" Использование технологии кейс-метода в образовательном процессе политехнического колледжа"
Автор: Рычкова Людмила Александровна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: БПОУ ВО "Тотемский политехнический колледж" Населённый пункт: город Тотьма, Вологодская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: " Использование технологии кейс-метода в образовательном процессе политехнического колледжа" Раздел: среднее профессиональное
БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Использование технологии кейс-метода в образовательном процессе
политехнического колледжа
по учебной дисциплине «История»
для специальностей среднего профессионального образования
Автор: Рычкова Л.А., преподаватель БПОУ ВО «Тотемский политехнический
колледж»
г. Тотьма
2016
Содержание
Раздел
1.
Использование
технологии
кейс-метода
в
образовательном
процессе политехнического колледжа.
1.1. Описание и анализ технологии кейс-метода.
1.2.
Возможности
технологии
кейс-метода
в
развитии
потенциала
обучающихся на занятиях по истории.
1.3. Система заданий как элемент технологии кейс-метода.
1.4.
Диагностика результативности
качества обучения по технологии кейс-
метода.
Раздел 2. Методические разработки занятий с использованием технологии
кейс-метода по учебной дисциплине «История».
Раздел 1. Использование технологии кейс-метода в образовательном
процессе политехнического колледжа.
1.1. Описание и анализ технологии кейс-метода.
Система
исторического
образования,
н а
этапе
масштабных
цивилизационных
изменений,
призвана
стать
фактором,
обеспечивающим
условия для поступательного развития общества. Сегодня как никогда нашему
государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые
могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к
с о т р уд н и ч е с т в у,
о т л и ч а ю т с я
м о б и л ь н о с т ь ю ,
д и н а м и з м о м ,
коммуникабельностью
и
при
этом
обладают
высокой
нравственностью,
чувством ответственности за судьбу страны.
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в
информационном обществе доступен только тем обучающимся, которые смогут
применять свои знания
в
незнакомой ситуации, смогут самостоятельно их
приобретать,
научатся
работать
с
информацией,
и
анализировать
дополнительные материалы. Именно поэтому в современных образовательных
учреждениях происходит изменение образовательной парадигмы: от умений
транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать
творческие
задачи,
формировать
многомерное
сознание
обучающихся,
развивать их способности к самоактуализаци.
Условия для формирования
личности,
обладающей
компетенциями,
востребованными
потребностями
нового времени требуют использования в общеобразовательных учреждениях
новых педагогических технологий.
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX
в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту
в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России
кейс
технологии
называют
методом
анализа
конкретных
ситуаций
(АКС),
ситуационными задачами. В последние годы кейс - методы обучения нашли
широкое применение в преподавании различных дисциплин. Кейс технологии
представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов
обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к
интерактивным
методам
обучения,
они
позволяют
взаимодействовать
всем
обучающимся,
включая
педагога.
Название
технологии
произошло
от
латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case
– портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых
либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты
выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Наиболее успешно технологию кейс-метода можно использовать на уроках
истории по темам, требующим анализа большого количества документов и
первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем
дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть
несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс
технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.
Особенность
этого
метода
в
том,
что
обучающийся
сам
находит
информацию
для
принятия
решения.
Обучающиеся
получают
краткое
сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения
имеющейся
информации
явно
недостаточно,
поэтому
обучающийся
должен
собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения.
Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа.
На первом этапе обучающиеся получают сообщение и вопросы к нему. На
втором
этапе
индивидуально
или
группами
находят
пути
выхода
из
сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов
и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Обучающиеся получают от преподавателя папки с описанием ситуации;
пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно
включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники
могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти
решение.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально
исследовать
сложную
ситуацию.
Обучающимся
предлагается
текст
с
подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут
описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их
целесообразности. Обучающиеся представляют свои идеи и решения в ходе
дискуссии.
Структура процесса обучения по КТ:
1. Обучающимся предлагается случай (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным;
- имеющий прецеденты;
- должен допускать альтернативные варианты решения;
-
кейсы
могут
быть
как
вербальные,
так
и
использующие
таблицы,
диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и
деловых игр и т.д.
2. Отбор информации из кейса, самостоятельный поиск информации –
обучающиеся учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать,
анализировать (учебно-информационные компетентности).
3. Выявляется позиция обучающихся по сути ситуации
(формируется
альтернативное мышление).
Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты,
обсуждаются
инновационные
идеи
и
подходы),
формируются
социальные
компетентности.
Структура кейса, предлагаемого обучающимся, включает в себя:
Краткое, запоминающееся название («Последний дворцовый переворот»,
«Эпоха Великих реформ», «Быть или не быть?»).
Введение
(сведения о действующих лицах кейса, факты и события,
проблема, гипотеза).
Основная часть (информация для анализа ситуации).
Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).
Вопросы для обсуждения.
Инструкции по работе с кейсом.
Записка для преподавателя, где представлен авторский подход к анализу
кейса, описаны методические особенности работы с предлагаемой ситуацией
разрабатываются преподавателем, но не предлагаются обучающимся.
Технология
работы
с
кейсом
на
уроках
истории
включает
в
себя
следующие этапы:
введение обучаемых в содержание кейса (5-7 мин.);
самостоятельная
работа
в
малых
группах
с
материалами
кейса
(идентификация
проблемы,
формулирование
ключевых
альтернатив,
предложение решения или рекомендуемого действия) 20-25 мин.;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии
(в рамках учебной группы) 10 мин.;
подведение итогов 5 мин.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги
работы
можно
представить
как
в
письменной,
так
и
в
устной
форме.
В
последнее время все популярнее становится мультимедийные представления
результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на
уроке,
так
и
заранее
(в
виде
домашнего
задания).
Преподаватель
может
использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники
кейсов
по
истории
могут
быть
самыми
разнообразными:
исторические
источники,
тексты,
схемы,
статистические
материалы,
художественные
произведения, кинофильмы,
научная информация, экспозиции музеев, опыт
учащихся и т.д.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два
этапа. Первый представляет собой сложную творческую работу по созданию
кейса
и
вопросов
для
его
анализа.
Он
включает
в
себя
научно-
исследовательскую,
методическую
и
конструирующую
деятельность
преподавателя, что формирует профессиональную компетенцию педагога.
Второй этап включает в себя деятельность преподавателя на уроке, где он
выступает
с
вступительным
и
заключительным
словом,
организует
малые
группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад каждого
в
анализ
ситуации.
Этот
этап
требует
от
преподавателя
использования
личностных компетенций.
Использование технологии кейс-метода имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение
готовым знанием.
Преодолевается
«сухость»
и
неэмоциональность
в
изучении
сложных
вопросов.
Обучающиеся
получают
жизненно
важный
опыт
решения
проблем,
возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У обучающихся развивается умение слушать и понимать других людей,
работать в команде.
Кейс
технологии
предоставляют
больше
возможностей
для
работы
с
информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее
время,
когда
ежедневно
возрастают
объемы
информационных
потоков,
освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В
жизни
обучающимся
пригодится
умение
логически
мыслить,
формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы,
отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что
способствует развитию креативности у преподавателя и обучающихся.
Конечно,
использование
кейс
технологий
в
обучении
не
решит
всех
проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи
каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего
эффекта
можно
достичь
при
разумном
сочетании
традиционных
и
интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют
друг друга.
Организуя уроки на основе кейс
технологии, я заметила, что данная
методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет
многие известные педагогические технологии (личностно - ориентированного
образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие). В
таблице
представлены
возможности
интеграции
разных
методов
при
организации работы по кейс технологии.
Метод,
интегрированный в
кейс технологию
Характеристика его роли в кейс технологии
Моделирование
Построение модели ситуации
Мысленный
эксперимент
Способ получения знания о ситуации посредством
её мысленного преобразования
Метод описания
Создания описания ситуации
Проблемный метод
Представление проблемы, лежащей в основе
ситуации
Игровой метод
Представление вариантов поведения героев
ситуации
«Мозговой штурм»
Генерирование идей относительно ситуации
Дискуссия
Обмен взглядами по поводу проблем и путей их
решения
Как видно из таблицы, разные
методы организации образовательного
процесса могут быть успешно интегрированы в кейс технологию.
1.2. Возможности технологии кейс-метода
в развитии потенциала
обучающихся на занятиях по истории.
Кейс-метод
привлек
меня
тем,
что
решает
много
задач
и
отрабатывает много умений:
Решает проблему мотивации через проблемное задание;
Активизирует деятельность обучающихся;
П о д в од и т
о бу ч а ю щ и хс я
к
н е о бход и м о с т и
з а н я т ь с я
исследовательской работой;
Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с
неадаптированным текстом;
Укрепляет навыки работы с различными видами источников;
Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа,
сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.
Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;
Искать исторические источники и классифицировать их.
Учит социализации и толерантности.
В
ходе
работы
над
кейсом
у
обучающихся
формируются
ключевые
компетентности. Создавая проблемную ситуацию, преподаватель направляет
обучающихся на ее решение. Таким образом, каждый обучающийся на уроке,
ставится
в
позицию
субъекта
своего
обучения,
и
как
результат
у
него
образуются
новые
знания,
он
овладевает
новыми
способами
действия.
Основанные
на
фактах
реальной
жизни
кейс
технологии
помогают
формировать у обучающихся ценностно-смысловые компетенции , развивать
способность ребенка видеть и понимать целевые и смысловые установки для
своих действий и поступков,
принятия решений. Казнить или помиловать?
Такой
непростой
аргументированный
совет
необходимо
дать
в
деле
об
убийстве Александра II.
Учебно-познавательные
компетенции формируются у обучающихся в
ходе самостоятельной работы над содержанием кейса. Они добывают знания
непосредственно
из
описываемых
жизненных
ситуаций,
анализируют,
пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в
нестандартной ситуации.
Кейс
технология предполагает работу в группах, а это формирует у
обучающихся коммуникативные компетенции . Обучающиеся приобретают
навыки
работы
в
группе,
коллективе.
Учатся
задавать
вопросы,
вести
дискуссии,
выступать
и
отстаивать
свое
мнение,
взаимодействуют
с
окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные
компетенции
формируются
в
ходе критического
анализа
большого
объема
неупорядоченной
информации
предлагаемого
обучающимся кейса.
На уроках истории, обществознания и права, при использовании кейс
технологии, формируются и социально-трудовые компетенции . Обучающиеся
учатся анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с
ролью
гражданина,
наблюдателя,
представителя,
избирателя,
потребителя,
производителя, члена семьи и т.д. Большое значение имеет для обучающихся
приобретение
навыков
владения
этикой
трудовых
и
гражданских
взаимоотношений.
Результат использования технологии кейс-метода очевиден. Обучающиеся
овладевают
приемами
учебной
деятельности,
навыками
анализа
и
отбора
информации, что позволяет
решать определенные задачи
и формирует
ключевые компетенции.
Используя кейс-технологию, я преследую следующие цели:
«
погружение в историю, в ходе которого обучающиеся эмоционально
переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их
ценностные установки).
способствую тому, чтобы обучающиеся пришли к выводу о том, что из
любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит
тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор.
развитие компетентности обучающихся.
Таким образом, кейс технологии – один из ведущих методов активного
обучения
на
основе
деятельностного
подхода.
В
процессе
реализации
технологии
кейс-метода
у
обучающихся
формируются
основные
умения:
анализировать
информацию,
сортировать
ее
для
решения
заданной
задачи,
выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и
оценивать
их,
выбирать
оптимальное
решение
и
формировать
программу
действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.
Помимо
этого
при
применении
анализа
ситуаций
достигаются
и
дополнительные эффекты. У обучающихся формируются коммуникативные
навыки, они развивают презентационные умения, формируют интерактивные
умения,
позволяющие
эффективно
взаимодействовать
и
принимать
коллективные
решения,
приобретают
экспертные
умения
и
навыки,
учатся
учиться,
самостоятельно
отыскивая
необходимые
знания
для
решения
ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.
1.3. Система заданий как элемент технологии кейс-метода
1. Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что
обучающимся
предлагается
текст
с
подробным
описание
сложившейся
ситуации и задача, требующая решения.
Возможны два варианта предложенной задачи:
1. В тексте задания уже дается готовая информация и задача обучающихся
– её анализ.
2. Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию, как
следствие, обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору,
систематизации и анализу.
Данные
задания
способствуют
развитию
учебно-информационных
компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к
происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического
лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций.
Ситуационные упражнения могут быть сгруппированы по блокам:
А. По субъекту анализа:
1. задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий
2. задания, опирающиеся на позицию современного человека
Б. По источнику анализа:
1. задания на основе анализа произведений живописи
2. задания на основе анализа документа
2. Метод ситуационно-ролевых игр
Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед
аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую
ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников
игры,
способствовать
формированию
умения
персонифицированной
интерпретации прошлого.
Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод:
1.
театрализованное
представление
–
это
разыгрывание
по
четко
прописанному сценарию исторического действия, где воссоздаются различные
образы и картины прошлого;
2.
театрализованная
игра
–
это
разыгрывание
исторического
действия
с
большой долей импровизацией участников игры;
3.
проблемно
–
дискуссионная
игра
–
это
разыгрывание
воображаемой
ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию,
а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.
А. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
На
уроках
театрализованного
представления
(драматизации)
от
обучающихся требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и
воспроизвести заранее выученный текст.
Драматизация может выступать как
- форма урока
- фрагмент урока
- форма внеклассного мероприятия
1. Тема урока «Отечественная война 1812 года» (1 курс) – инсценируется
сцена «Совет в Филях».
По
ходу
урока
обучающимся
предлагаются
слова
-
роли
и
они
разыгрывают сцену совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации:
- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение
Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де-
Толли против нового сражения?
- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?
- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации?
Какие трудности вы бы испытывали?
2. Внеклассное мероприятие «Колесо истории», посвященное эпохе Петра
I.
Учащиеся
инсценировали
отдельные
исторические
события,
а
затем
предлагали
команде
-
сопернице
вопросы,
дополняющие
сюжетную
линию
инсценировки, вопросы на анализ ситуации.
В данном случае обучающимся самостоятельно необходимо было создать
свой
авторский
продукт
-
инсценировку,
самостоятельно
подобрать
информацию из различных источников (учебная литература, художественная,
кинофильмы и т.д.), что способствовало развитию учебно-информационных
компетентностей, кроме этого, т.к. этот продукт был групповым, обучающиеся
взаимодействовали друг с другом, развивали навыки коллективной работы и в
процессе подготовки сценария, и процессе анализа ситуаций, предложенных
другим классом.
Б. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА
В ходе её проведения моделируется определенная ситуация прошлого или
настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами и
участниками. Обучающиеся как бы перевоплощаются в людей из прошлого,
применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и
поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на
уроке,
становятся
для
них
личностно
–
значимыми,
эмоционально
–
окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую
эпоху. Тем самым обучающиеся осваивают и углубляют новые знания, а также
овладевают целым комплексом важных компетентностей, в первую очередь,
социально- коммуникативных.
Участники
исполняют
роль
так,
как
сами
считают
нужным,
самостоятельно
определяя
стратегию
поведения,
сценарий,
планируемый
результат. Основная задача – проявить творческие способности к решению
неожиданно встающих актуальных проблем.
Основное отличие театрализованных игр в том, что участнику выдается не
только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести
свою
роль,
какой
характер
изображать,
какие
интересы
отстаивать.
Таким
образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который требует не
только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ,
перевоплощения.
Уроки - театрализованные игры всегда способствуют развитию учебной
мотивации обучающихся. В них активное участие принимают все обучающиеся
группы.
Одни
участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и
потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной
деятельности,
другие
–
чтобы
получить
высокую
оценку,
третьи
–
чтобы
показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные
проблемы и т. п.
В. ПРОБЛЕМНО-ДИСКУССИОННАЯ ИГРА
Проблемно-дискуссионная
игра
призвана
выявить
существующее
многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему, а
затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему.
На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный
конфликт,
где
каждый
защищает
свою
позицию.
Дискуссия
с
элементами
игрового
моделирования
–
дискуссия,
где
ставится
проблема
не
просто
с
позицией
современного
человека,
а
под
углом
зрения
представителей
определенного
социального
лагеря
определенной
эпохи.
Обучающиеся
при
этом
овладевают
следующими
компетентностями:
ораторские
умения,
искусство доказательной полемики, способность отстаивать свою точку зрения,
возможность
встать
на
место
конкретного
исторического
лица,
а
также
навыками источниковедческой работы.
Проведение
дискуссии
на
основе
исторических
материалов
следует
начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае не
следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре
внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при
том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот
или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких
действий
воздержаться?
Отражала
ли
цель
действительные
интересы
представителей
социальной
группы?
Были
ли
возможны
альтернативные
действия?”.
Например, на уроке - суде «Русско-японская война», заслушав выступления
свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопрос:
-
Была
ли
возможность
предотвратить
войну?
Какие
тенденции
в
общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?
- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?
- Портсмутский мирный договор - это победа или поражение российской
дипломатии?
Уроки
-
суды
способствуют
развитию
таких
компетентностей,
как
критическое
мышление,
возможность
самостоятельного
решения
проблем,
определять
цели
познавательной
деятельности,
выбирать
необходимые
источники
информации,
находить
оптимальные
способы
добиться
поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою
деятельность, сотрудничать с другими учениками.
В
форме
проблемно
-
дискуссионной
игры
проводился
урок
по
теме:
«Великая депрессия»: выход и уроки.
Цели
урока
обучающиеся
сформулировали
самостоятельно
–
выяснить
причины, особенности, последствия Великой депрессии, рассмотреть, какие
уроки следует извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса из
истории Великой депрессии.
Обучающиеся,
получив
опережающее
домашнее
задание,
готовили
самостоятельно материал:
изучить
особенности,
цели
политики,
основные
мероприятия
(экономические,
политические
и
социальные),
результаты
выхода
их
кризиса в США, Германии, Франции – 3 группы, результаты своей работы
учащиеся представляли в виде презентации;
группа
аналитиков
-
получили
конкретные
вопросы
по
анализу
результатов выхода из кризиса;
эксперты - все остальные обучающиеся, изучив теоретический материал,
должны были его переработать в вопросы группам;
В
ходе
урока
обучающиеся
самостоятельно
выяснили
причины,
особенности и последствия Великой депрессии. Итогом анализа выхода из
кризиса
стало
самостоятельное
выведение
обучающимися
уроков
Великой
депрессии.
Данный
урок
способствовал
развитию
учебно-информационных
компетентностей:
умения анализа, работы с текстом, создания авторского
продукта;
социальных
компетентностей;
умения
самостоятельной
работы
и
работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.
3. Метод игрового проектирования
Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на
группы. Каждая группа занимается разработкой своего проекта, опираясь на
конкретную ситуацию.
В
ходе
игры
учебная
деятельность
приобретает
исследовательский
и
практико-ориентированный характер.
1.4. Диагностика результативности качества обучения по технологии кейс-
метода.
Использование
технологии
кейс-метода
в
образовательном
процессе политехнического колледжа способствует повышению качества
обучения. При проведении дифференцированного зачета по истории за 1
семестр 2015-2016 учебного года в форме кейс-метода имеем следующие
результаты:
- 214 группа: оценка «5» - 8, оценка «4» - 14, оценка «3» - нет.
Качество обучения - 100%.
-
213 группа: оценка «5» - 5, оценка «4» - 20, оценка «3» - 2.
Качество обучения - 93%.
- 209 группа: оценка «5» - 3, оценка «4» - 17, оценка «3» - 4.
Качество обучения - 83%.
-
203 группа: оценка «5» - 2, оценка «4» - 15, оценка «3» - 4.
Качество обучения - 81%.
-
210 группа: оценка «5» - 2, оценка «4» - 10, оценка «3» - 3.
Качество обучения - 80%.
Все
обучающиеся
подготовили
развернутые
ответы
на вопросы
кейса,
активно
обсуждали
их
в
группе
и
участвовали
в
дискуссии,
отстаивали
свою
точку
зрения,
показали
высокий
урове нь
сформированности коммуникативных компетенций.
Раздел
2.
Методические
разработки
занятий
с
использованием
технологии кейс-метода по учебной дисциплине «история».
Материалы дифференцированного зачета
по учебной дисциплине
«История»,
Специальности: 110809 Механизация сельского хозяйства (109группа),
110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (110 группа),
260807 Технология продукции общественного питания (107 группа), 230113
Компьютерные системы и комплексы (113 группа).
Преподаватель: Рычкова Л. А.
Пояснительная записка
Цели зачёта:
1. Оценка уровня освоения учебной дисциплины «История».
2. Оценка сформированности коммуникативных компетенций.
Форма проведения: кейс-метод.
Тема кейса: «Реформы в России с IX по начало XXI века».
Материал
кейса
включает
13
разнообразных
заданий,
охватывающих
проводимые в России реформы с IX по начало XXI века.
При работе над кейсом группа делится на подгруппы (4-5 человек) с целью
активизировать
каждого
обучающегося
и
вовлечь
его
в
процесс
анализа
ситуации и принятия решений.
Время проведения: 2 часа.
Критерии оценок
Оценка «Отлично» - «5» - выставляется за глубокое и полное овладение
содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется
понятийным
аппаратом;
за
умение
связывать
теорию
с
практикой,
решать
практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная
отметка предполагает грамотное, логичное изложение ответа.
Оценка «Хорошо» - «4» - выставляется, если обучающийся полно освоил
учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном
материале,
осознанно
применяет
знания
для
решения
практических
задач,
грамотно излагает ответ, но содержание и формы ответа имеют отдельные
неточности.
Оценка «Удовлетворительно» - «3» - выставляется, если обучающийся
обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала,
но
излагает
его
неполно,
непоследовательно,
допускает
неточности
в
определении понятий, в применении знаний для решения практических задач,
не умеет доказательно обосновать свои суждения.
Оценка «Неудовлетворительно» - «2» - выставляется, если обучающийся
имеет
разрозненные,
бессистемные
знания,
не
умеет
выделять
главное
и
второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для
решения практических задач.
Тема: «Реформы в России»
Кейс 1 . Налоговая и правовая реформа Древней Руси (Х – ХI вв.).
1.
Как
связаны
между
собой
понятия:
дань,
полюдье,
организованная
система сбора дани, погосты, уроки?
2. Восстание древлян 945 г. – это закономерность или случайность?
3. В чём проявился государственный подход княгини Ольги к укреплению
порядка на Руси?
4. Почему «Русская Правда» является проявлением мудрости Ярослава?
Какие порядки она утверждала на Руси? Чем они отличались от порядков
предшествующего периода?
Кейс 2 . Судебник 1497 г. (XV в.)
1. Охарактеризуйте роль «Судебника 1497 г.» в политической истории
страны.
2.Существует
точка
зрения,
что
«Судебник
1497
г.»
обозначил
этап
закрепощения
крестьян;
и
мнение
оппонентов,
что
пока
есть
право
ухода
крестьянина от господина в двухнедельный срок, о закрепощении крестьян не
может быть и речи.
Выскажите своё суждение.
3. Для какой довольно значительной части крестьян статьи «Судебника» о
праве выхода хотя бы раз в году были благом?
Кейс 3 . Реформы Ивана IV (Грозного) XVI век.
1. Докажите, что в России в XVI в. Сложилась сословно-представительная
монархия.
2. Чем сословное представительство в России отличалось от аналогичного
явления в государствах Западной Европы?
3. В чём значение реформ Избранной Рады?
Кейс 4. Реформы Петра I. (XVII – XVIII вв.)
1.
Представьте
человека,
который
уехал
из
России
перед
началом
петровских реформ и вернулся в последний год жизни царя (1725 г.).
- Каким переменам этот человек удивился бы?
- Что нашёл бы не подвергшимся изменениям?
-
Сравните
характер
реформ
Петра I
и
методы
их
проведения
с
изменениями, которые проходили в Западной Европе во 2 половине XVII –
начале XVIII вв.
Кейс 5 . Реформы Екатерины II (XVIII в.)
1. Какие реформы Екатерины II вы бы отнесли к повороту к либерализму, а
какие – к укреплению самодержавной власти? Свой ответ обоснуйте.
2. Можно ли назвать Екатерину II продолжателем дела Петра Великого?
Докажите.
Кейс 6 . Реформы Александра I (1
я
половина XIX в.)
1. Что дало основание А. С. Пушкину сказать: «Дней Александровых
прекрасное начало»?
В чём была новизна первых лет правления Александра I по сравнению с
правлением его предшественников?
2. Охарактеризуйте сущность проекта реформ М. М. Сперанского. Можно
ли утверждать, что если бы этот проект был реализован, то произошли бы
коренные изменения политического строя России?
3. Почему Александр I перешёл от либеральных реформ к реакционным? В
чём это проявилось?
Кейс 7 . Реформы Александра II. (2
я
половина XIX в.)
1. Докажите, что отмена крепостного права в России в начале 1860
х
гг.
была исторической необходимостью? Своё мнение обоснуйте.
2.
Согласны
ли
вы
с
утверждением,
что
Россия
в
результате
отмены
крепостного права получила возможность перейти на более высокую стадию
цивилизованного развития? Докажите.
3. Как связаны с отменой крепостного права земская, городская, судебная,
военная реформы, изменения системы образования, проведённые Александром
II?
Кейс 8 . Реформы С. Ю. Витте (начало ХХ в.)
1. Докажите, что Россия в начале ХХ в. вступила в фазу перехода к
аграрно-индустриальному обществу.
2. Охарактеризуйте реформы С. Ю. Витте.
Насколько они повлияли на успехи промышленного развития страны?
Ответ обосновать.
Кейс 9. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
1.
Раскройте
причины,
цели,
направления
аграрной
реформы
П.
А.
Столыпина. Оцените её результаты.
2. Какую позицию заняли бы вы в кратко пересказанной дискуссии учёных
о данной реформе? (представьте себя участником дискуссии и выскажите своё
мнение,
разделившись
на
2
группы:
сторонники
реформы,
противники
реформы.
Кейс 10 . Индустриализация, коллективизация и культурная революция (20-
30
е
гг. ХХ в.)
1.
Выскажите
своё
мнение
о
том,
насколько
согласуются
результаты
индустриализации, коллективизации и культурной революции с первоначально
поставленными целями?
2. Докажите, что в конце 1930
х
гг. СССР стал высокоразвитой державой.
Кейс 11. Реформы 50-80
х
гг. ХХ в.
1. Дайте сравнительный анализ политики Л. И. Брежнева и Н. С. Хрущёва.
Выявите успехи (+) и неудачи (-) социально-экономического развития страны.
2. Каковы были причины «застоя» в экономике страны? Почему не удалось
преодолеть развитие негативных процессов в обществе?
Кейс 12. Реформы в период перестройки (1985-1991 гг.)
1.
Являлась
ли
политика
перестройки
закономерным
этапом
развития
Советского общества? Ответ обосновать.
2. Сравните социально-экономическое и политическое положение СССР до
и после перестройки. Какие задачи перед ней стояли? Как они выполнялись?
3. Можно ли считать распад СССР закономерным явлением? Если нет, то
каким образом, на ваш взгляд, его можно было сохранить или реформировать?
Кейс 13 . Реформы РФ (конец ХХ – начало XXI вв.)
1.
Назовите
позитивные
изменения,
происшедшие
в
социально-
экономической сфере страны за последние годы.
Насколько вы чувствуете их в своей повседневной жизни?
2.
С
какими
проблемами
социально-экономического
характера
вы
сталкиваетесь?
Проанализируйте
влияние
социально-экономических
и
политических
процессов в жизни России на рубеже ХХ-ХХI вв. на российского гражданина,
на российскую семью (в том числе и вашу).
Материалы к дифференцированному зачету
по учебной дисциплине
«История»,
Специальности: 110809 Механизация сельского хозяйства (209 группа),
230113 Компьютерные системы и комплексы (213 группа).
Преподаватель: Рычкова Л. А.
Пояснительная записка
Цели зачёта:
1. Оценка уровня освоения учебной дисциплины «История».
2. Оценка уровня сформированности коммуникативных компетенций.
Форма проведения: кейс-метод.
Тема кейса: «Современная Россия: конец XX-начало XXI века»
Материал
кейса
включает
10
разнообразных
заданий
по
истории
современной России.
При работе над кейсом группа делится на подгруппы (4-5 человек) с целью
активизировать
каждого
обучающегося
и
вовлечь
его
в
процесс
анализа
ситуации и принятия совместных решений.
Время проведения: 2 часа.
Критерии оценок
Оценка «Отлично» - «5» - выставляется за глубокое и полное овладение
содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется
понятийным
аппаратом;
за
умение
связывать
теорию
с
практикой,
решать
практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная
отметка предполагает грамотное, логичное изложение ответа.
Оценка «Хорошо» - «4» - выставляется, если обучающийся полно освоил
учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном
материале,
осознанно
применяет
знания
для
решения
практических
задач,
грамотно излагает ответ, но содержание и формы ответа имеют отдельные
неточности.
Оценка «Удовлетворительно» - «3» - выставляется, если обучающийся
обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала,
но
излагает
его
неполно,
непоследовательно,
допускает
неточности
в
определении понятий, в применении знаний для решения практических задач,
не умеет доказательно обосновать свои суждения.
Оценка «Неудовлетворительно» - «2» - выставляется, если обучающийся
имеет
разрозненные,
бессистемные
знания,
не
умеет
выделять
главное
и
второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для
решения практических задач.
Тема: «Современная Россия: конец XX-начало XXI века».
Кейс
№1.
Сравните
политическое,
экономическое,
и
социальное
развитие
России
в
период
президентства
Б.Н.Ельцина
и
В.В.Путина.
Какие
новые
тенденции, на ваш взгляд, определяют современную эволюцию России?
Кей с №2.
Назовите основные черты российского государства и общества
начала 1990-х годов и первых лет XXI века. Какие изменения произошли за это
время? Чем, на ваш взгляд, вызваны эти изменения?
К е й с
№ 3 . Какие
факторы
содействовали
и
препятствовали
планам
реформаторов
перевести
и
укрепить
российскую
экономику
на
рыночной
основе? Как вы считаете, можно ли было предвидеть и «обойти» негативные
факторы заранее? Существовала ли альтернативная программа экономических
преобразований?
Кейс
№4.
Какие
проблемы
современной
России
вы
считаете
наиболее
важными? Опираясь на интернет - материалы и информацию СМИ, приведите
примеры,
которые,
на
ваш
взгляд,
характеризуют
методы
решения
этих
проблем.
Кейс №5. Как себя чувствует молодежь в современном российском обществе?
Каково
её
положение?
С
какими
проблемами
сталкивается
современная
молодежь? На какие ценностные ориентиры она опирается? Каковы, на ваш
взгляд, перспективы у молодого поколения россиян? С чем вы согласны и с чем
не согласны в приведенных оценках?
Кейс
№6.
Каким
образом
протекали
в
последнее
десятилетие
процессы
р а з в и т и я
Р о с с и и
к а к
ф е д е р а т и в н о г о ,
п о л и э т н и ч е с к о г о
и
многоконфессионального государства? Что в этих процессах вы оцениваете как
положительные тенденции и как отрицательные тенденции?
Кейс №7. Как адаптируются россияне к новым реалиям жизни, что характерно
для их менталитета? Как вы считаете, меняется ли он сегодня? А если меняется,
то как? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы.
Кейс
№8.
Выскажите
собственное
мнение
по
вопросу:
Что
значит
быть
патриотом своей страны сегодня? Приведите конкретные примеры из истории
современной России. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности и ориентиры
россиян являются главными в современном обществе?
Кейс №9. Какие идеи правят современным российским обществом (на каких
идеях строятся современные реформы и действия тех, кто находится к ним в
оппозиции)? Какова судьба, с вашей точки зрения, у коммунистической идеи в
России? Что из исторического опыта российского общества в XX веке, на ваш
взгляд, можно использовать в будущем и от какого наследия нужно отказаться?
Кейс
№10.
Каким
вы
видите
место
России
в
современном
мировом
сообществе?
Каковы,
на
ваш
взгляд,
перспективы
развития
российского
общества и государства в XXI веке?
Технология кейс-метода
Тема урока:
Российское общество:
между
прошлым и будущим.
Цель: объяснить ситуацию, возникшую в стране к середине 90-х гг.,
подготовиться к дискуссии.
Задание:
Познакомьтесь
с
ситуацией,
возникшей
в
России
к
середине 90-х годов.
«…
Реформирование советской социально-экономической системы в
короткий
срок
привело
к
изменению
всего
комплекса
социальных
условий жизни, ценностных ориентаций. Миллионы российских граждан
были
поставлены
перед
необходимостью
адаптации
к
новым,
более
жестким
условиям.
Для
учителей,
медиков,
научных
и
инженерных
работников,
чьи
профессии
вдруг
оказались
непрестижными
и
малооплачиваемыми, и особенно для пенсионеров и многодетных семей,
это оказалось задачей на выживание.
Люди
столкнулись
со
многими
проблемами,
котор ы е
н е
существовали в советское время. Над ними нависли угроза безработицы
и
страх
нищеты
в
старости.
Обедневшее
государство
оказалось
неспособным нести затраты на бесплатное образование, медицинское
обслуживание
и
другие
формы
социальной
защиты.
В
результате,
в
первые три года реформ резко снижается доступность для населения
транспортных
услуг,
медицинского
обслуживания,
закрываются
санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы.
Начинают
внедряться
платное
образование
и
платное
медицинское
обслуживание. Повышение цен на услуги для многих семей сделало
невозможным пользование прачечными, химчистками, парикмахерскими,
столовыми.
Полноценный
отдых
и
качественное
образование
из
общедоступных становятся достоянием очень узкого круга обеспеченных
людей. 3а несколько месяцев реформ жизненный уровень общества был
отброшен на 10-20 лет назад. Из 148 млн. населения России за чертой
бедности
оказалось
около
32
млн.,
т.е.
более
24%.
Их
доходы
не
превышали 40 долларов
Важнейшим
следствием
проводимой
в
начале
90-х
годов
либерализации экономики стало резкое увеличение неравенства доходов
граждан и уровней потребления. К 1995 г. на долю 10% наиболее обеспе-
ченного населения приходилось около 31 % денежных доходов, а на
долю 10% наименее обеспеченных - 2,4%. Особенно острый характер
проблема обеднения населения носила в так называемых депрессивных
районах: в мелких городах и сельской местности.
Кризис экономики, сворачивание системы социального обеспечения
и
здравоохранения
и,
как
следствие,
падение
уровня
жизни
способствовали ухудшению здоровья населения, сокращению средней
продолжительности жизни.
Неблагоприятные
тенденции
в
уровне
смертности
наметились
в
России еще в 60-е годы.
С
этого времени общая смертность населения, и
особенно мужчин, непрерывно
повышалась.
С
1989 по 1995 г. число
умерших в России увеличилось с 1,6 млн. человек
в
год до 2,2 млн.
Одновременно с этим сокращалось число родившихся (с 2,2 млн. до 1,4
млн.). В итоге, по данным официальной статистики, в 90-е годы уровень
смертности населения увеличился почти на треть…"
Задания:
1.
Какие реформы были проведены в России в 90-е годы? Кратко
сформулируйте и запишите.
2.
Ситуация, описанная выше, - это необходимая цена реформ
или «цена реформ в России»? Подготовьте письменный ответ на этот
вопрос. Приведите доказательства вашей точки зрения, используя не
только литературу, но и собственные знания и опыт.
3.
Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.
Отдельной группе обучающихся дается задание: подготовиться к
дискуссии,
отстаивая
точку
зрения,
что
любые
реформы
имеют
«высокую цену», приводя аргументы из истории реформ в России и
анализируя судьбы реформаторов.
Обучающимся была предоставлена литература, как учебная, так и
дополнительная.
Список литературы:
1.
Педагогические
технологии
обучения:
Кейс-метод.
Методическое
пособие. – СПб.: ИПК СПО, 2010. – 42с.
2. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на
основе метода Case Study/ Инновации в российском образовании: Сборник. –
М., ВПО. 2000г.
3. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. - №1,
1999.
4. Информационные педагогические технологии. Модульное пособие для
преподавателей
профессиональной
школы
/
Под
ред.
Е.В.Иванова,
Л.
И.
Косовой, Т. Ю. Аветовой – СПб.: 2004г.