Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала в ДОУ


Автор: Фоменко Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ № 52
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Нерюнгринский район
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно-пространственная

среда музыкального зала в ДОУ

“Предметно-развивающая среда в ДОУ ни в коем случае не должна являться

фоном педагогического процесса.

Она должна в первую очередь активизировать разнообразную детскую

деятельность”.

Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта

(далее — ФГОС) в 2014 году повлекло изменение интерпретации музыкального

творчества в сфере дошкольного образования. Организация развивающей предметно-

пространственной среды стала наиболее актуальной.

С

тандарт

второго

поколения

ориентирован

на

процесс

социализации

и

индивидуализации младших дошкольников, которые достигаются, в том числе, и

посредством интегрированного музыкального воспитания.

Музыка становится

частью комплекса художественно-эстетического обучения.

В соответствии с требованиями ФГОСДО развивающая предметно-пространственная

среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать

возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно

быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),

обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. Вот почему на

сегодняшний день возникла необходимость в обновлении среды музыкального зала.

Музыкальный зал - это всегда место встречи ребёнка с музыкой, игрой, танцевальной

деятельностью. Уже с самого младшего возраста

дети

вовлечены детей в

волшебный мир музыки. Организация работы по музыкальному воспитанию

подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в

разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: образовательная

деятельность, праздники и развлечения, досуги, индивидуальная и самостоятельная

музыкальная деятельность.

Организация развивающего пространства музыкального зала является нелегкой

задачей. Во - первых, в музыкальном зале должны быть созданы такие условия, при

которых прежде всего групповые занятия проводились бы в атмосфере комфорта,

доброжелательности и безопасности детей. Во - вторых, создавая развивающую

предметно - пространственную среду, музыкальный руководитель должен учитывать

эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть местом, куда ребенок

захочет снова и снова вернуться. Именно поэтому, в нашем зале преобладают

спокойные, пастельные цвета, что создаёт атмосферу доброжелательности и уюта.

Хорошее уровень освещения, правильно подобранная мебель, яркие атрибуты и

красивые декорации - все это является залогом продуктивной работы музыкального

руководителя с детьми.

Назначение развивающей среды в музыкальном зале направленона реализацию

разделов основной образовательной программы ДОУ по музыкальному воспитанию.

Это следующие разделы:

1.

«Восприятие музыки»

2.

«Пение»

3.

«Песенное творчество»

4.

«Музыкально-ритмические движения»

5.

«Развитие танцевально-игрового творчества»

6.

«Игра на детских музыкальных инструментах».

В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда,

которая

оснащена

достаточными

техническими

средствами

обучения,

дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и

ритмической деятельности. Так же музыкальный зал полностью укомплектован

музыкальными инструментами, рекомендуемыми для реализации образовательной

программы ДОУ по области «Художественно-эстетическое развитие».

Музыкальный зал представляет собой просторное оборудованное помещение

для групповых, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятий. Также в нем

находится кабинет для музыкальных руководителей, костюмерная.

Развивающая

предметно

-

пространственная

среда

музыкального

зала

проектировалась на основе:

реализуемой в ДОУ основной образовательной программы;

требований нормативных документов;

материальных и архитектурно-пространственных условий;

При построении среды были учтены следующие общие принципы:

гибкого зонирования;

динамичности-статичности;

индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого

ребенка;

учета половых и возрастных различий детей;

доступности:

атрибуты

для

танцевально-игрового

творчества,

самостоятельной

музыкально-ритмической

деятельности

расположены

в

свободном доступе для детей.

системность:

весь

материал

систематизирован по тематике;

составлен

паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.

вариативность: наглядно –дидактический материал могут использоваться в

нескольких интерпретации (в зависимости от возраста и цели игры).

эстетичность: атрибуты и пособия для музыкально-песенного, танцевального

творчества

выполнены

из

ярких,

фабричных,

безопасных

и

легко

обрабатываемых

материалов.

Все

атрибуты

хранятся

в

специальных

контейнерах с крышками и имеют соответствующую наполнению маркировку.

Музыкальные руководители к каждому празднику оформляют музыкальный зал

в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка

создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность.

Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для

сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты для музыкальных игр.

В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда,

которую условно можно разделить на следующие зоны:

1.

Рабочая зона музыкального руководителя

представлена нормативно-правовой

документацией,

справочной

и

методической

литературой

по

планированию

музыкальной, театрализованной

деятельности в ДОУ,

а также методическим

обеспечением к подготовке осенних, весенних, зимних и летних праздников. В

кабинете имеется комплект методических пособий к программе по музыкальному

воспитанию «Ладушки» под редакцией Т. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Нотное

обеспечение составляют журналы для музыкального руководителя «Колокольчик» по

временам года (осень, зима, весна, лето), «Музыкальный руководитель».

В рабочей зоне музыкального руководителя представлен раздел «Музыкально-

дидактических игр». Это такие игры как «Музыкальный паровоз», «Волшебные

часы», «Весело – грустно», «Сколько нас поет», «Удивительный светофор»,

«Оркестр», «Весёлые подружки», «Определи по ритму», «Сколько птичек домике»,

«Веселый паровоз», «Три цветка», «Веселый колпачок», «Кошка заболела», «Три

медведя»,

«Цветик-семицветик»,

«Музыкальное

окошко»,

«Воздушные

шары».Дидактические пособия – кукла «Весна» - 9 шт.

Помимо дидактических игр в рабочей зоне имеется демонстрационный наглядный

материал к музыкально-дидактическим играм, а также наглядный материал для

реализации раздела «Слушание музыки». Это портреты русских и зарубежных

композиторов – 10 шт. Это серии сюжетных картин по временам года «Зима» - 9шт,

«Осень» - 9 шт., сюжетные картинки к тематическим праздникам «Новый год» - 3 шт,

«8 марта»- 2 шт. Наглядный материал для музыкального понимания жанров музыки

«Танец» - шт, «Марш»-1 шт, «Песня» 2 шт. Картинки животных «Волк», «Лось»,

«Заяц», «Медведь», «Белка». Для удобства и простоты использования наглядного

материала для музыкального творчества используется мобильная интерактивная

панель.

В кабинете имеется электронная библиотека, которая содержит в себе учебно-

методические

пособия:

программа

Буренина

А.И.

«Ритмическая

мозайка»,

Тютюнникова Т.Э.методические рекомендации по организации детского оркестра в

ДОУ «Веселая шарманка», программа по хореографии для дошкольников с аудио –

видео приложением «Танцуем-играя», автор О.Л.Киенко. Презентации для занятий:

«Весёлые нотки», «Зима», «Есть у солнышка друзья», «Кого встретим на пути», «Как

птицы готовятся к зиме», «День Флага РФ». Видеоролики для восприятия

музыки:«Зима красавица», «Снег – снежок», «Пришла зима», «Вальс цветов

Чайковский», «Э. Григ Утро», «Шопен Зима». Видео уроки для развития чувства

ритма: «Веселая морковь», «Веселый аквариум», «Угадай музыкальный инструмент»,

«Музыкальный театр», «Что такое ноты», «Кукольная колыбельная». Видеоролики

для игры на музыкальных инструментах: «Мышки на пригорке», «Теремок-оркестр»,

«Веселые грибочки», «Летний оркестр», «Славный мастер».

В рабочей зоне также представлена фонотека: «Времена года» 5 дисков, «Музыка

для релаксации»- 5 дисков, «100 самых знаменитых композиторов» -1 диск, «Песенки

сказочных героев»-1 диск, «Песни для детских праздников»- 1, «Дома и в детском

саду»-1, «Детские песни к праздникам» О. Полякова -1 диск, «Рождественские

рассказы и песни» О.Першина» - 1 диск, «Малыш в деревне. Волшебные голоса

природы»

- 1 шт, «Малыш у моря. Волшебные голоса природы», «Малыш на лугу.

Волшебные голоса природы» - 1 диск, «С Новым годом!»- 1 диск, «Новогодняя

дискотека» В. Ударцев - диск, «Эстрадная детская песня» В. Ударцев- 1 диск, «50

песен для детей» В. Ударцев - 1 диск, «Новогодние песенки». Ю. Кудинова и Е.

Щепотьевой – 1 диск, «Песни для детей» А. Кудряшов – 1 диск, «Книга Памяти.

Проект «Незабытый полк»- 1 диск.

Музыкальное

сопровождение

к

программе

«Ладушки»под

редакцией

Т.

Новоскольцевой, И. Каплуновой. Ясельки- 2 диска, младшая группа -2 диска, средняя

группа – 2 диска, старшая группа – 2 диска, подготовительная группа – 2 диска, «Как

у наших у ворот»- 2 диска», «Потанцуй со мной, дружок» - 2 диска, «Хи-хи-хи, да ха-

ха-ха» - 2 диска, «Карнавал сказок»- 2 диска, «Здравствуй, здравствуй, Новый год» - 2

диска.

2.

Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности

Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности включает в себя атрибуты

для музыкальных игр, с элементами театрализации. Для этого в музыкальном зале

имеются различные шапочки: «Цыплята»-14 шт, «Петрушка»- 10 шт., Мухомор» - 1

шт, «Котята»-10, Волк»- 2 шт, «Мышка» - шт, «Белочка» 6 шт, «Медведь» -3 шт,

«Дождик»- 1 шт, «Корона Осени»- 1 шт, «Ободки с бантами» - 5 шт., «Бескозырка» -

25 шт, «Кокошники»-10, «Пилотка- 25, «Шапочки овощей (огурец, подсолнух,

редиска, морковка, лук, чеснок, вишня, помидор, груша, лимон) – всех по 1 шт.

Атрибуты к музыкально- ритмическим играм:колечки малые – 15 шт,

деревянные палочки – 20 шт., «Кубики» - 40.

Для организации хороводных игр имеются: платочки белые – 20 шт, платочки

цветные 20 шт, ленточки разноцветные с колечком - 40 шт, гимнастические ленты на

палочке – 25 шт, флажки разноцветные 40 шт, султанчики синие- 40 шт, султанчики

белые – 40, султанчики разноцветные на деревянной палочке– 40 шт, косынки

разноцветные- 12 шт.

Для музыкальных игр с элементами театрализации представлены костюмы:

животных: «Лисичка»- 2 шт., «Медведь» -6 шт, «Поросенок», 6 шт, «Утенок» - 6 шт,

«Зайчик»- 6 шт, «Грибочек»- 6 шт, «Котенок белый » -2шт, «Котенок серый» 4 шт,

«Белочка»- 6, «Восточная принцесса»- 6 шт, платья «Гжель» - 6.

Для тематических праздников есть атрибуты, соответствующие сезонности:

Зимняя атрибутика: снежки – 25 шт, снеговики- 2 шт, снежинки- 50 султанчики

белые 40 шт., «ледяные палочки» - 40 шт, накидки «Зимушка»- 2 шт. Для осенних

праздников: зонтики – 31 шт, листья дубовые, кленовые, рябиновые, березовые – по

20 шт. каждого вида, грибочки мягкие – 12 шт, шишки, орешки- по 40 шт. Весенняя

атрибутика: цветы «Астра» - 20 шт, цветы «Подснежник» - 20 шт., «Колечки для

танцев- 25 шт.

Все атрибуты и материалы расположены на стеллажах, доступны детям.

3.

Зона музыкально – ритмической деятельности

создана для реализации

самостоятельной музыкальной деятельности детей, развития фонематического и

ритмического слуха, творческих способностей.

Данная зона включает в себя детские музыкальные инструменты: «Ксилофон» - 2

шт, «Тамбурин (бубен)» - 1 шт, «Маракасы»- 10шт, «Бубенцы»-4шт, «Хохломские

ложки»

-40шт, «Треугольник» -8шт., «Барабан»-5 шт, «Саксофон» -5«Кларнет»

- 5, «Дудочка»- 11, «Молоточки»

- 18, «Колотушка»-2 шт, «Синтезатор детский»-

1шт, «Металлофон»- 5, «Колокольчики» - 9 шт., «Цимбалы» -

9,

«Колокольчик»

2 шт.Шумовые инструменты:«Погремушки «Фрукты» -21шт, «Погремушки» Маша

и Медведь - 4 шт., «Гремелки»-20 шт., «Бубен сыпучий» 1шт, «Ливень»- 1 шт,

«Дождь» - 1 шт.

4.

Зона театрализованной деятельности

включает в себя:

«Деревянная театральная ширма» - 1 шт. Набор перчаточных кукол: «Айболит»- 1

шт, «Петрушка»- 1 шт, «Бабка» - 1 шт, «Гном»- 1 шт, «Лисичка»- 1 шт, «Мышка» - 1

шт, «Мама-Зайчиха» - 1 шт, «Медведь»- 1 шт, «Лягушка»- 1 шт.

Ростовые куклы: «Бабка»- 1 шт, «Дед»- 1 шт, «Внучка»-1 шт, «Лиса»- 1 шт, «Волк»-

1 шт. «Кот»- 1 шт, «Заяц» - 1 шт.

Различные

маски: «Мышка»- 6 шт, «Лисичка»- 4 шт, «Белочка» - 6 шт,

«Медвежонок»- 4 шт, «Ежик» - 4 шт, «Птички»- 10 шт, «Зайчик»- 10 шт, «Лягушка»-

2 шт., «Волк»- 1 шт.

Набор сказок с использованием кукол би-ба бо:«Заюшкина избушка»- 1 набор, «Волк

и семеро козлят»- 1 набор, «Репка»- 1 набор, «Теремок»- 1 набор, «Кот в сапогах» - 1

набор, «Три поросенка» - 1 набор. Настольный театр (резиновые игрушки) – сказка

«Теремок» - 1 набор, «Репка» - 1 набор, «Колобок» - 1 набор. Пальчиковый театр

«Маша и медведь» - 1 набор. Деревянный театр «Времена года» - 1 набор

5.

Зона восприятия (слушания) музыки.

Оборудование данной зоны включает в себя: фортепиано – 1 шт, электронное

пианино – 1 шт, интерактивную панель- 1 шт., музыкальный центр- 1 шт. мольберт-

2 шт., журнальный столик – 3 шт., стульчики – 25 шт. В зависимости от

необходимости оборудование данной зоны легко трансформируется, за исключением

музыкального инструмента-фортепиано.

6.

Зона

народно-прикладного

творчества

представлена

следующими

предметами, атрибутами: Кукла «Маша»- 1 шт, Кукла «Ванюша» - 1 шт., платок в

русском народном стиле – 1 шт, ленты на голову – 15 шт, пояс- 10 шт, «Кокошник» -

10шт, «Косынка»-12 шт , набор народных инструментов «Уральский узор»

-

2

набора – 24 инструмента, свистульки -11 шт., матрешка – 5 шт, Неваляшка -1,

деревянные игрушки- 3 шт., балалайка- 10 шт.

Кроме учебных и игровых зон музыкальный зал оборудован большой костюмерной,

что немаловажно для подготовки к различным праздникам, развлечениям. В ней

хранятся костюмы для взрослых: костюм Дед Мороз – 2, костюм б-Яга, костюм

Весна – 2, костюм Зима – 2, костюм Лето – 2, костюм Осень – 2, Скоморох – 3,

Снегурочка – 2, Звездочет – 1, Костюм Лиса – 2, клоун-2 шт, Водянной-1 шт, старик-

Хоттабыч- 1 шт, медведь- 1 шт., Солнце – 1 шт, муха-цокотуха -1 шт, Черепаха

Тортилла- 1 шт, Буратино -1 шт.

Детские костюмы: Белка – 6, Весна – 1, Костюм Гжель для девочки – 6шт, Костюм

Гжель для мальчика – 6 шт., Костюм Восточная принцесса – 6, Снегурочка- 2,

Зайчик-6. По всем костюмам создана картотека.

Также в костюмерной находятся объёмные декорации, атрибуты, предметы для

сюрпризных моментов на утренниках.

Оснащение музыкального зала: компьютер, ноутбук с интернетом, интерактивная

панель, мультимедийное оборудование для презентаций, музыкальный центр,

акустическая система LG, 2 набора беспроводных микрофонов, электронное пианино

CASIO- 1, синтезаторCASIO – 1. В зале имеется ковровое покрытие, дети на занятиях

находятся в носочках, что очень удобно и безопасно при танцевальной –игровой

деятельности. Имеется мебель, соответствующая возрасту детей, стулья – 25 шт. Для

оформления зала есть 2 игровых деревянных домика «Зимний домик», «Осенний

домик», два модульных дерева с осенними и летними листочками. Для хранения

атрибутов к занятиям имеются 3 стеллажа с контейнерами для атрибутов, имеющими

советующую маркировку.

В дополнение зал оборудован зеркалами, которые

необходимы во время занятий танцевальной деятельностью.

Основное условие ФГОС дошкольного образования - это взаимодействие

музыкального руководителя с семьями воспитанников. В основе взаимодействия

лежит наше тесное сотрудничество с родителями (законными представителями),

которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к

другу, учёт индивидуальных возможностей и способностей воспитанников. В

обновлении развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала

родители (законные представители) принимают активное участие. Они оказывают

посильную

помощь

в

изготовлении

дидактических

игр,

нестандартного

оборудования, демонстрационных материалов для занятий с воспитанниками и

являются непосредственными участниками образовательного процесса - принимают

участие в праздниках, развлечениях, досугах, выступают в роли персонажей.

Таким

образом,

в

зале

создана

комфортная

развивающая

предметно-

пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным,

индивидуальным особенностям детей.

Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей,

трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому

взглянуть на игровое пространство.

Опыт

работы

показывает,

что

такая

организация

развивающей

предметно-

пространственной среды позволяет детям выбирать интересные для себя занятия,

чередовать

их

в

течение

самостоятельной

деятельности,

а

музыкальному

руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных,

гендерных и возрастных особенностей детей.



В раздел образования