Напоминание

Педализация в процессе обучения игре на фортепиано


Автор: Романова Людмила Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа искусств им. В.И.Косолапова»
Населённый пункт: ПГТ Промышленная, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Школа искусств им.

В.И.Косолапова»

Методическая работа

«Педализация в процессе обучения игре на фортепиано»

Выполнил: Романова Людмила Васильевна,

преподаватель по классу фортепиано

пгт Промышленная

2020г.

Содержание:

1.

Введение. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано………………………...3

2.

Начало работы над педалью…………………………………………………………………...3

3.

Первые практические занятия с педалью……………………………………………………4

4.

«Запаздывающая» педаль……………………………………………………………………....5

5.

«Прямая» педаль…………………………………………………………………………….…..8

6.

Использование «Полупедали», правой и левой педали в средних и старших классах..11

7.

Заключение……………………………………………………………………………………...12

8.

Список литературы…………………………………………………………………………….14

2

1.Введение. Педализация в процессе обучения игре на

фортепиано.

Правильная педализация имеет огромнейшее значение. Плохая педализация

может

погубить

самую

совершенную

пальцевую

психику,

и

систематически

безупречная интерпретация в значительной степени зависит от умения или неумения

правильно пользоваться педалью.

2.

Начало работы над педалью.

Значение фортепианной педали хорошо известно педагогам и исполнителям.

Педализация обогащает художественные возможности инструмента, с её помощью

исполнитель проявляет свою индивидуальность, вкус, способность разнообразить

красочность звучания. К сожалению, в первый год обучения педализации уделяется

незначительное внимание.

Часто хорошее исполнение ученика проигрывает из-за небрежной, неумелой

педализации. Дети зачастую не понимают, для чего в данном случае нужна педаль, не

умеют «проверить ухом» своё исполнение, а нога мешает ему выразить себя. Всё это -

результат несистематического использования педали. Педализация же от случая к

случаю не дает возможности ученикам приобрести нужные навыки.

Молодые педагоги должны знать, что азбуке педализации нужно учить, ею надо

заниматься систематически и, показав однажды, применять постоянно, постепенно

усложняя задачу.

Первое применение педали - событие в музыкальной жизни ребёнка. Оно должно

оставить яркое впечатление. Хорошим примером послужит собирание звуков в один

комплекс, обогащённый обертонами.

Стоит выбрать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в

отдельных местах. Это заставит ребёнка насторожить свой слух в определенный

момент, он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали и

исчезновение его в момент опускания педали.

Знакомство с педалью начинается, когда ученик:

• достаёт педальную лапку, сидя правильно за инструментом (если от использования

педали страдает посадка ребёнка, лучше показ педали на время отложить);

• овладев навыками игры legato, получил достаточную пианистическую подготовку;

• научился контролировать слухом свою игру (себя слушать) и уже может «проверить

ухом» результаты своей педализации (приблизительный второй класс).

Прежде чем начать работу над педалью обязательно нужно рассказать, для чего

нужна педаль. Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием

педали. На этих примерах обратить внимание слух ученика на их звучание и показать:

3

• как педаль способствует усилению звука, его певучести;

• как благодаря педали можно объединить на legato мелодические звуки, находящиеся

на расстоянии друг от друга;

• как педаль помогает объединить аккордовые последовательности;

• как педаль помогает объединить бас с далёким аккордом или гармонической

фигурацией;

• каким образом можно использовать педаль для обогащения окраски звучания.

После тушения обязательно рассказать о механизме фортепианных педалей,

открыть крышку рояля и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно

поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все

струны. Это дает возможность извлеченному звуку продолжить звучание, он

«оживает», окрашивается обертоновыми призвуками, возникающими на других

струнах, становится полнее, ярче.

Параллельно следует рассказать о функции левой педали, которая имеет иное

демпферное устройство. Показать, как с нажатием левой педали вся клавиатура

сдвигаться вправо – поэтому при нажатии на клавишу молоточек ударяет не по трем

струнам, а по двум (в старинных инструментах – по одной, отсюда обозначение una

corda – одна струна). Полученный таким способом звук – тише, мягче, приобретает

матовую окраску.

3.Первые практические занятия с педалью.

Познакомив ученика с устройством педалей, можно посадить его за инструмент.

Важно объяснить положение ноги. Пятка ноги упирается в пол у педали. Педальной

лапки касается только носок ступни («педаль берется пальцами ноги» - К. Н.

Игумнов).

После того, как носок ноги «прилепился» к педальной лапке,

он плавно,

бесшумно её пускает и так же бесшумно дает возможность ей подняться. При этом не

следует вместе с ногой делать движение корпусом.

Первое задание фиксирует внимание ученика на важности положения ноги и учит

тому, как бесшумно опускать педальную лапку.

Второе задание - на следующем уроке (иногда тут же) - показывается первое

педальное упражнение: взять звук (или трезвучие) и, услышав его, не торопясь,

опустить педальную лапку.

Обязательно послушать, как тянется звук. Можно поиграть отдельные звуки в

разных октавах: на «раз» берется звук, на «два» плавно опускается нога, на «три» -

слушать, как тянется звук. При этом обращать внимание на то, чтобы взятый звук (или

аккорд) был воспринят ухом (Рисунок 1):

Рис.1:

4

4.«Запаздывающая» педаль.

Третье задание - соединение нескольких звуков подряд, «запаздывающая» педаль.

Обычно с неё начинается знакомство с педализацией (Рисунок 2):

Рис.2:

Одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же

пускается; таким образом, звуки связываются друг с другом, а «ухо проверяет»

чистоту соединения. Важно вовремя подхватить педалью новый звук. Упражнение

можно усложнить - дать ученику поиграть хроматическую гамму. При педализации

малой секунды грязная педаль особенно слышна.

Всегда нужно следить за тем, чтобы пальцы не придерживали предыдущие звуки,

и приучать ученика проверять «ухом» чистоту звучания.

Познакомив ученика с запаздывающей педалью, не торопиться использовать её в

изучаемой на занятии пьесе. Желательно дайте поиграть несколько небольших

отрывков из пьес с легкой педализацией, где педаль берётся после двух долгих звуков.

Например, как в пьесе С. Майкапара «Осень» (Рисунок 3):

Рис. 3: С. Майкапар. «Осень»

Педализация простая (запаздывающая педаль) - меняется после каждого аккорда.

Можно предложить пьесу Г.Ф Телемана, где также меняется педаль после долгих

звуков.

Несложная педаль в пьесе Тетцеля. Педаль меняется на каждую гармонию (рисунок

4):

Рис. 4: Тетцель. Прелюдия

5

4.

Лишь после того, как ученик получил небольшой опыт в педализации отрывков,

можно показать педаль в исполняемом произведении. Обычно это нетрудные пьесы

кантиленного характера. Например пьеса П.Чайковского «Похороны куклы» (рисунок

5):

Рис. 5 П. Чайковский. «Похороны куклы»

Педаль берётся после

первой четверти и снимается на второй. В аккордах и

обычная, и запаздывающая педаль Берется после образовавшегося аккорда (вторая

четверть) и, таким образом, помогает зазвучать аккорду.

(Пьеса П. Чайковского «Болезнь куклы», рисунок 6).

рис. 6: П. Чайковский. «Болезнь куклы»

На первых шагах обучения следует рекомендовать пьесы, где часто меняется

педаль. Хорошая пьеса для педализации – Andantino А. Хачатуряна (рисунок 7).

Рис. 7: Andantino А. Хачатуряна.

6

Педаль берется после долгих звуков и снимается на коротких.

Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и, особенно,

отпускания педали, слитности ноги с педалью (как будто подошва «приклеилась» к

педали); надо следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной

лапки («головку» педали).

Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, следует приучить ребенка

не снимать руки с клавишей, пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять

одновременно, дослушать аккорд до конца.

Исполнительское искусство предназначено для слушателей, а у слушателя

слуховое впечатления ассоциируется со зрительным. Как только исполнитель снял

руки с клавиатуры - создается зрительное запечатление, что исполнение окончено,

тогда как звучание долгого заключительного аккорда имеет немаловажное значение

для завершенности и целостности восприятия. Кроме того, создавшаяся привычка

снимать руки в расчёте на педальное звучание может повлечь за собой неряшливость

исполнения, неизбежную грязь в педализации и беспомощность в разучивании

полифонических произведений.

Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на

педали с самого начала исполнения. Этим достигаются две цели: во-первых, не

приходится искать ногой педаль (или даже заглядывать под рояль) непосредственно

перед нажимом, а во-вторых - создается привычка держать спокойно ногу на педали.

Попутно можно объяснить, что механизм педализации рассчитан на небольшое

опускание педальной лапки под тяжестью стопы взрослого человека, следовательно,

нечего бояться, что педаль начнет действовать, если на неё поставит ногу ребёнок.

Надо проверить, свободна ли нога на педали или ребёнок «держит» её небольшим

напряжением в голеностопном суставе.

На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с

педалью. В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали, когда же

включится педаль, то ребенок в своем исполнении услышит новый звуковой колорит.

Пьесы с повторяющимися («пульсирующими») аккордами при постоянной смене

педали помогут воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию на

педали, слушать исчезновение прежнего звучания в момент появления нового.

Полезно поиграть отдельно партию левой руки с педалью, чтобы вслушаться в

звуковой фон пьесы.

На пьесах с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один

аккорд,

ученик

слышит,

как

обогащается

гармония

благодаря

постепенному

появлению новых аккордовых звуков разной громкости, как исчезает прежняя

гармония в момент смены педали.

5. «Прямая» педаль.

7

Прямая педаль употребляется, главным образом, в пьесах с острым, четким или

танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмичную опору

фразы. Такая педаль хороша, например, в марше, где отчетливый ритм своим волевым

началом должен увлечь за собой «всех марширующих». Отсюда определенность

начала каждой фразы, подчеркнутая педалью (рисунок 8):

Рис. 8: Р. Шуман. Альбом для юношества «Марш»

В «Смелом наезднике» при легком staccato

в довольно быстром темпе

предполагается короткий и неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость

ритма (рисунок 9):

Рис. 9: Р. Шуман. «Смелый наездник»

Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даст ученику

возможность

лучше

почувствовать

ритм,

«педальное

дыхание»,

прелесть

беспедального звучания между педальным (например, на третьей четверти такта в

вальсах или в затактах гавота). Это поможет педагогу развивать в исполнении ученика

черты гибкости и изящества (рисунки 10,11):

Рис. 10: Латвийская полька в обработке А. Жилинского.

Рис. 11: Чешская песня «Аннушка» в обработке В. Ребикова

8

Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на сильную долю является так же

и связующей, так как соединяет отдаленный бас с аккордом. В процессе работы

полезно поучить отдельно ритмическую фигуру пьесы (аккомпанемент) с педалью.

В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы успеть вовремя взять аккорд,

нередко берут отдельный бас настолько коротким звуком, что он или вовсе не

подхватывается педалью, или же в педали остается только «призвук» баса, как бы

«эхо» от взятого звука, тогда как бас – гармоническая основа – должен полноценно

звучать, пока длится педаль. Поэтому и здесь ученику следует контролировать себя

слухом, упражняться, останавливаясь на педализируемых басах, вслушиваться в их

звучание на педали. Играя в медленном темпе, полезно взять отдельный бас глубоким

звуком и несколько придержать его, а в быстром темпе научиться брать басовый звук

чуть тяжелее, чем остальные легкие аккорды партии сопровождения (гибко переходя

от баса к легким аккордам, взятым как бы « по пути» движения руки). Прямая педаль

возможна только в тех случаях, когда перед нажимом педали или пауза, или звук

staccato, или звук одинаковый по высоте с педализируемым. Для упражнения можно

даже специально делать небольшую остановку перед аккордами с прямой педалью,

чтобы ребенок услышал паузу. Это даст ему право взять прямую педаль без опасения

получить грязное звучание.

Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает

неглубокая, но не всегда абсолютно прямая. Если мелодия начинается с затакта, то

педаль надо брать не одновременно, а почти одновременно со звуком на сильной

доли такта, как бы «следом за звуком», так, чтобы педалью не прихватывался

последний затактовый звук (рисунок 12):

Рис.12: П. Чайковский детский альбом «Вальс».

8.

9

Это требует специальной работы и обострения слухового внимания ученика.

Полезно учить, останавливаясь на сильной доли без нажатия педали, и слушать, исчез

ли последний затактовый звук, чисто ли звучит интервал на «раз». Лишь после этого

нажать педаль. Полезно также останавливаться, взяв педаль на сильную долю, и

слушать, что звучит в педали.

Педаль создает разные звучание в разных регистрах: бас - mf, средние голоса – p, и

pp - для восьмых в верхнем регистре. Красочная педаль привлекает внимание и слух

ученика к звучанию пьесы, а разнообразие звучаний помогает работе над звуком.

Итак, два вида педали (запаздывающая и прямая) вполне доступны детям.

Обязательно помнить, что после того, как педаль была показана, она должна

использоваться постоянно, во всех случаях, где её применение возможно, ибо только

таким

образом

будет

постепенно

накапливаться

опыт

в

педализации.

Педагог должен знать, что педаль необходимо давать тут же после выученного

текста, она должна быть началом отделки произведения. Поздний показ педали

всегда разрушает привычное беспедальное исполнение, и часто делает невозможным

безболезненное включение педали в игру ученика. Левая педаль в начальных классах

не используется.

Основные недостатки в детской педализации:

· стук ногой (нога не «прилепилась» к педальной лапке, а поднимается над ней);

· нога глубоко сидит на педали (педаль не успевает освободиться от предыдущего

звучания, хотя ученик педализирует правильно);

· ученик придерживает звук пальцами;

· ученик спешит нажать педаль - звучат предыдущие звуки, отсюда «педальная грязь».

6. Использование «Полупедали», правой и левой педали в средних и

старших классах.

В средних классах, по мере накопления опыта в применении педали, можно

показать полупедаль (неполную педаль), которая встретится ученикам этого возраста

как в классических произведениях, так и в романтической и современной музыке -

пьесах Р. Шумана, Э. Грига, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. (особенно в

современном репертуаре). Полупедаль, или неполная педаль – неполное поднятие

демпферов. Действие полупедали строится на том, что нижние, басовые струны звучат

дольше высоких и, если в гармонической фигурации появились «чужие» звуки,

минимальное нажатие педальной лапки всегда «очистит» эту фигурацию от «чужих»

звуков. При небольшом движении ноги, демпфера чуть приподнимаются, на

мгновение касаются струн своей «пушистой» поверхностью. Это минимальное

движение ноги препятствует колебанию высоких струн, приглушает их вибрацию и

10

тем самым очищается мелодическая фигурация, преодолевается гармоническая

«грязь».

Также можно показать, как пользоваться полупедалью:

Взять на педали октаву в басу forte, и на этом фоне piano различные аккорды

(можно двумя руками). При появлении «грязи» подчищать звучность полупедалью

(бас стараться удерживать дольше).

Уже в средних классах ученики должны знать, что единой педали не существует.

То, что хорошо для произведений одного композитора, непригодно для другого. Им

должно быть известно, что фактура клавесинистов, классические произведения

И.Гайдна, В.А.Моцарта предполагают очень осторожную педализацию (неполная

педаль)

прозрачная

фактура,

обилие

гаммаобразных

пассажей,

наличие

разнообразных штрихов, мелких лиг, пауз, полифонических моментов – все это

требует осторожного нажатия педальной лапки и хорошего слухового контроля.

Педализация бетховенских легких сонат с их ярким противопоставлением регистров,

обилие гармонической фигурации, арпеджио на фоне выдержанного баса (который

должен быть удержан на всю гармонию) диктуют исполнителю более смелую,

сочную, яркую, педаль.

Произведения романтиков, проходимые учениками в этом возрасте (Р. Шуман, Ф.

Шуберт, Э. Григ, П.Чайковский) требует такого же разнообразного применения

педали. Исполнение пьес этих композиторов немыслимо без владения педальной

лапки. Здесь используются все виды педали, которые уже освоил ученик этого уровня

– запаздывающая, прямая, полупедаль.

Если у учеников младшей группы педаль точно фиксируется в тексте, то в средних

классах можно постепенно от этого отходить и чаще предоставлять свободу ученику –

«возьми педаль, где тебе хочется» (на уроке подправить). Только таким образом

зарождается педальная инициатива, постепенно накапливается опыт.

Левая педаль может употребляться в средних классах (чаще в современной

музыке). Однако ученик всегда должен знать, что употребление левой педали не

заменит piano (или pp). Она лишь изменяет тембр звука, его краску, и в этом её

очарование.

В средних класса ученик должен быть знаком с некоторыми способами изображения

педали:

Senza sordini (без демпферов) - то есть на правой педали;

Con sordini (без правой педали);

Una corda (с левой педалью);

Tre corde (без левой педали);

└────┘ └────┘ (взять└─, снять ─┘) – в старинных изданиях;

└───^────^─ (обозначение неполной педали).

11

В старших классах педализация усложняется. Показывается прием постепенного

снятия педали (однако, это предмет особого разговора). Старшие ученики должны

знать, что в глубине нажатия педальной лапки и ее постепенном снятии – все секреты

тонкой

педализации.

К

сожалению,

зачастую они

не знают

иных приемов

педализации, кроме опускания педальной лапки «до дна». Левая педаль в старших

классах необходима, употребляется достаточно широко.

7.Заключение:

В заключение напоминаем ещё раз:

1. Знакомство с педалью происходит в младших классах (2-3 классы). Развивать

навыки педализации нужно как можно раньше, так как при нерегулярном и позднем

знакомстве с педалью ученик не овладевает навыками органично ею пользоваться, она

не становится необходимым элементом исполнения, а является помехой в игре.

2. Педализации нужно учить, как и фортепианной игре.

3. Первое время педаль обязательно фиксируется в тексте. Однако никогда не

заучивать её механически. Нельзя, чтобы зрение «приказывало ноге» отдельно от

музыки.

4. Ученик должен понимать цель педализации, знать, почему, где, когда, как её брать,

и главное – учится проверять результат слухом.

5. Педаль – всегда начало отделки произведения. Ученик должен привыкнуть к ней.

6. В средних классах отходить от фиксированной педали. Длительная запись педали

лишает ученика инициативы, так как сосредотачивает внимание на движении ноги и

приучает механически исполнять все фиксированные указания.

7. Никогда не следует забывать, что педализация управляется слухом. Приучать

ученика самому решать, где использовать педаль, воспитывать умение проверять

слухом, получается ли то, что намечено, достиг ли цели. Только таким образом

воспитывается

самостоятельность,

слуховой

контроль.

Часто

без

педальной

«шпаргалки» ученики беспомощны.

8. Не бояться вводить более тонкий прием педализации – неполную педаль

(талантливые ученики в этом возрасте пользуются ею интуитивно). Левая педаль

используется эпизодически.

В старших классах расширяется техника педализации. В этом возрасте ученики

обязаны владеть элементарной педальной техникой, и смело использовать все виды

педализации. Левая педаль в этом возрасте используется достаточно широко.

Ученики должны знать, что:

- степень нажатия педальной лапки очень разнообразна. Именно в этой степени

нажатия на педаль и постепенного снятия её «спрятаны секреты тонкой педализации»

(Г.Г.Нейгауз).

- понимать, что уловить до конца движение ноги невозможно. Установить точно, в

какой момент, как глубоко нажать, или снять педальную лапку, очень трудно. Это

12

всегда решает ухо, которым «управляет» тонкое понимание музыки, чуткий слух и

хороший вкус.

«Воспитывать ухо» - оно дает приказ ноге! Только слух проверят чистоту

звучания. Всегда слушать и контролировать свою игру, ни в коем случае педалью не

«маскировать» недостатки исполнения.

Задача педагога школы заключается в том, чтобы после объяснения и закрепления

основных приемов педализации помогать ученику находить педализацию в каждом

отдельном случае исходя из индивидуального звука облика произведения, из его

стиля, жанра, фактуры, художественного образа и осознавать звуковую цель

применения педали.

Список литературы:

1.

Н. Светозарова/ Б. Кременштейн: «Педализация в процессе обучения игре на фортепиано».

2020 г. Издательский дом «Классика – XXI»;

2.

С.В. Грохотов «Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу». 2009г.;

3.

С.В. Грохотов «Как научить играть на рояле». 2006г.;

4.

А. Малинковская «Генрих Нейгауз и его ученики: Пианисты-гнесинцы рассказывают».

2007г..

13



В раздел образования