Автор: Княжев Анатолий Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Демянская школа искусств"
Населённый пункт: п. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Требования к личности и профессиональной компетентности педагога,
работающего с детьми ОВЗ
Выполнил Княжев А. А., преподаватель МБУДО «Демянская школа искусств»
В образовательной практике центральная роль отводится педагогу, от
деятельности которого зависит эффективность проводимых реформ, что обуславливает
необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области
инклюзивного образования. Переход от традиционно принятой системы обучения к
расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляет повышенные
требования к педагогу. При этом подчеркнем социальную значимость его профессии и
важность проблемы формирования у него понятия готовности к управлению процессом
обучения детей с ОВЗ и повышению его профессиональной компетентности в данном
направлении деятельности.
Необходимым условием осуществления высоких учебно-воспитательных результатов
является сформировавшаяся готовность педагогов к новым образовательным
пространствам, в частности к инклюзивной практике. Поэтому рассмотрение понятия
готовности педагогов актуально на этапе внедрения и развития инклюзивного
образования, как основного фактора успешности в управлении процессом обучения детей
с ОВЗ.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная
компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и
развитие с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовке педагогов к взаимодействию с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования должно уделяться особое
внимание.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего
интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения
должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь
четкое представление об особенностях психофизического развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации
образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Успешно работать с детьми,
имеющими нарушения развития, не могут люди, не получившие специальное
дефектологическое образование.
Следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки
педагогических (учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи,
социальные педагоги и др.) и медицинских работников с целью обеспечения освоения
детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы,
коррекции недостатков их физического и (или) психического развития.
Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает
возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому учителю
необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной
компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу
предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,
включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе
практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных
задач. (Профессиональный стандарт педагога)
Общая компетентность человека включает в себя общие ключевые содержательные и
функциональные компетенции.
Профессиональная компетентность педагога включает базовые профессиональные
компетенции специалиста в определенной профессиональной области, например, учителя,
воспитателя, педагога-дефектолога.
Специальные профессиональные компетентности педагога, требуемые спецификой
учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность, и объекта, на
который направлена деятельность, например, профессиональная компетентность учителя
(общеобразовательной, специальной (коррекционной) школ и др.) или профессиональная
компетентность педагога в работе с различными категориями детей, с родителями.
Частные профессиональные компетентности педагога, обеспечивающие выполнение
конкретного педагогического действия, решение конкретной педагогической задачи.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных
профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование,
обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в
процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности
учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные
(мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции,
которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя.
Мотивационная компетенция характеризуется глубокой личностной
заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление
педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными
возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность
мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и
самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационная компетенция
определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов,
адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение
определенных профессиональных действий.
Наиболее значимой для данной компетенции является направленность личности
учителя. Это, во-первых, общая гуманистическая направленность личности, а, во-вторых,
положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в
условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями,
понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического
потенциала.
Когнитивная компетенция определяется как способность педагогически мыслить на
основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для
осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в
сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную
для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.
В основе данной ключевой компетенции лежат научные профессионально-
педагогические знания инновационных интеграционных процессов в сфере деятельности
специального образования; основ развития личности; педагогических и психологических
основ обучения и воспитания; анатомо-физиологических, возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями
в развитии; основ педагогического управления процессом саморазвития воспитанников;
основных закономерностей взаимодействия общества и человека с нарушениями в
развитии.
Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности учителя включает
рефлексивную компетенцию, проявляющуюся в способности к рефлексии деятельности в
условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования.
Операционный компонент инклюзивной компетентности учителя включает
операционные компетенции, которые определяются как способность выполнения
конкретных профессиональных задач в педагогическом процессе и представляют собой
освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного
осуществления инклюзивного образования, разрешения возникающих педагогических
ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач,
осуществления поисково-исследовательской деятельности.
Функциональная сфера инклюзивной компетентности представлена системой
операционных ключевых компетенций, причем каждая операционная компетенция
содержит в своем составе полный цикл ключевых содержательных компетенций:
диагностическая - способность постановки верного диагноза уровня развития
ученического коллектива, развития личности, обученности и воспитанности
отдельных учащихся, состояния педагогического процесса в целом и на отдельных
его этапах в условиях инклюзивного образования;
прогностическая - способность предвидеть результаты тех или иных
педагогических действий в условиях инклюзивного образования;
конструктивная - способность конструирования педагогической деятельности в
условиях инклюзивного образования путем постановки адекватных данным
диагностики целей (как общих, так и индивидуальных) и грамотного планирования
своей педагогической деятельности, с учетом разных образовательных
потребностей учащихся, варьирования формами, методами и средствами обучения;
организационная - способность организации педагогической деятельности в
условиях инклюзивного образования, творческое применение в профессиональной
деятельности индивидуального подхода (например, обучение по индивидуальному
образовательному маршруту);
коммуникативная - способность устанавливать конструктивные отношения с
субъектами педагогического процесса, способствующие эффективному
осуществлению инклюзивного образования;
технологическая - способность осуществления методик и технологий
инклюзивного образования для детей с разными образовательными потребностями
и различными видами нарушений в развитии;
коррекционная - способность корректировать ход педагогического процесса на
любом его этапе, учитывая результаты промежуточной и итоговой диагностики;
исследовательская - способность изучать, анализировать педагогические явления,
проводить опытно-экспериментальную работу.
Развитие инклюзивной компетентности учителей позволит эффективно осуществлять
педагогическую деятельность.
Как отмечалось выше, огромное значение при осуществлении педагогической
деятельности в условиях инклюзивного образования имеет направленность личности
учителя (мотивационная компетенция). Хотелось бы заострить внимание на данном
направлении, т.к. не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с
нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим
ограниченные возможности здоровья.
В процессе профессиональной подготовки педагога к реализации инклюзивного
образования необходимо учитывать его профессионально-личностную готовность к
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистическую
направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации,
профессионально-личностные качества и умения.
Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в
осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности,
удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством,
действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач
воспитания и обучения детей.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:
признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его
нарушения;
направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а
не только на получение образовательного результата;
осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для
людей с нарушениями в развитии;
понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и
энергетических затрат и др.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога,
работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность к
оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей
неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше
уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при
соответствующих условиях.
Готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее
милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень
самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность
суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке
(взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения(способности
проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, связанная с
тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний);
креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др.
Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Милосердие— одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия
соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-
практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая
рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи,
так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям,
нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность
помочь нуждающимся и саму помощь.
Эмпатия — важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, Она предполагает понимание ребенка,
сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения.
Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое
эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными
возможностями здоровья.
Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности,
конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и
границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять
толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду
воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее.
Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из
факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями
здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его
потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к
ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен
обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в
стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и
принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие
справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой,
способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание
педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить
конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что
имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса,
в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную
систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от
излишнего перевозбуждения и утомления.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности
и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной
информации и личных тайн воспитанника (то есть деонтологический менталитет).
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы
обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как
изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем
нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого
комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.
Для выявления уровня профессионально значимых качеств необходимо
использовать комплекс диагностических методик, чтобы, соотнеся результаты
диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, он направил свою активность на коррекцию,
развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в
современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку
дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного
совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.
Список литературы:
1.
Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.А. «Готовность педагогов, как
основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании»
2 Профессиональный стандарт педагога.