"Методическое обеспечение руководителей школьных музеев, педагогов дополнительного образования по патриотическому воспитанию"
Автор: Нехорошева Галина Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дом детского творчества" Населённый пункт: Беловский район, Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: "Методическое обеспечение руководителей школьных музеев, педагогов дополнительного образования по патриотическому воспитанию" Раздел: дополнительное образование
Методическое обеспечение руководителей школьных музеев,
педагогов дополнительного образования по патриотическому
воспитанию.
Г. Н. Нехорошева,
Беловский район, Кемеровская обл..
В последние десять лет много говорится о патриотизме. Одни утверждают,
что это «выдумка советской власти», другие - что патриотизм - исконное
позитивное
качество
россиянина
и
идея
патриотизма
во
все
времена
занимала особое место в духовном развитии юного поколения россиян.
Коренные изменения в жизни общества, усиление интереса к истории
родного
края
создание
школьных
музеев,
открытие
творческих
о бъединений
к р аеведче ско го
напр авления
в
у ч р е ж д е н и я х
дополнительного
образования
потребовали
создания
методического
обеспечения
патриотического
воспитания
руководителей
школьных
музеев, «музейных педагогов», краеведов согласно требованиям общества
и времени.
Считаю,
что
школьные
музеи
таят
в
себе
огромные
возможности
воспитания юных, так как с первых шагов существования ориентированы
на выполнение педагогических функций, и не без основания их часто
сравнивают со школой. Правда, школа эта необычна, так как в ней человек
не только получает знания, но и учится быть человеком. Закончить ее
невозможно, потому что и ребенок, и взрослый каждый раз, приходя в
музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное, так как му-
зей
собирает
и
экспонирует
лучшее
из
того,
что
создано
творческим
гением человечества, а постигать эти сокровища можно всю жизнь. К тому
же современные музеи, расширили свое влияние на общество уже и в
качестве
информационно-коммуникационной
системы.
В
результате
выросли
требования
к
педагогам,
работающим
в
них
и
к
педагогам,
осуществляющим патриотическое воспитание.
В
создании
методического
обеспечения
патриотического
воспитания
о с н о в о п о л а г а ю щ и м и
сч и т а ю
с л е д у ю щ и е
ко н ц е п т у а л ь н о -
методологические и организационные принципы: Слайд2
1.Субъектность – реализация воспитательно-образовательного процесса
с
акцентом
на
инициацию
познавательной
и
творческой
активности
педагогов,
развитие
их
самостоятельности
и
ответственности
за
результаты своей деятельности.
2. Легитимность – опора на современную нормативно- правовую базу
3.
Научность
–
опора
на
современные
научно-экспериментальные
разработки
в
области
педагогики,
психологии,
менеджмента
образования.
1
Целью своей работы с педагогами дополнительного образования считаю:
расширение и углубление теоретических и практических знаний педагогов
дополнительного
образования,
руководителей
школьных
музеев,
краеведов посредством методического обеспечения, показ возможностей
использования местного краеведческого материала школьных музеев в
воспитании юных граждан, патриотов, так как краеведческий подход в
образовании и воспитании позволяет: Слайд 3
закрепить содержание базовых учебных дисциплин в школьном музее,
творческом объединении;
- показать значимость получаемых знаний на практике;
-
иллюстрировать
научные
положения
конкретными
примерами
на
местном материале;
- воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
С
целью
оказания
помощи
педагогам
в
самосовершенствовании
в
предметной
деятельности
и
педагогическом
мастерстве
оказывается
помощь по направлениям: Перед вами наиболее значимые Слайд3
1 .
О с м ы с л е н и е
п ед а г о г и ч ес к и х
я в л е н и й
и
в о зм ож н о с т е й
профессионального
роста
(семинары,
групповые
и
индивидуальные
консультации,
диагностика,
мониторинг,
методические
пособия,
рекомендации, разработки).
2. Организации творческого общения педагогов с целью обмена опытом
(выездные
тематические
семинары,
встречи,
открытые
музейные
занятия
с
обязательной
экскурсией
по
школьному
музею;
уроки
мужества, толерантности, методические выставки, обобщение опыта
работы).
3. Методическая помощь в создании и осмысление нового опыта (мастер
-
классы,
работа
по
программам,
организация
инновационной
деятельности, проблемные «круглые столы», оказание помощи педагогам,
руководителям школьных музеев для участия в районных, областных,
российских конкурсах.
4.
Взаимодействие
с
другими
службами
(консультации
психологов,
поддержка
педагогов
научных,
научно-практических
конференциях,
семинарах, поддержка в сотрудничестве со СМИ, использование сайтов в
Интернете).
Главное
направление
воспитательной
работы
в
школьных
музеях,
творческих объединениях – патриотическое воспитание, целью которого
является
обновление
его
содержания
и
структуры
на
основе
отечественных традиций и современного опыта, функционирование сис-
темы
патриотического
воспитания.
Воспитывать
патриотизм
в
новых
социально-экономических условиях – сложная проблема. И все же это
возможно.
Задачи, которые решаются:
2
изучение и создание банка законодательных документов
программно-методическое обеспечение деятельности школьных музеев;
координация
деятельности
всех
заинтересованных
структур,
за-
нимающихся патриотическим воспитанием детей и молодёжи; разработка
инновационных
подходов
к
патриотиче скому
в о с п и т а н и ю ;
функционирование системы патриотического воспитания.
Большое значение в повышении квалификации педагогов играют семина-
ры руководителей школьных музеев, педагогов-краеведов. Для повышения
результативности
дополнительного
образования
в
творческих
объединениях
проводится
диагностика,
мониторинг
интересов
и
потребностей
сегодняшних,
а
не
абстрактных
детей,
информация
о
современных, наиболее эффективных методах, технологиях и приемах
обучения. Наверное, было бы прекрасно, если бы в нашем УДО существо-
вали аналитики, научные работники, менеджеры, социологи, психологи,
однако
похвастаться
их
наличием
мы
не
можем,
а
поэтому
этот
важнейший участок работы ложится на плечи методистов, значительно
расширяя их традиционный функционал.
С целью повышения результативности методической помощи проводится:
1.
Проблемно-ориентированный
анализ
соответствия
деятельности
творческих объединений, школьных музеев реальным запросам социума;
участие в разработке программы развития учреждения и его отдельных
подразделений с учетом выявленных проблем и перспектив развития.
2.
Изучение
личностных,
образовательных
и
досуговых
интересов
и
потребностей
воспитанников
образовательного
учреждения
на
базе
которого
создан
музей
или
творческое
объединение,
а
также
всех
учащихся
школы;
изучение
мнений
воспитанников,
родителей,
об -
щественности
по
вопросам
деятельности
творческого
объединения
и
перспектив его развития.
3.
Оценка
результативности
деятельности
творческих
объединений,
музеев, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности;
оказание
методической
помощи
педагогам
объединений
по
система-
тизации
и
своевременному
обновлению
содержания
дополнительного
образования,
в
разработке
апробации,
модификации
образовательных
программ
творческих
объединений;
систематическая
методическая
и
консультативная
помощь
по
темам,
составленным
в
соответствии
с
запросами педагогов.
4.
Выявление,
обобщение
и
распространение
лучшего
опыта
работы
педагогов, руководителей школьных музеев.
В каждом ОУ есть нормативно – правовые документы по патриотическому
воспитанию
и
музееведению.
Разработаны
положения
мероприятий
и
рекомендации
по
их
проведению.
Выпущены
брошюры:
«Организация
и
проведение экскурсий в школе и в школьном музее», сборник материалов к
3
музейным урокам,
«Обычаи, обряды, народный календарь», методические
рекомендации по проведению уроков района, мужества, толерантности, дней
России. Составлены методические рекомендации по
участию в российской
акции игре – учебе «Я – гражданин России», по написанию исследовательских
работ для участия в областных конкурсах «Живи, Кузнецкая земля!», «Люби и
знай родной Кузбасс!».
В координации работы различных структур большую роль сыграл круглый
стол «Патриотическое воспитание: проблемы и перспективы». Одной из форм
работы
является
проведение
консультаций,
где
рассматриваются
вопросы
технологии
проведения
уроков
мужества,
занятий,
викторин
по
государственной символике, по памятным датам военной истории Отечества,
организации
внеклассных
мероприятий
по
в о е нно-патриотическому
воспитанию учащихся, проведению месячника «Патриоты Отечества».
При
разработке
и
реализации
программ
особое
внимание
уделяется
их
патриотической
и
социальной
направленности:
восстановлению
и
уходу
за
памятниками культуры и истории, воинскими захоронениями, шефской помощи
ветеранам и вдовам. В июне в течение 10 лет проводится межмузейный форум,
который
является
своеобразной
формой
отчета
школ
по
патриотическому
воспитанию.
Школьные
музеи,
творческие
объединения
принимают
участие
в
областном
смотре
работы
музеев
по
патриотическому
воспитанию
(грамоты, благодарственные письма ДО и науки Кемеровской области),
областной конференции «Живи, Кузнецкая земля!» (грамоты за 1, 2, 3
места»), Всероссийском конкурсе «Отечество» (диплом), «Я помню, я
горжусь» (грамоты), социальной рекламы (диплом 3 степени). Фамилии
трех
активистов
школьного
музея
Менчерепской
школы
занесены
в
энциклопедию
«Одаренные
дети
России»,
а
имена
руководителей
школьных
музеев
Н.А.Великой,
Л.В.Сергеевой
занесены
на
почетную
доску этой книги. В ноябре 2013 года два школьных музея встречали
участников акции «Люби и знай родной Кузбасс!»
из пяти округов
Кемеровской
области.
В
апреле
2014
года
дипломом
3
степени
общероссийского
конкурса
«Уроки
мужества
в
патриотическом
воспитании» отмечена работа активиста школьного музея Шанина Никиты
и
педагога
–
консультанта
Н.А.Великой.
Дипломом
победителя
общероссийского
конкурса
«Уроки
мужества
в
патриотическом
воспитании» награждена работа педагога дополнительного образования ,
руководителя школьного музея И.Е Погребной.
Анализ соотношения затрат и эффективности проводимых мероприятий по
программе патриотического воспитания показывает положительную тенденцию
развития, а это значит, что главное направление выбрано верно. Методическое
обеспечение в реализации патриотического воспитания будет способствовать
дальнейшему совершенствованию наших общих усилий.
ЛИТЕРАТУРА
4
1. Воронов, В.В. Технология воспитания [Текст]: - М., 2000. – 45с.
3. Кацюба, Д. В. Историческое краеведение в школе и вузе. [Текст]: учеб,
пособие/ Д. В. Кацюба . - Кемерово, 1994.-335с.
4. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Р-на-Дону:
Издательский центр «МарТ»,2002.- 338с.
5. Кульневич, С.В Воспитательная работа в современной школе [Текст]: / С.В
Кульневич, Т.П.Лакоценина , Р-на-Дону: ТЦ Учитель, 2000.- С.30-31
6. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей. Методическая служба.
[Текст] / С.В Кульневич, В.Н. Иванченко
,
Издательство «Учитель», 2005 – 336с.
5