Напоминание

"Планшетные куклы"


Автор: Бондаренко Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка занятия по теме:
Тема: "Планшетные куклы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

занятия по теме: «Планшетные куклы» -

по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

«Мишутка» по театральной деятельности (театр кукол)

(для младшего школьного возраста)

Выполнила: Бондаренко Ольга Анатольевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 237 г. Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург

2020

Название объединения: «Мишутка».

Место проведения: Актовый зал ГБОУ СОШ № 237.

Раздел программы: Театральные куклы.

Тема занятия: «Планшетные куклы».

Цель: Создать условия для усвоения различных типов планшетной куклы.

Задачи:

1. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся коллективность выполнения заданий;

- воздействовать на формирование художественного вкуса.

2. Развивающие:

- развивать пластику рук;

- развивать голос и дикцию;

- развивать творческие способности, память и воображение.

3. Образовательные:

- познакомить с различными типами планшетной куклы;

- дать понятия о различных приёмах вождения планшетной куклы;

- закрепить приёмы вождения планшетной куклы практической

деятельностью.

Тип занятия: комбинированное.

Форма проведения: занятие - игра.

Форма организации занятия: групповая.

Методы обучения:

1.

Словесные методы: беседа, объяснение заданий, диалог.

2.

Наглядные: метод показа и демонстрации.

3.

Метод практико-ориентированной деятельности: упражнения и

тренинги.

2

Ожидаемый результат: приобретение практического навыка в работе с

планшетной куклой.

Оборудование: планшетные куклы, декорации, аудио- и видеоаппаратура.

План занятия:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к работе на основном этапе.

3. Усвоение новых знаний.

4. Закрепление теоретических знаний при помощи практической

деятельности.

5. Закрепление полученных теоретических знаний.

6. Домашнее задание.

Ход занятия:

I. Организационный этап.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята!

Главная задача объединения «Мишутка» - учиться быть актёром.

Практическая деятельность актёра кукольного театра очень разнообразна:

выступления со спектаклями и сценками в детских садах, перед различными

категориями школьников и родителями, участие в различных массовых

мероприятиях и в творческих конкурсах.

II. Подготовка к работе на основном этапе.

1.

Рефлексия.

Педагог: Ребята, как обычно в начале нашего занятия мы с вами

проверим с каким настроением вы пришли.

(Педагог подходит к каждому ребёнку и по теплу ладошек и улыбки на лице

определяет настроение детей и готовность к занятию. В конце занятия

это можно повторить и педагог должен зафиксировать эмоциональный

подъём воспитанников, в том случае, если занятие удалось).

Педагог: Вы готовы к занятию. Сейчас расскажу сказку.

Жили-были на свете трагедия и комедия. И вечно они спорили, что же

нужно показать на сцене? И однажды они подняли такой крик, что разбудили

3

великого колдуна. Он 3000 лет спал в пещере и был страшно разгневан тем,

что нарушили его покой. Схватил он одной рукой комедию, а другой

трагедию и бросил их в кувшин зелёный, а следом и радость и горе, доброту

и злость, чистую правду и подлый обман. Поставил кувшин на костёр и ждёт,

что же получится, когда всё переплавится и перемутится? Кувшин остывает,

опыт готов, и вдруг он рассыпался на сотни кусков. Вверх поднялось

красивое зарево и чудо театра тогда родилось!

Таким образом, театр – это и комедия, и трагедия, это слёзы и радость,

это сама жизнь! А вся наша жизнь – театр. И каждый из вас в своей жизни

играет свои роли. Скажите ребята, какую роль вы играете в школе?

Дети (примерные ответы): Мы в школе играем роль учеников.

Педагог: А какую роль вы играете дома?

Дети (примерные ответы): Дома мы дети для своих родителей.

Педагог: А когда вы приходите на занятия в объединение «Мишутка»

какую роль вы играете?

Дети (примерные ответы): Мы на занятиях – актёры.

Педагог: А каждый актёр должен обладать превосходной дикцией и

голосом. И поэтому мы сделаем небольшую разминку речевого аппарата.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Упражнение для губ (один раз).

- Упражнение для языка (один раз).

- Упражнение для челюсти (один раз).

Педагог: А теперь поработаем над скороговоркой.

(Отрабатываются скороговорки).

- «От топота копыт пыль по полю летит».

- «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два

гроша».

Педагог: Ребята, мы с вами занимаемся в кукольном театре. Скажите, а

какой ещё важный инструмент очень важен для актёра кукольника кроме

голоса?

4

Дети (примерные ответы): Это руки актёра.

Педагог: Правильно. Поэтому выполним гимнастику для рук.

Упражнения и тренинг (анимация с помощью рук актёра).

- «Художник».

- «Выстрел».

- «Щекотка».

- «Волна».

3. Повторение ранее изученного материала.

Педагог: Скажите ребята, кто главное действующее лицо в кукольном

театре?

Дети (примерные ответы): Главное действующее лицо в кукольном

театре - кукла.

Педагог: Правильно. Ребята - тайна куклы самая загадочная, потому что

кукла это неживое существо, а при помощи мастерства актёра-кукольника

можно оживить любую куклу.

Ребята, давайте вспомним какие кукольные театры вы знаете?

Дети: (примерные ответы).

Педагог: Скажите каких видов бывают театральные куклы?

Дети (примерные ответы): Театральные куклы бывают двух видов -

низовые и верховые.

Педагог: Объясните, пожалуйста, почему они так называются?

Дети (примерные ответы): Верховые – актёр находится внизу, а кукла

вверху. Низовые – кукла находится ниже актёра, то есть на полу.

Педагог: Назовите мне какие бывают верховые куклы?

Дети (примерные ответы): Петрушечные, тростевые, куклы теневого театра.

Педагог: Назовите мне какие бывают низовые куклы?

Дети (примерные ответы): Марионетки, планшетные.

III. Усвоение новых знаний.

Педагог: Выясним, почему же планшетная кукла называется планшетная?

Каких типов она бывает? Какими способами можно управлять этой куклой?

5

Планшетная кукла работает на планшете, то есть на какой-то поверхности

или подставке. Планшетом для куклы может быть – стол, стул, пол, чья-

нибудь рука, плечо и так далее.

В зависимости от способа управления куклой выделяются несколько типов

планшетной куклы:

- кукла - управляемая с помощью верёвок;

- кукла - управляемая с помощью рук;

- кукла - управляемая при помощи ног;

- кукла - управляемая при помощи рук и ног.

Все эти типы кукол могут управляться как одним актёром-кукольником,

так и несколькими актёрами-кукольниками. Некоторые типы этих кукол вы

увидите при демонстрации планшетных кукол.

IV. Закрепление теоретических знаний при помощи практической

деятельности.

Педагог: Вы увидите номер с куклой. После просмотра должны будете

ответить на такие вопросы:

- К какому типу относится кукла, то есть при помощи чего она управляется?

- Сколько актёров участвует в «оживлении» куклы?

- Обратите внимание на чём работает кукла?

- Какие действия совершает кукла - танцует, поёт, говорит?

(Исполнение номера – «Танцующая кукла»).

(После номера дети отвечают на поставленные вопросы).

Дети (примерные ответы):

- Это планшетная кукла, управляется при помощи рук.

- В «оживлении» участвуют несколько актёров.

- Кукла работает на маленьком столике.

- Кукла танцует.

Педагог: Правильно. Её можно назвать - «Танцующая кукла».

(Педагог предлагает детям самостоятельно «оживить» куклу).

6

Педагог: Вы увидите ещё одну куклу. И тоже после просмотра ответите на

вопросы:

- К какому типу относится кукла, то есть при помощи чего она управляется?

- Сколько актёров участвуют в «оживлении» куклы?

- Обратите внимание, на чём работает кукла?

(Показ отрывка из спектакля Н.Гернет «Гусёнок»).

(После исполнения отрывка дети отвечают на поставленные вопросы).

Дети (примерные ответы):

- Это планшетная кукла, управляется при помощи рук.

- Участвует один актёр кукольник.

- Кукла работает на подставке.

(Следующую куклу педагог показывает).

Педагог: Кукла Волшебник может ходить по сцене, то есть по полу. И

управляется она одним человеком при помощи рук.

(Кукла Волшебник общается с детьми и играет).

«Загадки-нескладушки».

(Ребята должны правильно продолжить предложение).

Кукла Волшебник:

Ночью, голову задрав,

Воет серый злой

(отвечают дети)

Кто в малине знает толк?

Ну конечно серый

(отвечают дети)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая

(отвечают дети)

Все преграды одолев,

Бьёт копытом верный

(отвечают дети)

Зимой кору с деревьев ест?

Ну конечно серый

(отвечают дети)

Дубовый жёлудь любит он.

Конечно - это дикий

(отвечают дети)

7

V. Закрепление полученных теоретических знаний.

Педагог: Ребята, мы познакомились с типами планшетной куклы. Скажите

по какому признаку делятся куклы на типы?

Дети (примерные ответы): По способу управления.

Педагог: Какие типы кукол бывают?

Дети (примерные ответы): Куклы управляются при помощи верёвок, рук,

ног, при помощи рук и ног.

Педагог: Сколько актёров может участвовать в управлении кукол?

Дети (примерные ответы): Один и несколько.

Педагог: На чём эти куклы могут работать?

Дети (примерные ответы): На маленьком столике, на большом столе, на

сцене или на полу.

Педагог: Ребята, вы разобрались со всеми типами планшетной куклы.

Как вы думаете, легко ли быть куклой? Сделаем этюд, где одни ребята будут

выступать в роли планшетной куклы, а другие в роли актёра.

(Создаются две группы из одной куклы и пяти актёров: две руки, две ноги и

голова. Проводится соревнование на лучший этюд. Дети показывают по

очереди работу с «куклой»).

Педагог: Отлично справились с заданием. Проверим, что же стало с нашим

настроением в конце занятия? Вы все встанете полукругом и вытянете ручки

ладошками вперёд.

(Педагог проверяет эмоциональный настрой в конце занятия).

Педагог: Чувствую, что настроение у вас улучшилось. Вы получили заряд

бодрости и энергии. Даже зафиксирую ваше отношение к занятию на видео.

VI. Домашнее задание.

Педагог: Дома или в школе на переменке вы можете предложить своим

друзьям новую игру и повторить с ними наш этюд. Это и будет вашим

домашним заданием.

Наше занятие окончено.

До новых встреч!

8

Список литературы

1. Буров А.Г. Труд актёра и педагога - М., 2007

2. Колвин Л., Спиэр Э. «Живой мир: Энциклопедия дополнительного

образования». –М.:РОСМЕН, 2001.

3. Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие

упражнения с речью и музыкой». С-Петербург, 2006.

4.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». М., 2003.

9



В раздел образования