Напоминание

Интегрированный урок литература и изобразительное искусство "Портрет А.С.Пушкина"


Автор: Людмила Васильевна Патракеева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 15"
Населённый пункт: Свердловская область, посёлок Рефтинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок литература и изобразительное искусство "Портрет А.С.Пушкина"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок: литература +изобразительное искусство.

Тема урока «Портрет Пушкина».

5 класс. 2 часа.

Учитель русского языка и литературы

Учитель изобразительного искусства

Цели урока:

- углубить знания о жанре портрета, полученные на уроке изобразительного искусства, его идейно-

художественном своеобразии; научить использовать их в сочинениях;

- учить «читать» портрет как произведение искусства, совершенствовать навыки речевого общения;

- способствовать развитию творческого воображения;

- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков;

- воспитывать интерес к познанию искусства и литературы.

Тип урока: урок – вернисаж.

Наглядность: живопись: портреты А.С.Пушкина художников Кипренского О.А., Тропинина В.А.,

Соколова П.Ф.; скульптура: памятники А.С.Пушкину авторов Опекушина А.М., Аникушина М.К.

Словарная работа:

вернисаж, репродукция, портрет, пьедестал, постамент, плеяда, колорит,

эпиграф.

Оформление доски:

Высказывания об А.С.Пушкине:

1.Я люблю вас, но живого,

А не мумию.

В.В.Маяковский

2.Он жив! У всех душа нетленна,

Но он особенно живет!

М.Кузьмин

3.Это памятник – учителю!

И.С.Тургенев

4.Здравствуй племя младое, незнакомое…

А.С.Пушкин

План урока:

1-ый урок:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Знакомство с портретами А.С.Пушкина.

4.Определение психологического портрета.

5.Составление плана сочинения.

2-ой урок

1.Работа с черновыми вариантами сочинений.

2.Чтение полученных сочинений.

3.Написание сочинения по портрету А.С.Пушкина художника Кипренского О.А.

4.Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

Ход урока:

1-ый урок:

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Учитель литературы:

Сегодня у нас необычный урок – урок-вернисаж. Вернисаж – торжественное открытие выставки.

Перед вами репродукции портретов. Наша задача – познакомиться с этими портретами, составить

план сочинения и написать сочинение по портрету. На это вам понадобится два урока.

III.Знакомство с портретами А.С.Пушкина.

Учитель ИЗО:

В. Кто изображен на этих портретах?

О. А. С. Пушкин.

Пушкина изображала плеяда художников. Плеяда – группа выдающихся деятелей: художников,

скульпторов, писателей – одной эпохи, одного направления.

В. Назовите жанры изобразительного искусства.

О. Портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.

Мы остановимся на жанре портрета.

Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в

живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII

столетия. Мы познакомимся с портретами Александра Сергеевича Пушкина. Послушайте, как по-

разному изображали поэта художники и скульпторы.

Сообщение 1 ученика:

В 1827г. друг Пушкина заказал его портрет русскому художнику Оресту Адамовичу

Кипренскому. Кипренский изобразил Пушкина в спокойной и сдержанной позе со скрещенными на

груди руками. В легком повороте головы ощущается внутреннее движение мысли. Правдиво передан

внешний облик Пушкина: слегка приплюснутый нос, крупные губы, кольца вьющихся волос.

На благородном лице лежит тень грусти. В ясном взгляде глаз – творческая озаренность,

вдохновение.

Художник применил сдержанные цветовые сочетания: бархатистый черный сюртук оживлен

цветным шарфом, переброшенным через плечо, а также белыми уголками воротника рубашки. На

черном сюртуке красиво выделяется изящная рука поэта.

За ним, в глубине картины, в углу – бронзовая статуэтка красивой девушки, играющей на

старинном инструменте. В Древней Греции верили, что поэтическое вдохновение дает богиня

поэзии, которую называли Музой. Изображение Музы указывает на то, что Пушкин – поэт.

Современники Пушкина считали, что в портрете поэт похож и передан его характер.

Сам Пушкин высоко ценил этот портрет. После смерти друга он купил портрет у вдовы и повесил

его у себя в гостиной. К Кипренскому в стихах он обращался:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это хорошо мне льстит.

Учитель ИЗО:

Иначе представлен Пушкин в другом замечательном портрете, написанном Василием

Андреевичем Тропининым. Сначала он был крепостным, но когда получил звание академика

портретной живописи, стал свободным.

Сообщение 2 ученика:

Пушкин изображен дома, в обычной обстановке, в свободной позе. В 1827г. Пушкин переехал

в Москву и остановился у своего друга Соболевского. К Соболевскому в гости пришел Тропинин и

встретился с Пушкиным, который только что встал и вышел к гостям в утреннем просторном халате,

надетом поверх белой рубашки. Белизна рубашки выделяет выразительность лица поэта. Тропинину

понравился Пушкин в этом просторном одеянии, и он сразу же начал писать его портрет.

Пушкин изображен сидящим в непринужденной позе, его руку украшает кольцо и заветный

перстень. Его рука покоится на раскрытой книге – это единственное, что напоминает о литературной

деятельности. Твердая посадка фигуры, гордый поворот головы и ясный прямой взгляд широко

раскрытых глаз передает величие поэта, красоту его духовного мира.

Сообщение 3 ученика:

Петр Федорович Соколов написал портрет в нежных, приглушенных тонах, все очарование

которого состоит в прозрачности краски, наложенной тонким слоем.

Он изображен сидящим в кресле с высокой резной спинкой. Поза спокойна, взгляд выражает

сосредоточенность. Он слушает кого-то и сам готов вступить в разговор. Мы знаем, что его жизнь

была напряженной и трудной, а здесь мы видим его в минуты отдыха и покоя. Но мы видим его

усталое выражение лица и скорбную складку у плотно сжатых губ. Художник изобразил внешний

покой в контрасте с внутренней напряженностью.

Сообщение 4 ученика:

Перед вами памятник скульптора Александра Михайловича Опекушина. Мысль о создании

памятника возникла у него после гибели поэта. Но его мечта осуществилась не сразу. Пушкин даже в

бронзе был ненавистен царям. Был объявлен конкурс скульптурных проектов и жюри отобрало

модель скульптора Опекушина. Это был первый памятник великому поэту, воздвигнутый в России в

Москве.

Памятник выполнен на пьедестале. Пьедестал – подножие статуи, постамент.

Пушкин изображен в спокойной, созерцательной позе, чуть-чуть отрешенным от городской

суеты и шума. Он как-бы остановился в раздумье. Свободны его движения: одна рука заложена за

жилет, другая за спину. У него строгое, задумчивое, даже грустное лицо, сосредоточенный взгляд –

все это создает правдивый образ великого поэта.

Открытие памятника превратилось в подлинный народный праздник. Дорог он народу и тем,

что возведен на народные деньги. Круглый год в любую погоду у памятника лежат живые цветы.

Сообщение 5 ученика:

В Петербурге стоит памятник Пушкину, созданный Михаилом Константиновичем

Аникушиным. Он создал памятник Пушкину будучи совсем молодым и мало известным

скульптором. Он сразу стал знаменитым.

Хрупкая изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихотворения. Прекрасно

вылеплена голова поэта, свободная, полная движения поза. Как объяснил свой замысел автор, он

хотел, чтобы от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем. И ему это удалось. Он работал более 7

лет над творением. Сумел передать обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к

свободе, мечты о светлом будущем России.

IV.Определение психологического портрета.

Учитель литературы:

Теперь попробуйте определить, какому портрету Пушкина принадлежат следующие слова и

словосочетания, передающие психологическое состояние поэта, его внутренний мир, то есть его

психологический портрет.

1.грусть

творческая одаренность

внутреннее движение мысли

вдохновение

сосредоточенность

внутренняя взволнованность

внешнее спокойствие

мечтательность

(портрет Кипренского)

2.открытость

гордость

простота

полная внутренняя раскованность

поэтическая одухотворенность

человечность

скромность

(портрет Кипренского)

3.не занят собой

не погружен в себя

сдержанность

покой

успокоение

внимательность

готовность принять участие в беседе

отзывчивость

(портрет Соколова)

4.спокойствие

раздумье

сосредоточенный взгляд, отрешенный от городской суеты, шума

задумчивость

озабоченность

одиночество

ощущение трагичности

напряженность лица

(портрет Опекушина)

5.устремленность

страстный порыв

пылкость

ясность мысли

доверительность

открытость

восторженность

борение рассудка и чувства

живость

непринужденность

увлеченность

(портрет Аникушина)

По мере определения под каждым портретом вывешиваются таблицы с этими словами.

- Каждый художник раскрыл по-своему внутренний мир, чувства, характер Пушкина через внешние

признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения. На сегодняшнем вернисаже вы должны

научиться «читать» портреты Пушкина, рассказать о портрете в сочинении. Портрет не живет сам по

себе, он как бы вступает в диалог с каждым из вас, как и вы, чувствует вас, хоть и не прямо, но

смотрит на каждого. Давайте обратимся к высказываниям о Пушкине, записанным на доске. К каким

портретам вы бы их отнесли? Можно ли их использовать как эпиграфы или цитаты в ваших

сочинениях? Эпиграф – краткая цитата перед сочинением.

V.Составление плана сочинения.

-По какому плану мы будем описывать портрет? (Дети предлагают план, который записывается на

доску)

План.

1.Представление портрета (автор, история создания).

2.Описание портрета.

А) лицо, мимика

Б) поза

В) одежда

Г) внутреннее состояние

3.Колорит картины

4.Наше отношение к портрету

Учитель ИЗО:

-Что означает слово «колорит»?

Колорит – гармоничное сочетание цветов. Колорит может быть спокойным, радостным, тревожным

и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.

-В каком колорите написаны картины?

В работе Кипренского красно-коричневый, теплый, темный колорит.

У Тропинина – желто-коричневый, спокойный, теплый, темный.

У Соколова – спокойный, серо-желтый колорит.

2 -ой урок

I. Работа с черновыми вариантами сочинений.

Во время работы на столы положены репродукции портрета Пушкина автора Кипренского.

II.Чтение полученных сочинений.

После того как дети напишут черновики сочинений, им предлагается выйти к доске и у портрета

Пушкина прочитать их. После этого сочинения редактируются.

III.Написание сочинения по портрету А.С.Пушкина художника О.А.Кипренского.

IV.Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

Мы с вами выяснили, как по-разному можно передать в портрете образ мысли, чувства, душевное

состояние человека.

Домашнее задание:

Найти портреты Пушкина других художников и их описания.



В раздел образования