Автор: Султанова Надежда Емельяновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ РБ РЦППМСП Бирская ЗПМПК
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Работа социального педагога с детьми ОВЗ
Тема: Статья
Раздел: полное образование
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений
деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ.
Ухудшающаяся
экологическая
обстановка,
высокий
уровень
заболеваемости
родителей
(особенно
матерей),
многочисленные
социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские
проблемы - все это ведет к увеличению рождаемости детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети,
имеющие
отклонения
от
нормы,
которые
характеризуются
ограничением
способности
осуществлять
самообслуживание,
передвижение,
ориентацию,
общение,
контроль
над
своим
поведением, обучение и трудовую деятельность.
К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями,
относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха,
зрения,
недоразвитием
речи,
с
ранним
детским
аутизмом,
с
комбинированными нарушениями в развитии.
Большинство
родителей,
имеющих
детей cограниченными
возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и
обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности
максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в
настоящее
время
возникает
необходимость
внедрения
такого
образования,
которое
позволило
бы
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
обучаться
совместно
со
здоровыми
сверстниками,
получать
образование
наравне
с
ними,
т.
е.
инклюзивного образования.
В настоящее время в России начинает складываться модель
инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми
образовательными
потребностями
включаются
в
общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в
образовательной
организации
специальной
программы
сопровождения.
В
социально-педагогическом
сопровождении
нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями,
тяжелой
двигательной
патологией,
сложными
нарушениями
развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном
образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из
возможностей его обучения.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее -
ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития.
Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них.
От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут
зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное
обучение
детей
с
разным
уровнем
возможностей
позитивно
и
эффективно
по
следующим
причинам:
ребята
учатся
взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Программа
сопровождения
детей
с
ОВЗ
необходима
всем
педагогам, так как в последние годы количество таких школьников
увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания
своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это
могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой,
имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов
пищеварения,
дыхания,
сердечно
-сосудистой,
эндокринной,
мочеполовой систем и т. д.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей
заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ
жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении
ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам
самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта,
участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-
инвалидов.
Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду.
Она включает в себя
помощь в
адаптации к среде здоровых
сверстников,
проведение
совместно
с
психологом
диагностики,
позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-
инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону
ближайшего
развития.
Проведение
такой
диагностики
дает
возможность устранить негативные влияния в классе, а также
оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя
деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с
классным
руководителем
должен
привлекать
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья
к участию в школьных
концертах,
праздниках,
соревнованиях.
Это
позволит
детям
самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых
детях
такие
совместные мероприятия воспитывают
милосердие,
терпимость, отзывчивость.
Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять
деятельность в данном направлении социальный педагог может
совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо
объяснять
здоровым
детям,
что
ученик
с
ограниченными
возможностями
является
равным
участником
образовательного
процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие
с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить
причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону
признания равных прав у каждого ребенка.
В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ.
Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
включает
оказание
психологической
помощи,
правовое
консультирование родителей, содействие в оказании материальной и
бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с
различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен
стремиться
привлекать
родителей
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей
активными и гармоничными личностями.
В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с
различными
субъектами
оказания
помощи
детям-инвалидам
и
различными
представителями
общественных
организаций.
Осуществляя
деятельность
в
данном
направлении,
социальный
педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-
педагогической
реабилитации,
взаимодействовать
с
различными
специалистами, в решении проблем данной категории детей.
Индивидуальная
программа
реабилитации
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить
ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской,
социальной,
профессиональной,
психолого-педагогической
реабилитации.
Предоставление
индивидуальной
программы
реабилитации инвалида не является обязательным условием приема
ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную
школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к.
там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее
эффективных условий для этого. В школе, помимо индивидуального
подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет
возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у
которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1
раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку-
инвалиду
приходиться
адаптироваться
в
школьном
коллективе.
Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам
настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у
него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое
здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах,
имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если
рядом
с
ним
понимающие
взрослые
и
доброжелательные
одноклассники.
В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми –
инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это
и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в
различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной
категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов,
детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по
адаптированным основным общеобразовательным программам, а
дети - инвалиды
в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида. В школе создаются специальные условия для
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в
себя
использование
специальных
образовательных
программ
и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов.
Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану.
∙
Диагностика:
изучение
сопровождающих
документов
ребенка
(направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с
родителями.
∙
Совместно с классным руководителем наблюдаем, проводим беседы с
детьми
и
их
родителями,
проводим
анкетирование
родителей,
изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий
жизни ребенка, составление актов ЖБУ.
∙
Углубленное обследование совместно с классными руководителями,
воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация
обсуждается на медико-педагогическом консилиуме.
Специалисты
вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-
педагогическому сопровождению ребенка.
∙
Организация каникулярного отдыха.
∙
Консультации
по
вопросам
воспитания,
профессиональной
ориентации,
социальной
адаптации,
внешкольной
занятости
Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции,
контроль посещения
∙
Знакомство
родителей
с
особенностями
воспитания
ребенка-
инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение
отдельных статей законов. При работе с родителями учащихся
педагогу пригодится памятка "Советы родителям".
∙
Все сведения фиксируются в "Дневнике сопровождения учащегося с
ограниченными возможностями здоровья" .
∙
Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится
директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).
Цель:
Формирование благоприятных условий для социализации детей
– инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и
обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на
доступное и качественное образование в МБОУ «Тат. Каргалинская
СОШ»
Задачи:
- Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов,
детей с ограниченными возможностями
здоровья качественным и
доступным образованием в соответствии с их психофизическими
возможностями
в
различных
вариативных
условиях:
интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально –
психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной
категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во
внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с
детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям –
инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
-
Предупреждать
родителей
от
наиболее
распространённых
ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности
родителей
детей
–
инвалидов,
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья;
-
Расширение
возможностей
детей
–
инвалидов,
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для
самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования
психологического
комфорта
при
взаимодействии
с
родителями,
воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья и с детьми данной категории;
-
Повышение
качества
социальных
услуг,
предоставляемых
семьям «группы риска»