Напоминание

"Литература 10 класс"


Автор: Савкина Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЦО 53
Населённый пункт: Тульская область Ленинский район п.Иншинский
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Литература 10 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение «Иншинская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н. Толстого» Ленинского района Тульской области Рассмотрена Утверждена на заседании кафедры «____»___________ «____»____________ Директор_________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Уровень образования: основное общее. Класс
: 10-11.
Учитель: Савкина Елена Александровна п. Иншинский

Пояснительная записка.
Стержневой методологической идеей программы для старших классов является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возрастным особенностям старшеклассников. Подросток не довольствуется элементарным чтением и анализом произведений, ему свойственно стремление к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира. Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и — шире — культурно- исторического процесса. При этом предполагается, что учитель, в зависимости от профиля школы и подготовленности учащихся, может использовать как весь материал, представленный в программе, так и часть его в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Указанный компонент государственного стандарта явился основой для отбора авторов и произведений, которым посвящены отдельные главы. Для изучения предлагается сравнительно небольшой круг писателей, каждый из которых представляет то или иное наиболее характерное явление литературного процесса. А совокупность творческих индивидуальностей позволяет увидеть многообразие художественно- философских и стилевых течений в русской литературе. Осуществление задач, предусмотренных настоящей программой, начинается в 10 классе. К концу учебного года десятиклассники должны научиться самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом книги), понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время, различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому. Серьезную роль в этом процессе призваны сыграть па- раллели с европейской литературой XIX столетия: учащемуся необходим контекст восприятия, он лучше поймет логику творческого развития Пушкина, знакомясь с художественным миром Байрона, а Гоголя — сопоставляя с Гофманом и Бальзаком. Особенно актуально это при изучении словесности первой половины XIX века, когда русская литература, сохраняя свою самобытность, осознанно «догоняла» европейскую. Впоследствии отечественные писатели все увереннее ощущали себя не учениками, а равноправными соучастниками общеевропейского литературного процесса, поэтому и подача зарубежного литературного материала при изучении второй половины XIX века должна меняться и качественно, и количественно. Особое внимание в программе уделяется единству теории и практики. Ключевые понятия теории литературы, связанные с подвижным, изменчивым литературным процессом (романтизм, реализм, натурализм, образ художественный, точка зрения героя, рассказчика и автора и др.), предлагается вводить не абстрактно, не на уровне обособленных формулировок, а на основе анализа конкретных произведений конкретных авторов. Тем более что многие из этих произведений (особенно пушкинской и гоголевской эпохи) учащимся уже знакомы по курсу литературы 5—9 классов. С одной стороны, это несколько упрощает задачу подготовки школьников к восприятию единого литературного процесса, к усвоению историко-культурных принципов изучения литературы, с другой — усложняет ее. В большинстве случаев образцовые произведения русских классиков известны десятиклассникам поверхностно, на недостаточно глубоком уровне. Оперировать знаниями, полученными в младших классах, приходится весьма избирательно, чтобы не сужать и не упрощать общее представление о золотом веке русской словесности. Из этого следует, что параллельно с изучением нового материала неизбежно придется обращаться к
усложненному повторению некоторых особенно значимых текстов («Бедная Лиза» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тарас Бульба» Гоголя и др.), что пол ностью соответствует принципу диалектического возвращения к условно-известному на новом витке развития: от простого к сложному и через сложное к простому. При этом, предлагая учителю оптимальный, с нашей точки зрения, набор тем для усложненного повторения, мы сохраняем за ним свободу выбора; в этих целях материал учебника для 10 класса содержит дополнительные главы, которые учитель сможет использовать в соответствии со своим индивидуальным планом — в рамках отведенных стандартами учебных часов. Так, вместо усложненного повторения «Бедной Лизы» или «Тараса Бульбы» он может обратиться к «Евгению Онегину» или «Мертвым душам», а вместо рекомендуемого нами «Горя от ума» заново прочитать с учащимися «Героя нашего времени». (Соответствующие материалы в учебнике имеются.) Главное, чтобы был соблюден сам принцип, сама идеология предлагаемого подхода; чтобы ученик осознал, насколько глубже, интереснее и сложнее может быть хорошо знакомое ему и кажущееся насквозь понятным произведение, если поставить это произведение в историко- литературный контекст. Вообще, период, изучаемый в 10 классе, играет особую роль в формировании русской национальной культуры. С одной стороны, невозможно изучить в пределах годичного курса набор ключевых текстов отечественной классики, с другой — нельзя лишать учащихся права расширить свой кругозор за счет дополнительного материала. Программа построена таким образом, чтобы учитель мог воспользоваться ее материалом как полностью, так и частично — в соответствии со своим собственным учебным планом, реальным количеством часов, уровнем подготовки учащихся и возможностями школьной библиотеки. При этом основной материал всегда отделяется от дополнительного. Так, в раздел «Поэты пушкинской поры» включены не только обязательные темы (творчество Баратынского и Рылеева), но и дополнительные (поэзия Вяземского, Дениса Давыдова, Кольцова). Некоторые сведения, от изучения которых можно легко освободить большинство учащихся, содержатся в разделах, посвященных зрелому европейскому романтизму и реакции русской литературы на его достижения, «натуральной школе», путям развития европейской драматургии и др. Главная цель программы для 10 класса — помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно. И подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе. Десятиклассник должен научиться видеть художественные явления в их развитии, т. е. перейти от концентрического изучения литературы к историко-литературному, научиться понимать логику литературного процесса, сопоставлять разные произведения. Поэтому, нарушая привычную логику школьного курса, программа предполагает изучение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина непосредственно после обзора идей натуральной школы. Это позволяет сразу ознакомиться с наиболее полным, ясным и четким художественным воплощением принципов натуральной школы. А потом на материале творчества И. А. Гончарова, И. С. Тургенева и особенно Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого наблюдать за тем, как русская литература постепенно усложняет задачи, стоящие перед реалистическим способом изображения жизни. Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственност и . XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века — это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда). Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации:
рубеж веков (1890—1917), 1920-е годы; 30-е — середина 50-х; 50—90-е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи. Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т. п.). Отчетливое понимание перегруженности школьника, его ф и з и ч е с ко й неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления в с е х произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение неболь - шого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах. Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки государственного стандарта, позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тен- денцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма. На изучение историко-литературного курса XIX— XX веков отводится 105 часов в 10 классе и 105 — в 11-м. Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература 19 – 20 вв. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007 и федерального компонента государственного стандарта образования.
Рабочая программа курса «Русская литература XIX—XX веков»

(10 класс общеобразовательных учреждений)
(105 часов)

Введение.
Русская литература конца XVIII—XIX века — основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах. Представление о золотом веке русской литературы, хронологические границы и духовно-нравственное содержание понятия.
Русская литература конца XVIII — начала XIX века.
Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально- экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Кризис идеалов Просвещения. От культа разума к культу сердца. Зарождение европейского сентиментализма. «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (в отрывках). Особенности восприятия идей европейского сентиментализма в отечественной культуре. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как поворотный пункт в развитии отечественной литературы, образец русского сентиментализма и предвестие русского романтизма, национальное своеобразие; жанр исповеди; образ рассказчика (повторение). Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха. Ода А. Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие». Общая характеристика творчества Г. Р. Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снегирь», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Ода «Бог». Басенное творчество И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Лягушка и Вол»). Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу. Теория литературы: сентиментализм и романтизм в русской литературе, роль рассказчика в повествовательной прозе, отличие позиции автора от позиции рассказчика и позиции рассказчика от позиции героя.
Поэзия русского романтизма.
Общее представление о художественных идеях, основных создателях поэзии русского романтизма (обзор). Роль В. А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое двоемирие, тема невыразимого, трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады. Полемика о народности литературы, поэтический спор П. А. Каренина с В. А. Жуковским. Роль Жуковского в создании литературного общества «Арзамас». Жанры поэзии русского романтизма: элегия, дружеское послание. Элегия «Мой гений» и послание К. Н. Батюшкова «Мои Пенаты»: исповедь романтика, тоскующего по классическому идеалу. В. А. Жуковский. Баллады «Светлана» (повторение), «Людмила», «Лесной царь», «Теон и Эсхин». Лирические стихотворения «Невыразимое», «Сельское кладбище» (повторение), «Певец во стане русских воинов». К. Н. Батюшков. Послание «Мои Пенаты». Элегия «Мой гений» (повторение). Теория литературы: жанр поэтического послания, романтическая элегия.
Русская литература и зрелый европейский романтизм.
Принципы романтического историзма в романах Вальтера Скотта, местный колорит, национальная традиция. Один из исторических романов писателя на выбор учителя (в отрывках). Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (повторение). «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина. Романтическая личность и творчество Дж. Г. Байрона. «Стансы к Августе». Поэма «Шильонский узник». Байронизм и русская поэзия.
Романтическая личность в русской литературе: образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (повторение). Теория литературы: жанр исторического романа.
А. С. Пушкин.
Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы; Пушкин о Чацком. Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. Любовная лирика «Михайловского периода» и новый образ лирического героя; тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня» (повторение),
«Погасло дневное светило...»
, «Редеет облаков летучая гряда...»,
«Свободы

сеятель пустынный...»
, «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк» (последние три — повторение),
«Подражание

Корану»
,
«Разговор

книгопродавца с поэтом», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...»,
«Арион», «Я вас любил...» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»,
«Элегия» («Безумных лет

угасшее веселье...»)
, «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти»,
«Вновь

я

посетил...»,
«Была пора: наш праздник молодой...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэмы. «Бахчисарайский фонтан»,
«Медный всадник»
. Роман в стихах «Евгений Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии», «Пиковая дама». «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»: вечный конфликт в конкретных исторических обстоятельствах. Столкновение общечеловеческих нравственных начал с нормами сословной этики. «Моцарт и Сальери»: вечный конфликт в условных исторических обстоятельствах. Столкновение противоположных, несовместимых принципов отношения к искусству. «Каменный гость»: вечный конфликт в условных обстоятельствах. Использование бродячего сюжета о герое-любовнике мировой литературы: конфликт человека с собственной судьбой. «Пир во время чумы»: вечный конфликт человека с его собственной душой. Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть.
Поэты пушкинской поры.
Отличие понятия «поэты пушкинской поры» от понятия «поэты пушкинской эпохи». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе золотого века. Предшественники Пушкина: Д. В. Давыдов («Современная песня»). Поэты, развивавшиеся обособленно от него: А. В. Кольцов («Песня пахаря», «Лес»). Наставники, ставшие литературными друзьями: П. А. Вяземский («Первый снег»). Представители следующего литературного поколения: Д. В. Веневитинов («Поэт»), А. И. Полежаев («Песнь погибающего пловца»). Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев («К временщику»). Собственно поэты пушкинской поры: А. А. Дельвиг («Не осенний частый дождичек...», «Вдохновение»), Е. А. Баратынский («Две доли», «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок...» (повторение), «Последний поэт», «Пироскаф». Поэма «Эда»). Теория литературы: поэтический цикл (на материале «Сумерек» Е. А. Баратынского); лирический сюжет.

Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов.

Романтизм и натуральная школа.
Поздние немецкие романтики. Творчество Э. Т. А. Гофмана. «Золотой горшок». Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и натуралистический прозе европейских писателей 1820—1830-х годов. «Последний романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки). Теория литературы: представление о реализме и натурализме как о литературных направлениях и творческих методах.
Н. В. Гоголь.
Гоголевский период в русской литературе. Противоречивая личность великого писателя. Религиозный идеал и социальная поэтика. Основные этапы творческого пути. Пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Влияние украинской народной культуры на картину мира, созданную в произведениях Гоголя. Внутренняя логика творческого пути писателя, основные этапы, связь с литературным процессом. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла «Миргород»: величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная современность («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Романтизм и натурализм в художественном мире Гоголя. Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек» как религиозно-философская и социально-нравственная категория. Комедия «Ревизор»: философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение). «Тарас Бульба», «Мертвые души» (повторение). Речевая характеристика героев. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Особенности гоголевского лиризма. Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души».
«Петербургские

повести»:

«Нос»,
«Записки сумасшедшего», «Шинель» (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы: понятие о гротеске.
М. Ю. Лермонтов.
Исторический и литературный фон 1830—1840-х годов. Драматичная судьба лермонтовского поколения. Личность писателя. Лермонтов как наследник и как творческий оппонент Пушкина, продолжатель русской романтической традиции, «последний романтик». Романтический конфликт и трагизм романтического сознания в творчестве Лермонтова. Полярность образов и категорий как принцип лермонтовской поэтики. Лермонтов — создатель русской психологической прозы. Отказ от напряженного сюжета ради усиления психологического эффекта. Анализ рассказчика и самоанализ героя в романе «Герой нашего времени» (повторение). Особенности компози- ции, которые подчинены основной задаче — раскрыть «историю души человеческой». Нравственно-философские проблемы романа. Образ главного героя — портрет целого поколения. Роль рассказчика и характер повествования. Стихотворения «Казачья колыбельная песня»,
«Есть речи — значенье...», «На

севере

диком

стоит

одиноко...»,

«Они

любили

друг

друга

так

долго...»,
«Тучи»,
«Молитва»

(«Я,

Матерь

Божия...»)
, «Ангел» («По небу полуночи ангел летел...»),
«Валерик»
, «Нет, я не Байрон — я другой...»,
«Как часто, пестрою толпою окружен...»,

«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»),

«Выхожу один я на дорогу.,.».
Драма «Маскарад».
П о э м а «Демон». Религиозно-философские мотивы, система художественных противоречий, автор и герой. Образ героини, тема страдания, греха и спасения. Связь с образом Демона в поэзии А. С. Пушкина. Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и замысел поэмы. Теория литературы: понятие «поэзии мысли», психологизм, психологическая проза, религиозно-философские мотивы.
Русская литература 1840—1860-х годов и натуральная школа.
Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: с п о р ы западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В. Г. Белинский. «Письмо к Н. В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности; альманах «Физиология Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть Д. В. Григоровича «Антон- Горемыка» — в отрывках). Натурализм и романтизм. Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850—1860-х годов. Роль жанра романа в раз- витии русской прозы. А. И. Герцен. «Кто виноват?». Н. Г. Чернышевский. «Что делать?». Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках). Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и учащихся).
«История одного города»
— одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык. Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов язык.
И. А. Гончаров.
Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творчестве Гончарова. Общая характеристика романной трилогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») как художественного целого. Художественная картина мира, созданная писателем. Злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Место Гончарова в истории русского романа. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»).
Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).
«Обломов».
Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Пе- тербург — два разных мира. Квартира Обломова — островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Противопоставление абсолютной пассивнос- ти и абсолютной активности. Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова. Творчество И. А. Гончарова в оценке критики. Н.А.Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Д.И.Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В.Дружинин. «Обломов». Роман И. А. Гончарова». Теория литературы: понятие «картина мира».
И. С. Тургенев.
Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева «Записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» — главный вопрос тургеневских героев. Проблема художественного времени в прозе Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и европейская романистика его эпохи (Г. Флобер. «Госпожа Бовари» — в отрывках). Тургеневская картина мира: естествен ность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Проблема «отцов и детей» в художественном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления одной социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Русская критика о творчестве Тургенева (Н. Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).
Роман «Отцы и дети».
Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А.Антонович. «Асмодей нашего времени». Д. И. Писарев. «Базаров», «Реалисты». Н. Н. Страхов. «Отцы и дети». И. С. Тургенев». Теория литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий «проза» / «поэзия» и «эпос» / «лирика».
А. Н. Островский.
Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в создании русского национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции «Москвитянина» к «Современнику». Комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» драматургия Островского. Народная драма «Гроза». Драматургия и жанр романа. Драматургические жан ры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Роль Островского в развитии русской комедийной традиции, влияние Грибоедова. Речевые характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния. Островский и европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен. «Пер Гюнт» — в отрывках). А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» (обзор). Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» (обзор). «Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского. Судьба русского дворянства в изображении Островского и в изображении Тургенева («Дворянское гнездо»). Система персонажей. Образы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.
«Гроза». «Бесприданница». (По выбору учителя и учащихся.)
Драма

«Гроза».
Образ Катерины: истинная патриархальность против патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской действительности в пьесах драматурга. Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве». Теория литературы: авторская позиция в драматургии.
Н. А. Некрасов.
Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Некрасов — редактор «Современника» и «Отечественных записок», организатор литературного процесса. Некрасов — новатор в области поэтической формы; некрасовские ритмы, народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения. Стихотворения
«Современная

ода»,

«В

дороге»,

«Мы

с

тобой

бестолковые

люди...»,

«Я

не

люблю

иронии

твоей...», «Колыбельная

песня»

(«Подражание

Лермонтову»),

«Поэт и гражданин»,
«Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),
«Рыцарь на час»,
«О Муза! я у двери гроба...»,

«Вчерашний день, в часу шестом…».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности композиции. Поэма Некрасова — «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие — композиционный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены. «Люди холопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова. Теория литературы: народность, новаторство.
Русская лирика второй половины XIX века.
Кризис лирической поэзии в 1840-е годы: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, о с воение гражданственного пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины века. Русская поэзия конца XIX столетия и приближение эпохи декаданса в европейской культуре. Религиозно-философские мотивы. А. Н. Плещеев. «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня». А. Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама...». Сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и учащихся). А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...».
А. К. Толстой. «Средь

шумного бала, случайно...», «История государства Российского...».
К. К. Случевский (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). С. Я. Надсон. «Друг мой, брат мой...». А. Н. Апухтин (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). В. С. Соловьев. «Ex oriente lux». Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы: антологическая лирика.
Ф. И. Тютчев.

Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский» цикл. Философская лирика. Ритмическое своеобразие лирики Тютчева. Стихотворения
«Silentium!», «He то, что мните вы, природа...»,
«
Эти бедные

селенья...»
,
«Нам

не

дано

предугадать...»,

«Умом

Россию

не

понять...»
,
«О,

как

убийственно мы любим...»
,
«Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух

растлился в наши дни...»,
«Природа-сфинкс», «Цицерон», «Последняя любовь»,
«Я

встретил вас — и все былое...»,
«Все отнял у меня казнящий Бог...». Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.
А. А. Фет
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета. Стихотворения «
На заре ты е е не буди...», «Непогода — осень — куришь...»,

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные

строки...»,

«Шепот, робкое дыханье...»,
«На стоге сена ночью южной...»,
«Это утро,

радость эта...», «Еще майская ночь...».
Теория литературы: жанр ноктюрна.
Н. С. Лесков.
Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» — обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (повторение).
«Очарованный странник».
Иван Флягин — герой-правдоискатель. Изображение не столько типического, сколько яркого, исключительного. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи. Теория литературы: понятие сказа.
Ф. М. Достоевский.
Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература. Особенности романов Достоевского. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положитель- но-прекрасном» герое (роман «Идиот»), проблема взаимодействия личности и социальной среды. Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения героя от точки зрения автора, полифонизм. Достоевский-публицист: «Пушкинская речь». Европейский реалистический роман (Ч. Диккенс. «Оливер Твист» — в отрывках).
«Преступление

и

наказание».
История создания. Психология героя-идеолога: образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа «Преступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце концов добровольно принимает на себя нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки бунта героя. Утрата веры в Бога — в центре внимания Достоевского. Сюжет романа и система персонажей. Преступление. Болезнь. Испытание. Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петербург Раскольникова. Идейный смысл романа.
Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.
Л. Н. Толстой.
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорно). Диалектика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидательность и художественность: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».) Эпопея
«Война и мир»
— синтез художественных исканий русской литературы XIX века.
«Война и мир».
Роман-эпопея. Историческое повествование Толстого и традиция исторических романов Вальтера Скотта. Смысл названия. Сюжетное построение. Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система персонажей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души». Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера. Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея.
Календарно-тематическое планирование

по литературе в 10 классе.

№ п/п Тема урока Тип урока Теория литературы Домашнее задание 1 Русская литература конца XVIII—XIX века — о снова российской культурной традиции.
Русская литература XIX века в

контексте

мировой

культуры
;
ее

о с н о в н ы е

т е м ы

и

п р о б л е м ы .
Представление о золотом веке русской литературы. лекция 2 Зарождение европейского сентиментализма
.

Историко-культурные и художественные

предпосылки

романтизма,

своеобразие

романтизма в русской литературе.
лекция сентиме- нтализм и романтизм 3 От Г. Р. Державина к В. А. Жуковскому. Роль В. А. Жуковского в зарождении русского романтизма. семинар 4 Художественный мир В. А. Жуковского. Обзор произведений писателя семинар 5 К. Н. Батюшков. Художественный мир поэта. «Мои пенаты»: исповедь романтика, тоскующего по классическому идеалу. беседа элегия, дружеское послание 6 Русская литература и зрелый европейский романтизм.
В. Скотт
.
Поэзия Байрона.
лекция историче- ский роман 7 Личность писателя, основные периоды творчества. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской ли- тературы XIX века.
Становление русского

языка.
лекция 8 Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы; Пушкин о Ч а ц ком . «Вольность»,
« П о г а с л о

д н е в н о е

с в е т и л о . . . » ,

« С в о б о д ы

с е я т е л ь

пустынный...»
лекция с элемен- тами беседы 9 Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. «Бахчисарайский фонтан». лекция- обзор 10 Любовная лирика « Ми ха й л о вс ко го периода» и новый образ лирического героя. «К морю», «Редеет облаков летучая гря- да...», «Я вас любил...» (повторение);
«Вновь я посетил…»
лекция с элемен- тами беседы 11 Т е м а п о э т а и п о эз и и в л и р и к е М и х а й л о в с ко го п е р и о д а .
«Разговор

книгопродавца

с

поэтом»,
«Пророк», «Поэту»,
«Подражание Корану»
, лекция с элемен- тами беседы 12 «Евгений Онегин» как любовный роман и как художественная энциклопедия русской жизни. Проблема героя и точки зрения автора. семинар 13 Татьяна и пушкинский идеал. эвристи- ческая
беседа 14 Пушкин-драматург. Драма « Б о р и с Годунов». Проблема «мнения народного» лекция- обзор с элемен- тами беседы народная драма 15 Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина.
«Медный

всадник»
, «Пиковая д а ма » ;
«Элегия»

(«Безумных лет угасшее веселье…»).
семинар 16 «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»: конфликт нравственных начал с нормами сословной этики. «Моцарт и Сальери»: несовместимых принципов отношения к искусству. семинар маленькая трагедия, стихо- творная повесть 17 «Каменный гость»: конфликт человека с собственной судьбой. «Пир во время ч ум ы » : ко н фл и кт ч е л о в е ка с е г о собственной душой.
Проблема судьбы.
семинар 18 Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов.
Формирование

реализма как новой ступени познания и

художественного

освоения

мира

и

человека. Э. Т. А. Гофман, О. де Бальзак
лекция- обзор Реализм и натурализм 19 Гоголевский период в русской литературе. Противоречивая лично сть в е л и ко го писателя. Основные этапы творческого пути. Влияние украинской народной культуры на картину мира, созданную в произведениях Гоголя. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла «Миргород»: величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная современ- ность («Повесть о том, как поссорился И в а н И в а н о в и ч с И в а н о м Никифоровичем»). лекция- обзор с элемен- тами беседы гротеск 20 Романтизм и натурализм в художественном мире Гоголя. Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек» как ре- лигиозно-философская и социально- нравственная категория.
«Шинель».
Комедия «Ревизор»: философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение). семинар
21 «Мертвые души» (повторение). Речевая характеристика героев. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Особенности го гол е в с ко го лиризма. Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души».
РР 2.
Написание классного сочинения по творчеству Н. В. Гоголя. практи- кум подготов- к а к сочинению по творчеству Н . В . Гоголя 22 Исторический и литературный фон 1830— 1840-х годов. Драматичная суд ь б а лермонтовского поколения. Лермонтов как наследник и как творческий оппонент Пушкина. лекция 23 Ст и хот во р н а я д р а ма « М а с к а р а д » . Параллели с трагедией У. Шекспира «Отелло» и комедией «Горе от ума» А. Грибоедова Поэма «Демон». Религиозно-философские мот ив ы , сист ема худ ож е с т в е н н ы х п р о т и в о р е ч и й , а в т о р и г ерой. Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и замысел поэмы. П о э м а «Демон». Образ героини, тема страдания, греха и спасения. Связь с образом Демона в поэзии А. С. Пушкина. практи- кум религиозно- философс- кие мотивы 24 Лирика Лермонтова. Основные мотивы.
« К а к

ч а с т о ,

п е с т р о ю

т о л п о ю

окружен…», «Валерик», «Сон»
и др. Анализ произведений:
«Молитва»

(«Я,

Матерь Божия...»)
,
«Выхожу один я на

дорогу…».
семинар поэзия мысли 25 Л е рм о н т о в — с о зд ат е л ь р у с с ко й психологичес к о й п р о з ы . О т к а з о т напряженного сюжета ради усиления психологического эффекта. Ана лиз рассказчика и самоанализ героя в романе «Герой нашего времени» (повторение). семинар психологизм психоло- гическая проза 26 Образ главного героя — портрет целого поколения. Роль рассказчика и характер повествования.
РР 3.
Подготовка к домашнему сочинению практи- кум сочинение
27 Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового литературного процесса.
Национальное

самоопределение русской литературы.
Писатели-шестидесятники (общий обзор).
Споры

о

путях

улучшения

мира:

революция

или

эволюция

и

духовное

возрождение человека.

Расцвет русского

романа.
лекция- обзор жанр и худ. метод 28 Сатирический очерк и натуральная школа. Пробл е м а и д е а л а в с а т и р и ч е с ко м т в о р ч е с т в е С а л т ы к о в а - Щ е д р и н а . Фантасмагорические образы и социальная реальность.
« И с т о р и я

о д н о г о

г о р о д а »
.
Аналитический характер русской прозы,

ее

социальная

острота

и

философская

глубина.
Особенности сюжета. Язык и с т и л ь п р о и з в е д е н и я , ф о л ь клорные традиции. лекция- обзор эстетиче- ский идеал и идеал дух.- нравствен- ный эзопов язык 29
И.

А.

Гончаров.
Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творчестве Гончарова. Общая характеристика романной т р и л о г и и Гончарова как художественного целого. Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в т в о р ч е с т в е Г о н ч а р о в а .
«Фрегат

«Паллада»
(дополнительное чтение). лекция с элемен- тами беседы картина мира 30
« О б л о м о в » .
П е ч а л ь н ы й р о м а н о замечательном ленивце. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя. Квартира Обломова — островок Обломовки в чужом мире. Провинция и столица. Обломовка и Пе- тербург — два разных мира. Обломов и Штольц. Дружба-противо- стояние. Противопоставление абсолютной пассивности и абсолютной активности. беседа 31 Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова. Проблема национального характера: Гончаров и
М. Твен.
беседа Творчество И. А. Гончарова в оценке критики. Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев. А.В.Дружинин.
РР 4.
Подготовка к домашнему сочинению семинар сочинение 32
И.

С.

Тургенев.
Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева «Записки охотника». Проблема художе ственного времени в п р о з е лекция цикл рассказов как худ. единство;
Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и
Флобер.
проза- поэзия, эпос-лирика 33
Роман

«Отцы

и

дети».
Злободневность романа. Основной конфликт романа и средства его выражения. лекция с элемен- тами беседы 34 Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и е го последователи. Автор и Базаров. беседа практи- кум 35 П р о б л е м а « о т ц о в и д е т е й » в худ ож е с т в е н н ом м и р е Ту р г е н е в а . «Нигилизм» и «идеализм» как д ва проявления одной социальной болезни. эвристи- ческая беседа 36 Роман Тургенева в русской критике. М.А.Антонович, Д. И. Писарев, Н. Н. Страхов.
РР 5.
Подготовка к домашнему сочинению семинар Сочинение 37
А. Н. Островский.
Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в
формировании

национального театра.
Драматургические жанры Островского. Островский и европейский театр
(Г. Ибсен)
«Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского. Судьба русского дворянства в изображении Островского и в изображении Тургенева лекция авторская позиция в драматургии 38
Драма «Гроза».
Образ Катерины: истинная патриа р х а л ь н о с т ь п р о т и в патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Символика пьесы.
Осмысление взаимодействия характера

и обстоятельств.
эвристи- ческая беседа 39 Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».
РР 6.
Подготовка к домашнему сочинению практи- кум Сочинение 40
Н.

А.

Некрасов.
Личность поэта. Общественные идеалы, литературная п о з и ц и я . Н е к р а с о в — р е д а к т о р «Современника» и «Отече ственных записок».
Традиции

и

новаторство

в

поэзии.
Н е к р а с о в — н о в а т о р в о б л а с т и поэтической формы; некрасовские ритмы, народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»);
«В дороге»
лекция с элемен- тами беседы новаторство 41 Тема поэта и поэзии в творче стве практи-
Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ на- рода. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения.
«Поэт

и

Гражданин», «Вчерашний день, часу в

шестом…», «О Муза! Я у двери гроба»,

« Э л е г и я »

( П ус к а я

н а м

г о в о р и т

изменчивая

мода…»,

«Мы

с

тобой

бестолковые люди» и др.
кум 42
« Ко м у

н а

Р у с и

ж и т ь

х о р о ш о » .
Особенности композиции.
Нравственные

устои

и

быт

разных

слоев

русского

общества.
Путешествие — компози- ционный стержень поэмы. практи- кум 43 Отражение в поэме всех граней народного бытия. Образ народа. Народная правда. Народ и помещики. Фольклор в поэме. практи- кум народность 44 Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова.
РР 7.
Подготовка к домашнему сочинению эвристи- ческая беседа, практи- кум Сочинение 45
Русская

лирика

второй

половины XIX

века.
Кризис лирической поэзии в 1840-е годы. Поэзия А. К. Толстого.
«Коль

любить,

так

без

рассудку…»
,
«Против

течения»
,
«Слеза

дрожит

в

твоем

ревнивом

взоре».
Лирика европейских поэтов:
Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо.
лекция антоло- гическая лирика 46
Ф.

И.

Тютчев.
Личность поэта и его лирический герой. Художественный мир Тю т ч е в а . А н а л и з с т и х о т в о р е н и й
«Silentium!»,

«Не

то,

что

мните

вы,

природа…», «Умом Россию не понять»,

«О, как убийственно мы любим…», «нам

не дано предугадать…», «К. Б.»
и др.
А.

А.

Ф е т.
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета. Анализ стихотворений
«Это утро, радость эта»,

«Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь.

Луной был полон сад. Лежали…», «Еще

майская ночь» и др.
практи- кум философ- ская лирика, натур- филосо-фия, поэтиче- ский цикл жанр ноктюрна 47
Н.

С.

Ле сков.
Личность писателя. Концепция русского н а ц ионального характера в творчестве Лескова. Взаимо- действие с русским фольклором. лекция с элемен- тами беседы 48
«Очарованный

странник».
Иван Флягин — герой-правдоискатель. Авторская иро- ния по отношению к рассказчику. Близость к народной речи. практи- кум 49
Ф. М. Достоевский.
Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. лекция
«Маленький человек» в романе «Бедные люди».
Проблема человека и среды.
50
Преступление

и

наказание». Развитие

п с и х о л о г и з м а .
О б р а з Р о д и о н а Раскольникова, морально-философские проблемы романа.
Идея

нравственного

самосовершенствования.
эвристи- ческая беседа герой- идеолог 51 Сюжет романа и система персонажей. беседа 52 Преступление.
Понимание

свободы

как

ответственности за совершенный выбор.
беседа 53 Испытание. Соня, Свидригайлов и Раскольников. беседа 54 Наказание. Порфирий Петрович. беседа 55 Художественное время и художественное пространство в романе. практи- кум 56 Петербург Раскольникова. практи- кум 57 Преступление как наказание. Идейный смысл романа. эвристи- ческая беседа Подготов- ка к напи- санию сочинения 58
РР 8.
Написание классного сочинения практи- кум 59
Л.

Н.

Толстой.
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. лекция с элемен- тами беседы всемирная литература 60 Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отроче ство», «Юность» (обзорно). Диалектика души. семинар 61 Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои- правдоискатели. лекция с элемен- тами беседы 62 Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». практи- кум 63 П рои з вед е н и я , н ап и с а н н ы е п о с л е « а р з а м а с с ко г о у ж ас а » ( о б з о р ) . Назидательность и художественность: ро- ман «Воскресение», повесть «Хаджи- Мурат». лекция 64 Эпопея
«Война и мир»
— роман-эпопея. Историческое повествование Толстого и традиция исторических романов Вальтера Скотта. Смысл названия. Сюжетное по- строение. Особенности композиции. беседа роман- эпопея 65 С и с т е м а п е р с о н аж е й . О б р а з ы правдоискателей. Болконский и Безухов. беседа 66 «Мысль народная». Народная война и народная правда. Образ Каратаева. беседа 67 Кутузов и Наполеон беседа
68 Мысль семейная. Ростовы и Болконские. беседа 69 Наташа Ростова и женщины в романе.
Роль

женщины в семье и в общественной

жизни.
эвристи- ческая беседа 70 Историософские отступления. Образ повествователя. семинар
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения литературы ученик должен

знать
0* содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; 1* наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); 2* основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; 3* историко-культурный контекст изучаемых произведений; 4* основные теоретико-литературные понятия;
уметь
5* работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); 6* определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; 7* выявлять авторскую позицию; 8* выражать свое отношение к прочитанному; 9* сопоставлять литературные произведения; 10* выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 11* характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств; 12* выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; 13* владеть различными видами пересказа; 14* строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; 15* участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; 16* писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);


В раздел образования