Автор: Васильева Мария Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Яншихово-Норваши, Янтиковский район
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: «Природа родного края».
Раздел: дошкольное образование
Исследовательский проект по теме «Природа родного края».
Руководитель проекта:Васильева Мария Георгиевна.
Участники проекта:Медведев Михаил .
Возраст ребёнка, на которого
рассчитан проект
: 6-й год жизни.
Тип проекта:
информационно-исследовательский.
Образовательная область, в рамках
которой проводится работа по проекту
:
познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Форма
проведения:
беседы,
исследование,
наблюдение,
совместная
и
самостоятельная деятельность ребёнка.
Продолжительность: долгосрочный, 5 месяцев.
Цель-результат: сообщение на тему: «Как вырастить в домашних условиях из
кедрового орешка росток кедра», фотопрезентация исследования
Актуальность
проекта:
Вопросам
развития
познавательной
активности
дошкольников в последнее время обращают большое внимание. Проектирование
становится
одним
из
центральных
культурных
механизмов
преобразования
действительности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой
деятельностью,
огромное
значение
в
развитии
личности
ребёнка
имеет
познавательная
деятельность,
как
поиск
знаний,
приобретение
знаний
самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе
сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно
искать новые сведения о мире.
В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр
не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении
мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко
сокращается.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних
условиях из кедрового орешка росток кедра», участие в котором позволило
расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в сибирских
лесах, сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие
самостоятельной творческой активности.
Цель проекта: Создание условий для обогащения знаний об особенностях
сибирского кедра, узнать какое место кедровая сосна занимает в жизни человека и в
народной медицине, изучить особенности выращивания ростка кедра в домашних
условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание любви и
бережному обращению к живой природе.
Задачи проекта:
1. Обогащать и закреплять знания об особенностях сибирской кедровой сосны.
2. Выяснить, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и
применение её в народной медицине.
3. Выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в
домашних условиях.
4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить
сведения об объекте исследования, используя различные источники информации
(взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и
составлении рассказа о кедре.
Результаты проекта:
1. Умение находить сведения совместно с родителями по данной теме (например,
что росток кедра может вырасти в домашних условиях), это позволило узнать, как
выращивают кедр в промышленной посадке, в питомнике.
2. Огромное желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка
росток кедра.
3. Использование различных источников информации, помогло узнать о тайнах
кедра, как правильно вырастить росток кедра, обогатить связный рассказ ребёнка по
теме проекта.
4. Тесное сотрудничество педагога и семьи значительно помогло развитию
творческой активности ребёнка.
5. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное
отношение к кедру.
.
Этапы проекта:
1 Этап.
Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской
работы.
Проведение предварительной работы по теме «Как вырастить в домашних
условиях росток кедра». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра,
о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая
сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.
Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта:
- Что ещё интересного, нового, неизвестного ты бы мог рассказать о кедре?
Проблемы вопрос: как можно в домашних условиях из кедрового орешка
вырастить росток кедра?
Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители,
воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор
источников информации.
2 этап.
Организация исследования в рамках проекта.
Деятельность по реализации проекта
✓
Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и
его семян, использование интернет – ресурсов.
✓
Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные
свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в
кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».
.
✓
Подбор и чтение легенд, историй и стихотворений посвящённые Сибирскому
кедру.
✓
Изучение народных примет о тайнах кедра.
✓
Проведение исследования «как в домашних условиях можно из кедрового
орешка вырастить росток кедра, чтоб собирать урожай прямо возле дома.
✓
Наблюдение за экспериментом.
.
✓
Обобщение результатов эксперимента.
✓
Обсуждение и составление рассказа «Как вырастить из кедрового орешка росток
кедра в домашних условиях».
.
.
Практическая часть:
Эмпирическое исследование.
Направление - «Живая природа».
Область знаний - «Биология».
Гипотеза: если дома создать условия максимально приближенные к природным,
то наверняка кедровый орешек может дать пригодный к жизни росток.
Условия выращивания кедра:
❖
крепкие тёмно-коричневые орешки;
❖
водный раствор марганцовокислого калия, для обработки орешков от бактерий
и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;
❖
вода для поддержания влаги, холодное место
❖
песок и земля, для посадки в цветочный горшок
Проведение исследования:
Для проведения опыта мы отобрали самые крепкие тёмно-коричневые орешки и
промыли их в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со
скорлупы орехов и грубой тряпкой удалили чёрную оболочку, затем замочили их в
тёплой воде.
Подготовленные семена намачивали несколько суток, меняя воду ежедневно. За
этот период семена набухли.