Напоминание

Статья


Автор: Султанова Надежда Емельяновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ РБ РЦППМСП Бирская ЗПМПК
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Работа социального педагога с детьми ОВЗ
Тема: Статья
Раздел: полное образование





Назад




В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений

деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ.

Ухудшающаяся

экологическая

обстановка,

высокий

уровень

заболеваемости

родителей

(особенно

матерей),

многочисленные

социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские

проблемы - все это ведет к увеличению рождаемости детей с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети,

имеющие

отклонения

от

нормы,

которые

характеризуются

ограничением

способности

осуществлять

самообслуживание,

передвижение,

ориентацию,

общение,

контроль

над

своим

поведением, обучение и трудовую деятельность.

К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями,

относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха,

зрения,

недоразвитием

речи,

с

ранним

детским

аутизмом,

с

комбинированными нарушениями в развитии.

Большинство

родителей,

имеющих

детей cограниченными

возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и

обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности

максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в

настоящее

время

возникает

необходимость

внедрения

такого

образования,

которое

позволило

бы

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

обучаться

совместно

со

здоровыми

сверстниками,

получать

образование

наравне

с

ними,

т.

е.

инклюзивного образования.

В настоящее время в России начинает складываться модель

инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми

образовательными

потребностями

включаются

в

общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в

образовательной

организации

специальной

программы

сопровождения.

В

социально-педагогическом

сопровождении

нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями,

тяжелой

двигательной

патологией,

сложными

нарушениями

развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном

образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из

возможностей его обучения.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее -

ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития.

Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них.

От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут

зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное

обучение

детей

с

разным

уровнем

возможностей

позитивно

и

эффективно

по

следующим

причинам:

ребята

учатся

взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Программа

сопровождения

детей

с

ОВЗ

необходима

всем

педагогам, так как в последние годы количество таких школьников

увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания

своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это

могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой,

имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов

пищеварения,

дыхания,

сердечно

-сосудистой,

эндокринной,

мочеполовой систем и т. д.

Цель работы социального педагога с данной категорией детей

заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ

жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении

ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам

самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта,

участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-

инвалидов.

Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду.

Она включает в себя

помощь в

адаптации к среде здоровых

сверстников,

проведение

совместно

с

психологом

диагностики,

позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-

инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону

ближайшего

развития.

Проведение

такой

диагностики

дает

возможность устранить негативные влияния в классе, а также

оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя

деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с

классным

руководителем

должен

привлекать

ребенка

с

ограниченными возможностями здоровья

к участию в школьных

концертах,

праздниках,

соревнованиях.

Это

позволит

детям

самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых

детях

такие

совместные мероприятия воспитывают

милосердие,

терпимость, отзывчивость.

Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять

деятельность в данном направлении социальный педагог может

совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо

объяснять

здоровым

детям,

что

ученик

с

ограниченными

возможностями

является

равным

участником

образовательного

процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие

с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить

причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону

признания равных прав у каждого ребенка.

В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ.

Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида

включает

оказание

психологической

помощи,

правовое

консультирование родителей, содействие в оказании материальной и

бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с

различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен

стремиться

привлекать

родителей

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей

активными и гармоничными личностями.

В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с

различными

субъектами

оказания

помощи

детям-инвалидам

и

различными

представителями

общественных

организаций.

Осуществляя

деятельность

в

данном

направлении,

социальный

педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-

педагогической

реабилитации,

взаимодействовать

с

различными

специалистами, в решении проблем данной категории детей.

Индивидуальная

программа

реабилитации

ребенка

с

ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить

ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской,

социальной,

профессиональной,

психолого-педагогической

реабилитации.

Предоставление

индивидуальной

программы

реабилитации инвалида не является обязательным условием приема

ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную

школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к.

там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее

эффективных условий для этого. В школе, помимо индивидуального

подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет

возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у

которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1

раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку-

инвалиду

приходиться

адаптироваться

в

школьном

коллективе.

Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам

настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у

него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое

здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах,

имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если

рядом

с

ним

понимающие

взрослые

и

доброжелательные

одноклассники.

В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми –

инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это

и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в

различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной

категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов,

детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по

адаптированным основным общеобразовательным программам, а

дети - инвалиды

в соответствии с индивидуальной программой

реабилитации инвалида. В школе создаются специальные условия для

обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в

себя

использование

специальных

образовательных

программ

и

методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных

пособий и дидактических материалов.

Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану.

Диагностика:

изучение

сопровождающих

документов

ребенка

(направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с

родителями.

Совместно с классным руководителем наблюдаем, проводим беседы с

детьми

и

их

родителями,

проводим

анкетирование

родителей,

изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий

жизни ребенка, составление актов ЖБУ.

Углубленное обследование совместно с классными руководителями,

воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация

обсуждается на медико-педагогическом консилиуме.

Специалисты

вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-

педагогическому сопровождению ребенка.

Организация каникулярного отдыха.

Консультации

по

вопросам

воспитания,

профессиональной

ориентации,

социальной

адаптации,

внешкольной

занятости

Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции,

контроль посещения

Знакомство

родителей

с

особенностями

воспитания

ребенка-

инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение

отдельных статей законов. При работе с родителями учащихся

педагогу пригодится памятка "Советы родителям".

Все сведения фиксируются в "Дневнике сопровождения учащегося с

ограниченными возможностями здоровья" .

Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится

директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).

Цель:

Формирование благоприятных условий для социализации детей

– инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и

обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на

доступное и качественное образование в МБОУ «Тат. Каргалинская

СОШ»

Задачи:

- Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов,

детей с ограниченными возможностями

здоровья качественным и

доступным образованием в соответствии с их психофизическими

возможностями

в

различных

вариативных

условиях:

интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.

- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально –

психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной

категории семей в реальных условиях их проживания;

- Формирование активной педагогической позиции родителей;

- Активное привлечение включению в учебный процесс, во

внеурочную досуговую занятость своих детей;

- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с

детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями

здоровья;

- Формирование толерантного отношения в школе к детям –

инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;

-

Предупреждать

родителей

от

наиболее

распространённых

ошибок в воспитании детей;

- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности

родителей

детей

инвалидов,

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья;

-

Расширение

возможностей

детей

инвалидов,

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для

самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с

ограниченными возможностями здоровья;

- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования

психологического

комфорта

при

взаимодействии

с

родителями,

воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья и с детьми данной категории;

-

Повышение

качества

социальных

услуг,

предоставляемых

семьям «группы риска»



В раздел образования