Автор: Бондаренко Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка занятия по теме:
Тема: "Планшетные куклы"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
занятия по теме: «Планшетные куклы» -
по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Мишутка» по театральной деятельности (театр кукол)
(для младшего школьного возраста)
Выполнила: Бондаренко Ольга Анатольевна
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 237 г. Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург
2020
Название объединения: «Мишутка».
Место проведения: Актовый зал ГБОУ СОШ № 237.
Раздел программы: Театральные куклы.
Тема занятия: «Планшетные куклы».
Цель: Создать условия для усвоения различных типов планшетной куклы.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся коллективность выполнения заданий;
- воздействовать на формирование художественного вкуса.
2. Развивающие:
- развивать пластику рук;
- развивать голос и дикцию;
- развивать творческие способности, память и воображение.
3. Образовательные:
- познакомить с различными типами планшетной куклы;
- дать понятия о различных приёмах вождения планшетной куклы;
- закрепить приёмы вождения планшетной куклы практической
деятельностью.
Тип занятия: комбинированное.
Форма проведения: занятие - игра.
Форма организации занятия: групповая.
Методы обучения:
1.
Словесные методы: беседа, объяснение заданий, диалог.
2.
Наглядные: метод показа и демонстрации.
3.
Метод практико-ориентированной деятельности: упражнения и
тренинги.
2
Ожидаемый результат: приобретение практического навыка в работе с
планшетной куклой.
Оборудование: планшетные куклы, декорации, аудио- и видеоаппаратура.
План занятия:
1. Организационный этап.
2. Подготовка к работе на основном этапе.
3. Усвоение новых знаний.
4. Закрепление теоретических знаний при помощи практической
деятельности.
5. Закрепление полученных теоретических знаний.
6. Домашнее задание.
Ход занятия:
I. Организационный этап.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята!
Главная задача объединения «Мишутка» - учиться быть актёром.
Практическая деятельность актёра кукольного театра очень разнообразна:
выступления со спектаклями и сценками в детских садах, перед различными
категориями школьников и родителями, участие в различных массовых
мероприятиях и в творческих конкурсах.
II. Подготовка к работе на основном этапе.
1.
Рефлексия.
Педагог: Ребята, как обычно в начале нашего занятия мы с вами
проверим с каким настроением вы пришли.
(Педагог подходит к каждому ребёнку и по теплу ладошек и улыбки на лице
определяет настроение детей и готовность к занятию. В конце занятия
это можно повторить и педагог должен зафиксировать эмоциональный
подъём воспитанников, в том случае, если занятие удалось).
Педагог: Вы готовы к занятию. Сейчас расскажу сказку.
Жили-были на свете трагедия и комедия. И вечно они спорили, что же
нужно показать на сцене? И однажды они подняли такой крик, что разбудили
3
великого колдуна. Он 3000 лет спал в пещере и был страшно разгневан тем,
что нарушили его покой. Схватил он одной рукой комедию, а другой
трагедию и бросил их в кувшин зелёный, а следом и радость и горе, доброту
и злость, чистую правду и подлый обман. Поставил кувшин на костёр и ждёт,
что же получится, когда всё переплавится и перемутится? Кувшин остывает,
опыт готов, и вдруг он рассыпался на сотни кусков. Вверх поднялось
красивое зарево и чудо театра тогда родилось!
Таким образом, театр – это и комедия, и трагедия, это слёзы и радость,
это сама жизнь! А вся наша жизнь – театр. И каждый из вас в своей жизни
играет свои роли. Скажите ребята, какую роль вы играете в школе?
Дети (примерные ответы): Мы в школе играем роль учеников.
Педагог: А какую роль вы играете дома?
Дети (примерные ответы): Дома мы дети для своих родителей.
Педагог: А когда вы приходите на занятия в объединение «Мишутка»
какую роль вы играете?
Дети (примерные ответы): Мы на занятиях – актёры.
Педагог: А каждый актёр должен обладать превосходной дикцией и
голосом. И поэтому мы сделаем небольшую разминку речевого аппарата.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Упражнение для губ (один раз).
- Упражнение для языка (один раз).
- Упражнение для челюсти (один раз).
Педагог: А теперь поработаем над скороговоркой.
(Отрабатываются скороговорки).
- «От топота копыт пыль по полю летит».
- «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два
гроша».
Педагог: Ребята, мы с вами занимаемся в кукольном театре. Скажите, а
какой ещё важный инструмент очень важен для актёра кукольника кроме
голоса?
4
Дети (примерные ответы): Это руки актёра.
Педагог: Правильно. Поэтому выполним гимнастику для рук.
Упражнения и тренинг (анимация с помощью рук актёра).
- «Художник».
- «Выстрел».
- «Щекотка».
- «Волна».
3. Повторение ранее изученного материала.
Педагог: Скажите ребята, кто главное действующее лицо в кукольном
театре?
Дети (примерные ответы): Главное действующее лицо в кукольном
театре - кукла.
Педагог: Правильно. Ребята - тайна куклы самая загадочная, потому что
кукла это неживое существо, а при помощи мастерства актёра-кукольника
можно оживить любую куклу.
Ребята, давайте вспомним какие кукольные театры вы знаете?
Дети: (примерные ответы).
Педагог: Скажите каких видов бывают театральные куклы?
Дети (примерные ответы): Театральные куклы бывают двух видов -
низовые и верховые.
Педагог: Объясните, пожалуйста, почему они так называются?
Дети (примерные ответы): Верховые – актёр находится внизу, а кукла
вверху. Низовые – кукла находится ниже актёра, то есть на полу.
Педагог: Назовите мне какие бывают верховые куклы?
Дети (примерные ответы): Петрушечные, тростевые, куклы теневого театра.
Педагог: Назовите мне какие бывают низовые куклы?
Дети (примерные ответы): Марионетки, планшетные.
III. Усвоение новых знаний.
Педагог: Выясним, почему же планшетная кукла называется планшетная?
Каких типов она бывает? Какими способами можно управлять этой куклой?
5
Планшетная кукла работает на планшете, то есть на какой-то поверхности
или подставке. Планшетом для куклы может быть – стол, стул, пол, чья-
нибудь рука, плечо и так далее.
В зависимости от способа управления куклой выделяются несколько типов
планшетной куклы:
- кукла - управляемая с помощью верёвок;
- кукла - управляемая с помощью рук;
- кукла - управляемая при помощи ног;
- кукла - управляемая при помощи рук и ног.
Все эти типы кукол могут управляться как одним актёром-кукольником,
так и несколькими актёрами-кукольниками. Некоторые типы этих кукол вы
увидите при демонстрации планшетных кукол.
IV. Закрепление теоретических знаний при помощи практической
деятельности.
Педагог: Вы увидите номер с куклой. После просмотра должны будете
ответить на такие вопросы:
- К какому типу относится кукла, то есть при помощи чего она управляется?
- Сколько актёров участвует в «оживлении» куклы?
- Обратите внимание на чём работает кукла?
- Какие действия совершает кукла - танцует, поёт, говорит?
(Исполнение номера – «Танцующая кукла»).
(После номера дети отвечают на поставленные вопросы).
Дети (примерные ответы):
- Это планшетная кукла, управляется при помощи рук.
- В «оживлении» участвуют несколько актёров.
- Кукла работает на маленьком столике.
- Кукла танцует.
Педагог: Правильно. Её можно назвать - «Танцующая кукла».
(Педагог предлагает детям самостоятельно «оживить» куклу).
6
Педагог: Вы увидите ещё одну куклу. И тоже после просмотра ответите на
вопросы:
- К какому типу относится кукла, то есть при помощи чего она управляется?
- Сколько актёров участвуют в «оживлении» куклы?
- Обратите внимание, на чём работает кукла?
(Показ отрывка из спектакля Н.Гернет «Гусёнок»).
(После исполнения отрывка дети отвечают на поставленные вопросы).
Дети (примерные ответы):
- Это планшетная кукла, управляется при помощи рук.
- Участвует один актёр кукольник.
- Кукла работает на подставке.
(Следующую куклу педагог показывает).
Педагог: Кукла Волшебник может ходить по сцене, то есть по полу. И
управляется она одним человеком при помощи рук.
(Кукла Волшебник общается с детьми и играет).
«Загадки-нескладушки».
(Ребята должны правильно продолжить предложение).
Кукла Волшебник:
Ночью, голову задрав,
Воет серый злой
(отвечают дети)
Кто в малине знает толк?
Ну конечно серый
(отвечают дети)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая
(отвечают дети)
Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный
(отвечают дети)
Зимой кору с деревьев ест?
Ну конечно серый
(отвечают дети)
Дубовый жёлудь любит он.
Конечно - это дикий
(отвечают дети)
7
V. Закрепление полученных теоретических знаний.
Педагог: Ребята, мы познакомились с типами планшетной куклы. Скажите
по какому признаку делятся куклы на типы?
Дети (примерные ответы): По способу управления.
Педагог: Какие типы кукол бывают?
Дети (примерные ответы): Куклы управляются при помощи верёвок, рук,
ног, при помощи рук и ног.
Педагог: Сколько актёров может участвовать в управлении кукол?
Дети (примерные ответы): Один и несколько.
Педагог: На чём эти куклы могут работать?
Дети (примерные ответы): На маленьком столике, на большом столе, на
сцене или на полу.
Педагог: Ребята, вы разобрались со всеми типами планшетной куклы.
Как вы думаете, легко ли быть куклой? Сделаем этюд, где одни ребята будут
выступать в роли планшетной куклы, а другие в роли актёра.
(Создаются две группы из одной куклы и пяти актёров: две руки, две ноги и
голова. Проводится соревнование на лучший этюд. Дети показывают по
очереди работу с «куклой»).
Педагог: Отлично справились с заданием. Проверим, что же стало с нашим
настроением в конце занятия? Вы все встанете полукругом и вытянете ручки
ладошками вперёд.
(Педагог проверяет эмоциональный настрой в конце занятия).
Педагог: Чувствую, что настроение у вас улучшилось. Вы получили заряд
бодрости и энергии. Даже зафиксирую ваше отношение к занятию на видео.
VI. Домашнее задание.
Педагог: Дома или в школе на переменке вы можете предложить своим
друзьям новую игру и повторить с ними наш этюд. Это и будет вашим
домашним заданием.
Наше занятие окончено.
До новых встреч!
8
Список литературы
1. Буров А.Г. Труд актёра и педагога - М., 2007
2. Колвин Л., Спиэр Э. «Живой мир: Энциклопедия дополнительного
образования». –М.:РОСМЕН, 2001.
3. Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие
упражнения с речью и музыкой». С-Петербург, 2006.
4.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». М., 2003.
9