Автор: Фоменко Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ № 52
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Нерюнгринский район
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-пространственная
среда музыкального зала в ДОУ
“Предметно-развивающая среда в ДОУ ни в коем случае не должна являться
фоном педагогического процесса.
Она должна в первую очередь активизировать разнообразную детскую
деятельность”.
Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта
(далее — ФГОС) в 2014 году повлекло изменение интерпретации музыкального
творчества в сфере дошкольного образования. Организация развивающей предметно-
пространственной среды стала наиболее актуальной.
С
тандарт
второго
поколения
ориентирован
на
процесс
социализации
и
индивидуализации младших дошкольников, которые достигаются, в том числе, и
посредством интегрированного музыкального воспитания.
Музыка становится
частью комплекса художественно-эстетического обучения.
В соответствии с требованиями ФГОСДО развивающая предметно-пространственная
среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать
возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно
быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. Вот почему на
сегодняшний день возникла необходимость в обновлении среды музыкального зала.
Музыкальный зал - это всегда место встречи ребёнка с музыкой, игрой, танцевальной
деятельностью. Уже с самого младшего возраста
дети
вовлечены детей в
волшебный мир музыки. Организация работы по музыкальному воспитанию
подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в
разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: образовательная
деятельность, праздники и развлечения, досуги, индивидуальная и самостоятельная
музыкальная деятельность.
Организация развивающего пространства музыкального зала является нелегкой
задачей. Во - первых, в музыкальном зале должны быть созданы такие условия, при
которых прежде всего групповые занятия проводились бы в атмосфере комфорта,
доброжелательности и безопасности детей. Во - вторых, создавая развивающую
предметно - пространственную среду, музыкальный руководитель должен учитывать
эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть местом, куда ребенок
захочет снова и снова вернуться. Именно поэтому, в нашем зале преобладают
спокойные, пастельные цвета, что создаёт атмосферу доброжелательности и уюта.
Хорошее уровень освещения, правильно подобранная мебель, яркие атрибуты и
красивые декорации - все это является залогом продуктивной работы музыкального
руководителя с детьми.
Назначение развивающей среды в музыкальном зале направленона реализацию
разделов основной образовательной программы ДОУ по музыкальному воспитанию.
Это следующие разделы:
1.
«Восприятие музыки»
2.
«Пение»
3.
«Песенное творчество»
4.
«Музыкально-ритмические движения»
5.
«Развитие танцевально-игрового творчества»
6.
«Игра на детских музыкальных инструментах».
В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда,
которая
оснащена
достаточными
техническими
средствами
обучения,
дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и
ритмической деятельности. Так же музыкальный зал полностью укомплектован
музыкальными инструментами, рекомендуемыми для реализации образовательной
программы ДОУ по области «Художественно-эстетическое развитие».
Музыкальный зал представляет собой просторное оборудованное помещение
для групповых, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятий. Также в нем
находится кабинет для музыкальных руководителей, костюмерная.
Развивающая
предметно
-
пространственная
среда
музыкального
зала
проектировалась на основе:
реализуемой в ДОУ основной образовательной программы;
требований нормативных документов;
материальных и архитектурно-пространственных условий;
При построении среды были учтены следующие общие принципы:
гибкого зонирования;
динамичности-статичности;
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка;
учета половых и возрастных различий детей;
доступности:
атрибуты
для
танцевально-игрового
творчества,
самостоятельной
музыкально-ритмической
деятельности
расположены
в
свободном доступе для детей.
системность:
весь
материал
систематизирован по тематике;
составлен
паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
вариативность: наглядно –дидактический материал могут использоваться в
нескольких интерпретации (в зависимости от возраста и цели игры).
эстетичность: атрибуты и пособия для музыкально-песенного, танцевального
творчества
выполнены
из
ярких,
фабричных,
безопасных
и
легко
обрабатываемых
материалов.
Все
атрибуты
хранятся
в
специальных
контейнерах с крышками и имеют соответствующую наполнению маркировку.
Музыкальные руководители к каждому празднику оформляют музыкальный зал
в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка
создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность.
Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для
сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты для музыкальных игр.
В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда,
которую условно можно разделить на следующие зоны:
1.
Рабочая зона музыкального руководителя
представлена нормативно-правовой
документацией,
справочной
и
методической
литературой
по
планированию
музыкальной, театрализованной
деятельности в ДОУ,
а также методическим
обеспечением к подготовке осенних, весенних, зимних и летних праздников. В
кабинете имеется комплект методических пособий к программе по музыкальному
воспитанию «Ладушки» под редакцией Т. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Нотное
обеспечение составляют журналы для музыкального руководителя «Колокольчик» по
временам года (осень, зима, весна, лето), «Музыкальный руководитель».
В рабочей зоне музыкального руководителя представлен раздел «Музыкально-
дидактических игр». Это такие игры как «Музыкальный паровоз», «Волшебные
часы», «Весело – грустно», «Сколько нас поет», «Удивительный светофор»,
«Оркестр», «Весёлые подружки», «Определи по ритму», «Сколько птичек домике»,
«Веселый паровоз», «Три цветка», «Веселый колпачок», «Кошка заболела», «Три
медведя»,
«Цветик-семицветик»,
«Музыкальное
окошко»,
«Воздушные
шары».Дидактические пособия – кукла «Весна» - 9 шт.
Помимо дидактических игр в рабочей зоне имеется демонстрационный наглядный
материал к музыкально-дидактическим играм, а также наглядный материал для
реализации раздела «Слушание музыки». Это портреты русских и зарубежных
композиторов – 10 шт. Это серии сюжетных картин по временам года «Зима» - 9шт,
«Осень» - 9 шт., сюжетные картинки к тематическим праздникам «Новый год» - 3 шт,
«8 марта»- 2 шт. Наглядный материал для музыкального понимания жанров музыки
«Танец» - шт, «Марш»-1 шт, «Песня» 2 шт. Картинки животных «Волк», «Лось»,
«Заяц», «Медведь», «Белка». Для удобства и простоты использования наглядного
материала для музыкального творчества используется мобильная интерактивная
панель.
В кабинете имеется электронная библиотека, которая содержит в себе учебно-
методические
пособия:
программа
Буренина
А.И.
«Ритмическая
мозайка»,
Тютюнникова Т.Э.методические рекомендации по организации детского оркестра в
ДОУ «Веселая шарманка», программа по хореографии для дошкольников с аудио –
видео приложением «Танцуем-играя», автор О.Л.Киенко. Презентации для занятий:
«Весёлые нотки», «Зима», «Есть у солнышка друзья», «Кого встретим на пути», «Как
птицы готовятся к зиме», «День Флага РФ». Видеоролики для восприятия
музыки:«Зима красавица», «Снег – снежок», «Пришла зима», «Вальс цветов
Чайковский», «Э. Григ Утро», «Шопен Зима». Видео уроки для развития чувства
ритма: «Веселая морковь», «Веселый аквариум», «Угадай музыкальный инструмент»,
«Музыкальный театр», «Что такое ноты», «Кукольная колыбельная». Видеоролики
для игры на музыкальных инструментах: «Мышки на пригорке», «Теремок-оркестр»,
«Веселые грибочки», «Летний оркестр», «Славный мастер».
В рабочей зоне также представлена фонотека: «Времена года» 5 дисков, «Музыка
для релаксации»- 5 дисков, «100 самых знаменитых композиторов» -1 диск, «Песенки
сказочных героев»-1 диск, «Песни для детских праздников»- 1, «Дома и в детском
саду»-1, «Детские песни к праздникам» О. Полякова -1 диск, «Рождественские
рассказы и песни» О.Першина» - 1 диск, «Малыш в деревне. Волшебные голоса
природы»
- 1 шт, «Малыш у моря. Волшебные голоса природы», «Малыш на лугу.
Волшебные голоса природы» - 1 диск, «С Новым годом!»- 1 диск, «Новогодняя
дискотека» В. Ударцев - диск, «Эстрадная детская песня» В. Ударцев- 1 диск, «50
песен для детей» В. Ударцев - 1 диск, «Новогодние песенки». Ю. Кудинова и Е.
Щепотьевой – 1 диск, «Песни для детей» А. Кудряшов – 1 диск, «Книга Памяти.
Проект «Незабытый полк»- 1 диск.
Музыкальное
сопровождение
к
программе
«Ладушки»под
редакцией
Т.
Новоскольцевой, И. Каплуновой. Ясельки- 2 диска, младшая группа -2 диска, средняя
группа – 2 диска, старшая группа – 2 диска, подготовительная группа – 2 диска, «Как
у наших у ворот»- 2 диска», «Потанцуй со мной, дружок» - 2 диска, «Хи-хи-хи, да ха-
ха-ха» - 2 диска, «Карнавал сказок»- 2 диска, «Здравствуй, здравствуй, Новый год» - 2
диска.
2.
Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности
Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности включает в себя атрибуты
для музыкальных игр, с элементами театрализации. Для этого в музыкальном зале
имеются различные шапочки: «Цыплята»-14 шт, «Петрушка»- 10 шт., Мухомор» - 1
шт, «Котята»-10, Волк»- 2 шт, «Мышка» - шт, «Белочка» 6 шт, «Медведь» -3 шт,
«Дождик»- 1 шт, «Корона Осени»- 1 шт, «Ободки с бантами» - 5 шт., «Бескозырка» -
25 шт, «Кокошники»-10, «Пилотка- 25, «Шапочки овощей (огурец, подсолнух,
редиска, морковка, лук, чеснок, вишня, помидор, груша, лимон) – всех по 1 шт.
Атрибуты к музыкально- ритмическим играм:колечки малые – 15 шт,
деревянные палочки – 20 шт., «Кубики» - 40.
Для организации хороводных игр имеются: платочки белые – 20 шт, платочки
цветные 20 шт, ленточки разноцветные с колечком - 40 шт, гимнастические ленты на
палочке – 25 шт, флажки разноцветные 40 шт, султанчики синие- 40 шт, султанчики
белые – 40, султанчики разноцветные на деревянной палочке– 40 шт, косынки
разноцветные- 12 шт.
Для музыкальных игр с элементами театрализации представлены костюмы:
животных: «Лисичка»- 2 шт., «Медведь» -6 шт, «Поросенок», 6 шт, «Утенок» - 6 шт,
«Зайчик»- 6 шт, «Грибочек»- 6 шт, «Котенок белый » -2шт, «Котенок серый» 4 шт,
«Белочка»- 6, «Восточная принцесса»- 6 шт, платья «Гжель» - 6.
Для тематических праздников есть атрибуты, соответствующие сезонности:
Зимняя атрибутика: снежки – 25 шт, снеговики- 2 шт, снежинки- 50 султанчики
белые 40 шт., «ледяные палочки» - 40 шт, накидки «Зимушка»- 2 шт. Для осенних
праздников: зонтики – 31 шт, листья дубовые, кленовые, рябиновые, березовые – по
20 шт. каждого вида, грибочки мягкие – 12 шт, шишки, орешки- по 40 шт. Весенняя
атрибутика: цветы «Астра» - 20 шт, цветы «Подснежник» - 20 шт., «Колечки для
танцев- 25 шт.
Все атрибуты и материалы расположены на стеллажах, доступны детям.
3.
Зона музыкально – ритмической деятельности
создана для реализации
самостоятельной музыкальной деятельности детей, развития фонематического и
ритмического слуха, творческих способностей.
Данная зона включает в себя детские музыкальные инструменты: «Ксилофон» - 2
шт, «Тамбурин (бубен)» - 1 шт, «Маракасы»- 10шт, «Бубенцы»-4шт, «Хохломские
ложки»
-40шт, «Треугольник» -8шт., «Барабан»-5 шт, «Саксофон» -5«Кларнет»
- 5, «Дудочка»- 11, «Молоточки»
- 18, «Колотушка»-2 шт, «Синтезатор детский»-
1шт, «Металлофон»- 5, «Колокольчики» - 9 шт., «Цимбалы» -
9,
«Колокольчик»
2 шт.Шумовые инструменты:«Погремушки «Фрукты» -21шт, «Погремушки» Маша
и Медведь - 4 шт., «Гремелки»-20 шт., «Бубен сыпучий» 1шт, «Ливень»- 1 шт,
«Дождь» - 1 шт.
4.
Зона театрализованной деятельности
включает в себя:
«Деревянная театральная ширма» - 1 шт. Набор перчаточных кукол: «Айболит»- 1
шт, «Петрушка»- 1 шт, «Бабка» - 1 шт, «Гном»- 1 шт, «Лисичка»- 1 шт, «Мышка» - 1
шт, «Мама-Зайчиха» - 1 шт, «Медведь»- 1 шт, «Лягушка»- 1 шт.
Ростовые куклы: «Бабка»- 1 шт, «Дед»- 1 шт, «Внучка»-1 шт, «Лиса»- 1 шт, «Волк»-
1 шт. «Кот»- 1 шт, «Заяц» - 1 шт.
Различные
маски: «Мышка»- 6 шт, «Лисичка»- 4 шт, «Белочка» - 6 шт,
«Медвежонок»- 4 шт, «Ежик» - 4 шт, «Птички»- 10 шт, «Зайчик»- 10 шт, «Лягушка»-
2 шт., «Волк»- 1 шт.
Набор сказок с использованием кукол би-ба бо:«Заюшкина избушка»- 1 набор, «Волк
и семеро козлят»- 1 набор, «Репка»- 1 набор, «Теремок»- 1 набор, «Кот в сапогах» - 1
набор, «Три поросенка» - 1 набор. Настольный театр (резиновые игрушки) – сказка
«Теремок» - 1 набор, «Репка» - 1 набор, «Колобок» - 1 набор. Пальчиковый театр
«Маша и медведь» - 1 набор. Деревянный театр «Времена года» - 1 набор
5.
Зона восприятия (слушания) музыки.
Оборудование данной зоны включает в себя: фортепиано – 1 шт, электронное
пианино – 1 шт, интерактивную панель- 1 шт., музыкальный центр- 1 шт. мольберт-
2 шт., журнальный столик – 3 шт., стульчики – 25 шт. В зависимости от
необходимости оборудование данной зоны легко трансформируется, за исключением
музыкального инструмента-фортепиано.
6.
Зона
народно-прикладного
творчества
представлена
следующими
предметами, атрибутами: Кукла «Маша»- 1 шт, Кукла «Ванюша» - 1 шт., платок в
русском народном стиле – 1 шт, ленты на голову – 15 шт, пояс- 10 шт, «Кокошник» -
10шт, «Косынка»-12 шт , набор народных инструментов «Уральский узор»
-
2
набора – 24 инструмента, свистульки -11 шт., матрешка – 5 шт, Неваляшка -1,
деревянные игрушки- 3 шт., балалайка- 10 шт.
Кроме учебных и игровых зон музыкальный зал оборудован большой костюмерной,
что немаловажно для подготовки к различным праздникам, развлечениям. В ней
хранятся костюмы для взрослых: костюм Дед Мороз – 2, костюм б-Яга, костюм
Весна – 2, костюм Зима – 2, костюм Лето – 2, костюм Осень – 2, Скоморох – 3,
Снегурочка – 2, Звездочет – 1, Костюм Лиса – 2, клоун-2 шт, Водянной-1 шт, старик-
Хоттабыч- 1 шт, медведь- 1 шт., Солнце – 1 шт, муха-цокотуха -1 шт, Черепаха
Тортилла- 1 шт, Буратино -1 шт.
Детские костюмы: Белка – 6, Весна – 1, Костюм Гжель для девочки – 6шт, Костюм
Гжель для мальчика – 6 шт., Костюм Восточная принцесса – 6, Снегурочка- 2,
Зайчик-6. По всем костюмам создана картотека.
Также в костюмерной находятся объёмные декорации, атрибуты, предметы для
сюрпризных моментов на утренниках.
Оснащение музыкального зала: компьютер, ноутбук с интернетом, интерактивная
панель, мультимедийное оборудование для презентаций, музыкальный центр,
акустическая система LG, 2 набора беспроводных микрофонов, электронное пианино
CASIO- 1, синтезаторCASIO – 1. В зале имеется ковровое покрытие, дети на занятиях
находятся в носочках, что очень удобно и безопасно при танцевальной –игровой
деятельности. Имеется мебель, соответствующая возрасту детей, стулья – 25 шт. Для
оформления зала есть 2 игровых деревянных домика «Зимний домик», «Осенний
домик», два модульных дерева с осенними и летними листочками. Для хранения
атрибутов к занятиям имеются 3 стеллажа с контейнерами для атрибутов, имеющими
советующую маркировку.
В дополнение зал оборудован зеркалами, которые
необходимы во время занятий танцевальной деятельностью.
Основное условие ФГОС дошкольного образования - это взаимодействие
музыкального руководителя с семьями воспитанников. В основе взаимодействия
лежит наше тесное сотрудничество с родителями (законными представителями),
которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к
другу, учёт индивидуальных возможностей и способностей воспитанников. В
обновлении развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала
родители (законные представители) принимают активное участие. Они оказывают
посильную
помощь
в
изготовлении
дидактических
игр,
нестандартного
оборудования, демонстрационных материалов для занятий с воспитанниками и
являются непосредственными участниками образовательного процесса - принимают
участие в праздниках, развлечениях, досугах, выступают в роли персонажей.
Таким
образом,
в
зале
создана
комфортная
развивающая
предметно-
пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным,
индивидуальным особенностям детей.
Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей,
трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому
взглянуть на игровое пространство.
Опыт
работы
показывает,
что
такая
организация
развивающей
предметно-
пространственной среды позволяет детям выбирать интересные для себя занятия,
чередовать
их
в
течение
самостоятельной
деятельности,
а
музыкальному
руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных,
гендерных и возрастных особенностей детей.