Автор: Савкина Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ЦО 53 Населённый пункт: Тульская область Ленинский район п.Иншинский Наименование материала: учебная программа Тема: "Литература 10 класс" Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Иншинская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н. Толстого»
Ленинского района Тульской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании кафедры «____»___________
«____»____________ Директор_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Уровень образования: основное общее.
Класс : 10-11.
Учитель: Савкина Елена Александровна
п. Иншинский
Пояснительная записка.
Стержневой методологической идеей программы для старших классов является
принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического
и
исторического
анализа
явлений
литературы,
когда
критический
разбор
творчества
каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного
процесса.
Такое
соединение
наиболее
полно
соответствует
психолого-возрастным
особенностям старшеклассников. Подросток не довольствуется элементарным чтением и
анализом
произведений,
ему
свойственно
стремление
к
пониманию
общих
закономерностей, к воссозданию цельной картины мира.
Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам
(информационной,
воспитательной
и
мировоззренческой),
ставит
задачу
подготовки
учащихся старших классов к восприятию единого литературного и — шире — культурно-
исторического процесса.
При
этом
предполагается,
что
учитель,
в
зависимости
от
профиля
школы
и
подготовленности учащихся, может использовать как весь материал, представленный в
программе, так и часть его в соответствии с требованиями федерального компонента
государственного стандарта общего образования.
Указанный
компонент
государственного
стандарта
явился
основой
для
отбора
авторов
и
произведений,
которым
посвящены
отдельные
главы.
Для
изучения
предлагается сравнительно небольшой круг писателей, каждый из которых представляет
то
или
иное
наиболее
характерное явление литературного
процесса.
А
совокупность
творческих
индивидуальностей
позволяет
увидеть многообразие художественно-
философских и стилевых течений в русской литературе.
Осуществление задач, предусмотренных настоящей программой, начинается в 10
классе. К концу учебного года десятиклассники должны научиться самостоятельно читать
изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом книги), понимать
замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время, различать
последовательность
и
логику
движения
художественных
идей,
их
смену
от
одного
поколения писателей к другому. Серьезную роль в этом процессе призваны сыграть па-
раллели
с
европейской
литературой XIX
столетия:
учащемуся
необходим
контекст
восприятия,
он
лучше
поймет
логику
творческого
развития
Пушкина,
знакомясь
с
художественным миром Байрона, а Гоголя — сопоставляя с Гофманом и Бальзаком.
Особенно актуально это при изучении словесности первой половины XIX века, когда
русская литература, сохраняя свою самобытность, осознанно «догоняла» европейскую.
Впоследствии отечественные писатели все увереннее ощущали себя не учениками, а
равноправными
соучастниками
общеевропейского
литературного
процесса,
поэтому
и
подача зарубежного литературного материала при изучении второй половины XIX века
должна меняться и качественно, и количественно.
Особое внимание в программе уделяется единству теории и практики. Ключевые
понятия
теории
литературы,
связанные
с
подвижным,
изменчивым
литературным
процессом (романтизм,
реализм,
натурализм,
образ
художественный,
точка
зрения
героя, рассказчика и автора и др.), предлагается вводить не абстрактно, не на уровне
обособленных формулировок, а на основе анализа конкретных произведений конкретных
авторов. Тем более что многие из этих произведений (особенно пушкинской и гоголевской
эпохи) учащимся уже знакомы по курсу литературы 5—9 классов. С одной стороны, это
несколько упрощает задачу подготовки школьников к восприятию единого литературного
процесса, к усвоению историко-культурных принципов изучения литературы, с другой —
усложняет
ее.
В
большинстве
случаев
образцовые
произведения
русских
классиков
известны десятиклассникам поверхностно, на недостаточно глубоком уровне. Оперировать
знаниями, полученными в младших классах, приходится весьма избирательно, чтобы не
сужать и не упрощать общее представление о золотом веке русской словесности. Из этого
следует, что параллельно с изучением нового материала неизбежно придется обращаться к
усложненному
повторению
некоторых
особенно
значимых
текстов
(«Бедная
Лиза»
Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тарас Бульба» Гоголя и др.), что пол ностью
соответствует принципу диалектического возвращения к условно-известному на новом
витке развития: от простого к сложному и через сложное к простому.
При этом, предлагая учителю оптимальный, с нашей точки зрения, набор тем для
усложненного повторения, мы сохраняем за ним свободу выбора; в этих целях материал
учебника
для
10
класса
содержит
дополнительные
главы,
которые
учитель
сможет
использовать в соответствии со своим индивидуальным планом — в рамках отведенных
стандартами учебных часов. Так, вместо усложненного повторения «Бедной Лизы» или
«Тараса Бульбы» он может обратиться к «Евгению Онегину» или «Мертвым душам», а
вместо рекомендуемого нами «Горя от ума» заново прочитать с учащимися «Героя нашего
времени».
(Соответствующие
материалы
в
учебнике
имеются.)
Главное,
чтобы
был
соблюден сам принцип, сама идеология предлагаемого подхода; чтобы ученик осознал,
насколько глубже, интереснее и сложнее может быть хорошо знакомое ему и кажущееся
насквозь
понятным
произведение,
если
поставить
это
произведение
в
историко-
литературный контекст.
Вообще, период, изучаемый в 10 классе, играет особую роль в формировании
русской
национальной
культуры.
С
одной
стороны,
невозможно
изучить
в
пределах
годичного курса набор ключевых текстов отечественной классики, с другой — нельзя
лишать учащихся права расширить свой кругозор за счет дополнительного материала.
Программа построена таким образом, чтобы учитель мог воспользоваться ее материалом
как полностью, так и частично — в соответствии со своим собственным учебным планом,
реальным количеством часов, уровнем подготовки учащихся и возможностями школьной
библиотеки. При этом основной материал всегда отделяется от дополнительного.
Так, в раздел «Поэты пушкинской поры» включены не только обязательные темы
(творчество Баратынского и Рылеева), но и дополнительные (поэзия Вяземского, Дениса
Давыдова, Кольцова). Некоторые сведения, от изучения которых можно легко освободить
большинство
учащихся,
содержатся
в
разделах,
посвященных
зрелому
европейскому
романтизму и реакции русской литературы на его достижения, «натуральной школе»,
путям развития европейской драматургии и др.
Главная цель программы для 10 класса — помочь школьнику сделать следующий
шаг
в
своем
гуманитарном
развитии,
от
умения
осмысленно
читать
литературное
произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить
исторически и системно. И подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11
классе. Десятиклассник должен научиться видеть художественные явления в их развитии,
т.
е.
перейти
от
концентрического
изучения
литературы
к
историко-литературному,
научиться понимать логику литературного процесса, сопоставлять разные произведения.
Поэтому, нарушая привычную логику школьного курса, программа предполагает
изучение
творчества
М.
Е.
Салтыкова-Щедрина
непосредственно
после
обзора
идей
натуральной школы. Это позволяет сразу ознакомиться с наиболее полным, ясным и
четким
художественным
воплощением
принципов
натуральной
школы.
А
потом
на
материале творчества И. А. Гончарова, И. С. Тургенева и особенно Ф. М. Достоевского и
Л. Н. Толстого наблюдать за тем, как русская литература постепенно усложняет задачи,
стоящие перед реалистическим способом изображения жизни.
Важнейшим
принципом
построения
курса
литературы
для
11
класса
является
принцип
преемственност и . XX
век
стал
преемником
всех
без
исключения
традиций
русской
культуры,
а
литература
отразила
все
стороны
многогранного
русского
национального характера. Литература XX века — это и советская литература, и литература
русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было
известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).
Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах,
построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации:
рубеж веков (1890—1917), 1920-е годы; 30-е — середина 50-х; 50—90-е годы. Обзоры
включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя
обойтись),
сколько
собственно
литературные
явления:
формирование
тех
или
иных
художественно-философских
концепций
мира
и
человека;
становление
и
развитие
литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.
Указанный
принцип
предполагает
введение
в
11
классе
таких
теоретических
понятий,
как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм,
футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников
о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация,
повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т. п.).
Отчетливое
понимание
перегруженности
школьника,
его
ф и з и ч е с ко й
неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических
разделов
программы.
Вместо
перечисления в с е х произведений
каждого
изучаемого
писателя,
оборачивающегося
на
практике
схоластическим
заучиванием
положений
учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение неболь -
шого
числа
произведений,
позволяющих
выявить
своеобразие
художественного
мира
писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.
Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за
рамки государственного стандарта, позволяет учителю более глубоко и широко осветить
литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тен-
денцией
обращения
к
творчеству
писателей
русского
зарубежья,
андеграунда,
постмодернизма.
На изучение историко-литературного курса XIX— XX веков отводится 105 часов в
10 классе и 105 — в 11-м. Рабочая программа составлена на основе Программы для
общеобразовательных
учреждений
В.
В.
Агеносова
и
А.
Н.
Архангельского
«Русская
литература 19 – 20 вв. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007 и федерального компонента
государственного стандарта образования.
Рабочая программа курса «Русская литература XIX—XX веков»
(10 класс общеобразовательных учреждений)
(105 часов)
Введение.
Русская
литература
конца XVIII—XIX
века
—
основа
российской
культурной
традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих
принципах. Представление о золотом веке русской литературы, хронологические границы
и духовно-нравственное содержание понятия.
Русская литература конца XVIII — начала XIX века.
Связь
между
философскими
идеями,
историческим
процессом,
социально-
экономическими,
научными
достижениями
и
развитием
литературы.
Кризис
идеалов
Просвещения.
От
культа
разума
к
культу
сердца.
Зарождение
европейского
сентиментализма. «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза»
Ж.-Ж. Руссо (в отрывках). Особенности восприятия идей европейского сентиментализма в
отечественной
культуре.
«Бедная
Лиза»
Н.
М.
Карамзина
как
поворотный
пункт
в
развитии отечественной литературы, образец русского сентиментализма и предвестие
русского
романтизма,
национальное
своеобразие;
жанр
исповеди;
образ
рассказчика
(повторение). Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха. Ода А. Н.
Радищева «Осьмнадцатое столетие».
Общая
характеристика
творчества
Г.
Р.
Державина.
Философская
и
анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снегирь», «Евгению. Жизнь
Званская», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Ода «Бог». Басенное
творчество И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Лягушка и Вол»).
Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу.
Теория литературы: сентиментализм и романтизм в русской литературе, роль
рассказчика в повествовательной прозе, отличие позиции автора от позиции рассказчика и
позиции рассказчика от позиции героя.
Поэзия русского романтизма.
Общее
представление
о
художественных
идеях,
основных
создателях
поэзии
русского романтизма (обзор). Роль В. А. Жуковского в зарождении русского романтизма.
Романтическое двоемирие, тема невыразимого, трагизм и несерьезность как сюжетные
принципы
баллады.
Полемика
о
народности
литературы,
поэтический
спор
П.
А.
Каренина
с
В.
А.
Жуковским.
Роль
Жуковского
в
создании
литературного
общества
«Арзамас». Жанры поэзии русского романтизма: элегия, дружеское послание. Элегия
«Мой
гений» и
послание
К.
Н.
Батюшкова «Мои
Пенаты»: исповедь
романтика,
тоскующего по классическому идеалу.
В. А. Жуковский. Баллады «Светлана» (повторение), «Людмила», «Лесной царь»,
«Теон
и
Эсхин». Лирические
стихотворения «Невыразимое»,
«Сельское
кладбище»
(повторение), «Певец во стане русских воинов».
К. Н. Батюшков. Послание «Мои Пенаты». Элегия «Мой гений» (повторение).
Теория литературы: жанр поэтического послания, романтическая элегия.
Русская литература и зрелый европейский романтизм.
Принципы
романтического
историзма
в
романах
Вальтера
Скотта,
местный
колорит, национальная традиция. Один из исторических романов писателя на выбор
учителя (в отрывках). Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу.
«Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (повторение).
«Юрий
Милославский» М. Н. Загоскина. Романтическая личность и творчество Дж. Г. Байрона.
«Стансы
к
Августе».
Поэма
«Шильонский
узник».
Байронизм
и
русская
поэзия.
Романтическая личность в русской литературе: образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума» (повторение).
Теория литературы: жанр исторического романа.
А. С. Пушкин.
Личность
писателя,
основные
периоды
творчества,
статус
общенационального
гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX
века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и
декабристы;
Пушкин
о
Чацком.
Преодоление
байронизма
в
«южных
поэмах»
и
расставание с романтизмом. Любовная лирика «Михайловского периода» и новый образ
лирического героя; тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой
биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина.
Стихотворения «Воспоминания
в
Царском
Селе»,
«Вольность»,
«Деревня»
(повторение), «Погасло дневное светило...» , «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы
сеятель пустынный...» , «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»),
«Пророк» (последние
три
—
повторение), «Подражание
Корану» ,
«Разговор
книгопродавца с поэтом», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас
любил...» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...») , «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я
брожу...»,
«Из
Пиндемонти», «Вновь
я
посетил...»,
«Была
пора:
наш
праздник
молодой...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник» .
Роман в стихах «Евгений
Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии», «Пиковая дама».
«Маленькие
трагедии».
«Скупой
рыцарь»: вечный
конфликт
в
конкретных
исторических обстоятельствах. Столкновение общечеловеческих нравственных начал с
нормами сословной этики.
«Моцарт и Сальери»: вечный конфликт в условных исторических обстоятельствах.
Столкновение противоположных, несовместимых принципов отношения к искусству.
«Каменный гость»: вечный конфликт в условных обстоятельствах. Использование
бродячего
сюжета
о
герое-любовнике
мировой
литературы:
конфликт
человека
с
собственной судьбой.
«Пир во время чумы»: вечный конфликт человека с его собственной душой.
Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть.
Поэты пушкинской поры.
Отличие
понятия
«поэты
пушкинской
поры»
от
понятия
«поэты
пушкинской
эпохи». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и
безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе
золотого века. Предшественники Пушкина: Д. В. Давыдов («Современная песня»). Поэты,
развивавшиеся обособленно от него: А. В. Кольцов («Песня пахаря», «Лес»). Наставники,
ставшие
литературными
друзьями: П.
А.
Вяземский
(«Первый
снег»). Представители
следующего
литературного
поколения:
Д. В.
Веневитинов
(«Поэт»),
А.
И.
Полежаев
(«Песнь
погибающего
пловца»). Поэт-декабрист К.
Ф.
Рылеев
(«К
временщику»).
Собственно поэты пушкинской поры: А. А. Дельвиг («Не осенний частый дождичек...»,
«Вдохновение»), Е. А. Баратынский («Две доли», «Разуверение», «Мой дар убог, и голос
мой негромок...» (повторение), «Последний поэт», «Пироскаф». Поэма «Эда»).
Теория
литературы: поэтический
цикл
(на
материале
«Сумерек»
Е.
А.
Баратынского); лирический сюжет.
Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов.
Романтизм и натуральная школа.
Поздние немецкие романтики. Творчество Э. Т. А. Гофмана. «Золотой горшок».
Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на
развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и
натуралистический
прозе
европейских
писателей
1820—1830-х
годов.
«Последний
романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки).
Теория литературы: представление о реализме и натурализме как о литературных
направлениях и творческих методах.
Н. В. Гоголь.
Гоголевский
период
в
русской
литературе.
Противоречивая
личность
великого
писателя. Религиозный идеал и социальная поэтика. Основные этапы творческого пути.
Пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».
Влияние украинской народной культуры на картину мира, созданную в произведениях
Гоголя.
Внутренняя
логика
творческого
пути
писателя,
основные
этапы,
связь
с
литературным процессом. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ
Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла «Миргород»:
величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная современность («Повесть о том,
как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Романтизм и натурализм в
художественном мире Гоголя. Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек»
как религиозно-философская и социально-нравственная категория. Комедия «Ревизор»:
философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение).
«Тарас
Бульба»,
«Мертвые
души» (повторение). Речевая характеристика героев.
Роль
детали
в
поэтике
Гоголя.
Своеобразие
гоголевского
комизма.
Особенности
гоголевского лиризма.
Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души».
«Петербургские
повести»:
«Нос», «Записки
сумасшедшего»,
«Шинель» (по
выбору учителя и учащихся).
Теория литературы: понятие о гротеске.
М. Ю. Лермонтов.
Исторический и литературный фон 1830—1840-х годов.
Драматичная судьба лермонтовского поколения. Личность писателя. Лермонтов как
наследник и как творческий оппонент Пушкина, продолжатель русской романтической
традиции, «последний романтик». Романтический конфликт и трагизм романтического
сознания
в
творчестве
Лермонтова.
Полярность
образов
и
категорий
как
принцип
лермонтовской поэтики. Лермонтов — создатель русской психологической прозы. Отказ от
напряженного сюжета ради усиления психологического эффекта. Анализ рассказчика и
самоанализ героя в романе «Герой нашего времени» (повторение). Особенности компози-
ции, которые подчинены основной задаче — раскрыть «историю души человеческой».
Нравственно-философские проблемы романа. Образ главного героя — портрет целого
поколения. Роль рассказчика и характер повествования.
Стихотворения «Казачья
колыбельная
песня», «Есть речи — значенье...», «На
севере
диком
стоит
одиноко...»,
«Они
любили
друг
друга
так
долго...»,
«Тучи»,
«Молитва»
(«Я,
Матерь
Божия...») ,
«Ангел»
(«По
небу
полуночи
ангел
летел...»),
«Валерик» , «Нет, я не Байрон — я другой...», «Как часто, пестрою толпою окружен...»,
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»),
«Выхожу один я на дорогу.,.».
Драма «Маскарад».
П о э м а «Демон». Религиозно-философские
мотивы,
система
художественных
противоречий, автор и герой. Образ героини, тема страдания, греха и спасения. Связь с
образом Демона в поэзии А. С. Пушкина. Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и
замысел поэмы.
Теория
литературы: понятие
«поэзии
мысли»,
психологизм,
психологическая
проза, религиозно-философские мотивы.
Русская литература 1840—1860-х годов и натуральная школа.
Русская
литература
второй
половины XIX
века
—
равноправная
участница
мирового
литературного
процесса.
Связь
литературы
с
общественными
движениями:
с п о р ы западников и
славянофилов. Принципиальная
важность
тех
и
других
для
формирования русской культуры. Роль В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в организации
литературного процесса, толстые журналы («Отечественные записки», «Современник») и
их влияние на литературу (В. Г. Белинский. «Письмо к Н. В. Гоголю»). Актуальность
социального
подхода
к
изображению
человеческой
личности;
альманах
«Физиология
Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть Д. В. Григоровича «Антон-
Горемыка» — в отрывках). Натурализм и романтизм.
Писатели-шестидесятники
(общий
обзор),
их
попытка
соединить
эстетические
задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном
искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850—1860-х годов. Роль жанра романа в раз-
витии русской прозы. А. И. Герцен. «Кто виноват?». Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».
Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сатирический
очерк
и
натуральная
школа.
Проблема
идеала
в
сатирическом
творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность.
«Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки
Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание,
фантастические
ситуации.
Художественное
мастерство
Салтыкова-Щедрина.
Сатира
в
европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).
Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и
учащихся).
«История одного города» — одно из самых ярких проявлений позиции писателя в
русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо
радужных
иллюзий.
Особенности
сюжета.
Гротеск,
аллегория
в
создании
условного
образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль
произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.
Теория
литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов
язык.
И. А. Гончаров.
Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творчестве
Гончарова.
Общая
характеристика
романной
трилогии
Гончарова
(«Обыкновенная
история», «Обломов», «Обрыв») как художественного целого. Художественная картина
мира,
созданная
писателем.
Злободневные
темы
и
масштабный
эпический
взгляд
на
современность.
Поэзия
русской
провинции.
Связь
поэтики
Гончарова
с
принципами
натуральной
школы
и
преодоление
ее
ограниченности.
Место
Гончарова
в
истории
русского романа. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М.
Твен. «Том Сойер»).
Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве
Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).
«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное
свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя.
Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Пе-
тербург — два разных мира. Квартира Обломова — островок Обломовки в чужом мире.
Главный
герой,
его
мироощущение
и
судьба.
Культурный
смысл
обломовской
лени.
Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Противопоставление абсолютной пассивнос-
ти и абсолютной активности. Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни
Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова.
Творчество
И.
А.
Гончарова
в
оценке
критики.
Н.А.Добролюбов.
«Что
такое
обломовщина?». Д.И.Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В.Дружинин. «Обломов».
Роман И. А. Гончарова».
Теория литературы: понятие «картина мира».
И. С. Тургенев.
Личность
писателя.
Особенности
художественной
манеры
Тургенева «Записки
охотника» (повторение). «Слово или дело?» — главный вопрос тургеневских героев.
Проблема художественного времени в прозе Тургенева и лиризм его эпической прозы
(«Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и европейская романистика его эпохи (Г. Флобер.
«Госпожа Бовари» — в отрывках). Тургеневская картина мира: естествен ность любви и
противоестественность насилия, в том числе идеологического. Проблема «отцов и детей»
в художественном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления одной
социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Русская критика о творчестве
Тургенева (Н. Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).
Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения.
Злободневность
романа.
Базаров
и
Павел
Петрович.
Образ
Базарова.
Человек
идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его
последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А.Антонович.
«Асмодей нашего времени». Д. И. Писарев. «Базаров», «Реалисты». Н. Н. Страхов. «Отцы
и дети». И. С. Тургенев».
Теория
литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение
понятий «проза» / «поэзия» и «эпос» / «лирика».
А. Н. Островский.
Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в создании русского национального
театра.
Жизненные
идеалы
драматурга:
от
молодой
редакции
«Москвитянина»
к
«Современнику». Комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно
простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» драматургия Островского.
Народная
драма
«Гроза».
Драматургия
и
жанр
романа.
Драматургические
жан ры
Островского:
народная
комедия,
народная
драма,
сатирическая
драма,
сатирическая
комедия.
Роль
Островского
в
развитии
русской
комедийной
традиции,
влияние
Грибоедова. Речевые характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские
образы:
пушкинская
традиция
в
русской
литературе
и
новые
веяния.
Островский
и
европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен. «Пер Гюнт» — в отрывках). А.
Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» (обзор). Ф. Ницше. «Рождение трагедии из
духа музыки» (обзор).
«Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского. Судьба
русского дворянства в изображении Островского и в изображении Тургенева («Дворянское
гнездо»). Система персонажей. Образы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.
«Гроза». «Бесприданница». (По выбору учителя и учащихся.)
Драма
«Гроза».
Образ
Катерины:
истинная
патриархальность
против
патриархальности
ложной.
Образ
города
Калинова.
Психологизм
пьесы.
Открытое
сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской действительности в
пьесах драматурга.
Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч
света в темном царстве».
Теория литературы: авторская позиция в драматургии.
Н. А. Некрасов.
Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция.
Некрасов
—
редактор
«Современника»
и
«Отечественных
записок»,
организатор
литературного
процесса.
Некрасов
—
новатор
в
области
поэтической
формы;
некрасовские
ритмы, народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз,
Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ
народа. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения.
Стихотворения «Современная
ода»,
«В
дороге»,
«Мы
с
тобой
бестолковые
люди...»,
«Я
не
люблю
иронии
твоей...», «Колыбельная
песня»
(«Подражание
Лермонтову»),
«Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю
себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),
«Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...»,
«Вчерашний день, в часу шестом…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма Некрасова
—
«эпопея
современной
крестьянской
жизни».
Путешествие
—
композиционный
стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как
один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная
правда.
Массовые
сцены.
«Люди
холопского
звания».
Народ
и
помещики.
Проблема
счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова.
Теория литературы: народность, новаторство.
Русская лирика второй половины XIX века.
Кризис лирической поэзии в 1840-е годы: связь между социальной проблематикой и
повествовательной
прозой.
Поиски
нового
языка
русской
лирики,
о с воение
гражданственного пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка
второй
половины
века.
Русская
поэзия
конца XIX
столетия
и
приближение
эпохи
декаданса в европейской культуре. Религиозно-философские мотивы.
А. Н. Плещеев. «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня». А. Н. Майков.
«Весна! Выставляется первая рама...». Сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и
учащихся). А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...».
А. К. Толстой. «Средь
шумного бала, случайно...», «История государства Российского...». К. К. Случевский
(одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). С. Я. Надсон. «Друг мой, брат
мой...». А. Н. Апухтин (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). В. С.
Соловьев. «Ex oriente lux».
Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (по выбору учителя и
учащихся).
Теория литературы: антологическая лирика.
Ф. И. Тютчев.
Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная
лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский»
цикл. Философская лирика. Ритмическое своеобразие лирики Тютчева.
Стихотворения «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», « Эти бедные
селенья...» ,
«Нам
не
дано
предугадать...»,
«Умом
Россию
не
понять...» ,
«О,
как
убийственно мы любим...» ,
«Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух
растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Последняя
любовь», «Я
встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...».
Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.
А. А. Фет
Личность
поэта
и
его
лирический
герой.
Идея
красоты
и
мотив
страдания
в
творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.
Стихотворения « На заре ты е е не буди...», «Непогода — осень — куришь...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные
строки...»,
«Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро,
радость эта...», «Еще майская ночь...».
Теория литературы: жанр ноктюрна.
Н. С. Лесков.
Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве
Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина российской жизни, в которой
есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник»,
«Запечатленный ангел» — обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о
стальной блохе» (повторение).
«Очарованный странник». Иван Флягин — герой-правдоискатель. Изображение
не
столько
типического,
сколько
яркого,
исключительного.
Авторская
ирония
по
отношению к рассказчику. Близость к народной речи.
Теория литературы: понятие сказа.
Ф. М. Достоевский.
Личность
писателя.
Ранний
Достоевский
и
натуральная
школа.
«Маленький
человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература. Особенности
романов Достоевского. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положитель-
но-прекрасном» герое (роман «Идиот»), проблема взаимодействия личности и социальной
среды.
Политические
события
и
художественная
картина
мира:
роман
«Бесы».
Роман
«Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения героя от точки
зрения
автора, полифонизм. Достоевский-публицист: «Пушкинская речь». Европейский
реалистический роман (Ч. Диккенс. «Оливер Твист» — в отрывках).
«Преступление
и
наказание». История
создания.
Психология
героя-идеолога:
образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа «Преступление и
наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце
концов добровольно принимает на себя нравственное наказание.
Социальные
и
религиозно-философские истоки бунта героя. Утрата веры в Бога — в центре внимания
Достоевского. Сюжет романа и система персонажей. Преступление. Болезнь. Испытание.
Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петербург
Раскольникова. Идейный смысл романа.
Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.
Л. Н. Толстой.
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская
литература
конца XIX
века
как
часть
мировой
литературы,
особая
роль
творчества
Толстого.
Мир
ребенка
глазами
юного
героя:
трилогия
«Детство»,
«Отрочество»,
«Юность» (обзорно). Диалектика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в
патриархальном
мире:
«Казаки».
Герои-правдоискатели.
Женские
образы
и
проблема
свободы
в
творчестве
Толстого:
«Анна
Каренина».
Произведения,
написанные
после
«арзамасского
ужаса»
(обзор).
Назидательность
и
художественность:
роман
«Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не
могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары»
(обзор).
О.
Уайльд.
«Портрет
Дориана
Грея».
Редьярд
Киплинг.
«Маугли».)
Эпопея
«Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX века.
«Война и мир». Роман-эпопея. Историческое повествование Толстого и традиция
исторических
романов
Вальтера
Скотта.
Смысл
названия.
Сюжетное
построение.
Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система
персонажей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души».
Художественное
мастерство
Толстого
в
создании
индивидуального
человеческого
характера.
Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея.
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 10 классе.
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Теория
литературы
Домашнее
задание
1
Русская литература конца XVIII—XIX века
—
о снова
российской
культурной
традиции. Русская литература XIX века в
контексте
мировой
культуры ;
ее
о с н о в н ы е
т е м ы
и
п р о б л е м ы .
Представление
о
золотом
веке
русской
литературы.
лекция
2
Зарождение европейского сентиментализма .
Историко-культурные и художественные
предпосылки
романтизма,
своеобразие
романтизма в русской литературе.
лекция
сентиме-
нтализм и
романтизм
3
От Г. Р. Державина к В. А. Жуковскому.
Роль
В.
А.
Жуковского
в
зарождении
русского романтизма.
семинар
4
Художественный
мир
В.
А.
Жуковского.
Обзор произведений писателя
семинар
5
К.
Н.
Батюшков.
Художественный
мир
поэта. «Мои пенаты»: исповедь романтика,
тоскующего по классическому идеалу.
беседа
элегия,
дружеское
послание
6
Русская литература и зрелый европейский
романтизм. В. Скотт . Поэзия Байрона.
лекция
историче-
ский роман
7
Личность
писателя,
основные
периоды
творчества. Пушкин как объединитель всех
основных
линий
развития
русской
ли-
тературы XIX века. Становление русского
языка.
лекция
8
Лирический
герой
Пушкина-романтика,
лирика периода «южной ссылки». Пушкин
и
декабристы;
Пушкин
о
Ч а ц ком .
«Вольность»,
« П о г а с л о
д н е в н о е
с в е т и л о . . . » ,
« С в о б о д ы
с е я т е л ь
пустынный...»
лекция с
элемен-
тами
беседы
9
Преодоление
байронизма
в
«южных
поэмах»
и
расставание
с
романтизмом.
«Бахчисарайский фонтан».
лекция-
обзор
10
Любовная
лирика
« Ми ха й л о вс ко го
периода» и новый образ лирического героя.
«К морю», «Редеет облаков летучая гря-
да...»,
«Я
вас
любил...» (повторение);
«Вновь я посетил…»
лекция с
элемен-
тами
беседы
11
Т е м а
п о э т а
и
п о эз и и
в
л и р и к е
М и х а й л о в с ко го
п е р и о д а . «Разговор
книгопродавца
с
поэтом»,
«Пророк»,
«Поэту», «Подражание Корану» ,
лекция с
элемен-
тами
беседы
12
«Евгений Онегин» как любовный роман и
как художественная энциклопедия русской
жизни.
Проблема
героя
и
точки
зрения
автора.
семинар
13
Татьяна и пушкинский идеал.
эвристи-
ческая
беседа
14
Пушкин-драматург.
Драма
« Б о р и с
Годунов». Проблема «мнения народного»
лекция-
обзор с
элемен-
тами
беседы
народная
драма
15
Роль
Болдинской
осени
1830
года
в
творческой биографии Пушкина. «Медный
всадник» ,
«Пиковая
д а ма » ; «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье…»).
семинар
16
«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»:
конфликт нравственных начал с нормами
сословной
этики.
«Моцарт
и
Сальери»:
несовместимых
принципов
отношения
к
искусству.
семинар
маленькая
трагедия,
стихо-
творная
повесть
17
«Каменный
гость»:
конфликт
человека
с
собственной
судьбой.
«Пир
во
время
ч ум ы » :
ко н фл и кт
ч е л о в е ка
с
е г о
собственной душой. Проблема судьбы.
семинар
18
Европейская литературная ситуация конца
1820—1830-х
годов.
Формирование
реализма как новой ступени познания и
художественного
освоения
мира
и
человека. Э. Т. А. Гофман, О. де Бальзак
лекция-
обзор
Реализм и
натурализм
19
Гоголевский период в русской литературе.
Противоречивая
лично сть
в е л и ко го
писателя.
Основные
этапы
творческого
пути.
Влияние украинской народной культуры на
картину мира, созданную в произведениях
Гоголя.
Романтизм
ранней
гоголевской
прозы («Вечера на хуторе близ Диканьки»),
проблема рассказчика.
Полярная картина мира в повестях цикла
«Миргород»:
величественное
прошлое
(«Тарас Бульба») и ничтожная современ-
ность
(«Повесть
о
том,
как
поссорился
И в а н
И в а н о в и ч
с
И в а н о м
Никифоровичем»).
лекция-
обзор с
элемен-
тами
беседы
гротеск
20
Романтизм и натурализм в художественном
мире
Гоголя.
Гротеск
в
«Петербургских
повестях». «Маленький человек» как ре-
лигиозно-философская
и
социально-
нравственная категория. «Шинель».
Комедия «Ревизор»: философский подтекст
и «ничтожный герой» (повторение).
семинар
21
«Мертвые
души» (повторение).
Речевая
характеристика
героев.
Роль
детали
в
поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского
комизма.
Особенности
го гол е в с ко го
лиризма.
Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые
души».
РР 2. Написание классного сочинения по
творчеству Н. В. Гоголя.
практи-
кум
подготов-
к а
к
сочинению
по
творчеству
Н .
В .
Гоголя
22
Исторический и литературный фон 1830—
1840-х
годов.
Драматичная
суд ь б а
лермонтовского поколения. Лермонтов как
наследник
и
как
творческий
оппонент
Пушкина.
лекция
23
Ст и хот во р н а я
д р а ма
« М а с к а р а д » .
Параллели
с
трагедией
У.
Шекспира
«Отелло»
и
комедией
«Горе
от
ума»
А.
Грибоедова
Поэма «Демон». Религиозно-философские
мот ив ы ,
сист ема
худ ож е с т в е н н ы х
п р о т и в о р е ч и й ,
а в т о р
и
г ерой.
Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и
замысел поэмы.
П о э м а «Демон». Образ
героини,
тема
страдания,
греха
и
спасения.
Связь
с
образом Демона в поэзии А. С. Пушкина.
практи-
кум
религиозно-
философс-
кие
мотивы
24
Лирика
Лермонтова.
Основные
мотивы.
« К а к
ч а с т о ,
п е с т р о ю
т о л п о ю
окружен…», «Валерик», «Сон» и др.
Анализ
произведений: «Молитва»
(«Я,
Матерь Божия...») , «Выхожу один я на
дорогу…».
семинар
поэзия
мысли
25
Л е рм о н т о в
—
с о зд ат е л ь
р у с с ко й
психологичес к о й
п р о з ы .
О т к а з
о т
напряженного
сюжета
ради
усиления
психологического
эффекта.
Ана лиз
рассказчика и самоанализ героя в романе
«Герой нашего времени» (повторение).
семинар
психологизм
психоло-
гическая
проза
26
Образ
главного
героя
—
портрет
целого
поколения.
Роль
рассказчика
и
характер
повествования.
РР 3. Подготовка к домашнему сочинению
практи-
кум
сочинение
27
Русская литература второй половины XIX
века — равноправная участница мирового
литературного
процесса. Национальное
самоопределение русской литературы.
Писатели-шестидесятники (общий обзор).
Споры
о
путях
улучшения
мира:
революция
или
эволюция
и
духовное
возрождение человека.
Расцвет русского
романа.
лекция-
обзор
жанр и худ.
метод
28
Сатирический очерк и натуральная школа.
Пробл е м а
и д е а л а
в
с а т и р и ч е с ко м
т в о р ч е с т в е
С а л т ы к о в а - Щ е д р и н а .
Фантасмагорические образы и социальная
реальность.
« И с т о р и я
о д н о г о
г о р о д а » .
Аналитический характер русской прозы,
ее
социальная
острота
и
философская
глубина.
Особенности
сюжета.
Язык
и
с т и л ь
п р о и з в е д е н и я ,
ф о л ь клорные
традиции.
лекция-
обзор
эстетиче-
ский идеал
и идеал
дух.-
нравствен-
ный
эзопов язык
29
И.
А.
Гончаров.
Личность
писателя,
особенности
творческого
пути.
Жанр
романа
в
творчестве
Гончарова.
Общая
характеристика
романной
т р и л о г и и
Гончарова как художественного целого.
Герои
Гончарова
и
жизненный
идеал
писателя.
Место
путевых
очерков
в
т в о р ч е с т в е
Г о н ч а р о в а . «Фрегат
«Паллада» (дополнительное чтение).
лекция с
элемен-
тами
беседы
картина
мира
30
« О б л о м о в » . П е ч а л ь н ы й
р о м а н
о
замечательном ленивце. Идиллический мир
Обломовки
—
духовная
родина
главного
героя.
Квартира
Обломова
—
островок
Обломовки в чужом мире.
Провинция
и
столица.
Обломовка
и
Пе-
тербург — два разных мира.
Обломов
и
Штольц.
Дружба-противо-
стояние. Противопоставление абсолютной
пассивности и абсолютной активности.
беседа
31
Мотив испытания в «Обломове». Любовь и
семья в жизни Обломова. Обломов и Захар.
Смысл
финала.
Нарицательность
образа
Обломова.
Проблема
национального
характера: Гончаров и М. Твен.
беседа
Творчество
И.
А.
Гончарова
в
оценке
критики.
Н.А.Добролюбов.
Д.И.Писарев.
А.В.Дружинин.
РР 4. Подготовка к домашнему сочинению
семинар
сочинение
32
И.
С.
Тургенев.
Личность
писателя.
Особенности
художественной
манеры
Тургенева «Записки охотника». Проблема
художе ственного
времени
в
п р о з е
лекция
цикл
рассказов
как худ.
единство;
Тургенева и лиризм его эпической прозы
(«Рудин»,
«Ася»,
«Дым»).
Тургенев
и
Флобер.
проза-
поэзия,
эпос-лирика
33
Роман
«Отцы
и
дети».
Злободневность
романа.
Основной
конфликт
романа
и
средства его выражения.
лекция с
элемен-
тами
беседы
34
Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова.
Человек идеологический.
Базаров
и
Одинцова.
Роль
любовной
интриги
в
романе.
Базаров
и
е го
последователи. Автор и Базаров.
беседа
практи-
кум
35
П р о б л е м а
« о т ц о в
и
д е т е й »
в
худ ож е с т в е н н ом
м и р е
Ту р г е н е в а .
«Нигилизм»
и
«идеализм»
как
д ва
проявления одной социальной болезни.
эвристи-
ческая
беседа
36
Роман
Тургенева
в
русской
критике.
М.А.Антонович,
Д.
И.
Писарев,
Н.
Н.
Страхов.
РР 5. Подготовка к домашнему сочинению
семинар
Сочинение
37
А. Н. Островский. Личность драматурга.
Роль А. Н. Островского в формировании
национального театра. Драматургические
жанры
Островского.
Островский
и
европейский театр (Г. Ибсен)
«Лес».
Драматическое
и
комическое
начала в драматургии Островского. Судьба
русского
дворянства
в
изображении
Островского и в изображении Тургенева
лекция
авторская
позиция в
драматургии
38
Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная
патриа р х а л ь н о с т ь
п р о т и в
патриархальности
ложной.
Образ
города
Калинова.
Психологизм
пьесы.
Символика
пьесы.
Осмысление взаимодействия характера
и обстоятельств.
эвристи-
ческая
беседа
39
Русская критика о драме «Гроза». Н. А.
Добролюбов.
«Темное
царство»
и
«Луч
света в темном царстве».
РР 6. Подготовка к домашнему сочинению
практи-
кум
Сочинение
40
Н.
А.
Некрасов.
Личность
поэта.
Общественные
идеалы,
литературная
п о з и ц и я .
Н е к р а с о в
—
р е д а к т о р
«Современника»
и
«Отече ственных
записок».
Традиции
и
новаторство
в
поэзии.
Н е к р а с о в
—
н о в а т о р
в
о б л а с т и
поэтической
формы;
некрасовские
ритмы, народный язык его поэзии, влияние
фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»);
«В дороге»
лекция с
элемен-
тами
беседы
новаторство
41
Тема
поэта
и
поэзии
в
творче стве
практи-
Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ на-
рода.
Лирический
герой
Некрасова.
Лироэпические
произведения. «Поэт
и
Гражданин», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «О Муза! Я у двери гроба»,
« Э л е г и я »
( П ус к а я
н а м
г о в о р и т
изменчивая
мода…»,
«Мы
с
тобой
бестолковые люди» и др.
кум
42
« Ко м у
н а
Р у с и
ж и т ь
х о р о ш о » .
Особенности
композиции. Нравственные
устои
и
быт
разных
слоев
русского
общества.
Путешествие
—
компози-
ционный стержень поэмы.
практи-
кум
43
Отражение в поэме всех граней народного
бытия.
Образ
народа.
Народная
правда.
Народ и помещики. Фольклор в поэме.
практи-
кум
народность
44
Проблема счастья в поэме. Реальность и
фантастика в поэме Некрасова.
РР 7. Подготовка к домашнему сочинению
эвристи-
ческая
беседа,
практи-
кум
Сочинение
45
Русская
лирика
второй
половины XIX
века. Кризис лирической поэзии в 1840-е
годы.
Поэзия
А.
К.
Толстого.
«Коль
любить,
так
без
рассудку…» ,
«Против
течения» ,
«Слеза
дрожит
в
твоем
ревнивом
взоре».
Лирика
европейских
поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо.
лекция
антоло-
гическая
лирика
46
Ф.
И.
Тютчев.
Личность
поэта
и
его
лирический
герой.
Художественный
мир
Тю т ч е в а .
А н а л и з
с т и х о т в о р е н и й
«Silentium!»,
«Не
то,
что
мните
вы,
природа…», «Умом Россию не понять»,
«О, как убийственно мы любим…», «нам
не дано предугадать…», «К. Б.» и др.
А.
А.
Ф е т.
Личность
поэта
и
его
лирический герой. Идея красоты и мотив
страдания
в
творчестве
Фета.
Анализ
стихотворений «Это утро, радость эта»,
«Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще
майская ночь» и др.
практи-
кум
философ-
ская лирика,
натур-
филосо-фия,
поэтиче-
ский цикл
жанр
ноктюрна
47
Н.
С.
Ле сков.
Личность
писателя.
Концепция
русского
н а ц ионального
характера в творчестве Лескова. Взаимо-
действие с русским фольклором.
лекция с
элемен-
тами
беседы
48
«Очарованный
странник». Иван Флягин
—
герой-правдоискатель.
Авторская
иро-
ния по отношению к рассказчику. Близость
к народной речи.
практи-
кум
49
Ф. М. Достоевский. Личность писателя.
Ранний Достоевский и натуральная школа.
лекция
«Маленький
человек»
в
романе
«Бедные
люди». Проблема человека и среды.
50
Преступление
и
наказание». Развитие
п с и х о л о г и з м а . О б р а з
Р о д и о н а
Раскольникова,
морально-философские
проблемы
романа. Идея
нравственного
самосовершенствования.
эвристи-
ческая
беседа
герой-
идеолог
51
Сюжет романа и система персонажей.
беседа
52
Преступление. Понимание
свободы
как
ответственности за совершенный выбор.
беседа
53
Испытание.
Соня,
Свидригайлов
и
Раскольников.
беседа
54
Наказание. Порфирий Петрович.
беседа
55
Художественное
время
и
художественное
пространство в романе.
практи-
кум
56
Петербург Раскольникова.
практи-
кум
57
Преступление
как
наказание.
Идейный
смысл романа.
эвристи-
ческая
беседа
Подготов-
ка к напи-
санию
сочинения
58
РР 8. Написание классного сочинения
практи-
кум
59
Л.
Н.
Толстой.
Личность
писателя,
его
нравственно-философские
идеи,
картина
мира. Русская литература конца XIX века
как часть мировой литературы, особая роль
творчества Толстого.
лекция с
элемен-
тами
беседы
всемирная
литература
60
Мир
ребенка
глазами
юного
героя:
трилогия
«Детство»,
«Отроче ство»,
«Юность» (обзорно). Диалектика души.
семинар
61
Синтетический реализм. «Сложный» герой
в патриархальном мире: «Казаки». Герои-
правдоискатели.
лекция с
элемен-
тами
беседы
62
Женские
образы
и
проблема
свободы
в
творчестве Толстого: «Анна Каренина».
практи-
кум
63
П рои з вед е н и я ,
н ап и с а н н ы е
п о с л е
« а р з а м а с с ко г о
у ж ас а »
( о б з о р ) .
Назидательность и художественность: ро-
ман
«Воскресение»,
повесть
«Хаджи-
Мурат».
лекция
64
Эпопея «Война и мир» — роман-эпопея.
Историческое
повествование
Толстого
и
традиция исторических романов Вальтера
Скотта.
Смысл
названия.
Сюжетное
по-
строение. Особенности композиции.
беседа
роман-
эпопея
65
С и с т е м а
п е р с о н аж е й .
О б р а з ы
правдоискателей. Болконский и Безухов.
беседа
66
«Мысль народная». Народная война и
народная правда. Образ Каратаева.
беседа
67
Кутузов и Наполеон
беседа
68
Мысль семейная. Ростовы и Болконские.
беседа
69
Наташа Ростова и женщины в романе. Роль
женщины в семье и в общественной
жизни.
эвристи-
ческая
беседа
70
Историософские
отступления.
Образ
повествователя.
семинар
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения литературы ученик должен
знать
0*
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
1*
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
2*
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
3*
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
4*
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
5*
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать
фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
6*
определять
принадлежность
художественного
произведения
к
одному
из
литературных родов и жанров;
7*
выявлять авторскую позицию;
8*
выражать свое отношение к прочитанному;
9*
сопоставлять литературные произведения;
10*
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
11*
характеризовать
особенности
сюжета,
композиции,
роль
изобразительно-
выразительных средств;
12*
выразительно
читать
произведения
(или
фрагменты),
в
том
числе
выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
13*
владеть различными видами пересказа;
14*
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
15*
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
16*
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных
произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским
(родным) языком обучения);