Автор: Товстуха Майя Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа№2г.Балабаново-1"
Населённый пункт: г.Балабаново-1,Калужская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Литературное чтение."А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях."Добро и зло в сказке."
Раздел: начальное образование
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Добро и зло в сказке.
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Добро и зло в сказке.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цель:
Учить
выразительно
читать
стихотворное
произведение,
анализировать поступки главных героев, аргументировать свой ответ.
Задачи:
1.
определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях”;
2.
развивать речевые умения и творческие способности; формировать
осознанное чтение целыми словами;
3. воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания;
формировать прочные нравственные позиции на определение истинной
красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать
книги.
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”,
иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари,
листы самооценки.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная
доска
Ход урока
I.
Мотивация к учебной деятельности.
- Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок
получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится
для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять
для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».
Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.
II. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)
-Демонстрация
слайдов.
Дети
находят
строки,
соответствующие
иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому
слайду. (слайд 5– 11).
III. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка цели урока.
- Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на
прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
- Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)
- Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях.
(работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) (Словарь С.И. Ожегова:
богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага. Герой русских
былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь –
человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый,
храбрый и счастливый воин.)
- Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше
произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки
сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7.
Концовка.)
- Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что
же это такое - Добро и Зло? Как вы думаете, чем мы сегодня будем
заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)
- Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов
“добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев,
анализировать текст.
(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих
слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)
Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. (работа в
парах)
(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря)
Добро - 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи
(разг.)
Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье,
неприятность.
- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными
понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)
- Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев
в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?
(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке
больше
положительных
героев,
предполагают,
что
образ
Чернавки
невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)
- А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня
ответить?
( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая
характеристика Добра и Зла?)
IV. Работа по теме урока.
- Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных
событий. (Главные герои - царица и царевна)
- Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.
( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)
- Что мы узнали из начала сказки?
- Отчего умерла царица?
- Найдите описание новой царицы.
- Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?
- Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». (Ломлива- упряма не
соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая
так, как вздумается)
- Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)
- Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между
ними?
(
Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится
ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица
“милее и белее”, чем она.)
- Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
( Ненависть, зависть.)
-
Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(
Нет, эти чувства
характерны для злых людей.)
- А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке,
которая уводит девушку в темный лес?
(
Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)
- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем
сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
(
Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит,
творит добро, и все ей помогают.)
- Что узнала царица от зеркальца?
- Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало
нрав своей хозяйки?
- Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?
- Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?
- Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство? К чему оно приводит?
- К чему привела чёрная зависть в сказке?
- Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она
верна данному слову.)
- Какая была царица? (Царица-мачеха красива умная, равнодушная, упрямая,
капризная, она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других;
ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью
зависит её настроение и вся её жизнь)
- Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы
обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.71,
царевну - стр.72.
- Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?
(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)
-
Что
такое
положительные
и
отрицательные
черты
характера?
(Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному
герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные
(нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть,
злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
- Ребята, а как можно определить, злой или добрый человек? Ведь каждый
человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает
добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый,
хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то
этот человек злой, недобрый.)
Подберите
слова,
характеризующие
царевну
и
царицу,
соедините
стрелочками (работа в парах)
жестокая
жадная
добрая
нежная
злобная
ЦАРИЦА
равнодушная
кроткая
верная
завистливая
преданная
ласковая
любящая
V. Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.
Выборочное чтение.
(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)
- Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она
стала делать?
- О каких чертах характера это говорит?
- Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
- Как богатыри узнали, что в их доме царевна? (стр.76)
-Как царевне жилось у богатырей? (стр.77)
- Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор? (стр.77-78)
- Как братья пришли свататься к царевне?
- Почему она им отказала? Какой она была? (преданной и верной своему
слову)
- Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова? (стр.79)
- Прочитайте этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев
VII. Подведение итогов урока
- Как, в виде кого представлено зло?
- Подумайте и распределите героев по группам положительных,
отрицательных, нейтральных, герои-помощники
(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)
Работа в группах
РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ: Царевна, королевич Елисей,
царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.
Положительные
Отрицательные
нейтральные
Герои-
помощники
Проверка работы в парах
VIII. Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- За что бы вы себя похвалили сегодня.
- Как вы себя бы оценили. (Оценочные листы)
Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный»,
«мерзкий», «желанный»; Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся
отрывку.
- Спасибо за урок!
Фамилия имя
_____________________
Поставь отметки на оценочной шкале.
Оцени чтение домашнего задания
2 3 4 5
Оцени устную работу на уроке
2 3 4 5
Оцени работу в паре
2 3 4 5
Оцени работу в группе
2 3 4 5
Фамилия имя
_____________________
Поставь отметки на оценочной шкале.
Оцени чтение домашнего задания
2 3 4 5
Оцени устную работу на уроке
2 3 4 5
Оцени работу в паре
2 3 4 5
Оцени работу в группе
2 3 4 5