Напоминание

"Методическое обеспечение руководителей школьных музеев, педагогов дополнительного образования по патриотическому воспитанию"


Автор: Нехорошева Галина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Беловский район, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое обеспечение руководителей школьных музеев, педагогов дополнительного образования по патриотическому воспитанию"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическое обеспечение руководителей школьных музеев,

педагогов дополнительного образования по патриотическому

воспитанию.

Г. Н. Нехорошева,
Беловский район, Кемеровская обл.. В последние десять лет много говорится о патриотизме. Одни утверждают, что это «выдумка советской власти», другие - что патриотизм - исконное позитивное качество россиянина и идея патриотизма во все времена занимала особое место в духовном развитии юного поколения россиян. Коренные изменения в жизни общества, усиление интереса к истории родного края создание школьных музеев, открытие творческих о бъединений к р аеведче ско го напр авления в у ч р е ж д е н и я х дополнительного образования потребовали создания методического обеспечения патриотического воспитания руководителей школьных музеев, «музейных педагогов», краеведов согласно требованиям общества и времени. Считаю, что школьные музеи таят в себе огромные возможности воспитания юных, так как с первых шагов существования ориентированы на выполнение педагогических функций, и не без основания их часто сравнивают со школой. Правда, школа эта необычна, так как в ней человек не только получает знания, но и учится быть человеком. Закончить ее невозможно, потому что и ребенок, и взрослый каждый раз, приходя в музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное, так как му- зей собирает и экспонирует лучшее из того, что создано творческим гением человечества, а постигать эти сокровища можно всю жизнь. К тому же современные музеи, расширили свое влияние на общество уже и в качестве информационно-коммуникационной системы. В результате выросли требования к педагогам, работающим в них и к педагогам, осуществляющим патриотическое воспитание. В создании методического обеспечения патриотического воспитания о с н о в о п о л а г а ю щ и м и сч и т а ю с л е д у ю щ и е ко н ц е п т у а л ь н о - методологические и организационные принципы:
Слайд2
1.Субъектность – реализация воспитательно-образовательного процесса с акцентом на инициацию познавательной и творческой активности педагогов, развитие их самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности. 2. Легитимность – опора на современную нормативно- правовую базу 3. Научность – опора на современные научно-экспериментальные разработки в области педагогики, психологии, менеджмента образования. 1
Целью своей работы с педагогами дополнительного образования считаю: расширение и углубление теоретических и практических знаний педагогов дополнительного образования, руководителей школьных музеев, краеведов посредством методического обеспечения, показ возможностей использования местного краеведческого материала школьных музеев в воспитании юных граждан, патриотов, так как краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет:
Слайд 3
закрепить содержание базовых учебных дисциплин в школьном музее, творческом объединении; - показать значимость получаемых знаний на практике; - иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале; - воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. С целью оказания помощи педагогам в самосовершенствовании в предметной деятельности и педагогическом мастерстве оказывается помощь по направлениям: Перед вами наиболее значимые
Слайд3
1 . О с м ы с л е н и е п ед а г о г и ч ес к и х я в л е н и й и в о зм ож н о с т е й профессионального роста (семинары, групповые и индивидуальные консультации, диагностика, мониторинг, методические пособия, рекомендации, разработки). 2. Организации творческого общения педагогов с целью обмена опытом (выездные тематические семинары, встречи, открытые музейные занятия с обязательной экскурсией по школьному музею; уроки мужества, толерантности, методические выставки, обобщение опыта работы). 3. Методическая помощь в создании и осмысление нового опыта (мастер - классы, работа по программам, организация инновационной деятельности, проблемные «круглые столы», оказание помощи педагогам, руководителям школьных музеев для участия в районных, областных, российских конкурсах. 4. Взаимодействие с другими службами (консультации психологов, поддержка педагогов научных, научно-практических конференциях, семинарах, поддержка в сотрудничестве со СМИ, использование сайтов в Интернете). Главное направление воспитательной работы в школьных музеях, творческих объединениях – патриотическое воспитание, целью которого является обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, функционирование сис- темы патриотического воспитания. Воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – сложная проблема. И все же это возможно. Задачи, которые решаются: 2
изучение и создание банка законодательных документов программно-методическое обеспечение деятельности школьных музеев; координация деятельности всех заинтересованных структур, за- нимающихся патриотическим воспитанием детей и молодёжи; разработка инновационных подходов к патриотиче скому в о с п и т а н и ю ; функционирование системы патриотического воспитания. Большое значение в повышении квалификации педагогов играют семина- ры руководителей школьных музеев, педагогов-краеведов. Для повышения результативности дополнительного образования в творческих объединениях проводится диагностика, мониторинг интересов и потребностей сегодняшних, а не абстрактных детей, информация о современных, наиболее эффективных методах, технологиях и приемах обучения. Наверное, было бы прекрасно, если бы в нашем УДО существо- вали аналитики, научные работники, менеджеры, социологи, психологи, однако похвастаться их наличием мы не можем, а поэтому этот важнейший участок работы ложится на плечи методистов, значительно расширяя их традиционный функционал. С целью повышения результативности методической помощи проводится: 1. Проблемно-ориентированный анализ соответствия деятельности творческих объединений, школьных музеев реальным запросам социума; участие в разработке программы развития учреждения и его отдельных подразделений с учетом выявленных проблем и перспектив развития. 2. Изучение личностных, образовательных и досуговых интересов и потребностей воспитанников образовательного учреждения на базе которого создан музей или творческое объединение, а также всех учащихся школы; изучение мнений воспитанников, родителей, об - щественности по вопросам деятельности творческого объединения и перспектив его развития. 3. Оценка результативности деятельности творческих объединений, музеев, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности; оказание методической помощи педагогам объединений по система- тизации и своевременному обновлению содержания дополнительного образования, в разработке апробации, модификации образовательных программ творческих объединений; систематическая методическая и консультативная помощь по темам, составленным в соответствии с запросами педагогов. 4. Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов, руководителей школьных музеев. В каждом ОУ есть нормативно – правовые документы по патриотическому воспитанию и музееведению. Разработаны положения мероприятий и рекомендации по их проведению. Выпущены брошюры: «Организация и проведение экскурсий в школе и в школьном музее», сборник материалов к 3
музейным урокам, «Обычаи, обряды, народный календарь», методические рекомендации по проведению уроков района, мужества, толерантности, дней России. Составлены методические рекомендации по участию в российской акции игре – учебе «Я – гражданин России», по написанию исследовательских работ для участия в областных конкурсах «Живи, Кузнецкая земля!», «Люби и знай родной Кузбасс!». В координации работы различных структур большую роль сыграл круглый стол «Патриотическое воспитание: проблемы и перспективы». Одной из форм работы является проведение консультаций, где рассматриваются вопросы технологии проведения уроков мужества, занятий, викторин по государственной символике, по памятным датам военной истории Отечества, организации внеклассных мероприятий по в о е нно-патриотическому воспитанию учащихся, проведению месячника «Патриоты Отечества». При разработке и реализации программ особое внимание уделяется их патриотической и социальной направленности: восстановлению и уходу за памятниками культуры и истории, воинскими захоронениями, шефской помощи ветеранам и вдовам. В июне в течение 10 лет проводится межмузейный форум, который является своеобразной формой отчета школ по патриотическому воспитанию. Школьные музеи, творческие объединения принимают участие в областном смотре работы музеев по патриотическому воспитанию (грамоты, благодарственные письма ДО и науки Кемеровской области), областной конференции «Живи, Кузнецкая земля!» (грамоты за 1, 2, 3 места»), Всероссийском конкурсе «Отечество» (диплом), «Я помню, я горжусь» (грамоты), социальной рекламы (диплом 3 степени). Фамилии трех активистов школьного музея Менчерепской школы занесены в энциклопедию «Одаренные дети России», а имена руководителей школьных музеев Н.А.Великой, Л.В.Сергеевой занесены на почетную доску этой книги. В ноябре 2013 года два школьных музея встречали участников акции «Люби и знай родной Кузбасс!» из пяти округов Кемеровской области. В апреле 2014 года дипломом 3 степени общероссийского конкурса «Уроки мужества в патриотическом воспитании» отмечена работа активиста школьного музея Шанина Никиты и педагога – консультанта Н.А.Великой. Дипломом победителя общероссийского конкурса «Уроки мужества в патриотическом воспитании» награждена работа педагога дополнительного образования , руководителя школьного музея И.Е Погребной. Анализ соотношения затрат и эффективности проводимых мероприятий по программе патриотического воспитания показывает положительную тенденцию развития, а это значит, что главное направление выбрано верно. Методическое обеспечение в реализации патриотического воспитания будет способствовать дальнейшему совершенствованию наших общих усилий. ЛИТЕРАТУРА 4
1. Воронов, В.В. Технология воспитания [Текст]: - М., 2000. – 45с. 3. Кацюба, Д. В. Историческое краеведение в школе и вузе. [Текст]: учеб, пособие/ Д. В. Кацюба . - Кемерово, 1994.-335с. 4. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Р-на-Дону: Издательский центр «МарТ»,2002.- 338с. 5. Кульневич, С.В Воспитательная работа в современной школе [Текст]: / С.В Кульневич, Т.П.Лакоценина , Р-на-Дону: ТЦ Учитель, 2000.- С.30-31 6. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей. Методическая служба. [Текст] / С.В Кульневич, В.Н. Иванченко , Издательство «Учитель», 2005 – 336с. 5


В раздел образования