе.

Возникает

познавательный

интерес к учебному

занятию.

3.Актуализация

знаний.

Систематизировать и

обобщить

учебный

Фронтальный

опрос.

Демонстрация

слайдов

с

изображением

предметов

цилиндрической

формы,

применяемых

в

профессии.

Слайда

опорного

конспекта по теме по теме «Цилиндр».

Просматривают

слайды

анализируют

изображенные предметы.

Дают

определение

Определяют форму

предметов.

Дают

точные определения

цилиндра, элементам

5

материал.

- Обратите внимание на экран. Назовите,

какие

предметы

имеют

цилиндрическую

форму.

(приложение 1.)

- Дайте определение цилиндра.

- Мы не раз убеждались

в том, что математика

неразрывно, связана

с жизнедеятельностью людей,

она присутствует везде и повсюду, а так же и вами

выбранной профессией. Форму

цилиндра имеют

многие

кондитерские

изделия,

десерты

и

технологическое оборудование

которое используют

повара,

кондитеры.(

на

экране

изображения

кулинарной продукции и инструментов).(приложение

2)

- Внимание на экран. По рисунку :

1. Назовите высоту и образующую, диаметр и радиус

цилиндра;

2. Назовите осевые сечения цилиндра. ( Приложение 2)

3. На доске

и в тетрадях запишите формулы для

нахождения

площади боковой поверхности полной

поверхности, основания цилиндра, объёма цилиндра.

(Приложение 2).

цилиндра его элементам,

называют

сечения

цилиндра,

записывают

формулы для вычисления

площади боковой, полной

поверхности

основания

цилиндра,

а

также

формулу

объема,

сравнивают свои записи с

изображением

на

слайдах.

цилиндра,

воспроизводят

формулы.

4.Упражнения

в

применении

знаний

и

умений

под

руководством

преподавателя

в

профессиональной

Совместные поиски решения. Демонстрация слайдов с

профессиональной ситуацией.

Предлагаю совместно рассмотреть профессиональную

ситуацию,

в

которой

Вы

сможете

применить

полученные знания по теме «Цилиндр». (на экране).

Технологический

процесс:

Поверхность

торта

Знакомятся

с

условием

задачи,

её

особенностями,

выделяют

основные

математические

проблемы,

предлагают

Составляют

математическую

модель

реальной

ситуации,

применяют

необходимые

6

ситуации.

Создать

ситуацию

сотрудничества

для

совместного поиска

решения

при

решении

профессионально-

ориентированной

задачи.

покрывают сахарной глазурью.

Профессиональная

ситуация:

Какое

количество

сахарной глазури потребуется для того чтобы покрыть

поверхность торта цилиндрической формы высотой 7

см, диаметром 20 см, если расход глазури на 1 см

2

площади составляет 0,2г.

Математическая модель:

Дано:

Размеры торта

h= 7 см;

d= 20 см;

расход глазури 1 см

2

х 0,2 г.

Найти:

массу глазури

Анализ условия:

Площадь,

каких

поверхностей

торта

необходимо

залить глазурью?

Какими

формулами

надо

воспользоваться

для

вычисления?

Как вычислить массу глазури для покрытия торта?

Решение:

S

поверхности заливки=

S

круга

+ S

бок.

;

S

круга

=

π

r

2

,

r = d\2

r= 20\2=10 (см);

S

бок

=2

h=dhπ

S

поверхности заливки

=

3,14

¿

¿

10

2

+ 20

¿

7

¿

3,14

= 753,6 (см

2

);

варианты

поиска

решения,

анализируют

последствия

принятых

решений,

записывают

решения задачи на доске

и в тетрадях.

формулы

при

решении

данной

задачи. Отвечают на

основной

вопрос

задания.

7

т

глазури

= 753,6

¿

0,2

=¿

150,72 (г).

Ответ: 150,72 г.

Новая ситуация:

Определите,

какое

количество

тортов

таких

же

размеров можно залить 0,7кг сахарной глазури?

0,7 кг = 700 г.

700 \150,72

4,6

Ответ: 4 торта .

5.Практическая

работа

над

профессионально-

ориентированными

задачами.

Создать условия, для

осмысления

обучающимися

собственной

учебной

деятельности

на

занятии.

Практическая

работа.

Демонстрация

слайдов

с

профессиональной ситуацией.

Предлагаю сформировать группы - 3 кондитерских

цеха. Выбрать шеф - кондитера каждого цеха.

Предлагает задание каждому цеху. (Приложение 3)

Консультирует, корректирует знания при обсуждении и

решении заданий.

Предлагает записать математическую модель задания

каждого цеха на доске шефами-кондитерами.

Формируют

группы,

выбирают

лидеров,

получают задания.

Знакомятся

с

условием

задания,

её

особенностями.

Выделяют

основные

проблемы

в решении

задания.

Представляют свои идеи

и решения в дискуссии с

другими обучающимися.

Анализируют решения.

Записывают

решения

задания.

Получают

навыки

работы в команде на

едином проблемном

поле.

6.Презентация

результатов

работы.

Создать условия для

Организует презентацию - решения профессиональной

ситуации.

Предлагает представителю от каждого цеха рассказать

о ходе решения профессиональной ситуации по плану:

Слушают,

задают

вопросы

по

ходу

презентации. Записывают

решения.

Высказывают

Аргументированно

защищают

свои

решения. Оценивают

предложенные

8

получения

коммуникативных

навыков и

формирования

презентационных

умений.

- знакомство с условием задания, его особенностями;

- выделение основных проблем в решении;

- представление математической концепции решения;

- анализ ответа.

Анализирует допущенные ошибки, организует работу

над ошибками.

оценочные суждения.

решения заданий.

Мотивация

для

будущей

профессиональной

деятельности.

7.Домашнее

задание.

Организация

способов

самореализации.

Объяснение домашнего задания (на опережение).

1.Продумать

профессиональные

ситуации

по

использованию

конических

поверхностей

в

технологических

кулинарных

и

кондитерских

процессах.

2.Используя информационные ресурсы, подготовить

профессионально-ориентированный

иллюстративный

материал по теме «Конус» в электронном виде.

3.Повторить учебный материал по теме «Площадь

поверхности и объем конуса».

Записывают

домашнее

задание.

Заинтересованность

в

применении

полученных навыков

в

самостоятельной

поисковой

деятельности,

углубление интереса

к

математике

и

выбранной

профессии.

8.Рефлексия.

Оценить

степень

достижения

целей

учебного

занятия

для обучающихся и

преподавателя.

Проводит беседу: Давайте вернемся к цели занятия и

задачам, которые перед нами стояли. Проанализируем

её достижения.

Предлагает описать свои впечатления, заполнив анкету

«Настроения». (Приложение 4)

Анализируют достижение

цели

через

решение

поставленных

задач,

высказывают

свое

мнение,

заполняют

анкету.

Анализируют

свою

деятельность

и

степень участия для

достижения,

поставленных целей

в

начале

занятия,

эффективность своей

работы на занятии.

9.Подведение

итогов

учебного

занятия.

Организует

самооценку

и

взаимную

оценку

обучающимися.

Навыки приобретенные на занятии помогут вам при

Оценивают,

обсуждают

совместные действия.

Объективно

оценивают

работу

друг

друга

при

9

Организовать

деятельность

по

активизации

обучающихся

и

стимулированию их

успеха.

выполнении письменной экзаменационной работы и в

дальнейшей производственной практике.

Предлагаю

шеф

-

кондитерам

оценить

работу

сотрудников своего цеха.

Оценивает обучающихся.

Благодарит за урок.

коллективном

выполнении

задания.

Получают

навыки

деловой

этики.

10



В раздел образования