Интегрированный урок "Окружающий мир - русский язык - литература - труд"
Автор: Ковязина Елена Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Гимназия № 25" Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Интегрированный урок "Окружающий мир - русский язык - литература - труд" Раздел: начальное образование
Интегрированный урок «Окружающий мир- русский язык -литература- труд»
Тема урока: Горы. Корень слова.
Цель:
представить учащимся целостную картину мира гор путем интеграции,
Закрепить знания учащихся о корне слова и правописании географических названий,
Формировать у учащихся умение находить в художественных текстах выразительные средства языка;
Развивать творческое воображение учащихся, воспитывать любовь к Уральскому краю, родной природе,
Познакомить с опасностями, которые встречает человек в горах,
Формировать умение работать с пластилином,
Расширять словарный запас учащихся.
Планируемый результат
Предметные умения
узнавать изученные объекты и явления неживой природы;
пользоваться картой;
использовать различные справочные издания для создания собственных мыслей и высказываний.
Личностные УУД:
формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии, формирование эстетических потребностей.
Регулятивные УУД:
организация рабочего места.
Познавательные УУД:
добывать новые знания, проводить сравнения по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к решению при организации учебной деятельности в паре, строить
монологическую речь, слушать других.
Организация пространства
Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная)
Фронтальная, индивидуальная, в парах
Ресурсы (учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО, компьютер, проектор)
Технологии обучения: технология создания учебных ситуаций, исследовательская технология. ИКТ технология,
здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - поисковый, по источнику знаний: наглядный,
словесный, практический.
Формы организации деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Организованное начало урока.
2. Мотивация к учебной деятельности.
У. -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный, но очень интересный урок. А начнём - с игры.
Внимательно послушайте, если вы согласны с моим утверждением, хлопните в ладоши 1 раз, если думаете иначе, то
хлопать не надо. Давайте попробуем.
«Я пришёл сегодня в школу с хорошим настроением».
«У меня в классе много друзей».
«Я люблю наблюдать и узнавать что-то новое».
«Я люблю читать».
«Я готов помогать товарищам в трудную минуту».
«Мне нравится путешествовать».
- Я благодарна вам за эти минуты откровения. Оказывается, у нас с вами много общего: я тоже люблю узнавать что-то
новое, помогаю людям и тоже люблю путешествовать.
- А можно ли путешествовать, не выходя из дома?
-Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Земле, не выходя из класса. Для этого нам понадобятся
определённые знания. Многое вы уже знаете, а что-то новое, возможно, узнаете сегодня.
- открываем тетради по русскому языку.
Пишем число, классная работа, вспомним правила красивого письма.
У.-А теперь посмотрите, какую змейку из строчных письменных букв я вам приготовила.
брвурокастгеловозгргорадагяавное
Запишите буквы этой змейки в тетрадь. На что вы обратили внимание, когда писали буквы?
Д.- Среди букв спрятались слова.
У.- Какие слова, давайте запишем слова.
Главное слово урока – гора. Запишем слово, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную. Как её проверить?
Что обозначает это слово? Составим предложение.
Тема урока «Гора». Определим цель урока.
3. Открытие новых знаний.
Мы узнали ключевое слово урока. Теперь познакомимся с лексическим значением слова «гора». (Работа с толковым
словарем Ожегова).
У. Ребята, а вам приходилось употреблять это слово в переносном значении, во фразеологических оборотах?
Посмотрите на доску. Вот несколько таких устойчивых оборотов.
Горы книг (нагромождение, куча). Переделать гору дел (очень много работы). Как гора с плеч (отпала тяжёлая забота).
Не за горами (скоро что-то наступит) Примеры.
4. Знакомство с горой как с формой земной поверхности.
У.- На уроках окружающего мира знакомимся с формами земной поверхности. Перечислите, какие
Формы земной поверхности вы знаете?
Д.- холмы, овраги, горы, озёра, реки.
У.- как с помощью условных знаков они обозначаются на карте. Поработаем с картой. Посмотрите на эти карты,
определите, что на них изображено и выберите слова, относящие к данной формам земной поверхности. (Дети
распределяют слова по условным обозначениям.) Что вы можете сказать о словах, подобранных к каждой карте?
Д.- это однокоренные слова.
У.- А какие слова называют однокоренными?
Д.- Имеющий общий корень.
У.- А что такое корень?
Д.- Это главная часть слова, в которых заключен общий смысл всех однокоренных слов.
У.- А что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?
Д.- Подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
У. - Давайте запишем однокоренные слова к слову «гора» и выделим корень. Уточним значение некоторых слов.
Предгорье, нагорье, горец, горняк.
5. Знакомство с теоретическим материалом о горах.
У.- Познакомимся со строением горы (работа с таблицей).
У.- Зарисуем схему строения горы в тетради. Высота гор определяется их подъемом над уровнем океана.
Низкие горы- от 500до 1500м.
Средние горы – от 1500 до 3000м.
Высокие горы от 3000м и выше.
Самые высокие горные вершины мира (работа с таблицей).
Познакомимся с названиями некоторых гор (работа с учебником, картой)
6. Повторение о правописании географических названий. Запись в тетради.
7. Знакомство с Уральскими горами.
У.- Мы с вами живем на Урале, на уральских горах и можем поговорить о них. Уральские горы называют «Каменным
поясом Урала» Это старые, а значит, низкие горы, они возникли несколько сотен миллионов лет назад. Горы
представляют собой горные цепи, протянувшиеся с Севера на Юг более, чем на 2000км. Ширина каменного пояса
невелика: 200км. а местами сужается до 50 км. Самые высокие вершины Урала (работа с таблицей), сравнение с
мировыми вершинами.
8.Знакомство с полезными ископаемыми.
У. –Уральские горы – кладовая полезных ископаемых. Познакомимся с некоторыми из них (работа с коллекцией)
9. Знакомство с художественными текстами.
У.- Мы много узнали о горах. Горы – это явление не до конца изученное, таинственное и неповторимое. Давайте
посмотрим, какими виделись горы людям творческим, писателям и поэтам. У вас на столе есть 4 отрывка из
произведений М.Ю. Лермонтова, Ч. Айтматова, В. Короленко. Прочитаем эти тексты. Какие выразительные средства
используют писатели в описании природы в горах? (эпитеты, метафору, олицетворение, сравнение) Давайте попробуем
найти в текстах эти средства.
Д. – Передают свои чувства при описании красоты природы гор.
10. Определение опасностей, подстерегающих людей в горах.
У.- Путь в горы долог и опасен, склоны не всегда пологи, а бывают очень круты. Кроме того, в горах человека
подстерегают ряд опасностей, так как погода в горах непредсказуема (работа с таблицей). Кроме того, в горах понижено
содержание кислорода, чем выше поднимаешься, тем труднее дышать. В горах очень высокая солнечная радиация, что
может вызвать ожоги, тепловой удар. Самонадеянность и беспечность в поведении в горах не допустимы. Походы в
горы требуют серьезной подготовки и возможен только в том случае, если члены группы имеют уже необходимый опыт,
а ведет группу знающий инструктор.
11. Лепка из пластилина макета участка горной поверхности.
Теперь мы знаем о горах многое. Нам осталось включить творческое воображение и поработать руками. Сейчас вы из
пластилина будем лепить макет участка горной поверхности.
12. Итог урока. Рефлексия.
Какое ключевое слова было на уроке?
-Где пригодятся полученные знания?
-Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? (Ставим оценки).
-Оцените свою работу на уроке, д ля этого нарисуйте флажок на карточке с изображением горы.
-Взгляните на свою гору знаний. Кому удалось подняться на вершину?
-Молодцы! А вы знаете, что покорителям вершин вручается значок « Покоритель высочайших гор».
Сегодня я всем на память хочу подарить фигурки обитателя гор - снежного барса.
(Показываю)
-Спасибо за урок!