Урок русского языка в 1 классе на тему "Буквы Ш ш, обозначающие твёрдый согласный звук [Ш]"
Автор: Атрошенко Галина Степановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок русского языка в 1 классе на тему "Буквы Ш ш, обозначающие твёрдый согласный звук [Ш]" Раздел: начальное образование
Тема : Буквы Ш ш, обозначающие твёрдый согласный звук [Ш]
Цель : создание условий для осмысления новой учебной информации о звуке и букве, для
применения знаний и умений в стандартной и нестандартной ситуациях
Задачи :
обучающая:
познакомить учащихся с новым
звуком и буквами, обеспечить формирование
умений и навыков правильного, осознанного чтения
развивающая: создать условия для развития у обучающихся фонематического слуха, развития
речи, образного мышления, памяти, наблюдательности, внимания
воспитывающая: создать условия для воспитания личностных качеств, коммуникативной
культуры:
умения
управлять
собой,
своим
поведением,
создать
условия
для
сохранения
здоровья через проведение физкультурной паузы
Средства обучения: учебник «Азбука» 1класс, В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, магнитная доска,
интерактивная доска, компьютер, проектор, картинки, карточки с заданием, буквы, слоги
Ход урока
I Организационный момент
Всё ль на месте, всё ль в порядке – книжка, ручка и тетрадка.
Ты проверь, дружок, готов ли ты начать урок.
Ребята, вас приветствует солнышко, оно освещает лучами землю, а вы осветите наш класс
своими знаниями, умением. Я желаю вам на уроке чтения успехов, а вы пожелайте друг другу
удачи, (хлопками передают друг другу пожелания)
- Что вам пригодится для успешной работы?
- У вас лежит лист «Мои достижения», где вы будете выполнять задания и в конце урока
оцените свою учебную деятельность.
II Актуализация опорных знаний
- С какой интересной буквой познакомились на прошлом уроке?
- Что узнали о букве ь?
- Где вы будете применять эти знания?
- А я хочу, чтобы эти знания вы применили сейчас, работая в группах.
1. Работа в группах
1группа. Разгадайте анаграммы
О К Н Ь И К (коньки)
Ь Н О У К (окунь)
Л С О Ь (лось соль)
2 группа. Составьте лесенку
_ _ _ Ь
_ _ _ _ Ь
_ _ _ _ _ Ь
3. группа. Найти слова, в которых букв больше, чем звуков:
Медведь, девочка, яблоко, пузырь, земля, книга, гусь, капуста, пеньки
2. Отчёт о результатах работы
- Что объединяет эти слова?
III Подготовка обучающихся к активной речевой деятельности
- Посмотрите на картинки, какая буква будет гостьей нашего урока?
Шуба, шмель, шарф, шкаф
- Почему вы так решили?
(В названии каждого предмета есть эта буква)
- Что вы знаете о новой букве?
- Вот сейчас мы и выясним
IV Подготовка к восприятию нового материала
1. Чтение с пометкой. Метод insert (по технологии критического мышления)
Знаю « +» не знаю «- « сомневаюсь «?»
- Эта буква называется буква Ша
- Эта буква обозначает глухой согласный звук
- Эта буква обозначает только один твёрдый звук
- Эта буква не дружит с буквой ы и рядом никогда не стоит
- Есть правило: ши пиши с буквой и
2. Проверка
- Что вам было знакомо?
- А что вызвало сомнение?
- Какую новую информацию получили?
- Какая тема урока?
- Согласная буква Ш ш, обозначающая твёрдый звук [ ш]
- Какие задачи нам предстоит решить?
(Узнать всю информацию о звуке и букве, научиться читать слова с новой буквой, подбирать
слова)
V. Первичное усвоение новых знаний
1. Работа в парах
- Дайте характеристику новому звуку? (таблица)
- Звук [ Ш ] согласный, глухой, твёрдый
- В каких словах вы слышали этот звук?
- Какой буквой обозначим звук [ ш]?
2. Буквы Ш ш.
- Напечатайте буквы, сравните их?
- А сейчас сделайте модель этой буквы (моделирование буквы)
- На что похожа буква?
Посмотри на букву Ш, буква очень хороша!
Потому что из неё можно сделать Е и Ё.
3. Чтение слогов.
ша шо шу ши ше
- Какие слоги читаем не так, как они написаны?
- Подберите слова, где есть эти слоги?
Физкультурная минутка
Встали, к солнцу потянулись
Лучик достали, к сердцу прижали,
Другу отдали и улыбнулись. 2раза
4. Выборочное чтение с.17
- Прочитайте слова, которые пишутся с большой буквы.
- Прочитайте слова из двух, трёх слогов
- Составьте предложение со словом, которое начинается с новой буквы
VI Первичное закрепление нового материала
1.
Работа с текстом с.17
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту
- Куда дети пришли?
- Какое время года изображено? Почему так решили?
- Прочитаем текст по предложениям?
- Как вы понимаете слово «горели»?
- Как бы вы его озаглавили?
- Прочитайте текст и найдите слова, в которых есть буква ш?
(самостоятельно читают по предложениям и находят слова с новой буквой)
2.Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» с.18(читает ученик)
- В каких словах услышали новый звук?
- Почему стихотворение так назвали?
3. Чтение хором
- Как можно назвать этих петушков?
- А где ещё можно увидеть таких петушков?
- Что вы посоветуете таким детям?
VII Применение знаний в нестандартной ситуации
Игра «Слова рассыпались»
Ма ка
Шап дыш
Шут рок
Лан лыш
Крош
Шну
- Прочитайте слова?
- Какое слово лишнее? Почему?
VIII. Подведение итогов урока
1.Результативность
- Вспомните задачи, которые мы поставили в начале урока, удалось ли их решить?
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось и понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение? Почему?
- Где эти знания будете применять?
2. Оценивание работы
- Оцените свои достижения?
Правильно выполняли задания, работали активно, помогали друг другу.
Задания выполняли, но сомневались.
Не справились с заданиями.
3. Рефлексия настроения и эмоциональное состояние
- Как вам работалось друг с другом?
- Я предлагаю выполнить рисунок друг другу в подарок.