Автор: Бьери Наталья Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ школы №489
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"
Раздел: среднее образование
План-конспект урока. (Всемирная история. 6 класс.)
Тема: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове»
Цель:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о причинах, ходе,
характере и исторических последствиях Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Объяснить особенности образования централизованных государств на Пиренейском
полуострове.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической
картой, развить логическое и аналитическое мышление,
умение давать оценку
историческим событиям, навыки сравнения и обобщения исторического материала.
Воспитательная: развить у учащихся познавательный интерес к истории.
Привить чувство уважения к истории других народов.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: видеоурок и тест по теме: «Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове». Учебник «История
Средних Веков для 6 класса», Агибалова Е.В., Донской Г.М., 2006.
Ход урока:
1.
Организационный этап
Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в
документах. Сообщает тему занятия: «Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове».
2. Введение в новый материал
Сегодня мы изучим следующую тему:
Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Узнаем о ходе этих
событий их особенностях и итогах. Познакомимся со значимыми личностями этого
периода, рассмотрим наиболее важные события.
3. Проверка домашнего задания
Преподаватель проводит опрос домашнего задания «Усиление королевской власти
в кон. XV в. во Франции и в Англии»
1
1.
Расскажите о положении Франции после Столетней войны. Какие меры были
приняты для восстановления хозяйства страны?
2.
Почему во Франции назрела необходимость в сильной королевской власти?
3.
Охарактеризуйте правление Людовика 11. Расскажите о его реформах и
преобразованиях.
4.
Объясните термин «централизованное государство».
5.
Какие изменения произошли в культурной и общественной жизни Франции за этот
период?
6.
Расскажите о положении Англии после Столетней войны.
7.
Почему в Англии назрела необходимость в сильной королевской власти
8.
Расскажите о причинах, ходе и итогах войны Алой и Белой розы.
9.
Расскажите о правлении Генриха 7.
10. Дайте характеристику роли парламента Англии, в правление Тюдоров.
4. Изложение нового материала
Преподаватель задаёт учащимся вопросы:
1.
Вспомните историю арабских завоеваний в Европе.
2.
Как арабы относились к завоёванным народам. В чём заключались особенности
взаимодействия арабов и покорённых ими стран.
К 718 году арабы захватили часть Пиренейского полуострова. Она вошла в
Омейядский халифат как провинция.
В середине 8 века эта провинция отделилась от халифата. На её землях был
образован Кордовский эмират. К 10 веку правители Кордовы стали носить титул
халифов.
Задаёт вопросы:
1.
Какие народы до арабского завоевания населяли Испанию?
2.
Посмотрите на карту и подумайте, каким товарами или изделиями славилась
Испания в Средние Века?
Жителей арабской Испании европейцы называли маврами. Так как те пришли из
области в Северной Африке, которая носила название Мавритания.
В 10 веке Кордовский халифат стал одним из самых развитых государств Европы.
Здесь было развито земледелие и скотоводство. Горное дело. Судостроение.
Виноделие.
Арабские ремесленники славились своими тканями из шёлка и шерсти. Предметами
роскоши. Изделиями из стекла, кожи и металлов.
Большая часть мусульман поселилась в городах. В халифате их насчитывалось более
четырёхсот.
2
Самым крупным и красивым была Кордова – столица государства. В ней проживало
около полумиллиона человек.
Купцы арабской Испании вели торговлю с множеством стран. В Европе – с
Англией, Скандинавией, Италией, Византией. В Азии – с Ираком, Ираном, Индией,
Сирией. В Африке – с Египтом и другими арабскими странами.
Задаёт вопросы:
1.
Вспомните, как арабы относились к завоёванным иноверцам.
Население халифата было весьма пёстрым. Хотя мусульмане и занимали высшую
ступень в обществе, они терпимо относились к представителям других религий и
народов. Поэтому здесь уживались арабы, берберы, евреи, вестготы, потомки жителей
Римской империи.
Взаимодействие этих народов привело к созданию яркой, своеобразной арабо-
испанской культуры. Она во многом повлияла на дальнейшее развитие Испании.
Задаёт вопросы:
1.
Как вы считаете, смирились ли жители Испании с тем, что из земли были захвачены
арабами?
2.
Что они предприняли в ответ?
Уже в 8 веке, в ответ на арабское нашествие, в Испании началась Реконкиста.
«Обратное завоевание» захваченных арабами земель. Она продолжалась с 8 по 15 век.
В ходе Реконкисты были образованы христианские королевства Леон, Кастилия,
Арагон, Наварра, Португалия.
Междоусобицы, вторжения христиан и религиозная нетерпимость новой правящей
династии привели к тому, что в 1031 году Кордовский халифат распался на множество
мелких государств.
Распад халифата облегчил положение христианских государств на Пиренеях.
Начался один из самых удачных этапов реконкисты.
Разрозненные мусульманские государства не могли дать отпор христианам.
За период 11 – 13 веков были потеряны Толедо, Сарагоса, Лиссабон и многие другие
земли.
Задаёт вопросы:
1.
Что такое феодальная раздробленность, междоусобицы?
2.
Как влияли эти события на государства Пиренейского полуострова?
Реконкиста осложнялась борьбой между христианскими королями Испании.
Частыми вторжениями племён берберов из Северной Африки. Внутренними
проблемами в испанских королевствах.
В 1212 году силы христианских государств полуострова разбили войска мусульман
в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Владычество мусульман в Испании было полностью
подорвано.
3
За короткий срок мусульмане потеряли Кордову, Севилью, Мурсию, Балеарские
острова. Под их контролем остался только Гранадский эмират.
Задаёт вопросы:
1.
Вспомните, какое государство называется сословной монархией.
2.
Вспомните историю возникновения представительных органов в Англии и во
Франции.
3.
Какие функции они исполняли? Какими обладали полномочиями?
Христианские королевства на Пиренеях являлись сословными монархиями.
Собрание представителей сословий носило название
Кортесы. Оно произошло от слова «корте» – дворец.
Кортесы делились на три палаты. В них заседали духовенство, крупные феодалы,
горожане.
Кортесы решали спорные вопросы престолонаследия, принимали присягу короля,
утверждали налоги, могли объявлять войну и заключать мир.
Задаёт вопросы:
1.
Вспомните причины Крестовых походов.
2.
Против кого они были направлены?
3.
Что такое инквизиция?
4.
Как вы считаете, какую роль в Реконкисте играла католическая церковь?
С 13 века начинается череда междоусобиц между христианскими королевствами
Пиренеев. Это затормозило процесс Реконкисты.
В 1479 году королева Кастилии Изабелла и король Арагона Фердинанд объединили
свои страны в единое королевство Испания.
Наварра была поделена между Испанией и Францией. Продолжала существовать
Португалия.
Правители Испании решили довести Реконкисту до конца.
Гранада была взята в 1492 году. На территории Пиренейского полуострова
мусульманских владений не осталось.
Фердинанд и Изабелла были ярыми католиками. В их представлении Испания
должна была стать исключительно христианской страной.
По их указанию из захваченной Гранады были изгнаны все несогласные принять
христианство мусульмане и евреи.
Для борьбы с вероотступниками в Испании была введена инквизиция. Её возглавил
Томас Торквемада.
Деятельность инквизиции в Испании достигла огромных масштабов. С её помощью
правители Испании боролись с несогласными, конфисковали имущество в пользу
казны, укрепляли свой авторитет и власть.
4
В итоге тысячи людей были казнены. Множество попали в тюрьмы. Спасаясь от
инквизиции, Испанию покинуло около 3 миллионов человек (из 10 миллионов
населения).
Испания потеряла большое количество ремесленников и торговцев, что
отрицательно сказалось на её экономике.
5. Закрепление изученного материала
Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному
материалу:
1.
Докажите, что арабская Испания в 9 – 10 веках являлась одним из самых развитых
регионов Европы.
2.
Что такое Реконкиста?
3.
В чем заключалась особенность образования централизованных государств на
Пиренейском полуострове?
4.
Как происходило образование королевства Испания?
5.
Почему основные успехи Реконкисты относятся к 11 – 13 векам, но её завершение
стало возможным только в конце 15 века?
6.
Какой была роль католической церкви на Пиренеях в ходе Реконкисты и после её
завершения?
6. Итоговое обобщение. Домашнее задание
Итогом Реконкисты было изгнание мусульман с территории Пиренеев,
образование Испании и Португалии. Начало деятельности инквизиции в Испании.
Кроме того итогом долгого соседства с мусульманами стала уникальная культура
пиренейских государств.
Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным
материалом.
Рефлексия
Проводится в свободной форме с целью выявления качества проведённого
занятия.
5
6