Напоминание

Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ


Автор: Княжев Анатолий Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Демянская школа искусств"
Населённый пункт: п. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Требования к личности и профессиональной компетентности педагога,

работающего с детьми ОВЗ

Выполнил Княжев А. А., преподаватель МБУДО «Демянская школа искусств»

В образовательной практике центральная роль отводится педагогу, от

деятельности которого зависит эффективность проводимых реформ, что обуславливает

необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области

инклюзивного образования. Переход от традиционно принятой системы обучения к

расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляет повышенные

требования к педагогу. При этом подчеркнем социальную значимость его профессии и

важность проблемы формирования у него понятия готовности к управлению процессом

обучения детей с ОВЗ и повышению его профессиональной компетентности в данном

направлении деятельности.

Необходимым условием осуществления высоких учебно-воспитательных результатов

является сформировавшаяся готовность педагогов к новым образовательным

пространствам, в частности к инклюзивной практике. Поэтому рассмотрение понятия

готовности педагогов актуально на этапе внедрения и развития инклюзивного

образования, как основного фактора успешности в управлении процессом обучения детей

с ОВЗ.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная

компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и

развитие с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовке педагогов к взаимодействию с учащимися с ограниченными

возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования должно уделяться особое

внимание.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,

имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки

педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего

интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения

должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь

четкое представление об особенностях психофизического развития детей с

ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации

образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Успешно работать с детьми,

имеющими нарушения развития, не могут люди, не получившие специальное

дефектологическое образование.

Следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки

педагогических (учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи,

социальные педагоги и др.) и медицинских работников с целью обеспечения освоения

детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы,

коррекции недостатков их физического и (или) психического развития.

Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает

возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому учителю

необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной

компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,

навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу

предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,

включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе

практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных

задач. (Профессиональный стандарт педагога)

Общая компетентность человека включает в себя общие ключевые содержательные и

функциональные компетенции.

Профессиональная компетентность педагога включает базовые профессиональные

компетенции специалиста в определенной профессиональной области, например, учителя,

воспитателя, педагога-дефектолога.

Специальные профессиональные компетентности педагога, требуемые спецификой

учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность, и объекта, на

который направлена деятельность, например, профессиональная компетентность учителя

(общеобразовательной, специальной (коррекционной) школ и др.) или профессиональная

компетентность педагога в работе с различными категориями детей, с родителями.

Частные профессиональные компетентности педагога, обеспечивающие выполнение

конкретного педагогического действия, решение конкретной педагогической задачи.

Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных

профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование,

обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в

процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности

учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.

В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные

(мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции,

которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя.

Мотивационная компетенция характеризуется глубокой личностной

заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление

педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными

возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность

мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и

самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационная компетенция

определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов,

адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение

определенных профессиональных действий.

Наиболее значимой для данной компетенции является направленность личности

учителя. Это, во-первых, общая гуманистическая направленность личности, а, во-вторых,

положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в

условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями,

понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с

ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического

потенциала.

Когнитивная компетенция определяется как способность педагогически мыслить на

основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для

осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в

сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную

для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.

В основе данной ключевой компетенции лежат научные профессионально-

педагогические знания инновационных интеграционных процессов в сфере деятельности

специального образования; основ развития личности; педагогических и психологических

основ обучения и воспитания; анатомо-физиологических, возрастных, психологических и

индивидуальных особенностей учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями

в развитии; основ педагогического управления процессом саморазвития воспитанников;

основных закономерностей взаимодействия общества и человека с нарушениями в

развитии.

Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности учителя включает

рефлексивную компетенцию, проявляющуюся в способности к рефлексии деятельности в

условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования.

Операционный компонент инклюзивной компетентности учителя включает

операционные компетенции, которые определяются как способность выполнения

конкретных профессиональных задач в педагогическом процессе и представляют собой

освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного

осуществления инклюзивного образования, разрешения возникающих педагогических

ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач,

осуществления поисково-исследовательской деятельности.

Функциональная сфера инклюзивной компетентности представлена системой

операционных ключевых компетенций, причем каждая операционная компетенция

содержит в своем составе полный цикл ключевых содержательных компетенций:

диагностическая - способность постановки верного диагноза уровня развития

ученического коллектива, развития личности, обученности и воспитанности

отдельных учащихся, состояния педагогического процесса в целом и на отдельных

его этапах в условиях инклюзивного образования;

прогностическая - способность предвидеть результаты тех или иных

педагогических действий в условиях инклюзивного образования;

конструктивная - способность конструирования педагогической деятельности в

условиях инклюзивного образования путем постановки адекватных данным

диагностики целей (как общих, так и индивидуальных) и грамотного планирования

своей педагогической деятельности, с учетом разных образовательных

потребностей учащихся, варьирования формами, методами и средствами обучения;

организационная - способность организации педагогической деятельности в

условиях инклюзивного образования, творческое применение в профессиональной

деятельности индивидуального подхода (например, обучение по индивидуальному

образовательному маршруту);

коммуникативная - способность устанавливать конструктивные отношения с

субъектами педагогического процесса, способствующие эффективному

осуществлению инклюзивного образования;

технологическая - способность осуществления методик и технологий

инклюзивного образования для детей с разными образовательными потребностями

и различными видами нарушений в развитии;

коррекционная - способность корректировать ход педагогического процесса на

любом его этапе, учитывая результаты промежуточной и итоговой диагностики;

исследовательская - способность изучать, анализировать педагогические явления,

проводить опытно-экспериментальную работу.

Развитие инклюзивной компетентности учителей позволит эффективно осуществлять

педагогическую деятельность.

Как отмечалось выше, огромное значение при осуществлении педагогической

деятельности в условиях инклюзивного образования имеет направленность личности

учителя (мотивационная компетенция). Хотелось бы заострить внимание на данном

направлении, т.к. не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с

нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим

ограниченные возможности здоровья.

В процессе профессиональной подготовки педагога к реализации инклюзивного

образования необходимо учитывать его профессионально-личностную готовность к

работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистическую

направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации,

профессионально-личностные качества и умения.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в

осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности,

удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством,

действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач

воспитания и обучения детей.

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья,

должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его

нарушения;

направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а

не только на получение образовательного результата;

осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для

людей с нарушениями в развитии;

понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и

энергетических затрат и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога,

работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность к

оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей

неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше

уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при

соответствующих условиях.

Готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее

милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень

самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность

суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке

(взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения(способности

проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, связанная с

тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний);

креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др.

Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Милосердие— одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия

соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-

практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая

рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи,

так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям,

нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность

помочь нуждающимся и саму помощь.

Эмпатия — важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, Она предполагает понимание ребенка,

сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения.

Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое

эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными

возможностями здоровья.

Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности,

конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и

границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять

толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду

воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее.

Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из

факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями

здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его

потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к

ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен

обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в

стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и

принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие

справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой,

способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание

педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить

конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что

имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса,

в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную

систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от

излишнего перевозбуждения и утомления.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с

детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности

и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной

информации и личных тайн воспитанника (то есть деонтологический менталитет).

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы

обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как

изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем

нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого

комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Для выявления уровня профессионально значимых качеств необходимо

использовать комплекс диагностических методик, чтобы, соотнеся результаты

диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, он направил свою активность на коррекцию,

развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в

современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку

дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного

совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.

Список литературы:

1.

Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.А. «Готовность педагогов, как

основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании»

2 Профессиональный стандарт педагога.



В раздел образования